Расположение цилиндров ямз 238: Двигатель ЯМЗ 238 технические характеристики: объем, вес, мощность

Конструкция двигателя ЯМЗ-236, 238 | Грузовики и спецтехника

Конструкция двигателя ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 выполнены по единой конст­руктивной схеме и отличаются количеством цилиндров. При­нятое У-образное расположение цилиндров обусловлено стрем­лением уменьшить длину двигателя и его вес, что способствует более рациональной компоновке и снижению веса автомобиля в целом.

К основным особенностям конструкции данных двигателей от­носятся :
1) угол развала цилиндров, равный 90°;
2) две взаимозаменяемые головки блока цилиндров;
3) полноопорный коленчатый вал с общей шатунной шейкой для каждой пары шатунов;
4) центрально расположенный распределительный вал системы газораспределения и качающиеся 5) роликовые толкатели привода клапанов;
6) топливная аппаратура разделенного типа.

Характерной особенностью двигателей является также раци­ональное размещение агрегатов, что в сочетании с простотой кон­струкции делает их доступными при эксплуатации и для ремонта. Практически узлы и детали, обслуживание которых обязательно в процессе эксплуатации, расположены в доступных местах пре­имущественно в передней части двигателя и в развале цилинд­ров.

В передней части двигателя на крышке шестерен распределения размещены водяной насос, вентилятор системы охлаждения и щуп для контроля уровня масла в поддоне.
Водяной насос и насос гидроусилителя руля, для установки которого предусмотрена специальная площадка на крышке шес­терен распределения, приводятся в действие ремнем непосредст­венно от шкива коленчатого вала двигателя. В верхней передней части двигателя расположены фильтр тонкой очистки топлива, компрессор пневмотормозов и генератор системы электрообору­дования, которые крепятся к верхней крышке блока. Генератор и компрессор приводятся в действие ремнем от шкива, установлен­ного на валу вентилятора. Натяжное устройство привода компрес­сора крепится к правой стороне кронштейна передней опоры дви­гателя.

На переднем торце блока цилиндров с левой стороны разме­щены фильтры грубой и тонкой (центробежной) очистки масла. Узлы и агрегаты двигателя размещены в блок-картере. К пе­реднему торцу блока болтами крепится литая корытообразная крышка шестерен газораспределения и привода агрегатов. В по­лости между крышкой и передней стенкой блока расположены пе­редний противовес системы уравновешивания двигателя, шес­терни привода вентилятора, топливного насоса и газораспреде­ления, находящиеся в зацеплении с шестерней коленчатого вала. От шестерни коленчатого вала приводится в действие также мас­ляной насос, закрепленный на крышке переднего коренного под­шипника.

Снизу блок-картер закрыт поддоном, который одновременно служит емкостью системы смазки двигателя. С правой стороны нижней части блок-картера на специальных постелях установлен электростартер для пуска двигателя. На привалочную плоскость каждого ряда цилиндров устанавливают взаимозаменяемые го­ловки цилиндров. В головках цилиндров располагаются клапан­ный механизм системы газораспределения и форсунки. Полости клапанных механизмов в головках закрываются штампованными стальными крышками, одна из которых имеет маслоналивной патру­бок, служащий для заливки масла в двигатель.

На боковых поверхностях головок с наружной стороны кре­пятся выпускные трубопроводы, а со стороны развала — впуск­ные трубопроводы и водоотводящие трубы. На передних концах водоотводящих труб установлены термостаты системы охлажде­ния двигателя. Полости коробок термостатов соединены с полостью всасывания водяного насоса специальными трубами, обра­зующими при закрытых термостатах малый круг циркуляции ох­лаждающей жидкости.
Впускные трубопроводы объединены переходником, на котором установлен воздушный фильтр. В развале цилиндров размещен топливный насос, высокого давления в сборе с регулятором чис­ла оборотов, топливоподкачивающим насосом и автоматической муфтой опережения впрыска топлива.
К заднему торцу блока крепится картер маховика. На боко­вых поверхностях картера выполнены площадки для крепления кронштейнов средней опоры двигателя. Снизу картер маховика имеет люк, закрытый штампованной стальной крышкой. Под крыш­кой закреплена стрелка-укаёатель положения коленчатого ва­ла. Через открытый люк с помощью специального ломика произ­водится проворачивание коленчатого вала при регулировках за­зоров в клапанном механизме и установке угла опережения впрыс­ка топлива.

На маховик монтируется сцепление, а к заднему торцу кар­тера маховика крепится коробка передач с картером сцепления. Центровка двигателя и коробки передач осуществляется по цент­рирующей расточке в картере маховика и бурту на картере сцеп­ления.

Оценивая в целом конструкцию двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, необходимо обратить внимание на высокую степень унификации агрегатов, узлов и деталей. Практически неунифицированными остаются только детали, размеры которых определяются коли­чеством цилиндров.

Основные параметры и характеристики двигателей ЯМЗ-238

Силовые агрегаты рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60ºС до плюс 50ºС, относительной влажности до 98% при температуре 25ºС, запыленности воздуха до 0,4 г/м3, а также на движение автомобиля в горных условиях на высоте до 4500 м над уровнем моря и преодоление перевалов до 4650 м над уровнем моря при соответствующем снижении мощностных и экономических показателей.

Длительный срок эксплуатации и надежная работа двигателя зависит от своевременного проведения технического обслуживания.

Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их выполнение обязательно в установленные сроки.

Ежедневное техническое обслуживание проводится один раз в сутки.

Техническое обслуживание после обкатки двигателя.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) выполняется через каждые 500 часов работы двигателя.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) проводится через 1000 часов эксплуатации двигателя.

Сезонное техническое обслуживание проводится перед подготовкой к зиме и при переходе к лету.

Система охлаждения

Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

Оборудована термостатическим устройством для автоматического поддержания теплового режима работы двигателя

Водяной насос:

Центробежного типа, с ременным приводом

Вентилятор:

Шестилопастный, с шестеренчатым приводом и фрикционной муфтой включения вентилятора

Жидкостно-масляный теплообменник:

Пластинчатого или трубчатого типа. Оборудованы краником или пробкой для слива охлаждающей жидкости

Термостаты:

С твердым наполнителем. Температура открытия 80ºС.

Электрооборудование

Однопроводная схема. Номинальное напряжение 24В

Генератор:

Переменного тока, с ременным двухручьевым приводом, с номинальным напряжением 28В.

Модель генератора определяется комплектацией.

Пусковое устройство:

Электрический стартер модели 25.3708-21 или AZF 4581 производства фирмы «Искра» (Словения), номинальное напряжение 24 В.

Допускается применение стартера СТ-142Д.

Для облегчения пуска холодного двигателя предусмотрено электрофакельное устройство

Масса незаправленного силового агрегата в комплектности поставки, кг:

С индивидуальными головками цилиндров:

  • — без сцепления и коробки передач — 1250
  • — со сцеплением — 1295
  • — со сцеплением и коробкой передач — 1685

С общими головками цилиндров:

— без сцепления и коробки передач

  • ЯМЗ-238БЕ — 1180
  • ЯМЗ-238БЕ2 — 1215
  • ЯМЗ-238ДЕ — 1180
  • ЯМЗ-238ДЕ2 — 1215

— со сцеплением

  • ЯМЗ-238БЕ — 1225
  • ЯМЗ-238БЕ2 — 1260
  • ЯМЗ-238ДЕ — 1225
  • ЯМЗ-238ДЕ2 — 1260

— со сцеплением и коробкой передач

  • ЯМЗ-238БЕ — 1580
  • ЯМЗ-238БЕ2 — 1615
  • ЯМЗ-238ДЕ — 1580
  • ЯМЗ-238ДЕ2 — 1615

Заправочные емкости, л:

  • система смазки — 32
  • система охлаждения без объема водяного радиатора — 22
  • муфта опереж. впрыска — 0,14

































Основные параметры и характеристики

Модели силовых агрегатов

ЯМЗ-238БЕ

ЯМЗ-238БЕ2

ЯМЗ-238ДЕ

ЯМЗ-238ДЕ2

Тип двигателя

Четырехтактный с воспламенением от сжатия и турбонаддувом

Число цилиндров

8

Расположение цилиндров

V-образное, угол развала 90º

Порядок работы цилиндров

1-5-4-2-6-3-7-8

Направление вращения коленчатого вала

Правое

Диаметр цилиндра, мм

130

Ход поршня, мм

140

Рабочий объем, л

14,86

Степень сжатия

16,5

Номинальная мощность, кВт (л. с.)

220 (300)

243 (330)

Частота вращения коленчатого вала

при номинальной мощности, мин-1

2000 +50/-20

2100+50/-20

Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м)

1180 (120)

1274 (130)

1225 (125)

1274 (130)

Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1

1200 — 1400

1100 — 1300

1200 — 1400

1100 — 1300

Частота вращения холостого хода, мин-1:

  • — максимальная, не более
  • — минимальная

 

2175

600±50

 

2340

650…700

 

2275

600±50

 

2340

650…700

Удельный расход топлива

по скоростной характеристике, г/кВт·ч (г/л. с.·ч):

  • — минимальный
  • — при номинальной мощности

 

206,7 (152)

227 (167)

 

195 (143)

223 (164)

 

206,7 (152)

227 (167)

 

195 (143)

230 (169)

Удельный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более

0,5

0,2

0,5

0,2

Способ смесеобразования

Непосредственный впрыск

Камера сгорания

Неразделенного типа в поршне

Распределительный вал

Один для обоих рядов цилиндров с шестеренчатым приводом

Фазы газораспределения:

впускные клапаны

  • — открытие, град. до ВМТ
  • — закрытие, град. после НМТ

выпускные клапаны

  • — открытие, град. до НМТ
  • — закрытие, град. после ВМТ

 

 

20

40

 

66

20

 

 

21,5

31,5

 

63

29,5

 

 

20

40

 

66

20

 

 

21,5

31,5

 

63

29,5

Число клапанов на цилиндр

Один впускной и один выпускной

Тепловые зазоры клапанов на холодном двигателе, мм

0,25 — 0,30

Система смазки

Смешанная, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике:

— под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала,

толкателей, осей коромысел, сферические поверхности штанг толкателей,

топливный насос высокого давления, турбокомпрессор.

Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.

Масляный насос шестеренчатого типа, односекционный

Давление масла на прогретом двигателе в магистрали блока, кПа (кгс/см2):

  • — при номинальной частоте вращения
  • — при минимальной частоте вращения, не менее

 

 400 — 700 (4 — 7)

80 (0,8)

Масляные фильтры

Два: полнопоточный фильтр очистки с фильтрующим элементом и фильтр центробежной очистки

Система охлаждения масла

С жидкостно-масляным теплообменником, который устанавливается на блок цилиндров двигателя слева

Давление масла открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см2):

  • — редукционный клапан масляного насоса
  • — дифференциальный клапан
  • — перепускной клапан масляного фильтра

 

 700 — 800 (7,0 – 8,0)

490 — 520 (4,9 — 5,2)

200 — 250 (2,0 — 2,5)

Система питания топливом

Разделенного типа

Топливный насос высокого давления (ТНВД) с регулятором

и топливоподкачивающим насосом

Восьмисекционный, плунжерный, плунжеры золотникового типа:

  • — диаметр плунжера 10 мм, ход плунжера 11 мм – ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ;
  • — диаметр плунжера 12 мм, ход плунжера 14 мм – ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2









Основные параметры и характеристики

ЯМЗ-238БЕ

ЯМЗ-238БЕ2

ЯМЗ-238ДЕ

ЯМЗ-238ДЕ2

Модель ТНВД

807. 1111005-50

(238БЕ-2)

807.1111006-50

(238БЕ-1)

173.1111006-20

806.1111005-50

(238ДЕ-2)

806.1111006-50

(238ДЕ-1,-5,-10,-11)

173.1111005-30

(238ДЕ2,-1,-3,-5,-8,-11)

173.1111006-30

(238ДЕ2-2,-6)

Порядок работы секций

топливного насоса

1-3-6-2-4-5-7-8

Регулятор частоты вращения

Центробежный, всережимный

Топливоподкачивающий насос

Поршневой с насосом ручной прокачки топлива

Форсунки

Закрытого типа с многодырчатыми распылителями:

  • — 261. 1112010-11 на двигателях ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ;
  • — 267.1112010-02 или 204.1112010-50.01 на двигателях ЯМЗ-238БЕ2,

ЯМЗ-238ДЕ2 с общими головками цилиндров;

— 51.1112010-01 на двигателях ЯМЗ-238ДЕ2 с индивидуальными головками

Давление начала впрыскивания форсунки,

МПа (кгс/см2)

 

20,6+0,8 (210+8) — 261.1112010-11

26,5+0,8 (270+8) — 267.1112010-02 и 26,5+1,2 (270+12) — 204.1112010-50.01

26,5+1,2 (270+12) — 51.1112010-01

Установочный угол опережения

впрыскивания топлива

 

Устанавливается по меткам на маховике и корпусе ТНВД и составляет:

  • 13º±1 — на двигателях ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ;
  • 6º±1 — на двигателях ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 с общими головками;
  • 8º±1 — на двигателях ЯМЗ-238ДЕ2 с индивидуальными головками

Топливные фильтры:

  • грубой очистки
  • тонкой очистки

Со сменным элементом (ЯМЗ-238БЕ, ДЕ), отстойник (ЯМЗ-238БЕ2, ДЕ2).