Содержание
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272
«Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
63. Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель — принимает доставленный ему груз. Перевозчик осуществляет доставку груза в срок, установленный договором перевозки груза. В случае если в договоре перевозки груза сроки не установлены, доставка груза осуществляется:
а) в городском, пригородном сообщении — в суточный срок;
б) в междугородном или международном сообщениях — из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.
64. О задержке доставки груза перевозчик информирует грузоотправителя и грузополучателя. Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:
а) в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки — при перевозке в городском и пригородном сообщениях;
б) в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю, — при перевозке в междугородном сообщении.
65. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно.
66. В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу — возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением. Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ
«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.
Убытки
Женевская конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г. (Конвенция КДПГ), участником которой является РФ как правопреемник СССР, регламентирует ответственность перевозчика в случае правонарушения (не сохранность груза и багажа, ответственность перед пассажиром, просрочка доставки и др.). Предусматривает денежный предел возмещаемых убытков, который определяется в настоящее время в международной денежной единице — Специальных правах заимствования (СПЗ).
В случае не сохранности доставленных транспортом грузов должен составляться коммерческий акт, фиксирующий характер не сохранности, и дополняющий его акт экспертизы, определяющий сумму понесенного ущерба и, как указывается в форме акта экспертизы, причину порчи, повреждения груза. Акт экспертизы подписывается участвующим в ее проведении представителем перевозчика. При автомобильных перевозках возможно внесение соответствующей отметки в накладную.
Денежный предел ответственности перевозчика составляет 8,33 СПЗ за кг веса брутто. ( в конвенции указано в золотых франках – старая мера)
Могут ли стороны договора перевозки автомобильным транспортом предусмотреть иной размер ответственности по сравнению со штрафными санкциями, установленными УАТ?
ФАС ЗСО (см. постановление от 21.09.1999 N Ф04/1912-426/А75-99) ответил на данный вопрос отрицательно. По мнению кассационной инстанции, суд правильно отклонил требования истца о взыскании 0,5% пеней и сослался на ст. 126 УАТ, согласно которой всякие соглашения автотранспортных предприятий и организаций с грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на них Уставом, считаются недействительными.
Такая точка зрения представляется не вполне верной. В соответствии с п. 1 ст. 793 ГК в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. При этом п. 2 этой же статьи предусматривает ничтожность соглашений транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика, если иное не предусмотрено транспортными уставами и кодексами.
Таким образом, ст. 126 УАТ не противоречит ГК в части, которая касается устранения или уменьшения ответственности перевозчика. Если санкции, установленные договором, напротив, увеличивают ответственность субъекта, то такое положение договора является действительным и подлежит применению.
Основные правила железнодорожных перевозок грузов
РЖД — государственная компания, которая признана приоритетной для обеспечения нормальной жизнедеятельности внутри государства и развития экономики. Железнодорожные станции есть в самых отдаленных уголках страны, поэтому ж/д перевозки используют как частные клиенты, так и мелкий бизнес или крупные промышленные компании. Правила железнодорожных грузовых перевозок определяются Уставом ЖД РФ, то есть Федеральным законом №18, утвержденным в 2003 году. Все особенности перевозки, погрузки, разгрузки и сопровождения регламентированы и утверждены МПС РФ.
Необходимость подготовки и регламент ее проведения описаны в 18 статье Устава. Подготовительные мероприятия в соответствии с правилами перевозки грузов по железной дороге обеспечивают сохранность продукции и безопасность ее перемещения (в том числе экологическую и пожарную). Так, все отправления сортируются, упаковываются и маркируются.
Как проводится маркировка?
Правила перевозки грузобагажа на жд транспорте (в том числе контейнерами) предусматривают обязательное маркирование для штучных грузов и отправлений в таре. Порядок размещения надписей и стандартизированных ярлыков описан в ГОСТ 14192-96.
Маркировочные бирки обязательно содержат наименование получателя, порядковый номер отправления в партии, станцию отгрузки и наименование компании-перевозчика. Информацию с бирки дублируют в сопроводительных документах. Порядок погрузки, разгрузки и особые требования к хранению и способу транспортировки также указывают на манипуляционных знаках.
Договор на транспортировку
Договор служит гарантией сохранности груза на каждом этапе транспортировки, вплоть до приемки получателем. В рамках договора отправитель обязуется подготовить груз для транспортировки, а перевозчик – обеспечить доставку в полной сохранности. В подготовленных документах (экземплярах договора и накладных) не должно быть никаких фактических ошибок, опечаток или исправлений.
Также для перевозки обязательно предъявление документа, подтверждающего содержимое:
- счет-фактура;
- накладная;
- опись.
Какие грузы принимаются к транспортировке?
Правила железнодорожных перевозок грузов предусматривают проверку подготовленных к транспортировке товаров. В обязательном порядке проверяется, соответствует ли маркировка, вид упаковки, указанная масса, наличие особых требований, оценочные документы, отсутствие видимых повреждений. Информация о принятом грузе заносится в товарно-транспортную накладную (ТТН).
Основные требования при жд перевозке грузов
- в накладной обязательно указывается масса транспортируемого груза, количество штучных товаров и объем;
- вагоны обязательно пломбируются;
- внутри могут использоваться специальные крепления для ящиков с грузами;
- для товаров, нуждающихся в дополнительных условиях (в том числе по температурному режиму), применяются специализированные вагоны.
Все накладные, сопроводительные бумаги в обязательном порядке сохраняются.
19 CFR § 122.117 — Требования к транзитным воздушным грузовым перевозкам.
| Электронный свод федеральных правил (e-CFR) | Закон США
§ 122.117 Требования к транзитным воздушным грузовым перевозкам.
(a) Транспорт —
(1) От порта до порта. Транзитный авиагруз может быть перевезен в другой порт только при наличии квитанции, как это предусмотрено в пункте (b) настоящего раздела. Квитанция может быть выдана только авиакомпании, которая:
(i) Является обычным перевозчиком для перевозки таможенных товаров; и
(ii) Наличие необходимого таможенного залога в файле.
(2) Вывоз из порта прибытия. Транзитный авиагруз может быть вывезен из порта прибытия только при наличии залога по таможенной форме 301, содержащей условия залога, указанные в подразделе G части 113 настоящей главы, как это предусмотрено в § 18.25 настоящей главы.
(b) Квитанция —
(1) Требования. При перемещении авиагруза из порта прибытия в качестве транзитного авиагруза выдается расписка. Квитанция должна быть сделана авиакомпанией, ответственной за транспортировку или экспорт, в течение общего периода заказа (см. § 122.50).
(2) Содержание. Квитанция должна быть проставлена на каждом экземпляре транзитного авиагрузового манифеста с четкой подписью и датой, если требуется, в следующей форме:
(c) Ответственность за транзитные авиаперевозки —
(1) Прямой экспорт. Ответственность авиакомпании, экспортирующей транзитный авиагруз для прямого вывоза, начинается, когда квитанция, предусмотренная в пункте (b) настоящего раздела, представляется таможне.
(2) Кроме прямого экспорта. Когда транзитный авиагруз не предназначен для прямого вывоза, ответственность авиакомпании, получающей груз, начинается с момента представления таможне квитанции, предусмотренной в пункте (b) настоящего раздела.
(3) Тележка. Когда тележка используется для доставки транзитного авиагруза принимающим авиакомпаниям, импортирующая авиакомпания несет ответственность за груз под своим залогом до тех пор, пока принимающая авиакомпания не подаст квитанцию. Это не применяется, когда перевозка осуществляется в соответствии с частью 112 настоящей главы за счет вовлеченных сторон.
(4) Авиакомпании-импортеры. Авиакомпания-импортер, имеющая квалификацию перевозчика таможенных товаров, независимо от того, зарегистрирована она в США или за границей, может:
(i) Выдать квитанцию об авиагрузе;
(ii) Подайте соответствующий залог; и
(iii) Доставить груз официальному внутреннему перевозчику для перевозки в бондах из порта прибытия. Залог импортирующего перевозчика покрывает транспортировку.
(d) Раздельные поставки. Расписка выдается одной авиакомпанией на все грузоперевозки, указанные в одном транзитном авиагрузовом листе. Перечисленные таким образом грузы должны перевозиться из порта прибытия на одном воздушном судне или перевозчике, за исключением случаев, когда использование более одного воздушного судна или перевозчика разрешено:
(1) По § 122.92(d) по единой объединенной записи и манифесту;
(2) По § 122.118(d); или
(3) В соответствии с § 122.119(e), разрешающим использование наземного транспорта для перевозки.
В противном случае все поставки, указанные в грузовом транзитном грузовом манифесте, должны оформляться отдельно и перевозиться в соответствии с обычными процедурами перевозки товаров под залог (см. подраздел J).
[Т.Д. 88-12, 53 FR 9292, 22 марта 1988 г., с изменениями, внесенными TD 98-74, 63 FR 51289, 25 сентября 1998 г.]
Свод правил ИМО/МОТ/ЕЭК ООН по упаковке грузовых транспортных единиц (Кодекс ГТЕ)
Многие инциденты на транспорте связаны с плохой практикой упаковки грузовых транспортных единиц, включая неадекватное крепление груз, перегрузка и неправильное декларирование содержимого. Это вызывает серьезную озабоченность, особенно потому, что жертвами могут быть общественность или работники транспорта и цепочки поставок, которые, как правило, не контролируют упаковку таких единиц.
Кодекс CTU , совместная публикация Международной морской организации (ИМО), Международной организации труда (МОТ) и Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), решает эти проблемы посредством необязательного глобального кодекса практика обработки и упаковки морских контейнеров для перевозки морским и наземным транспортом.
Кодекс ГТЕ является обновлением Руководства ИМО/МОТ/ЕЭК ООН по упаковке грузовых транспортных единиц 1997 года и был одобрен Комитетом ИМО по безопасности на море, Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН и Административным советом МОТ в 2014 году. Процесс пересмотра занял место с 2011 по 2013 год под эгидой группы экспертов. Полная документация доступна по ссылкам ниже.
В рамках Кодекса ГТЕ предоставляется исчерпывающая информация и ссылки по всем аспектам погрузки и крепления грузов в контейнерах и других интермодальных перевозках с учетом требований всех видов морского и наземного транспорта. Кодекс ГТЕ применяется к транспортным операциям по всей цепочке интермодальных перевозок и служит руководством не только для лиц, ответственных за упаковку и крепление груза, но также и для лиц, получающих и распаковывающих такие единицы. В нем также рассматриваются такие вопросы, как обучение и упаковка опасных грузов.
Кодекс CTU призван помочь промышленности, организациям работодателей и работников, а также правительствам в обучении их персонала безопасной укладке грузов в контейнерах. Кодекс ГТЕ также может использоваться в качестве справочной базы для национальных правил и может стать образцом для международно-согласованного законодательства в этой области, если возникнут такие требования.
Код CTU в настоящее время доступен на веб-сайте с возможностью поиска и для загрузки на арабском, китайском, английском, французском, немецком, испанском и русском языках языка (пожалуйста, заполните 3 вопроса в форме ниже):
Дальнейшее практическое руководство и справочная информация, относящиеся к Кодексу ГТЕ, доступны в виде информационных материалов, которые были одобрены Комитетом ИМО по безопасности на море (MSC) на его девяносто четвертой сессии (17–21 ноября 2014 г.) и выпущены в качестве MSC. Циркуляр (MSC.1/Circ.1498). Этот информативный материал не является частью Кодекса ГТЕ.
Информационный материал (EN)
Документы и отчеты Группы экспертов:
Список участников | Первый сеанс | Второй сеанс | Третий сеанс | Четвертая сессия
Полезные ссылки:
Руководство ИМО/МОТ/ЕЭК ООН по упаковке грузовых транспортных единиц (издание 1997 г.