Содержание
Конструкция двигателя ЯМЗ-236, 238 | Грузовики и спецтехника
Конструкция двигателя ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 выполнены по единой конструктивной схеме и отличаются количеством цилиндров. Принятое У-образное расположение цилиндров обусловлено стремлением уменьшить длину двигателя и его вес, что способствует более рациональной компоновке и снижению веса автомобиля в целом.
К основным особенностям конструкции данных двигателей относятся :
1) угол развала цилиндров, равный 90°;
2) две взаимозаменяемые головки блока цилиндров;
3) полноопорный коленчатый вал с общей шатунной шейкой для каждой пары шатунов;
4) центрально расположенный распределительный вал системы газораспределения и качающиеся 5) роликовые толкатели привода клапанов;
6) топливная аппаратура разделенного типа.
Характерной особенностью двигателей является также рациональное размещение агрегатов, что в сочетании с простотой конструкции делает их доступными при эксплуатации и для ремонта. Практически узлы и детали, обслуживание которых обязательно в процессе эксплуатации, расположены в доступных местах преимущественно в передней части двигателя и в развале цилиндров.
В передней части двигателя на крышке шестерен распределения размещены водяной насос, вентилятор системы охлаждения и щуп для контроля уровня масла в поддоне.
Водяной насос и насос гидроусилителя руля, для установки которого предусмотрена специальная площадка на крышке шестерен распределения, приводятся в действие ремнем непосредственно от шкива коленчатого вала двигателя. В верхней передней части двигателя расположены фильтр тонкой очистки топлива, компрессор пневмотормозов и генератор системы электрооборудования, которые крепятся к верхней крышке блока. Генератор и компрессор приводятся в действие ремнем от шкива, установленного на валу вентилятора. Натяжное устройство привода компрессора крепится к правой стороне кронштейна передней опоры двигателя.
На переднем торце блока цилиндров с левой стороны размещены фильтры грубой и тонкой (центробежной) очистки масла. Узлы и агрегаты двигателя размещены в блок-картере. К переднему торцу блока болтами крепится литая корытообразная крышка шестерен газораспределения и привода агрегатов. В полости между крышкой и передней стенкой блока расположены передний противовес системы уравновешивания двигателя, шестерни привода вентилятора, топливного насоса и газораспределения, находящиеся в зацеплении с шестерней коленчатого вала. От шестерни коленчатого вала приводится в действие также масляной насос, закрепленный на крышке переднего коренного подшипника.
Снизу блок-картер закрыт поддоном, который одновременно служит емкостью системы смазки двигателя. С правой стороны нижней части блок-картера на специальных постелях установлен электростартер для пуска двигателя. На привалочную плоскость каждого ряда цилиндров устанавливают взаимозаменяемые головки цилиндров. В головках цилиндров располагаются клапанный механизм системы газораспределения и форсунки. Полости клапанных механизмов в головках закрываются штампованными стальными крышками, одна из которых имеет маслоналивной патрубок, служащий для заливки масла в двигатель.
На боковых поверхностях головок с наружной стороны крепятся выпускные трубопроводы, а со стороны развала — впускные трубопроводы и водоотводящие трубы. На передних концах водоотводящих труб установлены термостаты системы охлаждения двигателя. Полости коробок термостатов соединены с полостью всасывания водяного насоса специальными трубами, образующими при закрытых термостатах малый круг циркуляции охлаждающей жидкости.
Впускные трубопроводы объединены переходником, на котором установлен воздушный фильтр. В развале цилиндров размещен топливный насос, высокого давления в сборе с регулятором числа оборотов, топливоподкачивающим насосом и автоматической муфтой опережения впрыска топлива.
К заднему торцу блока крепится картер маховика. На боковых поверхностях картера выполнены площадки для крепления кронштейнов средней опоры двигателя. Снизу картер маховика имеет люк, закрытый штампованной стальной крышкой. Под крышкой закреплена стрелка-укаёатель положения коленчатого вала. Через открытый люк с помощью специального ломика производится проворачивание коленчатого вала при регулировках зазоров в клапанном механизме и установке угла опережения впрыска топлива.
На маховик монтируется сцепление, а к заднему торцу картера маховика крепится коробка передач с картером сцепления. Центровка двигателя и коробки передач осуществляется по центрирующей расточке в картере маховика и бурту на картере сцепления.
Оценивая в целом конструкцию двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, необходимо обратить внимание на высокую степень унификации агрегатов, узлов и деталей. Практически неунифицированными остаются только детали, размеры которых определяются количеством цилиндров.
Основные параметры и характеристики двигателей ЯМЗ-238
Силовые агрегаты рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60ºС до плюс 50ºС, относительной влажности до 98% при температуре 25ºС, запыленности воздуха до 0,4 г/м3, а также на движение автомобиля в горных условиях на высоте до 4500 м над уровнем моря и преодоление перевалов до 4650 м над уровнем моря при соответствующем снижении мощностных и экономических показателей.
Длительный срок эксплуатации и надежная работа двигателя зависит от своевременного проведения технического обслуживания.
Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их выполнение обязательно в установленные сроки.
Ежедневное техническое обслуживание проводится один раз в сутки.
Техническое обслуживание после обкатки двигателя.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) выполняется через каждые 500 часов работы двигателя.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) проводится через 1000 часов эксплуатации двигателя.
Сезонное техническое обслуживание проводится перед подготовкой к зиме и при переходе к лету.
Система охлаждения
Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
Оборудована термостатическим устройством для автоматического поддержания теплового режима работы двигателя
Водяной насос:
Центробежного типа, с ременным приводом
Вентилятор:
Шестилопастный, с шестеренчатым приводом и фрикционной муфтой включения вентилятора
Жидкостно-масляный теплообменник:
Пластинчатого или трубчатого типа. Оборудованы краником или пробкой для слива охлаждающей жидкости
Термостаты:
С твердым наполнителем. Температура открытия 80ºС.
Электрооборудование
Однопроводная схема. Номинальное напряжение 24В
Генератор:
Переменного тока, с ременным двухручьевым приводом, с номинальным напряжением 28В.
Модель генератора определяется комплектацией.
Пусковое устройство:
Электрический стартер модели 25.3708-21 или AZF 4581 производства фирмы «Искра» (Словения), номинальное напряжение 24 В.
Допускается применение стартера СТ-142Д.
Для облегчения пуска холодного двигателя предусмотрено электрофакельное устройство
Масса незаправленного силового агрегата в комплектности поставки, кг:
С индивидуальными головками цилиндров:
- — без сцепления и коробки передач — 1250
- — со сцеплением — 1295
- — со сцеплением и коробкой передач — 1685
С общими головками цилиндров:
— без сцепления и коробки передач
- ЯМЗ-238БЕ — 1180
- ЯМЗ-238БЕ2 — 1215
- ЯМЗ-238ДЕ — 1180
- ЯМЗ-238ДЕ2 — 1215
— со сцеплением
- ЯМЗ-238БЕ — 1225
- ЯМЗ-238БЕ2 — 1260
- ЯМЗ-238ДЕ — 1225
- ЯМЗ-238ДЕ2 — 1260
— со сцеплением и коробкой передач
- ЯМЗ-238БЕ — 1580
- ЯМЗ-238БЕ2 — 1615
- ЯМЗ-238ДЕ — 1580
- ЯМЗ-238ДЕ2 — 1615
Заправочные емкости, л:
- система смазки — 32
- система охлаждения без объема водяного радиатора — 22
- муфта опереж. впрыска — 0,14
Основные параметры и характеристики
|
Модели силовых агрегатов
| |||
---|---|---|---|---|
ЯМЗ-238БЕ
|
ЯМЗ-238БЕ2
|
ЯМЗ-238ДЕ
|
ЯМЗ-238ДЕ2
| |
Тип двигателя
|
Четырехтактный с воспламенением от сжатия и турбонаддувом
| |||
Число цилиндров
|
8
| |||
Расположение цилиндров
|
V-образное, угол развала 90º
| |||
Порядок работы цилиндров
|
1-5-4-2-6-3-7-8
| |||
Направление вращения коленчатого вала
|
Правое
| |||
Диаметр цилиндра, мм
|
130
| |||
Ход поршня, мм
|
140
| |||
Рабочий объем, л
|
14,86
| |||
Степень сжатия
|
16,5
| |||
Номинальная мощность, кВт (л. с.)
|
220 (300)
|
243 (330)
| ||
Частота вращения коленчатого вала
при номинальной мощности, мин-1
|
2000 +50/-20
|
2100+50/-20
| ||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м)
|
1180 (120)
|
1274 (130)
|
1225 (125)
|
1274 (130)
|
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1
|
1200 — 1400
|
1100 — 1300
|
1200 — 1400
|
1100 — 1300
|
Частота вращения холостого хода, мин-1:
|
2175
600±50
|
2340
650…700
|
2275
600±50
|
2340
650…700
|
Удельный расход топлива
по скоростной характеристике, г/кВт·ч (г/л. с.·ч):
|
206,7 (152)
227 (167)
|
195 (143)
223 (164)
|
206,7 (152)
227 (167)
|
195 (143)
230 (169)
|
Удельный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более
|
0,5
|
0,2
|
0,5
|
0,2
|
Способ смесеобразования
|
Непосредственный впрыск
| |||
Камера сгорания
|
Неразделенного типа в поршне
| |||
Распределительный вал
|
Один для обоих рядов цилиндров с шестеренчатым приводом
| |||
Фазы газораспределения:
впускные клапаны
выпускные клапаны
|
20
40
66
20
|
21,5
31,5
63
29,5
|
20
40
66
20
|
21,5
31,5
63
29,5
|
Число клапанов на цилиндр
|
Один впускной и один выпускной
| |||
Тепловые зазоры клапанов на холодном двигателе, мм
|
0,25 — 0,30
| |||
Система смазки
Смешанная, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике:
— под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала,
толкателей, осей коромысел, сферические поверхности штанг толкателей,
топливный насос высокого давления, турбокомпрессор.
Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.
| ||||
Масляный насос шестеренчатого типа, односекционный
| ||||
Давление масла на прогретом двигателе в магистрали блока, кПа (кгс/см2):
|
400 — 700 (4 — 7)
80 (0,8)
| |||
Масляные фильтры
Два: полнопоточный фильтр очистки с фильтрующим элементом и фильтр центробежной очистки
| ||||
Система охлаждения масла
С жидкостно-масляным теплообменником, который устанавливается на блок цилиндров двигателя слева
| ||||
Давление масла открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см2):
|
700 — 800 (7,0 – 8,0)
490 — 520 (4,9 — 5,2)
200 — 250 (2,0 — 2,5)
| |||
Система питания топливом
|
Разделенного типа
| |||
Топливный насос высокого давления (ТНВД) с регулятором
и топливоподкачивающим насосом
|
Восьмисекционный, плунжерный, плунжеры золотникового типа:
|
Основные параметры и характеристики
|
ЯМЗ-238БЕ
|
ЯМЗ-238БЕ2
|
ЯМЗ-238ДЕ
|
ЯМЗ-238ДЕ2
|
---|---|---|---|---|
Модель ТНВД
|
807. 1111005-50
(238БЕ-2)
807.1111006-50
(238БЕ-1)
|
173.1111006-20
|
806.1111005-50
(238ДЕ-2)
806.1111006-50
(238ДЕ-1,-5,-10,-11)
|
173.1111005-30
(238ДЕ2,-1,-3,-5,-8,-11)
173.1111006-30
(238ДЕ2-2,-6)
|
Порядок работы секций
топливного насоса
|
1-3-6-2-4-5-7-8
| |||
Регулятор частоты вращения
|
Центробежный, всережимный
| |||
Топливоподкачивающий насос
|
Поршневой с насосом ручной прокачки топлива
| |||
Форсунки
|
Закрытого типа с многодырчатыми распылителями:
ЯМЗ-238ДЕ2 с общими головками цилиндров;
— 51.1112010-01 на двигателях ЯМЗ-238ДЕ2 с индивидуальными головками
| |||
Давление начала впрыскивания форсунки,
МПа (кгс/см2)
|
20,6+0,8 (210+8) — 261.1112010-11
26,5+0,8 (270+8) — 267.1112010-02 и 26,5+1,2 (270+12) — 204.1112010-50.01
26,5+1,2 (270+12) — 51.1112010-01
| |||
Установочный угол опережения
впрыскивания топлива
|
Устанавливается по меткам на маховике и корпусе ТНВД и составляет:
| |||
Топливные фильтры:
|
Со сменным элементом (ЯМЗ-238БЕ, ДЕ), отстойник (ЯМЗ-238БЕ2, ДЕ2). |