Нарезка уступов земляного полотна: Нарезка уступов при возведении земляного полотна

16.6. Уширение земляного полотна и исправление продольного профиля

При необходимости увеличения ширины
земляного полотна используются решения
по двухстороннему или одностороннему
уширению.

Двухстороннее уширение (рис. 16.14, а) по
технологическим признакам (повышенный
объём земляных работ, сложность выполнения
линейных работ, трудность использования
общестроительных дорожных машин)
целесообразно использовать при насыпях
высотой до 2 м с крутизной откоса 1:3 и
положе, если соблюдается условие Вф>ВП.Ч< 2Вф(Вф
ширина обочины существующей дороги,ВП.Ч— ширина уширения
проезжей части). Двухстороннее уширение
применяется и в тех случаях, если по
местным условиям невозможно одностороннее
уширение (близко расположены границы
зданий и сооружений, близкое расстояние
до различных коммуникаций, неблагоприятные
рельеф и грунтовогидрологические
условия, наличие охранных, запретных
зон и т. д.).

Одностороннее уширение насыпей (рис.
16.14, б) по технологичности, экономичности
(уменьшение объема земляных работ,
отсутствие необходимости в устройстве
объездного пути, сохранение оголовков
труб с одной стороны и т.д.) является
более предпочтительным, однако обладает
существенным недостатком — необходимостью
устройства дорожной одежды в ряде
случаев в зоне стыка полосы уширения с
существующей насыпью и необходимостью
смещения оси проезжей части. Одностороннее
уширение насыпей возможно как при высоте
насыпей до 2 м, так и более.

Рис. 16.14. Основные
варианты уширения земляного полотна:
а,
б, в — соответственно двустороннее,
одностороннее уширение насыпи и уширение
выемки; В
величина уширения земляного полотна;ВП.Ч— величина уширения проезжей части;Вф— фактическая ширина обочины;
1 —
существующая насыпь; 2 — уширение насыпи;
3 — положение откоса существующей насыпи;
4 — борозды на откосе; 5 и 6 — дорожная
одежда, существующая и на уширении; 7
-уступ; 8 — удаляемая часть откоса выемки

Для обеспечения надлежащего соединения
грунтов существующей наспи из связных
грунтов с отсыпаемой полосой уширения
после удаления растительного грунта
выполняют рыхление грунта или устройство
уступов. Рыхление грунта (или устройство
борозд глубиной 0,2-0,25 м) выполняют на
насыпях высотой до 2 м, а также на насыпях
до 4 м при грунтах оптимальной влажности
и с заложением откосов 1:1,75 и положе. В
остальных случаях сопряжение выполняют
с помощью уступов, устраиваемых в
процессе работ по уширению насыпи.
Высоту уступа принимают наибольшей
исходя из технологических возможностей
и обеспечивающей ширину полки не менее
1,0-1,5 м.

Уширение выемок выполняют с учётом
грунтовогидрологических условий путем
односторонней или двухсторонней срезки
откосов выемки (рис. 16.14, в). При этом для
уменьшения объёма земляных работ,
вероятности размыва при глубине выемок
более 2 м целесообразно вместо боковых
канав глубиной 0,5 м и более трапецеидальной
формы устраивать укреплённые лотки
треугольного сечения глубиной 0,3 м и
более.

При уширении насыпи следует применять
те же грунты, что и на существующей
дороге. Если это по тем или иным причинам
невозможно осуществить, используют
либо песчаные непылеватые грунты, либо
(в случае насыпи из связных грунтов)
глинистые грунты с числом пластичности
не выше, чем у грунтов существующей
насыпи.

Песчаные грунты с коэффициентом
фильтрации Кф1 м/сут следует применять:

при наличии пучинообразования на
существующей дороге на глубину 1,0-1,2 м
от поверхности покрытия;

на подтопляемых участках, в местах
длительного стояния поверхностных вод,
на слабых основаниях — в нижней части
насыпи на 0,5 м выше уровня поверхностных
вод.

Если при ведении работ по уширению не
удаются изложенные выше положения по
подбору грунта, технологии, конструктивным
решениям и т.д., может иметь место снижение
надёжности конструкции в части её
устойчивости и прочности. В этих условиях
целесообразно использовать дополнительные
мероприятия, в частности: уположение
откосов, устройство дренажа, устройство
прослоек и геосинтетических материалов.
Эти решения необходимо применять и при
выполнении работ по уширению в сложных
условиях (уширение насыпей на слабых
основаниях, в стеснённых условиях с
устройством откосов повышенной крутизны
и т. д.).

Для повышения прочности и устойчивости
присыпной части насыпи при уширении
целесообразно использовать прослойки
из геосинтетических материалов.
Возможность применения геосинтетических
материалов при уширении насыпей
определяется их свойствами и соответствием
задачам, возникающим при выполнении
этих работ.

Решения с применением геосинтетики при
уширении земляного полотна наиболее
эффективны в сложных условиях производства
работ на слабых основаниях (болота,
переувлажнённые минеральные грунты),
в стеснённых условиях, когда традиционные
решения не приносят требуемого эффекта
с точки зрения прочности конструкции
(рис. 16.15).

Рис. 16.15. Конструктивные
решения по уширению земляного полотна
с применением геосинтетических материалов
(ГМ):
а, б — соответственно уширение
насыпи на слабом основании и в стеснённых
условиях; В— величина уширения земляного полотна;ВП.Ч— ветчина уширения проезжей части;Вф— ширина обочины существующей дороги;ВП— ширина проектируемой
обочины;
1, 2 — существующая насыпь и
дорожная одежда; 3 — уширение дорожной
одежды; 4 — уширение насыпи; 5 — положение
откоса существующей насыпи; 6 — уступ; 7
— прослойки ГМ; 8 — полуобойма; 9 — слабое
основание

При уширении насыпи на слабом основании
целесообразно использовать прослойки
из нетканых геосинтетических материалов
в качестве комплексных мероприятий
(защитно-армирующих, дренирующих,
технологических), влияющих прямо
(повышение устойчивости за счёт
армирования основания уширения) и
косвенно (улучшение условий отсыпки
грунта уширения) на прочность уширения
земляного полотна. В этом случае
укладывают несколько прослоек по высоте
уширения, заводя их на устраиваемый
уступ, ширина полки которого не должна
быть меньше, как правило, 1,0 м, чем
обеспечивается надлежащая заделка
геосинтетического материала. Пересекая
предполагаемую поверхность скольжения,
прослойки воспринимают часть сдвигающих
усилий. Расположение прослоек по высоте
уширения назначают с учётом следующих
положений:

в нижней части уширения, наиболее
нагруженной и непосредственно
контактирующей со слабым основанием,
целесообразно размещать не менее двух
прослоек: на песчаном, выравнивающем
слабое основание, слое толщиной 0,2-0,3 м
и на высоте 0,8- 1,0 м от него;

в верхней части рабочего слоя, где
предъявляются повышенные требования
к уплотнению грунтов, целесообразно
размешать хотя бы одну прослойку
непосредственно по подошве верхнего
из уплотняемых грунтовых слоев уширения.

Остальные прослойки распределяют
равномерно по высоте насыпи уширения.
Для обеспечения равнопрочности
конструкции полотна геосинтетические
материалы укладывают только путём
раскатки рулонов в направлении, поперечном
оси насыпи.

При устройстве уширения в стеснённых
условиях с откосами крутизной, превышающей
наибольшую по СНиП, может быть применено
решение (рис. 16.15, б), когда грунт уширения
заключают в обоймы из геосинтетического
материала. Здесь предпочтительно
применение более жёстких материалов.
При такой крутизне откосов обеспечение
местной устойчивости возможно с помощью
защитной прослойки из ГМ. Таким образом,
наилучшим вариантом решения с точки
зрения применяемых материалов было бы
применение жёстких армирующих сеток
для создания обойм и нетканых иглопробивных
материалов на поверхности откоса в
качестве защитных прослоек.

Создание конструкции «грунт в обойме»
приводит к повышению общей устойчивости
откоса уширения за счёт пересечения
предполагаемой поверхности скольжения
работающими на растяжение прослойками
и восприятия ими бокового давления
грунта, а также обеспечивает и местную
устойчивость. На этой основе создается
возможность увеличения заложения
откосов до 1:0,75 и уменьшения полосы
отвода при обеспечении прочности
конструкции.

Уширение земляного полотна включает
послойную отсыпку, распределение и
уплотнение грунта. При уширении 3 м и
более работы выполняют обычным образом:
подвозят грунт автомобилями-самосвалами,
распределяют бульдозером (гусеницы
трактора или колёса тягача не должны
проходить ближе 0,7 м от внешнего края
уплотняемого слоя), уплотняют катком
на пневмошинах челночными проходами
(не ближе чем 0,5 м от внешнего края
уплотняемого слоя). Толщину отсыпаемого
слоя принимают из расчёта достижения
требуемой плотности.

При уширении менее 3 м принимают один
из двух вариантов отсыпки с последующим
выбором на основе технико-экономического
анализа:

отсыпка уширяемой части с верха старой
насыпи с подвозом грунта
автомобилями-самосвалами по существующей
дороге и его смещением бульдозером
после выгрузки за бровку;

отсыпка уширяемой части на большую, чем
требуется, ширину, достаточную для
производства работ имеющейся техникой
(не менее 3 м), что предполагает увеличение
объёма земляных и подготовительных
работ.

Уступы, если они необходимы, устраивают
при пологих откосах (крутизна менее
1:3) автогрейдером при проходах его вдоль
насыпи. При более крутых откосах уступы
вырезаются по мере отсыпки грунта на
уширяемой части с поверхности уже
отсыпанного слоя. Для этого срезают
откос краем ножа бульдозера или
автогрейдера при их продольном проходе
по уже отсыпанной части уширения.

Устройство прослоек из геосинтетических
материалов выполняют по подготовленному
(выровненному и уплотненному) грунтовому
основанию. Рулоны геосинтетических
материалов и анкеры (скобы) для их
крепления к грунту транспортируют к
месту производства работ и равномерно
разгружают вдоль насыпи по длине
захватки. Количество рулонов определяется
суммарной длиной полотен прослойки с
учётом взаимного перекрытия их краевых
участков.

Исправление продольного профиля.
Исправление продольного профиля при
ремонте дороги осуществляется путём
увеличения высоты насыпей и глубины
выемки существующей дороги. Такие работы
необходимы для смягчения продольного
уклона, обеспечения видимости в продольном
профиле или обеспечения снегонезаносимости.

Увеличение высоты насыпей производят
также на снегозаносимых участках с
целью поднятия бровки земляного полотна
до отметки снегонезаносимой насыпи; на
пучинистых участках и участках с высоким
уровнем грунтовых или стоячих поверхностных
вод до отметки, превышающей капиллярное
поднятие воды. Существующие насыпи
высотой более 3 м повышают только в
исключительных случаях.

Увеличение высоты насыпей. При повышении
высоты насыпи неизбежно происходит её
уширение по подошве и по всей высоте по
сравнению с существующей дорогой за
счёт изменения заложения откосов (рис.
16.16).

Рис. 16.16. Схема
определения геометрических размеров
земляного полотна при увеличении высоты
насыпи

Как правило, у старых дорог заложение
откосов насыпей небольшой высоты
составляет 1:1 или 1:1,5. В то же время по
современным нормам крутизну откосов
насыпей высотой до 3 м на дорогах I-III
категорий следует назначать с учётом
обеспечения безопасного съезда
транспортных средств в аварийных
ситуациях, как правило, не круче 1:4, а
для дорог других категорий при высоте
откоса насыпи до 2 м — не круче 1:3. Такие
откосы достаточно укрепить травосеянием
или одерновкой. На ценных землях
допускается увеличение крутизны откосов
до предельных значений от 1:1 до 1:1,75 в
зависимости от типа грунта насыпи с
разработкой дополнительных мероприятий
по обеспечению безопасности движения
и укреплению откосов. Аналогичные
решения могут быть приняты и для других
условий при технико-экономическом
обосновании.

Величина уширения на уровне отметки
бровки земляного полотна существующей
дороги может быть определена по формуле

а = m2h,
м, где
                                                                                                                 
(16.1)

m2— заложение откоса насыпи
после ее повышения;

h— увеличение высоты насыпи, м.

Величина уширения по подошве насыпи
составит

Вн=m2h2m1h1,
м, где
                                                                                                    
(16. 2)

h1— высота насыпи до реконструкции,
м;

h2— общая высота насыпи после
реконструкции, м;

m1— заложение откоса насыпи
до реконструкции.

Увеличение высоты насыпи может быть
без изменения положения оси дороги и с
изменением (смещением) оси дороги в
плане.

Выбор порядка и технологии производства
работ при повышении высоты насыпей
зависит от большого количества факторов:
высоты старой насыпи и крутизны её
откосов, величины повышения насыпи и
крутизны новых откосов, положения оси
дороги до и после повышения насыпи, типа
и состояния дорожной одежды, грунтов и
системы водоотвода и т.д.

При увеличении высоты насыпи старую
дорожную одежду, как правило, разбирают,
перерабатывают и обогащают новым
материалом, а затем обогащенный материал
используют при строительстве новой
дорожной одежды или на других дорожных
работах. Однако могут быть и другие
варианты использования старой дорожной
одежды. При повышении насыпи на 0,25-0,30
м, а в некоторых случаях и до 0,5 м старую
дорожную одежду используют как основание,
на котором устраивают новую дорожную
одежду. Окончательное решение принимают
после технико-экономического сравнения
вариантов, в которых учитывают затраты
на снятие старой одежды, переработку и
обогащение получаемых материалов,
повторную укладку этих материалов в
дорожную одежду и сравнивают эти затраты
с расходами на строительство новой
дорожной одежды.

Аналогичные расчёты производят при
значительном увеличении высоты насыпи.
Как правило, более экономичным является
вариант снятия старой дорожной одежды
с дальнейшим использованием её материалов
в дорожных конструкциях. Но в некоторых
случаях при разборке гравийных или
щебёночных покрытий материалы оказываются
настолько измельченными, слабопрочными
и загрязненными, что затраты на их
переработку и обогащение превышают
стоимость строительства новой дорожной
одежды. В этом случае дорожную одежду
не разбирают, а засыпают грунтом в
земляном полотне.

При небольшом повышении насыпи (до 40-50
см) работы производят путём отсыпки
слоя грунта на обочины после снятия
растительного слоя с обочин и верхней
части земляного полотна. Работы выполняют
в такой последовательности:

снятие растительного слоя с обочин и
верхней части откосов на высоту 0,5-0,6 м;

послойная разборка и удаление материалов
слоя старой одежды;

послойная засыпка корыта грунтом и его
уплотнение;

отсыпка песчаного слоя, устройство
новой дорожной одежды;

досыпка обочин и их укрепление.

Если старая одежда остается как основание
новой, поднятие земляного полотна, по
существу, сводится к досыпке грунта на
обочины и его уплотнению.

При необходимости увеличить высоту
насыпи более чем на 0,5 м работы ведутся
снизу вверх от подошвы насыпи так же,
как и при уширении земляного полотна.
После снятия растительного слоя с
откосов насыпи, кюветов и поверхности
прилегающей полосы, где будет размещена
подошва новой насыпи, засыпают кюветы
или боковые канавы с послойным уплотнением
грунта. Затем так же, как и при уширении,
послойно отсыпают новые откосные части
насыпи с рыхлением старого откоса или
нарезкой уступов.

Если ширина отсыпаемого откоса достаточна
для работы бульдозера, автогрейдера и
катков, каждый уступ нарезают шириной
0,3-0,5 м, высотой равной высоте отсыпаемого
слоя (0,25-0,35 м). Отсыпают и уплотняют
грунт. Затем нарезают второй снизу уступ
и так отсыпают откосную часть до бровки
старой насыпи.

Если ширина отсыпаемого откоса меньше
1,5-2,0 м, может быть принят один из двух
вариантов:

а) увеличивают ширину уступа так, чтобы
обеспечить возможность работы дорожных
машин при послойной отсыпке откосной
части земляного полотна;

б) увеличивают ширину вновь отсыпаемых
слоев, которые после возведения насыпи
срезают, а грунт перемешают на другие
участки работы.

Таким образом отсыпается новая откосная
часть насыпи до уровня бровки земляного
полотна существующей дороги. Дальнейшее
повышение насыпи выполняется по обычной
технологии возведения земляного полотна.
Следует отметить, что при увеличении
высоты насыпей необходимо соблюдать
те же требования к грунтам, их
взаиморасположению и степени уплотнения,
что и при уширении земляного полотна.

Увеличение глубины выемок. Увеличение
глубины существующих выемок производится
значительно реже, чем увеличение высоты
насыпей, что объясняется более сложными
условиями осуществления таких работ.
Дело в том, что изменение проектной
линии в выемке влечёт за собой изменение
проектной линии и на подходах к ней
(рис. 16.17).

Рис. 16.17. Схема
расположения смежных участков изменения
глубины выемки и высоты насыпи при
смягчении продольного уклона:
I —
участок увеличения глубины выемки; II —
участок уменьшения глубины выемки; III
— участок, где выемка заменяется насыпью;
IV — участок увеличения высоты насыпи;
1
— линия поверхности земли; 2 — положение
красной линии до реконструкции; 3 — то
же, после реконструкции; i1,i2— максимальный
продольный уклон до и после реконструкции

При этом можно выделить ряд характерных
участков изменения продольного профиля:

участок увеличения глубины выемки — I;

участок уменьшения глубины выемки — II;

участок, где выемка заменяется насыпью,
— III;

участок увеличения высоты насыпи на
подходе к выемке — IV.

В реальных условиях некоторые из
названных участков могут отсутствовать,
но все равно организация работ по
реконструкции выемок остается сложной.
При увеличении глубины выемок неизбежны
увеличение её ширины по верху, снятие
существующей дорожной одежды, перестройка
системы водоотвода и дренажа (рис.
16.18).

Рис. 16.18. Схема
определения геометрических размеров
углубляемой выемки

В ряде случаев одновременно с углублением
выемки для повышения устойчивости
откоса или обеспечения снегонезаносимости
увеличивают заложение откосов, т.е.
уполаживают их. Увеличение ширины выемки
по верху с одной стороны в этом случае
составит

Вв=m2h2m1h1,
м, где
                                                                                                     
(16.3)

m1иm2— заложение
откоса выемки до и после реконструкции;

h1 иh2— глубина выемки
до и после реконструкции, м.

Если крутизна откоса после реконструкции
остается такой же, как и до реконструкции,
увеличение ширины выемки по верху с
одной стороны составит

Вв=m(h2h1), м, где
                                                                                                         
(16.4)

m— заложение откоса
выемки.

Работы по углублению выемок начинаются,
как правило, с устройства объезда, снятия
растительного слоя с откосов выемки и
поверхности земли на полосе уширения.
После этого производят уширение выемки
до отметки бровки существующей дороги
сначала с одной, а затем с другой стороны
или с обеих сторон одновременно. Движение
автомобилей в этот период может
осуществляться по обеим полосам проезжей
части без перерыва. При величине уширения
более 2 м разработку откосов выемки
можно выполнять бульдозером с продольным
перемещением грунта. При меньшей величине
уширения разработку откосов выемки
выполняют экскаватором-драглайн или
экскаватором с обратной лопатой, который
устанавливается наверху откоса и
разрабатывает грунт с погрузкой в
транспортные средства или в отвал.

Экскаватор может быть использован и
для разработки откосов при большой
величине уширения и большой глубине
выемки. В этом случае может быть
использован экскаватор с прямой лопатой,
который разрабатывает откос ярусами с
погрузкой грунта в транспортные средства.
При уширении и углублении больших и
глубоких выемок этот метод широко
применяется. После того как откосы
выемки разработаны на глубину до отметки
бровки существующей дороги, приступают
собственно к углублению выемки до
проектной отметки. К этому времени
должно быть закрыто движение по основной
дороге и перенесено на объезд или
организовано движение по одной стороне
проезжей части и снята дорожная одежда.

Работы по углублению выполняют скреперами
или бульдозерами. Технология работ
практически не отличается от работ по
строительству дорог. Завершающим этапом
работ по углублению выемок является
планировка и укрепление откосов, нарезка
и укрепление кюветов и водоотводных
канав.

Производство работ по уширению земляного полотна






Навигация:
Главная → Все категории → Реконструкция автомобильных дорог

Производство работ по уширению земляного полотна

Производство работ по уширению земляного полотна

Присыпаемая часть уширенного земляного полотна должна работать совместно с существующим как единая конструкция, что возможно лишь при благоприятном водно-тепловом режиме. Оптимальным решением является применение при уширении тех же грунтов, которые использовались при ее возведении. Если это невозможно, необходимо уширять насыпи только песчаными непылеватыми грунтами, строго соблюдая правила их расположения в теле насыпи. Хотя песчаные грунты из-за большой дальности возки обходятся в несколько раз дороже местных связных грунтов, первоначальные затраты всегда оправдываются в дальнейшем увеличением срока службы дорожных одежд и снижением расходов на эксплуатацию дороги. Поэтому стоимость реконструкции земляного полотна обычно на 30—50% выше сооружения нового из-за необходимости применения высококачественных грунтов и усложнения технологии работ.

После принятия в 1968 г. Верховным Советом СССР закона «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» существенно повысилась стоимость земляных работ в связи с ограничением, а во многих районах и полным запрещением устройства боковых резервов. В этих условиях важное значение приобретает выбор грунтов для реконструируемого земляного полотна.

Рис. 1. Схемы допустимого взаиморасположения грунтов в теле насыпей:

При насыпях высотой до 2 м, симметрично уширяемых с двух сторон, когда дорожная одежда располагается на существующем полотне, для досыпки можно применять любые грунты, поскольку теперь строительные нормы и правила предусматривают заложение откосов положе 1 : 3. При том же способе уширения, но в случае высоты насыпей более 2 м, пригодны только песчаные грунты, а на сухих участках допускают и супесчаные.

Если насыпь высотой до 2 м уширяют в одну сторону и на ушпрении располагается одна из раздельных проезжих частей дороги I категории, рекомендуется применять тот же грунт из которого сложено и существующее земляное полотно. При высоте насыпи более 2 м несимметрично уширяемую ее часть целесообразно возводить только из песчаных грунтов.

В настоящее время часто реконструкция выполняется в соответствии с требованиями для автомобильных дорог I категории. В этом случае практически устраивается новое земляное полотно на расстоянии, равном ширине разделительной полосы от существующего. Разделительной полосе придают вогнутое очертание. Воду с нее сбрасывают в пониженные места продольного профиля. Уширяемое земляное полотно_можно возводить из любых грунтов независимо от грунтов существующей насыпи.

Уширение насыпей на величину, меньшую ширины необходимой для прохода землеройной или уплотняющей машины, всегда связано со значительным осложнением производства работ. В этом случае качественного уширения не удается достигнуть, поэтому полосу уширения увеличивают по сравнению с проектной для возможности нормальной работы землеройной техники. После окончания работ грунт можно срезать и использовать на соседних участках, если это оправдывается экономически. Подобная организация земляных работ полностью себя оправдала при устройстве вторых путей железных дорог.

Если высота насыпи менее 2 м, то для повышения сцепления грунтов досыпаемого земляного полотна с существующим ограничивается, как и при косогорах крутизной от 1 : 10 до 1:5, лишь разрыхлением грунта на откосах или нарезкой на них борозд глубиной 0,2—0,25 м.

При более высоких насыпях и при косогорах крутизной до 1 : 3 на откосах нарезают уступы высотой до 0,5 м, придавая им уклон 50%о- При насыпях из песчаных грунтов уступам придают уклон в сторону осп дороги. При глинистых грунтах уступы нарезают с уклоном, обращенным к полевой части дороги. На схеме, приведенной на рис. IV.9, уступы не показаны ввиду малого масштаба. По тем же соображениям искажена и крутизна откосов насыпей.

В симметрично уширяемых выемках глубиной более 2 м и особенно более 6 м для повышения устойчивости откосов целесообразно вместо боковых канав устраивать укрепленные лотки треугольного или округленного сечения. Такие лотки имеют ряд преимуществ: повышается безопасность движения; уменыпается высота откосов, что неизбежно при боковых канавах, глубина которых всегда превышает 0,5 м; снижается объем земляных работ; меньше вероятность размыва, чем при кювете трапецеидального сечения; улучшаются условия снегоочистки; быстрее восстанавливается летний водно-тепловой режим земляного полотна.

Расходы, связанные с укреплением лотка, окупаются в течение 3—5 лет в зависимости от стоимости применяемых материалов.

При уширении насыпей и засыпке боковых канав должна быть достигнута степень уплотнения грунта не меньшая, чем у существующего земляного полотна.

Нужно стремиться к достижению коэффициента уплотнения грунта досыпаемой насыпн Ко=1,03—1,05. Только при этом условии предупреждается образование просадок в местах уширения насыпей или засыпки водоотводных устройств. Чем выше степень плотности грунтов, тем более однородно земляное полотно. С повышением плотности грунтов снижается коэффициент вариации. Затраты же энергии на уплотнение, связанные с повышением коэффициента Ко до указанного выше значения, увеличиваются в 1,6—1,8 раза, что в денежном выражении составляет менее 10% от стоимости уширяемого полотна. Дополнительные расходы, вызванные повышением степени уплотнения, окупаются снижением фактической стоимости содержания автомобильных дорог в первые же 2 года и максимум 3 года.

На полосе, подлежащей уширению, в том числе и с откосов выемок и насыпей, бульдозером срезают растительный грунт. С откосов боковых канав или канав-резервов его снимают авто-грейдером. Грунт перемещают к границам полосы отвода, обваловывают и оформляют актом с участием представителей сельскохозяйственных организаций.

ооковые канавы и резервы, особенно во II дорожно-климатической зоне, на старых дорогах, как правило, бывают заросшими болотной растительностью и влаголюбивым кустарником. Его нужно удалить кусторезом или бульдозером летом или в начале сухой осени. В другое время года в резервах застаивается дождевая вода, глубина которой в равнинной местности составляет не менее 0,2 0,3 м.

Рис. 2. Возможные схемы симметричного уширения выемок с отводом поверхностной воды:
а — кюветом трапецеидального сечения;, б — лотком треугольного сечения; 1 — тщательно уплотненный грунт; 2 — срезанный грунт

Со стороны уширения с откосов выемки или насыпи также снимают растительный грунт бульдозером. На откосах глубоких выемок или высоких насыпей его срезают скребком ЦНИИС Минтрасстроя СССР, ковшом экскаватора-драглайна или экскаватором с телескопической стрелой.

Водоотводные канавы послойно засыпают таким же грунтом, какой из них был удален при постройке, с тщательным уплотнением. В нижней части канав грунт уплотняют машинами, предназначенными для труднодоступных мест, в частности вибро-трамбующей машиной ВТМ-1 массой 5 т, производительностью 50—60 м3/ч или ВТМ-2 массой 2 т с частотой 1200 — 1500 ударов в минуту. Эти подвесные машины работают с краном, получая электроэнергию от передвижной электростанции. Поэтому стоимость их эксплуатации довольно высока. Грунт, уложенный в верхнюю часть канав и канав-резервов, уплотняют катками на пневматических шинах со свободной подвеской.

Минтрансстрой СССР выпускает уплотняющую машину вибромолот с шириной захвата 0,8 мне навешиваемым сзади бульдозера типа Д-535 частотноударным рабочим органом. На отвале бульдозера монтируют планировочную плиту, предназначенную для разравнивания грунта. Вибромолот хорошо уплотняет суглинистые, супесчаные и песчаные грунты при стоимости работ в 1,5—2 раза меньшей, чем стоимость уплотнения прицепным катком. При скорости движения уплотняющей машины 380 м/ч можно уплотнить слой грунта толщиной 0,35 м до коэффициента уплотнения Ко — 0,95. При увеличении скорости до 450—550 м/ч толщина уплотняемого слоя снижается до h = 0,3 м. Уменьшение скорости и толщины уплотняемого слоя позволяет увеличить достигаемую плотность грунта. Например, при скорости и=300 м/ч и толщине слоя h = 0,25 м значение коэффициента уплотнения Ко составляет 0,98.

Так как величина напряжений на глубине 0,25 м составляет 1,7—2 кгс/см2, вибромолотом можно уплотнять грунт и в дренажных траншеях.

Земляное полотно уширяют только по окончании послойной засыпки еодоотводных устройств с равномерным уплотнением до коэффициента уплотнения, фиксируемого актом на скрытые работы. Если высота насыпи менее 2 м, то предварительно бульдозером с навесным рыхлителем разрыхляют грунт на откосах до глубины 0,2—0,25 м. Поскольку на старых дорогах заложение откосов обычно составляет 1 : 1,5, грунт, подвозимый скреперами, землевозными тележками или автомобилями-самосвалами, разгружают у подошвы откосов и разравнивают бульдозером, придавая слоям поперечный уклон в полевую сторону не менее 50%о (при связных грунтах) и 20—30%0 (при песчаных грунтах). Для уширения насыпей следует принимать грунты, имеющие коэффициент фильтрации больший, чем грунт земляного полотна.

На откосах насыпей высотой более 2 м по мере их досыпки нарезают уступы бульдозером с поворотным отвалом. Вначале нарезают нижний уступ, затем расположенный выше, рыхлый грунт перемещают на готовый нижний уступ, распределяя его равномерным слоем и завершая уплотнение до отсыпки следующего слоя.

Этим повышается производительность работ не менее чем на 20—30%.

Одной из важнейших технологических операций является уплотнение грунтов на уступах. При уширении высоких насыпей грунты рекомендуется уплотнять самоходными виброударными грунто-уплотняющими машинами с выносным рабочим органом. При отсутствии вибромолота грунт уширяемой части насыпи уплотняют сменным оборудованием, предназначенным для уплотнения грунтов в стесненных условиях. Навесное оборудование монтируют на базовые машины с гидравлическим приводом.

Толщина слоя, уплотняемого гидропневмоударными рабочими органами, достигает 0,7—0,8 м при частоте ударов 80—-110 в минуту и относительном коэффициенте уплотнения грунта в зависимости от его свойств и естественной влажности Ко — 1. При этом производительность составляет 420 м3/смену.

Преимущество навесного оборудования заключается еще и в том, что им можно уплотнять различные по свойствам грунты, в том числе и крупнообломочные. Это оборудование пригодно также для уплотнения дна дренажных траншей, что снижает процесс суффозии и тем самым приводит к увеличению срока их службы.

При отсутствии навесного оборудования уплотнение ведут челночным движением катка. По соображениям техники безопасности гусеницы трактора или колеса тягача не должны проходить ближе 0,7 м от края уплотняемого слоя.

При глинистых грунтах, особенно пучинистых, верхнюю часть насыпей на высоту, равную половине глубины промерзания, но не менее чем на 0,6—0,7 м от низа дорожной одежды, отсыпают из песчаных грунтов, либо грунт обрабатывают малыми дозами минеральных вяжущих материалов (до 3% по массе) на толщину 0,15 м.

В связи со значительными трудностями отвода земли для разработки грунтовых карьеров часто приходится возводить и уширять насыпи с использованием привозных грунтов, непригодных для сельского хозяйства, в том числе мергелей, аргиллитов, алевролитов, глинистых сланцев, а также использовать отходы промышленности (пустые породы терриконов, различные золы гидроудаления, карьерные отвалы горнорудной промышленности и т. д.). Многие из этих материалов легко выветриваются, а при увлажнении размягчаются, резко снижая сопротивление сдвигу.

Хорошая уплотняемость крупнообломочных пород и получение прочного земляного полотна обеспечиваются содержанием от 30 до 50% фракций размером мельче 2 мм и до 15% обломков крупнее 350 мм. При уплотнении влажность мелкозернистой фракции в составе крупнообломочной породы должна соответствовать тугопластичной консистенции (влажность по массе 15—20%).

При уплотнении в летнее сухое время требуется предварительное увлажнение крупнообломочных грунтов из расчета указанной выше влажности мелкозернистой фракции. При производстве работ в дождливое время года крупнообломочные грунты после отсыпки каждого слоя нужно немедленно уплотнять, чтобы избежать переувлажнения.

В верхнюю часть насыпей толщиной до 1 м, считая от низа дорожной одежды, допускаются лишь обломки горной породы размером до 250 мм. Содержание мелких фракций, заполняющих пустоты, не должно превышать 30%- При меньшем содержании мелких фракций влажность при укатке увеличивают до 1,3 оптимальной.

Для уплотнения скальных и крупнообломочных грунтов с мелким заполнителем в порах наиболее целесообразны вибрационные, трамбующие и вибротрамбующие машины. Критерием достижения требуемой плотности служит величина осадки в 9—10% от первоначальной высоты насыпанного слоя. На откосах осадка увеличивается до 10—12%.

При использовании для отсыпки и уширения земляного полотна зол уноса и золошлаков гидроудаления теплоэлектростанций следует учитывать, что золы в отвалах очень неоднородны.

Толщина отсыпаемых слоев при уплотнении катками на пневматических шинах или виброкатками не должна превышать 20—25 см в рыхлом состоянии.

оптимальной, требуется поливать из расчета нормы, установленной по методу стандартного уплотнения. Только при этом условии можно достигнуть максимальной плотности и исключить пылеобразованне в процессе работы катков.

Толщина слоя должна быть такой же, как и в случае возведения верхней части насыпей из песчаных грунтов. Если в золошлаковых смесях содержится более 25% фракций крупнее 10 мм, нужно добавлять 15—30% местного связного грунта с перемешиванием дорожной фрезой. Требуемое количество добавки грунта определяют методом пробного уплотнения. Вместо зол могут применяться и горелые породы терриконов, материалы отвалов различных карьеров, особенно горных пород, формовочные пески и другие отходы промышленности.

Похожие статьи:
Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:
Главная → Все категории → Реконструкция автомобильных дорог

  • Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог
  • Учет обеспеченности безопасности движения при оценке экономической эффективности реконструкции дорог
  • Учет режимов движения при оценке экономического эффекта от реконструкции дорог
  • Определение размеров единовременных и текущих затрат при реконструкции автомобильных дорог
  • Особенности методики расчетов экономической эффективности при реконструкции автомобильных дорог

Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум





Спецификация на строительство земляных работ ТНЗ Ф/1

%PDF-1.