Содержание
Устройство масляных насосов
Устройство масляных насосов
Масляный насос служит для создания непрерывной циркуляции масла в системе смазки и подачи его под давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя.
Масляные насосы тракторных и комбайновых двигателей шестеренчатого типа приводятся в действие от распределительной шестерни коленчатого вала.
В расточках корпуса, плотно закрытого с торца крышкой, вращаются стальные шестерни, одна из которых является ведущей, а вторая — ведомой. Корпус и крышку изготовляют из чугуна.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Масло через маслоприемник с сеткой поступает в корпус насоса, заполняет впадины между зубьями вращающихся шестерен и подается в нагнетательный канал системы смазки двигателя. При прохождении через маслопроводы, фильтры и зазоры в сопряжениях смазываемых деталей масло испытывает большое сопротивление. Чтобы преодолеть это сопротивление, насЬс должен развивать высокое давление. Для этого шестерни устанавливают в насосе с минимальными зазорами, достаточными лишь для свободного их вращения.
Насос имеет редукционный клапан, разгружающий систему смазки при чрезмерном повышении давления. Повышение давления всего наблюдается при пуске двигателя, когда вязкость масла большая и прохождение его через маслопроводы, фильтры и зазоры в подшипниках затруднено. При повышении давления масла сверх нормального открывается редукционный клапан и масло перепускается в картер.
Рис. 1. Принципиальная схема работы масляного насоса.
Основной характеристикой шестеренчатого насоса является его производительность, которая определяется количеством масла, нагнетаемого насосом за 1 мин при нормальном режиме работы двигателя (числе оборотов, противодавлении и вязкости масла).
В дальнейшем при рассмотрении устройства масляных насосов, установленных на двигателях определенных марок, для каждого значения производительности будут указываться число оборотов и величина противодавления при постоянной кинематической вязкости масла, равной 20 сст, и температуре +20°.
В зависимости от количества парных шестерен, смонтированных в одном блоке, масляные насосы делятся на одно-, двух- и трехсекционные. В большинстве тракторных и комбайновых двигателей применяются односек-ционные масляные насосы и лишь в двигателях КДМ-46 (тракторы С-80) и КДМ-100 (тракторы С-100)—трехсекционные.
В насосе двигателей КДМ-46 и КДМ-100 имеется одна пара шестерен (рис. 2) нагнетательной секции и две пары шестерен откачивающих секций.
Шестерни откачивающих секций (передней и задней) отсасывают масло из передней и задней частей поддона картера и подают его в центральный маслосборник, откуда масло нагнетательной (первой) секцией подается к трущимся поверхностям деталей двигателя.
Работа секций насоса, откачивающих масло из передней и задней частей поддона в центральный маслосборник, гарантирует надежную смазку дизеля при движении трактора на подъем или под уклон.
Шестерни нагнетательной секции расположены в корпусе, шестерни откачивающих секций — в корпусах насоса.
Откачивающая и нагнетательная секции отделены одна от другой плитами, а по краям закрыты передней и задней крышками. Чтобы обеспечить плотное прилегание и предотвратить утечку масла, опорные поверхности крышки, а также плоскости прилегания плит и корпусов откачивающих и нагнетательных секций шлифуют.
Ведущие шестерни секций закреплены на валике шпонками. Шестерня нагнетательной секции соединена с валиком еще штифтом, благодаря чему валик удерживается от продольного перемещения. Опорами этого валика служат бронзовые втулки, запрессованные в переднюю и заднюю крышки насоса.
Ведомые шестерни свободно вращаются на оси, концы которой плотно посажены в переднюю и заднюю крышки насоса.
Масло от нагнетательной секции по трубке, запрессованной в отверстиях плиты и задней крышки, поступает к сверлению в задней крышке. Передняя и задняя крышки насоса скреплены шпильками. К боковому и нижнему фланцам передней крышки насоса крепятся трубка переднего маслЬприемника и центральный масло-приемник, а к фланцу задней крышки — трубка заднего маслоприемника. Редукционный клапан насоса плунжерного типа расположен в передней крышке. Пружина прижимает клапан к фаске гнезда клапана и перекрывает движение масла из насоса в поддон картера. При повышении давления масла в магистрали более 6 кг/см2 клапан преодолевает сопротивление пружины и перепускает масло по сливной трубке в поддон.
Масляный насос крепят к привалочной плоскости блок-картера болтами и установочными штифтами.
Вращение валу насоса передается от шестерни коленчатого вала через шестерню распределительного вала, промежуточную шестерню, приводной валик и шлицевую муфту. Число оборотов ведущего вала насоса такое же, как и число оборотов коленчатого вала. Производительность масляного насоса двигателей КДМ-46 и КДМ-100 при противодавлении 2,0—2,2 кг!см2 и числе оборотов 1000 в минуту составляет 30 л/мин.
Односекционные насосы тракторных и комбайновых двигателей почти одинаковы по устройству. Поэтому рассмотрим лишь особенности их конструкций.
Рис. 2. Масляный насос двигателей КДМ-46 и КДМ-100:
1 — центральный маслоприемник; 2 — сетчатый фильтр маслоприемника; 3 — передняя крышка-4 – валик ведущих шестерен; 5 — корпус нагнетательной секции насоса; 6 — ведущая шестерня нагнетательной секции; 7 – корпус передней откачивающей секции; 8 – ведущая шестерня откачивающей секции; 9 – корпус задней откачивающей секции; 10 – задняя крьшка; 11 – ось ведомых шестерен; 12 — ведомая шестерня откачивающей секции; 13 — плита откачивающих секций; 14 — плита нагнетательной секции; 15 – ведомая шестерня нагнетательной секции; 16 — редукционный клапан; 17 — пружина клапана; 18 — винт редукционного клапана; 19 — сливная трубка; 20 — трубка.
Масляный насос двигателей Д-54А и Д-75 (тракторы ДТ-54А и Т-75). В точно обработанных цилиндрических колодцах корпуса (рис. 3) насоса размещены ведущая и ведомая шестерни.
Ведущая шестерня напрессована в горячем состоянии на шлицы валика, который вращается в двух бронзовых втулках: Передний конец валика 6 шлицами соединяется с валиком шестерни привода масляного насоса через промежуточный валик и две шлице-вые муфты.
Ведомая шестерня вращается на оси, установленной в корпусе насоса. Для уменьшения износа оси в отверстие ведомой шестерни запрессована бронзовая втулка и, кроме того, трущиеся поверхности втулки и оси смазываются маслом, поступающим через отверстие.
Для сохранения соосности отверстий под валик в корпус насоса запрессованы два установочных штифта, по которым фиксируют точно обработанные отверстия крышки, закрывающей полость шестерен. Чтобы обеспечить плотное прилегание, опорные поверхности крышки и корпуса насоса шлифуют.
К фланцу приемного канала насоса привернут болтами кожух маслоприемника с сеткой, через которую проходит масло, засасываемое насосом.
Редукционный клапан насоса расположен в специальной выточке корпуса, соединенной с нагнетательным каналом. При повышении давления в канале 8 более 6,5 кг/см2 стаканчик редукционного клапана отходит вниз и часть масла через отверстие стекает в поддон картера.
Производительность масляного насоса двигателя Д-54А при противодавлении 2,5—3 кг/см2 и числе оборотов 975 в минуту составляет 48 л/мин, а двигателя Д-75—55 л/мин при 1125 об/мин.
Масляный насос двигателей типа СМД (тракторы ДТ-75 и Т-74, а также самоходные комбайны СК-3 и СК-4) расположен в передней части картера. Он приводится в действие от шестерни коленчатого вала, сцепляющейся с шестерней привода, которая закреплена на переднем конце валика сегментной шпонкой и гайкой. Гайка навернута на резьбовой конец валика и фиксируется от проворачивания стопорной шайбой. Шестерня ограждена штампованным лотком, который препятствует чрезмерному разбрызгиванию масла в поддоне вращающейся шестерней. Стык лотка и крышки насоса уплотнен пр.окладкой.
Рис. 3. Масляный насос двигателей Д-54А и Д-75:
1 — кожух маслоприемника; 2 — дужка; 3 — фильтрующая сетка; 4 — болт; 5 — приемный канал; в — валик; 7 — корпус насоса; 8 — нагнетательный канал; 9 — установочный штифт; 10 — ось ведомой шестерни; 11 — канал для стока масла в поддон картера; 12 — стаканчик редукционного клапана; 13 — отверстие для стока масла в поддон картера; 14 — пружина; 15 — регулировочный винт; 16 — гайка; 17 — отверстие для подачи масла к оси ведомой шестерни; 18 и 19 — втулки валика; 20 — крышка; 21 — ведущая шестерня; 22 — втулка ведомой шестерни; 23 — болт; 24 — ведомая шестерня.
Рис. 4. Масляный насос двигателей типа СМД:
1 — шестерня привода; 2 — шпонка; 3 — гайка; 4 — стопорная шайба; 5 и 13 — втулки валика ведущей шестерни; 6 —- лоток; 7 — крышка; 8 — корпус насоса; 9 — втулка ведомой шестерни; Ю — ось ведомой шестерни; 11 — ведомая шестерня; 12 — валик ведущей шестерни; 14 — ведущая шестерня; 15 — болт; 16 — штифт.
Валик ведущей шестерни вращается в двух чугунных втулках, одна из которых запрессована в крышку, а другая — в корпус масляного насоса. Соосность опор валика ведущей шестерни достигается совместной штифтовкой корпуса и крышки насоса и обработкой отверстий с одной установки.
Ведущую шестерню в горячем состоянии напрессовывают на валик. Более прочное крепление шестерни достигается неглубокими продольными проточками на валике.
Ведомая шестерня посажена на втулку и вращается на оси, запрессованной в корпус масляного насоса.
В корпусе масляного насоса со стороны нагнетательного отверстия расположен редукционный клапан, отрегулированный на давление 6,5—7 кг/см2. Натяжение пружины редукционного клапана осуществляется поворотом резьбовой втулки. После регулировки резьбовая втулка фиксируется в корпусе клапана стопорным кольцом и клапан пломбируется.
Производительность масляного насоса двигателей СМД с размером цилиндров 115×130 мм при противодавлении 4—5 кг/см2 и 1700 об1мин составляет 42 л!мин. На двигателях СМД с размером цилиндров 120X140 мм число оборотов масляного насоса повышено благодаря изменению числа зубьев приводных шестерен; его производительность равна 50 л/мин при противодавлении 6—6,5 кг/см2.
Масляный насос двигателей тракторов Т-38 и «Беларусь» (МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, МТЗ-7Л, МТЗ-7М, МТЗ-7ЛС, МТЗ-7МС, МТЗ-50ПЛ) создан на базе масляного насоса двигателей Д-35 и Д-36 (рис. 5).
Ведущая шестерня устанавливается на валике с помощью сегментной шпонки. Осевое перемещение шестерни ограничивается пружинным упорным кольцом 5. Валик вращается в двух бронзовых втулках 3 и Р, одна из которых запрессована в корпус насоса, а другая — в крышку.
Рис. 5. Масляный насос двигателей Д-35 и Д-36:
1 — корпус; 2 — ось ведомой шестерни; 3 — втулка корпуса; 4 — валик; б — пружинное упорное кольцо; 6 — шпонка ведущей шестерни; 7 — ведущая шестерня; 8 —- крышка корпуса насоса; 9 — втулка крышки; 10 — ведомая шестерня; 11 — втулка ведомой шестерни; 12 — редукционный клапан; 13 — пружина клапана; 14 — прокладка пробки редукционного клапана; 15 — пробка редукционного клапана; 16 — регулировочные шайбы.
Ведомая шестерня с бронзовой втулкой вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Редукционный клапан размещен в крышке корпуса насоса. Своей боковой поверхностью клапан закрывает отверстие, сообщающее полость нагнетания в корпусе насоса с полостью всасывания. В случае повышения давления в системе смазки более 3—3,3 кг/см2 редукционный клапан перепускает излишек масла из полости нагнетания в полость всасывания. Усилие сжатия пружины клапана регулируют шайбами, установленными под пружину в углубление пробки.
К боковому фланцу корпуса насоса крепится масло-отводящий патрубок, соединяющий нагнетательную полость насоса с вертикальным каналом в блоке, по которому подводится масло к фильтрам.
Производительность масляного насоса двигателей Д-35 и Д-36 при противодавлении 2,8—3,0 кг/см2 и 1510 об/мин составляет 24 л/мин.
В модернизированных масляных насосах этого типа производительность увеличена до 35 л/мин при противодавлении 2,5 кг/см2. Повышение производительности достигнуто благодаря увеличению числа оборотов шестерен масляного насоса с 1510 до 1620 в минуту при номинальном числе оборотов коленчатого вала двигателя. Число зубьев ведущей и ведомой шестерен и их ширина остались без изменения, а модуль увеличен с 2,75 до 3,25 мм.
Для удобства промывки сетчатый элемент сделан съемным.
Детали привода и места крепления масляного насоса не изменены, поэтому насосы старой и новой конструкции взаимозаменяемы.
Редукционный клапан масляного насоса, устанавливаемого на двигатели с фильтрами типа АСФО, регулируется на давление открытия 4,2 кг/см2, а клапан насоса, устанавливаемого на двигатели с реактивной центрифугой, — на 8 кг/см2 (двигатель Д-38) и 8,2—8,3 кг/сж* (двигатели Д-40М(Л) и Д-48М(Л). Производительность масляного насоса составляет 30 л/мин при 1620 об/мин и противодавлении 5,5—6,0 кг/см2 (двигатель Д-38) и 1740 об/мин и противодавлении 5,8— 6,2 кг/см* (двигатели Д-40М(Л) и Д-48М(Л).
Рис. 6. Масляный насос двигателя Д-50:
1— шестерня привода насоса; 2 — конический штифт; 3 — валик ведущей шестерни; 4 и 6 — втулки; 5 — крышка корпуса насоса; 7 — ведомая шестерня; 8 — корпус насоса; 9 — ось ведомой шестерни; 10 — сетка маслоприемника;
11 — маслоприемник; 12 — трубка, отводящая масло от насоса к блоку цилиндров; 13 — сегментная шпонка; 14 — пружинное кольцо; 15 — ведущая шестерня.
Масляный насос двигателей Д-48ПЛ, устанавливаемых на тракторы МТЗ-50ПЛ, более высокой производительности, чем насосы двигателей Д-40 и Д-48. При номинальных числах оборотов коленчатого вала 1700 в минуту и противодавлении 6,2—6,4 кг/см2 производительность масляного насоса составляет 38 л/мин. Производительность увеличена благодаря изменению передаточного отношения привода насоса, вследствие чего число оборотов масляного насоса возросло до 2380 в минуту. Редукционный клапан насоса регулируют на давление полного открыъия 10—10,3 кг/см2 (при нулевой производительности).
Масляный насос двигателей Д-50, устанавливаемых на тракторы iWT3-50 и МТЗ-52, улучшен по сравнению с насосом двигателя Д-48ПЛ.
Масляный насос крепится на крышке первого коренного подшипника и получает вращение непосредственно от шестерни коленчатого вала.
Шестерня привода крепится на валике коническим штифтом с накаткой, а ведущая шестерня насоса — сегментной шпонкой.
В отличие от рассмотренных конструкций масляный насос двигателя Д-50 не имеет редукционного клапана. Последний смонтирован в корпусе масляной центрифуги.
Производительность масляного насоса составляет 35 л/мин при противодавлении 6,2—6,8 кг/см2 и 2600 об/мин его валика.
Масляный насос двигателей Д-28 (тракторы Т-28). Ведущая шестерня с помощью штифта закреплена на конце ведущего валика, вращающегося в бронзовой втулке корпуса масляного насоса. Ведомая шестерня вращается на оси 8, запрессованной в корпус насоса. Шестерни масляного насоса помещаются в расточках корпуса и закрыты крышкой. Для плотного прилегания крышки к корпусу плоскости разъема шлифуют и надежно затягивают болты крепления крышки. К корпусу насоса двумя болтами крепится трубка маслоприемника, приваренная к кронштейну. Внизу к этой трубке приварен колпак из листовой стали. К колпаку четырьмя винтами прикреплена сетка маслоприемника. Шестерня прцвода закреплена на консольном конце ведущего валика сегментной шпонкой, шайбой и болтом со стопорной шайбой.
В гнезде корпуса, сообщающемся с нагнетательной полостью масляного насоса, расположен редукционный клапан. Момент открытия редукционного клапана регулируют затяжкой пробки на давление 5,5 кг/см2.
Производительность масляного насоса не менее 13 л/мин при 1400 об/мин шестерен и противодавлении 4 кг/см2.
Масляный насос двигателей Д-30 и Д-37В (модернизированный трактор Т-28) расположен под крышкой распределительных шестерен, закреплен на переднем листе (рис. 8) четырьмя болтами и зафиксирован двумя установочными штифтами.
Рис. 7. Масляный насос двигателя Д-28:
1 — шестерня привода; 2 — шпонка; 3 — шайба валика; 4 — стопорная шайба; 5 и 22 — болты; б — втулка корпуса; 7 — ведущая шестерня; 8 — ось ведомой шестерни; 9 — ведомая шестерня; 10 — крышка насоса; 11 — корпус; 12 — трубка маслоприемника;. 13 — сетка маслоприемника; 14 — пробка редукционного клапана; 15 — пломба; 16 — пружина; 17 — редукционный клапан; 18 — болт; 19 — стопорная шайба; 20 — прокладка; 21 — фланец маслоприемника.
Рис. 8. Масляный насос двигателя Д-30:
1 — ведущая шестерня привода; 2 — корпус масляного насоса; 3 — ведомая шестерня привода; 4 — штифт с канавками; 5 — ведущая нагнетательная шестерня; 6 — валик ведущей шестерни; 7 — передний лист; 8 — ведомая нагнетательная шестерня; 9 — ось ведомой шестерни; 10, 11 и 15 — болты; 12 — крышка корпуса насоса; 13 — коленчатый вал двигателя; 14 — фланец подводящей трубки; 16 — фланец отводящей трубки.
Ведомая шестерня привода закреплена на валике ведущей шестерни штифтом с канавками. Валик ведущей шестерни опирается на две втулки, запрессованные в расточки корпуса и крышки.
Ведущую шестерню, нагретую до 150—250°, напрессовывают на валик. Ведомая шестерня с запрессованной в нее втулкой вращается на оси.
Полость нагнетательных шестерен плотно закрыта крышкой, внутренняя и наружная плоскости прилегания тщательно прошлифованы. С задней стороны к корпусу насоса болтами прикреплен фланец подводящей трубки, а с передней — фланец отводящей трубки.
Редукционный клапан в системе смазки двигателя Д-30 расположен за пределами масляного насоса в передней части двигателя, с правой стороны его. Пружина редукционного клапана отрегулирована на давление 6 кг/см2.
Рис. 9. Масляный насос двигателей Д-14 и Д-20:
1 — винт крепления крышки насоса; 2 — стопорное пружинное кольцо; 3 — ось ведомой шестерни; 4 — ведомая шестерня; 5 — корпус насоса; 6 — крышка корпуса; 7 — ведущая шестерня; 8 — шестерня привода; 9 — штифт; 10 — валик шестерни привода; 11 — установочный штифт; 12 — втулки; 13 — сетка; 14 — винт; 15 — кольцо; 16 — колпак маслоприемника; 17 — трубка маслоприемника; 18 — шариковый клапан; 19 — пружина; 20 — регулировочная пробка; 21 — проволока; 22 — фланец; а — разгрузочная канавка.
Производительность масляного насоса не менее 30 л/мин при 2350 об/мин ведущей шестерни.
Двигатель Д-37В создан на базе двигателя Д-30. В масляном насосе двигателя Д-37В изменено зацепление ведомой шестерни привода и ведущей нагнетательной шестерни 5 с валиком 6. Обе шестерни фиксируются на валике шпонками.
Масляный насос двигателя Д-37М, устанавливаемого на трактор Т-40, конструктивно не отличается от масляного насоса двигателя Д-37В.
Масляный насос двигателей Д-14 и Д-20 крепят тремя болтами на передней внешней стенке картера. Между насосом и картером устанавливают картонную прокладку.
Масляный насос получает вращение от шестерни коленчатого вала через шестернюпривода, напрессованную на валик и предохраняемую от проворачивания штифтом. Валик шестерни привода вращается в чугунных втулках, запрессованных в корпус и крышку.
Плоская крышка фиксируется относительно корпуса насоса двумя штифтами и крепится к нему тремя винтами.
Ведущая шестерня напрессована на валик, на котором имеются продольные канавки для повышения надежности посадки шестерни.
Ведомая шестерня с запрессованной в нее чугунной втулкой вращается на оси, посаженной в расточки корпуса и крышки. От выпадения ось предохраняется стопорным кольцом. Фланец маслоприемника насоса двумя болтами крепят к фрезерованному фланцу на внутренней стороне картера. Между фланцем и картером ставят картонную прокладку.
В отверстии корпуса насоса со стороны нагнетательной полости установлен редукционный шариковый клапан. Редукционный клапан регулируется резьбовой пробкой 20 на давление 6,5 кг/см2.
Производительность масляного насоса при 1600 об/мин ведущей шестерни и противодавлении 4—4,5 кг/см2 составляет 20 л/мин.
Смазка масляных насосов шестеренчатого типа
В системах смазки современных дизелей применяются масляные насосы шестеренчатого типа. Насос представляет корпус, в котором помещены две шестерни — ведущая и ведомая. Ведущая шестерня приводится в действие от распределительной шестерни коленчатого вала через шестерню и валик привода.
При вращении шестерни в канале создается разрежение и масло через сетчатый маслозаборник поступает в канал, заполняя впадины между зубьями. Вращаясь в этом объеме между корпусом и зубьями шестерни, масло попадает в нагнетательную полость, где выдавливается входящими в зацепление зубьями и под давлением следующих порций поступает в нагнетательный канал и систему.
При повышении давления выше нормального (особенно при пуске холодного двигателя) срабатывает редукционный клапан. Как только давление масла в полости превышает давление пружины, клапан опускается и через открывшееся отверстие масло перепускается в поддон.
Устройство масляных насосов
Масляные насосы служат для нагнетания масла в систему смазки двигателя. На автотракторных двигателях применяются шестеренчатые масляные насосы. По принципу действия они не отличаются от шестеренчатых подкачивающих помп.
Масляный насос дизеля СМД-14 крепится к фланцу на нижней плоскости блок-картера. На валик напрессована ведущая шестерня, а шестерня привода соединена с ним шпонкой. Ведомая шестерня свободно вращается на оси. Ведущая и ведомая шестерни расположены в корпусе. В отверстие корпуса ввертывается штуцер нагнетательного маслопровода с редукционным клапаном. При давлении в нагнетательном маслопроводе выше 7—8 кГ/см2 плунжер клапана, преодолевая сопротивление пружины, откроет отверстие, и часть масла будет сливаться в поддон картера. К отверстию присоединяется заборная трубка с маслоприемником, снабженным фильтрующей сеткой.
Рис. 10. Масляный насос дизеля СМД-14:
1 — корпус; 2 — шестерня привода; 3— кожух; 4 — крышка корпуса; 5 — ведущая шестерня: 6 — ведомая шестерня; 7 — валик; 8 — ось; 9 – отверстия; 11 — штуцер; 12 — плунжер; 13 — пружина; 14 — регулировочный винт; 15 — сливное отверстие.
Масляный насос, имеющий одну пару шестерен, называется односекционным. Такие насосы применяются у многих двигателей и по своему устройству и действию мало отличаются от рассмотренного выше.
Применяются также насосы двухсекционные (например, двигатели АМ-01, ГАЗ-53, ЗИЛ-130) и трехсекционные (дизели Д-108 и Д-130).
Масляные насосы тракторных дизелей приводятся во вращение от шестерни коленчатого вала, а в автомобильных карбюраторных двигателях— от шестерни, выполненной заодно с распределительным валом.
Масляный насос двигателя ГАЗ-53 установлен снаружи блок-картера и прикреплен к нему на двух шпильках. Привод насоса осуществляется от распределительного вала парой шестерен со спиральными зубьями через специальный четырехгранный валик, который своим нижним концом входит в квадратное отверстие ведущего валика насоса. Корпуса изготовлены из алюминиевого сплава и разделены чугунной пластиной. Шестерни секций — цилиндрические, с прямым зубом. Ведущая шестерня основной секции закреплена на валике штифтом, а ведущая шестерня дополнительной секции — на шпонке. Ведомая шестерня основной секции свободно вращается на оси, а ведомая шестерня дополнительной секции — на оси. Обе оси запрессованы в корпуса. В корпусе размещен редукционный клапан, состоящий из плунжера, пружины и пробки с прокладкой.
Конструкция и принцип работы двухсекционных масляных насосов других двигателей незначительно отличаются от конструкции и принципа работы насоса двигателя ГАЗ-53.
Читать далее: Устройство масляных радиаторов, поддонов картеров и контрольных приборов
Как работает масляный насос, назначение и схема масляного насоса
Работа масляного насоса сводится к созданию оптимального уровня давления в системе смазки двигателя автомобиля. Многочисленные детали, входящие в состав двигателя внутреннего сгорания, нуждаются в смазке, которую обеспечивает работа насоса. Рассмотрим, как работает масляный насос и как он устроен.
Устройство и работа масляного насоса
В процессе работы элементы двигателя внутреннего сгорания постоянно нуждаются в смазке, которая обеспечивается непрерывной циркуляцией масла в системе. Насос заставляет двигаться распределительный и коленчатый валы посредством вала привода. Ниже представлена схема работы масляного насоса.
схема масляного насоса
Назначение масляного насоса – перекачка масла в двигателе внутреннего сгорания.
Устройство и принцип работы насоса зависят от его типа. В современных автомобилях выделяют регулируемые и нерегулируемые масляные насосы, а также насосы поршневого, роторного и пластинчатого типа. Последний тип встречается крайне редко.
- Нерегулируемые насосы – в таких устройствах постоянное давление поддерживается при помощи редукционного клапана.
- Регулируемые насосы – давление в подобных масляных насосах удерживается за счет изменения производительности. Это наиболее распространенный сегодня тип насосов, большинство таких устройств не нуждается в обслуживании.
Принцип работы масляного насоса шестеренчатого типа
Шестеренчатые насосы сегодня используются чаще других. Основными характеристиками таких устройств являются компактные размеры и большая производительность. Эти насосы относятся к классу необслуживаемых деталей и редко выходят из строя.
Шестеренчатые масляные насосы имеют литой корпус, в котором спрятаны ведущая и ведомая шестерни. Первая закреплена на коленвале, вторая вращается на оси свободно. В зависимости от расположения шестерен выделяют шестеренчатые насосы с наружным и внутренним зацеплением.
- Наружное зацепление – шестерни находятся рядом друг с другом.
- Внутреннее зацепление – одна шестерня расположена внутри другой.
В процессе работы шестерни насоса захватывают масло, поступающее из всасывающего канала, и гонят его дальше по нагнетательному каналу.
Помимо шестерен в корпусе имеется также редукционный клапан, представляющий собой шарик и пружину. При избыточном давлении пружина сжимается и часть масла уходит в поддон картера. Такая система позволяет регулировать подачу масла в двигатель и сохранять давление в диапазоне 4-5 кг/см.
Принцип работы масляного насоса роторного типа
Роторный масляный насос может быть регулируемым и нерегулируемым. Первые показывают более стабильную работу и могут поддерживать в устройстве оптимальное давление вне зависимости от частоты вращения коленвала.
Насос также имеет литой корпус, внутри которого расположены ведущий и ведомый роторы, а также статор с регулировочной пружиной. Благодаря работе статора осуществляется регулировка давления в системе – поворачиваясь, он изменяет объем полости между ведущим и ведомым элементами. Происходит это следующим образом:
- С увеличением частоты вращения коленчатого вала падает давление системы смазки.
- Пружина статора двигает его, а он, в свою очередь, смещает ведомый ротор.
- Объем полости между роторами возрастает, за счет чего масло в систему нагнетается в большем количестве.
- При снижении частоты вращения коленвала случается обратная ситуация и давление падает.
Роторные насосы имеют одно значимое преимущество перед шестеренчатыми устройствами. Они функционируют на меньших оборотах и не вспенивают масло, за счет чего срок службы моторного масла увеличивается.
Как долго работает масляный насос?
Производительность и срок службы насоса зависят от типа и качества используемого масла. Немаловажными факторами являются также количество заливаемого масла и частота его замены. Насос в процессе работы также нуждается в смазке, которую он получает за счет перегоняемого им же масла.
Неполадки в системе перекачки масла неизбежно приведут к перегреву поршневой группы, возникновению масляного голодания и заклиниванию мотора. Поэтому важно следить за тем, как работает масляный насос, вовремя проводить его диагностику и устранять дефекты.
Шестеренчатый насос
: принципы работы, функции и схема
Вы поставщик?
Привлечение потенциальных клиентов, предложение предложений и привлечение новых клиентов
Начало работы
Краткое введение в шестеренчатый насос 7 900 постоянный объем жидкости, перекачиваемой за цикл. Другими словами, шестеренчатый насос представляет собой насос прямого вытеснения. Смещение, вызванное зацеплением шестерен в шестеренчатом насосе, позволяет перекачивать жидкость. Эти насосы являются одними из наиболее распространенных типов насосов, используемых в гидроприводах.
Кроме того, шестеренчатый насос часто используется в химических установках, где необходимо перекачивать жидкости с высокой вязкостью.
Шестеренчатые насосы бывают двух типов: внешние (включая две шестерни, прикрепленные снаружи) или внутренние (с внешней шестерней и шестерней, прикрепленной к ней внутри). Поскольку конструкция шестеренчатого насоса различается в зависимости от типа жидкости и требуемого давления, выбранные варианты зависят от вязкости жидкости и ограничений скорости вращения.
Вы можете найти полный список Шестеренчатые насосы для продажи в Linquip. Linquip также предоставляет список поставщиков и компаний шестеренчатых насосов , а также производителей шестеренчатых насосов .
Части шестеренчатого насоса
Среди основных компонентов шестеренчатого насоса:
- Приводной вал
- Уплотнение
- Впускные и выпускные порты
- Механизм привода
- Шестерня привода
- Корпус
Принцип работы шестеренчатого насоса
При вращении шестеренчатый насос создает движение, которое позволяет ему перемещать жидкости. Шестеренчатый насос работает по принципу прямого вытеснения. Это работает следующим образом:
- Как только энергия подается на приводной вал, начинает работать шестеренчатый насос, а также начинает вращаться ведущая шестерня, использующая мощность двигателя.
- Как и в случае силовой или ведущей шестерни, ведомая или промежуточная шестерня (которая входит в зацепление с ней) вращается вместе с силовой шестерней, но в противоположном направлении. Начиная с вращения этих двух шестерен, на стороне всасывания насоса создается частичный вакуум.
- При создании вакуума жидкость со стороны всасывания всасывается в шестерню.
- При этом всасываемая жидкость блокируется между шестерней и корпусом.
- Когда зубья шестерни вращаются, заблокированная жидкость между зубьями шестерни и корпусом перемещается, заставляя жидкость течь от входа к выходу.
- Аналогично, в ведомой шестерне жидкость перетекает со стороны всасывания на сторону нагнетания, и в результате насос нагнетает жидкость под высоким давлением со стороны нагнетания.
- Шестеренчатый насос имеет ведущую и ведущую шестерни, которые полностью зацепляются друг с другом, поэтому жидкости некуда двигаться. Следовательно, жидкость не может течь сразу со стороны входа на сторону выхода. Поток жидкости внутри насоса очень зависит от движения этих шестерен, и если эти шестерни не двигаются, жидкость не может течь.
Насос с внешним зацеплением
Силовая и ведомая шестерни насоса с внешним зацеплением вращаются в противоположных направлениях. Силовые шестерни часто приводятся в действие электродвигателями или двигателями внутреннего сгорания, которые вращают дальше ведомую шестерню. Оба вала могут приводиться в движение одним двигателем. Валы поддерживаются с обеих сторон корпуса подшипниками.
- Когда шестерни на стороне всасывания насоса выходят из блокировки, объем увеличивается. Шестерни, движущиеся по корпусу насоса, заставляют жидкость двигаться в полость и захватывать зубья.
- Затем захваченная жидкость вынуждена обтекать корпус от входа к выходу.
- Объем уменьшается, когда зубья шестерни входят в зацепление на стороне выхода насоса, и жидкость вынуждена стекать под давлением.
- Жидкость между шестернями не может вернуться из центра, потому что шестерни зацепляются.
Поскольку шестерни и корпус насоса имеют жесткие допуски, насос создает всасывание на стороне всасывания и предотвращает возврат жидкости со стороны нагнетания (даже несмотря на то, что жидкости с низкой вязкостью более подвержены утечке). В шестеренчатом насосе с внешним зацеплением могут использоваться шевронные, косозубые или прямозубые шестерни.
Насос с внутренним зацеплением
Шестеренчатый насос с внутренним зацеплением работает аналогично насосу с внешним зацеплением. Однако внутренний насос имеет две зацепляющиеся шестерни разного размера, и одна из шестерен вращается внутри другой.
Внутренние шестерни с выступающими зубьями являются самыми большими шестернями. В этой области расположена эксцентриковая внешняя шестерня. Он предназначен для зацепления с ротором в определенных точках, так что зубья шестерни входят в зацепление. Корпуса насосов снабжены втулками и шестернями для крепления натяжного ролика.
Он самовсасывающий, не пульсирующий и может использоваться в течение короткого периода времени в сухом состоянии. Насос также является двувращательным, поэтому вы можете загружать и разгружать контейнеры одним и тем же насосом. Высокая надежность и простота использования делают эти насосы популярным выбором.
Объем увеличивается при отключении шестерен на стороне всасывания насоса. Шестерни продолжают вращаться относительно корпуса и диафрагмы насоса, в результате чего жидкость перемещается в полость и застревает в зубьях шестерен.
Захваченная жидкость перемещается между входом и выходом корпуса.
При зацеплении зубьев шестерни на выходной секции насоса объем уменьшается, и жидкость принудительно сливается.
Использование шестеренчатых насосов
Шестеренчатый насос обычно используется для перекачки жидкостей с высокой вязкостью, таких как масла, краски, смолы и пищевые продукты. Как правило, эти насосы предпочтительны, когда требуется высокое давление или точное дозирование. Шестеренчатый насос также выбирается, когда подача неравномерна, потому что на его производительность не сильно влияет давление.
Типичные области применения шестеренных насосов
Шестеренчатые насосы используются для широкого спектра применений, включая:
- Нефтехимические продукты, такие как битум, пек, сырая нефть, смазочные материалы и дизельное топливо.
- Химические вещества, такие как силикат натрия, кислоты, смешанные химические вещества, пластмассы и изоцианаты.
- Краски и чернила.
- Смолы и клеи.
- Кислоты, мыло, щелочь, каолин, известь, латекс, шлам и целлюлозно-бумажные изделия.
- Пищевые продукты, включая шоколад, масло какао, сахар, растительные жиры, патоку, продукты животного происхождения и т. д.
Преимущества шестеренчатого насоса
Шестеренчатые насосы имеют следующие преимущества:
- Постоянный и равномерный поток гарантирован.
- Шестеренчатые насосы самовсасывающие.
- Эти насосы способны перекачивать жидкости с высокой вязкостью. Вы можете использовать этот насос для перекачивания масла и других вязких жидкостей, с которыми центробежный насос не справляется.
- Их чувствительность к загрязнениям очень низкая.
- Их можно запускать в обоих направлениях. Таким образом, насос можно использовать как для загрузки, так и для разгрузки.
- Конструкция шестеренчатых насосов очень компактна и проста.
- Этот насос может создавать давление до 3000 фунтов на квадратный дюйм.
- Недорого.
- Низкие эксплуатационные расходы.
- При использовании шестеренчатого насоса утечка очень вязкой жидкости (например, моторного масла) маловероятна. В результате при перекачивании жидкости с очень высокой вязкостью насос становится более производительным.
Недостатки шестеренных насосов
Шестеренчатые насосы имеют следующие недостатки:
- Уровень их шума очень высок.
- Поскольку в шестеренчатых насосах используются зацепляющие шестерни, нельзя использовать абразивные жидкости.
- не могут работать с большими расходами из-за их ограниченного размера.
Шестеренчатые насосы
Часто задаваемые вопросы о шестеренных насосах
- Подходят ли шестеренные насосы для перекачки воды?
Шестеренчатый водяной насос подходит для многих применений. Однако они используются не только на воде. Они используются в химической и нефтехимической промышленности, а также в гидравлических системах. Это позволяет перекачивать вязкие и агрессивные жидкости.
- Для чего используется шестеренный насос?
Шестеренчатые насосы обычно используются для перекачивания высоковязких жидкостей, таких как масло, краска, смола и пищевые продукты. Кроме того, они являются лучшим выбором для применений, требующих точного дозирования или высокого давления.
Принцип работы шестеренчатого насоса с внутренним зацеплением
Шестеренчатый насос относится к типу поршневых насосов. Шестеренчатые насосы используют действия вращающихся шестерен для перемещения жидкостей. Вращающиеся шестерни создают жидкостное уплотнение с корпусом насоса и создают всасывание на входе в насос. Жидкость, которая всасывается в насос, заключена в зубьях вращающихся шестерен и транспортируется к нагнетанию. Сегодня мы обсуждаем информацию, связанную с внутренней 9Принцип работы шестеренчатого насоса 0015 в GA. Существует две основные конструкции шестеренчатого насоса — наружная и внутренняя. Шестеренчатый насос с внешним зацеплением состоит из двух дублирующих взаимосвязанных шестерен, поддерживаемых отдельными валами. Шестеренчатый насос с внутренним зацеплением работает по тому же принципу, но две взаимосвязанные шестерни имеют разные размеры, одна из которых вращается внутри другой. Ротор представляет собой внутреннюю шестерню с выступающими внутрь зубьями.
Принцип работы насоса с внутренним зацеплением в GA
Рабочий цикл шестеренчатого насоса состоит из трех стадий: наполнение, перекачка и подача. Когда шестерни выходят на впускной стороне насоса, они создают увеличенный объем. Жидкость поступает в полости и захватывается зубьями шестерен, поскольку они продолжают вращаться относительно перегородки насоса и корпуса. Захваченная жидкость перемещается от входа к выпуску вокруг обсадной колонны. Поскольку зубья шестерен сцеплены на стороне нагнетания насоса, объем уменьшается, и жидкость вытесняется. Малые допуски между корпусом и шестернями позволяют насосу производить всасывание на входе и предотвращают утечку жидкости обратно со стороны нагнетания.
Основные характеристики и преимущества шестеренчатых насосов с внутренним зацеплением
Принцип работы шестеренных насосов с внутренним зацеплением прост, и они компактны с ограниченным количеством движущихся частей. Они не могут соответствовать давлению, создаваемому реагирующими насосами, или скорости потока центробежных насосов, но они обеспечивают более высокое давление и производительность, чем лопастные или лопастные насосы. Шестеренчатые насосы с внутренним зацеплением обладают лучшей всасывающей способностью, чем насосы с внешним зацеплением, и больше подходят для жидкостей с высокой вязкостью. Поскольку производительность прямо пропорциональна скорости вращения, шестеренчатые насосы с внутренним зацеплением обычно используются для операций дозирования и смешивания. Небольшой внутренний объем обеспечивает надежное измерение жидкости, проходящей через насос, и, следовательно, точное управление потоком.
Основные области применения шестеренчатых насосов с внутренним зацеплением
Некоторые типичные области применения, в которых принцип работы насоса с внутренним зацеплением хорошо работает, включают:
- Мазут и смазочное масло;
- Смолы и полимеры;
- Спирты и растворители;
- Асфальт, битум и гудрон;
- Пенополиуретан;
- Пищевые продукты, такие как кукурузный сироп, шоколад и арахисовое масло;
- Краски, чернила и пигменты;
- Мыла и поверхностно-активные вещества;
- Гликоль.
Шестеренчатые насосы с внутренним зацеплением перекачивают жидкость, периодически захватывая фиксированный объем внутри взаимосвязанных шестерен и механически перемещая ее, чтобы обеспечить плавный безпульсационный поток, пропорциональный скорости вращения шестерен. Они универсальны и способны работать в широком диапазоне вязкости и температуры жидкости. Они предпочтительнее конструкций с внешним зацеплением в применениях, связанных с жидкостями с более высокой вязкостью, при высоких температурах и с жидкостями, содержащими твердые частицы. Как правило, конструкции с внутренним зацеплением работают при более низких скоростях вращения, чем конструкции с внешним зацеплением, имеют больший зазор и, следовательно, менее подвержены износу в этих приложениях. По тем же причинам шестеренчатые насосы с внутренним зацеплением лучше подходят для перекачивания чувствительных к сдвигу жидкостей. Если вам нужна дополнительная информация о принципе работы насоса с внутренним зацеплением в GA, позвоните нам сегодня и поговорите с одним из наших экспертов.