Основание дороги: Конструкция дорожной одежды

Содержание

Технология строительства дорог, материалы

Главное требование к автомобильной дороге – чтобы она была ровной, гладкой, без трещин и выбоин. Практически все вновь уложенные шоссе именно так и выглядят. Насколько долго сохранится их первозданный вид, зависит от особенностей местности и материалов, которые использовали при строительстве.

Чтобы дорога дольше оставалась в идеальном состоянии, нужно правильно подобрать материалы

Подальше от воды

Влага – естественный враг любой автотрассы. Она разрушает основание дорожной конструкции и, замерзая в микротрещинах, разрывает покрытие. Поэтому при проектировании обязательно учитывают уровень грунтовых вод. Конечно, можно построить надежную магистраль и в болоте, но там нужны особые технологии и соответствующие материалы.

Хотя и в обычных природно-климатических условиях есть ограничения: при повышенной влажности не рекомендуется использовать в строительстве дорог такие материалы, как пылеватый песок, мелкая супесь, пылеватый суглинок. Эти виды грунта можно применять только в сухих местах, поскольку в увлажненном состоянии они значительно снижают несущую способность дорожного полотна и провоцируют его деформацию.

Дорожный пирог

Согласно технологии строительства, дорога представляет собой своеобразный пирог из нескольких слоев, у каждого из которых своя задача.

Слой из грунта

Самый нижний слой – грунт. Он – основа, на которой лежит вся конструкция, от его надежности и устойчивости зависит срок службы дороги и ее состояние.

Грунт для дорожной насыпи должен отвечать природно-климатическим условиям местности

Грунты можно разделить на две большие группы:

  • несвязные (сыпучие) – песчаный (размер частицы 0,05–2 мм), гравийный (размер частицы более 2 мм), каменистый;
  • связные – глинистый (с размером частицы менее 0,05 мм).

Лучше всего для возведения дорожной насыпи использовать грунты, которые не изменяются под воздействием природных факторов, сохраняют стабильность при промерзании, оттаивании. В перечень подходящих для дорожного строительства входят следующие виды грунта:

  • Крупные супеси, дренирующий песок, гравий, крупнообломочные и скальные грунты. Их можно использовать практически без ограничений при любых природно-климатических условиях.
  • Легкие супеси, пылеватые и недренирующие пески – ограниченно пригодны, используют в сухих местах.
  • Глины – допустимы, если их влажность не превышает установленной нормы. Не рекомендуется применять глинистые грунты, если основание и тело насыпи находятся в увлажненном состоянии.

Не используют для организации дорог слишком влажные и избыточно засоленные глины, ил, торф, верхний почвенный слой с большим количеством корней растений.

Японцы нашли способ избавлять дороги от снега, не занимаясь их очисткой. Они прокладывают под автотрассами трубы, по которым циркулирует горячая вода. Ее температуры хватает, чтобы растопить снег и не дать образоваться льду.

Песчаная подушка

Этот слой из песка укладывают на грунт. У него несколько функций, самые важные – дренирующая и амортизационная. Песчаная подушка смягчает воздействие автотранспорта на дорожное полотно и увеличивает срок его службы. Ее толщина 15–20 см.

Чтобы повысить прочность конструкции, под песчаный слой и на него можно уложить георешетку – она не даст смешаться песку и щебню и увеличит время службы дороги.

Слой песка в основании дорожного пирога

Слои из щебня

Основной несущий слой в дорожном пироге состоит из щебня. Его толщина и фракция материала зависят от типа дороги и нагрузки на нее. Как правило, при строительстве автотрасс укладывают три слоя щебня:

  • нижний – из камня с фракцией 40–70 мм, он выполняет дренажную функцию;
  • средний – с фракцией 20–40 мм, его задача – равномерное распределение нагрузки на дорожную конструкцию;
  • верхний – из зерна с фракцией 5–20 мм, также играет свою роль при распределении нагрузки и хорошо подходит под асфальт.

Каждый слой тщательно трамбуют, общая толщина подушки из щебня должна достигать 35–40 см.

Укладка щебня – один из важных этапов дорожного строительства

Дорожное покрытие – асфальт или цементобетон?

Подготовленное основание дороги обычно проливают битумной смесью. Завершающий этап – укладка финишного покрытия. Его толщина и характеристики зависят от нагрузки на дорогу. Чем качественнее покрытие, тем дольше будет служить проезжая часть.

Чаще всего для финишного покрытия используют асфальт, для дорог с интенсивной эксплуатацией и высокой нагрузкой выбирают цементобетон.

Асфальт

Технология укладки асфальтобетонного покрытия давно и хорошо отработана. Существует несколько видов асфальта:

  • холодный – для ямочного ремонта;
  • горячий – для капитального ремонта и строительства дорог;
  • литой – обладает повышенной текучестью, сам распределяется по поверхности и не требует укладки;
  • цветной – с включением красящего пигмента, применяют для велодорожек и других покрытий специализированного назначения;
  • резиновый – с добавками из резины, что повышает его долговечность и стоимость;
  • пластиковый – содержит до 20 процентов добавок из пластика, что значительно снижает его цену.

Финишное покрытие дороги из асфальта

Дорога должна ремонтировать себя сама – решили нидерландские ученые и разработали асфальт с токопроводящими волокнами. Проходящий по ним ток разогревает и плавит битум, который склеивает трещины и ликвидирует другие повреждения покрытия.

Основные составляющие асфальтобетонной смеси: битум, песок, щебень (или гравий), минеральный порошок. Их соотношение и фракции подбираются в зависимости от типа дороги и интенсивности ее эксплуатации.

Цементобетон

Этот материал давно используют в дорожном строительстве на Западе, и показал он себя настолько хорошо, что начинает все активнее применяться для устройства автомагистралей и в нашей стране.

У цементобетонных дорог есть недостаток – они дороже асфальтовых. Но зато намного долговечнее, меньше подвержены разрушению, хорошо переносят повышенные температуры, устойчивы к истиранию и действию химических веществ. К тому же первого ремонта такая дорога потребует не раньше чем через 10 лет – а это значительное преимущество.

Технология строительства цементобетонной дороги тоже хорошо отработана. Смесь для укладки делают из дорожного цемента и заливают в опалубку, установленную на подготовленном основании. Для большей прочности в толщу цементобетона закладывается армирующая сетка. Одно из обязательных условий – нарезка продольных и поперечных температурных швов, которые позволят материалу дороги реагировать на температурные воздействия, не разрушаясь.

Укладка цементобетонного дорожного полотна

Конечно, цементобетон не вытеснит асфальт с наших дорог. Каждый материал будет использоваться в соответствии с его особенностями и требованиями к дорожному полотну. Главное и в том и в другом случае – соблюдать технологии строительства дороги и использовать качественные материалы.

Подготовка оснований для дорог, дорожных покрытий и мощения

Этот этап обязателен и очень важен и при ручной, и при механизированной укладке. Мощение плиткой нужно начинать с разметки согласно проекту благоустройства участка. Намечаются места прокладывания дорожек и места, где будет производиться монтаж водоотводов. Эти каналы необходимы для того, чтобы талая вода и осадки попадали в грунт как можно дальше от фундамента строений и самой кладки. При разметке водоотводов предполагаются их уклоны: продольного, поперечного и продольно-поперечного типа.

Заказать земляные работы +7 (963) 644-7060

Отправьте техзадание на расчет или фотографии [email protected]

Устройство бетонного основания

Самым важным элементом любой постройки является его основание. От него напрямую зависит то, насколько ровно и надежно будет стоять …

Дополнительно

Устройство грунтового основания

Основание – важнейший элемент любой постройки, отвечающий за её долговечность и прочность. От прочной опоры зависит не только то, возможно …

Дополнительно

Устройство дорожного основания

Одним из самых важных элементов дороги является её основание. От него зависит многое: качество дорожного полотна, его прочность, долговечность …

Дополнительно

Устройство основания дороги

Дорога из асфальта, как и большинство других построек, не может быть расположена на простой, неподготовленной земле. Для того, чтобы …

Дополнительно

Устройство основания из песка

Основание – важная часть любой постройки, будь то дорога, дом, промышленный комплекс или декоративный элемент ландшафта. Именно от …

Дополнительно

Устройство основания фундамента

Фундамент – самая важная часть абсолютно любой тяжелой постройки независимо от её типа, конструкции, назначения или внешнего вида. …

Дополнительно

Устройство основания тротуара

Предлагаем услугу «Облицовка камнем», которая позволяет получить крайне выразительное архитектурное решение, отличающееся богатством …

Дополнительно

Строительство основания дороги

Компания blagoystroystvo организует и произведет ремонт дорожного полотна как ямочный, так и капитальный, укладку асфальта площадок, укладка …

Дополнительно

Устройство площадок

Вы начинаете строительство, а может быть, вам нужно место для хранения материалов или контейнеров? Тогда Вам не обойтись без устройства …

Дополнительно

Устройство дорог

Строительство любых объектов на территории, удаленной от магистралей и любых коммуникаций, требует в первую очередь обеспечения подъезда …

Дополнительно

Подготовка участка к мощению

Вы хотите сделать дачный участок не только красивым, но и удобным? Грамотная проектировка дорожек, площадок и отмостков на участке — …

Дополнительно

Устройство подушки

Экономичная разработка котлованов в Москве и Московской области
С тем, что стройка дома – это невероятно сложный процесс, согласится …

Дополнительно

Устройство выравнивающего слоя

Обеспечить необходимую шероховатость дорожного покрытия и, как следствие, лучшее сцепление шин автомобилей с поверхностью дороги …

Дополнительно

Устройство естественного основания

Ни для кого не секрет, что для возведения любой постройки нужна прочная опора. Как правило, она многослойна и формируется на основе фундамента …

Дополнительно

Устройство бетонных покрытий

Бетонные площадки – весьма распространенный элемент ландшафта, сочетающий в себе универсальность и высокую прочность. Площадка из …

Дополнительно

Устройство основания траншеи

Траншея – элемент ландшафта в виде длинной узкой ямы, использующаяся как для прокладки различных коммуникаций под землей, так и для …

Дополнительно

Устройство подстилающего слоя

Применение песка Песок является неотъемлемым компонентом в ряде направлений человеческой деятельности. Без него нельзя произвести …

Дополнительно

Устройство щебеночного основания

Цифры 40-70 обозначают минимальные и максимальные размеры щебня в данной группе. Щебень 40-70 считается самой крупной фракцией.
[siteorigin_widget …

Дополнительно

Следующий этап – это снятие верхнего слоя грунта. Земля снимается лопатой. В местах интенсивного использования глубина снятья грунта может быть до 50 см. Но под дорожками на участке можно снимать всего 15 — 20 см. После этого грунт нужно разровнять (использовать деревянную швабру или грабли), намочить и по возможности утрамбовать.

  1. Первый слой подушки под мощение камнем или плиткой – это щебень. У гаража он должен укладываться слоем в 10 – 15 см. Необходимо также подсыпать с запасом, на утрамбовку. Эту технологическую операцию лучше всего выполнять виброрейкой, с проходом не меньше 10 раз по одному и тому же месту. После насыпания первого слоя подушки нужно выполнить боковую окантовку дорожки или площадки.
  2. Второй слой засыпается отсевом на глубину 7 см, плюс немного на утрамбовку, которая производится тем же способом.
  3. Последний слой – песчаный. Его утрамбовывать не нужно. Насыпанный слой должен быть толщиной не меньше 1 см. Поверхность должна быть разровнена.

Окантовка тротуарного полотна на участке

Мощение природным камнем или тротуарной плиткой предполагает установку бордюров (окантовку). Без этого срок службы дорожного покрытия будет коротким. Бордюры устанавливаются после засыпки щебня на фундамент из бетона. Ширина бетонного основания должна быть мощным, около 20 см. Бордюр должен быть установлен надежно, и его верхний край должен располагаться выше «подушки» на 15 см.

Технологии укладки

Самая простая схема, по которой можно выполнять мощение дорог, — это ручная укладка рядами. Она выполняется очень плотно, и каждый ряд пристукивается резиновым молотком. Уровень кладки и то, насколько ровным получается ряд , можно контролировать с помощью обычной натянутой нити. Укладку нужно выполнять от края к месту водоотвода, обеспечивая небольшой уклон (достаточно 1 или 2 градуса). Если плитка не ложится ровно на основание, то нужно досыпать песка и подровнять. Раскрой плиток выполняется по необходимости болгаркой.

Если вы желаете выложить розетку, раппопорт или иначе разнообразить мощение природным камнем или плиткой, то нужно предварительно получить некоторый навык. Технология укладки по сложной схеме мало отличается от предыдущей. А результат определяется только умением мастера. Детали плотно укладываются согласно схеме и простукиваются молотком из плотной резины. Если схема содержит закругления, то нужно следить, чтобы зазор между плитками не был больше 8 мм. Необходимо также соблюдать уклон до 2 градусов в сторону водоотвода, который обычно выполняется в клумбу или водосточный колодец.

Статьи о земляных работах

Работаем по всей России

Отправить заявку

Дорожная база — Живая земля

Дорожная база — Живая земля

Места и часы