Содержание
Расчет и определение радиуса опасной зоны работы крана
- 25.04.2020
- Артём Рыльников
- Время чтения 5 минут
При проведении строительных работ на площадке нередко происходят поломки и аварии, что может создать опасность для жизни человека. Именно поэтому при проведении строительства очень важно соблюдать правила СНиП. Если строительство ведется с помощью крана, то необходимо заранее рассчитать так называемый радиус опасной зоны работы. Но что означает этот термин? Как рассчитать этот радиус? И о чем нужно помнить, когда стройка ведется с помощью крана? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.
Что такое радиус опасной зоны работы крана?
Опасная зона работы – это территория вокруг строительного крана, которая может представлять угрозу для жизни человека при проведении строительства (при возникновении аварийной ситуации, при обрыве держателей и так далее). Также эта зона может представлять опасность и для других объектов и строений (подсобные помещения, различная техника и так далее). Для расчета этой зоны используется специальная формула, а получившееся значение называют радиусом опасной зоны.
С помощью этого радиуса инженер определяет окружность, которая и будет опасной зоной. Граница опасной зоны учитывается при постройке и монтаже строительной площадки, в которую могут входить складские помещения, заправочные и ремонтные пункты, строения бытового назначения и так далее. Согласно нормам СНиП границы опасной зоны должны быть огорожены, чтобы посторонние люди случайно не пересекли ее. Рабочим же в свою очередь в определенных случаях разрешается пересекать границу, а перед строительством рабочими должны быть прочитаны правила техники безопасности относительно работы с опасной зоной крана.
Как рассчитать радиус?
Существует несколько формул, которые используются для расчета радиуса опасной зоны работы крана. На практике для подсчета радиуса опасной зоны обычно применяется следующая формула: РОЗ = С + 0,5 x Г + О. Расшифровывается эта формула следующим способом:
- РОЗ — радиус опасной зоны. Этот параметр мы хотим получить.
- С — это максимальный вылет стрелы крана. В случае возникновения аварийной ситуации (например, при неисправности контролирующей электроники) стрела крана может выехать на максимальное расстояние, поэтому нам необходимо учесть этот параметр.
- Г — это максимальные габариты типовых грузов. Во время строительства кран будет перемещать тяжести, при этом сами грузы по отношению к крану будут выходить за пределы максимального вылета стрелы, поэтому нам необходимо учесть этот «дефект». При этом следует обратить внимание, что для транспортировки груза кран будет схватывать его примерно посередине, поэтому в формуле мы должны умножить это параметр Г на поправочный коэффициент 0,5.
- О — это максимальный отлет груза. При перемещении груз может накапливать потенциальную энергию, а в случае аварийного отсоединения (например, сломались держатели) груз может резко отлететь в сторону за счет трансформации потенциальной энергии в кинетическую энергию движения. Параметр О определяется с помощью специальных таблиц, а его значение напрямую зависит от высоты стрелы крана.
Высота расположения стрелы, м | 10 | 20 | 50 | 100 | 200 | 300 |
Значение максимального отлета, м | 4 | 7 | 9 | 13 | 20 | 25 |
Примеры расчета опасной зоны
Для закрепления материала рассмотрим простой пример:
- У нас имеется строительный кран, стрела которого будет перемещаться на высоте 20 метров. Максимальный вылет стрелы крана — 50 метров. Основные грузы — бетонные плиты, длина которых составляет 4 метра.
- Формализуем задачу: параметр С будет равен 50, параметр Г = 4 (в формуле мы это значение еще умножим на 0,5), а параметр О будет равен 7 (информацию взяли из таблицы).
- Теперь произведем расчет: РОЗ = С + 0,5 x Г + О = 50 + 0,5 x 4 + 7 = 59 метров. Это и будет радиус опасной зоны.
Представленная формула является типовой, а подойдет она для всех основных ситуаций. При возникновении сомнений относительно правильности самостоятельных расчетов можно обратиться за помощью в специальные фирмы, которые занимаются проведением подобной оценки работы технического оборудования на профессиональной основе.
4.4 Определение опасных зон, образующихся при работе грузоподъёмных машин (кранов) и механизмов
При работах в условиях
производственного риска необходимо
выделить опасные для людей зоны, в
которых постоянно действуют или могут
действовать опасные факторы, связанные
или не связанные с характером выполняемых
работ.
На выполнение работ
в зонах действия опасных производственных
факторов, возникновение которых не
связано с характером выполняемых работ,
должен быть выдан наряд-допуск.
Граница зоны
обслуживания кранов определяется
максимальным вылетом (Кз) на
участке между крайними стоянками
башенного крана на рельсовом
крановом пути согласно рисунку 4. 22 и
стреловых кранов согласно рисунку 4.23.
Границы опасных зон
в местах, над которыми происходит
перемещение грузоподъемными
кранами, а также вблизи строящегося
здания (рисунок 4.24) принимаются от
крайней точки горизонтальной проекции
наружного наименьшего габарита
перемещаемого груза или стены здания
с прибавлением наибольшего габаритного
размера перемещаемого (падающего) груза
и минимального расстояния отлета груза
при его падении согласно таблице 4.4 или
графику определения минимального
расстояния отлета груза при его падении
(рисунок 4.25).
Таблица
4.4 — Минимальное расстояние
отлета груза при его падении
Высота | Минимальное | |
перемещаемого | предметов | |
До | 4 | 3,5 |
« | 7 | 5 |
« | 10 | 7 |
« | 15 | 10 |
«200 | 20 | 15 |
« | 25 | 20 |
«450 | 30 | 25 |
Примечание. |
Под
высотой возможного падения груза при
его перемещении краном следует понимать
расстояние от поверхности земли (или
площадки, для которой определяется
граница опасной зоны) до низа груза,
подвешенного на грузозахватном
приспособлении (строп, траверса и др.)
Рисунок
4.24 –
Определение
границы опасной зоны:
Вгр
–
наименьший габарит перемещаемого груза;
Lгр
–
наибольший габарит перемещаемого груза;
X
–
минимальное расстояние отлета груза
В необходимых случаях
в стесненных условиях строительства
величина опасной зоны может быть
сокращена за счет уменьшения максимальной
высоты подъема и перемещения грузов.
Уменьшение максимальной высоты подъема
обуславливается техническими и
организационными решениями.
К техническим
решениям по сокращению величины
опасной зоны относятся: ограничение
высоты подъема, зоны обслуживания путем
ограничения поворота стрелы или
ограничения вылета, применение кранов
с меньшей высотой подъема, применение
удлиненных стропов, и грузозахватных
приспособлений, оборудованных устройствами
для испытания прочности монтажных
петель или страховочного приспособления,
исключающих возможность падения грузов,
применение защитных ограждений (экранов).
К организационным
решениям относятся мероприятия,
содержащие дополнительные требования,
связанные с обеспечением производства
работ (мероприятия по выполнению
погрузочно-разгрузочных работ с
обозначением на местности зон подъема
груза не на полную высоту и т. п.).
Граница опасной зоны
принимается:
— для грузопассажирских
подъемников от габарита кабины и
противовеса и составляет 5 м;
— для грузовых
подъемников с платформой от габарита
грузовой платформы согласно рисунку
4.26.
Граница опасной зоны
для грузовых подъемников с консольной
стрелой определяется согласно графику
определения минимального расстояния
отлета груза при его падении как при
перемещении груза краном с учетом
габарита наибольшего груза
соответственно таблице 4. 4.
Рисунок
4.25 – График
определения минимального расстояния
отлета груза при его падении:
1
–
при перемещении кранами груза в случае
его падения; 2 –
в случае падения предметов со здания
Рисунок
4.26 – Определение опасной зоны при работе
грузового подъёмника:
1
– здание; 2 – подъемник; 3 – граница
опасной зоны
Эксплуатация зданий
и их отдельных частей, находящихся
вблизи строящихся или реконструируемых
зданий, допускается при условии, если
перекрытие верхнего этажа эксплуатируемого
здания не находится в опасной зоне
возможного падения предметов, определяемой
в зависимости от высоты возможного
падения груза до перекрытия верхнего
этажа эксплуатируемого здания и при
выполнении следующих мероприятий:
— оконные, дверные
проемы эксплуатируемого здания и его
отдельных частей, попадающие в зону
возможного падения предметов, должны
быть закрыты защитными ограждениями;
входы и выходы эксплуатируемого здания
должны быть устроены за пределами
опасной зоны;
— перемещение грузов
у существующих (находящихся вблизи
строящихся) зданий с глухими капитальными
стенами или стенами с проемами, закрытыми
защитными ограждениями, может производиться
на расстоянии не менее 1 м от стены
(рисунок 4. 27), если максимальная высота
подъема груза меньше высоты здания, с
применением средств для искусственного
ограничения зоны работы башенных кранов.
В связи с тем, что
нормативными документами не
предусматривается возникновение опасных
зон от падения крана и его отдельных
узлов, противовесная консоль и часть
крановой стрелы, на которую не может
заходить грузовая техника при наличии
соответствующего концевого выключателя
(или упора), могут перемещаться за
пределами строительной площадки и над
местами, где могут находиться люди, при
соблюдении требований техники
безопасности.
При определении
границы опасной зоны вдоль луча,
ограничивающего поворот стрелы, у
кранов, имеющих подъемную стрелу,
необходимо учитывать изменение высоты
подъема в зависимости от вылета, поэтому
расстояние от линии ограничения (по
лучу) до границы опасной зоны является
переменной величиной при изменении
вылета (при отсутствии мероприятий по
ограничению высоты подъема).
Границу опасной зоны
обозначают на местности знаками,
предупреждающими о работе крана. Знаки
устанавливаются из расчета видимости
границы опасной зоны, в темное время
суток они должны быть освещены.
Знаки устанавливаются
на закрепленных стойках для предотвращения
опасности от их падения при проходе
людей и передвижении техники.
На границе опасной
зоны и местах возможного прохода людей
(дороги и пешеходные
дорожки) устанавливаются знаки,
предупреждающие о работе крана.
При строительстве
объектов с применением грузоподъемных
кранов, когда в опасные зоны, расположенные
вблизи строящихся зданий, а также мест
перемещения грузов кранами, граница
которых определяется в соответствии
с таблицей 4.4, попадают транспортные
или пешеходные пути, санитарно-бытовые
или производственные здания и сооружения,
другие места постоянного или временного
нахождения людей на территории
строительной площадки или вблизи ее,
необходимо предусматривать решения,
предупреждающие условия возникновения
там опасных зон, в том числе:
— устройство защитных
сооружений (укрытий), обеспечивающих
защиту людей от действия опасного
фактора:
— оснащение башенных
кранов «Системой ограничения зоны
работы башенного крана в стесненных
условиях».
— оснащение стреловых
самоходных кранов координатной защитой;
— ограничение скорости
поворота стрелы крана в сторону границы
рабочей зоны до минимальной при расстоянии
от перемещаемого груза до границы зоны
не менее 7м;
— перемещения грузов
на участках, расположенных на расстоянии
менее 7 м от границы опасных зон, следует
осуществлять с применением предохранительных
или страховочных устройств, предотвращающих
падение грузов;
— на участках вблизи
строящегося (реконструируемого) здания
по периметру здания необходимо установить
защитный экран, имеющий равную или
большую высоту по сравнению с высотой
возможного нахождения груза, перемещаемого
грузоподъемным краном; зона работы
крана должна быть ограничена таким
образом, чтобы перемещаемый груз не
выходил за контуры здания в местах
расположения защитных экранов,
расположение которых показано на
рисунках 4.28-4.31.
Рисунок
4.28 – Возведение девятиэтажного здания
административного назначения,
расположенного между двумя жилыми
зданиями равной высоты:
1
– граница зоны обслуживания краном; 2
– граница опасной зоны от действия
крана; 3 – зона складирования грузов; 4
– площадка приёма раствора и бетонной
смеси; 5 – стоянка транспорта под
разгрузкой; 6 – место хранения
грузозахватных приспособлений и тары;
7 – линия ограничения зоны обслуживания;
8 – линия предупреждения об ограничении
зоны обслуживания; 9 – стенд схем
строповок; 10 – шкаф электропитания
крана; 11 – контрольный груз; 12 – ограждение
крановых путей; 13 – временный забор; 14
– навес над выходом в здание; 15 –
пешеходная дорожка; 16 – граница опасной
зоны от строящегося здания; 17 –знак,
предупреждающий о работе крана с
пояснительной табличкой; 18 – пункт
мойки колёс автотранспорта; * — стоянка
крана в нерабочее время; α – угол
принудительного ограничения поворота
стрелы; α1 – угол привязки ограничения
к оси пути.
Пояснения
к рисунку 4.28.
1.Главным
условием строительства примыкающих
зданий без отселения людей и остановки
производства в существующих зданиях
является исключение возможности
образования опасных зон в местах
нахождения людей (в том числе при
максимальной высоте подъема или вылете)
за счет разработки соответствующих
технических мероприятий (принудительное
ограничение поворота стрелы, вылета
или высоты подъема, устройство защитных
ограждений, а также другие мероприятия).
2.Над
зданием К
груз не может перемещаться, так как
максимальная высота перемещения груза
ниже высоты стен этого здания.
3.Оконные
проемы зданий К
и Кпопадающие
в опасную зону, должны быть закрыты
защитными ограждениями.
4.Монтаж
и перемещение конструкций в 7-метровой
зоне у прилегающих зданий производится
в присутствии и под руководством лица,
ответственного за безопасное производство
работ кранами, все работы в зоне примыкания
выполняются по наряду-допуску на
производство работ повышенной опасности.
За
7 м (размер от габарита груза) от примыкающих
зданий груз должен быть опущен на высоту
0,5м от встречающихся на пути препятствий
при последующем перемещении и успокоен
от раскачивания, а дальнейшее горизонтальное
перемещение должно производиться на
минимальной скорости с удерживанием
от разворота оттяжками.
5.
Перемещение
стрелы в сторону здания К
должно быть принудительно ограничено.
Стрела не должна доводиться до примыкающего
здания на 2 м.
6.
Со стороны К
должно быть установлено защитное
ограждение из элементов трубчатых лесов
на высоту не менее 3 м выше монтажного
горизонта, а перемещение груза должно
быть принудительно ограничено на высоте
не менее чем на 0,5м ниже верха защитного
ограждения.
7.
При необходимости, когда стрела не
доводится на 2 м до примыкающего здания
и может образовываться участок мертвой
зоны у здания, работы на этом участке
должны выполняться вручную.
Намеченные
мероприятия должны быть согласованы с
организацией, эксплуатирующей
соответствующие здания и территории.
Рисунок
4.30 — Возведение многоэтажного здания,
примыкающего к более низкому
жилому дому и выходящего на магистраль
с интенсивным движением транспорта:
1-
граница опасной зоны от действия крана;
2 – граница опасной зоны строящегося
здания; 3 – зона складирования грузов;
4 – площадка приема раствора и бетонной
смеси; 5- стоянка транспорта под разгрузкой;
6 – место хранения грузозахватных
приспособлений и тары; 7 – линия
ограничения зоны обслуживания; 8 – линия
предупреждения об ограничении зоны
обслуживания; 9 – стенд схем строповок;
12 — ограждение крановых путей; 13 –
временный забор с козырьком; 14 -временный
забор;15 — навес над входом в здании; 16 –
пешеходная дорожка; 17 – знак, предупреждающий
о работе крана; * — стоянка крана в
нерабочем состоянии.
Пояснения к рисунку
4.30.
1. Перемещение грузов
у примыкающего жилого здания К
аналогично примечанию к рисунку 4.28.
Поворот стрелы у здания К
принудительно ограничен. Защитное
ограждение у здания К
устанавливается на консоли из
металлоконструкции, заложенных в стены
возводимого здания.
2. В связи с выходом
строящегося здания на городскую
магистраль с интенсивным движением
городского транспорта, когда не
представляется возможным выгородить
опасную зону от действия крана, работы
производить аналогично примыкающим
зданиям — под защитой ограждения из
элементов трубчатых лесов и с принудительным
ограничением высоты подъема. Максимальная
высота перемещения груза должна быть
ниже защитного ограждения не менее
чем на 0, 5 м, а высота защитного ограждения
должна быть не менее 3 м от уровня
монтажного горизонта. Со стороны проезжей
части строительные леса должны быть
защищены на всю высоту синтетической
или проволочной сеткой.
Пешеходный переход
вдоль защитного ограждения должен иметь
козырек, сплошную обшивку со стороны
строящегося здания и расположен от него
не ближе 2 м.
Подаваемый груз за
7 м от защитного ограждения должен быть
опущен на высоту 0,5 м от монтажного
горизонта (или препятствий, встречающихся
на пути), успокоен от раскачивания и на
минимальной скорости с удерживанием
от разворота оттяжками должен перемещаться
к наружной стене с защитным ограждением.
Работы должны производиться в присутствии
и под руководством лица, ответственного
за безопасное производство работ
кранами, по наряду-допуску на работы в
зонах постоянно действующих опасных
производственных факторов.
Для уменьшения или
ликвидации опасной зоны у реконструируемых
зданий (сооружений), выходящих на
городские магистрали с интенсивным
движением транспорта, когда не
представляется возможным выгородить
на длительное время опасную зону как
от реконструируемого здания, так
и от перемещаемого краном груза,
необходимо выполнить следующие
мероприятия:
— установить сплошное
ограждение, закрепляемое за наружные
стены реконструируемого здания или за
инвентарные трубчатые леса, устанавливаемые
у реконструируемого здания;
— принять высоту
защитного ограждения не менее 3 м от
верха существующих наружных стен;
— на лесах установить
два защитных настила и наружную сторону
лесов выгородить тканой сеткой;
— закрыть все оконные
и дверные проемы защитными ограждениями;
— максимальную высоту
перемещения грузов (до низа груза)
принять ниже верха защитного ограждения
на величину не менее 0,5 м;
— вдоль лесов или
здания выполнить для пешеходов защитный
козырек;
— при выполнении
работ в зоне, примыкающей к наружной
стене с защитным ограждением, необходимо
груз за 5 м опустить на 0,5 м над перекрытием
или выступающими конструкциями и
подводить к месту установки у наружной
стены на минимальной скорости, удерживая
его оттяжками;
— при нахождении
стропальщика вне видимости крановщика
между ними должна быть организована
радиосвязь;
— монтаж или перестановку
ограждений без устройства лесов
производить в ночное время в период
наименьшего движения транспорта с
установкой на проезжей части сигнальных
ограждений за границей опасной зоны от
перемещения грузов и необходимых
дорожных знаков по согласованию с ГАИ.
Подвешенные грузы и соблюдение зоны падения
Скотт Гэддис
Скотт Гэддис
Вице-президент, руководитель международной практики по безопасности и охране труда в Intelex Technologies Inc.
Опубликовано 16 июля 2021 г.
+ Подписаться
Независимо от того, работаете ли вы рядом с подвесным подъемником, перевозящим незавершенные материалы, рядом с вилочным погрузчиком, поднимающим груз на складе, или на строительной площадке, где ежедневно происходят различные подъемы, существует реальная опасность падения чего-либо.
Почти в каждой отрасли какой-либо груз поднимается, перемещается, опускается или переносится таким образом, что это представляет опасность для рабочих. Бюро трудовой статистики сообщает, что ежегодно в Соединенных Штатах регистрируется более 50 000 травм, связанных с падением предметов. Это одна травма каждые 10 минут, вызванная падением предмета на рабочем месте.
Понимание зоны падения
Зона падения, согласно определению OSHA, «это область, включая, но не ограничиваясь, областью непосредственно под грузом, в которой разумно предвидеть, что частично или полностью взвешенные материалы могут падение в случае аварии». Далее OSHA заявляет, что стоять под подвешенным грузом запрещено и что «пока оператор не перемещает подвешенный груз, ни один сотрудник не должен находиться в зоне падения, за исключением сотрудников: занятых подвешиванием, отцеплением или направлением груза; участвует в начальном прикреплении нагрузки к компоненту или конструкции…»
Для специалиста по безопасности есть более простой подход. Независимо от того, находится ли груз в подвешенном состоянии и статичен или движется в любом направлении, соблюдайте зону падения, потому что от этого зависит ваша жизнь и жизнь других людей.
Оставаться вне зоны падения
Одной из самых больших проблем при работе с подвесными грузами является определение безопасного расстояния от груза. Размер зоны падения должен увеличиваться по мере понимания и планирования сложности подъемника. OSHA и другие регулирующие органы предписывают избегать перевозки грузов над людьми, поэтому разумно, чтобы зона падения перемещалась в направлении движения, чтобы обеспечить принятие мер по устранению воздействия.
Высота груза является еще одним критическим фактором, потому что с ростом высоты груза увеличивается и радиус зоны падения.
Следует учитывать размер груза, вес, форму и оснастку, а также такие вопросы, как знания и навыки оператора, условия окружающей среды. и оборудование. Есть много переменных, которые необходимо учитывать для обеспечения безопасной работы с грузом, но не забудьте подумать об этом на 360 градусов вокруг груза.
Вот несколько основных советов по безопасности, которые следует учитывать:
- Не переносите грузы на людей. Это требуется для защиты людей от опасности падения груза из-за непреднамеренного выхода из строя крана, подъемника, вилочного погрузчика или другого оборудования или в случае ошибки оператора.
- Держитесь как минимум в радиусе 10 футов от того места, где может упасть подвешенный груз в случае отказа. Если груз подвешен выше, увеличьте радиус.
- Помните, что подвешенным грузом может быть что угодно, перемещаемое с помощью оборудования, такого как кран, вилочный погрузчик, подъемник или ковш трактора. Не забывайте, что мачты и вилы погрузчика, подъемники и подъемное оборудование или пустые ковши считаются подвешенным грузом. Когда кто-то стоит под любым из этих предметов, он подвергается риску получения травмы.
- Помните о пути движения груза. Если задействован стреловой кран, узнайте полный радиус поворота груза.
- Если работа выполняется на открытом воздухе, погодные условия могут повлиять на сохранность груза. Условия окружающей среды, такие как освещенность, скорость ветра и морозная погода, особенно важны для понимания перед перемещением или работой рядом с грузом.
- Обучение должно быть проведено со всеми работниками, которые работают с подвешенными грузами, вокруг них или рядом с ними. Рабочие должны находиться за пределами зоны падения и должны быть проинформированы о любых подъемах, запланированных в течение рабочей смены, чтобы обеспечить осведомленность.
- В рабочих зонах может быть шумно, что мешает осознавать работу над головой. Убедитесь, что установлена система связи, если существуют шумные условия.
- Если выход из строя подвешенного груза может повлиять на людей, установите жесткие запретные зоны, чтобы физически предотвратить попадание в зону падения.
Осведомленность о ситуационной безопасности
Наконец, работа вокруг или рядом с подвешенными грузами требует высокого уровня ситуационной осведомленности, независимо от того, являетесь ли вы оператором, который поднимает и/или несет груз, или работаете вокруг или рядом с грузом поднимается.
Осведомленность о ситуационной безопасности — это хорошее понимание того, что происходит вокруг вас: это рабочая среда, в которой вы находитесь, что происходит вокруг вас прямо сейчас, куда ваша работа приведет вас в следующий момент, и, что наиболее важно, кто-нибудь или что-либо вокруг вас, что может угрожать вашей безопасности. Чтобы улучшить ситуационную осведомленность, сделайте привычкой сознательно оценивать свое рабочее окружение и регулярно останавливаться, чтобы быстро мысленно оценить свое рабочее окружение. Если вы чувствуете, что находитесь в непосредственной опасности, или если другие создают необоснованный риск, который может повлиять на вашу безопасность, остановитесь и немедленно начните повышать безопасность на рабочем месте.
5 ключевых лидерских качеств специалиста по безопасности
7 марта 2023 г.
Безопасность на Хэллоуин и полная рука конфет
24 октября 2022 г.
Технологии – подарок, который стоит преподнести вашим командам EHS
8 декабря 2021 г.
Непрерывность бизнеса и COVID-19.
Программное обеспечение Five Key Buckets помогает
19 авг. 2021 г.
Комплаенс или аудит рисков, каков наилучший подход?
3 марта 2021 г.
10 шагов, которые сделают вашу программу безопасности от хорошей до отличной
28 января 2021 г.
Может ли система управления безопасностью улучшить культуру в новом году?
8 января 2021 г.
Плохие системы безопасности и хорошие люди
30 июня 2020 г.
Культура соблюдения безопасности. Все еще?
4 марта 2020 г.
Повышение ответственности за безопасность
28 января 2020 г.
Увидеть все
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Понимание знаков безопасности и опасностей подвесного подъемного оборудования
Поскольку тяжелое промышленное оборудование спроектировано и сконструировано для подъема, транспортировки и маневрирования больших и плотных грузов на объекте, подвесные погрузочно-разгрузочные системы, включая краны, подъемники и монорельсы, могут представлять угрозу безопасности для операторам и другому персоналу, если они используются неправильно или с надлежащей осторожностью. Чтобы снизить риск получения травм, на оборудование добавляются знаки безопасности, информирующие пользователей о характере и степени связанных с этим опасностей. Они могут иметь форму наклейки, этикетки, таблички, шнуровой бирки, тиснения, штамповки или травления и могут описывать меры предосторожности или действия по уклонению, которые необходимо предпринять. Знаки могут также содержать инструкции по устранению или уменьшению опасности.
Знаки безопасности продукта включают одно из четырех ключевых сигнальных слов, обозначающих степень или уровень серьезности опасности: «ОПАСНОСТЬ», «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ», «ВНИМАНИЕ» и «ВНИМАНИЕ». Их использование и применение определяются двумя отдельными стандартами:
- Стандарт Американского общества инженеров-механиков 2-2016: Мостовые и козловые краны, раздел 2-1.1.5, гласит следующее о предупреждениях:
- Краны напольные и дистанционно управляемые. Табличка или этикетки безопасности ДОЛЖНЫ быть прикреплены к подвесной станции, портативной рабочей станции или нагрузочному блоку. Этикетка или этикетки должны соответствовать стандарту ANSI Z535. 4. Этикетки должны включать, помимо прочего, предупреждения о превышении номинальной нагрузки, подъеме неотцентрованных грузов, подъеме людей, подъеме грузов над людьми и эксплуатации поврежденного или неисправного крана.
- Краны с кабиной и консолью. Знак или знаки безопасности ДОЛЖНЫ быть прикреплены к кабине или релингу. Этикетка или этикетки должны соответствовать стандарту ANSI Z535.4. Этикетки должны включать, помимо прочего, предупреждения о превышении номинальной нагрузки, подъеме неотцентрованных грузов, подъеме людей, подъеме грузов над людьми и эксплуатации поврежденного или неисправного крана.
- Шкафы управления электрооборудованием. Должна быть прикреплена табличка безопасности, соответствующая ANSI Z535.4.
- Стандарт ANSI Z535.4-2011 (R2017) Американского национального института стандартов: знаки и этикетки, касающиеся безопасности продукции, определяет четыре ключевых сигнальных слова следующим образом:
- ОПАСНОСТЬ – Указывает на опасную ситуацию, которая, если ее не избежать, приведет к смерти или серьезной травме. Это сигнальное слово должно быть ограничено самыми крайними ситуациями. Слово ОПАСНО должно быть написано безопасными белыми буквами на безопасном красном фоне.
- ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ – Указывает на опасную ситуацию, которая, если ее не избежать, может привести к смерти или серьезной травме. Слово ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ должно быть написано безопасными черными буквами на безопасном оранжевом фоне.
- ОСТОРОЖНО – Указывает на опасную ситуацию, которая, если ее не избежать, может привести к травме легкой или средней степени тяжести. Его также можно использовать без символа предупреждения об опасности в качестве альтернативы «УВЕДОМЛЕНИЕ». Слово ОСТОРОЖНО должно быть написано черными буквами безопасности на желтом фоне безопасности.
- УВЕДОМЛЕНИЕ – «УВЕДОМЛЕНИЕ» является предпочтительным сигнальным словом для действий, не связанных с травмами. Символ предупреждения об опасности не должен использоваться с этим сигнальным словом. В качестве альтернативы «УВЕДОМЛЕНИЕ» может использоваться слово «ВНИМАНИЕ» без символа предупреждения об опасности для обозначения сообщения, не связанного с травмами. Слово УВЕДОМЛЕНИЕ должно быть написано белыми буквами на безопасном синем фоне.
Передовой опыт применения и использования знаков безопасности включает обеспечение их размещения на изделии таким образом и с такой ориентацией, которые позволяют пользователю видеть и читать их с безопасного расстояния. Они также должны быть закреплены таким образом, чтобы не отвлекать сотрудников и не создавать опасной ситуации. Их не следует применять в местах, где движение опасного устройства может их удалить. Все формулировки должны быть краткими и понятными. Если несколько сообщений должны быть включены в один знак, между ними должно быть достаточно места для визуальной ясности; если требуются подробные инструкции, знак должен отсылать читателя к руководству по эксплуатации производителя.
В рамках предсменной проверки оператор должен подтвердить наличие и разборчивость любых знаков безопасности продукта, прикрепленных к крану, подъемнику или монорельсовой системе, в качестве одного из нескольких пунктов предэксплуатационного контрольного списка.