Организация работы по охране труда в хозяйстве: ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ \ КонсультантПлюс

Правила по охране труда работников в сельском хозяйстве

Сельское хозяйство входит в список отраслей, характеризующихся наиболее высокими рисками для работников. Поэтому управление охраной труда в сельском хозяйстве получает особое значение. Однако достаточного уровня безопасности персонала при выполнении должностных обязанностей невозможно достичь, если усилия в этом направлении осуществляет только одна сторона: выполнять действующие требования обязаны как работники, так и работодатели.

Высокий
уровень производственного травматизма и появления профзаболеваний у работников
сельскохозяйственной сферы  связан с тем, что на них влияет множество
опасных факторов. Их можно разделить на следующие группы:

  • факторы, связанные с работой машин и механизмов. Даже используя исправное оборудование, работник рискует получить случайное повреждение из-за контакта с движущимися частями техники или, например, падения предметов, вызванного работой сельскохозяйственной машины. Такие риски многократно повышаются в случае эксплуатации неисправной техники – а это тоже случается, так как объем свободных средств у аграрных предприятий часто бывает недостаточным для обслуживания и ремонта оборудования;
  • негативные природные и климатические факторы. Эти работы часто выполняются на открытом воздухе, где сотрудник подвергается воздействию высоких температур, повышенной влажности и проч.;
  • необходимость контакта с опасными химикатами, которые используются в сельском хозяйстве в качестве удобрений, инсектицидов и т.д.;
  • риск инфицирования опасными заболеваниями при контакте с нездоровыми животными;
  • высокий уровень тяжести и напряженности труда, обусловленный специфическим характером сельскохозяйственных работ, в том числе их сезонностью;
  • другие факторы.

Перечисленные вредоносные факторы производственной среды, характерные для сельского хозяйства, имеют объективную природу. Однако это – далеко не полный список потенциальных угроз, которые воздействуют на работника. Не меньшее, а подчас и большее значение имеют факторы, имеющие антропогенный характер, когда работник или работодатель нарушают действующие правила по охране труда в сельском хозяйстве. Это усугубляет негативное воздействие на персонал и ставит под угрозу его жизнь и здоровье.

Требования охраны труда в сельском хозяйстве

Для
минимизации такого негативного воздействия в законодательстве уделено особое
внимание профилактике производственного травматизма и профзаболеваний в
аграрном секторе. Конечно, общие вопросы организации безопасного труда в
отрасли, как и в других сферах, регулируются положениями Трудового кодекса.
Однако для сельского хозяйства разработаны дополнительные нормативные акты,
которые учитывают специфику аграрного труда. Основным из них становится приказ
Минтруда от 27 октября 2020 года N 746н «Об утверждении Правил по охране труда
в сельском хозяйстве».

Этот
правовой акт устанавливает целый ряд нормативов, обеспечивающих безопасность
работы персонала в сельскохозяйственном секторе. Охрана труда в сельском
хозяйстве в 2022 году включает следующие направления:

  • требования к организации рабочего процесса, территории и рабочих мест, а также требования к оборудованию. Выполнение этих требований должно находиться под контролем работодателя;
  • требования к работникам;
  • дополнительные требования при выполнении отдельных видов работ.

Требования к организации рабочего процесса со стороны работодателя

Для
минимизации возможного вреда, причиняемого работникам воздействием негативных
факторов, работодатель обязан приложить все усилия для повышения уровня автоматизации
и механизации рабочих процессов, а также по возможности исключить
взаимодействие работников с машинами, механизмами, опасными химическими
веществами и прочими угрозами. Допускать к работе разрешается только
сотрудников, прошедших специальную подготовку, при условии наличия подтверждающих
документов. Для проведения работ с повышенным уровнем опасности необходимо
организовать систему выдачи нарядов-допусков.

Работникам,
которые в силу должностных обязанностей вступают в контакт с машинами,
химическими веществами и проч., представляющими угрозу их здоровью, должны быть
предоставлены средства индивидуальной и коллективной защиты за счет
работодателя. Оборудование, предоставляемое работодателем для работы, должно
быть исправно; важно, чтобы оно своевременно проходило техническое обслуживание
и предупредительный ремонт, предусмотренный производителем.

Также работодатель должен обеспечить для персонала рациональное сочетание режимов труда и отдыха. По своей инициативе он может вводить на предприятии дополнительные нормативы в области охраны труда персонала, если они не противоречат требованиям действующего законодательства.

Требования к работникам

Работники
обязаны выполнять действующие требования, которые предполагает охрана труда на
предприятии сельского хозяйства. В частности, им в обязанность вменяется:

  • своевременное прохождение обучения по безопасности работ в соответствии с графиком, утвержденным работодателем;
  • выполнение должностных инструкций, в том числе в части организации работ и эксплуатации оборудования;
  • правильное использование индивидуальных и коллективных защитных средств;
  • информирование непосредственного руководителя о любых нештатных ситуациях в ходе работы.

Соблюдение
этих требований существенно повышает уровень безопасности работников сельского
хозяйства.

Курс обучения Охрана труда в сельском хозяйстве, животноводстве


Учебный курс Охрана труда в сельском хозяйстве, животноводстве предназначен для проверки знаний и обучения персонала, работников организации и руководящих сотрудников актуальным правилам безопасности и требованиям охраны труда, предъявляемым к производственным территориям (производственным помещениям, площадкам и участкам производства сельскохозяйственных работ) и организации рабочих мест, при организации проведения сельскохозяйственных работ (производственных процессов), при проведении послеуборочной обработки продукции растениеводства, предупреждения аварийности и травматизма, организации безопасного производства работ.


Количество часов: 40.


Варианты: обучение.
Форма: очная, заочная (дистанционная).


Категория слушателей

  • руководящие работники; руководители структурных подразделений; управленческий персонал и специалисты.


Выдаваемый документ

  • удостоверение о проверке знаний, выписка из протокола.


Учебный план










































№ п/п


Наименование разделов и тем


Часы


(40)


Раздел 1. Основы охраны труда





12


1.1


Трудовая деятельность человека


0,5


1.2


Основные принципы обеспечения безопасности труда


2


1. 3


Основные принципы обеспечения охраны труда


0,5


1.4


Основные положения трудового права


2


1.5


Правовые основы охраны труда


1


1.6


Государственное регулирование в сфере охраны труда


1


1.7


Государственные нормативные требования по охране труда


2


1. 8


Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка


1


1.9


Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда


2


Раздел 2. Основы управления охраной труда в организации





10


2.1


Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда


1


2. 2


Управление внутренней мотивацией работников на безопасный труд и соблюдение требований охраны труда


0,5


2.3


Организация системы управления охраной труда


2


2.4


Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда. Организация общественного контроля


0,5


2.5


Аттестация рабочих мест по условиям труда


1


2. 6


Разработка инструкций по охране труда


1


2.7


Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций


1


2.8


Предоставление компенсаций за условия труда; обеспечение работников средствами индивидуальной зашиты


2


2.9


Основы предупреждения профессиональной заболеваемости


0,5


2. 10


Документация и отчетность по охране труда


0,25


2.11


Сертификация работ по охране труда в организациях


0,25


Раздел 3. Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности





4


3.1


Основы предупреждения производственного травматизма


1


3. 2


Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (производственным помещениям, площадкам и участкам производства сельскохозяйственных работ) и организации рабочих мест


0,25


3.3


Требования охраны труда при организации проведения сельскохозяйственных работ (производственных процессов)


0,25


3.4


Требования охраны труда при проведении послеуборочной обработки продукции растениеводства


0,25


3.5


Требования охраны труда при разведении и содержании сельскохозяйственных животных и птицы, производстве и первичной переработке продукции животноводства и птицеводства


1


3. 6


Обеспечение электробезопасности


0,5


3.7


Обеспечение пожарной безопасности


0,25


3.8


Обеспечение безопасности работников в аварийных ситуациях


0,5


Раздел 4. Социальная защита пострадавших на производстве





6


4.1


Общие правовые принципы возмещения причиненного вреда


1


4. 2


Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний


1


4.3


Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве


2


4.4


Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний


1


4.5


Оказание первой помощи пострадавшим на производстве


1


5.





Консультации, самоподготовка, тестирование (экзамен)





8


ИТОГО


40

Трудовые стандарты и глобальная торговля

Из всех споров, связанных с глобализацией, один из самых спорных касается торговли и прав рабочих.

Сторонники прав рабочих утверждают, что торговые страны должны соблюдать строгие трудовые стандарты, и предлагают два совершенно разных обоснования своей точки зрения. Первый — это моральный аргумент, предпосылка которого состоит в том, что многие трудовые нормы, такие как свобода ассоциации и запрет на принудительный труд, защищают основные права человека. Иностранные государства, желающие получить свободный доступ к крупнейшим и богатейшим рынкам мира, должны соблюдать основные человеческие ценности, включая трудовые права. Короче говоря, соблазн доступа к рынкам США и Европейского союза следует использовать для расширения сферы прав человека.

Ключевым соображением здесь является эффективность политики трудовых стандартов. Улучшат ли они права человека среди потенциальных торговых партнеров? Или они замедлят продвижение к правам человека, удерживая политически бессильных рабочих в нищете? Некоторые страны, в том числе Китай, могут отклонить привлекательные в других отношениях торговые сделки, содержащие обязательные к исполнению трудовые нормы. Настаивая на жестких трудовых стандартах, богатые демократии могли претендовать на моральное превосходство. Но им, возможно, придется отказаться от торгового пакта, который мог бы помочь их собственным производителям и потребителям, повысив при этом доходы и политическую власть обедневших китайских рабочих.

Второй аргумент в пользу строгих трудовых норм делает упор не на благополучие бедных рабочих, а на простой экономический интерес. Торговый партнер, который не в состоянии обеспечить базовые меры защиты своих работников, может получить незаслуженное торговое преимущество, повысив свою рыночную конкурентоспособность по сравнению со странами с более сильными трудовыми гарантиями. Включение трудовых норм в торговые сделки может побудить страны в зоне свободной торговли поддерживать защиту работников, а не отказываться от них в гонке уступок. Если каждая страна должна соблюдать общий набор минимальных стандартов, страны-члены могут предлагать и обеспечивать защиту работников на более близком к оптимальному уровне. Этот второй аргумент, в отличие от первого, можно оценить с помощью экономической теории и фактических данных.

Связанные книги

Для оценки этих аргументов необходимо ответить на три вопроса. Во-первых, какие трудовые нормы важны для торговли и внешней политики США? Во-вторых, как обеспечить соблюдение трудовых норм после переговоров? Наконец, имеет ли смысл настаивать на том, чтобы наши торговые партнеры придерживались общего набора основных трудовых стандартов? И если да, то каких стандартов?

Какие трудовые нормы имеют наибольшее значение?

Хотя международное сообщество в целом согласно с необходимостью соблюдения трудовых норм, согласие не распространяется на то, какими должны быть эти стандарты. Принудительный труд и рабство почти повсеместно считаются отвратительными, но другие трудовые гарантии, считающиеся жизненно важными в самых богатых странах мира, широко не соблюдаются в других странах.

Международная организация труда, созданная в соответствии с Версальским договором после Первой мировой войны, опубликовала трудовые нормы в десятках областей, но определила восемь основных основных норм (см. вставку на стр. 13), большинство из которых относятся к основным человеческим права. Из 175 стран-членов МОТ подавляющее большинство ратифицировало большинство из восьми стандартов. Более 150 ратифицировали четыре статьи, касающиеся принудительного труда и дискриминации в области занятости и заработной платы. Вашингтон ратифицировал всего два стандарта, один об отмене принудительного труда, а другой об упразднении наихудших форм детского труда, что ставит США в один ряд с восемью другими странами-членами МОТ, включая Китай, Мьянму и Оман.

Многие сторонники трудовых норм расширили бы основной список мер защиты МОТ, включив в него безопасность на рабочем месте, условия труда и заработную плату. Закон США о торговле 1974 г. определяет «международно признанные права работников» и включает «приемлемые условия труда в отношении минимальной заработной платы, продолжительности рабочего дня, а также техники безопасности и гигиены труда». Мичиганский университет, например, обязывает производителей товаров с его символикой соблюдать основные стандарты МОТ, а также требует от них платить минимальную заработную плату и обеспечивать «безопасную и здоровую рабочую среду».

Трудовые стандарты, которые могут быть охвачены торговым соглашением, относятся к континууму от тех, которые сосредоточены на основных правах человека, до тех, которые подчеркивают условия труда и оплату. В целом аргументы в пользу первого более убедительны. Настаивание на том, чтобы другие страны уважали право рабочих на свободу ассоциации, отражает наше моральное мнение о том, что это право имеет основополагающее значение для человеческого достоинства. Рабочие также могут иметь «право» на безопасное и здоровое рабочее место, но это право достигается за счет эффективности производства. Настаивать на том, чтобы другие страны приняли американские стандарты безопасного и здорового рабочего места, означает, что они также должны принять наш взгляд на разумный компромисс между здоровьем и безопасностью, с одной стороны, и эффективностью производства, с другой.

Обеспечение соблюдения трудовых норм: статус-кво

Основным глобальным учреждением, обеспечивающим соблюдение трудовых норм, сегодня является МОТ, которая регулярно и периодически отчитывается о шагах, предпринимаемых каждой страной для внедрения ратифицированных ею стандартов. Если подаются жалобы, МОТ расследует предполагаемое нарушение и публикует свои выводы. Даже если страна-член не ратифицировала конвенции о свободе ассоциации, МОТ может расследовать предполагаемые нарушения этих конвенций. Однако МОТ не может санкционировать ответные торговые меры или санкции. Вместо этого он оказывает техническую помощь странам-членам в приведении в соответствие их трудового законодательства и правоприменительных процедур.

Несмотря на то, что работа МОТ была отмечена Нобелевской премией мира, многие сторонники профсоюзов скептически относятся к тому, что она может защитить рабочих с помощью существующих инструментов правоприменения, поскольку они предусматривают незначительное наказание, кроме плохой рекламы.

Вкладывая зубы в обеспечение соблюдения стандартов

Защитники труда выступают за укрепление соблюдения путем расширения роли Всемирной торговой организации или использования двусторонних торговых соглашений.

Правила ВТО не применяются к трудовым нормам; они регулируют обращение членов с товарами, услугами и интеллектуальной собственностью других стран-членов. В этих областях ВТО разработала сложные процедуры урегулирования споров для расследования жалоб. Если комиссия ВТО обнаружит, что страна-член нарушила правила ВТО, она может позволить стране, подавшей жалобу, принять ответные меры.

На министерском совещании ВТО в 1996 г. развивающиеся страны решительно сопротивлялись попыткам разрешить ВТО обеспечивать соблюдение трудовых норм, и совещание завершилось подтверждением роли МОТ в определении и применении трудовых норм. Точно так же, когда президент Клинтон и некоторые лидеры ЕС попытались включить права рабочих в следующий раунд многосторонних торговых переговоров на министерской встрече ВТО в Сиэтле в 1999 году, развивающиеся страны отвергли эту инициативу.

В недавнем пакте о свободной торговле Иордания и США договорились защищать основные права работников МОТ. Они также разъяснили, как разрешать споры по поводу трудовых норм: если одна страна ослабляет свое трудовое законодательство или не может привести свое законодательство или правоприменение в соответствие с основными стандартами МОТ, другая может принять соответствующие меры, включая отмену торговых льгот.

Американская федерация труда-КПП одобрила трудовые положения Иорданского торгового пакта, в то время как Торговая палата США осудила их. Палата поддерживает соглашения о свободной торговле и опасается, что большинство стран будут сопротивляться включению обязательных трудовых норм в любое новое соглашение. Эта точка зрения почти наверняка верна, по крайней мере, в развивающихся странах.

Практические трудности

Некоторые американцы могут опасаться, что включение обязательных трудовых норм в торговые соглашения приведет к обвинениям Соединенных Штатов в том, что они не обеспечивают соблюдение основных стандартов МОТ, что может привести к возможным торговым штрафам. Но законы США о гражданских правах и труде уже содержат основные меры защиты, требуемые конвенциями МОТ.

Граждане развивающихся стран могут быть менее уверены в том, что их законы и процедуры правоприменения удовлетворят критериям, предусмотренным конвенциями МОТ, особенно в том, что касается наблюдателей из богатых стран. Интерпретации, придуманные в гостиных Парижа или в комнатах отдыха пригорода Вашингтона, могут показаться оторванными от условий в странах, где половина или более населения живет менее чем на 2 доллара в день.

Два наиболее неприятных стандарта МОТ связаны с детским трудом. Богатые страны — весьма разумно — ограничивают участие детей в рынке труда, чтобы молодежь могла посещать школу и готовиться к работе. Но в бедных странах, где заработок детей является важнейшим семейным ресурсом, а школьное образование может быть недоступно, ограничения могут оказаться неуместными. Конечно, дети в бедных странах тоже заслуживают защиты и образования, но уровень защиты и ресурсы, доступные для школьного обучения, будут намного ниже, чем в богатой стране.

Стандарт защиты, приемлемый для богатых стран, может стать чрезмерным бременем для бедных. Лидеры стран третьего мира по понятным причинам опасаются, что включение принудительных трудовых норм в торговые договоры подвергнет их страны постоянным вызовам в ВТО, и что стандарты будут использоваться главным образом для защиты рабочих и предприятий в развитых странах от конкуренции со стороны рабочих из стран третьего мира. .

Президент AFL-CIO Джон Суини отрицает, что соблюдение трудовых норм может иметь протекционистские последствия. Он отмечает, что стандарты МОТ предназначены для защиты интересов работников как в странах с низким, так и в странах с высоким уровнем дохода. ВТО и Соединенные Штаты решительно защищают права интеллектуальной собственности (ИС) и применяют торговые санкции, когда развивающиеся страны нарушают эти права. Он считает, что распространение той же защиты на права рабочих не может быть протекционистским.

Хотя точку зрения Суини легко понять, существует большая разница между правами работников в другой стране и правами на интеллектуальную собственность граждан страны. Если Бирма отказывает своим рабочим в праве на организацию независимых союзов, то ее действия прискорбны, но не причиняют мне прямого вреда. Если Бирма позволит издателям и звукозаписывающим компаниям воспроизводить мои книги и песни, защищенные авторским правом, без выплаты мне компенсации, кража моих творческих усилий нанесет мне непосредственный ущерб. Неудивительно, что американские избиратели настаивают на возмещении ущерба себе, прежде чем решать проблемы рабочих за границей. Суини может возразить, что ущерб, нанесенный бирманским рабочим в результате нарушений прав человека, гораздо серьезнее, чем денежные потери от нарушения авторских прав, понесенные горсткой художников, изобретателей и американских корпораций. И он вполне может быть прав. Но американские художники, изобретатели и корпоративные акционеры могут голосовать на выборах в США; Бирманские рабочие не могут.

Как оценить санкции ВТО?

Если ВТО будет использоваться для оценки санкций в отношении стран, нарушающих международные трудовые нормы, ее страны-члены должны разработать новый способ назначения санкций за нарушения. В соответствии с действующими процедурами, страна, имеющая законную торговую жалобу, может принять ответные меры против страны-нарушителя, лишив торговую льготу, примерно эквивалентную выгоде, в которой правонарушитель отказался в результате нарушения правил ВТО. Не очевидно, как рассчитать штраф, если нарушение связано с нормами труда. В этом случае ущерб был причинен работникам страны-нарушителя, а жители страны, подавшей жалобу, могли получить чистую выгоду.

Предположим, например, что Соединенные Штаты обвиняют другую страну в использовании несовершеннолетних детей в швейной промышленности. Нарушение увеличивает предложение страны-нарушителя низкооплачиваемых рабочих, тем самым снижая затраты производителей на заработную плату и цены, взимаемые с внутренних и зарубежных потребителей. Взрослые работники в стране-нарушителе явно пострадали, как и дети, если их работа лишила их школьного образования, которое в противном случае было бы доступно.

Как нарушение повлияло на американцев? Работники швейной промышленности США, вероятно, потеряли заработную плату и работу. Но их потери уравновешиваются выигрышем для американских потребителей, которые покупали одежду дешевле из-за детского труда в стране-нарушителе. Поскольку все американские рабочие, в том числе работники швейной промышленности, сами являются потребителями, неясно, нанесло ли это нарушение ущерб американским рабочим как классу. В прошлом году импорт одежды в США превысил экспорт примерно на 55 миллиардов долларов. Если бы использование детского труда за границей снизило стоимость импорта, американцы тратили бы на одежду меньше, чем в противном случае. В то время как большинство американцев сожалеют о детском труде дома или за границей, трудно понять, как нарушение стандарта детского труда за границей нанесло им ущерб. Соединенные Штаты также вряд ли ослабят свои собственные законы о детском труде, потому что они выиграли от наличия более дешевой импортной одежды.

Частные санкции

В качестве последнего варианта обеспечения соблюдения трудовых норм американские потребители могут применять свои собственные частные санкции. Любой, кто считает детский труд или принудительный труд предосудительным, может отказаться покупать товары, произведенные в странах, которые допускают такую ​​практику. МОТ могла бы подтолкнуть потребителей к действию, опубликовав информацию о странах-нарушителях и их нарушениях. Он также мог бы предать гласности отказ любой страны сотрудничать со расследованиями МОТ. Если избирателям нужна дополнительная информация об импортных товарах и услугах из стран, соответствующих стандартам МОТ, ее могут предоставить их национальные правительства. Вашингтон может помочь американским потребителям усилить давление на страны-нарушители, требуя от продавцов маркировать товары страной происхождения. Это также могло бы поощрять или требовать от продавцов указывать товары и услуги, произведенные в странах, которые полностью соответствуют основным трудовым нормам МОТ.

Должен ли дядя Сэм обеспечивать соблюдение трудовых норм?

Доводы в пользу обеспечения соблюдения трудовых норм наиболее убедительны, когда речь идет об основных правах человека, таких как свобода ассоциации или свобода от рабства, и когда они основаны на моральных принципах, а не на экономических расчетах. Если Вашингтон хочет потребовать от своих торговых партнеров соблюдения основных прав человека, он должен быть готов принять реальные издержки, которые он тем самым наложит на своих собственных производителей и потребителей, а иногда и на жертв за границей, которым он пытается помочь. Экономическая теория и фактические данные могут быть полезны при расчете потенциальной стоимости торговых санкций для Соединенных Штатов и их торговых партнеров. Это бесполезно для определения того, стоит ли потенциальная выгода для прав человека жертвовать доходом. Социальные науки также не очень информативны в отношении того, может ли политика торговых санкций улучшить права жертв.

Требование к торговым партнерам США соблюдать международные трудовые нормы наименее убедительно, когда речь идет об условиях найма. Если страна соблюдает основные стандарты МОТ, то работники смогут вести переговоры о наилучшем сочетании заработной платы, дополнительных льгот, рабочего времени и удобств на рабочем месте, которое позволяет их уровень производительности. Если мы настаиваем на том, чтобы результирующий компенсационный пакет соответствовал минимальным международным стандартам, мы подменяем суждение пострадавших работников и их работодателей своим собственным суждением.

Читатели могут справедливо возразить, что слабая переговорная позиция рабочих в бедных странах делает маловероятным, что их переговоры с работодателями обеспечат достойное вознаграждение и безопасные условия труда. Но их слабая позиция на переговорах связана с их низкой производительностью и низкой квалификацией. Сегодня американские и европейские трудовые стандарты намного выше, а трудовое регулирование осуществляется более строго, чем 50 лет назад. Улучшение тесно связано с повышением квалификации и производительности труда рабочих. Даже в развивающихся странах более обеспеченные страны с большей вероятностью, чем самые бедные, соблюдают трудовые нормы МОТ. В странах с доходом на душу населения 500 долл. в год и менее работают 30—60% детей в возрасте 10—14 лет. В странах с доходом на душу населения от 500 до 1000 долларов работают лишь 10–30% молодежи. По мере повышения производительности будут улучшаться и положение на переговорах, и заработная плата промышленных рабочих. Если судить по истории, национальные трудовые стандарты также улучшатся.

Самый надежный способ улучшить положение рабочих стран третьего мира — повысить их среднюю производительность. Обеспокоенные избиратели в богатых странах могут помочь в этом, настаивая на открытии своих рынков для товаров из третьего мира. Многие страны с низким уровнем доходов имеют сравнительные преимущества в производстве одежды, текстиля и обуви, а также в производстве основных продуктов питания, фруктов и овощей. Богатые страны часто вводят высокие тарифы или квоты на эти продукты и почти все предоставляют щедрые субсидии своим фермерам, лишая, таким образом, производителей и фермеров из стран третьего мира доступа к огромному потенциальному рынку. По оценкам Всемирного банка, тарифные и нетарифные барьеры вместе с субсидиями, щедро предоставляемыми американским и европейским фермерам, обходятся странам третьего мира в потерях в торговле больше, чем они получают в виде иностранной помощи.

Если мы будем настаивать на том, чтобы развивающиеся страны немедленно соответствовали трудовым стандартам, которых самые богатые страны достигли лишь постепенно, мы не позволим некоторым из них попасть на лучшие мировые рынки. Бедные страны, которые соглашаются соблюдать стандарты МОТ, время от времени будут сталкиваться с вызовами — иногда со стороны представителей богатых стран, которые больше заинтересованы в защите своих рабочих от «несправедливой» зарубежной конкуренции, чем в улучшении положения рабочих из стран третьего мира. В то время как моральные доводы в пользу того, чтобы наши торговые партнеры уважали трудовые права, убедительны, доводы в пользу устранения торговых барьеров, ограничивающих товарные рынки и доходы беднейших работников в мире, столь же убедительны.

Права создают силу: Обеспечение прав рабочих как стратегию экономического роста

Права создают мощь

Обеспечение прав рабочих как стратегию экономического роста

by Джош Бивенс 9 0111 и Кристиан Веллер

Множество неотложных вопросов ждут представителей Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ), когда они соберутся на свои весенние встречи в Вашингтоне, округ Колумбия, в апреле. На повестке дня будут глобальный экономический спад и продолжающаяся финансовая нестабильность в Латинской Америке, а также вопросы, связанные с войной в Ираке.

К сожалению, Всемирный банк и МВФ, скорее всего, проигнорируют важный инструмент политики для решения этих проблем: права рабочих. Доказано, что улучшение прав работников обеспечивает прочную основу для сильного и стабильного экономического роста за счет поддержки спроса и стабилизации местных валют и банковских систем. Однако до этого момента МВФ и Всемирный банк уделяли мало внимания правам рабочих. 1

Самые основные из этих прав работников были кодифицированы Международной организацией труда (МОТ), в которой изложены пять «основных трудовых стандартов» (CLS), которым должны соответствовать все рынки труда: свобода ассоциации; право на ведение коллективных переговоров; отмена принудительного или обязательного труда; отмена детского труда; и свобода от дискриминации. Аргументы, стоящие за призывами обеспечить соблюдение CLS, не только неопровержимы с моральной точки зрения, но и имеют хороший экономический смысл. На самом деле, все больше данных подчеркивает экономические преимущества этих основных трудовых норм:

  • Улучшение прав работников приводит к более высокому росту производительности, что ведет к более быстрому экономическому росту.
  • Расширение прав работников также приводит к лучшему распределению доходов как между работниками, так и между работниками и фирмами. Другими словами, лучшие права работников приводят к увеличению общего объема производства, который распределяется более равномерно.
  • Поскольку преимущества более быстрого роста распределяются более равномерно, местный спрос становится сильнее и стабильнее, что снижает вероятность финансового кризиса.

Если Всемирный банк и МВФ действительно хотят решить проблемы вялого экономического роста и рыночной нестабильности, крайне важно, чтобы эти влиятельные учреждения наконец добавили принятие трудовых норм и реализацию прав трудящихся к своим политическим рецептам для развивающихся стран. экономики.

Вялый рост и усиление финансовой нестабильности
Глобальный экономический рост вялый. Ожидается, что в 2003 году в США и Европейском союзе рост составит менее 3,0%, а в Японии прогнозируемый рост составит всего 1,1% (IMF 2002). Учитывая, что рост производительности остается высоким во всех промышленно развитых странах, эти темпы роста слишком низки, чтобы заметно снизить безработицу.

Причиной такого вялого экономического роста является слишком большой глобальный потенциал. Столкнувшись с недостатком клиентов, фирмы увеличивают прибыль, удерживая заработную плату и льготы, отдавая работу на аутсорсинг и переезжая в страны со слабой защитой работников и низкой стоимостью рабочей силы. Часто фирмы могут даже отказаться от прибыли в краткосрочной перспективе, просто чтобы сохранить свои существующие мощности в использовании (например, предоставляя щедрые скидки или предлагая низкозатратное финансирование). В конечном итоге цены начинают падать (как это имело место в Японии на протяжении большей части последнего десятилетия), а потребители и предприятия теряют желание делать покупки или инвестировать, поскольку долговое бремя растет, а возможности получения прибыли исчезают.

Отсутствие клиентов, по крайней мере частично, является результатом национальной политики, которая часто ослабляет права рабочих. В Европе Европейский центральный банк сохранил процентные ставки на высоком уровне в ущерб росту, одновременно публично призывая к сокращению охраны труда. В Японии уровень сбережений оставался высоким, поскольку домохозяйства столкнулись с растущей неопределенностью в связи с окончанием пожизненного трудового договора. Перед лицом меньшего количества гарантий для рабочих растущая безработица снизила потребление, как и дефляция. А в Соединенных Штатах рабочие, столкнувшиеся с рецессией, усугубляемой растущим дефицитом торгового баланса, практически не увидели роста занятости и заработной платы за последние 18 месяцев. Чтобы компенсировать этот плохой рост заработной платы, домохозяйства увеличили свои займы. Теперь, обремененные растущей задолженностью, домохозяйства в конечном итоге сократили потребление, чтобы избежать банкротства.

Отсутствие спроса не ограничивается промышленно развитой экономикой. Частота и острота финансовых кризисов в странах с развивающейся экономикой росли по мере усиления либерализации (Weller, 2001). Многие страны с развивающейся экономикой внедрили сочетание дефляционной макроэкономической политики, часто для того, чтобы успокоить кредиторов, таких как Всемирный банк и МВФ, после финансовых кризисов. Эта политика состоит из более высоких процентных ставок, ликвидации бюджетного дефицита и структурных изменений (особенно дерегулирования многих рынков, включая рынок труда). Повышение гибкости рынка труда ведет к снижению трудовых доходов, что ведет к меньшему потреблению. В свою очередь, это замедление потребления часто усугубляет проблемы, созданные финансовыми и экономическими кризисами, не позволяя экономике расти более быстрыми темпами в течение длительных периодов времени.

Трудовые нормы и экономический рост
Большая часть экономических исследований прав рабочих показывает, что эти трудовые нормы связаны со значительным увеличением экономического роста в странах, которые их внедрили и обеспечили соблюдение. В частности, детский труд, принудительный труд, дискриминация на рынке труда и законодательство, запрещающее создание профсоюзов или заключение коллективных договоров, препятствуют росту производительности.

Теоретически детский и принудительный труд увеличивают предложение дешевой или бесплатной рабочей силы в стране, снижая заработную плату для всех. Легкий доступ к дешевой рабочей силе лишает фирмы стимула снижать свои затраты за счет разработки или внедрения новых технологий. Следовательно, рост производительности замедляется. Кроме того, тот факт, что дети работают на низкооплачиваемых работах вместо того, чтобы ходить в школу, будет препятствовать росту национального человеческого капитала в будущем, потенциально также препятствуя долгосрочному росту производительности (Maskus 19).97).

Экономическая теория также предполагает, что дискриминация на рынке труда может препятствовать эффективному согласованию на рынке труда между работодателями и работниками. Экономика намного более продуктивна, когда рабочие места распределяются на основе навыков и способностей, а не этнической принадлежности, пола или касты (Acemoglu and Shimer, 1999).

С теоретической точки зрения, право создавать профсоюзы и вести коллективные переговоры имеет наибольшее потенциальное влияние на экономический рост. Профсоюзы дают работникам прямой голос перед руководством, что повышает вероятность того, что конфликты будут разрешаться путем обсуждения, а не путем увольнения сотрудников (например, увольнения или увольнения). Объединение в профсоюзы снижает текучесть кадров, повышая вероятность того, что сотрудники будут развивать ценные профессиональные навыки, а работодатели будут инвестировать в долгосрочное обучение, что способствует росту производительности.

Факты показывают, что эти стимулирующие рост эффекты прав работников сильны. Palley (1999) показал, что в случае 15 развивающихся стран принятие CLS было положительно связано с более высокими темпами экономического роста. Buchele and Christensen (2003; 2001) обнаружили, что права работников в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) положительно связаны с экономическими показателями. Недавний отчет Всемирного банка (Aidt and Tzannatos 2003) показал, что большинство исследований по этому вопросу показывают, что скоординированные коллективные переговоры были связаны с улучшением макроэкономических показателей в 1970-х и 1980-х (данные по 1990-м неоднозначны).

В таблице 1 представлены некоторые данные по выборке из 17 стран, которые, по мнению ОЭСР, приняли трудовые нормы за последние 20 лет. В среднем экономический рост и рост производства
увеличились в странах после принятия CLS. Рост экспорта упал, но это, вопреки общепринятому мнению, не обязательно является признаком слабости. Скорее, это может свидетельствовать о здоровой переориентации экономики этих стран на акцент на внутреннем спросе, а не на экспорте, как более подробно обсуждается ниже.


Трудовые нормы и распределение доходов
Данные о влиянии прав трудящихся на распределение доходов еще более убедительны, чем их влияние на экономический рост. Помимо увеличения экономического пирога, принятие трудовых норм также увеличивает то, насколько поровну будут нарезаны куски этого пирога.

Права работников дают право голоса большему количеству людей как на уровне компании, так и на национальном уровне, сдерживая узкие интересы экономической элиты. Таким образом, права работников оказывают прямое влияние на то, как распределяются экономические ресурсы на уровне компаний, и косвенно влияют на распределение национального дохода в масштабах всей экономики. В любом случае улучшение прав работников должно привести к более справедливому распределению доходов.

Эмпирические данные подтверждают эту точку зрения. Родрик (1998) показал в исследовании более 100 стран, что страны с большей политической свободой платят заработную плату на 10-20% выше, чем в менее свободных странах. Например, такая страна, как Мексика, могла бы добиться среднего роста заработной платы на 10-40%, если бы достигла уровня политической свободы, подобного тому, который наблюдается в Соединенных Штатах. По сравнению с другими политиками, рекомендованными МВФ, исследования, сочувствующие либерализации торговли, показали, что полное устранение всех торговых барьеров в мире обеспечит Мексике средний рост заработной платы менее чем на 2% (Браун, Диардорф и Стерн, 2001). Палли (1999) показали, что принятие CLS связано со значительно более равномерным распределением доходов. А Эйдт и Цаннатос (2003) подчеркивали, что плотность профсоюзов и ведение переговоров положительно коррелируют с более равномерным распределением доходов. Кроме того, Алесина и Родрик (1994) указали, что более равномерное распределение доходов само по себе тесно связано с улучшением экономических показателей. Таким образом, трудовые стандарты помогают создать благотворный круг равенства и экономического роста.

Buchele и Christiansen (2003) обнаружили столь же поразительную корреляцию между индексом прав работников и равенством доходов в выборке стран ОЭСР. Вертикальная ось в На рис. 1 показано отношение заработка 10% самых высокооплачиваемых работников к заработку 10% самых бедных. Горизонтальная ось показывает индекс прав работников, составленный Buchele and Christiansen (2003) и основанный на информации о силе законов о защите занятости, степени плотности профсоюзов и коллективных договоров, а также гарантированном доходе и социальной защите. Расширенные права работников сильно коррелируют с более равными доходами, о чем свидетельствует коэффициент корреляции –0,87 (из возможного –1).


Трудовые стандарты, предотвращение кризисов и восстановление
Учитывая первый раунд кризисов в Латинской Америке в начале 1980-х годов, азиатский кризис 1997-98 годов и нынешнюю депрессию в Аргентине, вызванную финансовым рынком, в настоящее время общепризнано, что предотвращение финансового кризиса и выход из него являются одними из наиболее важных задач, стоящих перед политиками в развивающихся странах.

Исследования показали, что бедняки особенно уязвимы к последствиям финансовых кризисов. Lustig (2002) утверждает, что «кризисы не только приводят к более высокому уровню бедности, но также могут нанести необратимый ущерб человеческому капиталу бедных… Бедные особенно уязвимы к негативным потрясениям по целому ряду причин». В недавнем отчете Всемирного банка (1999) подтверждает этот вывод о том, что экономическая незащищенность (безработица и изменчивость занятости и заработной платы) занимает важное место среди проблем бедных.

Ряд мер макроэкономической и финансовой политики может помочь развивающимся странам предотвратить кризисы (Blecker 1999). Одна из важных рекомендаций состоит в том, чтобы страны уделяли особое внимание укреплению политики, которая могла бы стимулировать внутренний спрос (Blecker 2000; Palley 2000). Страны, которые проводят политику, направленную на повышение внутреннего спроса, менее подвержены внешним потрясениям. Кроме того, фирмы с меньшей вероятностью будут наращивать слишком большие мощности, если внутренний спрос выше. Проблемы избыточных мощностей, часто обусловленные «легкими деньгами», подпитываемыми притоком капитала, обычно лежат в основе финансовых кризисов. Инвесторы в конечном итоге решают, что их ожидания прибыли не могут быть реализованы, что приводит к выводу капитала и банкротствам.

Ключевым компонентом укрепления внутреннего спроса является сильный рост, который распределяется справедливо. Наемные работники, особенно в нижней части шкалы заработной платы, тратят больше своих доходов, чем богатые владельцы капитала, и эта тенденция явно усиливается, когда общий экономический рост является сильным. Справедливое распределение роста обеспечивает стабильный и надежный компонент внутреннего спроса, позволяя отечественным производителям строить долгосрочные планы и производить достаточно продукции для расширения и осуществления инвестиций в повышение производительности.

Недавняя работа Weller and Singleton (2002) показала, что политическая свобода, включая трудовые стандарты, является важным фактором, определяющим финансовую стабильность. Банковские и валютные кризисы были гораздо менее вероятными в тех странах, которые взяли на себя твердые обязательства по принятию и обеспечению соблюдения прав рабочих. Несмотря на множество промежуточных факторов между стандартами труда и финансовой стабильностью, взаимосвязь между ними сильна и значительна. Измерение гражданских свобод в диапазоне от 1 (наименее бесплатно) до 7 (наиболее бесплатно), произведенное Freedom House (2002), показало, что перемещение на одну ступень вверх по индексу снижает вероятность валютного кризиса на 22%.

Данные также показывают, что серьезность кризисов, если они случаются, была приглушенной в странах с лучшими правами работников. После азиатского валютного кризиса 1997–1998 годов Южная Корея добилась относительно хороших результатов в своем восстановлении, а Индонезия — особенно плохих. Родрик (1999) обнаружил, что институты, продвигающие демократические права, верховенство закона и сети социальной защиты, являются важным фактором, позволяющим странам быстрее восстанавливаться после экономических потрясений. Lustig (2002) аналогичным образом обнаружил, что наличие достойных систем социальной защиты является одним из наиболее важных мер политики выхода из кризиса, которые может принять нация. Но демократические права и системы социальной защиты гораздо чаще существуют в странах, где права трудящихся соблюдаются и где труд имеет право голоса в управлении.

Заключение
Многие критики глобализации указывали на недостаточное внимание к правам трудящихся. Права рабочих — это не роскошь, которую можно получить только после какого-то неопределенного порога развития; скорее, они имеют решающее значение для того, чтобы вывести страны на устойчивый путь к сильному и стабильному экономическому росту. Права работников могут даже обеспечить некоторую защиту от финансовых кризисов и позволить экономике быстрее восстановиться, если кризис действительно произойдет.

Подробный анализ, который был проведен на сегодняшний день, ясен: права работников стимулируют рост, помогают распределять плоды роста более равномерно и являются ключевым компонентом предотвращения экономического кризиса и восстановления. Как таковые, они должны быть частью официальных «правил игры» в отношении глобализации.

Сноска
1. В данном документе мы используем права работников для обозначения де-факто прав, которыми обладают работники, в то время как трудовые стандарты обозначают юридические обязательства, которые могут или не могут привести к улучшению прав работников

Ссылки
Acemoglu, Д. и Р. Шимер. 1999. «Повышение производительности за счет страхования по безработице». Европейский экономический обзор . Том 44, стр. 1195-1224.

Эйдт, Т. и З. Цаннатос. 2003. Союзы и коллективные переговоры . Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк
.

Алесина А. и Д. Родрик. 1994. «Распределительная политика и экономический рост». Ежеквартальный экономический журнал . Том 109, № 2, стр. 465-490.

Блекер, Р. 2000. «Модель ограниченного роста платежного баланса и пределы роста за счет экспорта». Технический документ. Вашингтон, округ Колумбия: Институт экономической политики.

Блекер, Р. 1999. Укрощение глобальных финансов. Вашингтон, округ Колумбия. Институт экономической политики.

Браун, Д., А. Дирдорф и Р. Стерн. 2001. «Моделирование CGE и анализ вариантов многосторонних и региональных переговоров». Рабочий документ. Факультет экономики. Университет Тафтса.

Бучеле, Р. и Дж. Кристенсен. 2003. «Права рабочих и социально-экономические показатели в странах с развитой капиталистической экономикой». Документ, представленный на ежегодных собраниях URPE, 3–5 января, Вашингтон, округ Колумбия,

Бучеле, Р. и Дж. Кристенсен. 2001. «Измерение прав рабочих и численности рабочей силы в странах с развитой экономикой», документ, представленный на конференции «Что случилось с качеством жизни в Америке и других развитых индустриальных странах».

Дом свободы. 2002. Обзор свободы в мире . www.freedomhouse.org
Международный валютный фонд. 2002. Перспективы мировой экономики.

Люстиг, Н. 2003. «Кризисы и бедность: социально ответственная макроэкономика». Департамент устойчивого развития, серия технических документов, Вашингтон, округ Колумбия: Межамериканский банк развития.

Маскус, К. 1997. Должны ли основные трудовые нормы быть введены посредством международной торговой политики . Подготовлено для отдела международной торговли. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 9.0003

Организация экономического сотрудничества и развития. 1996. Перспективы занятости .

Палли, Т. 1999. «Экономическое обоснование международных трудовых норм: теория и некоторые доказательства».