Правила вождения в темное время суток: советы по управлению машины в темное время суток

советы по управлению машины в темное время суток

Ученики автошколы «Вектор» знают, что наибольшее число ДТП случается в темное время суток. И в них попадают те, кто пренебрегает ПДД и не учитывает нюансы вождения ночью. Видимость на дороге существенно ухудшается, что является основной причиной частых происшествий. С 5 до 9 вечера происходят преимущественно аварии средней тяжести из-за плотного трафика. А в период с 9 вечера до рассвета риск ДТП с тяжелыми последствиями увеличивается во много раз.

Чем отличается вождение ночью?

При вождении в темное время необходимо учесть несколько факторов:

  • ограниченную зону видимости — фары освещают лишь часть дороги, а фонарей (в населенных пунктах, оборудованных наружным освещением) зачастую недостаточно для того, чтобы увидеть больший участок;
  • небольшой поток автомобилей — отсутствие плотного трафика открывает возможность для разгона и обгона;
  • сокращенное время на реагирование на опасную ситуацию — ослепление встречными фарами или появление пешехода без светоотражающих элементов за несколько секунд приводит к аварии;
  • усталость и снижение концентрации водителей — в ночное время, когда организм требует отдыха, легко пропустить знак или не увидеть препятствие на дороге.

Несмотря ни на что, вождение машины ночью не запрещено и может быть неопасным. Для этого необходимо грамотно управлять транспортным средством, беспрекословно соблюдая правила дорожного движения.

Как правильно водить машину ночью?

В темное время суток водители должны быть еще внимательнее и сосредоточеннее, чем днем. Из-за ограниченной зоны видимости невозможно увидеть ухабы на дороге или резкие спуски. Хуже всего обстоит дело, если человек на машине следует по-новому, незнакомому для него маршруту. Заранее увидеть предстоящий поворот достаточно трудно, поэтому важно следить за знаками.

Прежде чем отправиться в путь, убедитесь, что фары зафиксированы в правильном положении и не будут ослеплять других водителей. В режиме ближнего света они освещают порядка 45 м, при включенном дальнем свете — до 100 м. Если фары покрыты слоем грязи, указанные значения существенно снижаются. Поэтому важно следить за их чистотой и целостностью, а также своевременно мыть отражатели и все стекла в машине. Увидеть дорожный знак в ночное время и быстро сориентироваться, что делать с возникшим препятствием нельзя при высокой скорости движения. В населенных пунктах, на темных участках без наружного освещения, рекомендовано двигаться со скоростью 50 км/ч. Лучше медленнее ехать в пункт назначения, чем торопясь попасть в аварию. К тому же вокруг очень много безответственных участников дорожного движения, которые стремятся обогнать, пытаются перейти дорогу на красный свет или выезжают на велосипеде на трассу, не надевая светоотражающие элементы.

Особенности езды в плохую погоду

Плохие погодные условия всегда осложняют процесс вождения, а ночью особенно. Процесс управления машиной напрямую зависит от особенностей сцепления шин с дорогой. В данном случае влияние оказывают: скорость передвижения, тип протектора, вид дорожного покрытия, температура воздуха. Ехать по чистому асфальту — не то же самое, что по льду или снегу. Коэффициент сцепления на сухом асфальте составляет 0,8, рыхлом снеге — 0,3, а на мокром льду — всего 0,05. Чем ниже значение, тем сложнее и опаснее.

Ночь и снег

С приходом зимы дорога становится скользкой, на обочинах собираются сугробы, а снегопады и метели снижают видимость даже днем. В это время ночи удлиняются, а значит вопрос безопасности вождения требует особого внимания. Если наступление темноты сопровождается метелью или обильным снегопадом, будьте готовы к зоне видимости не более 2 метров. При этом на лобовом стекле быстро собирается мокрый снег, с которым дворники не справляются. Он быстро замерзает и превращается в лед, поэтому нужно периодически останавливаться и вручную очищать стекла. Что еще очень важно:

  • скорость в ночную метель должна быть самой низкой, в ином случае невозможно уследить за дорогой;
  • после долгого снегопада коэффициент сцепления шин с дорогой снижается еще больше;
  • небольшие сугробы нужно миновать на чуть более высокой скорости;
  • если машина забуксовала, под шинами следует расположить доски или ветки;
  • на трассах со свежевыпавшим снегом есть риск заноса автомобиля при съезде или обгоне.

Для зимнего времени также нередок гололед. Он увеличивает тормозной путь и еще больше снижает коэффициент сцепления. В случае превышения скорости и несоблюдения основных правил управления авто возможны пробуксовка и занос. Чтобы обеспечить безопасное передвижение:

  • нельзя тормозить на поворотах;
  • на съезде и подъеме включать низкие передачи;
  • при крутом подъеме нельзя тормозить, следует ехать с одинаковой скоростью.

К любым действиям на дороге стоит готовиться предварительно, а это не будет возможным на высокой скорости. В дневное и ночное время важно соблюдать дистанцию с едущим впереди транспортным средством.

Ночь и туман

Туман создает, по сути, те же сложности, что и снегопад. Он существенно ухудшает видимость — при очень плотном явлении увидеть что-либо дальше 2 метров невозможно. В такой ситуации автомобиль, возникший спонтанно — обычное дело. Неважно в какое время суток вы были вынуждены отправиться в поездку, главное:

  • не превышайте скорость;
  • не идите на обгон;
  • держите дистанцию;
  • включите противотуманные фары.

Движение сквозь белый, густой туман хоть днем, хоть ночью очень утомляет. При ухудшении самочувствия лучше остановиться на парковке или в глубоком “кармане”. Отдыхать на обочине — не лучшая затея, так как другие водители могут попросту вас не заметить. Во время тумана принято подавать звуковой сигнал при объезде или другом маневре.

Ночь и дождь

Многие полагают, что дождь — наименее опасное погодное явление, но они будут правы только при слабых осадках. Сильный ливень в ночное время ограничивает видимость фактически до нуля. Другая проблема кроется в ухудшении сцепления колес с дорожным покрытием. Вести машину нужно аккуратно, без резких маневров, иначе ее занесет. Аналогичная ситуация возникнет при попадании одного колеса в яму, люк или на камень.

Транспорт на встречной полосе может накрыть автомобиль волной. Это опасно лишь тем, что может дезориентировать водителя. Чтобы не растеряться, не выключайте дворники. Вместе с тем следите за ветром — он может вынести на дорогу ветки и прочий мусор. Чтобы управление авто было плавным и правильным, двигайтесь со скоростью не более 60 км/ч.

Вести автомобиль в ночное время суток при любых погодных условиях несложно, если знать и применять элементарные правила. Предотвратить большинство ДТП можно, всего лишь придерживаясь нормальной скорости и соблюдая ПДД. Прежде чем отправиться в поездку при плохой погоде, оцените собственные силы, учтите состояние авто. В качестве поддержки — моральной и возможно физической, возьмите попутчика. И не рискуйте без веских причин.

Езда ночью — советы и рекомендации по безопасному вождение в темное время суток

Поздно вечером и ночью на дорогах обычно намного меньше машин. Как утверждают дорожные службы, интенсивность дорожного движения в темное время суток снижается в десять раз.

Это наблюдение справедливо по отношению к городским улицам и загородным дорогам. Тем не менее, половина всех аварий случается именно в это время. Отчего же мы наблюдаем такой парадокс?

Дело в том, что человек в темноте видит гораздо хуже, и это затрагивает все параметры зрения: точность восприятия цвета, глубину, угол зрения, периферический обзор и пр. Это влияет на скорость реакции водителя и на объективность оценки опасной ситуации на дороге, что является причиной значительного количества аварий со смертельным исходом.

Содержимое:

  • Как снизить риск аварии ночью?
  • Как подготовить к ночной поездке автомобиль?
  • Прочие советы и рекомендации

Ночью такие ДТП случаются в три раза чаще, чем днем. Прежде всего, это — столкновения автомобилей (в том числе и лобовые) и наезды на пешеходов. Кроме этого, поздно вечером и ночью человек после рабочего дня чувствует себя уставшим, что также влияет на скорость реакции и правильные действия при опасности.

Именно поэтому вождение в темное время суток требует не только специальной подготовки автомобиля, но и соблюдения необходимых мер безопасности со стороны водителей.

Как снизить риск аварии ночью?

Итак, прежде всего, ночное вождение из-за плохой видимости требует особенной внимательности. Фары автомобиля более-менее эффективно освещают всего лишь несколько десятков метров узкого сектора дороги впереди. По этой причине водитель иногда не успевает дать правильную оценку реальной ситуации и адекватно прореагировать на нее.

Для того чтобы снизить риск аварии на дороге в темное время суток, необходимо следовать некоторым простым советам. Например, включать ближний свет еще до наступления сумерек.

При приближении к подъему нужно проявлять осторожность, так как встречная машина сверху может ослепить, а на спуске нужно помнить, что машина на подъеме так же может быть ослеплена вашими фарами. Эти советы справедливы и в отношении поворотов.

Медики утверждают, что с возрастом скорость реакции водителя при ограниченном освещении существенно снижается. Кроме этого, при движении ночью на дорогах процент нетрезвых водителей также намного выше. Это, пожалуй, основные правила вождения вечером и ночью. Но их соблюдения недостаточно, чтобы сделать такую поездку совсем безопасной.

Как подготовить к ночной поездке автомобиль?

Для того чтобы снизить опасности на дороге во время вождения в темное время суток, необходимо проверить техническое состояние автомобиля. Как известно, главная опасность в темное время суток — это ухудшенный обзор. Поэтому необходимо особо проследить за чистотой окон и осветительных приборов.

Во время длительной поездки по ночной трассе летом о лобовое стекло могут разбиваться множество насекомых. Из-за грязного стекла будет не только снижаться общий обзор.

► Подпишитесь на allcarz.ru в Telegram

Свет от фар встречных автомобилей будет дополнительно рассеиваться и ослеплять водителя. Чтобы этого не случилось время от времени ночью необходимо останавливаться и тщательно очищать лобовое стекло и фары, если они загрязнились.

Для этого необходимо иметь в запасе достаточное количество специальных стеклоочистителей. Дворники (даже с омывателем), кстати, эту проблему решить не в состоянии. Размазывая грязь, видимость только ухудшится. Останавливаясь на дороге в темное время суток, оставляйте включенными габариты и «аварийку».

Безопасность поездки ночью зависит от качественной регулировки осветительных приборов. Хорошо отрегулированные обычные фары автомобиля в режиме ближнего света светят на 50 метров, а на дальнем — до 100. Любой предмет, который освещается автомобильными фарами, водитель воспринимает в виде темного силуэта без мелких деталей.

При таком освещении дистанция четкой видимости снижается в несколько раз, что должно отражаться на выборе скоростного режима (не более 50 км/ч в населенном пункте и не более 90 км/ч на трассе).

Ослепление фарами автомобилей на встречной полосе является главной опасностью. При этом водитель теряет способность различать предметы в течение нескольких секунд из-за медленной адаптации зрения при резком изменении освещенности.

Если встречная машина вас все-таки ослепила, лучше всего съехать на обочину и подождать несколько минут. С этим связаны советы по ограничению использования освещения в салоне или зажигалок с открытым пламенем.

Прочие советы и рекомендации

Другой опасностью являются дикие животные, которые могут появляться на дороге совершенно неожиданно. Если же в свете фар животное резко появилось, удержитесь от резких маневров, особенно на большой скорости.

Из-за усталости и длительного напряжения при вождении даже психически здоровый и полностью трезвый водитель может наблюдать довольно качественные галлюцинации в виде перебегающего дорогу человека, провалов в асфальте или предметов на пути.

Это бывает причиной машинальных реакций — торможения или резких поворотов. После этого галлюцинация пропадает, а шоферу, который столкнулся с этим явлением лучше, все-таки, немного отдохнуть.

Если вам предстоит длительная ночная поездка, уменьшите яркость приборов на щитке с помощью реостата или просто заклейте самые яркие индикаторы полупрозрачным скотчем.

Когда ночью на дороге вы увидите одну фару, ее следует автоматически считать правой, чтобы избежать столкновения, и максимально прижаться вправо. Вообще, ночью осуществлять встречный разъезд необходимо на максимальном расстоянии, так как в темноте можно не заметить негабаритный груз.

Если автомобиль за вами слепит вас дальним светом в зеркало заднего вида, мигните ему «стопами». Если после этого условного сигнала он не переключится на ближний, снизьте скорость и позвольте себя обогнать, стараясь при этом не смотреть в зеркала. Естественно, что это касается и вашего использования дальнего света.

Самое опасное время для вождения — это даже не ночь, а вечерние или утренние сумерки. В это время эффективность осветительных приборов снижается, а видимость все еще очень плохая. При этом нужно максимально снизить скорость и повысить бдительность.

В завершение пару слов об отдыхе. Все «народные средства», вроде умывания холодной водой, крепкого чая или кофе, громкой музыки или наличия собеседника на пассажирском сидении являются полумерами, которые лишь на короткое время отвлекут от сна.

Если вы почувствовали сонливость, лучше остановитесь и поспите хотя бы час. Этого будет достаточно, чтобы восстановилась реакция, по крайней мере, до утра.

Читайте также: Как не уснуть за рулем: несколько полезных советов для водителей

Что вам нужно знать

Действительно ли вождение автомобиля после наступления темноты так рискованно? Совет национальной безопасности утверждает, что да. Организация утверждает: «Ночью смертность от дорожно-транспортных происшествий в три раза выше, чем днем». Чтобы обезопасить вас на дороге после захода солнца, мы составили список лучших советов по безопасному вождению ночью.

1. Очистите ветровое стекло

Конечно, это грязное ветровое стекло кажется раздражающим, но безвредным в течение дня, но оно может вызвать ослепляющие блики, когда солнечный свет и фары попадают на него в самый раз. Пыль, которую вы можете не заметить в течение дня, также может скапливаться внутри, поэтому важно очищать ветровое стекло как внутри, так и снаружи.

2. Проверьте фары

Фары и задние фонари в хорошем рабочем состоянии? Правильно ли они направлены? А что у тебя с поворотниками? Вы хотите видеть и быть увиденным, не ослепляя других водителей, поэтому убедитесь, что все направлено и работает правильно. И не стесняйтесь включать свет за час до захода солнца; они могут помочь другим водителям увидеть вас.

3. Не смотрите на свет

Старайтесь не смотреть прямо на огни встречного транспорта. Когда на вас едут машины, постарайтесь перевести взгляд вниз и вправо, сосредоточив внимание на белой линии. Это предотвратит временное ослепление их фарами.

4. Увеличьте расстояние и уменьшите скорость

Конечно, мы все спешим домой, но снизив скорость и избегая отставания, вы с большей вероятностью доберетесь туда в целости и сохранности. Используйте фары, чтобы определить расстояние и время остановки. Если вы не можете остановиться в освещенной зоне, вы слишком близко! Еще один способ измерить расстояние — использовать правило трех секунд: когда транспортное средство впереди вас проезжает обозначенный ориентир на дороге (дерево, строительную бочку и т. д.), должно пройти не менее трех секунд. разрыв, прежде чем вы достигнете той же области. Если на то, чтобы догнать вас, уходит менее 3 секунд, притормозите!

5. Будьте замечены сбоку

Если вам нужно остановиться, убедитесь, что вас хорошо видят другие водители. Носите с собой светоотражающие треугольники, включайте аварийные огни и даже плафон, чтобы увеличить шансы быть замеченным. И помните: безопаснее всего ждать помощи в машине .

6. Не отвлекайтесь

Когда вы пишете текстовые сообщения, играете с радио или обедаете в машине, отвлекаться от дороги опасно. Дело не только в огромных штрафах, которые делают отвлеченное вождение рискованным бизнесом. Когда вы устали после долгого рабочего дня, время вашей реакции сократится. Отвлекать все свое внимание от дороги — плохая идея.

7. Часы для пешеходов

Пешеходы и бегуны не всегда носят защитное снаряжение, и их может быть невероятно трудно увидеть после наступления темноты. Всегда выделяйте дополнительное время на наблюдение за пешеходами, особенно на плохо освещенных дорогах. Если вы находитесь на перекрестке, обязательно посмотрите в обе стороны, прежде чем двигаться, чтобы убедиться, что никто не сходит с бордюра.

8. Не садитесь за руль в нетрезвом виде 

Число несчастных случаев со смертельным исходом, связанных с употреблением алкоголя, ночью в четыре раза выше, чем днем. Не подвергайте себя или других риску, управляя автомобилем в нетрезвом виде. Используйте защитные приемы вождения и следите за признаками вождения в нетрезвом виде, особенно в темное время суток. Калифорнийское управление безопасности дорожного движения предлагает этот список, чтобы помочь вам идентифицировать пьяных водителей и избегать их. Если вы подозреваете, что кто-то находится за рулем в нетрезвом виде, держитесь на расстоянии и, если можете, смело звоните по номеру 9.11.

Дополнительные советы по безопасному вождению см. на сайте idrivesafely.com. По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения, вероятность попасть в аварию со смертельным исходом ночью в три раза выше, чем днем.

Частично этот повышенный риск связан с преобладанием пьяных водителей и повышенной утомляемостью водителей в вечерние часы. Но также нельзя отрицать, что ночью ваша видимость снижается таким образом, что может сделать вещи более опасными, когда вы за рулем. Вот что вы можете сделать, чтобы лучше видеть и обезопасить себя на дороге ночью.

Борьба с бликами

Во многих современных автомобилях используются мощные газоразрядные (HID) и светодиодные (LED) фары. Эти фары эстетичны, а также обеспечивают гораздо лучшее освещение по сравнению с фарами прошлого. Однако по сравнению со старыми галогенными фарами эти более новые фары могут создавать блики, которые могут быть неудобными для встречных водителей.

Getty Images

Есть два типа бликов от встречных автомобилей. Эксперты Американской оптометрической ассоциации (AOA) говорят, что исследования показали, что ксеноновые и светодиодные фары хуже, чем их галогенные аналоги, когда речь идет о так называемом дискомфортном ослеплении, которое заставляет вас вздрагивать и отводить взгляд. К счастью, хотя неприятные блики могут отталкивать, они не мешают вам видеть объект, находящийся впереди.

Хорошей новостью является то, что газоразрядные и светодиодные фары не намного хуже, чем галогенные фары, когда речь идет о втором типе ослепления, называемом ослеплением инвалидов. Этот тип бликов наиболее опасен, так как он может фактически заблокировать объект на дороге от взгляда водителя.

Вероятность попасть в аварию со смертельным исходом ночью в три раза выше, чем днем.

Независимо от того, какой тип фар у встречного автомобиля, не смотрите прямо на него или его фары. Если на вас падают неприятные яркие фары, немного сбавьте скорость и сохраняйте безопасную позицию на своей полосе, не сводя глаз с разметки полосы движения или даже с края дороги, пока автомобиль не проедет. Это позволит вам быстрее восстановить полное зрение на дороге.

Очистка ветрового стекла и фар

Если на ветровом стекле есть полосы и грязь, это может ухудшить видимость в дневное время. Ночью все будет еще хуже — грязное лобовое стекло может создавать горячие точки и другие визуальные искажения, из-за которых вам будет труднее увидеть визуальные подсказки, необходимые для того, чтобы не сбиться с курса.

Держите лобовое стекло в чистоте. Осмотрите его, если необходимо, прежде чем отправиться в путь; это сделает ваше ночное путешествие менее напряженным. Также важно проявлять любовь к своим фарам. Дальность и яркость ваших фар могут уменьшиться, если они покрыты льдом, снегом или грязью. Убедитесь, что они также чистые и чистые.

Связанная история
  • Самые безопасные кроссоверы и внедорожники 2023 года

Восстановление туманных фар

Очевидно, что помутневшие, пожелтевшие линзы фар не улучшают внешний вид вашего автомобиля. Это обесцвечивание вызвано длительным повреждением солнечным светом пластикового покрытия фары, поэтому такое изменение редко можно увидеть на новых автомобилях.

Но вы можете не осознавать, что мутные фары также могут представлять серьезную проблему для безопасности. Согласно исследованию AAA, сильно пожелтевшие фары излучают всего 20 процентов света, обеспечиваемого новыми. Такой низкий уровень освещения серьезно снижает способность видеть вперед на темной дороге или на плохо освещенной улице. Ухудшение ночного зрения означает снижение безопасности при вождении в ночное время.

Автомобиль и водитель

Если пластиковые линзы фар пожелтели до такой степени, что лампы плохо видны, пора восстановить или заменить фары. В магазинах автозапчастей есть комплекты для восстановления фар, которые работают относительно хорошо. (Конечно, как и любой другой продукт, вы можете найти их в Интернете.) Но если вы хотите получить максимальное улучшение мощности освещения, AAA рекомендует пропустить восстановление и выбрать замену фар — если вы можете себе это позволить, то есть. Некоторые из сегодняшних фар в сборе довольно дороги.

Направление фар

Фары автомобиля со временем могут смещаться. Авария является наиболее очевидным виновником, и даже незначительная авария может достаточно настроить фары, чтобы повлиять на то, куда направлен свет. Руководство по эксплуатации вашего автомобиля может содержать указания о том, как правильно направить фары вашего автомобиля. С этой задачей также может справиться магазин или дилер.

История по теме
  • Самые безопасные новые автомобили 2022 года

Освещение салона

Держите подсветку комбинации приборов и любое другое внутреннее освещение на низком уровне. Если в салоне вашего автомобиля много яркого света, ваши зрачки сужаются, как в солнечный день, из-за чего становится намного труднее видеть темную дорогу впереди. Вы когда-нибудь включали подсветку карты, когда ехали ночью, и обнаруживали, что гораздо труднее увидеть, что впереди? Аналогичный эффект имеет слишком яркое освещение салона.

Яркий свет информационно-развлекательного экрана может значительно усложнить обзор дороги.

Getty Images

Это вдвойне важно сейчас, когда многие новые автомобили оснащены большими ярко освещенными информационно-развлекательными экранами. Не всегда очевидно, как уменьшить яркость этих экранов — у многих есть ночной режим — поэтому обратитесь к руководству пользователя, если у вас возникли проблемы с уменьшением светоотдачи экрана. Уменьшите яркость этих ламп и комбинации приборов, чтобы уменьшить блики, и в то же время убедитесь, что необходимая вам информация по-прежнему легко читается ночью.

Цвет очков-линз

Некоторые производители очков предлагают очки, которые, как они утверждают, помогают водителям лучше видеть ночью. Обычно они имеют желтые или янтарные линзы. По словам оптометристов AOA, эти очки — и все очки с цветными линзами — плохая идея для ночного вождения.

Хотя очки с цветными линзами могут сделать вещи ярче, их оттенок в действительности блокирует свет в определенных ситуациях. Цветные линзы могут мешать видеть дорожные знаки и сигналы светофора. Они также могут затруднить наблюдение за пешеходами или плохо освещенными объектами.

Покрытие линз очков

Getty Images

Если вы пользуетесь очками по рецепту, обязательно надевайте на ночь только прозрачные линзы. Тем не менее, отражения от приборной панели, а также от фар встречных автомобилей могут мешать четко видеть. AOA рекомендует убедиться, что линзы ваших очков имеют просветляющее покрытие. Это покрытие значительно облегчает видимость при вождении в ночное время.

Средства для ухода за глазами

Когда ваши глаза недостаточно увлажнены, блики, которые вы видите ночью, будут казаться хуже. Чтобы глаза не пересыхали, направляйте вентиляционные отверстия автомобиля в сторону от лица. Кроме того, и это может показаться забавным, но обязательно регулярно моргайте. Легко забыть моргать, если вы упрямо сосредоточены на вождении, например, когда пробиваетесь по темной дороге или шоссе в снежную или дождливую ночь. Держите глаза увлажненными, регулярно моргая, особенно если вы носите контактные линзы.