Содержание
Хорошая Статья для проверки Реле Зарядки (реле регулятора)
опубликовано16.02.19
У многих владельцев японских мотоциклов за время эксплуатации возникают различные проблемы. Об одной из них хочу рассказать подробнее в своей статье.
Многие наслышаны, а кто-то может лично сталкивался с проблемой зарядки АКБ. Неужели электрика «японцев», такая ненадежная?!? Что очень часто выходит из строя.
Рассмотрим эту проблему на примере мотоцикла Kawasaki ZZ-R 400.
Зачастую основной причиной отсутствия заряда АКБ, является выход из строя реле-регулятора, внешний вид изображен на фото:
У РР есть две основные задачи:
1. Выпрямлять переменный трёхфазный ток, вырабатываемый генератором.
2. Поддерживать напряжение бортовой сети мотоцикла на уровне13,5-14,5 V.
Чаще всего у РР выявляют два «диагноза»
1. “НЕ ЗАРЯЖАЕТ”
2. “НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ”
“НЕ ЗАРЯЖАЕТ”
Проблема вызвана «выгоранием» диодов выпрямительного моста. Достаточно просто перепутать клеммы «+»/ «-» при подключении АКБ. К таким же последствиям приводит превышение тока потребления электрикой мотоцикла. Это может быть короткое замыкание проводки.
В результатом выхода РР из строя , могут быть последствия “бестолкового тюнинга” мотоцикла — установкой дополнительных «примочек» в виде разных подсветок, дополнительных фар, ламп увеличенной мощности, МУЗЫКИ!!! Как известно генератор имеет максимально допустимую мощность, превышение которой ни к чему хорошему не приводит.
Особое внимание хочу обратить на ”прикуривание” от автомобиля, часто практикуемое после «зимней спячки» чаще всего происходит так : упросили автомобилиста «прикурить» вашего коня, поставили рядом мотоцикл, накинули провода и начали крутить стартер мотоцикла. В результате через некоторое время мотоцикл заведется (если повезет) и генератор мотоцикла начинает через РР заряжать и свой севший АКБ, и подсевший аккумулятор автомобиля. Нагрузка не малая !
“НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ”
РР должен отсекать излишки эл.энергии генератора от попадания в бортовую сеть мотоцикла, если этого не происходит, то происходит перезаряд аккумулятора. Очевидно, что разрушены цепи регуляции напряжения в схеме РР. В бортовую сеть мотоцикла проходит всё что вырабатывает генератор (а это порядка 50 V и выше, на максимальных оборотах двигателя). Симптомы : греется корпус АКБ, температура больше 40 градусов. Лампы мотоцикла горят слишком ярко, часто перегорают.
Итог — выкипание электролита и быстрая потеря емкости.
Еще одна причина, вызвана окислением контактов в колодке РР. Как только один из контактов генератора к РР окислился и частично утратил свою проводимость, тут же возникает перекос фаз в генераторе . Окисленный контакт вызывает локальный перегрев в контактных соединениях.
Чтобы этого избежать, необходимо хотя бы 1раз в месяц измерять напряжение на клеммах АКБ при работающем двигателе, следить за состоянием разъемов генератора и РР.
Но порой бывает так, что в электрику мотоцикла ни чьи шаловливые ручки не лазили, т.е вся электрика в «стоке», мотоцикл не “прикуривали”. Почему же сгорело РР?!?!
Не будем забывать что аккумулятор мотоцикла, то же по своей сути является «расходником» и срок его службы составляет два-три года.
Он так же подвержен износу и старению, теряет емкость, появляется ток собственной утечки.
В процессе эксплуатации аккумулятора на его дне образуется осадок. Этот осадок при контакте с пластинами, разряжает аккумулятор — происходит саморазряд. А это приводит к постоянным подзарядкам аккумулятора. На реле-регулятор ложится дополнительная нагрузка, которая вызывает тепловой перегрев и разрушение РР.
О возможных проблемах и как их избежать я рассказал, теперь расскажу как проверить работоспобность Реле-Регулятора своими силами, не обращаясь к сервисменам.
Для проверки нам понадобятся :
1. Трезвая голова;
2. Элементарные познания в электрике;
3. Лампа 12V/5W, желательно с патроном;
4. Шесть проводов, длинной не меньше 30-40 см;
5. Три заряженные аккумуляторные батареи (можно обойтись и одной, но для этого нужен блок питания с постоянным напряжением от 12 до 24V.
6. Мультиметр DT-838 (можно любой другой)
Во время работы двигателя, РР должно нагреваться в пределах 40-50 град.
Если теплоотводный корпус имеет бОльшую температуру или холдый вовсе. Это признаки того что РР неисправно.
В первую очередь измеряем напряжение на клеммах АКБ, при работающем двигателе, на холостом ходу U=12.5-13.8 V.
При оборотах 4000-5000 тыс. U=14.2-14.5 V и при увеличении оборотов, напряжение НЕ ДОЛЖНО УВЕЛИЧИВАТСЯ. Не в коем случае нельзя проверять работу генератора методом отключения одной клеммы от АКБ. Существует риск «сжечь» коммутатор. Это метод действует только на «совкоциклах»!!!
Вот так выглядит реле регулятор со стороны разъема клеммной колодки:
К нижнему ряду контактов подключается обмотка 3-х фазного генератора (три провода желтого цвета)
Проверка осуществляется в три этапа.
Этап первый
Подключаем с помощью проводов РР к аккумулятору, как указано на рисунке, затем плюсовым проводом поочередно касаемся выводов 4-5-6. При исправности диодного моста, лампа НЕ ДОЛЖНА ГОРЕТЬ!
Этап второй
Нам понадобится вторая аккумуляторная батарея. Подключаем все согласно рисунку и снова касаемся плюсовым проводом выводов 4-5-6. При исправности схемы регулирования РР, лампа НЕ ДОЛЖНА ГОРЕТЬ!
Этап третий
Более сложенный, чем два предыдущих, так как нам понадобится уже три аккумулятора, что достаточно проблематично. Из рисунка приведенного ниже, можно увидеть что две батареи включены последовательно, что в итоге дает нам на выводах 1-2 напряжение 24V. Поэтому вместо 2-х АКБ, можно использовать источник питания с выходным напряжением 24V.
Подключаем провода согласно рисунку, касаемся плюсовым проводом выводов 4-5-6. При исправности схемы регулирования РР, лампа ДОЛЖНА ГОРЕТЬ!
Если хотя бы на одном из этапов проверки будет выявлено несоответствие , РР подлежит замене (существуют бюджетные китайские аналоги).
На этом как говорится и можно было бы поставить точку, но мы не удостоверились в рабоспособности самого источника тока, ГЕНЕРАТОРА.
Генератор мотоцикла Kawasaki ZZ-R 400 представляет собой 3-х фазный генератор переменного тока, с тремя обмотками соединенных в «звезду».
Работает следующим образом: вокруг обмоток статора вращаются постоянные магниты, размещенные в кольцевом роторе, при вращении в обмотках генератора создается ЭДС, амплитуда которой, прямо пропорциональна оборотам ротора.
Проверку генератора осуществляем так, берем мультиметр (он же тестер) выбираем режим измерения 200 Ом, замыкаем между собой щупы, на дисплее должны появится ноли. Если так, значит тестер к работе готов. Проверяем обмотки статора. Измеряем сопротивление между тремя желтыми проводами, в последовательности 1-2, 2-3, 3-1.сопротивление всех трех обмоток, должно быть одинаковым и не должно превышать 0.2-0.9 Ом. Также проверяем изоляцию обмоток, одним щупом касаемся «Массы» мотоцикла, а другим каждого из трех желтых проводов. Сопртивление должно быть «бесконечность».
После этого нужно проверить генератор в работе. Заводим мотоцикл, отключаем разъем генератора от РР, и измеряем ПЕРЕМЕННОЕ напряжение на выходе из генератора. Не забыв изменить режим измерения в тестере на переменное напряжение, предел 200V. Обороты двигателя делаем не менее 5000 тыс. Если тестер покажет напряжение порядка 45-50 V, между любыми выводами обмоток, генератор исправен. Очень редко встречается довольно- таки своеобразная неисправность генераторов подобного типа. Обмотки в порядке, РР исправен, АКБ «свежий», но генератор не обеспечивает необходимый уровень заряда. Причина кроется в роторе, его постоянные магниты частично утрачивают свой магнитные свойства, что приводит к потере мощности генератора. Такое может произойти во время ремонта мотоцикла, при хранении демонтированного ротора рядом с металлическими деталяи
Как проверить реле-регулятор генератора мультиметром – виды регуляторов, признаки и причины поломок, способы проверки
В стремлении сэкономить на расходах электроэнергии, соорудил ветрогенератор на базе старого автогенератора, благо в нашей местности ветер есть всегда. Прибор себя оправдал – подключил к нему с подзаряжаемой АКБ систему видеонаблюдения участка и дома – только спустя некоторое время вышло из строя реле напряжения, пришлось заменить. В этом обзоре решил поделиться опытом о том, как проверить реле-регулятор генератора мультиметром, какие его виды бывают, а также каковы признаки и причины их поломок.
Реле-регулятор проверяется с помощью мультиметра
Регуляторы напряжения – виды
Если генератор стал вырабатывать ток большего или меньшего значения, или вообще перестал его производить, в первую очередь рекомендую проверить реле-регулятор напряжения. Его неисправность чаще всего выражается в перезарядке или, наоборот, недозарядке аккумулятора.
Однако чтобы начать ремонтные действия, для начала неплохо бы разобраться в существующих модификациях устройства и их особенностях. Всего есть 2 их типа:
- Встроенный. Находится прямо в корпусе и совмещен со щеточным модулем.
- Отдельный. Расположен отдельно, соединен с электростанцией проводниками.
В обоих случаях устройство не разбирается, так как обладает монолитностью структуры. Поэтому и отремонтировать его не представляется возможным. Да в этом и нет резона – его нужно только протестировать, и в случае неисправности просто заменить, так как новый стоит недорого.
Суть же работы регулятора сводится к повышению/снижению тока возбуждения в обмотке в ответ на падение/рост величины выходящего напряжения.
Схема подключения реле-регулятора для прозвонки
Симптомы и причины поломок
Проверка реле-регулятора напряжения генератора обычно выполняется мультиметром. Если у вас его пока его нет – поломку можно попытаться определить косвенным образом, например, по одному из следующих признаков:
- Сбой в работе подключенных устройств из-за низкого напряжения.
- Тусклое свечение ламп.
- Недозаряд или перезаряд АКБ.
- Испарение электролита в аккумуляторе.
При этом причины отказа устройства бывают следующими:
- Замыкание между обмотками возбудителя.
- Пробой выпрямительного диодного моста.
- Сбой стабилизации – ток постоянно либо повышен, либо понижен.
- Нарушение полюсности контактов.
- Попадание сырости.
- Дефект вследствие удара.
- Завершение срока годности.
- Брак, изначально плохое качество.
- Ослабление контактов в силу окисления, обгорания, нагрева-охлаждения и проч.
Чтобы электрогенератор служил дольше, периодически осматривайте и очищайте его. Если загрязнение не удаляются поверхностным путем в труднодоступных местах, при необходимости демонтируйте и почистите устройство.
При поломке реле-регулятор не ремонтируется, а просто заменяется
Доступные способы проверки
Есть несколько способов, как проверить реле-регулятор напряжения генератора, и самый простой из них – это померить мультиметром зарядку АКБ. Конечно, я не гарантирую 100%-ый результат, но зато метод позволяет выполнить тестирование без разборки оборудования.
Осуществлял я его следующим образом:
- Переключал прибор в режим постоянного тока с пределом до 20 В.
- Запускал установку.
- Сначала замерял напряжение на малых оборотах (например, для авто это порядка 1-1,5 тыс. об/мин). Если регулятор исправен, измерение должно находиться в рамках 13,2-14 вольт.
- Аналогичную процедуру провел для среднего числа оборотов (это около 2-2,5 тыс. об/мин). В нормальном состоянии должно показать 13,6-14 вольт.
- В завершении сделал то же на больших оборотах (порядка 3,5 тыс. об/мин). В норме должно быть 14,8 В.
Исправный прибор не должен выдавать номинал менее 12 В и более 14,8 В. Если в ходе теста значения отличаются от выше указанных, скорее всего, причина в поломке реле.
Реле-регулятор можно проверить без съема с установки
Тестирование встроенного реле
Схема проверки для генератора со встроенным реле-регулятором напряжения несколько отличается от выше описанного метода. В этом случае реле нужно демонтировать из корпуса. Также понадобится лампа на 12 В и блок питания или зарядник с возможность плавного изменения напряжения в рамках 10-16 вольт.
Алгоритм тестирования следующий:
- Подключенный к блоку питания мультиметр соединяется с контактами реле – «+» на штекер и «-» на пластинку под крепежным отверстием.
- Лампочка соединяется проводниками со щетками.
- Далее блок питания включается в сеть. При этом ручка регулировки должна находиться на минимуме.
- Затем начинается постепенная подача напряжения.
- Лама должна постепенно набирать яркость с достижением полного свечения при 12 В.
- Далее напряжение постепенно повышается, пока лампочка не погаснет. Произойти это должно где-то при 14,3-14,5 В.
- При снижении номинала лампа опять должна загореться.
Если лампа затухает, когда нагрузка не достигла 14 В, или горит, когда номинал уже превысил 14,8 вольт, значит, регулятор сломан и требует замены.
При номинале свыше 14,8 В лампочка должна потухнуть
Тест отдельного реле
Бывают случаи, когда реле-регулятора напряжения стоит отдельно от генератора – чтобы его прозвонить мультиметром, применяется аналогичный алгоритм. Помимо тестера здесь также понадобится лампа 12 В и блок питания с регулируемой нагрузкой.
Единственное отличие – подсоединение питания может быть иным. Например, для модели Я112 В применяется такая схема:
- На контакты В и Б кидается плюс.
- На корпус подается минус.
- Лампа присоединяется к клеммам Ш и В.
Исправность электрогенератора во многом зависит от состояния его обмоток и контактных групп. Следите, чтобы обмотки не потемнели, а места соединения проводов не покрывались окислом.
Видео-пример проверки реле-регулятора:
Коротко о главном
Реле-регулятор бывает встроенным в корпус генератора и отдельным. Первые признаки его поломки проявляются в повышенном или пониженном напряжение, а также недозарядке или перезарядке АКБ. Среди причин его поломки чаще всего встречаются – замыкание обмоток, пробой мостов, сырость в приборе, механические повреждения, истечение срока годности.
Есть 3 способа проверки:
- Простейший без разборка оборудования.
- Встроенной модели через лампу на 12 В и блок питания.
- Отдельной версии через блок питания и лампочку.
Строгое соблюдение инструкции позволяет безошибочно провести проверку технического состояния регулятора напряжения.
Напишите в комментариях, какой вариант тестирования реле-регулятора показался более предпочтительным?
Архивы цифровых загрузок в формате PDF • Valence Electrical Training Services
119,95 долларов США – 149,95 долларов США
Тестирование реле генератора объясняет наиболее важные основы и показывает, как применять их при тестировании любого реле генератора с любым тестовый набор с такими разделами, как:
- Знакомство с генераторами
- Системы управления генератором
- Схемы генератора
- Подготовка к тестированию
- Принципы тестирования элементов
- Как проводить приемочные, пусконаладочные и эксплуатационные испытания
Когда вы поймете теорию тестирования генераторов и реле, эта книга покажет вам универсальные пошаговые процедуры тестирования более дюжины элементов с использованием современных методов динамического тестирования.
Generator Relay Testing можно заказать в виде цифровой загрузки Adobe Acrobat в формате PDF или в виде книги в твердом переплете (которая также включает цифровую загрузку Adobe Acrobat в формате PDF для бесплатной загрузки). Ссылки для загрузки в формате PDF будут отправлены по электронной почте после обработки заказа, обычно в тот же день. Смотрите наши Policies страница для получения более подробной информации и ограничений лицензии на цифровую загрузку PDF. Более 200 страниц контента и дубликаты планов тестирования НЕ включены в книгу в твердом переплете из-за ограничений печати. Мы рекомендуем вам сохранить PDF-файл в качестве удобного справочника при чтении книги в твердом переплете.
Артикул: ТРТХ-11
Категории: Справочники, Магазин
Тег: TRTH-11
Описание
Дополнительная информация
Отзывы (0)
Узнайте, как надежно проверить любое реле генератора с помощью любого тестового набора
Если вы когда-либо выполняли тестирование реле генератора, вы знаете, что существует множество различных элементов с различными рабочими характеристиками. Это может быть трудным для взлома кодом даже для опытных тестировщиков реле. Но как только вы научитесь решать головоломку, вы сможете с уверенностью протестировать любое реле генератора.
Понимание того, как работает реле генератора в реальных условиях, является ключом к простой и эффективной проверке реле генератора. Тестирование элементов внутри реле генератора становится намного проще, если вы применяете реалистичные условия с вашим тестовым набором.
Справочник по тестированию реле: Принципы и практика:
- познакомил вас с тестированием реле,
- дал вам теорию о наиболее часто используемых элементах реле защиты, а
- предоставил пошаговые инструкции по тестированию.
В этой книге объясняются наиболее важные основы и показано, как применять их при тестировании любого реле генератора с помощью любого испытательного комплекта.
Когда вы поймете теорию тестирования генераторов и реле, эта книга покажет вам универсальные пошаговые процедуры тестирования этих элементов с использованием современных методов динамического тестирования:
- Расстояние между фазами (21)
- Вольт/Гц (В/Гц)/Перевозбуждение (24)
- Синхронизация и проверка синхронизации (25)
- Пониженное напряжение (27)
- 100% заземление статора (27TN/64G2)
- Реверс/Пониженная мощность (32)
- Потеря поля/отказ поля (40)
- Максимальный ток обратной последовательности (46)
- Отказ выключателя (50BF)
- Непреднамеренное возбуждение (50/27)
- Контроль напряжения/Ограничение перегрузки по току (51 В)
- Перенапряжение нейтрали (59N/64G)
- Потеря/отказ предохранителя (60FL)
- Вне шага (78)
- Пониженная/повышенная частота (81)
- Дифференциал фаз (87)
Если вы только начинаете тестировать реле генератора или уже устали ломать голову над различными элементами и рабочими характеристиками, эта книга поможет вам вывести свои навыки тестирования реле на новый уровень.
Вам также может понравиться…
Тестирование реле защиты — RB Marine Power Engineering
Реле защиты являются важным элементом энергосистем, поскольку они обнаруживают любой элемент, в котором возникает неисправность или происходит короткое замыкание, приводящее к срабатыванию автоматического выключателя. Они необходимы для предотвращения сбоя питания в системе или даже пожара. Тестирование реле защиты.
По этой причине их необходимо периодически проверять на протяжении всего срока службы (не реже одного раза в 2 года). Современные реле защиты выполняют несколько функций защиты и поэтому требуют многократных испытаний.
В компании RB Marine мы разработали строгие процедуры тестирования реле защиты, чтобы обеспечить их правильное функционирование и постоянную безопасность.
Наши услуги включают:
- Защита генератора – Через реле генератора пропускают ток, чтобы найти минимальную чувствительность.
Затем ток сравнивается с настройками реле производителя в диапазоне значений. Если обнаружены какие-либо несоответствия, то реле ремонтируется или заменяется нашими инженерами.
- Защита двигателя — для двигателей переменного тока часто требуются сложные релейные системы защиты, чтобы обеспечить правильное выполнение внешних команд отключения и правильную работу других функций защиты.
- Защита блока фидера – Наши инженеры-специалисты могут протестировать, отремонтировать или заменить системы фидерных блоков как с циркулирующим током, так и с симметричным напряжением.
- Защита сборных шин — Тесты на отключение проводятся в различных зонах дифференциальной защиты шин путем имитации неисправности с испытательным током или токами короткого замыкания с максимальной нагрузкой, а затем проверяется, что срабатывают правильные автоматические выключатели. Наши инженеры устранят неполадки на месте.
- Защита трансформатора — Современные трансформаторные реле защищают от множества проблем, включая первичную и вторичную обмотку, межвитковые неисправности, повреждения сердечника и масляного бака, а также перенапряжение и тепловые сбои.
Наши инженеры имеют опыт проверки и оценки всех упомянутых систем релейной защиты
- Устройства синхронизации – Многие энергосистемы имеют системы синхронизации для защиты различных устройств и элементов, например, трансформаторов и генераторов. У нас есть оборудование и знания для проверки этих систем и устранения проблем.
- Translay – Мы проверяем реле защиты между трансформаторами в системе Translay, чтобы обеспечить правильное срабатывание отключения.
- Buchholtz – Реле Buchholtz предотвращают проблемы, связанные с возникновением неисправностей внутри трансформаторов. Реле обнаруживает и защищает от короткого замыкания, повреждения обмотки и сердечника. Это критическое реле защиты тщательно тестируется и при необходимости ремонтируется.
- Расцепляющее и управляющее оборудование — Все отключающее и управляющее оборудование и компоненты системы могут быть проверены. Время срабатывания и срабатывания проверяется, чтобы убедиться, что оно находится в допустимом диапазоне.