Продукцией транспорта является сама пассажиров и грузов: 4. Продукция транспорта, ее конкурентоспособность

5 (39). Понятие транспорта и его продукция.

Транспорт
представляет собой отрасль
производства, обеспечивающую жизненно
необходимую потребность общества в
перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт
как отрасль производства представляет
собой совокуптость
средств и путей сообщения, нормальную
деятельность которых
обеспечивают различные технические
устройства и сооружения.

Средства
сообщения


это подвижной состав (автомобили,
прицепы,
полуприцепы на автомобильном транспорте;
локомотивы, вагоны на железнодорожном
транспорте; суда, баржи на водных видах
транспорта и т.п.).

Пути сообщения
– это пути,
специально предназначенные и оборудованные
для движения подвижного состава данного
вида транспорта (автомобильные дороги,
железнодорожный, речной пути
и т.п.).

Технические
устройства и сооружения


это комплекс грузовых и
пассажирских станций, терминалов,
погрузочно–разгрузочных пунктов,
ремонтных мастерских, заправочных
станций, средств связи
и сигнализации, систем управления и
т. д.

В
понятие «транспорт» входят также
отдельные элементы (подвижной
состав, дороги, терминалы и др.),
взаимодействующие между
собой для выполнения определенных
работ, поэтому необходимо рассматривать
транспорт как систему. Система представляет
собой единство закономерно расположенных
и находящихся во
взаимной связи частей (элементов),
подчиненных определенному принципу.

Существует
транспорт общего, ведомственного и
личного пользования.
Общее пользование – это использование
всех видов транспорта,
кроме промышленного, любым предприятием,
а также городского транспорта –
населением.
К ведомственному относят промышленный
транспорт, обслуживающий
конкретное предприятие и находящийся
на балансе
этого предприятия. Личное
пользование
– это применение какого–либо транспортного
средства (автомобиля, велосипеда, яхты,
самолета и т.д.) отдельной личностью
(семьей).

Основной
особенностью транспорта является
нематериальный характер производимой
продукции. Транспорт обеспечивает
нормальное
функционирование производственной и
непроизводственной
сфер экономики, удовлетворяет нужды
населения и, следовательно, является
обслуживающей отраслью.

Особенность
транспорта состоит в том, что
производственный процесс
на транспорте – это процесс перемещения
грузов и пассажиров,
который и является продукцией транспорта.
Поэтому транспортная
продукция имеет нематериальный характер.

Особенности
транспортной продукции.

Транспорт продолжает
процесс производства, то есть процесс
производства завершиться лишь тогда,
когда товар поступит в сферу потребления.

Продукция
транспорта воздействует на размеры
общественного
производства,

Транспорт активно
воздействует на размещение производственных
сил.

Стоимость
транспортной продукции входит в
окончательную стоимость
перевозимой продукции,

На
транспорте предметами труда служат
перевозимые грузы, которые
не являются собственностью транспорта,
но на время перевозочного
процесса перевозчик несет за них полную
материальную
ответственность.

Без опережающего
развития транспорта невозможно развитие
экономики.

С
увеличением объемов перевозимых грузов
(пассажиров) возникает необходимость
перехода на другой вид транспорта.

Транспортная
продукция зависит
от уровня
механизации и автоматизации перегрузочных
и складских процессов, а также использования
прогрессивных технологий перевозки.

Одна
из самых больших проблем транспортной
отрасли – невозможность создания запаса
«продукции транспорта».
Можно иметь только запас транспортных
средств.

В
транспортной отрасли почти
50 % себестоимости уходит на заработную
плату водителей, выполняющих
транспортную работу.

Производственный
процесс транспорта выдает продукцию,
которой является сам процесс перемещения.

Средства производства
транспорта (подвижной состав) обладают
динамичностью что резко осложняет
оперативное воздействие и обратную
связь.

Зависимость
продукции транспорта от экономической
политике.

Место транспорта в экономике России

Транспорт (от лат. transporto — перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения.

На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает потребности ее отраслей и населения в оперативном перемещении грузов и пассажиров. При развитии рыночных отношений особо остро ставится вопрос о соблюдении сроков перемещения, установленных заказчиком перевозок.

Основной особенностью транспорта является нематериальный характер производимой продукции. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения и, следовательно, является обслуживающей отраслью.

Отсюда и его специфическая роль в обеспечении (опосредованно) роста общественного продукта и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную продукцию. Эта роль заключается в своевременной доставке требуемой продукции от производителя к потребителям, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, находящихся на транспорте, улучшении транспортного обслуживания населения путем быстрой его доставки в комфорхных условиях.

Транспорт одновременно выступает и в роди потребителя, и в роли работодателя, так как использует транспортные средства, топливо и другую продукцию различных отраслей экономики, а также трудовые ресурсы.

Темпы развития транспорта должны несколько опережать потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, так как отсутствие возможностей перемещения грузов и пассажиров является серьезным тормозом в развитии экономики.

Недоучет роли транспорта в экономике приводит к отставанию отдельных отраслей промышленного производства и сельского хозяйства. Так, плохие дороги или их отсутствие не позволяет вывезти готовую продукцию, что особенно пагубно для сельского хозяйства, где каждый вид продукции имеет ограниченный срок реализации. Несвоевременная доставка людей к месту работы или проживания может отрицательно сказаться на их здоровье и работоспособности.

Транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием общественного производства. Продукт только тогда готов к использованию, когда закончилось его перемещение к месту потребления. При этом следует иметь в виду, что внутрипроизводственный транспорт включен в средства производства и процессы выработки товаров на тех предприятиях, которые он обслуживает, т.е. в определенных случаях транспорт является составной частью технологического процесса производства данного продукта.

Однако роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов или пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления, на складское хозяйство и т. д. Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики. При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики. Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для продажи. Только в этом случае образуется система «деньги — товар — деньги», на которой строится любая экономика.

Транспорт — очень трудоемкая отрасль, в которой занято более 10% работающих граждан страны. Транспортная отрасль потребляет 60% мирового производства жидких нефтепродуктов, 20 — стали, 80 — свинца, 70 — синтетических каучуков, 40% — лакокрасочных изделий и др.

На транспорте одновременно находится примерно 27—30 млн т различных грузов. Затраты на перевозку продукции и погрузочно-разгрузочные работы могут составлять в среднем 15-18% от общей стоимости перевозимой продукции, но по отдельным видам грузов могут быть значительно выше (например, при перевозке нефтепродуктов они доходят до 40%, строительных грузов — до 50, пищевых продуктов — до 25, а сельскохозяйственной продукции — до 100% в связи с плохим качеством дорог в отдельных регионах).

Одним из показателей уровня развития страны является состояние транспорта. Существуют причинно-следственные связи между уровнем развития транспорта и структурой общества. Так, появление железнодорожного транспорта связало Города и страны, облегчив освоение новых территорий для проживания населения и производства продукции. Рост городов в свою очередь обусловилразвитие городского транспорта и созданий новых видов транспорта для качественного обслуживания городского населения.

Экономическое значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития, связи и координации работы всех отраслей экономики.Транспорт способствует монолитности государства, позволяет маневрировать ресурсами, оперативно разрешать чрезвычайные ситуации. В этом состоит политическое значение транспорта.

Культурное значение транспорта состоит в возможности распространения с его помощью эстетических ценностей, что повышает культуру и образование населения. Сам транспорт также стал элементом культуры:  создаются музеи по всем или отдельным видам транспорта;  проводятся выставки достижений транспортной промышленности;  организуются общества по распространению идей и достижений на транспорте.

Туризм, являясь элементом культуры, задействует все виды транспорта. Так, на морском транспорте существует сеть круизных маршрутов, которые работают во взаимодействии с наземными видами транспорта.Особая роль в туризме, а главное — в экскурсионном обслуживании, отводится автомобильному транспорту.

Социологическое значение транспорта состоит в экономии времени, облегчении труда и повышении его производительности. Транспорт участвует также в организации досуга людей, т.е. времени, необходимого для восстановления их производственных и творческих способностей. При недостатках в работе транспорта, обслуживающего население, транспортная усталость может снижать производительность труда на 12%.

Неоценимо научное значение транспорта.  Потребность в совершенствовании транспорта ставит перед наукой новые задачи, а развитие науки позволяет транспорту оказывать услуги населению на более высоком уровне при уменьшении затрат.

Транспорт имеет большое значение для обороны страны, так как с его помощью возможна быстрая передислокация населения, войск, производства.

Источник: «Грузовые Автомобильные Перевозки» М.Е. МАЙБОРОДА, В.В. БЕДНАРСКИЙ

3.4 – Предоставление транспортных услуг и спрос на них

Авторы: д-р Жан-Поль Родриг и д-р Тео Ноттебом

Транспортное предложение — это пропускная способность конкретных транспортных инфраструктур и видов транспорта за определенный период времени. Спрос на транспорт – это потребности в мобильности на тот же период времени, даже если они удовлетворены лишь частично.

Каждый вид транспорта разделяет общую цель выполнения производной транспортной потребности, и, таким образом, каждый вид транспорта выполняет цель поддержка мобильности . Транспорт — это услуга, которую необходимо использовать немедленно, поскольку, в отличие от товаров и ресурсов, которые она часто перевозит, сама транспортная услуга не может быть сохранена. Мобильность осуществляется с использованием транспортных инфраструктур фиксированной пропускной способности, обеспечивающих транспортное обеспечение. В некоторых случаях потребность в транспорте удовлетворяется самыми простыми возможными способами, в частности, прогулками по ландшафту, который практически не изменился. Однако в некоторых случаях для обеспечения мобильности требуются сложные и дорогостоящие инфраструктуры и виды транспорта, например, для воздушного транспорта.

Транспорт – это рынок, состоящий из поставщиков транспортных услуг и пользователей этих услуг. Хорошо функционирующие транспортные рынки должны позволять транспортному предложению удовлетворять спрос на транспорт для удовлетворения транспортных потребностей в мобильности пассажиров и грузов. Экономическая система, включающая многочисленные виды деятельности, расположенные в разных областях, порождает движения, которые должна поддерживать транспортная система. Без мобильности инфраструктуры были бы бесполезны, а без инфраструктур мобильность невозможна или не будет экономически эффективной. это взаимозависимость можно рассматривать в соответствии с двумя концепциями, а именно спросом и предложением на транспорте:

Транспортное снабжение. Пропускная способность транспортных инфраструктур и видов транспорта, как правило, по географически определенной транспортной системе и в течение определенного периода времени. Предложение выражается в терминах инфраструктуры (мощность), услуг (частота) и сетей (покрытие). Пропускная способность часто оценивается в статическом и динамическом аспектах, где статическая пропускная способность представляет собой объем пространства, доступного для транспорта (например, поверхность терминала), а динамическая пропускная способность — это улучшение, которое можно добиться с помощью более совершенных технологий и управления. Количество пассажиров, объем (для жидкостей или контейнерных перевозок) или масса (для грузов), которые могут быть перевезены в единицу времени и пространства, обычно используются для количественной оценки транспортного предложения.

Спрос на транспорт . Потребности в транспорте, даже если эти потребности удовлетворены полностью, частично или совсем не удовлетворены. Таким образом, транспортный спрос может быть реализован, если он был измерен в существующих условиях, или потенциальным, если он мог возникнуть в гипотетических условиях. Как и транспортное предложение, оно выражается в количестве людей, объеме или тоннах в единицу времени и расстояния.

Предложение на рынке транспортных услуг можно разделить на две категории:

  • Сторонние перевозки. Транспортные компании предлагают транспортные услуги пользователям, которые нуждаются в таких услугах, часто на открытых рынках. Пользователи транспорта оплачивают оказанные услуги в соответствии с согласованными условиями договора или по действующему (спотовому) тарифу. Примеры включают сторонние автотранспортные компании, линии контейнерных перевозок, железнодорожных операторов и автобусных компаний. Конкурентоспособность является ключевым преимуществом сторонних перевозок, поскольку поставщики стремятся предлагать своим клиентам более качественные и дешевые услуги. Существует также риск колебаний цен в связи с изменением рыночных условий и того, что транспортные мощности могут быть недоступны, когда это требуется клиенту. Сторонние транспортные компании бывают разных размеров в зависимости от характеристик транспортных рынков, которые они обслуживают. Существуют крупные глобальные сторонние транспортные компании, такие как морские судоходные линии и сторонние поставщики логистических услуг (UPS, FedEx, DHL), а также небольшие операции, такие как автомобильные перевозки и местные компании по доставке.
  • Перевозка за собственный счет. Пользователь транспорта использует свои собственные транспортные средства для перевозки грузов или путешествий (например, автомобилисты, использующие частные автомобили, или крупные промышленные компании, владеющие парком грузовиков или железнодорожных вагонов). Пользователь транспорта имеет прямой доступ к известной пропускной способности с риском более низкого уровня использования активов (например, пустых перемещений или простоя оборудования). Не существует конкретной связи между размером фирмы и использованием собственного транспорта, поскольку такая схема используется небольшими местными фирмами, имеющими свои транспортные средства для доставки, а также крупными корпорациями, такими как горнодобывающие и деревообрабатывающие компании.

Спрос на транспорт создается экономикой, состоящей из людей, учреждений и отраслей, которые обеспечивают мобильность людей и грузов. Можно провести различие между потребительскими и производительными транспортными потребностями. Продуктивный транспорт должен иметь четкую экономическую направленность. Например, транспортировка полуфабрикатов с одной производственной площадки на конечную производственную или сборочную площадку создает добавленную стоимость в производственном процессе за счет преимуществ местоположения каждой из производственных площадок. Расходный транспорт должен создавать менее заметную добавленную стоимость. Например, дорожное путешествие не добавляет ценности в чисто экономическом смысле, но создает субъективную полезность и удовлетворение для пользователей. Обсуждение функционирования транспортных рынков особенно актуально, когда речь идет об удовлетворении производственных потребностей в транспорте, но необходимо также учитывать потребительский аспект транспорта.

Для представления спроса на перевозки был разработан широкий спектр моделей, которые можно разделить на постоянные, детерминированные и стохастические. Спрос на транспорт может варьироваться в зависимости от двух сопутствующих обстоятельств; увеличивается количество пассажиров или грузов или увеличивается расстояние, на которое эти пассажиры или грузы перевозятся. Что касается перемещений пассажиров, то расположение жилых, коммерческих и промышленных районов выявляет закономерности возникновения и привлечения перемещений. Расположение ресурсов, заводов, распределительных центров и рынков связано с мобильностью грузов. Географические соображения и транспортные расходы объясняют значительные различия в структуре спроса на грузовые перевозки между странами.

Транспорт как производный спросТранспортное предложение и спросСтатическая и динамическая пропускная способность транспортной инфраструктурыТипы транспортного спросаФакторы роста транспортного спросаФакторы, определяющие спрос на грузовые перевозки

Транспортное предложение и спрос имеют взаимную, но асимметричную связь. В то время как реализованный транспортный спрос не может иметь место без соответствующего уровня транспортного предложения, транспортное предложение может существовать без соответствующего транспортного спроса. Это распространено в инфраструктурных проектах, разработанных с пропускной способностью, удовлетворяющей ожидаемый уровень спроса, который может или не может материализоваться, или для этого может потребоваться значительное количество времени. Регулярные транспортные услуги, такие как общественный транспорт или авиалинии, предлагают транспортное предложение, которое работает, даже если спрос недостаточен. Инфраструктура также, как правило, проектируется на уровне пропускной способности выше ожидаемого базового сценария на случай, если спрос окажется выше ожидаемого. Иногда транспортная инфраструктура строится с расчетом на то, что проектная мощность никогда не будет превышена. В других случаях спрос не материализуется, часто из-за неправильного планирования или неожиданных социально-экономических изменений.

Спрос на транспорт, удовлетворяемый предложением транспортных услуг, создает движение (грузовики, поезда, корабли, самолеты, автобусы, велосипеды и т. д.) в соответствующих сетях транспортной инфраструктуры. Пропускная способность, как правило, превышает фактический спрос на транспорт, поскольку средний уровень использования транспортных средств редко достигает 100 процентов. Это включает, например, порожние перевозки грузовых автомобилей, недоиспользование вместимости контейнеровозов, курсирующих по морскому маршруту, характеризующемуся несбалансированным потоком контейнеров, недоиспользование автобусного сообщения в непиковые часы и ситуацию с одним человеком на автомобиль в пригородном сообщении. Существует простой статистический способ измерения предложения транспорта и спроса на пассажирские или грузовые перевозки:

пассажиро-км (или пассажиро-миля) является общепринятым показателем, выражающим реализованный спрос на пассажирские перевозки, поскольку он сравнивает количество перевезенных пассажиров с расстоянием, на которое они перевозятся. Тонно-километр (или тонно-миля) — это мера, отражающая реализованный спрос на грузовые перевозки. Хотя для измерения реализованного спроса чаще всего используются как пассажиро-километры, так и тонно-километры, эта мера может в равной степени применяться и к транспортному предложению.

Например, транспортная обеспеченность рейса Boeing 777-200ER между Нью-Йорком и Лондоном составит 314 пассажиров (в трехклассовой конфигурации) на расстояние более 5500 км (с транзитным временем около 6 часов в зависимости от направления). Это предполагает транспортное обеспечение в размере 1 727 000 пассажиро-км. В действительности на этот рейс может потребоваться 340 пассажиров (1 870 000 пассажиро-км), даже если фактическая вместимость составит 314 пассажиров. В этом случае реализованная потребность составит 314 пассажиров на расстояние более 5500 километров из потенциальной потребности в 340 пассажиров, что подразумевает систему, в которой потребность составляет 108% пропускной способности. Когда потенциальный спрос намного превышает реализованный спрос, тарифы обычно корректируются до тех пор, пока не будет достигнуто лучшее соответствие (законы спроса и предложения). Более высокие тарифы могут снизить потенциальный спрос, но в то же время они могут стать стимулом для увеличения пропускной способности. Этот процесс обычно повторяется до тех пор, пока спрос и предложение не сойдутся. Как и во многих других секторах экономики, на транспортный рынок постоянно влияют механизмы ценообразования.

На пропускную способность транспортной инфраструктуры влияет несколько факторов: от физических характеристик сети, способов ее финансирования, эксплуатации и обслуживания до наличия узких мест. Транспортное предложение можно упростить с помощью набора функций, представляющих основные переменные, влияющие на пропускную способность транспортных систем. Эти переменные различны для каждого режима. Что касается автомобильного и железнодорожного транспорта, то транспортное предложение часто зависит от пропускной способности маршрутов и транспортных средств (модальное предложение). Напротив, предложение воздушного и морского транспорта находится под сильным влиянием пропускная способность терминалов (интермодальные поставки).

  • Модальная поставка . Предложение одного вида транспорта влияет на предложение других видов транспорта, таких как дороги, где разные виды транспорта конкурируют за одну и ту же инфраструктуру, особенно в перегруженных районах. Например, предложение транспорта для легковых и грузовых автомобилей обратно пропорционально, поскольку они имеют одну и ту же дорожную инфраструктуру. В основном это игра с нулевой суммой.
  • Интермодальные поставки . Транспортное предложение также зависит от пропускной способности интермодальной инфраструктуры. Например, максимальное количество рейсов в день между Нью-Йорком и Чикаго не может превышать суточную пропускную способность аэропортов Нью-Йорка и Чикаго, хотя воздушный коридор Нью-Йорк — Чикаго потенциально обладает очень высокой пропускной способностью.

Типы узких местОсновные переменные предложения для видов транспортаВлияние модальной конкуренции и пропускной способности интермодальных перевозок на транспортное предложение

Спрос на транспорт, как правило, выражается в определенные периоды времени, которые связаны с моделями экономической и социальной деятельности. Во многих случаях транспортный спрос является стабильным и периодически повторяющимся , что позволяет получить хорошее приближение при планировании услуг. В других случаях транспортный спрос нестабилен и нестабилен , что затрудняет обеспечение надлежащего уровня обслуживания. Например, поездка на работу представляет собой повторяющийся и предсказуемый образец движения, в то время как машины экстренного реагирования, такие как машины скорой помощи, имеют дело с непредсказуемым спросом, который может быть выражен как вероятность. Функции спроса на транспорт варьируются в зависимости от характера того, что должно быть перевезено:

  • Пассажиры . Для автомобильных и воздушных пассажирских перевозок спрос зависит от демографических характеристик населения, таких как доход, возраст, уровень жизни, раса и пол, а также от модальных предпочтений.
  • Грузовой . Для грузовых перевозок спрос зависит от характера и важности экономической деятельности (ВВП, коммерческие площади, количество тонн добытой руды и т. д.) и модальных предпочтений. Спрос на грузовые перевозки оценить сложнее, чем на пассажирские.

Соотношения между спросом и предложением транспорта постоянно меняются, но они взаимосвязаны. С традиционной экономической точки зрения спрос и предложение на транспорт взаимодействуют до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие между количеством транспорта, которое рынок готов использовать по данной цене, и количеством, предлагаемым для данного уровня цен. Изменения цен не только влияют на уровень спроса на транспорт, но также могут привести к смещению спроса на другие маршруты, альтернативные виды транспорта и/или другие периоды времени. В среднесрочной или долгосрочной перспективе структурные изменения в ценообразовании на транспорт могут повлиять на территориальные решения отдельных лиц и предприятий. Тем не менее, несколько соображений характерны для транспортного сектора, что усложняет отношения спроса и предложения:

  • Стоимость входа . Это затраты, связанные с эксплуатацией хотя бы одного транспортного средства в транспортной системе. В некоторых секторах, особенно в морских, железнодорожных и воздушных перевозках, начальные затраты очень высоки, в то время как в других, таких как автомобильные перевозки, они очень низки. Высокие начальные затраты означают, что транспортные компании серьезно рассмотрят дополнительный спрос, прежде чем добавлять новые мощности или новую инфраструктуру (или рисковать в новой услуге). В ситуации низких затрат на вход количество компаний колеблется в зависимости от спроса. Когда затраты на вход высоки, появление нового игрока — редкость, а уход из компании — часто драматическое событие, связанное с массовым банкротством. Следовательно, транспортная деятельность с высокими входными издержками, как правило, носит олигополистический характер, в то время как транспортная деятельность с низкими входными издержками, как правило, имеет много конкурентов.
  • Государственный сектор . В немногих других секторах экономики наблюдается такой высокий уровень участия общественности, как в транспорте, что приводит к сбоям в традиционных механизмах ценообразования. Обеспечение транспортной инфраструктуры, особенно дорог, в значительной степени финансировалось правительствами, а именно ради национальной доступности и региональной справедливости. Транзитные системы также в значительной степени субсидируются, чтобы обеспечить доступность для городского населения и, в частности, для беднейшего сегмента, который считается лишенным мобильности. Поэтому транспортные расходы часто считаются частично субсидируемыми. Государственный контроль (и прямое владение) также имел большое значение для нескольких видов транспорта, таких как железнодорожный и воздушный транспорт в ряде стран. Последние годы характеризовались приватизацией и дерегулированием.
  • Эластичность . Понятие ценовой эластичности лежит в основе спроса на транспорт и относится к изменению спроса в ответ на изменение стоимости. Например, эластичность -0,5 для использования транспортных средств по отношению к эксплуатационным расходам означает, что увеличение эксплуатационных расходов на 1% будет означать сокращение пробега или поездок транспортного средства на 0,5%. Колебания транспортных издержек имеют разные последствия для разных видов транспорта, но спрос на транспорт, как правило, неэластичен. Хотя поездки на работу и обратно неэластичны с точки зрения затрат, они эластичны с точки зрения времени. Для секторов экономики, где стоимость перевозки составляет небольшую часть общих производственных затрат, колебания транспортных расходов имеют ограниченное влияние на спрос. Для авиаперевозок, особенно в сфере туризма, колебания цен оказывают значительное влияние на спрос. Таким образом, между полученными ценовыми эластичностями существуют различия, в связи с чем возникают вопросы о возможности переноса результатов на другие места и/или другие периоды времени. Таким образом, каждый случай характеризуется конкретными местными условиями с точки зрения вариантов выбора вида транспорта, бюджета/дохода пользователя транспорта, территориального планирования, уровня цен и т. д. Все эти факторы в совокупности могут несколько различать поведение пользователей транспорта в разных регионах и странах. настройки.

Стандартная функция спроса/предложения на транспорте Эластичность автомобильного транспорта по видам деятельности

Ценовая эластичность спроса на транспорт может влиять на стратегическое поведение экономических субъектов. Например, линии контейнерных перевозок сталкиваются с крайне неэластичным спросом из-за комбинированного эффекта отсутствия близких заменителей и небольшого влияния фрахтовых ставок на общие затраты. Единственным альтернативным видом транспорта в межконтинентальной перевозке дорогостоящих грузов являются авиаперевозки. Тем не менее, этот сегмент рынка имеет гораздо меньшую грузоподъемность, а цены намного выше. Для большинства отправлений общая стоимость фрахта составляет лишь небольшую часть от общей стоимости груза, обычно менее 5%. Поскольку контейнерные линии не могут повлиять на размер конечного рынка, они пытаются увеличить свою краткосрочную долю рынка за счет снижения цен. Таким образом, судоходные линии могут снижать ставки фрахта без существенного влияния на базовый спрос на контейнерные перевозки. Единственный дополнительный спрос может исходить от продукции с низкой стоимостью, которая будет отправлена ​​за границу только при очень низких фрахтовых ставках (например, рынок макулатуры и металлолома). Эти временные рынки, как правило, исчезают, как только фрахтовые ставки превышают пороговый уровень, что больше не позволяет получать прибыль от торговли этими продуктами за границей. Относительно неэластичный характер спроса на транспортные услуги является основной проблемой низких финансовых показателей контейнерных перевозок. Судоходные линии уделили большое внимание затратам и заключили долгосрочные контракты с крупными грузоотправителями с целью обеспечения безопасности груза.

Поскольку транспортный спрос является производным спросом от отдельных лиц, групп и отраслей, его можно разделить на ряд частичных требований, удовлетворяемых за счет адаптации и эволюции транспортных средств, транспортных средств и инфраструктуры к изменяющимся потребностям. Более того, растущая сложность экономики и общества, связанная с технологическими изменениями, вынуждает транспортную отрасль к постоянным изменениям. Это приводит к увеличению заторов, потенциальному снижению безопасности на транспорте, деградации транспортной инфраструктуры и опасениям по поводу воздействия на окружающую среду.

Спрос на транспорт имеет тенденцию меняться во времени и пространстве, в то время как предложение транспорта постоянно. Когда спрос ниже предложения, время транзита стабильно и предсказуемо, поскольку инфраструктура может выдержать их нагрузку. Когда транспортный спрос превышает предложение в течение определенного периода времени, возникает затор со значительным увеличением времени в пути и более высоким уровнем непредсказуемости . Рост спроса на транспорт увеличивает коэффициент загрузки транспортной сети до тех пор, пока не будет достигнуто предложение транспорта. После этого скорость и время в пути падают. Таким образом, одно и то же путешествие может иметь разную продолжительность в зависимости от времени суток.

Традиционно заторы обычно оказывали ограниченное влияние на структуру тарифов, поскольку многие транспортные операторы принадлежали государству или строго регулировались. Услуги и тарифы были фиксированными. Благодаря дерегулированию транспортные компании смогли установить уровень обслуживания, отражающий рыночные силы, а также смогли расширить или рационализировать свои мощности. Субсидии были отменены, что означало, что структура платы за проезд будет основным источником дохода для покрытия операционных и капитальных затрат на транспортные услуги. Общая проблема заключается в том, что, хотя предложение транспорта относительно хорошо известно, часто это регулярные перевозки, спрос на транспорт остается предсказуемым, но подверженным волатильности. Многие поставщики транспортных услуг, особенно авиакомпании, отреагировали на сложность прогнозирования спроса на перевозки с помощью управление доходностью подходов.

Управление доходностью транспорта — это процесс управления ценой использования транспортного актива, такой как стоимость проезда, оплачиваемая пользователями, с учетом постоянных изменений спроса. Целью такого подхода является максимизация прибыли в условиях фиксированного предложения транспорта.

Управление доходностью опирается на три условия:

  • Фиксированная пропускная способность подразумевает, что потребность в транспортировке является единственной функцией, которая может эффективно варьироваться. Например, вместимость регулярного рейса или контейнеровоза является фиксированной (известная величина) и не может быть легко изменена без серьезных последствий для качества обслуживания. Исключением из этого правила являются услуги такси по запросу, где часы пик часто приводят к резкому увеличению стоимости проезда, что побуждает дополнительных водителей становиться доступными в этот период времени.
  • Неиспользуемые транспортные мощности теряют всю свою полезность , что означает, что поставщики транспортных услуг не могут хранить неиспользованные услуги для другого времени. После отбытия самолета или корабля его пропускная способность для соответствующего аэропорта или порта теряется. Таким образом, любая неиспользованная мощность является потерей потенциального дохода.
  • Пользователи транспорта готовы платить разные ставки за одну и ту же мощность или услугу , что означает, что они оценивают транспорт по-разному в зависимости от своих приоритетов и временных предпочтений. Например, деловой путешественник, которому нужно посетить встречу, оценивает то же самое место в самолете иначе, чем турист. Первые будут готовы заплатить высокую цену, чтобы получить место на конкретном рейсе, в то время как вторые склонны искать скидки и не захотят делать ставки выше определенного ценового порога. Кроме того, зависящие от времени пользователи грузовых услуг (например, электроники) готовы платить больше за ту же емкость, чем те, кто менее зависит от времени.

При таких обстоятельствах транспортные операторы могут постоянно изменять свои тарифы для отражения временных и пространственных колебаний спроса . Например, в Соединенных Штатах внутренние авиатарифы корректируются в среднем 92 раза на конкретном рейсе между временем предоставления мест и временем вылета по расписанию. Другая форма управления доходностью касается избыточного бронирования , когда поставщик транспортных услуг продает больше пропускной способности, чем имеется в наличии. Ожидается, что «неявки» гарантируют, что существующая мощность будет почти полностью использована. Эта проблема особенно распространена в сфере авиаперевозок и контейнерных перевозок. Основной риск заключается в неправильном расчете избыточного спроса, что приводит к отказу пассажиров или грузов в забронированных транспортных услугах.

Транспортное предложение, спрос и время в путиУправление транспортной доходностьюСредняя цена внутреннего авиабилета на основе предварительной покупки, США, 2013 г.

Предложение и спрос на транспортные услуги представляет собой сложный механизм, подверженный постоянным колебаниям. Это не оптимальный процесс, но на многих рынках он достаточно эффективен, чтобы обеспечить требуемый уровень мобильности пассажиров и грузов.


Похожие темы

  • 3. 1 – Транспорт и экономическое развитие
  • 1.5 – Транспортная и коммерческая география
  • 3.3 – Транспортные расходы

Библиография

  • Коуи, Дж. и С. Айсон (редакторы) (2017) Справочник Routledge по экономике транспорта, Нью-Йорк: Routledge.
  • Хенкель, Т. и В. МакКиббин (2010 г.) Экономика инфраструктуры в глобализированном мире: проблемы, уроки и будущие вызовы, Вашингтон: Институт Брукингса.
  • Ллевелин-Дэвис (2004) Транспорт и конкурентоспособность города – обзор литературы, Министерство транспорта.
  • Perroux, F. (1955) «Note sur la Notion de Pôle de Croissance», Economie Appliquée, Vol. 7, стр. 307-320.
  • Портер, М.Э. (2000) «Местоположение, конкуренция и экономическое развитие: местные кластеры в глобальной экономике», Ежеквартальное издание экономического развития, том. 14, № 1, с. 15-34.
  • Vogel, HL (2012) Экономика индустрии туризма: Руководство по финансовому анализу, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Экономика транспорта | Определение, важность и факты

судоходные доки и береговые краны

Смотреть все СМИ

Связанные темы:
экономика

См. весь связанный контент →

Последние новости

6 марта 2023 г., 17:51 по восточноевропейскому времени (AP)

В борьбе с «мусорной платой» США подробно излагают правила размещения семей в авиакомпаниях

Правительство внедряет новый « приборная панель», которая позволяет путешественникам видеть, какие авиакомпании разрешают семьям с маленькими детьми сидеть вместе на рейсах без дополнительной платы

экономика транспорта , изучение распределения транспортных ресурсов для удовлетворения потребностей общества.

В макроэкономическом смысле транспортная деятельность составляет часть общего экономического продукта страны и играет роль в построении или укреплении национальной или региональной экономики, а также влияет на освоение земли и других ресурсов. В микроэкономическом смысле транспорт включает в себя отношения между фирмами и отдельными потребителями. Спрос и предложение на пассажирские и грузовые перевозки, ценообразование на перевозки и причины, по которым транспортная система регулируется и не регулируется, входят в число его проблем. Наконец, участие правительства в каждом виде транспорта различается. В некоторых случаях используется частное предпринимательство; в других случаях государство предоставляет средства и оборудование, особенно если причина участия государства заключается в том, что сильная транспортная система необходима для развития национальной экономики или для ее защиты. Участие государства в транспортной сфере имеет как макро-, так и микроэкономическое значение.

Транспорт как часть ВНП

Валовой национальный продукт (ВНП) выражает общую экономическую деятельность страны, частью которой является транспорт. В конце 20 века в Соединенных Штатах от 17 до 18 процентов, или около одной шестой, связано с транспортом. Цифру можно разбить на пассажирские и грузовые перевозки. Около 11% ВНП приходится на движение людей и около 6% на движение грузов. Более 4/5 расходов на передвижение людей в США связаны с личным автомобилем — его приобретением, эксплуатацией и обслуживанием. Около одной десятой части расходов на междугородние поездки приходится на авиаперевозки; оставшаяся десятая тратится на поезд, такси, транзитный автобус и школьный автобус. Подавляющая часть (четыре пятых) средств, затрачиваемых на междугородние перевозки грузов, приходится на автомобильные перевозчики; рельсы получают только около одной десятой, а остальное делится между воздухом, водой и трубопроводом. Следует отметить, что более четырех пятых расходов как на личные, так и на грузовые междугородние перевозки приходится на пользователей автомобильных дорог. С экономической точки зрения, это самый важный сегмент транспорта в Соединенных Штатах. Когда-то железные дороги были самыми важными, но после Первой мировой войны их роль неуклонно снижалась9. 0006

По данным Бюро статистики труда США, в 1989 году среднее домашнее хозяйство потратило 27 810 долларов. Стоимость жилья составила 8 609 долларов; транспорт (в основном автомобили) составил 5 187 долларов; а на продукты питания приходилось 4 152 доллара. Что касается возраста потребителей, то люди моложе 25 лет тратят наибольшую часть своего дохода после жилья на транспорт; по-видимому, большая часть этой суммы пошла на автомобили и страховые взносы на автомобили. Почти по всем меркам очевидно большое значение транспорта для отдельных людей и, в совокупности, для общества.

Цифры для США не являются репрезентативными для всего мира. Уровень владения автомобилями не так высок в других странах.

Роль транспорта в укреплении экономики

Транспорт способствует общению и торговле. Александр Гамильтон, министр финансов в 1790-х годах, считал, что внутренние улучшения необходимы для экономического роста страны. Слово «инфраструктура» используется для описания всех объектов, имеющихся в экономике, включая ее транспортную сеть автомобильных дорог, железнодорожных путей и портов, а также транспортные средства и суда для их использования. Адекватная инфраструктура является необходимым условием экономического развития. Транспорт и связь играют важную роль в развитии и укреплении социальных, политических и коммерческих связей. Эти связи должны быть развиты до того, как торговля может осуществляться на регулярной основе. Транспорт также необходим для доставки товаров на рынки, где их можно продать или обменять на другие товары или услуги. Транспортные предприятия оказались благодатной почвой для изобретателей, новаторов, предпринимателей и поддерживающих их инвесторов. Большая часть динамичного роста в Соединенных Штатах и ​​​​других странах в 20 веке может быть связана с транспортом.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Многие эпизоды в истории Соединенных Штатов иллюстрируют зависимость развивающихся стран от транспортной системы. Во время Восстания виски (1794 г.) фермеры в Пенсильвании превратили свою кукурузу в виски, потому что у них не было другого способа транспортировать свои большие урожаи кукурузы на рынок. Строительство канала Эри от Олбани до Буффало в Нью-Йорке открыло Великие озера. Поселенцы ушли на запад, и через несколько лет их сельскохозяйственная продукция начала перемещаться на восток. За этим последовало безумие строительства каналов, продолжавшееся до Гражданской войны, и безумие строительства железных дорог, продолжавшееся почти до конца XIX века.век. Поселенцы хотели быть рядом с каналом или железнодорожной станцией, чтобы продавать свой урожай. В 20 веке акцент сместился на строительство дорог и аэропортов. Мощеные дороги были необходимы фермерам, чтобы добраться до рынков и позволить грузовикам и автомобилям путешествовать между городами. Аэропорты также стали важными, поскольку города хотели, чтобы их обслуживали авиакомпании.

Транспорт позволяет каждой географической области производить то, что у нее получается лучше всего, а затем продавать свою продукцию другим. В дополнение к прямым или возвратно-поступательным сделкам также можно использовать транспорт, чтобы связать воедино ряд различных этапов производственного процесса, каждый из которых происходит в другом географическом месте. Скоростные виды транспорта (например, авиа) позволяют распространять скоропортящиеся продукты на более широких рынках. Транспорт также позволяет работникам добраться до места работы. Наконец, благодаря транспортировке производитель может выйти на большое количество рынков. Это означает, что количество выпускаемой продукции может быть достаточно большим, что приведет к значительной экономии за счет масштаба производства.

Транспортная сеть делает рынки более конкурентоспособными. Экономисты часто изучают распределение ресурсов, то есть то, как используются определенные товары и услуги. Транспортная система улучшает процесс распределения, поскольку расширяет возможности для поставщиков и покупателей.

Транспортная сеть также увеличивает военную мощь страны. Одна из причин заключается в том, что, укрепляя экономику, транспорт ставит нацию в более выгодное положение, чтобы выдерживать невзгоды и производить материалы, необходимые для поддержания ее экономики и военной мощи. Если страна действительно вступает в войну, ее транспортная система полезна для перемещения войск. Во время войны 1812 года британские захватчики могли путешествовать на океанских кораблях и атаковать, где захотят. Армия США не могла так быстро передвигаться по суше и с трудом успевала за британскими захватчиками. После войны 1812 года правительство США разработало план разветвленной сети каналов вдоль восточного побережья, которые можно было бы использовать для оборонительных перебросок войск. Некоторые из этих каналов были построены, хотя строительство каналов в конечном итоге было остановлено по другим причинам. В первые дни Первой мировой войны немецкая стратегия заключалась в том, чтобы вывести Россию из войны в первые несколько недель, а затем перебросить огромную немецкую армию по железной дороге на запад в попытке победить Францию. В середине 20-го века Соединенные Штаты начали строительство своей системы автомагистралей между штатами, правильное название которой — «Национальная система автомагистралей между штатами и обороны».