Работа крана в охранной зоне лэп: расстояние, получение наряд-допуска, правила установки в 2022 году

Содержание

расстояние, получение наряд-допуска, правила установки в 2022 году

Высоковольтные линии электропередач – опасные объекты, работать вблизи которых надо с осторожностью и соблюдением норм безопасности. Работы крана вблизи ЛЭП ведут, только если расстояние до линий электропередач не будет меньше 30 м. Иначе требуются допуски. 

Памятка для водителя крана по правилам работы возле линий электропередач

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

  • 1 Правила работы крана вблизи ЛЭП
    • 1.1 Порядок работы кранов вблизи линии электропередач
  • 2 Такелажные и стропальные работы – меры обеспечения безопасности при работе рядом с ЛЭП
    • 2.1 Перемещение груза с находящимися на нем людьми и только людей
    • 2.2 Перемещение груза над строениями, внутри которых находятся люди
    • 2.3 Строповка грузов в стесненном пространстве
    • 2.4 Определение опасных зон
    • 2.5 Строповка грузов на высоте
  • 3 Перемещение и подъем опасных грузов
  • 4 Перемещение груза несколькими кранами
  • 5 Видео: охранная зона ЛЭП и правила работы автокрана
  • 6 Завершение

Правила работы крана вблизи ЛЭП

Когда работа крана вблизи ЛЭП ближе 30 метров, то оператору требуется получить наряд-допуск, в котором будут определены безопасные условия труда. Расстояние высчитывается таким образом.

В расчет берется расстояние от выдвижной части подъемного крана в любом ее положении, от груза, подвешенного на стреле, до вертикальной плоскости, которая образуется от проекции, проведенной от кабеля под прямым углом до земли.

По воздушной линии электропередач должно протекать не менее 42 Вольт.

Порядок установки крана близко к ЛЭП

Приказы владельцев крана и подрядчиков устанавливают порядок организации производства рядом с линиями электропередач, выдачи инструктажа рабочих и наряд-допуска.

При составлении наряд-допуска учитываются стандарты и правила безопасности, прописанные в ГОСТ  12.1.013—78, который переиздавался в апреле 2001 года.

Организация, выдающая наряд, определяет время действия. Наряд-допуск получает крановщик на руки, непосредственно перед работами. Исполнителю, то есть крановщику, запрещается самовольно выбирать место установки крана рядом с ЛЭП и проводить непосредственно установку.

Этот момент отмечается записью в путевом листе. Если потребуется физическое перемещение крана с одного места на другое, составляется и выдают новый допуск.

Наряд-допуск на работу крана вблизи ЛЭП – разрешительные документы, бланк

Рабочий процесс должен идти под прямым личным контролем лица, ответственного за безопасность работ кранами.

Лицо указывает крановщику точное место, в котором должен быть установлен кран, обеспечивает выполнение условий труда, оговоренных в выданном наряд-допуске. Затем вносят запись в вахтенный журнал крановщика о том, что разрешение выдано.

Груз также не должен доставать до линий электропередач – расстояние 30 метров и больше

Если работа выполняется в охранной зоне электропередач, в пределах разрывов, которые установлены «Правилами охраны высоковольтных электросетей», наряд-допуск не может быть выдан без согласования с организацией, эксплуатирующей линий электропередач.

Охранные зоны возле ЛЭП

К охранным зонам ЛЭП относятся участки земли и пространства, находящиеся между плоскостями, расположенными по сторонам от вертикальных проекций на землю крайних проводов – все графически нарисовано на схеме сверху.

Чем выше напряжение сети, тем большими будут отступы:

  1. До 1кВ – 2 метра.
  2. От 1 до 20кВ – 10 метров.
  3. 35кВ – 15 метров.
  4. 110кВ – 20 метров.
  5. От 150 до 220кВ – 25 метров.
  6. От 330 до 500кВ – 30 метров.
  7. 750кВ – 40 метров.
  8. 1150кВ – 50 метров.

При этом расстояние от крайних проводов до крана и переносимого груза будет составлять:

  • До 1кВ – 1,5 метра.
  • От 1 до 20кВ – 2 метра.
  • До 110кВ – 4 метра.
  • От 110 до 220кВ – 5 метров.
  • 330кВ – 6 метров.
  • До 800 кВ – 9 метров.

Внимание! Не путайте эти расстояния с размерами охранных зон. К ним они не относятся.

О нормах расстояния между опорами ЛЭП читайте в нашей статье.

Когда крановщики состоят в штате энергетического предприятия, а работы выполняются персоналом, который и эксплуатирует электроустановки, то наряд допуск на работу самоходных кранов вблизи высоковольтных линий электропередач будет выдаваться по нормам и порядкам, установленным в отрасли.

Работа может выполняться и под неподключенными электрическими проводами городского транспорта (троллейбус, трамваи). Допуск разрешается, если расстояние между контактными проводами и стрелой крана не меньше 1000 мм или 1-го метра.

При этом надо делать упор (ограничитель), который не даст этому расстоянию стать меньше. Он ограничивает максимальную высоту подъема стрелы у крана. Оно показано на следующей фотографии.

Ограничитель подъем крана

Составленный наряд-допуск должен быть подписан главным инженером, руководителем, или иным ответственным лицом, утвержденным приказом.

Предприятие, которое будет работать вблизи ЛЭП, должно согласовать свои действия, порядок и безопасность работ с владельцем электрической сети. Если напряжение сети меньше 1кВ, то запрос на согласование подается не менее чем за 3 суток. Когда напряжение выше – 12 суток.

Наряд-допуск составляется в 2-х экземплярах. Один из них — на хранении у лица, отвечающего за безопасность работ кранового оборудования, а второй выдают на руки крановщику для непосредственного ознакомления.

Ведется регистрация наряд-допусков в отдельном журнале. Срок хранения вторых экземпляров, которые находятся и лица, отвечающего за безопасность, составляет 12 месяцев.

Соблюдение правил работы в охранных зонах ЛЭП обязательно для любой строительной техники

Важно! Приближать к токоведущим частям ЛЭП на меньшие расстояния, любые части крана, груза, инструменты, части тела, материалы строго запрещено. Это несет прямую угрозу его жизни.

Порядок работы кранов вблизи линии электропередач

Крановщик, заехавший на объект, сначала должен представиться лицу, отвечающему за безопасность. Он дает ему удостоверение машиниста автокрана, путевой лист и вахтенный журнал.

Ответственное лицо проверяет записи об исправном состоянии крана, имеющиеся в путевом листе и вахтенном журнале. Обращает внимание на трафаретную надпись на кабине крана о сроках частичного и полного технического осмотра.

Потом машинист знакомится с характером работы и условиями их безопасного производства.

Устанавливать стреловые краны непосредственно под воздушной линией электропередач и выполнять так работу запрещено.

Установка крана вблизи ЛЭП идет только на специально подготовленной и утрамбованной площадке. Делать установку на рыхлом основании, наклонной плоскости под углом, превышающим градус в паспорте крана, запрещено.

При необходимости установки крана на выносные опоры, он должен быть установлен на все опоры. Под них подкладываются прочные и устойчивые прокладки, являющие инвентарной принадлежностью установки.

Кран установлен на выносные опоры

Машинист совместно со стропальщиками обязан проверить исправность стропов, на которых должны быть бирки с указанием номера и даты испытаний. Проверяются на исправность предохранительные замки на крюках.

Лицо, ответственное за безопасность, дает команду машинисту привести кран в рабочее положение. Убедившись, что все стропы одинаковой длины, и ни одна из них не достает до земли, лицо, отвечающее за безопасность, отдает команду на поворот стрелы и начало работ.

Затем выполняется строповка, о которой будет рассказано в следующей главе.

Вернуться к оглавлению

Такелажные и стропальные работы – меры обеспечения безопасности при работе рядом с ЛЭП

Данные виды работ предполагают разные ситуации, для которых прописаны свои требования и нормы. Рассмотрим их все по отдельности.

Перемещение груза с находящимися на нем людьми и только людей

Такие перемещения запрещены Правилами устройства грузоподъемных кранов и их эксплуатации.

Манипуляция может быть проведена в порядке исключения, когда выдана инструкция и получено согласование с органами российского Гостехнадзора.

При этом может использоваться только кран мостового типа и должна быть оборудована кабина, которая обеспечит полную безопасность людей. Требования по безопасности кабины разрабатываются отдельно.

Так как мостовые краны являются стационарными (с ограниченным передвижением), их вблизи ЛЭП не используют. А значит, данная манипуляция в рассматриваемой ситуации полностью исключается.

Кран мостового типа

Перемещение груза над строениями, внутри которых находятся люди

Над перекрытиями производственных, служебных и жилых помещений, в которых в данный момент могут находиться люди, перемещение грузов запрещено.

Мероприятие может быть организовано, но только после получения на то разрешения от органов Гостехнадзора, разработки соответствующих мероприятий, обеспечивающие полную безопасность людей и имущества.

Работа подъемного крана с грузом рядом с линиями электропередач: при такой плотной застройке соблюсти указанное ранее расстояние невозможно

Строповка грузов в стесненном пространстве

Кранам приходится работать не только на открытых площадках. Иногда работа выполняется в непосредственной близости от стен, колонн, станков, штабелей, железнодорожных вагонов. Не допускают нахождение людей в зоне между поднимаемым грузом и объектами.

Требование выполняется при подъеме и опускании груза.

Работа крана в непосредственной близости от строящегося дома

Определение опасных зон

Каждый рабочий, находящийся рядом с краном, должен быть проинформирован об опасных зонах, в которых нельзя находиться во время работы крана. Естественно, и крановщик ориентируется на эти зоны:

  1. Между строениями, штабелями, прочими препятствиями и поворотной башней крана должно соблюдаться минимальное расстояние в 1 метр.
  2. Опасными зонами также считаются участки, над которыми идет перемещение грузов. Определяются они как расстояние от крайней точки горизонтально построенной проекции наименьшего наружного габаритного размера груза, или от стены строения с прибавлением наибольшего габаритного размера груза, который падает, и минимального отлета груза в сторону при его падении.

Это все сложно понять при словесном описании, поэтому рассмотрите следующую картинку, на которой все показано наглядно.

Опасные зоны работы крана

Используя эти данные, производится расчет по формуле.

Строповка грузов на высоте

Чтобы обеспечить безопасность персонала и техники при строповке или расстроповке грузов на высоте, необходимо выполнить следующее:

  1. Применяются устройства автоматической и дистанционной строповки грузозахватных устройств.
  2. Рабочие места обеспечиваются всеми необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты. К таковым относят леса, ограждения, подмостки, страховочные пояса и прочее.
  3. Укрупнительная сборка оборудования и различных конструкций, подъем которых будет осуществляться, выполняется на земле.
  4. Рабочие места, находящиеся на высоте, должны поддерживаться в надлежащем состоянии. На них не должно быть наледи, снега, мусора и посторонних предметов, которые могут помешать работе.

Схемы строповки различных грузов

Вернуться к оглавлению

Перемещение и подъем опасных грузов

Особое внимание к соблюдению техники безопасности вблизи ЛЭП, да и не только, необходимо проявлять при перемещении опасных грузов. К таковым относятся вещества, изделия и материалы, которые обладают свойствами, способными в процессе перемещения привести в определенных условиях к гибели, отравлению, получению травмы, заболеванию, облучению, пожару взрыву, повреждения техники и зданий.

Доставка опасного груза

К таким работам допускаются только люди, прошедшие предварительное медицинское обследование. Категория их здоровья должна соответствовать характеру деятельности.

Все требования определяются государственными стандартами. Также крановщики и прочий персонал проходят соответствующее техническое обучение.

После его прохождения происходит аттестация. Данный класс работников должен быть обучен оказывать первую доврачебную помощь.

Вернуться к оглавлению

Перемещение груза несколькими кранами

Это сложная манипуляция, которую также может потребоваться выполнить рядом с линиями электропередач. Можно ее проводить только при непосредственном руководстве лицом, отвечающим за безопасность, выполняемых кранами.

Еще ориентируются на проект производства или технологическую карту, в которых приводятся допустимые схемы строповки, перемещения груза, применяемые меры безопасности и порядок проведения работы.

Важно! Перед работой необходимо рассчитать нагрузку, которая придется на каждый кран. Естественно, она не должна превышать максимально допустимые значения.

Рекомендуют применять однотипные краны и траверсы. Основная опасность возникает при неравномерном распределении нагрузок между кранами. Еще может произойти расцепление строп или раскачивание груза, ведь канаты часто находятся в наклонном положении.

Перед работами каждый крановщик инструктируется о скорости подъема груза, максимальной высоте и условных сигналах, которые будут применяться.

Вернуться к оглавлению

Видео: охранная зона ЛЭП и правила работы автокрана


Вернуться к оглавлению

Завершение

Соблюдение всех правил при работе вблизи линий электропередач – это не просто слова. Такие объекты являются повышенными источниками опасности для жизни и здоровья крановщиков и другого персонала. Все обязаны проходить инструктаж. За несоблюдение правил на строительной площадке в 2022 году определенные лица несут ответственность, вплоть до уголовной.

Ростехнадзор разъясняет: Работа автокранами (ПС) на действующих электроустановках, работы на высоте, работы вблизи ЛЭП

Вопрос:

В соответствии с п. 125 » Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (подъемные средства), утвержденных приказом Ростехнадзора № 533 от 12.11.2013 г., эксплуатирующая организация при выделении и направлении самоходных подъемных средств на объекты согласно заявкам сторонних организаций, несет ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе подъемных средств. Это положение однозначно понимается как обязанность эксплуатирующей организации направить вместе с подъемным средством ответственного за безопасное производство работ.

При этом п. 5.7. » Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда РФ № 328н от 24.07.2013 г., предусматривается необходимость назначения ответственного руководителя работ (V группа по электробезопасности в электроустановках выше 1000 В) при проведении работ с использованием грузоподъёмных машин.

В тоже время в соответствии с п. 45.3 Правил, установка и работа грузоподъемных машин и механизмов в электроустановках должны выполняться под непрерывным руководством и надзором работника, ответственного за безопасное производство работ кранами (подъемниками, вышками), имеющего группу не ниже IV и в строке «Отдельные указания» наряда должна быть сделана запись о назначении работника, ответственного за безопасное производство работ кранами (подъемниками, вышками) с указанием должности, фамилии и инициалов, а также выполняемых работ под его непосредственным руководством.

В п. 116 ФНП по ПС говорится, что в случаях, когда работы с применением кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) ведутся на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается организацией, эксплуатирующей электростанцию, подстанцию, линию электропередачи

Учитывая приведенные выше пункты, прошу разъяснить, если работа в электроустановке ведется с применением крана автомобильного, направленного сторонней организацией возможно ли назначение одновременно двух ответственных лиц — ответственного руководителя работ (из числа персонала, эксплуатирующего электроустановку) и ответственного за безопасное производство работ с применением ПС (из числа персонала организации, направившей ПС)? Нужно ли при этом включать ответственного за безопасное производство работ с применением ПС в наряд, выданный для работы в электроустановке и в качестве кого?

Ответ: Согласно п. 23 «ж» ФНП 533 организация, эксплуатирующая ОПО с ПС (далее — эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов: специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС; специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.

Кроме того организация должна определить порядок выделения ПС на объекты, в котором должна определить и в том числе порядок направления ПС для работы на объекты в зоне работы ЛЭП с учетом требований, установленных владельцем ЛЭП. При этом обязанности специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС не могут перекладываться на специалистов сторонних организаций, не входящих в структуру организации, эксплуатирующей ПС и владельца ЛЭП.

Учитывая приведенные выше требования, при работе ПС на действующих электроустановках направленных сторонней организацией необходимо назначение одновременно 2 ответственных лиц — ответственного руководителя работ (из числа персонала, эксплуатирующего электроустановку) и ответственного за безопасное производство работ с применением ПС (из числа персонала организации, направившей ПС), согласно положений, установленных организацией, эксплуатирующей ПС и владельца ЛЭП.

Требования п. 45.3, как и вся глава 45 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, распространяются на персонал организации, эксплуатирующей электроустановку. Согласно п. 46.1 Правил, работники организаций, направляемые для выполнения работ в действующих, строящихся, технически перевооружаемых, реконструируемых электроустановках, не состоящие в штате организаций — владельцев электроустановки, относятся к командированному персоналу. В соответствии с требованиями пп. 46.2 – 46. 5, 46.8 и 46.9 Правил, командируемый персонал должен иметь удостоверения установленной формы о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках с отметкой о группе по электробезопасности, присвоенной в установленном действующими нормами порядке. Командирующая организация в сопроводительном письме должна указать цель командировки, а также работника, которому будет предоставлено право быть ответственным руководителем, а также подтвердить группы этих работников. Командированный персонал по прибытии на место командировки должен пройти вводный и первичный инструктажи по безопасности труда, должен быть ознакомлен с электрической схемой и особенностями электроустановки, в которой им предстоит работать, а работник, которому предоставляется право исполнять обязанности ответственного руководителя, должены пройти инструктаж по схеме электроснабжения электроустановки. Инструктажи должны быть оформлены записями в журналах инструктажа (журналы установленной формы для проведения инструктажей по безопасности труда) с подписями командированных работников и работников, проводивших инструктажи. Предоставление командированному персоналу права работы в действующих электроустановках в качестве ответственного руководителя разрешается оформить руководителем организации (обособленного подразделения) — владельцем электроустановки резолюцией на письме командирующей организации или ОРД организации (обособленного подразделения). Организация, в электроустановках которой производятся работы командированным персоналом, несет ответственность за выполнение предусмотренных мер безопасности выполнения работ в электроустановках, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током рабочего и наведенного напряжения электроустановки, и допуск к работам. Подготовка рабочего места и допуск командированного персонала к работам в электроустановках проводятся в соответствии с Правилами и осуществляются работниками организации, в электроустановках которой производятся работы (с включением в наряд-допуск ответственного руководителя командирующей организации).

Необходимо включать ответственного за безопасное производство работ с применением ПС в наряд, выданный для работы в электроустановке и в качестве ответственного лица.


Вопрос от 01.03.2019:

Кто должен выдавать наряд-допуск на работу подъёмных сооружений (ПС) в охранной зоне линии электропередачи: организация, выполняющая строительно-монтажные работы в охранной зоне с применением ПС, или организация, эксплуатирующая линию электропередачи?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Положения охраны труда при выполнении работ в электроустановках с применением грузоподъёмных машин и механизмов содержатся в главе XLV » Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждённых приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н (далее – ПОТЭЭ).

Согласно п. 45.1 ПОТЭЭ в действующих электроустановках работы с применением грузоподъёмных машин и механизмов проводятся по наряду.

Положения охраны труда при допуске персонала строительно-монтажных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи содержатся в главе XLVII ПОТЭЭ.

Пунктом 47.1 ПОТЭЭ установлено, что строительно-монтажные, ремонтные и наладочные работы на территории организации – владельца электроустановок должны производиться в соответствии с договором или иным письменным соглашением со строительно-монтажной (ремонтной, наладочной) организацией (далее – СМО), в котором должны быть указаны сведения о содержании, объёме и сроках выполнения работ.

Перед началом работ СМО должна представить список работников, которые имеют право выдачи нарядов и быть руководителями работ, с указанием фамилии и инициалов, должности, группы по электробезопасности.

В соответствии с пунктом 47.2 ПОТЭЭ перед началом работ руководитель или уполномоченный представитель организации (обособленного подразделения) совместно с представителем СМО должны составить акт-допуск на производство работ на территории действующего предприятия по форме, установленной действующими строительными нормами и правилами.

Пунктом 47.3 ПОТЭЭ определено, что в акте-допуске или отдельном распоряжении организации (обособленного подразделения) – владельца электроустановок указываются работники, имеющие право допуска к работе работников СМО и право подписи наряда-допуска. При этом один экземпляр распоряжения выдается представителю СМО.

Пунктом 116 » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС), установлено, что в случаях, когда работы с применением кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъёмников (вышек) ведутся на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдаётся организацией, эксплуатирующей электростанцию, подстанцию, линию электропередачи.

На основании изложенного выдачу наряда-допуска может осуществлять владелец электроустановки либо ответственный работник СМО, в случае наделения его таким правом. При этом делегирование прав работнику СМО по выдаче нарядов-допусков не снимает ответственности с собственника электроустановки.

Одновременно сообщаем, что ПОТЭЭ являются документом в области охраны труда, в которых установлены требования охраны труда при производстве работ в электроустановках, при этом ФНП по ПС являются документом в области промышленной безопасности в части осуществления работ с применением ПС, в связи с чем в них установлены более жёсткие требования к производству работ повышенной опасности с применением ПС.


Вопрос от 04.01.2019:

Нужно ли оформлять наряд-допуск на работу подъёмного сооружения вблизи воздушной линии электропередачи (ближе 30 м и напряжением более 50 В), если на время выполнения погрузочно-разгрузочных работ линия электропередачи будет отключена?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

В соответствии с » п. 115 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС), установка и работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъёмников (вышек) на расстоянии менее 30 м от крайнего провода воздушной линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 50 В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.

При производстве работ в охранной зоне воздушной линии электропередачи или в пределах разрывов наряд-допуск выдаётся только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

Порядок работы кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъёмников (вышек) вблизи воздушной линии электропередачи, выполненной гибким изолированным кабелем, определяется владельцем линии.


Вопрос от 01.07.2019:

Должен ли дополнительно оформляться наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности (работы на высоте) при работе на ВЛ, КТП и т.д., если уже был оформлен наряд-допуск на работы в электроустановках? Где должны быть учтены мероприятия, обеспечивающие безопасность проведения работ на высоте?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

Требования по охране труда и порядок действия работодателя и работника при организации и проведении работ на высоте определены » Правилами по охране труда при работе на высоте (далее – Правила), утверждёнными приказом Минтруда России от 28. 03.2014 № 155н, зарегистрированным в Минюсте России 05.09.2014 № 33990.

Если работы на высоте проводятся одновременно с другими видами работ, требующими оформления наряда-допуска, то может оформляться один наряд-допуск с обязательным включением в него сведений о производстве работ на высоте и назначением лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также мероприятий по обеспечению условий и порядка выполнения работ по наряду-допуску в соответствии с требованиями нормативного правового акта, его утвердившего (пункт 23 Правил).

Работы, выполняемые на высоте более 5 м от поверхности земли, перекрытия или рабочего настила, над которыми производятся работы непосредственно с конструкций или оборудования при их монтаже или ремонте с обязательным применением средств защиты от падения с высоты, относятся к специальным работам. Работники, обладающие правом проведения специальных работ, должны иметь об этом запись в удостоверении о проверке знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением № 2 к » Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее – ПОТЭЭ), утверждённым приказом Минтруда России от 24. 07.2013 № 328н, зарегистрированным в Минюсте России 12.12.2013 № 30593 (пункт 2.6 ПОТЭЭ).


Вопрос от 10.02.2020:

О разъяснении отдельных норм законодательства Российской Федерации в области эксплуатации крана-манипулятора вблизи линии высоковольтных ЛЭП

Ответ: » Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденными приказом Ростехнадзора № 533 от 12.11.2013 (далее ФНП ПС), устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (далее — подъемные сооружения ПС).

Работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) вблизи воздушной линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, который должен указать крановщику (машинисту подъемника, оператору) место установки ПС, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и сделать запись в вахтенном журнале ПС о разрешении работы.

Работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов под не отключенными контактными проводами городского транспорта должна производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана/крана-манипулятора и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

Также, в соответствии с пунктом 116 ФНП ПС в случаях, когда работы с применением кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) ведутся на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается организацией эксплуатирующей электростанцию, подстанцию, линию электропередачи. При этом использование ПС допускается только при условии, если расстояние по воздуху от ПС или от его выдвижной или подъемной части, а также от рабочего органа или поднимаемого груза в любом положении до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее указанного в таблице 3 приложения № 2 и таблице 2 приложения № 12 к ФНП ПС.

1926.1408 — Безопасность линий электропередач (до 350 кВ) — эксплуатация оборудования.

  1. По стандартному номеру
  2. 1926.1408 — Безопасность линий электропередач (до 350 кВ) — эксплуатация оборудования.

1926.1408 (а)

Оценка опасностей и меры предосторожности в рабочей зоне . Перед началом эксплуатации оборудования работодатель должен:

1926.1408(а)(1)

Идентифицируйте рабочую зону одним из следующих способов:

1926.1408(а)(1)(я)

Разграничение границ (например, флажками или устройством, таким как устройство ограничения диапазона или устройство предупреждения о контроле диапазона) и запрет оператору управлять оборудованием за пределами этих границ, или

1926. 1408(а)(1)(ii)

Определение рабочей зоны как области на 360 градусов вокруг оборудования, вплоть до максимального рабочего радиуса оборудования.

1926.1408(а)(2)

Определите, может ли какая-либо часть оборудования, грузовой трос или груз (включая такелаж и подъемные приспособления) при эксплуатации в пределах максимального рабочего радиуса оборудования в рабочей зоне приблизиться к линии электропередач на расстояние более 20 футов. В этом случае работодатель должен соответствовать требованиям Варианта (1), Варианта (2) или Варианта (3) настоящего раздела, а именно:

1926.1408(а)(2)(и)

Опция (1) — обесточить и заземлить . Подтвердите от владельца/оператора коммунального предприятия, что линия электропередачи обесточена и заземлена на рабочем месте.

1926. 1408(а)(2)(ii)

Опция (2) — зазор 20 футов . Убедитесь, что никакая часть оборудования, грузовой линии или груза (включая такелаж и подъемные приспособления) не приближается к линии электропередачи ближе, чем на 20 футов, приняв меры, указанные в пункте (b) настоящего раздела.

1926.1408(а)(2)(iii)

Опция (3) — Зазор таблицы А .

1926.1408(а)(2)(iii)(А)

Определите напряжение линии и минимальное расстояние, разрешенное в соответствии с таблицей A ( см. § 1926.1408).

1926.1408(а)(2)(iii)(Б)

Определить, может ли какая-либо часть оборудования, грузовой трос или груз (включая такелаж и грузоподъемные приспособления) при работе до максимального рабочего радиуса оборудования в рабочей зоне приблизиться на расстояние, меньшее, чем минимальное расстояние подхода линии электропередачи, разрешенное согласно Таблица А ( см. § 1926.1408). Если это так, то работодатель должен следовать требованиям параграфа (b) этого раздела, чтобы гарантировать, что ни одна часть оборудования, грузовой трос или груз (включая такелаж и подъемные приспособления) не приблизится к тросу ближе, чем на минимальное расстояние подхода. .

1926.1408(б)

Предотвращение вторжения/поражения электрическим током . Если в соответствии с Вариантом (2) или Вариантом (3) настоящего раздела требуются меры предосторожности от вторжения, должны быть соблюдены все следующие требования:

1926.1408(б)(1)

Проведите совещание по планированию с оператором и другими работниками, которые будут находиться в зоне установки оборудования или нагрузки, чтобы рассмотреть расположение линий электропередач и шаги, которые будут предприняты для предотвращения вторжений/поражений электрическим током.

1926.1408(б)(2)

Если используются линии тегов, они должны быть непроводящими.

1926.1408(б)(3)

Сооружение и поддержание в рабочем состоянии возвышающейся предупредительной линии, баррикады или линии знаков в поле зрения оператора, оснащенных флажками или аналогичной хорошо заметной маркировкой, на расстоянии 20 футов от линии электропередач (при использовании Варианта (2) настоящего раздела ) или на минимальном расстоянии сближения согласно таблице A ( см. § 1926.1408) (при использовании варианта (3) этого раздела). Если оператор не может видеть приподнятую предупреждающую линию, необходимо использовать специальный наблюдатель, как описано в § 19.26.1408(b)(4)(ii) в дополнение к осуществлению одной из мер, описанных в § § 1926.1408(b)(4)(i), (iii), (iv) и (v).

1926. 1408(б)(4)

Реализовать хотя бы одну из следующих мер:

1926.1408(б)(4)(и)

Сигнализация приближения, установленная для предупреждения оператора о вторжении.

1926.1408(б)(4)(ii)

Специальный наблюдатель, который находится в постоянном контакте с оператором. Если выбрана эта мера, специальный наблюдатель должен:

1926.1408(б)(4)(ii)(А)

Быть оборудованным визуальным средством, помогающим определить минимальное безопасное расстояние. Примеры наглядных пособий включают, но не ограничиваются ими: четко видимую линию, нарисованную на земле; хорошо видная линия стоек; набор четко видимых ориентиров в пределах прямой видимости (например, столб забора за выделенным наблюдателем и угол здания перед выделенным наблюдателем).

1926.1408(б)(4)(ii)(Б)

Располагаться таким образом, чтобы эффективно измерять зазор.

1926.1408(б)(4)(ii)(С)

При необходимости используйте оборудование, позволяющее специальному наблюдателю напрямую общаться с оператором.

1926.1408(б)(4)(ii)(D)

Своевременно информируйте оператора, чтобы можно было выдерживать требуемое безопасное расстояние.

1926.1408(б)(4)(iii)

Устройство, которое автоматически предупреждает оператора о необходимости остановки движения, например, устройство предупреждения о дальности полета. Такое устройство должно быть настроено так, чтобы дать оператору достаточное предупреждение, чтобы предотвратить вторжение.

1926.1408(б)(4)(iv)

Устройство, автоматически ограничивающее диапазон движения, предназначенное для предотвращения посягательств.

1926.1408(б)(4)(в)

Изолирующее звено/устройство, как определено в § 1926.1401, установленное в точке между концом грузовой линии (или ниже) и нагрузкой.

1926.1408(б)(5)

Требования параграфа (b)(4) настоящего параграфа не распространяются на работы, подпадающие под действие подраздела V настоящей части.

1926.1408 (с)

Информация о напряжении . В случае использования варианта (3) настоящего раздела владелец/оператор линий электропередач должен предоставить запрошенную информацию о напряжении в течение двух рабочих дней с момента запроса работодателя.

1926.1408 (д)

Работы под линиями электропередач .

1926.1408(г)(1)

Никакая часть оборудования, грузовой трос или груз (включая такелаж и подъемные приспособления) не должны находиться ниже линии электропередачи, если только работодатель не подтвердил, что владелец/оператор коммунального предприятия обесточил и (на рабочем месте) заземлил линию электропередачи на видном месте , за исключением случаев, когда применяется одно из исключений в пункте (d)(2) настоящего раздела.

1926.1408(г)(2)

Исключения . Параграф (d)(1) данного раздела неприменим, если работодатель демонстрирует, что применимо одно из следующих условий:

1926. 1408(г)(2)(и)

Работа охватывается подразделом V этой части.

1926.1408(г)(2)(ii)

Для оборудования с невыдвижными стрелами: Самая верхняя часть оборудования со стрелой в истинном вертикальном положении должна находиться более чем в 20 футах ниже плоскости линии электропередач или больше, чем указанное в Таблице А этого раздела минимальное расстояние до плоскость линии электропередач.

1926.1408(г)(2)(iii)

Для оборудования с шарнирно-сочлененными или выдвижными стрелами: самая верхняя часть оборудования со стрелой в полностью выдвинутом положении в истинном вертикальном положении должна находиться более чем в 20 футах ниже плоскости линии электропередач или более чем в таблице А минимальное расстояние просвета этой секции ниже плоскости линии электропередач.

1926.1408(г)(2)(iv)

Работодатель демонстрирует, что соблюдение параграфа (d)(1) данного раздела невозможно и соответствует требованиям § 1926.1410.

1926.1408 (е)

Линии электропередач предположительно находящиеся под напряжением . Работодатель должен исходить из того, что все линии электропередач находятся под напряжением, если только владелец/оператор предприятия не подтвердит, что линия электропередачи была и остается обесточенной и заземленной на рабочем месте.

1926.1408 (ф)

При работе вблизи передатчиков/вышек связи, где оборудование находится достаточно близко, чтобы в оборудовании или обрабатываемых материалах возникал электрический заряд, передатчик должен быть обесточен или должны быть приняты следующие меры предосторожности:

1926. 1408 (ф) (1)

Оборудование должно иметь электрическое заземление.

1926.1408 (ф) (2)

Если используются линии тегов, они должны быть непроводящими.

1926.1408(г)

Обучение .

1926.1408(г)(1)

Работодатель должен обучить каждого оператора и члена бригады, назначенных для работы с оборудованием, всему следующему:

1926.1408(г)(1)(и)

Порядок действий в случае электрического контакта с линией электропередач. Такое обучение должно включать:

1926.1408 (г) (1) (я) (А)

Информация об опасности поражения электрическим током при одновременном прикосновении оператора к оборудованию и земле.

1926.1408 (г) (1) (я) (Б)

Важность пребывания в кабине для безопасности оператора, за исключением случаев, когда существует неминуемая опасность пожара, взрыва или другой чрезвычайной ситуации, требующей выхода из кабины.

1926.1408 (г) (1) (я) (С)

Самый безопасный способ эвакуации из оборудования, которое может быть под напряжением.

1926.1408 (г) (1) (я) (Д)

Опасность потенциально находящейся под напряжением зоны вокруг оборудования (ступенчатый потенциал).

1926.1408 (г) (1) (я) (Е)

Необходимость присутствия экипажа в этом районе, чтобы избежать приближения или прикосновения к оборудованию и грузу.

1926.1408(г)(1)(я)(Ф)

Безопасное расстояние от линий электропередач.

1926.1408(г)(1)(ii)

Предполагается, что линии электропередач находятся под напряжением, если только владелец/оператор предприятия не подтвердит, что линия электропередачи была и остается обесточенной и заземленной на рабочем месте.

1926.1408(г)(1)(iii)

Линии электропередач считаются неизолированными, если только владелец/оператор предприятия или зарегистрированный инженер, который является квалифицированным лицом в области передачи и распределения электроэнергии, не подтвердит, что линия изолирована.

1926.1408(г)(1)(iv)

Ограничения изолирующей линии/устройства, сигнализатора приближения и устройства контроля диапазона (и аналогичного), если они используются.

1926.1408(г)(1)(в)

Процедуры, необходимые для надлежащего заземления оборудования, и ограничения заземления.

1926.1408(г)(2)

Сотрудники, работающие в качестве специальных наблюдателей, должны быть обучены, чтобы они могли эффективно выполнять свои задачи, включая обучение применимым требованиям этого раздела.

1926.1408(г)(3)

Обучение по данному разделу должно проводиться в соответствии с § 1926.1430(g).

1926.1408(ч)

Устройства, первоначально разработанные изготовителем для использования в качестве: предохранительного устройства ( см. § 1926.1415), вспомогательного средства или средства предотвращения контакта с линией электропередач или поражения электрическим током, при использовании в соответствии с настоящим разделом, должны соответствовать процедурам изготовителя для использования и условий использования.

ТАБЛИЦА A — МИНИМАЛЬНЫЕ ЗАЗОРЫ

Напряжение
(номинальное, кВ, переменного тока)
Минимальный зазор
(футы)
до 50
от 50 до 200
свыше 200 до 350
свыше 350 до 500
свыше 500 до 750
свыше 750 до 1000
более 1000
10
15
20
25
35
45

(как установлено владельцем/оператором коммунального предприятия или зарегистрированным профессиональным инженером, который является квалифицированным лицом в отношении передачи и распределения электроэнергии).

Примечание. Значение, следующее за «to», соответствует этому значению и включает его. Например, свыше 50 до 200 означает до 200 кВ включительно.

[75 ФР 48142, 9 августа 2010 г. ]

советов по работе с воздушными линиями электропередач

Члены бригады, работающие рядом с линиями электропередач, должны хорошо понимать соответствующие правила OSHA. Агентство требует соблюдения особых мер предосторожности при сборке/разборке, эксплуатации и/или перемещении крана вблизи линий электропередач.

Пн, 15 марта 2021 г.
Люси Перри – КОРРЕСПОНДЕНТ CEG

Поражение электрическим током в результате контакта крана с воздушными линиями электропередач по-прежнему является основной причиной смерти на стройплощадках. Ключом к безопасности вблизи линий электропередач является осведомленность, и опытный оператор знает, что все линии находятся под напряжением, пока он не убедится в обратном.

По данным Международного фонда электробезопасности, в период с 2011 по 2017 год воздушные линии электропередач стали причиной 36 процентов всех смертельных случаев, связанных с электричеством на рабочем месте.

Большинство смертельных случаев произошло в результате незначительного обучения электробезопасности или его отсутствия, отмечает компания L&M Crane and Rigging, Фрипорт, штат Нью-Йорк. опыт работы и обширное обучение технике безопасности», — говорится в сообщении в блоге L&M о безопасности линий электропередач.

Хэнк Даттон, старший специалист по контролю строительных рисков компании Travelers Insurance, Нью-Йорк, рассказал о безопасности линий электропередач в своем блоге о планировании подъема.

Даттон, который регулярно проводит обучение технике безопасности при работе с кранами, считает, что те, кто работает вблизи линий электропередач, должны хорошо понимать соответствующие правила OSHA .

«OSHA требует соблюдения особых мер предосторожности при сборке/разборке, эксплуатации и/или перемещении крана вблизи линий электропередач», – написал он.

Назад к основам

Бо Кольер, президент Crane Tech LLC, Брэндон, Флорида, сказал, что требования к работам вокруг линий электропередач не изменились за последние годы.

Разочаровывает тот факт, что в крановой отрасли по-прежнему случаются несчастные случаи, травмы и гибель людей из-за того, что краны и оборудование подходят слишком близко или соприкасаются с линиями электропередач, написал он.

Несчастные случаи и несчастные случаи «усиливают потребность в постоянном обучении работников вблизи линий электропередач», сказал Коллиер.

Он отметил две основные части безопасности при работе вокруг линий электропередач, согласно OSHA:

  • Безопасные расстояния — для кранов и шаги, которые необходимо предпринять для работы вблизи линий электропередач; и
  • Обучение — для тех, кто занимается крановыми операциями, и для персонала, работающего на площадке, но не связанного непосредственно с крановыми работами.

Билли Смит из Атланты, штат Джорджия. Компания NBIS, занимающаяся страхованием строительных работ, заявила, что из-за поражения электрическим током линии электропередач стали причиной трети или более всех смертельных случаев, связанных с подъемным краном.

Если воздушная линия электропередач не обесточена — и прежде чем вы сможете начать работу — оператор должен идентифицировать рабочую зону одним из двух способов: обозначить границы с помощью флажков, устройства ограничения диапазона или контроля диапазона. сигнализатор, запрещающий работу оборудования за этими границами. Другой метод заключается в определении рабочей зоны как области вокруг оборудования на 360 градусов, вплоть до максимального рабочего радиуса машины.

«После определения соответствующей рабочей зоны вы также должны определить, может ли какая-либо часть оборудования при максимальном рабочем радиусе оборудования приблизиться ближе чем на 20 футов к линии электропередач в пределах определенной рабочей зоны», — сказал Смит.

«Если нет, то все в порядке, никаких дальнейших действий предпринимать не нужно.»

Однако, если оборудование находится в пределах 20 футов от линии электропередач, вы или работодатель должны выполнить следующие требования:

  • Вариант 1: Обесточить и заземлить. Подтвердите от владельца/оператора коммунального предприятия, что линия электропередачи обесточена и заземлена на месте проведения работ.
  • Вариант 2: Поддерживайте 20-фут. клиренс. «Убедитесь, что никакая часть оборудования, грузовой линии или груза, включая такелаж и подъемные приспособления, не приближается к линии электропередач ближе, чем на 20 футов», приняв хотя бы одну из мер, указанных OSHA.
  • Вариант 3: Таблица A зазоров. Определите напряжение линии и минимальное безопасное расстояние, допустимое в соответствии с правилом OSHA «Краны и стрелы в строительстве».

Определите, может ли какая-либо часть оборудования, грузовой линии или нагрузки приблизиться к линии электропередачи на расстояние, превышающее минимально допустимое расстояние.

Если это так, то работодатель должен следовать требованиям, чтобы ни одна часть оборудования, грузового троса или груза не приближалась к тросу ближе, чем на минимальное безопасное расстояние.

«Если произойдет наихудший сценарий и произойдет контакт между краном и линией под напряжением, оператор крана должен оставаться в кабине», — сказал Смит.

Он должен «попытаться вывести кран из контакта, двигая его в обратном направлении».

И, по словам Смита, если кран не может быть удален от контакта, оператор должен оставаться в кабине до тех пор, пока линии не будут обесточены.

«Все остальные сотрудники должны держаться подальше от крана, тросов и груза, поскольку земля вокруг крана может оказаться под напряжением», — добавляет он.

Как сказал Смит, есть о чем подумать, когда дело доходит до безопасности линий электропередач. Он предлагает три вывода:

  • В любое время обесточить линию электропередач.
  • В то время как безопасность линий электропередач действительно является обязанностью каждого на рабочем месте, в первую очередь ответственность за это несет работодатель.
  • Пребывание за пределами 20-фут. Расстояние от линии электропередач под напряжением является хорошим общим правилом.

Однако в некоторых случаях кран должен находиться еще дальше.

Обеспечение безопасности экипажей

Работодатели обязаны обеспечить безопасное рабочее место и защитить работников от возможных опасностей, проповедует OSHA.

В видеоролике о безопасности линий электропередач ведущий агентства сказал, что «обучение рабочих, предварительное планирование и принятие правильных мер предосторожности спасают жизни».

При соблюдении надлежащих мер предосторожности все работники проходят обучение. Это включает в себя сертифицированного крановщика и квалифицированного такелажника и сигнальщика.

Работодатель должен принять меры, чтобы бригада и кран находились на безопасном расстоянии от линии электропередач.

Прораб должен получить напряжение воздушной линии электропередачи от коммунальной компании. Исходя из этого напряжения, он определяет минимально необходимое расстояние крана от линии электропередач.

Необходимо провести предварительное совещание по планированию безопасности. Следует установить флаги, чтобы показать границу, которую нельзя пересекать.

Для контроля перемещения материалов необходимо использовать непроводящую бирку. Сигнальщик или наблюдатель должен быть на месте с двусторонней радиосвязью для связи с оператором.

Линии с более высоким напряжением требуют большего минимального безопасного расстояния и дополнительных мер предосторожности, чем показано здесь.

При перемещении материалов стрела должна оставаться на безопасном расстоянии от линий электропередач, поскольку рабочий безопасно направляет материалы к земле.

«Не все рабочие места одинаковы, и меры предосторожности могут быть разными», — отметил диктор видео.

Задавайте правильные вопросы

Осведомленность крановщика идет рука об руку с активной ролью в обеспечении своей безопасности и безопасности всех остальных на рабочей площадке.

Боб Берри, бывший директор по безопасности компании Sims Crane & Equipment, Тампа, Флорида, писал, что, когда оператор крана прибывает на место работы, его или ее правильные вопросы и общение с другими помогут всем быть более подготовленными.

Такие вопросы, как «Кто является директором лифта» и «Каковы их требования к средствам индивидуальной защиты, конкретным правилам на рабочем месте, передвижению с наблюдателем или без него и распознаванию опасностей», имеют решающее значение.

«Задавать эти вопросы гораздо важнее, чем многие могут подумать», — написал Берри, ныне консультант по безопасности кранов в компании Haag Engineering, Эшвилл, Северная Каролина, в блоге Sims по безопасности кранов.

«Например, скажем, работа потребует, чтобы вы подняли кран и разместили предмет на другой стороне линии электропередач. Вы должны спросить: «Мы собираемся пройти под линиями электропередач или вокруг них?» линии электропередач?»

Берри считает, что следующий вопрос должен звучать так: «У меня будет наблюдатель за этим подъемным краном?»

Если ответ отрицательный, и лифт будет находиться в месте, которое вам может быть трудно увидеть, «обратитесь в контролирующую организацию и сообщите им, что вы считаете, что нужен наблюдатель», — сказал он.

Гай Паккард, вице-президент отдела электроснабжения компании Consumers Energy, Джексон, штат Мичиган, дал пять советов, которые помогут оставаться в безопасности вблизи воздушных линий электропередач.

Во-первых, сказал он, каждый день, прежде чем приступить к работе, осматривайте свое рабочее место, чтобы определить местонахождение линий электропередач, столбов и растяжек. «Будьте внимательны к линиям, скрытым деревьями или зданиями».

Во-вторых, перед началом работ вблизи линий электропередач подготовьте план действий в чрезвычайных ситуациях.

В-третьих, знайте правила соблюдения дистанции для всех, кто работает вблизи линий электропередач. В Мичигане рабочие должны находиться на расстоянии не менее 10 футов, включая любые инструменты или оборудование.

«Металлические лестницы, краны и другое специализированное оборудование требуют 20-футового зазора. Имейте в виду, что даже неметаллические инструменты могут проводить электричество», — сказал Паккард.

В-четвертых, помните, что деревья могут проводить электрический ток.

«Прежде чем перемещать дерево под линию электропередач, посмотрите вверх и определите расстояние до вершины дерева.