Регулировка стояночного тормоза уаз 31512: Ремонт стояночного тормоза автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519

Ремонт стояночного тормоза автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519

В статье рассмотрим регулировочные и ремонтные работы механизма и привода ручника автомобиля

Стояночный тормоз регулируем, если ход рычага стал более половины его максимального хода (7–8 щелчков), или автомобиль не удерживается на уклоне

Вывешиваем заднее колесо автомобиля

Включаем нейтральную передачу в раздаточной коробке и отключаем передний мост

Переводим рычаг стояночного тормоза в крайнее переднее положение

Закручиваем ключом на 11 регулировочный винт до тех пор, пока тормозной барабан ручного тормоза не перестанет прокручиваться от руки

Откручиваем регулировочный винт на 5-6 щелчков (1/3-1/2 оборота винта), чтобы барабан свободно вращался

Регулируем тягу привода, для этого откручиваем ключом на 13 контргайку регулировочной вилки

Расшплинтовываем плоскогубцами и вынимаем палец, соединяющий вилку и рычаг привода разжимного устройства

Вращая регулировочную вилку, совмещаем отверстие в вилке и рычаге, устанавливаем палец, шплинтуем его и затягиваем контргайку

Проверяем правильность регулировки стояночного тормоза

Автомобиль на уклоне 23 % должен удерживаться стояночным тормозом при отведении его рычага на 4–5 щелчков

Устанавливаем автомобиль на смотровой канаве или подъемнике

Снимаем задний карданный вал, как указано в статье «Как снять карданную передачу автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519»

Откручиваем винт регулировочного устройства, сводим колодки, как указано выше

Отверткой откручиваем два винта крепления барабана

Подводим домкрат под картер коробки передач, поднимаем силовую установку так, чтобы поперечина не мешала снять тормозной барабан

Снимаем тормозной барабан

С внутренней стороны придерживаем стержень тормозной колодки

Нажимаем на чашку, сжимая пружину

Поворачиваем чашку пружины на 90°. При этом прорезь на чашке совместится с выступами стержня

Снимаем чашку с пружиной и вынимаем стержни колодок

Большой отверткой отжимаем нижний край колодки и выводим его из паза поршня регулировочного механизма

Оттягиваем рукой верхний край колодки и выводим колодку из паза поршня разжимного устройства

Отсоединяем от колодки стяжные пружины и снимаем колодку

Также снимаем другую колодку

Устанавливаем колодки в обратной последовательности

Перед установкой барабана отсоединяем регулировочную вилку от рычага привода разжимного устройства

При этом колодки будут полностью сведены. Регулируем привод стояночного тормоза, как описано выше

Снятие механизма привода стояночного тормоза

Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву

Переводим рычаг ручника в крайнее переднее положение

Головкой на 10 откручиваем одиннадцать болтов крепления левой части облицовки пола

Снимаем с отбортовок облицовки резиновые уплотнения рычагов ручника и переключения коробки передач и проводим их в отверстия

Снимаем левую часть облицовки пола

Отсоединяем регулировочную вилку от рычага привода разжимного устройства

Откручиваем ключом на 17 две гайки крепления кронштейна рычага ручника, удерживая болты ключом на 14

Снимаем рычаг с тягой привода

Снимаем тормозной барабан и колодки

Головкой на 10 откручиваем шесть болтов крепления правой части облицовки пола

Снимаем правую часть облицовки

Расшплинтовываем плоскогубцами рычаг привода разжимного устройства

Снимаем рычаг с оси

Откручиваем ключом на 14 два болта крепления разжимного устройства

Снимаем разжимное устройство, придерживая его поршни от выпадения

С другой стороны щита снимаем специальную шайбу

Головкой на 14 откручиваем два болта крепления регулировочного устройства

Снимаем регулировочное устройство

Собираем механизм стояночного тормоза в обратной последовательности

При установке разжимного и регулировочного устройств ориентируем их таким образом, чтобы ушки крепления стяжных пружин, выполненные на их корпусах, были обращены к валу раздаточной коробки

Техническое обслуживание стояночного тормоза, а/м УАЗ-31512

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения

стр. 4

Основные неисправности

стр.

Инструменты и приспособления

стр.

Порядок выполнения работ

стр.

Техника безопасности

стр.

Список литературы

стр.

Графическая часть

стр.

Общие сведения

Техническое обслуживание стояночного тормоза, а/м УАЗ-31512

Стояночный тормоз (рис.1) – ручной механический, трансмиссионный. Усилие от рычага, установленного в салоне, передается на две колодки, размещенные внутри тормозного барабана. Две колодки расположенными внутри барабана, барабан установлен на раздаточной коробке и действует на задний карданный вал автомобиля. Барабан закреплен винтами на фланце вала привода заднего моста раздаточной коробки.

Устройство стояночного тормоза показано на рис.1.

В верхней части тормозного щит двумя болтами крепиться корпус разжимного механизма, в отверстия которого вставлены толкатели. Толкатели с внутренней стороны имеют цилиндрические выемки, расположены под углом к осям толкателей. В этих выемках перемещаются при затормаживании два шарика разжимного механизма, расположенных в отверстии корпуса шариков. Колпак защищает разжимной механизм от попадания в него грязи.

В нижней части тормозного щита двумя болтами закреплен корпус регулировочного механизма, в отверстия которого вставлены опоры колодок тормоза.

Между опорами помещаются разжимной сухарь, в паз которого входит пластинчатая пружина регулировочного винта, служащая для его фиксации. Регулировочный винт 7 ввернут в корпус регулировочного механизма. На конце винта имеется фланец с 12-ю прорезями, к которому штифтом прижата пластинчатая пружина, имеющая возможность проворачиваться вокруг него.

При завертывании регулировочный винт своим торцом нажимает на сухарь, который перемещает опоры колодок и раздвигает нижние концы колодок.

Заглушка защищает регулировочный механизм от попадания в него грязи.

В пазы толкателей и опор своими концами входят колодки. Колодки прижимаются к пазам стяжной пружиной.

Обе колодки тормоза одинаковые. К щиту тормоза колодки поджимаются с помощью пружины, стержня и чашки.

Щит тормоза закрепляется четырьмя болтами на крышке раздаточной коробки. Для предохранения тормоза от попадания в него масла под болты крепления тормозного щита установлен маслоотражатель с прокладкой.

Просочившееся масло отбрасывается отражателем фланца карданного вала в маслоотражатель тормоза и по специальному отверстию в щите вытекает наружу.

Барабан тормоза установлен на центрирующем поясе фланца заднего карданного вала и фиксируется на нем двумя винтами.

Крепление барабана к фланцу осуществляется через вилку карданного вала четырьмя болтами. Тормозной барабан подвергается статической балансировке, которая осуществляется высверливанием металла из обода барабана.

Привод тормоза состоит из тяги, регулировочной вилки и рычага привода.

Перечень возможных неисправностей стояночного тормоза

№ п/п

Наименование неисправностей

Вероятная причина

Метод устранения

1

Увеличенный ход рычага тормоза

Увеличенный зазор между колодками и барабаном

Увеличенная длина тяги привода

Отрегулировать зазор. Если фрикционные накладки сильно изношены, то заменить накладки или колодки

Отрегулировать длину тяги привода

2

Тормоз не затормаживается

Заедание или коррозия деталей разжимного механизма

Изношены или замаслены накладки колодок

Неправильная регулировка зазора или длины тяги

Разобрать разжимной механизм, промыть и смазать его детали

Устранить причину замасливания накладок. Заменить накладки колодок или удалить масляные пятна на накладках, промывая их в бензине или керосине с последующей зачисткой наждачной бумагой или металлической щеткой

Отрегулировать зазор или длину тяги

3

Тормоз не растормаживается (нагрев тормозного барабана)

Ослабление или поломка стяжных пружин колодок тормозов

Заедание разжимного механизма

Неправильная регулировка зазора или длины тяги

Заменить пружины

Разобрать разжимной механизм, промыть и смазать детали

Отрегулировать зазор или длину тяги

Инструменты и приспособления

Гаечный ключ на 17

Отвертка плоская

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Обслуживание стояночного тормоза состоит в периодической проверке состояния тормоза и его привода, надежности креплений, регулировке и очистке от грязи , смазке деталей разжимного и регулировочного механизмов, а также в устранении возникающих неисправностей.

Колодки тормоза очищать от пыли и грязи, в случае «засмоления» поверхностей накладок зачистить их наждачной бумагой. Замасленные накладки сменить или же, опустив на 20-30 мин в бензин, тщательно очистить наждачной бумагой или металлической щеткой.

Если накладки износились настолько, что глубина утопания заклепок стала менее 0,5 мм, то колодки или накладки сменить. Вновь приклепанные накладки прошлифовать так, чтобы их диаметр был на 0,2-0,4 мм меньше диаметра тормозного барабана. Несмотря на герметизацию разжимного и регулировочного механизмов, в них постепенно накапливается грязь, поэтому механизмы (особенно разжимной) периодически необходимо разбирать, очищать от грязи и закладывать свежую смазку. При этом смазка не должна попадать на барабан и фрикционные накладки.

Регулировку тормоза производить, когда ход рычага тормоза (рис.1 поз.2) становится более половины своего максимального хода и эффективность торможения становится недостаточной.

Регулировку зазоров между колодками и барабаном производить в следующей последовательности:

  • Поставить рычаг включения понижающей передачи в раздаточной коробке в нейтральное положение и выключить передний мост.

  • Переместить рычаг стояночного тормоза в крайнее переднее положение.

  • Поднять домкратом автомобиль со стороны заднего колеса.

  • Завернуть регулировочный винт так, чтобы тормозной барабан усилием руки не проворачивался.

  • Отвернуть регулировочный винт на4-6 щелчков (1/3 – ½ оборота), чтобы барабан свободно вращался.

Регулировку длины тяги привода производить в следующей последовательности:

  • Поставить рычаг тормоза в крайнее переднее положение.

  • Отвернуть контргайку регулировочной вилки, расшплинтовать и вынуть палец, соединяющий вилку и рычаг привода тормоза.

  • Выбрать все зазоры в приводе, вращая регулировочную вилку.

  • Отвернуть регулировочную вилку на 1,5-2 оборота, совместить отверстия в вилке и рычаге, поставить палец, зашплинтовать его и затянуть контргайку.

При правильной регулировки стояночного тормоза автомобиль должен затормаживаться при установке собачки рычага в 3-ю или 4-ю впадину сектора, считая от задней части (3-4 щелчка).

Снятие, разборка и сборка стояночного тормозного механизма

Снятие тормозных колодок производите в следующем порядке:

  • Отсоедините задний карданный вал от раздаточной коробки.

  • Отверните два винта крепления тормозного барабана к фланцу и снимите его. Для облегчения снятия барабана полностью выверните регулировочный винт.

  • Снимите верхние чашки отжимных пружин , снимите пружины, нижние чашки и выньте стержни.

  • Снимите стяжные пружины и тормозные колодки.

Установку колодок и сборку тормозного механизма производите в обратном порядке, обратив внимание на то, что обод колодки относительно ребра несимметричен, и устанавливать колодки необходимо так, чтобы к тормозному щиту они были обращены стороной с меньшим вылетом

Снятие и разборку разжимного механизма производите в следующем порядке:

  • Отверните два болта крепления корпуса разжимного механизма.

  • Снимите ограничитель корпуса шариков.

  • Снимите корпус разжимного механизма.

  • выньте из корпуса разжимного механизма корпус шариков с шариками и толкатели.

При снятии и разборке разжимного механизма соблюдайте осторожность, чтобы не потерять толкатели или шарики. Колпак из корпуса регулировочного механизма выпрессовывать не следует.

Производить полную разборку регулировочного механизма не рекомендуется, так как для этого необходимо выпрессовывать из корпуса заглушку. При частичной разборке для снятия опор колодок не следует снимать со щита регулировочный механизм.

Запрещается проверять работу стояночного тормоза при трогании с места или при движении. Работу стояночного тормоза проверять только на уклоне.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

1. Перед началом работ, привести в порядок рабочую одежду, застегнуть рукава, заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов.
2. При ремонте автомобилей, работающих на этилированном бензине, надеть соответствующую спецодежду и спецобувь.

3. Внимательно осмотреть рабочее место, убрать все мешающие в работе предметы.

4. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не будет слепить глаза.

5. Рабочий инструмент и детали расположить в удобном и безопасном для пользования порядке.

6. Убедиться в том, что рабочий инструмент, приспособления и средства индивидуальной защиты исправны и соответствуют требованиям техники безопасности.

Необходимо, чтобы:

— гаечные ключи не имели выработки зева и строго соответствовали размерам гаек и болтов.

пользоваться подкладками к гаечным ключам между гранями ключа и гайки, наращивать гаечные ключи трубами и другими предметами запрещается;

7. Вовремя работы необходимо быть внимательным, не заниматься

посторонними делами, не отвлекать внимания других.

Запрещается:

прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электроприводам,

арматуре общего освещения и открывать дверки электрошкафов;

— стоять или находиться под поднятым грузом или вблизи него;

8. Работать под автомобилем вне осмотровой канавы, эстакады
или подъемника только при наличии лежаков. Работать на полу (земле) запрещается.

9. Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля выполнять при неработающем двигателе, за исключением регулировки карбюратора, проверки электрооборудования и тормозной системы.

10. При постановке, а/м на пост технического обслуживания или ремонт, автомобиль затормозить с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу, выключить зажигание (подачу топлива), под колеса подложить не менее двух упоров (башмаков).

11. Рабочее место содержать в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Не допускать небрежного обращения с маслом, нигролом, солидолом и бензином. Сливать масло и воду только в специальную тару.

12. В случае травмирования или недомогания прекратить работу,
известить об этом механика и обратиться в медпункт.

13. По окончании работ, привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить на отведенное для них место.

14. Сообщить механику обо всех нарушениях и неполадках, выявленных в процессе работы.

15. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом. После работы с этилированным бензином обязательно принять теплый душ

16. Мыть руки в масле, бензине, дизельном топливе и вытирать их ветошью загрязненной опилками и стружкой, запрещает

Литература

Макаров А. И. Ульяновск «Дом печати» 2000

Графическая часть

Рис.1

Разжимное устройство

Регулировочное устройство

Рис.2

Стояночная тормозная система: 1-кнопка рычага; 2-рычаг; 3-сектор; 4-тяга; 5-рычаг; 6-регулировочная вилка; 7-тормозной барабан; 8-толкатель; 9-шарики; 10-корпус шариков; 11-тормозная колодка; 12-чашка; 13-стяжная пружина; 14-разжимной сухарь; 15-опора колодки; 16-пружина карданного шарнира; 17-вал раздаточной коробки; 18-винт регулировочного устройства; 19-выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 20-гайки.

11

Ремонт стояночного тормоза автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519

В статье рассмотрим регулировку и ремонтные работы механизма и привода ручника автомобиля

Стояночный тормоз регулируемый, если ход рычага стал больше половины его максимального хода (7-8 щелчков), или автомобиль не держится на уклоне

Вывешивание заднего колеса автомобиля

Включаем нейтральную передачу в передаче случае и выключите передний мост

Перевести рычаг стояночного тормоза в крайнее переднее положение

Закручиваем регулировочный винт ключом до прекращения вращения барабана ручного тормоза от руки

Выкручиваем регулировочный винт на 5-6 щелчков (1/3 -1/2 оборота винта) чтобы барабан вращался свободно

Регулируем тягу привода, для этого откручиваем ключом 13

плоскогубцами контргайку регулировочной вилки и снимите штифт, соединяющий вилку и рычаг привода расширителя

Поворачивая регулировочную вилку, совмещаем отверстие в вилке и рычаге, устанавливаем штифт, шплинтуем и затягиваем контргайку

Проверка правильности регулировки стояночного тормоза

Автомобиль на уклоне 23% должен удерживаться стояночным тормозом при убранном рычаге 4-5 щелчков

Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник

Снимаем задний карданный вал, как указано в статье «Как снять карданный привод УАЗ -3151, -31512, -31514, -31519

Откручиваем винт регулировочного устройства, сводим колодки, как указано выше

Отверткой откручиваем два винта крепления барабана

Домкрат подводим под картер редуктора, поднимаем мощность посадить так, чтобы поперечина не мешала снятию тормозного барабана

Снять тормозной барабан

С внутренней стороны удерживать шток тормозной колодки

Нажать на чашку, сжав пружину

Поверните чашку пружины на 90°.