Содержание
Регулировка подшипников ступицы и шкворней автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Регулировка подшипников ступиц колес требуется после замены подшипников и при увеличении люфта
Подготавливаем автомобиль и вывешиваем переднее колесо со стороны производимой работы
Снимаем муфту отключения колеса, для этого:
— очищаем поверхность ступицы и колпак муфты от грязи
Повернув переключатель в положение «4х2», отключаем привод колеса
Откручиваем головкой на 14 шесть болтов крепления ведущего фланца к ступице
Потянув на себя, снимаем муфту с прокладкой и фланцем со шлицев вала
Зубилом отгибаем край замковой шайбы
Трубчатым ключом на 55 откручиваем контргайку подшипников и снимаем ее
Поддеваем отверткой и вынимаем замковую шайбу. Шайба устанавливается отгибным усом наружу
Трубчатым ключом «на 55» заворачиваем регулировочную гайку ступицы до упора, постоянно поворачивая рукой колесо для самоустановки роликов в подшипниках
Отворачиваем регулировочную гайку на 1/4–1/3 оборота.
Устанавливаем замковую шайбу, наворачиваем и затягиваем контргайку
Проверяем регулировку подшипников, вращая ступицу рукой. Она должна вращаться свободно без заеданий, щелчков и люфта
Зубилом загибаем край замковой шайбы на грань контргайки и устанавливаем муфту отключения колеса
Окончательно проверяем правильность регулировки подшипников, проехав 5–10 км без интенсивных торможений
Если ступица сильно нагревается (рука не терпит), ослабляем затяжку регулировочной гайки на 1/6 оборота, как указано выше
Если нагрев ступицы при движении продолжается, возможно, повреждены подшипники или в них недостаточно смазки
Включаем стояночный тормоз или ставим упоры под задние колеса
Поднимаем правую сторону переднего моста домкратом и снимаем колесо
Откручиваем болты крепления сальника шаровой опоры и болт-ограничитель поворота
Отодвигаем сальник
Проверяем осевой зазор шкворней, покачивая руками корпус поворотного кулака вверх и вниз
Если ощущается зазор, то головкой на 19 откручиваем четыре гайки крепления рычага поворотного кулака
Снимаем пружинные шайбы и конусные разрезные втулки
Снимаем рычаг с поворотного кулака и отводим его вместе с рулевой тягой сошки в сторону
Извлекаем одну регулировочную прокладку верхнего шкворня
Чтобы сохранить соосность частей шарнира, сверху и снизу следует снимать прокладки одинаковой толщины (разница не более 0,1 мм, измеряем микрометром)
Устанавливаем рычаг на место, совместив отверстие в нем со штифтом
Откручиваем головкой на 17 четыре болта крепления и снимаем нижнюю накладку шкворня и прокладку нижнего шкворня такой же толщины
Устанавливаем накладку на место, совместив отверстие в ней со штифтом
Проверяем осевой зазор шкворней.
Если он ощутим, вынимаем еще по одной прокладке сверху и снизу
Устранив осевой люфт, устанавливаем снятые детали на место
Также проверяем и устраняем осевой люфт в шкворне левого поворотного кулака, с той разницей, что для снятия верхней регулировочной прокладки снимаем верхнюю накладку шкворня
Регулировка подшипников ступиц колес
Форма поиска
Поиск
Вы здесь
Главная → Подвеска — диагностика, ремонт и замена → Регулировка подшипников ступиц колес
Подшипники ступицы колеса транспортного средства, как любой узел, в основу функционирования которого положен принцип тесного взаимодействия деталей между собой, подвержены износу. Разработчики современных отечественных автомобилей взяли на вооружение технологию зарубежных коллег, отличающуюся использованием в передних ступицах неразборных и нерегулируемых подшипников. Однако преподносимое в этом случае удобство замены таких подшипников относительно, поскольку она (замена) выполняется вместе со ступицей.
Данная статья предназначена для владельцев современных отечественных автомобилей, предпочитающих самостоятельно выполнять процедуру регулировки подшипников ступиц, а также таких работ, как замена подшипника ступицы заднего колеса. Вопреки опасениям скептиков для производства таких работ не требуется использования специализированного инструмента и сложных приспособлений.
Инструменты для регулировки подшипников ступиц колес
Набор инструментов (молоток, бородок, отвертка, комплект ключей: на «12», «27» и динамометрический).
Домкрат.
Комплект новых гаек крепления ступиц (механизм фиксации гайки на полуоси не обеспечивает надежного крепления ступицы при повторном использовании).
Процесс регулировки подшипника ступицы колеса
a) Транспортное средство устанавливается на относительно ровной площадке и фиксируется посредством стояночного тормоза, противооткатов и иных подручных средств.
b) Поднимаем заднюю ось автомобиля, используя домкрат.
c) Вынимаем полуось (поз.8), после чего проверяем свободу вращения колеса. В случае затруднения вращения устраняем его причину (заедание сальника, касания тормозных колодок и т.п.)
d) Отворачиваем контргайку (поз. 7) и снимаем стопорную шайбу (поз.6). Отвернув на пол-оборота гайку крепления подшипников (поз.5), повторно проверяем свободу вращения колеса. Регулировочные мероприятия начинаем только после достижения легкого и свободного вращения.
e) Используя динамометрический ключ, затягиваем гайку (поз.5) прилагая усилие, не превышающее 100Нм, одновременно проворачивая колеса. Это позволит предотвратить неравномерное размещение роликов в подшипниках.
f) Повторно отворачиваем гайку (поз.5). Для соблюдения необходимой величины угла поворота (<450) используем прорези на стопорной шайбе (поз.6), то есть, поворачиваем на 1-2 прорези. Устанавливаем стопорную шайбу, одновременно контролируя вхождение стопорного штифта в прорезь.
g) Затягиваем контргайку (поз.
7) с приложением усилия 150-200 Нм.
h) При контроле регулировке проверяем наличие свободного вращения колеса и отсутствие осевого люфта.
i) Устанавливаем полуось (поз.8) и пружинные шайбы, после чего затягиваем гайки фиксации шпилек полуоси.
j) Опускаем колесо до его соприкосновения с землей, после чего совершаем контрольную поездку. Если в процессе езды ступица (поз.10) сильно нагревается (70-750С), процесс регулировки необходимо повторить.
Еще один, достаточно распространенный вопрос, возникающий у приверженцев отечественного Автопрома, формулируется следующим образом: «Как снять ступицу заднего колеса при замене подшипника?». Уделим должное внимание ответу на данный вопрос.
Процесс демонтажа ступицы не является особенно сложным в техническом плане, однако хрупкость подшипников требует осторожного с ними обращения. Подготовка к демонтажу заключается в подъеме автомобиля и установке на опоры. Следующим этапом подготовительного процесса станет снятие колес и тормозных барабанов (на автомобилях с тормозами дискового типа – суппорт и диски).
Обеспечиваем неподвижность транспортного средства путем включения передачи, стояночного тормоза и установки противооткатных устройств.
Далее выполняем следующие операции:
a) Поворачиваем фланец и отворачиваем болты крепления ступицы к кронштейну, используя для этого специальное отверстие в корпусе ступицы (поочередно совмещаем его с болтами).
b) Далее отворачиваем болты крепления суппорта, направляющих тормозных колодок и поворотного кулака.
c) Вынимаем ступицу через тормозной механизм и меняем изношенный подшипник.
Похожие материалы
Крестовина карданного вала — замена своими руками
Карданная передача – это вид передачи вращающего момента, которая осуществляется…
Замена задних стоек
Прежде чем приступить к замене стоек, нужно разобраться, что же это такое и для…
Передние стойки амортизаторов — замена на ВАЗ
Самоблокирующийся дифференциал
Как поднять подвеску авто
К сожалению, качество наших дорог требует вводить некоторые конструктивные изменения в
Подвесной подшипник карданного вала ВАЗ — как заменить самому?
Регулировка ступичных подшипников и шкворней УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Регулировка ступичных подшипников требуется после замены подшипников и при увеличении люфта
Подготавливаем автомобиль и вывешиваем переднее колесо из сторона выполняемых работ
Снимаем муфту выключения колеса, для этого:
— очищаем от грязи поверхность ступицы и крышки муфты
Повернув переключатель в положение «4х2», отключаем полный привод
Откручиваем головкой на 14 шесть болтов крепления фланца привода к ступице
Потяните на себя и снимите муфту с прокладкой и фланцем со шлицов вала
Отогните край стопорной шайбы зубилом
Трубчатым ключом на 55 отверните контргайку подшипника и снимите ее
Подденьте отверткой и выньте стопорную шайбу.
Шайба устанавливается откидным усом наружу
Трубчатым ключом на 55 затягиваем до упора регулировочную гайку ступицы, постоянно вращая колесо рукой для самовыравнивания роликов в подшипниках
Ослабляем регулировочную гайку 1/4–1/3 повернуть. Устанавливаем стопорную шайбу, накручиваем и затягиваем стопорную гайку
Проверяем регулировку подшипника, вращая ступицу рукой. Она должна свободно вращаться без заеданий, щелчков и люфтов
Зубилом загибаем край стопорной шайбы на край контргайки и устанавливаем муфту выключения колеса
Окончательно проверяем правильность регулировки подшипника, проехав 5–10 км без резкого торможения
Если ступица сильно нагревается (рука не выдерживает), ослабить регулировочную гайку на 1/6 оборота, как указано выше
Если ступица продолжает нагреваться во время движения, возможно, повреждены или недостаточно смазаны подшипники
Включите стояночный тормоз или установите упоры под задние колеса
Поднимите правую сторону переднего моста домкратом и снимите колесо
Откручиваем болты крепления сальника шаровой опоры и болт ограничителя поворота
Перемещаем сальник
Проверяем осевой зазор шкворней, покачивая руками вверх-вниз корпус поворотного кулака
При наличии щель, то головкой на 19 откручиваем четыре гайки крепления рычага поворотного кулака
Снимаем пружинные шайбы и конические разрезные втулки
Снимаем рычаг с поворотного кулака и перемещаем его вместе с сошкой рулевой тяги на сторона
Снятие одной прокладки шкворня
Для сохранения соосности деталей шарнира необходимо снять прокладки одинаковой толщины сверху и снизу (разница не более 0,1 мм, измеряется микрометром)
Ставим рычаг на место, совместив отверстие в нем со штифтом
Откручиваем четыре болта крепления головкой на 17 и снимаем накладку нижнего шкворня и прокладку нижнего шкворня такой же толщины
Установка накладки на место, совмещение отверстия в ней со штифтом
Проверить осевой зазор шкворней.
Если заметно, вынимаем еще по одной прокладке сверху и снизу
Устранив осевой люфт, устанавливаем снятые детали на место
Также проверяем и устраняем осевой люфт в шкворне левого поворотного кулака, с разница в том, что для снятия верхней прокладки мы снимаем верхнюю накладку шкворня
Уроки по ступичным подшипникам — журнал Tire Review
Колесные подшипники бывают шариковыми или коническими роликовыми. Подшипник переднего колеса представляет собой шарикоподшипник радиально-упорного типа, который воспринимает более высокие осевые нагрузки, чем подшипник типа Конрада, и воспринимает 100-процентную нагрузку в радиальном или осевом положении и любую комбинацию 100-процентной нагрузки. Конический роликовый подшипник воспринимает как радиальную, так и осевую нагрузку.
Все колесные подшипники поставляются в комплекте, состоящем из внутреннего и внешнего подшипника. Как и в случае с задней осью, в которой используется зажим «C» для удержания оси на водиле зубчатого венца, подшипники водила зубчатого венца воспринимают осевую нагрузку, а прямой ролик на конце фланца несет радиальную нагрузку.
Некоторые задние мосты оснащены комплектом ступичных подшипников кассетного типа, содержащим либо шариковые, либо конические ролики.
Уплотнения
Базовая конструкция уплотнения ступичного подшипника осталась прежней и состоит из металлического фиксатора и уплотнения. Материалы первичного уплотнения изменились с войлока на резиновые изделия, начиная от Buna-N и заканчивая фторэластомерами, однако войлок по-прежнему используется в качестве пылезащитного экрана для первичного уплотнения.
Качество уплотнения зависит от поверхности, по которой оно движется, и эту поверхность необходимо смазывать. Если кромка уплотнения работает на сухой поверхности, она перегревается и становится хрупкой. Царапина или выемка могут повредить уплотнительную кромку и привести к выходу уплотнения из строя. Уплотнение необходимо смазывать перед установкой, чтобы предотвратить его работу всухую. Рекомендуется нанести небольшое количество смазки на обратную сторону уплотнения и пленку на шпиндель.
Не форсируйте проблему, приобретая молоток побольше — вместо этого настоятельно рекомендуется использовать установщик пломб. Установщик предотвратит взведение уплотнения при его установке. При установке уплотнения на шлицевой вал следует использовать защиту вала. Пылезащитный колпачок также является важной частью системы уплотнения. Немного дополнительной осторожности и латунная насадка могут значительно облегчить работу.
Производители транспортных средств устанавливают новые требования к герметизации и торможению для некоторых новых автомобилей, потому что герметичность и топливная экономичность несовместимы. Для достижения этих целей OEM некоторые производители уплотнений и подшипников меняют конструкцию и материалы, стремясь улучшить общую производительность подшипника.
Регулировка ступичного подшипника
Неотрегулированный ступичный подшипник может сократить срок службы подшипника и повлиять не только на подшипник. Неотрегулированный подшипник влияет на работу и срок службы шпинделя, уплотнения колеса и тормозных компонентов.
Важно отрегулировать осевой люфт ступичного подшипника в соответствии с техническими характеристиками. Если комплект подшипников отрегулирован слишком свободно или слишком туго, это может привести к преждевременному выходу подшипника из строя. Фактически, недавнее исследование показало, что более половины подшипников на дороге сегодня отрегулированы неправильно.
Регулировка подшипников не имела решающего значения для эффективности торможения до появления дисковых тормозов. Суппорт крепится непосредственно к поворотному кулаку. Если осевой люфт был слишком большим, поршень отбивался в суппорте, что приводило к чрезмерному ходу педали. Использование суппортов с прямым креплением возвращается в высокопроизводительные автомобили.
Следующая процедура является одним из способов регулировки осевого люфта в комплекте колесных подшипников.
Затяните регулировочную гайку, поворачивая ротор или барабан. Когда усилие для вращения ротора или барабана увеличивается, на подшипниковый узел действует предварительная нагрузка, и все поверхности дорожек качения соприкасаются, что исключает осевой люфт.
Отверните гайку на одну плоскость, чтобы можно было вставить шплинт. Осевой люфт можно проверить с помощью циферблатного индикатора. Установите индикатор с магнитным или механическим основанием как можно ближе к центру втулки. Наконечник индикатора устанавливается на гладкую поверхность на конце шпинделя. Отодвиньте ротор назад и установите индикатор на ноль. Затем вытащите ротор или барабан и прочтите показания циферблатного индикатора.
Оставьте 0,004 дюйма (0,100 мм) ± 0,003 дюйма (0,076 мм) осевого зазора, затем зафиксируйте гайку новым шплинтом. Независимо от того, проверяете ли вы обычный подшипник колеса или подшипник ступицы, лучшим инструментом для проверки регулировки является циферблатный индикатор. Многие полноприводные автомобили и большинство грузовиков грузоподъемностью от одной тонны и выше используют полностью плавающую ось. Ось имеет комплект подшипников, шпиндель и ступицу. Для этих приложений можно использовать ту же процедуру настройки.
Чрезмерная затяжка регулируемых конических роликоподшипников является распространенной ошибкой, которая может привести к преждевременному выходу из строя.
Конические роликовые подшипники в передней части автомобилей с задним приводом никогда не предварительно натягиваются. Они плотно прилегают не более чем к 15–20 футо-фунтам. крутящего момента при вращении колеса, чтобы убедиться, что подшипники сидят. Затем регулировочная гайка ослабляется на 1/6–1/4 оборота и фиксируется новым шплинтом.
Как правило, осевой люфт должен составлять от 0,001 до 0,005 дюйма. На большинстве автомобилей с передним приводом не должно быть люфта, но на автомобилях с задним приводом допустим люфт до 0,010 дюйма в передних подшипниках.
Ступичные подшипники
В конце 1970-х годов ступичный подшипник начал появляться на автомобилях с передним приводом. Это был герметичный, смазанный на весь срок службы, предварительно отрегулированный подшипник с монтажным фланцем, прикрепленным к поворотному кулаку или фланцу заднего моста, и ступицей для ротора, колеса и ШРУСа. Подшипник может быть как шариковым, так и роликовым. Ступичные подшипники легковых автомобилей и легких грузовиков не регулируются.
Ступица напрямую зависит от состояния подшипника. Водитель может сначала заметить шум, исходящий от колеса автомобиля при повороте рулевого колеса. Когда колесо не нагружено, будет заметный осевой люфт. Проверка с помощью циферблатного индикатора покажет осевой люфт более 0,004 дюйма (0,100 мм).
Осевой люфт подшипника также может влиять на датчик скорости вращения колеса и вызывать прерывистый код неисправности ABS. Если фланец подшипника имеет биение, это биение будет увеличиваться на поверхности трения ротора. Биение на 0,0005 дюйма (0,00254 мм) на фланце подшипника может привести к биению на 0,001 дюйма (0,0025 мм) на поверхности трения ротора.
По мере усложнения тормозных систем с электронным контролем устойчивости (ESC) подшипник колеса по-прежнему будет центральным компонентом в работе системы. С появлением электронного клинового тормоза (EWB) суппорт, датчик скорости вращения колеса и контроллер шасси станут системой ABS. Эти изменения потребуют большей осторожности при обслуживании всей системы подвески.
Инструменты
Во избежание повреждения нового подшипника внутреннее кольцо подшипника должно быть аккуратно напрессовано на вал, а внешнее кольцо — в его отверстие. Удары по подшипнику на месте могут привести к тому, что ролики или шарики вдавят его в дорожки и вызовут преждевременный выход из строя.
Большинство подшипников имеют посадку с натягом толщиной около 0,001 дюйма, встроенную в полуось или отверстие подшипника, что означает, что подшипники такого типа должны быть запрессованы или запрессованы на место. Чашки конических подшипников или наружные кольца следует устанавливать на место с помощью специальной алюминиевой оправки. В экстренной ситуации для этой цели подойдет старая обойма подшипника, прорезанная с одной стороны пневматическим «винтовым колесом».
Также доступны специальные инструменты для запрессовки подшипников в поворотный кулак. Установку подшипников в алюминиевый поворотный кулак или корпус можно ускорить, используя электрический фен для постепенного расширения корпуса, не расплавляя и не деформируя металл.
