Содержание
Посадки подшипников
Посадки
Важность правильной посадки
Если подшипник качения с внутренним кольцом посажен на вал только с натягом, может возникнуть опасное кольцевое скольжение между внутренним кольцом и валом.
Это скольжение внутреннего кольца, которое называется «проскальзыванием», приводит к кольцевому сдвигу кольца относительно вала, если посадка с натягом недостаточно тугая.
Когда возникает проскальзывание, подогнанные поверхности становятся шероховатыми, вызывая износ и значительное повреждение вала.
Ненормальный нагрев и вибрация могут также возникнуть из-за абразивных металлических частиц, проникающих внутрь подшипника.
Важно предотвратить проскальзывание, надёжно закрепив с достаточным натягом то кольцо, которое вращается, либо к валу, либо в корпусе.
Проскальзывание не всегда можно устранить посредством осевого затягивания через наружную поверхность кольца подшипника.
Однако, как правило, нет необходимости обеспечивать натяг колец, подвергающихся только статическим нагрузкам.
Посадка иногда делается без какого-либо натяга как внутреннего, так и наружного кольца, чтобы приспособиться к определённым рабочим условиям, либо чтобы способствовать установке и разборке.
В этом случае для предотвращения повреждения пригоночных поверхностей вследствие проскальзывания, следует рассмотреть смазывание или другие применимые методы.
Условия нагрузки и посадки
Приложение нагрузки | Работа подшипника | Условия нагрузки | Посадка | ||
Внутреннее кольцо | Наружное кольцо | Внутреннее кольцо | Наружное кольцо | ||
Вращательная | Статическая | Вращательная нагрузка на внутреннее кольцо, статическая нагрузка на внешнее кольцо | Посадка с натягом | Свободная посадка | |
Статическая | Вращательная | ||||
Статическая | Вращательная | Вращательная нагрузка на внешнее кольцо, статическая нагрузка на внутреннее кольцо | Свободная посадка | Посадка с натягом | |
Вращательная | Статическая | ||||
Направление нагрузки не определяется из-за изменения направления или несбалансированной нагрузки | Вращательная или статическая | Вращательная или статическая | Направление нагрузки не определено | Посадка с натягом | Посадка с натягом |
Посадки между радиальными подшипниками и отверстиями корпуса
Условия нагрузки | Примеры | Допуски для отверстий корпусов | Осевое смещение наружного кольца | Примечания | ||
Неразъёмные корпуса | Вращательная нагрузка на наружное кольцо | Большие нагрузки на подшипник в тонкостенном корпусе или тяжёлые ударные нагрузки | Ступицы автомобильных колёс (роликовые подшипники), подъёмный кран, рабочие колёса | Р7 | Невозможно | — |
Нормальная или большая нагрузка | Ступицы автомоюильных колёс (шарикоподшипники), вибрационные экраны | N7 | ||||
Лёгкие или колеблющиеся нагрузки | Конвейерные ролики, канатные шкивы, натяжные шкивы | М7 | ||||
Направление нагрузки не определено | Тяжёлые ударные нагрузки | Тяговые электродвигатели | ||||
Неразъёмные или разъёмные корпуса | Нормальные или большие нагрузки | Насосы, коленвалы, коренные подшипники, средние и большие моторы | К7 | Обычно невозможно | Если не требуется осевое смещение наружного кольца | |
Нормальные или лёгкие нагрузки | JS7 (J7) | Возможно | Осевое смещение наружного кольца необходимо | |||
Вращательная нагрузка на внутреннее кольцо | Нагрузки всех видов | Общее применение подшипников, железнодорожные осевые буксы | Н7 | Легко возможно | — | |
Нормальные или высокие нагрузки | Корпусные подшипники | Н8 | ||||
Значительный подъём температуры внутреннего кольца в вале | Сушилки для бумаги | G7 | ||||
Неразъёмные корпуса | Желательно точное функционирование при нормальных или лёгких нагрузках | Задние шарикоподшипники шлифовального шпинделя, шарнирные опоры высокоскоростного центробежного компрессора | JS6 (J6) | Возможно | Для больших нагрузок используетс более плотная посадка, чем К. Когда требуется высокая точность, для посадки следует использовать очень строгие допуски | |
Направление нагрузки не определено | Передние шарикоподшипники шлифовального шпинделя, неподвижные подшипники (опоры) высокоскоростного центробежного компрессора | К6 | Обычно невозможно | |||
Вращательная нагрузка на внутренне кольцо | Желательно точное функционирования и высокая жёсткость при колеблющихся нагрузках | Цилиндрические роликовые подшипники для шпинделя металлорежущего станка | M6 или N6 | Невозможно | ||
Требуется минимальный уровень шума | Бытовая техника | Н6 | Легко возможно | — |
Примечания к таблице:
- Настоящая таблица применима к чугунным и стальным корпусам. Для корпусов, сделанных из лёгких сплавов, посадка должна быть плотнее, чем в данной таблице.
- Не применимо для специальных посадок.
Посадки между радиальными подшипниками и валами
Условия нагрузки | Примеры | Диаметр вала, мм | Допуск вала | Примечания | |||
Шарикоподшипники | Цилиндрические и конические роликовые подшипники | Сферические роликовые подшипники | |||||
РАДИАЛЬНЫЕ ПОДШИПНИКИ С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ ОТВЕРСТИЯМИ | |||||||
Вращательная нагрузка на внешнее кольцо | Желательно лёгкое осевое смещение внутреннего кольца на валу | Колёса на статичных осях | Все диаметры валов | g6 | Использование g5 и h5 там, где требуется точность. В случае крупных подшипников, можно использовать f6 для лёгкого осевого движения | ||
Лёгкое осевое смещение внутреннего кольца на валу не требуется | Натяжные шкивы, канатные шкивы | h6 | |||||
Вращательная нагрузка на внутреннее кольцо или неопределённое направление нагрузки | Лёгкая нагрузка или колеблющаяся нагрузка | Электрические бытовые приборы, насосы, вентиляторы, транспотные средства, прецизионные станки, металлорежущие станки | <18 | — | — | js5 | — |
18-100 | <40 | — | js6 (j6) | ||||
100-200 | 40-140 | — | k6 | ||||
— | 140-200 | — | m6 | ||||
Нормальные нагрузки | Общее применение подшипников, средние и крупные моторы, турбины, насосы, коренные подшипники двигателя, редукторы, деревообрабатывающие станки | <18 | — | — | js5 (j5-6) | k5 и m6 можно использовать для однорядных конических роликовых подшипников и однорядных радиально-упорных подшипников вместо k5 и m5 | |
18-100 | <40 | <40 | k5-6 | ||||
100-140 | 40-100 | 40-65 | m5-6 | ||||
140-200 | 100-140 | 65-100 | m6 | ||||
200-280 | 140-200 | 100-140 | n6 | ||||
— | 200-400 | 140-280 | p6 | ||||
— | — | 280-500 | r6 | ||||
— | — | свыше 500 | r7 | ||||
Высокие нагрузки или ударные нагрузки | Железнодорожные осевые втулки, промвшленные транспортные средства, тяговые электродвигатели, сооружения, оборудование, дробильные установки | — | 50-140 | 50-100 | n6 | Внутренний зазор подшипника должен быть больше, чем CN | |
— | 140-200 | 100-140 | p6 | ||||
— | свыше 200 | 140-200 | r6 | ||||
— | — | 200-500 | r7 | ||||
Только осевые нагрузки | Все диаметры вала | js6 (j6) | — | ||||
РАДИАЛЬНЫЕ ПОДШИПНИКИ С КОНИЧЕСКИМИ ОТВЕРСТИЯМИ И ВТУЛКАМИ | |||||||
Все виды нагрузок | Общее применение подшипников, железнодорожные буксовые узлы | Все диаметры валов | H9/IT5 | IT5 и IT7 означают, что отклонение вала от его истинной геометрической формы, например, круглой или цилиндрической, должно быть в пределах допусков IT5 и IT7 соответственно | |||
Трансмиссионные валы, шпиндели деревообрабатывающего оборудования | h20/IT7 |
Примечание: Данная таблица применима только к валам из твёрдой стали.
Посадка подшипников | Главный механик
Выбор правильной посадки, обеспечение требуемой чистоты и значения допусков размеров поверхностей под подшипники является ключевым фактором, обеспечивающим долговечность, надежность механизмов.
Правильная посадка – важнейшее условие работоспособности подшипников.
Исходя из особенностей работы подшипника, кольцо, которое вращается должно закрепляться на опорной поверхности неподвижно, с натягом, а неподвижное кольцо садиться в отверстие с минимальным зазором, относительно свободно.
Установка с натягом вращающегося кольца не дает ему проворачиваться, что могло бы привести к износу опорной поверхности, контактной коррозии, разбалансировке подшипников, развальцовке опоры, чрезмерному нагреву. Так, в основном, выполняется посадка подшипника на вал, который работает под нагрузкой.
Для неподвижного кольца небольшой зазор даже полезен, а возможность проворота не чаще одного раза за сутки делает износ опорной поверхности более равномерным, минимизирует его.
Основные термины
Рассмотрим подробнее основные термины и понятия, определяющие посадки подшипников. Современное машиностроение основано на принципе взаимозаменяемости. Любая деталь, изготовленная по одному чертежу должна устанавливаться в механизм, выполнять свои функции, быть взаимозаменяемой.
Для этого чертеж определяет не только размеры, но и максимальные, минимальные отклонения от них, то есть допуски. Значения допусков стандартизованы единой системой для допусков, посадок ЕСДП, разбиты по степеням точности (квалитетам), приводятся в таблицах.
Их также можно найти в первом томе Справочника конструктора-машиностроителя Анурьева, и ГОСТах 25346-89, а также 25347-82 или 25348-82.
–
Согласно ГОСТ 25346-89 определены 20 квалитетов точности, но в машиностроении обычно используются с 6 по16. Причем, чем ниже номер квалитета, тем выше точность. Для посадок шарико и роликоподшипников актуальны 6,7, реже 8 квалитеты.
В пределах одного квалитета размер допуска одинаков. Но верхнее и нижнее отклонение размера от номинала расположены по-разному и их сочетания на валах и отверстиях образуют различные посадки.
Существуют посадки обеспечивающие гарантию зазора, натяга и переходные, реализующие как минимальный зазор, так и минимальный натяг. Посадки обозначают латинскими строчными буквами для валов, большими для отверстий и цифрой, указывающей на квалитет, то есть степень точности. Обозначения посадок:
- с зазором a, b, c, d, e, f, g, h;
- переходных js, k, m, n;
- с натягом p, r, s, t, u, x, z.
По системе отверстия для всех квалитетов оно имеет допуск H, а характер посадки определяется допуском вала. Такое решение позволяет уменьшить количество необходимых контрольных калибров, инструмента режущего и является приоритетным. Но в отдельных случая используется система вала, в которой валы имеют допуск h, а посадка достигается обработкой отверстия. И именно таким случаем является вращение наружного кольца шарикоподшипника. Примером подобной конструкции могут служить ролики или барабаны натяжные конвейеров ленточных.
Выбор посадки подшипников качения
Среди основных параметров определяющих посадки подшипников:
- характер, направление, величина нагрузки, воздействующей на подшипник;
- точность подшипника;
- скорость вращения;
- вращение или неподвижность соответствующего кольца.
Ключевое условие, определяющее посадку – неподвижность либо вращение кольца. Для неподвижного кольца подбирается посадка с малым зазором и постепенное медленное проворачивание считается положительным фактором, уменьшающим общий износ, препятствующим местному износу. Вращающееся кольцо обязательно сажают с надежным натягом, исключающим проворот по отношению к посадочной поверхности.
Следующим важным фактором, которому должна соответствовать посадка под подшипник на валу или в отверстии, является вид нагружения. Различают три ключевых типа нагружения:
- циркуляционное при вращении кольца относительно постоянно действующей в одном направлении радиальной нагрузки;
- местное для неподвижного кольца относительно радиального нагружения;
- колебательное при радиальной нагрузке колеблющейся относительно положения кольца.
Согласно ГОСТ 520 степени точности подшипников в порядке их увеличения соответствуют пяти классам 0,6,5,4,2. Для машиностроения при нагрузках невысокой и средней величины, например для редукторов, обычным является класс 0, который не указывается в обозначении подшипников. При более высоких требованиях к точности используется шестой класс. На повышенных скоростях 5,4 и только в исключительных случаях второй. Пример обозначения подшипника шестого класса 6-205.
В процессе реального проектирования машин посадка подшипника на вал и в корпус выбирается в соответствие с условиями работы по специальным таблицам. Они приведены в томе втором Справочника конструктора-машиностроителя Василия Ивановича Анурьева.
Для местного типа нагрузки таблица предлагает следующие посадки.
При условиях циркуляционного нагружения, когда радиальное усилие воздействует на всю дорожку качения, учитывают интенсивность нагружения:
Pr=(k1xk2xk3xFr)/B, где:
k1 – коэффициент перегрузки динамической;
k2 – коэффициент ослабления для полого вала или корпуса тонкостенного;
k3 – коэффициент, определяемый воздействием осевых усилий;
Fr – усилие радиальное.
Значение коэффициента k1 при перегрузках менее, чем в полтора раза, небольшой вибрации и толчках принимают равным 1, а при возможной перегрузке от полутора до трех раз, сильных вибрациях, ударах k1=1,8.
Значения k2 и k3 подбираются по таблице. Причем для k3 учитывают соотношение осевой нагрузки к радиальной, выраженное параметром Fc/Fr x ctgβ.
Соответствующие коэффициентам и параметру интенсивности нагружения посадки подшипников приведены в таблице.
Обработка посадочных мест и обозначение посадок под подшипники на чертежах.
Посадочное место под подшипник на валу и в корпусе должно иметь заходные фаски. Шероховатость посадочного места составляет:
- для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
- для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5 Ra=0,63 а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25;
- для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
- для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5,4 Ra=0,63, а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25.
На чертеже также указывают отклонение формы места посадки подшипников, торцовое биение заплечиков для их упора.
Пример чертежа, в котором указана посадка подшипника на валу Ф 50 к6 и отклонения формы.
Значения отклонений формы принимаются по таблице в зависимости от диаметра, который имеет посадка подшипника на валу либо в корпусе, точности подшипника.
На чертежах указывают диаметр вала и корпуса под посадку, например, Ф20к6, Ф52Н7. На сборочных чертежах можно просто указывать размер с допуском в буквенном обозначении, но на чертежах деталей желательно кроме буквенного обозначения допуска приводить и его численное выражение для удобства рабочих. Размеры на чертежах указываются в миллиметрах, а величина допуска в микрометрах.
Внимание Уважаемые
|
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+7 (495) 128 22 34
[email protected]
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте
themechanic.ru
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
+7 (495) 128 22 34
[email protected]
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте
themechanic.ru
10. Подходит | Техническая информация
При использовании шарикоподшипника он всегда устанавливается на вал и/или в отверстие корпуса. Посадка – это величина натяга между валом и отверстием подшипника, а также посадки между корпусом и наружным диаметром подшипника, когда подшипник установлен. Посадки подразделяются на посадки с зазором, промежуточные посадки и посадки с натягом.
Подходит для
Целью выбора надлежащего состояния посадки является подавление вибрации во время вращения, а также фиксация внутреннего кольца и вала шарикоподшипника, а также корпуса и наружного кольца от проскальзывания (проскальзывания). Когда происходит ползучесть, из-за износа скольжения образуется аномальное тепловыделение и изнашиваемый порошок.
Аномальное выделение тепла ускоряет износ смазки, и частицы износа попадают в подшипники, вызывая вибрацию и износ. Необходимо выбрать правильную посадку для каждого применения, потому что неправильная посадка может не только ухудшить работу подшипника, но и вызвать заклинивание из-за выделения тепла и преждевременного выхода из строя.
В случае посадки с натягом натяг вызывает изменение радиального внутреннего зазора. Изменение радиального зазора, вызванное натягом, можно рассчитать, как показано ниже. (от ТИМОШЕНКО)
Уменьшение внутреннего зазора из-за посадки с натягом
Посадка с натягом вала и внутреннего кольца
Пунктирная линия на рис. 10-1 представляет собой схему до установки, а сплошная линия — схему после установки.
Диаметр внутренней кольцевой канавки d2 увеличивается на δ при запрессовке с натягом i.
То есть δ представляет собой величину уменьшения радиального зазора из-за посадки.
Посадка с натягом наружного кольца и корпуса
Пунктирная линия на рис. 10-2 представляет собой схему до установки, а сплошная линия — схему после установки.
При запрессовке с натягом I диаметр канавки наружного кольца D1 уменьшается на величину Δ.
То есть Δ представляет собой величину уменьшения радиального зазора из-за посадки.
Фиксация посадки с зазором с помощью клея
Когда подшипник устанавливается на вал и корпус с помощью клея и без помех, необходимо выбрать правильный зазор для повышения эффективности клея. Рекомендуется проконсультироваться с производителем клея, поскольку надлежащий зазор зависит от типа клея.
Обратите внимание, что округлость кольца дорожек качения может ухудшиться из-за напряжения отверждения клея.
Excerpt from JIS B 0401-1
Dimensional tolerance of commonly used fitting holes
unit : μm
Dimensional tolerance of commonly used fitting shafts
unit : μm
Excerpt from JIS B 1566
Fitting of radial подшипник к внутреннему кольцу
*1
Установка радиального подшипника к наружному кольцу
*3
*1 Допуск отверстия подшипника основан на JIS B 1514-1
*2 Обозначение класса зоны допуска основано на JIS B 0401
. *3 Допуск наружного диаметра подшипника основан на JIS B 1514-1.
Определения
Вращающаяся нагрузка внутреннего кольца :
Линия действия нагрузки вращается относительно внутреннего кольца подшипника.
Стационарная нагрузка на внутреннее кольцо:
Линия действия нагрузки не вращается относительно внутреннего кольца подшипника.
Стационарная нагрузка на наружное кольцо:
Линия действия нагрузки не вращается относительно наружного кольца подшипника.
Вращающаяся нагрузка на внешнее кольцо:
Линия действия нагрузки вращается относительно наружного кольца подшипника.
Нагрузка в неопределенном направлении :
Направление нагрузки не может быть определено.
Связанная страница
Поддержка / контакт
По вопросам, связанным с продуктом, пожалуйста, свяжитесь с нами, используя форму ниже.
Расчет посадки с натягом подшипника — НОВОСТИ ПОДШИПНИКОВ
Кольцо подшипника, вращающееся относительно нагрузки, должно быть установлено с натягом во избежание проскальзывания кольца. В таком случае посадка с натягом уменьшит эффективный зазор подшипника. Температура и центробежные силы будут иметь дополнительное влияние на эффективный зазор и свойства посадки с натягом. Онлайн-расчет посадок с натягом с учетом натяга, температуры и центробежных сил представлен по адресу https://www.mesys.ag/?page_id=2077
Обычно посадка с натягом рассчитывается с использованием теории толстых колец, предполагающих два цилиндрических кольца и плоское напряжение. Интерференция между деталями определяется производственными допусками, и можно учитывать некоторую заделку из-за шероховатости поверхности. В стандарте DIN 7190 (2001 г.) предлагается снижение эффективной интерференции на 0,8*Rz, которая была уменьшена до 0,4*Rz в DIN 7190 (2017 г.). Следует учитывать сумму шероховатости поверхности двух соприкасающихся частей, но, поскольку в большинстве случаев кольцо подшипника будет иметь гораздо более гладкую поверхность, чем вал и корпус, достаточно учитывать шероховатость поверхности вала/корпуса. только.
Для расчета посадки с натягом необходимо соотношение внутреннего и внешнего диаметра каждого кольца. Для наружного диаметра внутреннего кольца и внутреннего диаметра наружного кольца возникает вопрос, как определить этот диаметр. В некоторых каталогах подшипников указаны диаметры дорожек качения, в других — средний диаметр между диаметром дорожек качения и плечами.
Для оценки влияния заплечиков колец подшипников на изменение эффективного зазора в программу расчета подшипников MESYS был добавлен осесимметричный расчет методом конечных элементов. Диаметральное расширение по внешнему контуру кольца показано на диаграмме в сравнении с расчетом цилиндрических колец по теории толстых колец. Рассматриваются два варианта теории толстых колец. Либо делительный диаметр плюс/минус диаметр шара D pw ±D w используется для второго диаметра кольца или диаметра, приводящего к той же площади поперечного сечения, что и реальное поперечное сечение, включая плечи.
Рис. 1 Расширение 71910C с натягом Iw = 13 мкм и n = 0 об/мин
На рис. 1 показано диаметральное расширение внутреннего кольца подшипника 71910C с учетом натяга Iw = 13 мм и нулевой скорости. Сплошная линия показывает расширение внешнего контура кольца согласно расчету FEA, пунктирная линия показывает расширение с использованием теории толстого кольца и диаметра для эквивалентного поперечного сечения, а пунктирная линия показывает расширение для теории толстого кольца и наружный диаметр D pw -D w .
Видно, что расширение в середине подшипника очень близко к значению без учета заплечиков, а значение у левого заплечика ближе к значению для эквивалентного поперечного сечения. Следует отметить, что разница составляет около 0,3 мм, поэтому влияние ненадежного сглаживания шероховатости поверхности выше этой вариации.
Рис. 2. Расширение 71910C с помехами Iw = 13 мкм и n = 30000 об/мин
На рис. 2 показан результат того же примера, но со скоростью вращения 30000 об/мин. Здесь расширение случая равного сечения больше, чем в случае без учета плеч. Причина в большей массе и большем эффективном диаметре для центробежных сил.
На рис. 3 показана сетка, использованная в этих двух расчетах. Ширина вала немного больше ширины подшипника, как и в реальных приложениях. Используются квадратичные элементы.
Рис. 3. Сетка МКЭ, использованная для приведенных выше расчетов
Для того же примера на рисунках 4 и 5 рассматривается полый вал с внутренним диаметром d si = 30 мм вместо сплошного вала. На рисунке 4 показана большая разница для двух случаев, основанная на теории толстого кольца. Случай с эквивалентным сечением здесь слишком жесткий. С учетом центробежных сил различия снова невелики.
Рисунок 4: Расширение 71910C с интерференцией Iw = 13 мкм, n = 0 об/мин и dsi = 30 мм Рисунок 5: Расширение 71910С с натягом Iw = 13 мкм, n = 30000 об/мин и dsi = 30 мм
Эти примеры показывают, что учет плеч для расчета посадок во многих случаях не требуется и расчет с использованием упрощенного подхода с D pw ±D w может привести к более точным результатам для случаев с низкой скоростью. Тем не менее, в большинстве случаев различия намного меньше, чем влияние шероховатости поверхности.
Если бы использовалась ширина вала, равная ширине подшипника, расширение кольца, основанное на расчете МКЭ, было бы меньше и ближе к результатам с учетом эквивалентного поперечного сечения. Но поскольку в реальных приложениях ширина вала и корпуса почти во всех случаях больше ширины подшипника, это также было принято при расчете МКЭ.