Подошва насыпи это: Подошва насыпи | это… Что такое Подошва насыпи?

Содержание

Земляное полотно | Устройство и содержание жд пути

Страница 4 из 90

ГЛАВА II
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО

§ 3. НАЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Железнодорожный путь состоит из трех основных частей: земляного полотна, искусственных сооружений и верхнего строения. Здесь рассматривается одна из этих частей железнодорожного пути — земляное полотно.
Поверхность земли обычно имеет неровности. При строительстве железной дороги они выравниваются посредством срезки земли в одних местах и подсыпки ее в других. Земляное полотно представляет собой совокупность сооружений, преимущественно из грунта, образующихся при выравнивании полосы земли. К этим сооружениям, составляющим земляное полотно железнодорожного пути, относятся: насыпи в местах подсыпки, выемки в местах срезки, полунасыпи, полувыемки и полунасыпи-полувыемки в местах частичной досыпки и частичной срезки земли.

В горных условиях при пересечении глубоких оврагов и долин вместо чрезмерно высоких насыпей строят виадуки, а вместо очень глубоких выемок устраивают тоннели. При пересечении рек, ручьев и каналов строят мосты и трубы, при пересечении других железнодорожных линий и шоссейных дорог — путепроводы.
Все эти сооружения, соединяющие отдельные участки земляного полотна в одно целое, носят название искусственных сооружений.

Земляное полотно и искусственные сооружения вместе составляют нижнее строение пути. На нижнем строении расположено верхнее строение пути. Таким образом, назначение земляного полотна заключается в том, чтобы служить надежным — прочным и устойчивым — основанием для верхнего строения пути, причем это основание должно иметь определенную пологость на подъемах и спусках и плавность поворотов в плане.
Земляное полотно должно иметь такую конструкцию которая могла бы хорошо противостоять воздействию динамических нагрузок от проходящих поездов и многообразных явлений природы. Наибольшую опасность для его устойчивости представляет вода, которая, проникнув, например, в тело насыпи, может нарушить связность грунта, резко понизить его устойчивость и привести к самым разнообразным деформациям, т. е. изменениям и искажениям формы земляного полотна вплоть до разрушения.

Поэтому при строительстве и эксплуатации железнодорожного пути принимают меры к полному отводу воды от его основания.

§4. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Обыкновенная железнодорожная насыпь в поперечном разрезе имеет трапецеидальное сечение. На рис. 4 даны общий вид и поперечное сечение насыпи с водоотводными сооружениями и расположенным на ней верхним строением.
Часть земляного полотна, на которую укладывается верхнее строение пути, называется основной площадкой.

Боковые наклонные поверхности насыпи называются откосами.

Рис. 4. Общий вид и поперечный разрез насыпи

На основной площадке земляного полотна устраивают сливную призму трапецеидального очертания шириной поверху 2,3 м и высотой 15 см на однопутных участках и треугольного очертания высотой 20 см на двухпутных участках. Такое очертание поверхности основной площадки земляного полотна придают для быстрого стока с нее воды. Треугольное очертание сливной призмы больше соответствует этому назначению. Однако в связи с тем, что шпалы и рельсы укладывают раньше, чем балласт, для удобства укладки на однопутных участках основную площадку обрабатывают по трапеции.
Остающиеся свободными части основной площадки между верхним строением и откосами насыпи называются обочинами. Граница между основной площадкой и откосом насыпи называется бровкой насыпи.

Полоса земли, на которую опирается насыпь, называется о снованием ее, а линия сопряжения откоса насыпи с основанием— подошвой откоса.
Высота насыпи измеряется от основания до уровня бровок по оси земляного полотна.

Горизонтальная проекция линии откоса называется заложением откоса, а отношение высоты его к заложению (т. е. вертикальной проекции откоса к горизонтальной) — крутизной откоса.
Для выражения крутизны откоса обычно высоту принимают за единицу. В таком случае крутизна будет выражаться отношением 1 : п, в котором буквой «п» обозначено число, показывающее, во сколько раз заложение больше высоты.

Вдоль насыпей, на некотором расстоянии от подошвы откоса, устраивают водоотводные канавы.

Рис. 5. Общий вид и поперечный разрез выемки

Полоса между подошвой откоса насыпи и ближайшим водоотводным устройством, например, канавой, называется бермой.
Выемки представляют собой траншеи, широкие поверху и суживающиеся книзу. На рис. 5 даны общий вид и поперечное сечение выемки с водоотводными сооружениями и верхним строением. Наклонные стенки выемки называются откосами выемки. На дне выемки устраивают основную площадку земляного полотна такого же очертания, как и на насыпи, а с обеих сторон ее — водоотводные канавы, называемые кюветами; иногда вместо кюветов делают лотки. Глубиной выемки считается расстояние от уровня бровок основной площадки до линии, соединяющей бровки откосов выемки, измеренное по оси земляного полотна.

Крутизна откоса выемки выражается, как и в насыпи, отношением высоты откоса к его заложению.
Места, где не требуется ни срезать, ни досыпать грунт, как, например, при переходе из насыпи в выемку, называются нулевыми местами.

Землю, вынутую из выемки, как правило, используют для отсыпки насыпи. Если же земля для насыпи не нужна, то ее складывают вдоль выемки за ее откосом в виде призмы, называемой к авальером.
Если полка, образующаяся между откосом выемки и кавальером, не имеет наклона для стока воды от пути, то такой наклон ей придается искусственно, путем отсыпки банкета. Между банкетом и кавальером устраивают забанкетную канаву, а за кавальером с нагорной стороны нагорную канаву.

Когда насыпь возводится из местных грунтов, то землю берут из резервов, закладываемых с одной или с двух сторон насыпи.
Перечисленные выше наземные водоотводы, к которым относятся кюветы, лотки, банкетные, нагорные и другие канавы, служат для защиты земляного полотна от поверхностной воды. Для этой же цели используются резервы. В необходимых случаях примыкающие к земляному полотну поверхности планируются. Для защиты основания от грунтовых вод прокладывают дренажи.

С целью повышения устойчивости земляного полотна его дополняют еще в необходимых случаях защитными и укрепительными устройствами.

  • Назад
  • Вперёд

Земляное полотно

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО, земляное основание, на котором помещается верхнее строение рельсового пути. Земляное полотно, образованное посредством насыпки грунта, называется насыпью; образованное посредством удаления земли — называется выемкой. В тех случаях, когда земляное полотно устроено на косогоре, оно м. б. расположено частью в выемке и частью в насыпи. В состав земляного полотна входят также: а) откосы — боковые поверхности земляного полотна; б) кюветы — канавы, устраиваемые в выемках около земляного полотна для отвода воды с полотна и откосов выемки; в) нагорные канавы, устраиваемые перед выемками, и отводные канавы — перед насыпями для отвода от них воды; г) резервы, из которых берется земля для образования насыпи и которые служат одновременно для осушения основания насыпи и отвода от него воды; д) насыпные бермы — площадки, устраиваемые в соответствующих случаях вдоль нижних частей откосов насыпей для придания откосам большей устойчивости и для предупреждения проникновения воды к откосам и основанию насыпи; е) естественные бермы, в виде земляных полос определенной ширины, оставляемых с той же целью, что и насыпные бермы между резервом и подошвой насыпи; ж) банкеты — насыпки вдоль верхних бровок выемок с поперечным уклоном от пути для отвода дождевой воды от выемки; з) контр-банкеты — бермы, устраиваемые на косогорах вдоль нижней части откоса насыпи для большей ее устойчивости; и) кавальеры — земляные насыпи, образованные из лишней земли, вынутой при устройстве выемки, расположенные вдоль выемок и предназначенные для защиты выемок от снежных заносов (защитные валы) и для предупреждения прорыва воды с нагорной стороны к выемке. К элементам земляного полотна относятся также различные дренажные устройства для осушения земляного полотна и прилегающей к нему земляной полосы.

Насыпи должны устраиваться из надежных грунтов, по возможности однородных, не мерзлых и не изобилующих органическими веществами; следует избегать употребления грунтов, содержащих гипс, синих и серых расплывчатых глин, илистых грунтов, мелких песков, обращающихся в присутствии воды в плывуны, а также молодых торфянистых грунтов.

Условия устойчивости земляного полотна. При постройке железной дороги стремятся получить железнодорожный путь без резких изменений высоты и потому размещают массы земли так, чтобы в возвышенных местах получались выемки, а грунт из них шел в пониженные места для устройства насыпей. При таком нарушении естественного быта местности новое расположение земляных масс не м. б. устойчивым, т. к. силы природы, в виде грунтовых и поверхностных вод, колебаний температуры и влажности воздуха, будут стремиться привести искусственное расположение к первобытному виду. Не менее неблагоприятно влияет на устойчивость земляного полотна воздействие поездов в виде давления на грунт и сотрясения почвы. Для устойчивости и долговечности земляного полотна строители должны учесть влияние сил обеих категорий как в отношении выбора его местоположения, очертаний, способа устройства и укрепления, так и в отношении содержания и ремонта полотна. Понятно, что более глубокие выемки и высокие насыпи, при прочих равных условиях, нуждаются в более бдительном надзоре и усиленном ремонте, чем сравнительно мелкие сооружения.

Очертания земляного полотна. Вдоль пути глубина выемок и высота насыпей определяются для каждого места продольным профилем линии. Что касается поперечного очертания, то оно зависит от целого ряда местных условий. Главнейшее значение при этом имеют: 1) род, качество и напластование грунтов, из которых строится полотно, 2) обилие и направление течения поверхностных и грунтовых вод до сооружения линий и вызываемые постройкой изменения естественных условий, 3) поперечный уклон местности, 4) степень устойчивости земляных масс в районе постройки. При постройке железной дороги нередки случаи, что выбранное первоначально направление линии не может рассчитывать на достаточную прочность и устойчивость, и потому земляное полотно приходится переносить в более благоприятные местные условия. Если, однако, условия сооружения земляного полотна таковы, что нет причин опасаться сползаний или внезапных просадок слоев грунта, на которых основывается само полотно, и если грунтовые и поверхностные воды не угрожают полотну размывом или разрушением, а применяемые для постройки грунты надежны, б. или м. однородны и не поддаются быстрому выветриванию, то такое полотно считают находящимся в нормальных условиях. Для таких условий установлены типы нормальных поперечных профилей полотна.

Нормальные поперечные профили земляного полотна. Если железная дорога строится одноколейной, то насыпи и выемки устраиваются также под один путь, причем, однако, при размещении отдельных частей полотна должна быть предусмотрена возможность удобной, без излишних затрат, постройки второго пути в будущем. Насыпи и выемки одноколейного пути на перегонах должны иметь нормальную ширину полотна по верху, в зависимости от толщины балластного слоя и принятой длины шпал, т. е. на магистралях нормального типа не менее 5,50 м, на магистралях облегченного типа, на пионерных дорогах и на подъездных путях — 5,0 м, а при особо благоприятных условиях грунта — 4,60 м. Верхней части полотна придается в середине очертание трапеции, у которой на магистралях нормального типа ширина по верху 3,00, а высота — 0,10 м, на магистралях же облегченных, на пионерных дорогах и подъездных путях соответственно — 2,70 и 0,08 м. При устройстве под два пути полотно д. б. по верху расширено против указанных размеров на 4,10 м.  На фиг. 1 указано очертание насыпей малой высоты без резервов в предположении постройки в будущем второго пути правее первого (для нормальных магистралей).

Соответственно этому ширина левой бермы между подошвой насыпи и бровкой кювета задана наименьшая — 2,00 м, а правая берма оставлена шириной 6,10 м, с тем чтобы после присыпки на ней будущего второго пути на ширину 4,10 м расстояние от подошвы откоса до кювета получилось, как и слева, 2,0 м. На фиг. 2 приведено очертание двупутной насыпи малой высоты.

Резервы должны иметь правильные уклоны в сторону от пути не менее 0,02 и вдоль пути к месту отвода воды от полотна не менее 0,002. Нормальная крутизна откосов для насыпей из обыкновенных однородных грунтов принимается в 1 (высота): 1,5 (основание). Однако для различного рода грунтов полуторная крутизна откосов ограничивается определенной высотой насыпей. Свыше этого предела откосы насыпей должны уположиваться по ширине основания на 1/4 высоты. Для различных грунтов установлены особые пределы по высоте насыпей как для полуторного откоса, так и для промежутков, через которые должно производиться уположение откосов на    1/4 высоты (см. табл.).

Таким образом, откосы высоких насыпей получают очертание по ломаной линии, вогнутой внутрь полотна. Для мелкопесчаных и супесчаных грунтов ломаный откос должен фактически заменяться прямым при той же ширине основания. Для прочих же приведенных в таблице грунтов ломаные откосы могут заменяться ступенчатыми (с бермами), с тем чтобы бермы имели ширину не менее 1 м и уклон в поле 0,1 и были расположены по высоте через 2—4 м. Ширина основания при этом д. б. не менее определяемой по ломаным откосам, а откосы между бермами — не круче полуторных. Поперечные очертания высоких насыпей указаны на фиг. 3.

Левый откос построен применительно к данным таблицы, а правый откос — с бермами.

Резервы вдоль насыпей должны закладываться с таким расчетом, чтобы от их верхнего ребра до подошвы откоса насыпи оставалась полоса нетронутого грунта (берма), ширина которой зависит от высоты насыпи, а именно:

При этом для однопутного полотна на магистралях посредством уширения бермы на 4,10 м с соответствующей стороны должна быть учтена возможность устройства на сыпи под второй путь. На поймах рек ширина бермы, независимо от высоты насыпи, д. б. не менее 6,00 м. Со стороны пути бровка резерва должна иметь как  можно более плавное очертание. Возведение насыпей должно производиться слоями, по возможности горизонтальными, на всю ширину полотна.

На фиг. 4 показан нормальный поперечный профиль выемки под два пути нормальной магистрали.

Крутизна откосов выемок определяется свойствами и родом грунтов, в которых они возводятся. В сухих обыкновенных грунтах нормальной крутизной откосов выемок считается полуторная. В твердых грунтах допускается большая крутизна откосов, а именно: при плотнощебеночном грунте — 1:1, при скалистых выветривающихся породах — до 1:0,33 и в твердых невыветривающихся скалах — до 1:0,1. Если местность имеет поперечный к пути уклон, то с нагорной стороны выемка д. б. ограждена канавой достаточного сечения для отвода всего количества воды, которое могло бы получить доступ к полотну. На фиг. 5 указано нормальное очертание выемки без кавальера.

Полоса между бровкой выемки и ребром кавальера должна быть шириной не менее 5,00 м и спланирована с уклоном в сторону нагорной канавы. На фиг. 6. приведены очертания выемки, снабженной кавальером, с банкетной канавой (А) и без нее (Б).

Если полоса между откосом выемки и кавальером спланирована с уклоном в сторону последнего, то у подошвы кавальера д. б. устроена банкетная канава для отвода воды, как с этой полосы, так и с внутреннего откоса кавальера. Между подошвой наружного откоса кавальера и верхним ребром нагорной канавы д. б. оставлена полка шириной не менее 1 м со скатом в канаву. В сильно заносимых снегом местах мелкие выемки глубиной менее 2,00 м должны раскрываться по типу насыпей, как представлено на фиг. 7.

Ограждение земляного полотна от повреждения водами. Почти при всех видах повреждений земляного полотна главной причиной является вода в том или ином виде. Поэтому как при устройстве земляного полотна, так и при поддержании его в исправности главное внимание д. б. обращено на борьбу с вредным влиянием воды. В затопляемой местности земляное полотно должно быть поднято выше самого высокого горизонта воды, а где развивается волнение, — не менее чем на 0,50 м выше гребня волны (для пионерных дорог второстепенного значения этот подъем м. б. уменьшен до 0,40 м). Для защиты железнодорожного полотна от воздействия поверхностных вод служат водоотводные сооружения — кюветы, канавы различных наименований, резервы и, в известных случаях, кавальеры. При этом ни в коем случае не должно получаться ни застоя ни подпора, которые позволили бы воде выйти на бровку земляного полотна. С этой целью водоотводные сооружения должны иметь достаточные поперечные сечения и соответствующий продольный уклон. Вместе с тем полотно д. б. везде обеспечено искусственными сооружениями (мостами, трубами и пр.) достаточных отверстий для пропуска поверхностных вод с одной стороны пути на другую. Кюветы, канавы, резервы и русла должны поддерживаться в своих нормальных очертаниях путем расчистки заилений и наносов, скашивания травы и прочей растительности и немедленного исправления всяких повреждений. Особенное внимание должно обращаться на исправное поддержание бровок полотна. Всякий застой поверхностных вод в пределах земляного полотна должен считаться ненормальным явлением, и неотложно д. б. изысканы меры к осушению таких мест путем улучшения имеющихся водоотводов или устройства новых.

В отношении грунтовых вод должны соблюдаться следующие основные меры для обеспечения исправности и устойчивости земляного полотна. Выходы грунтовых вод на поверхность — в виде родников, ключей и пр. — при возведении насыпей или устройстве выемок не должны засыпаться, а должны предварительно отводиться за пределы основания насыпи подземными дренами или галереями-штольнями в зависимости от мощности. Если окажется, что потоки грунтовых вод перерезаны выемками, то д. б. приняты меры к свободному выходу их на поверхность откоса и к отводу соответствующими устройствами (дренами, лотками, трубами и пр.) в кювет. Задача эксплуатации в этом отношении заключается в том, чтобы при малейшей неисправности такого отвода грунтовых вод тотчас были выяснены причины иссякания его и приняты меры против скопления воды в теле полотна. Такого рода скрытые скопления воды в полотне всегда приводят к его повреждению — в виде оползней откосов выемок или обвалов насыпей. Если, несмотря на сухое время и правильный уклон кюветов, в них постоянно наблюдается сырость, то это служит признаком близости грунтовых вод, и для устойчивости пути и ограждения его от пучин зимой полезно заменить нормальные кюветы специальным глубоким типом, чтобы понизить уровень грунтовых вод. В тех же целях в болотистых местах проводятся глубокие водоотводные канавы как вдоль, так и поперек полотна.

Укрепление земляного полотна. Способность грунтов сохранять приданные им при сооружении земляного полотна очертания весьма различна. Одни из грунтов (скальные, щебенистые, крупнопесчаные) устойчиво сохраняют свои формы, другие же (мелкопесчаные, суглинистые, черноземные) легко утрачивают их под влиянием воды и ветра. При грунтах последней категории земляное полотно нуждается в укреплении. Тип укрепления в каждом отдельном случае д. б. выбран в соответствии, как с родом защищаемого грунта, так и с характером и величиной действующей на полотно силы. Для защиты откосов полотна против поверхностного смывания дождевой водой чаще всего применяются: сплошная или в клетку дерновка и засеивание травами или злаками. Кюветы и канавы в сухих местах и при пологих уклонах дернуются сплошь. В сырых местах, а также при крутых уклонах, целесообразным укреплением является мощение. На поймах рек и в других затопляемых местах откосы насыпей, возведенных не из камня, д. б. укреплены на 0,5 м выше самого высокого уровня воды. Если насыпь, сделанная не из камня, подвергается действию речного течения или ударам волн, то она должна ограждаться бермой, шириной не менее 1 м, на высоту 0,25 сверх наивысшего горизонта воды и гребня наибольшей волны. В таком случае укрепление устраивается по откосу бермы. Очень целесообразным видом укрепления в местах, подверженных действию волн или проточной воды, является насаждение ивовых пород в несколько рядов вдоль земляного полотна и мощение откосов берм в клетку с плетнями и кольями из живого ивняка.

Неисправности полотна. Грунты в дне выемок наиболее часто обнаруживают тяжелые формы неисправности. Легко разжижающиеся от поверхностных и грунтовых вод грунты в дне выемок, подверженные в зимнее время пучению, являются не только постоянным тормозом для нормального движения, но и угрозой его безопасности. Частичной мерой к исправлению этого зла может служить устройство глубоких специальных кюветов (из деревянных или иного рода рам с заборками со стороны пути и откоса), хорошо дренирующих и проводящих без застоя воду вдоль пути. Хорошо влияет также устройство поперечных прорезей, шириной не менее лопаты, до уровня дна кюветов, и заполнение этих прорезей хорошо дренирующим грунтом. Однако, вполне и на продолжительный срок такое слабое место пути м. б. исправлено лишь устройством глубоких лотков и совместной заменой всего негодного грунта между ними хорошо дренирующим слоем (песчаным или гравелистым) не менее чем на глубину промерзания. Работы по смене негодного грунта в дне выемок на однопутных линиях производятся обычно при помощи двукратных передвижек пути от его постоянной оси. После первой передвижки в сторону производится замена грунта в освободившейся из-под шпал другой половине дна выемки. Затем путь передвигается в противоположную сторону, и заменяется грунт во второй половине выемки. После этого путь устанавливается на постоянную ось и приводится в надлежащее положение по высоте подъемками на балласт. На двупутных линиях работы по смене негодного грунта в дне выемок производятся с временным переводом движения обоих направлений на один путь и с уборкой верхнего строения другого пути за пределы сменяемой полосы. Т. к. при эксплуатации железных дорог работы по смене грунта в дне выемок неизбежно вызывают стеснения движения поездов, то производство их является обязательным во время постройки линий во всех местах, где в дне выемок окажутся плывучие и пучинистые грунты.

Далее, очень часто встречающимися видами неисправностей выемок являются осыпи и сплывы их откосов. Повреждения откосов выемок могут вызываться следующими главнейшими причинами: ненадежностью грунта в откосах выемки; присутствием грунтовых вод в откосах выемки выше дна кюветов; неправильным устройством и содержанием частей выемки. Грунты, как уже сказано, имеют неодинаковую способность удерживать крутизну откоса; помимо того, некоторые породы грунтов (мергелистые), выдерживая хорошо крутые откосы, подвергаются сильному поверхностному выветриванию, вследствие чего нарушается связь между частицами грунта на поверхности откосов и они непрерывно осыпаются. Для предохранения кюветов в таких выемках от засорения вдоль последних устраивают бермы. По мере заполнения берм осыпями последние должны убираться за пределы выемки. Особенную опасность такие грунты представляют в глубоких выемках во время ливней. Выветрившиеся частицы откосов легко смываются потоками дождя в кюветы, где образуют грязевые заторы, которые могут послужить причиной переполнения кюветов и выхода воды на путь. Для предупреждения подобных явлений полезно устраивать на берме, ограждающей кювет, илоудержатели в виде продольных и поперечных плетней из ивовых пород, укрепляемых по ивовым кольям, возвышающимся над поверхностью берм на 0,50—0,60 м. Расстояние между рядами плетней принимается 0,50—1,00 м. По мере заиления плетни необходимо очищать. Дерновка, хотя бы и по защитному слою растительной земли, не предохраняет откосов мергелистых выемок от осыпания, т. к. проникающая через дерн поверхностная вода, смачивая поверхность мергелей, вызывает сползание дерна вместе с подсыпкой. В сухих глинистых выемках откосы должны дерноваться. Попадающая через трещины в откосы вода нарушает сцепление между частицами глины и делает ее весьма склонной к поверхностным сползаниям. Сплошная же дерновка по слою растительной земли является в таких условиях прекрасным средством защиты откосов. Независимо от свойств грунтов присутствие грунтовых вод в откосах всегда осложняет задачу исправного содержания выемки. Если грунт выемки однороден и вода в нем размещена равномерно, то для придания откосам устойчивости в большинстве случаев бывает достаточным устройство поверхностного дренажа. Наиболее простой и исправно действующей системой дренажей является устройство нормальных к длине выемки прорезей. Откосы прорезей должны сплошь одерновываться, а по дну прокладываются ивовые круглые фашины диаметром 0,10—0,20 м, пришиваемые к откосу ивовыми кольями (фиг. 8).

Указанного вида обделка откосов выемки имеет целью осушить поверхностный слой, благодаря чему он приобретает большую устойчивость. По отношению к лежащим ниже массам грунта, более насыщенным водой, а потому менее устойчивым, этот поверхностный слой исполняет роль подпорной стенки. Фашины, прорастая в грунт, укрепляют его своими корнями и связывают отдельные части в одно целое.

При большом обилии грунтовых вод указанный способ может оказаться недостаточным для надлежащего осушения грунта. В таких случаях рекомендуют делать более глубокие и частые прорези но откосу и заполнять их хорошо дренирующим материалом, например щебнем, крупным песком и пр.

При неоднородном грунте в выемке грунтовые воды выступают на откос только по водопроницаемым прослойкам. Если пласты грунта расположены наклонно в сторону выемки, то особую опасность представляют поверхности скольжения, которые образуются на глинистых или мергелистых слоях, смачиваемых вышележащими водоносными слоями. При неблагоприятных условиях масса земли, расположенная выше поверхности скольжения, может сплыть в выемку. Самой действительной мерой для предотвращения этого является устройство продольного дренажа за откосом с верховой стороны выемки, с тем, чтобы этот дренаж перехватывал грунтовые воды и отводил их за пределы выемки. Если потоки грунтовых вод особенно велики, то вместо дренажа приходится устраивать штольни. Обычный тип штольни из пропитанных пластин представлен на фиг. 9.

Для наиболее свободного выхода воды из штольни, а также для предотвращения проникания воды в грунт дно штольни бетонируется в виде лотка.

Особую осторожность необходимо соблюдать при устройстве кавальеров над откосами выемок, т. к. эти кавальеры до известной степени являются нагрузкой, уменьшающей устойчивость откосов; в мокрых выемках при длительной дождливой погоде это может послужить причиной серьезных сплывов откосов. В таких случаях исправление откоса не может считаться вполне надежным без соответствующей разгрузки его от кавальера. Нередко вследствие вырезки случайных сплывов на откосах верхнее ребро выемки чрезмерно приближается к кавальеру, и в таких случаях возникает опасность сплывов вследствие давления кавальера на откос. Здесь разгрузка выемки от кавальера становится безусловно необходимой. Особое внимание при этом д. б. обращено на правильный отвод воды с полосы между ребром выемки и кавальером. Если выемка пролегает по местности со значительным поперечным уклоном, то весьма важное значение получают исправность нагорной канавы и правильный сток воды по ней. Застой воды способствует прониканию ее в грунт, благодаря чему усиливаются потоки грунтовых вод и вредное влияние последних на откос выемки.

Для насыпей грунт берется из выемок или из резервов. И в том и в другом случае тело молодой насыпи составляется из разрыхленного грунта, способного в дальнейшем к уплотнению. По мере уплотнения грунта и насыпи высота последней будет постепенно уменьшаться, пока насыпь не сядет окончательно. Степень разрыхляемости грунтов при разработке различна. Для песчаных грунтов она м. б. принята 10—20%, для глин различной плотности – 20—35% от первоначального объема. Неизбежность осадки насыпей учитывается при постройке железнодорожного полотна т. о., что им придают по высоте и ширине несколько большие размеры, чем требуется по проекту. Для равномерной и правильной осадки необходимо употреблять по возможности однородный грунт и вести работу по всей ширине горизонтальными слоями с возможно плотной укаткой или утрамбовкой. Появление продольных трещин в молодых насыпях по откосам или на поверхности является указанием неравномерной осадки. Чтобы предупредить проникание в эти трещины воды, которая может нарушить сцепление частиц и послужить причиной раскола медленно и тщательно затрамбовываться. Если окончательно осевшая высокая насыпь обнаруживает просадку, нарушающую проектную линию пути, то выправление таких мест производят обычно посредством досыпки земляных бровок и подъемки пути на балласт (фиг. 10).

Необходимо во всех таких случаях применять на досыпку исключительно хорошо водопроницаемый грунт. В противном случае для поверхностной воды, проникающей в балласт, будет создана плотина, и задержанная вода будет скапливаться в насыпи, что неизбежно влечет за собой обвал насыпи. При этом обвал может произойти неожиданно, если скопление воды в теле насыпи не будет своевременно установлено. Признаками скопления в насыпи воды могут служить выпучивающиеся наружу откосы или появляющиеся зимой пучины. В смысле скопления воды в особенно неблагоприятных условиях находятся насыпи, расположенные через короткий нуль ниже глубокой мокрой выемки на сплошном с ней уклоне. В такие насыпи может поступать не только дождевая вода, выпадающая на поверхность самой насыпи, но также и та вода, которая стекает через нуль под балластным слоем по поверхности непроницаемого грунта. Во всех случаях, когда по наружным признакам или иным соображениям можно ожидать скопления воды в теле насыпи, д. б. немедленно произведено подробное обследование для установления истинной картины явлений, происходящих в насыпи.

Помимо качеств грунтов, примененных при сооружении насыпей, и их осадки, повреждение насыпей может обусловливаться свойствами оснований или грунтов, на которых они возведены. Сюда относятся осадка оснований и смачивание подошвы насыпей грунтовыми водами. Если насыпь значительной высоты расположена на легко сжимаемом основании (болото, синяя глина), то полотно под воздействием поездов будет претерпевать б. или м. значительные колебания по высоте. Эти перемещения будут неблагоприятно отражаться на сцеплении частиц грунта в теле насыпи и могут легко повести к трещинам и расслоению. Проникновение воды в эти трещины не замедлит проявить свое губительное влияние в сторону дальнейшего разрушения насыпи; в этом случае трещины в насыпи д. б. также немедленно затрамбованы грунтом, однородным с телом насыпи. При близости грунтовых вод к поверхности основания расположение на нем высокой насыпи может, благодаря сильному сжатию грунта основания, поднять уровень грунтовых вод настолько, что будет смачиваться подошва насыпи. При наклонной местности и грунтах, способных к образованию зеркала скольжения, при таких условиях может возникнуть стремление насыпи скользить по основанию. При появлении признаков такого скольжения наиболее надежным средством предохранить полотно от повреждения будет осушение основания посредством открытых канав или штолен. При значительных поперечных уклонах в тех же целях применяется устройство подпорных стенок с подгорной стороны.

Основным правилом ухода за насыпями является постоянное поддержание их как по очертанию, так и по роду укреплений в строгом соответствии с проектными данными. Конечно, земляное полотно, находящееся в нормальных условиях, требует меньше надзора, чем отдельные места его, проявившие уже признаки неустойчивости. В этом отношении особое внимание д. б. обращаемо на поддержание в исправности полотна, пролегающего по поймам рек, болотами, на горных участках.

 

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 8 — 1929 г.

 

Коренные американцы и заповедник — Природный заповедник Лейкшор — Западный Запад — Мэдисон

Пляж и береговая линия бухты Реймера на закате, Уильям Кронон.

  • Мощные символы живых традиций
  • Индийские курганы в UW-Madison
  • Часто задаваемые вопросы об Indian Mounds
  • Кто построил курганы?
  • Когда были построены курганы; и какие формы принимают курганы?
  • Что внутри курганов?
  • Как были построены курганы?
  • Где находятся курганы?
  • Почему индейцы перестали строить курганы?
  • Форма курганов – что это значит?
  • Как выбирались места для курганов?
  • Почему курганы были разрушены или изменены?
  • Защищены ли курганы от посягательств?
  • Группы курганов в том виде, в каком они выглядят сегодня — обследования местности
  • Узнать больше — отчеты об археологических исследованиях кампуса

Коренные американцы в районе Четырех озер

История заселения южных берегов озера Мендота людьми начинается более 12 000 лет назад — примерно в то время, когда с этой территории отступили последние ледники. Мы полагаем, что ранние люди мигрировали в эту область из-за преимуществ жизни вблизи озер и водных путей, которые обеспечивали удобные транспортные пути, а также обильную охоту и рыбалку. Возможно, их также привлекала красота пейзажа.

Наше понимание этого длинного периода человеческой истории все еще развивается и подвергается сомнению. Старые теории постоянно заменяются свежими идеями, основанными на новых открытиях. То, что мы думали, что знали о людях, которые жили здесь, и о том, как они взаимодействовали с окружающей средой, будет продолжать развиваться по мере того, как мы будем исследовать свидетельства, которые они оставили после себя.

Многие различные культурные традиции представлены в археологических данных этой области. Анализируя артефакты, оставленные этими древними людьми, например наконечники копий, керамику и каменные орудия, мы можем собрать воедино их историю. Мы можем начать отвечать на такие вопросы, как: Как они охотились? Как они хранили пищу? И какими могли быть их духовные практики?

Мощные символы живых традиций

Вы когда-нибудь проходили мимо этой гусиной насыпи, примыкающей к Береговой тропе и к северу от Нататориума, и даже не замечали ее? На этой фотографии курган был слегка обведен временным мелом, чтобы подчеркнуть его форму.

Университету Висконсин-Мэдисон особенно повезло, что прямо на территории кампуса находится множество мест, где до сих пор можно исследовать и изучать археологические памятники. Весь ландшафт кампуса может служить классной комнатой для изучения людей и существ, которые жили здесь в прошлом.

Это утверждение многих удивит. Мы не часто останавливаемся, чтобы рассмотреть возможность того, что все вокруг нас является свидетельством прошлых культур. Но если мы будем знать, куда смотреть и как читать ландшафт, то, возможно, мы сможем начать видеть некоторые из надписей, оставленных на ландшафте прошлыми обитателями этого места.

К сожалению, за последние 150 лет многие археологические памятники на территории кампуса были уничтожены сельскохозяйственной деятельностью и строительством зданий. Мы надеемся, что с помощью образования, информационно-разъяснительной работы и идентификации мест мы сможем сохранить оставшиеся археологические памятники на территории кампуса.

И, конечно же, индейский опыт в этой области относится не только к древнему прошлому. Индейские народы продолжали населять район Мэдисона на протяжении всего периода европейско-американского заселения. Сегодня Мэдисон является домом для многих коренных американцев, принадлежащих к разным племенам, для которых курганы и другие археологические особенности кампуса являются яркими символами живых традиций. Эти места по-прежнему остаются священными местами, заслуживающими уважения и почитания.

Изучение древнего прошлого в этой области — сложная тема. Мы рекомендуем вам просмотреть археологические отчеты, перечисленные в конце этой статьи, для более тщательного изучения археологии коренных американцев в районе Четырех озер. В частности, отчет за 2004 год, подготовленный сотрудниками Археологического центра Великих озер, предлагает прекрасный обзор множества различных традиций, которые когда-то процветали в этом регионе.

Археологи раскапывают квадратный метр в ходе исследования 2004 года в лесах Уиллоу-Крик. Фото Дэниела Эйнштейна. Острие снаряда, обнаруженное во время исследования 2004 года в лесах Уиллоу-Крик. Фото Дэниела Эйнштейна.

Индийские курганы в Мэдисоне

Несомненно, самым известным и наиболее заметным наследием прошлых коренных народов в Мэдисоне являются земляные курганы, которые широко разбросаны по территории кампуса, причем некоторые из наиболее известных расположены на берегу озера. Природный заповедник. Об этих местах написано много, но многое остается неясным.

В главном кампусе можно посетить четыре «существующих» (все еще видимых) группы курганов, все, кроме одного, расположены в пределах природного заповедника Лейкшор. Недавно эти группы курганов были обследованы и внесены в специальный каталог захоронений, который ведет Историческое общество Висконсина. Этикетка, связанная с каждым местом, включает номер, используемый в государственном реестре археологических памятников (ASI), который ведется Историческим обществом Висконсина. Обследование местности установило 25-футовый защитный буфер вокруг курганов.

Подробнее о нумерации ASI.

Группы холмов в главном кампусе, как они выглядят сегодня

Курганы Уиллоу-Драйв (DA119)

К востоку от Уиллоу-Крик, рядом с мостом, находятся четыре кургана. В группу входят три чучела (гусь, водяной дух и безымянный тип) и малая коническая форма. Гусиная насыпь хорошо видна с тропы на берегу озера. Посмотреть полноразмерную карту.

Группа холмов обсерватории (DA571)

Первоначально эта группа курганов состояла как минимум из шести курганов, но в настоящее время видны только два: птица и уникальный двухвостый водяной дух. Эти два сохранившихся кургана легко увидеть с тротуара к северу от Сельскохозяйственного зала. Сообщается, что при строительстве Сельскохозяйственного двора было разрушено не менее двух конусов. Кроме того, больше не видны черты водного духа и линейная насыпь на нижнем склоне Холма Обсерватории. Посмотреть полноразмерную карту.

Группа курганов Игл-Хайтс (DA130)

На вершине утеса в лесу Игл-Хайтс находятся три кургана: один полусферический и два линейных по форме. Вы можете увидеть курганы с тропы, которая окружает группу. Эта тропа была первоначально построена Джорджем Реймером и включена в сеть проезда вагонов, созданную Madison Park and Pleasure Drive Association. Посмотреть полноразмерную карту.

Группа курганов Пикник-Пойнт (DA121)

В эту группу входят шесть сохранившихся курганов — еще один курган был разрушен охотниками за реликвиями много лет назад. Группа из пяти курганов видна на полпути по главной тропе к оконечности Пикник-Пойнт. Если присмотреться, сразу к северу от тропы видны приподнятые конические и линейные формы. Посмотреть полноразмерную карту.

Группа курганов Пикник-Пойнт (DA121)

Шестой сохранившийся курган (обозначенный курганом № 7 на карте справа) представляет собой большую полусферическую форму, видимую справа от вас прямо перед тем, как вы достигнете Узких мест (куда уходит основная тропа). возле пляжа). Посмотреть полноразмерную карту.

Часто задаваемые вопросы об Indian Mounds

В этом кратком обзоре Джордж Кристиансен III отвечает на некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов. Джордж, профессиональный археолог и докторант Университета Вашингтона в Мэдисоне, является экспертом по археологическим раскопкам кампуса Университета Вашингтона в Мэдисоне. Как преподаватель антропологии и частый оратор, Джордж ответил на сотни вопросов об индейских курганах Висконсина.

Кто построил курганы?

На этот вопрос есть два ответа в зависимости от того, что именно спрашивается.

В общем, индийская устная традиция и археологические исследования подтвердили, что древние курганы, найденные по всему Висконсину, были построены индейцами. Хотя это может показаться здравым смыслом, не так давно некоторые люди считали, что курганы, найденные по всему Висконсину, были созданы исчезнувшей расой «строителей курганов», которые, как считалось, были кем-то из множества неиндейцев, включая «Десять потерянных колен Израиля», викинги, бритты, индусы и многие другие. Теперь мы знаем, что это ложь, а иногда и продукт расистских взглядов. После более чем 165 лет археологических исследований не было никаких доказательств того, что кто-то, кроме индейцев, построил курганы.

В определенном смысле многие люди хотят знать, какие исторически известные племена построили курганы. Ответить на этот вопрос гораздо труднее, потому что курганы строились в течение примерно 2500 лет, а курганы перестали строить почти за 200 лет до того, как европейцы-американцы начали спрашивать, кто мог их построить. На запросы антропологов к индейцам Висконсина в начале 20 века были даны частичные и противоречивые ответы, однако только Хо-Чанк и Айова вообще смогли предоставить какую-либо информацию. Последующие исследования антропологов, лингвистов, историков и археологов, по-видимому, указывают на то, что предки хо-чанков, жителей Айовы, дакоты, отоэса и миссури построили курганы в Висконсине и прилегающих районах. Это, конечно, предварительный ответ, ожидающий дальнейших исследований.

Когда были построены курганы; и какие формы принимают курганы?

В период от 350 до 2800 лет назад индейские народы Среднего Запада построили не менее 15 000 земляных насыпей самых разных форм и размеров. Наиболее часто встречаются полусферические (иногда называемые коническими), овальные (в форме яйца или овала) и линейные насыпи. Некоторые из наиболее впечатляющих курганов называются «курганами-чучелами» и были построены между 1000 и 1300 лет назад. Их называют курганами-чучелами, потому что они принимают форму узнаваемых животных, таких как птицы, медведи, водные духи, олени, черепахи, бобр, буйволы, псы и другие животные. Есть также несколько редких примеров курганов, построенных в человеческом обличии.

Что внутри курганов?

Курганы, вероятно, служили нескольким целям, но наиболее очевидным было их использование в качестве места захоронения. Большинство курганов содержат одно захоронение, хотя некоторые содержат много захоронений, обычно помещаемых в неглубокую яму. Обычно в кургане есть постройки, которые, по-видимому, служили целям, связанным с захоронением мертвых, хотя, каковы были эти точные цели, неизвестно. Строения могут включать выложенные камнем ямы, слои древесного угля, сгоревшую почву, пепел, а иногда и почву разного цвета из разных мест возле насыпи.

Артефакты редко встречаются в курганах Висконсина. Обычно предметы, найденные в курганах, состоят из предметов повседневного обихода, таких как наконечники снарядов и глиняная посуда.

Помните, что курганы являются охраняемыми законом местами захоронения. Пожалуйста, уважайте эти священные места.

Как были построены курганы?

Некоторые курганы были построены путем нагромождения и уплотнения земли на поверхности земли в желаемую форму. Другие курганы были построены на подготовленной поверхности земли. Позаботились о том, чтобы снять дерн в районе, где должна была быть построена насыпь. Еще другие курганы были вырыты в форме чучела, а затем засыпаны землей, так что половина кургана находилась под землей, а другая половина — над землей.

Курганы были построены самых разных форм и размеров. Самая большая известная полусферическая насыпь была построена в округе Ричленд, штат Висконсин, и имела диаметр около 200 футов. Рядом с этим курганом находился самый большой зарегистрированный курган с изображением птицы с размахом крыльев почти в четверть мили. К сожалению, и птица, и полусферическая насыпь уничтожены. Самый большой из сохранившихся курганов с изображением птиц расположен на территории Государственной больницы Мендоты на северной стороне озера Мендота в Мэдисоне с размахом крыльев 624 фута. Самые длинные зарегистрированные линейные насыпи были расположены вдоль озера Монона и имели длину 700 футов.

Где находятся курганы?

В общем смысле индейские курганы были построены на территории нынешних Соединенных Штатов. Однако наибольшая концентрация курганов-чучел находится на Верхнем Среднем Западе. Хотя некоторые чучела можно найти на юго-востоке Миннесоты, северо-востоке Айовы и северном Иллинойсе, большинство курганов чучел было построено в южном Висконсине. Археологические исследования показывают, что курганы не распределены по ландшафту равномерно, а скорее представляют собой скопления курганов и группы курганов. Кластеры, иногда называемые «суперкластерами», встречаются в районе Мэдисона, районе Мускода и районе Прери-дю-Шьен.

Курганы обычно располагаются на обрывах, гребнях, поймах и береговых линиях вблизи богатых ресурсами районов, способных поддерживать временные скопления больших групп людей. Некоторые курганы находятся рядом с важными природными объектами, такими как острова, болота, родники и пещеры.

Почему индейцы перестали строить курганы?

Где-то между 900 и 1000 лет назад люди, которые строили курганы-чучела, перестали это делать. Причины этого неясны, но, возможно, они были связаны с изменениями в том, как люди воспринимали свое место в обществе.

Курганы в целом, однако, продолжали возводиться и регулярно использоваться до середины 1600-х годов, когда индейские общества серьезно пострадали от торговли мехом и миграции индейских народов, перемещенных с востока. Возвращаясь к традиционным способам, есть несколько современных примеров строительства курганов среди индейцев Верхнего Среднего Запада как символа преемственности между прошлым и настоящим.

Форма холмов – что это значит?

С тех пор, как в 1838 году вниманию публики впервые были представлены курганы-чучела, возникли споры о том, что означают формы курганов. Несмотря на то, что линейные насыпи и полусферические насыпи не кажутся чучелами в общем смысле этого слова, они также были привлечены к дискуссии. Ричард Тейлор был первым, кто опубликовал отчет о курганах чучел в Висконсине. Он пришел к выводу, что курганы в форме животных представляют собой эмблемы кланов, которые некоторые индейские народы использовали для обозначения себя.

Клан — это социальная группа, имеющая одного общего предка. Племенные общества в Висконсине использовали клановую систему для структурирования своего общества. Например, принадлежность к клану определяет, кто на ком может жениться; какая группа людей отвечает за соблюдение племенных законов; как люди получают имена; и кто проводит определенные церемонии. Другими словами, он обеспечивает порядок и направление во многих социальных и политических условиях. Среди хо-чанков кланы носят имена животных, отсюда и предположение, что изображения земных животных могут представлять принадлежность умерших к определенному клану.

Совсем недавно археологи заметили, что существ, изображенных в виде чучел, можно разделить на три категории; животных, которые летают, тех, кто ходит по земле, и тех, кто связан с водой. Это важно, поскольку система верований многих индейских народов сосредоточена на разделении их мира на Верхний и Нижний миры. Птицы и летающие существа, такие как Буревестники, являются представителями Верхнего мира.

Нижний мир подразделяется на землю и воду, причем земля представлена ​​медведями, а вода водяными духами. Водяные духи представлены длиннохвостыми существами, которые иногда напоминают пантер или ящериц или обладают комбинацией черт, делающих их «составными» существами. Могло ли быть так, что птичьи курганы символизируют Верхний мир, а курганы медведя и пантеры символизируют Нижний мир?

Мы никогда не узнаем наверняка, но недавние исследования, посвященные распределению различных типов курганов, показывают, что птичьи курганы более распространены в западном Висконсине, чем в восточном. Кроме того, курганы пантеры или водяного духа чаще встречаются в восточном Висконсине. Если рассматривать географию западной части Висконсина, то в ней преобладают высокие обрывы, разделенные глубокими долинами. В определенном смысле обрывы и вершины холмов обеспечивают доступ к возвышенностям, которые можно ассоциировать с Верхним миром.

География восточной части штата известна множеством озер, болот и ручьев, которые можно интерпретировать как связанные с Нижним миром. Поскольку Верхний мир и Нижний мир являются просто частями одного и того же мира в индийском мировоззрении, они существуют в гармонии и равновесии. Это может объяснить, почему группы курганов, такие как группа курганов холма Обсерватории, включают представителей как Нижнего мира (курган в форме водяного духа), так и Верхнего мира (курган в форме птицы).

Возможно, что курганы являются символами членства в клане и мировоззрения тех, кто их построил. Также возможно, что насыпи представляют собой визуальные напоминания о групповой территории. Некоторые предположили, что курганы представляют собой маркеры на ландшафте определенных ресурсов окружающей среды. Чтобы усложнить этот вопрос, возможно, что значения форм изменились за период от 300 до 400 лет, когда строились курганы-чучела. Что касается линейных и полусферических курганов, то утверждалось, что они представляют собой изображения типа, который сегодня невозможно различить.

Наконец, некоторые люди могут возразить, что мы никогда не узнаем, что означает форма курганов, но, возможно, это не важно. Строители этих курганов приложили усилия, чтобы создать узнаваемые формы, и если мы никогда не можем быть уверены в том, что означают эти формы, мы можем, по крайней мере, согласиться с тем, что группы курганов представляют собой совершенно особые места на культурно созданном ландшафте, который был изменен и сформирован его человеческие жители в течение 12 000 лет.

Как выбирались места для курганов?

Кто-то может возразить, что ответ на этот вопрос могли дать только строители курганов. В каком-то смысле это верно, но мы все же можем задать вопрос и надеяться ответить на него, посмотрев, где расположены курганы и какое сходство имеют эти места друг с другом.

Всего в кампусе Университета Висконсин-Мэдисон (включая Дендрарий) присутствует или находилось 11 групп курганов. Когда мы посмотрим, где расположены курганы, мы обнаружим, что 8 из 11 групп находятся на вершинах хребтов, возвышающихся над озером Мендота или озером Вингра. Остальные 3 расположены в непосредственной близости от берегов озер или болот. Из этого краткого исследования кажется очевидным, что места насыпей были выбраны в первую очередь из-за их близости к источникам воды, поскольку все насыпи находятся у воды; во-вторых, на возвышенностях.

С возвышенностей открывался панорамный вид на окрестности. Хотя мы не можем судить о том, что эти виды значили для строителей курганов, мы можем сказать, что современные люди часто испытывают чувство благоговения и удивления, наслаждаясь эстетически приятным видом. Например, курганы, расположенные в лесу Игл-Хайтс, находятся на самом высоком естественном месте во всем районе Четырех озер. В то время как низкорослые кустарники и близко расположенные деревья в настоящее время препятствуют обзору озера, мы можем предположить, что в то время, когда были построены курганы, обзор был беспрепятственным.

Мы не можем с уверенностью ответить на вопрос, почему курганы были построены там, где они есть, но мы можем сказать, что люди разделяют определенное чувство эстетического удовольствия и что высокие места с неограниченным обзором обычно отводятся для особой деятельности, будь то для хоронить мертвых, заниматься духовностью или находить время, чтобы насладиться окружающим миром.

Почему курганы были разрушены или изменены?

К сожалению, большинство курганов, которые все еще были видны на местности во времена европейско-американского заселения, были разрушены или изменены по сравнению с их первоначальными формами. Многие курганы были распаханы или разрушены при строительстве зданий и дорог. Как ни странно, некоторые курганы были повреждены или изменены в ходе ранних археологических исследований.

Курганы, которые вы видите сегодня на курганах Уиллоу Драйв, являются хорошим примером того, как первоначальные очертания кургана могут принимать новые формы. Как видно на этом эскизе участка 1885 года (ниже), подготовленном Т.Х. Льюиса, археолога и исследователя курганов, есть четыре кургана.

Самая западная насыпь имеет форму птицы, которая, вероятно, представляет собой гуся с согнутыми крыльями. Номер 2 – круглая или полусферическая насыпь. Цифры 3 и 4 описывались как «проблемные» формы, но очевидно, что это какие-то чучела. Посмотреть карту в полном размере.

Чарльз Э. Браун, археолог и бывший директор Исторического общества штата Висконсин, 25 июня 1909 года составил карту той же самой группы курганов вместе с современными особенностями, связанными с курганами.

Как показывает карта Брауна, где-то между 1885 и 1909 годами вокруг чучела гуся был построен разворот для увеселительной поездки. Это движение уничтожило самое западное продолжение гуся (то есть «голову и шею»), а также самое южное «крыло». Хвост гуся также был изменен, а Курган 2, по-видимому, был почти полностью удален.

В 1935 году Браун раскопал гусиную насыпь, а в 1937 году возглавил бригаду Управления прогресса работ эпохи Великой депрессии (WPA) при раскопках двух так называемых «проблемных курганов-чучел» на востоке. Гусиный курган содержал единственное захоронение. Артефактов, связанных с захоронением, обнаружено не было. В Кургане 3 Браун и его команда обнаружили останки пяти человек. В Кургане 4 были обнаружены два захоронения.

Браун и команда WPA частично реконструировали гуся и два других чучела в их сегодняшнем виде. Однако ясно, что реконструкция основывалась не на заметках Льюиса, и первоначальные очертания курганов потеряны для нас навсегда.

Изменение Курганов Уиллоу-Драйв дает нам важный урок, когда мы пытаемся интерпретировать значение форм и направлений курганов: то, что мы видим на ландшафте сегодня, может не иметь ничего общего с тем, что построили первые строители курганов.

Защищены ли курганы от посягательств?

Jeff Miller/UW-Madison

Курганы считаются местами захоронения людей и охраняются на всех нефедеральных землях штата Законом штата Висконсин о сохранении мест захоронений (статистика штата Висконсин 157.70) и Законом штата Висконсин о полевой археологии (статистика штата Висконсин 44.47). ). На федеральных землях или землях племен места захоронений охраняются Законом об охране археологических ресурсов и Законом о защите могил коренных американцев и их репатриации.

Профессиональная этика в археологическом сообществе продолжает развиваться. Большинство археологов теперь утверждают, что курганы, которым не угрожает непосредственная опасность, должны быть оставлены нетронутыми для будущих поколений. Это позволяет применять еще не разработанные технологии, которые могут позволить лучше восстанавливать данные и, в конечном итоге, лучше интерпретировать прошлое.

Для проведения археологических исследований на общественных землях требуется специальное разрешение Исторического общества штата Висконсин. Сбор артефактов на государственной собственности без разрешения не допускается.

Узнайте больше!

Чтобы узнать больше об археологии штата Висконсин, посетите веб-страницу археологических программ и услуг Висконсинского исторического общества.

Чтобы узнать больше о курганах Висконсина, найдите эту книгу: Robert E. Birmingham and Leslie E. Eisenberg, Indian Mounds of Wisconsin, University of Wisconsin Press, 2000. Древнее прошлое UW-Madison:

Джордж Кристиансен III, «Археологические исследования в кампусе UW-Madison», июнь 2005 г., Центр археологических исследований Великих озер: проект 04.005. Это наиболее полный обзор археологических данных UW-Madison из когда-либо завершенных. Полевые исследования, проведенные для этого проекта в 2004 году, выявили 13 новых археологических памятников на территории заповедника. Этот отчет включает подробный обзор присутствия коренных американцев в Висконсине, начиная с послеледникового периода.

Джордж Кристиансен III, «Игл-Хайтс-Вудс, университетский городок Вашингтонского университета в Мэдисоне, округ Дейн, штат Висконсин: результаты археологического исследования фазы 1», ноябрь 2001 г. , Archaeological Research Inc. Reports of Investigations No. 78. В этом отчете описываются результаты археологических исследований. испытания в непосредственной близости от группы курганов на вершине Игл-Хайтс. Также включено подробное обсуждение общедоступных увеселительных поездок, построенных Джорджем Реймером в конце 1880-х годов для достижения группы курганов Игл-Хайтс.

Джордж Кристиансен III, «Пикник-Пойнт, университетский городок Вашингтонского университета в Мэдисоне, округ Дейн, штат Висконсин: результаты археологического исследования фазы 1», июль 2001 г., Archaeological Research Inc. Отчеты о расследованиях № 64. На Пикник-Пойнт есть шесть различных археологических памятников. полуострове, включая шесть сохранившихся курганов, что делает этот район одним из самых богатых археологических секторов в кампусе UW-Madison. В этом отчете подробно описаны результаты обширных тестовых съемок, проведенных в 2001 году, которые значительно расширили наше понимание жилищной деятельности в Пикник-Пойнт.

Эми Роузбро, «Регистрационная форма Национального реестра исторических мест — группа курганов холма обсерватории», 2003 г. Национальное значение двух сохранившихся курганов-чучел на склоне холма обсерватории DA 571 задокументировано в этой официальной заявке в Национальный регистр исторических памятников. Места. Служба национальных парков добавила это место в реестр в 2004 году. (7 МБ)

Эми Л. Роузбро, «Фаза I археологических исследований холма Мьюир, Университет Висконсин-Мэдисон, округ Дейн, Висконсин», 2003. Мэдисон, штат Висконсин. : Управление государственного археолога, Историческое общество Висконсина. В этом отчете задокументировано наличие археологических раскопок коренных американцев на холме Мьюир, DA1208.

Кеннет Карстенс и Линн Раш, «Результаты археологической разведки для экипажа Висконсинского университета, Мэдисон, штат Висконсин», Midwest Archaeological Consulting, Отчет об исследовании № 28. В рамках предварительного планирования размещения нового здания экипажа, разведывательные археологические исследования (этап I) были проведены в лесу Уиллоу-Крик в 1995 году. Исследование выявило обширные нетронутые археологические объекты. Дополнительные изыскательские работы (этап II) на этом участке в 2004 г. подтвердили значимость этого места и определили, что это место может быть включено в Национальный реестр исторических мест.

Чарльз Э. Браун, «Доисторические индейские памятники на территории университета». Журнал выпускников Висконсина. 15.9 (июнь 1914 г.): 383–389. Чарльз Э. Браун, неутомимый сторонник сохранения и изучения индейских курганов, дает обзор этих особенностей в кампусе Университета Висконсин-Мэдисон. (2 Мб)

Змеиный курган — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

настроить фильтр

Предварительные списки
Змеиный курган

Дата подачи: 30.01.2008

Критерии: (i)(iii)(iv)

Категория:
Культурный

Представлено:
Министерство внутренних дел США

Штат, провинция или регион:
Огайо

Координаты: N391 27. 084 W83 25 47.435

Код: 5248

Экспорт

Файл Word .doc

Отказ от ответственности

Предварительные списки государств-участников публикуются Центром всемирного наследия на своем веб-сайте и/или в рабочих документах в целях обеспечения прозрачности, доступа к информации и облегчения согласования Предварительных списков на региональном и тематическом уровнях.

Исключительная ответственность за содержание каждого Предварительного списка лежит на соответствующем государстве-участнике. Публикация Предварительных списков не означает выражения какого-либо мнения Комитета всемирного наследия, Центра всемирного наследия или Секретариата ЮНЕСКО относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района или их границ.

Названия объектов перечислены на том языке, на котором они были представлены государством-участником.

Описание

Змеиный курган в округе Адамс является крупнейшим задокументированным сохранившимся образцом доисторического кургана-чучела в мире. Это извилистая земляная насыпь длиной 411 метров, включая овальную насыпь на одном конце, которая по-разному интерпретировалась как глаз змеи, часть ее головы или второстепенный объект, например яйцо, захваченное змеей раскрытой пастью. Высота чучела составляет от 1,2 до 1,5 метра, а ширина — от 6 до 7,6 метра. Радиоуглеродные даты, полученные из образцов чучела, в сочетании со стилистическим анализом иконографии указывают на то, что Змеиный курган был построен древней культурой форта примерно в 1120 году нашей эры. В этом государственном мемориале также сохранились три кургана коренных американцев, а также свидетельства существования современных поселений.

Оправдание выдающейся универсальной ценности

Этот монументальный геоглиф воплощает в себе фундаментальные космологические принципы коренной культуры древних американских индейцев. Змеиный курган представляет собой вершину доисторического строительства курганов-чучел в мире и является частью традиции строительства курганов-чучел среди некоторых культур американских индейцев нынешних восточных Соединенных Штатов. Его удивительно натуралистическое качество делает его сразу узнаваемым как изображение змеи, а форма также астрономически выровнена, чтобы отметить смену времен года. Великий Змей был источником огромной духовной силы, которую широко распространенная доколумбовая культура могла использовать для помощи в охоте и лечении болезней.

Заявления о подлинности и/или целостности

Хотя Змеиный курган был несколько разрушен земледелием и грабежами 19-го века, он был тщательно восстановлен и защищен, начиная с 1887 года. Были проведены лишь ограниченные археологические раскопки, и то, что осталось, имеет высокую степень достоверности.

Сравнение с другими подобными объектами

Геоглифы в виде курганов изображений животных или людей или инталий появляются по всему миру. Линии и геоглифы Наска и Пампас-де-Хумана (в Перу) — единственный подобный объект, внесенный в настоящее время в Список всемирного наследия. Другие примеры включают Уффингтонскую лошадь (Великобритания), гиганта Керн-Аббаса (Великобритания), Змеиный курган в Лох-Нелле (Великобритания), Змеиный курган на озере Райс (Калифорния), Национальный памятник Effigy Mounds (Айова) и Blythe Intaglios.