Обслуживание щелочных аккумуляторных батарей: Правила эксплуатации щелочных аккумуляторов! | Статьи компании ООО «KRONVUZ» г Москва

Технологии изготовления аккумуляторов

Гелевые и AGM

Гелевые и AGM аккумуляторные батареи содержат электролит не в «классическом» жидком виде, а в связанном, гелеобразном состоянии (отсюда и название типа батареи).
Инженерам на протяжении более чем полторы сотни лет истории аккумуляторных батарей приходилось решать множество проблем, задач. Одной из важнейших проблем было осыпание активного вещества с поверхности пластин-электродов. Этот вопрос временно решили путем добавления в состав оксида свинца различных присадок — сурьмы, кальция и т.д. Еще одной очень важной задачей было обеспечение безопасности эксплуатации батарей, т.к. электролит — водный раствор серной кислоты — мог легко вытечь при повреждении корпуса АКБ. Не надо рассказывать, насколько агрессивным химическим веществом является серная кислота. Необходимо было найти способ не допустить, минимизировать возможность утечки электролита при повреждении корпуса батареи.

Эта проблема была решена путем иммобилизации электролита.
В гелевых батареях электролит находится в гелеобразном состоянии. Т.к. гель гораздо более плотный и менее текучий, чем жидкость, это решило сразу обе проблемы — активное вещество уже не осыпалось (плотная окружающая среда фиксировала его) и электролит не вытекал (гель имеет низкую текучесть).
Отличие в AGM аккумуляторах в том, что между пластинами-электродами находится специальный пористый материал, дополнительно удерживающий электролит и защищающий электроды от осыпания. Сама аббревиатура «AGM» так и расшифровывается — Absorbent Glass Mat (абсорбирующий стекловолоконный материал, пропитанный электролитом).
Благодаря тому, что гель в аккумуляторах находится фактически в зафиксированном состоянии, данные батареи не боятся наклонов. Производители пишут даже, что эксплуатация батареи допустима в любом положении (кроме перевёрнутого). Хотя это лишь маркетинговое высказывание, т.к. все равно не стоит держать AGM и гелевые АКБ в перевернутом состоянии.

Отличная виброустойчивость — это не единственное положительное качество AGM и гелевых аккумуляторов. Данные типы батарей имеют низкую скорость саморазряда, благодаря чему их можно хранить долгое время без критического снижения заряда. Хранить следует в заряженном состоянии.

AGM и гелевые АКБ могут выдавать одинаково высокий ток вплоть до полного разряда. При этом они не боятся переразряда, полностью восстанавливая после подзарядки свою номинальную емкость.

Если при разряде AGM и гелевые аккумуляторы менее капризны, чем классические, то с зарядом батарей ситуация совсем иная. Недопустим ускоренный заряд — процесс зарядки AGM и гелевых аккумуляторных батарей должен происходить гораздо меньшим током. Для этого даже используются специальные зарядные устройства, подходящие для зарядки только AGM и гелевых аккумуляторов. Хотя на рынке имеются и универсальные ЗУ, умеющие, по заверениям производителей, производить зарядку всех типов батарей. Насколько это соответствует действительности — необходимо смотреть внимательно, обращая внимание на репутацию и гарантии производителя.

К сожалению, AGM и гелевые батареи при очень низких температурах ведут себя хуже, чем классические. Это связано с тем, что гель становится менее проводимым при снижении температуры. При благоприятных условиях эксплуатации AGM и гелевые аккумуляторные батареи могут работать до 10 лет.

Благодаря своей абсолютной герметичности, относительной виброустойчивости и своей фактической (а не просто маркетинговой) необслуживаемости AGM и гелевые батареи широко применяются там, где классические АКБ использовать опасно или невыгодно: внутри помещений (например, в источниках бесперебойного питания), в мототехнике (мотоцикл, в отличие от автомобиля, едет, периодически отклоняясь от вертикальной плоскости), в морском и речном транспорте (данные аккумуляторы не боятся качки, свойственной судам). Разумеется, AGM и гелевые батареи также применяются и в автомобилях. Чаще всего — в престижных иномарках, что обусловлено довольно высокой ценой этих АКБ (плата за качество и надежность).

Щелочные

Как известно, в качестве электролита в аккумуляторах может использоваться не только кислота, но и щелочь. Существует множество разновидностей щелочных АКБ, но мы рассмотрим только те, что нашли применение в автомобилях.

Автомобильные щелочные аккумуляторы бывают двух типов: никель-кадмиевые и никель-железные. В никель-кадмиевой батарее положительные пластины покрыты гидроксооксидом никеля NiO(OH) (он же гидрат окиси никеля III или метагидроксид никеля), отрицательные пластины — смесью кадмия и железа. В никель-железной батарее положительные пластины покрыты тем же составом, что и в никель-кадмиевой батарее — гидроксооксидом никеля. Отличие лишь в отрицательном электроде — в никель-железном аккумуляторе он сделан из чистого железа. Электролитом в обоих типах аккумуляторов является раствор едкого калия КОН.

Пластины-электроды в щелочных батареях упаковываются в «конверты» из тончайшей перфорированной металлической пластины. В эти же конверты запрессовывается активное вещество. Это позволяет сильно повысить виброустойчивость батарей.

У щелочных АКБ есть интересная особенность: в никель-кадмиевых аккумуляторах положительных пластин на одну больше, чем отрицательных, и находятся они по краям, соединяясь с корпусом. В никель-железных аккумуляторах все наоборот — отрицательных пластин больше, чем положительных.

Еще одной особенностью щелочных батарей является то, что в них при протекании химических реакций не расходуется электролит. По этой причине его требуется меньше, чем в кислотных, где приходится наливать электролит с запасом по причине его «выкипания».

У щелочных аккумуляторных батарей есть ряд преимуществ по сравнению с кислотными:

  • Хорошая переносимость переразрядов. При этом батарея может храниться в разряженном состоянии без потери своих характеристик, чего нельзя сказать про кислотные АКБ.
  • Щелочные батареи относительно легко переносят перезаряд. При этом есть мнение, что их лучше перезарядить, чем недозарядить.
  • Щелочные аккумуляторы гораздо лучше работают в условиях низкой температуры. Это позволяет почти безотказно обеспечивать запуск двигателей в зимнее время.
  • Саморазряд щелочных батарей ниже классических кислотных.
  • Из щелочных АКБ не выделяются вредные испарения, чего нельзя сказать про кислотные АКБ.
  • Щелочные аккумуляторы умеют накапливать больше энергии на единицу массы. Это дает возможность дольше выдавать электрический ток (при тяговом режиме эксплуатации).

Однако у щелочных аккумуляторных батарей есть и недостатки, если сравнивать с кислотными:

  • Щелочные аккумуляторы выдают напряжение меньше, чем кислотные, из-за чего приходится объединять большее количество «банок» для достижения нужного напряжения. По этой причине, при одинаковом напряжении, габариты щелочного аккумулятора будут больше.
  • Щелочные никель-кадмиевые аккумуляторы обладают «эффектом памяти».
  • Щелочные аккумуляторы дороже кислотных.

Щелочные батареи в настоящее время используются чаще в качестве тяговых аккумуляторов, чем стартерных. Из-за своих габаритов большинство выпускаемых стартерных щелочных АКБ — для грузовиков.

Перспектива широкого использования щелочных батарей на легковых автомобилях пока туманна.

Литий-ионные

Литий-ионные аккумуляторные батареи – это то перспективное направление химических источников тока, которое за рубежом уже давно очень активно применяется в энергетике. Плюсы данных решений – неоспоримы. По сравнению с традиционными свинцово-кислотными и щелочными аккумуляторами, литиевые обладают рядом преимуществ, которые востребованы в повседневной жизни: большая энергоемкомкость, меньший вес, меньшие габариты, безопасность, экологичность, быстрое время заряда, большие разрядные токи. (Перечислен не весь перечень). Разновидности литий-ионных аккумуляторов множатся, с каждой новой разработкой улучшая характеристики. В энергетике появление таких АКБ, позволило дать старт развитию рынка накопителей электроэнергии в том числе при эксплуатации ДГУ для экономии топлива при энергоснабжении удаленных поселков, пересмотреть подходы к эксплуатации автономных систем с возобновляемыми источниками энергии таких, как солнечные и ветряные электростанции, позволило переоснастить источники бесперебойного питания, что дало не только экономический эффект, то и позволило решить сложные технические задачи с регулярными веерными отключениями, уменьшить размеры помещения по размещению ИБП, существенно сократить издержки по вентиляции и кондиционированию, увеличить ресурс работы и межсервисные промежутки по техническому обслуживанию и др.

Типов литий-ионных аккумуляторов уже насчитывается достаточное количество. Вот некоторые из них:

  • LiCoO2 Литий-кобальтовые
  • LiFePO4 Литий-железо-фосфатные
  • LiMn2O4 Литий-марганцевые
  • LiNMC Литий-никель-марганец-кобальтовые
  • LiNCA Литий-никель-кобальт-алюминиевые
  • LiSOCl2 Литий-хлористый тионил
  • Li4Ti5O12 Литий-титанатные

Для работы в составе источников бесперебойного питания нами были выбраны LiFePO4. Литий-железо-фосфатные аккумуляторы, как самые безопасные в эксплуатации. Данные решения актуальны в ИБП мощностью от 10 до 800 кВа и выше.
Сравнительные характеристики аккумуляторов различного типа:

Характери-стики системыСвинцовыйНикель-кадмиевыйНикель-металл-гидридныйЦинк-марганцевыйНикель-хлоридныйЛитий-ионный
Запасаемая энергия, Втч/кг 25-3036-425070-807580-100> 100
Удельная мощность, Вт/кг 100-120148-18415022070-90> 300
Циклируемость> 500> 1000100030-100600-1000> 2000
Основные преимущества cистемыДешевизнаХорошая циклируемость.Хорошая циклируемость.Дешевизна. ЭффективностьДешевизна. ЭффективностьВысокие характеристики. Экологичность. Отсутствие. Эффекта памяти.
Основные недостаткиЭкологическая опасностьЭкологически вредный. Высокий саморазряд. Эффект памяти.Высокий саморазряд. Взрыво-опасностъ.Низкая мощность. Плохая циклируемость.Сильный саморазряд. Наличие высоких температур.Более высокая стоимость энергии.

При сравнении различных типов аккумуляторов достаточно очевиден факт наилучших технических характеристик у литий-ионных аккумуляторов. Теперь рассмотрим их разновидности и сравним технические характеристики (Рассматриваем решения только с графитовым анодом, т.к. Li4Ti5O12 (Титанат) дорог , а эксплуатация ИБП предусматривается в закрытых теплых помещения) :

Материал катодаLi-кобальт
LiCoO2
Li-марганец
LiMn2O4
Li-фосфат
LiFePO4
NMC1
LiNiMnCoO2
Материал анодаГрафит
Напряжение на ячейке, В3,60/3,703,803,303,60/3,70
Максимальное напряжение заряда, В4,204,203,604,20
Ресурс500-1000500-10001000-30001000-3000
Срок службы, год (до 0,8Сн)4386
Рабочая температура (диапазон)СреднийСреднийХорошийХороший
Удельная энергия, Вт∙ч/кг150-190100-13590-120140-180
Удельная энергия, Вт∙ч/л223189261
Максимальный ток, А1C10C (40C импульс)3C (10C импульс)10C
Саморазряд, %/месяц1%5%0. 05%1%
Стоимость (Дол.США /кВтч)Очень высокаясредняянизкаянизкая
Безопасностьнизкая безопасностьУмеренно безопасныБезопасныУмеренно безопасны
Тепловой пробой3150 °C (302° F)250 °C (482° F)270 °C (518° F)210 °C (410° F)
Год начала производства1994199619992003
Исследователи и производителиSanyo, GS Yuasa, LG Chem, Hitachi, Samsung, ToshibaHitachi, Samsung, Sanyo, GS Yuasa, LG Chem, ToshibaA123, GS Yuasa, BYD, ATL, Lishen, JCI/SaftSony, Sanyo, LG Chem, GS Yuasa, Hitachi, Samsung
ЗаметкиВысокая удельная энергия, низкая мощностьВысокая мощность, хорошая удельная энергияВысокая мощность, средняя энергия, надежный и безопасныйВысокая удельная энергия, высокая мощность

Применение LiFePO4 на начальном этапе в источниках бесперебойного питания определена в основном – безопасностью, если сравнивать с LiNiMnCoO2. Изделия на NMC набирают обороты. Мы так же воспользуемся данным решением при постановке более сложных и более требовательных по техническим характеристикам задач, но пока решения на железо-фосфате достаточны!


Идет непрерывная работа над усовершенствованием существующих типов аккумуляторных батарей. В исследовательских центрах ищут способы увеличения энергоемкости источников питания, что позволит уменьшить размеры аккумуляторов. Для северных районов очень пригодится изобретение морозоустойчивой батареи (и тогда не было бы проблемы отказа завода двигателя в сильные морозы).

Очень важна работа и в направлении обеспечения экологичности, т.к. нынешние технологии производства аккумуляторных батарей не могут обойтись без использования ядовитых и просто опасных веществ (взять хотя бы свинец или серную кислоту).

Вряд ли у традиционных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей есть будущее. AGM батареи — это промежуточный этап в эволюции. Аккумулятор будущего не будет иметь в своем составе жидкость (чтобы ничего не вылилось при повреждении), будет иметь произвольную форму (чтобы была возможность использовать все возможные пустоты автомобиля), а также множество других параметров, которые позволят автовладельцам наслаждаться поездкой, а не нервничать по поводу того, что аккумуляторная батарея может отказать в самый неподходящий момент.

Техническое обслуживание и текущий ремонт щелочной аккумуляторной батареи. Технические данные щелочной аккумуляторной батареи 46ТПНЖ550

1 Техническое обслуживание и текущий ремонт щелочной аккумуляторной
батареи.

1.1
Условия работы щелочных аккумуляторных батарей.

Они
работают  в тяжелых условиях. На
них оказывают влияние атмосферные и температурные условия, динамические
воздействия (вибрация, толчки, удары), возникающие при движении по неровностям
пути, перегрузки, частые изменения режима работы, буксование, перепады
напряжения, не стабильность тока. Все это ведет к возникновению у них  различных   
неисправностей.

Атмосферные
условия существенно влияют на работу щелочных аккумуляторных батарей. В
окружающем воздухе в зависимости от времени года содержатся влага, пыль, снег.
Все это с охлаждающим воздухом, а иногда через не плотности проникает вовнутрь
машин.

Температура окружающей
среды меняется от +40 до —50°С. Высокая температура окружающей среды ухудшает
охлаждение машины;. При низкой температуре в период отстоев может происходить
разряд и замерзание электролита

Колебания напряженияконтактной сети ухудшают процесс зарядки аккумуляторных батарей. Колебания
напряжения в больших пределах возникают при отрыве полоза токоприемника от
контактного провода. При буксовании колесных пар и электрическом торможении
повышается напряжение на зажимах аккумулятора.

Во время эксплуатации
батареи на тепловозе необходимо содержать батарею в чистом и сухом виде.
Контактные соединения батареи должны быть чистыми, а гайки плотно затягивать
перемычки. Аккумуляторные пластины должны быть всегда покрыты электролитом, а
содержание карбонатов не должно превышать 70 г/л, ил содержание СО2  не
более 22г/л. Следить за чистотой вентиляционных пробок, т.к. при закупоривании
отверстий пробки вследствие давления скопившихся газов в аккумуляторе может
произойти повреждение сосуда. Во время работы пробки должны быть плотно
завернуты в горловину.

       1.2
Технические данные щелочной аккумуляторной батареи  46ТПНЖ550

Тепловозная

Никель-железная

Постоянный ток

Число
аккумуляторов-46

Номинальное
напряжение- 57,5 В.

Номинальная емкость
при 5ичасовом режиме- 550 А*ч.

Масса батареи без 
электролита-1625 кг.

Масса батареи с
электролитом- 2100 кг.

Ток при шестичасовом
режиме заряда -150 А.

1.3 Основные неисправности щелочной аккумуляторной
батареи тепловоза и составление технологической схемы ремонта.

Основные неисправности щелочной
аккумуляторной батареи типа ТПЖН-550, их причины и способы устранения
представлены в таблице1

Таблица 1-Неисправности щелочной
аккумуляторной батареи, их                      

          причины и способы устранения.












Виды
неисправностей

Причины

Способ устранения

Сопротивление
изоляции ниже нормы

1. Разрыв
резинового чехла

2.Оседание
конденсата

1.Заменить чехол

2. Очистить
батарею

Низкий уровень
электролита

1.”Выкипание” в
процессе эксплуатации

1. Откорректировать уровень дистиллированной
воды

Низкая плотность
электролита

1. Разряженная
батарея

2. Химико –
временной фактор

1. Подзарядить
батарею

2.
Откорректировать плотность электролита

Повышенное
содержание карбонатов

1. Химическая
реакция

1. Заменить
электролит

Наличие
выпуклости на стенках банки

1. Тепловые
деформации

1.Заменить
аккумуляторную банку

Течь банки

1. Разрушение
сварных швов

1. Заварить
сварные швы газовой сваркой

Изменение
полярности (переполюсовка)

1. Большой
саморазряд

2. Внутреннее
короткое замыкание между пластинами

1. Заменить
аккумуляторную батарею.


Внутреннее
кроткое замыкание

1. Вымывание
активной массы из электродов

2.Падение сопротивления  изоляции

1. Заменить
“больной” элемент

2. Промыть банку

Пониженная
ёмкость






Виды
неисправностей

1. Низкая
плотность электролита

2. Пассивация
пластин




Причины

1. Откорректировать уровень и плотность электролита

2. Заменить “больной” элемент



Способ
устранения

Низкое напряжение
батареи

1.Химико-временной
фактор

2. Разряженная
батарея

1. Подзарядить
батарею

2. Заменить
“больной” элемент

 1.4 Сроки
регламентированной ( планово-предупредительной )работы системы технического
обслуживания (ТО).

Техническое
обслуживание:ТО-2 (час)           48

ТО-3(т.км/сут)     7.5/20

Текущий
ремонт:            ТР-1(т.км/сут)      30/2.5  

ТР-2(т.км/сут)      120/10

ТР-3(т.км/сут)       240/20

Капитальный
ремонт:        КР-1(тыс.км/лет)   720/5

КР-2(тыс.км/лет)    1440/10

Техническое обслуживание

Включает в себя комплекс
работ для поддержания
тепловоза в исправности или только работоспособности при подготовке и
использовании их по назначению. Предназначено для предупреждения появления
неисправностей и поддержания работоспособности, чистоты и санитарно-гигиенического
состояния тепловозов, смазки трущихся частей в межремонтный период, особого контроля за ходовыми
частями, тормозным оборудованием, устройством АЛСН, скоростемеров, приборами
бдительности и радиосвязи, обеспечивающими
безопасность движения поездов.

Текущие ремонты

Предназначены для
восстановления основных эксплуатационных характеристик и работоспособности
локомотивов в соответствующих
межремонтных периодах путём ревизии, замены, ремонта . или восстановления отдельных
узлов, агрегатов и деталей, испытаний и регулировки, а также частичной модернизации.

Капитальный ремонт

Предназначен для
восстановления эксплуатационных характеристик, исправности и срока службы тепловоза путем
ремонта или замены только изношенных или поврежденных деталей и агрегатов.
Проверяют состояние остальных составных частей с устранением обнаруженных
неисправностей. Отдельные составные части подвергают модернизации. Производят полное
восстановление неисправностей и срок службы тепловоза путём замены или
восстановления любых его частей, включая базовые (блок дизеля, раму тележки, замену всей
электропроводки не зависимо от её состояния), с последующей регулировкой всех узлов и агрегатов.

Техническое обслуживание (ТО-4)

Производится отточка колесных
без выкатки из-под тепловоза на станке КЖ-20, как правило совмещается с ТО-3.

Техническое обслуживание (ТО-5)

В связи с малой грузоёмкостью и грузооборотом, часть
локомотивов

Уход и обслуживание — Аккумулятор для США

Главная » Уход и обслуживание

Батарея глубокого разряда Техническое обслуживание и уход

  • Перед использованием новые батареи следует полностью зарядить.
  • Новые батареи глубокого разряда необходимо несколько раз перезарядить, прежде чем они достигнут полной емкости (25–100 циклов, в зависимости от типа). В течение этого периода емкость будет ограничена.
  • Кабели аккумуляторной батареи должны быть целыми, а разъемы всегда должны быть плотно затянуты. Всегда используйте изолированные инструменты, чтобы избежать короткого замыкания клемм аккумулятора. Рекомендуется регулярный осмотр.
  • Крышки вентиляционных отверстий должны быть правильно установлены и плотно затянуты во время эксплуатации автомобиля и зарядки аккумуляторной батареи.
  • Аккумуляторы всегда должны содержаться в чистоте, без грязи и следов коррозии.
  • Аккумуляторы всегда следует промывать водой после зарядки, за исключением случаев, когда перед зарядкой открыты пластины. Если пластины открыты, они должны быть покрыты электролитом примерно на 1/8 дюйма (добавляйте только дистиллированную воду). Проверьте уровень электролита после зарядки. Уровень электролита должен быть на 1/4 дюйма ниже дна заливной горловины в крышке элемента. (см. ниже)
  • Вода, используемая для пополнения аккумуляторов, должна быть дистиллированной или очищенной, чтобы ее TDS не превышала 200. (Общее количество растворенных твердых веществ… частей на миллион). Следует соблюдать особую осторожность, чтобы избежать металлического загрязнения (железо).
  • Для увеличения срока службы аккумуляторов их нельзя разряжать ниже 80 % их номинальной емкости. Правильный размер батареи поможет избежать чрезмерного разряда.
  • Зарядные устройства должны быть подобраны таким образом, чтобы полностью зарядить аккумуляторы за восьмичасовой период. Дефектные и неподходящие зарядные устройства могут повредить батареи или серьезно снизить их производительность.
  • Избегайте зарядки при температуре выше 120 градусов по Фаренгейту или окружающей среде, в зависимости от того, что выше. Батареи глубокого цикла необходимо периодически выравнивать. Выравнивание — это продолжительный заряд слабым током, выполняемый после обычного цикла зарядки. Этот дополнительный заряд помогает держать все клетки в равновесии. Аккумуляторы, которые активно используются, следует выравнивать один раз в месяц. Зарядное устройство с ручной синхронизацией должно увеличить время зарядки примерно на 3 часа. Зарядное устройство с автоматическим управлением следует отключать и снова подключать после завершения зарядки.