|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
Система охлаждения двигателя Д 240 трактора МТЗ 82 — закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости. Система охлаждения состоит из следующих основных компонентов: водяной насос (помпа), термостат, радиатор водяной, вентилятор, шторка, термометр, а также включает водоотводящий и водоподводящий патрубки, соединительную арматуру, шланги, сливные краники и прочее.
Схема системы охлаждения
1 — пробка радиатора; 2— радиатор; 3 — водоподводящий патрубок; 4 — термостат; 5 — термометр; 6 — водяной насос; 7 — водоотводящий патрубок; 8 — вентилятор; 9 — шторка; 10 — краник слива волы из радиатора.
Радиатор трактора МТЗ-82
Водяной радиатор используется для охлаждения воды, которая во время работы дизеля нагревается в водяной рубашке. Пройдя через радиатор, вода охлаждается под воздействием обдувающего потока воздуха от вентилятора. Радиатор состоит из сердцевины, представляющей собой четыре ряда плоских вертикальных трубок, проведенные сквозь ряд припаянных к ним горизонтальных пластин. Пластины и трубки сердцевины, как правило, изготавливаются из латуни. Концы трубок припаяны к основным крайним и гораздо толстым пластинам и немного выпирают над их поверхностью. Для более качественной теплоотдачи применено ступенчатое размещение трубок по глубине радиатора.
К основным пластинам, при помощи болтов, присоединены нижний и верхний бачки из латуни. Между бачками и пластинами находятся резиновые прокладки. Для соединения бачков используются стойки проходящие по обеим сторонам сердцевины. На задней стенке верхнего бачка имеется водоподводящий патрубок. В верхней части бачка размещена горловина для залива воды, закрываемая пробкой с паровоздушным клапаном. На задней стенке нижнего бачка находятся сливной краник и водоотводящий патрубок.
Радиатор устанавливается на эластичном креплении: к переднему брусу крепится на опорах с резиновыми амортизаторами, а вверху присоединяется растяжками к головке блока цилиндров.
Для создания активного воздушного потока применяется вентилятор, обдувающий сердцевины водяного и масляного радиатора, а также охлаждающий наружную поверхность двигателя. Вентилятор размещается в едином узле с водяной помпой и находится на ее валу. При помощи шести болтов вентилятор крепится к шкиву насоса, а весь комплекс (водяной насос-вентилятор) присоединен болтами к верхней части передней стороны блока цилиндров. Кожух вентилятора крепится с задней стороны к стойкам водяного радиатора и служит для защиты вентилятора от посторонних предметов, а также для направления потока воздуха к двигателю.
Радиатор и вентилятор
1 — вентилятор; 2 — ступица; 3 — шпонка; 4 — вал насоса; 5- шкив; 6 — стопорное кольцо; 7 — масленка; 8 — пружина; 9 — крыльчатка; 10 — манжета; 11 — обойма; 12 — уплотнительная шайба; 13 и 16 — сальники; 14 — корпус; 15 — ремень вентилятора.
Насос водяной двигателя Д 240
Водяная помпа трактора МТЗ 82, центробежного типа, предназначается для образования интенсивной циркуляции жидкости в системе охлаждения и, при помощи этого, более эффективного отвода тепла от нагретых компонентов двигателя. Крыльчатка водяного насоса смонтирована на валик и закреплена от проворачивания при помощи лыски. Крыльчатка крепится на валике торцевым болтом. Два шариковых подшипника дают возможность вращаться валику вместе с крыльчаткой. Объем в корпусе между подшипниками наполняется смазкой пр помощи масленки. Масляная и водяная полости помпы разделяются друг от друга дополнительным торцевым уплотнением, размещенным в крыльчатке. Уплотнение представляет собой текстолитовую шайбу, которая контактирует с хорошо обработанным торцом упорной втулки, запрессованная в корпус помпы, а также резиновую манжету, окружающая валик и поджимающая пружины.
Крыльчатка размещается в профилированной полости корпуса водяного насоса. Во время вращения крыльчатки на входе в данную полость образуется разрежение, передающееся в приемную камеру, соединенная патрубком с нижним бачком радиатора. При помощи разряжения, жидкость подается на лопасти крыльчатки и под давлением подается в спиральный канал, называемый улиткой, охватывающий крыльчатку в корпусе насоса. Далее жидкость нагнетается в продольный канал системы охлаждения двигателя.
Водяной насос дизеля Д 240 и вентилятор совершают вращения от шкива коленчатого вала двигателя используя клиновидный ремень, вращающий помимо ее еще и ротор генератора. При номинальных оборотах двигателя (2200 об/мин), вентилятор и помпа развивают 2600 оборотов в минуту.
Термостат трактора МТЗ 82
Термостат необходим для автоматического поддержания температуры в заданном диапазоне и ускоряет прогревание двигателя после запуска. Устройство термостата включает в себя корпус, нижнего вспомогательного и верхнего основного клапанов, датчика термостата с твердым наполнителем. Корпус термостата изготовлен из латуни, в боковой поверхности которого имеется два окна. Верхняя часть корпуса служит седлом для главного клапана, а нижняя — для фиксирования корпуса в коробке термостата. К верхней части датчика присоединяются рычаг вспомогательного клапана и основной клапан.
Термостат находится в корпусе и устанавливается на выходи из рубашки охлаждения корпуса цилиндров. Термостат с твердым наполнителем менее чувствителен к смене давления в системе и большие перестановочные усилия по сравнению с сильфонным.
При температуре охлаждающей жидкости менее 70º C, основной клапан закрыт, а жидкость сквозь окна подается по патрубку в насос и далее в водяную рубашку блока цилиндров. Таким образом, жидкость не проходит через радиатор и, следовательно, быстрее нагревается. При температуре жидкости более 70º C, возрастает объем смеси церизина с алюминиевой пудрой, активизируется поршень с установленным на нем основным клапаном и открывается доступ охлаждающей жидкости в радиатор. Одновременно с этим, вспомогательный клапан блокирует окна для подачи жидкости в водяную помпу в обход радиатора.
Шторка, смонтированная перед водяным радиатором, регулирует объем проходящего через радиатор воздуха, тем самым регулируя в некотором диапазоне температуру жидкости. Шторкой управляют с рабочего места тракториста при помощи рукоятки, соединенной тросом с подвижным валиком шторки. Температура охлаждающей жидкости в системе визуально контролируется по показаниям электрического термометра, датчик которого смонтирован в головке цилиндров, а сам указатель — в кабине на панели приборов.
Термостат
1 — корпус; 2 — вспомогательный клапан; 3 — окно для прохода воды; 4 — стержень датчика; 5 — основной клапан; 6 — датчик.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя Д-240
Прежде всего необходимо осматривать все соединения, следить за исправностью узлов и агрегатов, качеством и уровнем заливаемой охлаждающей жидкости.
Систему охлаждения необходимо заправлять только очищенной водой. Обратите внимание на жесткости воды — жесткая вода создает на стенках рубашки накипь, являющаяся плохим проводником тепла и, следовательно, замедляет отдачу тепла от головки и стенок блока цилиндров. В качестве охлаждающей жидкости рекомендуется использовать дождевую или снеговую воду, которая более мягкая. Жесткость воды можно смягчить путем ее кипячения с добавлением 10-12 грамм стиральной соды на 10 литров воды. Слитая вода из системы охлаждения по свойствам близка к кипяченой и ее можно собирать для последующей заправки. Вода сливается только при достаточно охлажденном двигателе после полной остановки. Температура охлаждающей жидкости во время работы двигателя не должна превышать 95º C.
При критическом повышении температуры проверьте уровень жидкости в радиаторе и ее течи из него, а также степень натяжения ремня вентилятора. Вода в перегретый двигатель заливается равномерно и обязательно при работающем двигателе. При резком охлаждении существует вероятность появления трещин в головке блока цилиндров и водяной рубашки. Нельзя доливать слишком горячую воду зимой в холодный дизель.
Система охлаждения очищается от накипи каждые 960 часов эксплуатации двигателя. Для очистки необходимо использовать водный раствор кальцинированной соли (50-60 грамм на литр воды). Для начала в систему заправляют 2 литра керосина, а затем добавляют готовый раствор. Далее заводят двигатель и дают ему отработать 10-12 часов. После чего можно слить данную жидкость и заправить воду.
xn----7sbbuvofwgil.xn--p1ai
Необходимость охлаждения двигателя связана с том, что при перегреве его деталей уменьшается мощность, увеличивается расход топлива, более интенсивно изнашиваются детали. Отвод тепла в систему охлаждения должен быть строго определенным, так как переохлаждение также ухудшает работу двигателя. Так, например, при снижении температуры охлаждающей воды с 95 до 45° мощность двигателя Д-36 уменьшается на 2—2,5 л. с., а удельный расход топлива увеличивается на 20 г/л.с. Поэтому температура охлаждающей воды при работе двигателя должна быть не ниже 95°.
Охлаждение тракторных двигателей может быть водяным или воздушным. При водяном охлаждении интенсивнее отвод тепла, вследствие чего ниже тепловая напряженность деталей, лучше наполнение цилиндров, поршни можно устанавливать с меньшим зазором, что уменьшает расход масла. Однако воздушное охлаждение по ряду показателей превосходит водяное. У двигателей с воздушным охлаждением меньше габариты и вес, потому что нет радиатора, патрубков и двойных стенок водяной рубашки; проще обслуживание; исключена возможность размораживания; двигатель более износоустойчив, так как быстро прогревается после запуска и более чувствителен к изменению температуры окружающего воздуха; кроме того, пусковые качества двигателя при хорошем подогреве воздуха, засасываемого в цилиндры, лучше. Поэтому двигатели с воздушным охлаждением начинают применять на тракторах.
В водяных системах охлаждения циркуляция воды может быть термосифонной и принудительной. Несмотря на простоту устройства, термосифонная система охлаждения в чистом виде в тракторных двигателях не применяется вследствие ряда недостатков, обусловленных малой скоростью движения воды.
Термосифонная циркуляция воды в системе охлаждения применяется лишь на пусковом двигателе ПД-10 трактора «Беларусь».
У двигателей Д-36, Д24 и Д-14 принята система охлаждения с принудительной циркуляцией воды. Она сложнее термосифонной, но значительно надежнее в работе.
В зависимости от способа сообщения с атмосферой водяные системы охлаждения подразделяют на открытые и закрытые.
Открытая система охлаждения постоянно сообщается с атмосферой через пароотводную трубку радиатора. Закрытая может сообщаться с атмосферой лишь через специальный паровоздушный клапан. Этот клапан выпускает часть пара при повышении давления в системе на 0,1—0,5 кг/см² сверх атмосферного, а также впускает воздух при создании в системе разрежения 0,05—0,2 кг/см². Благодаря повышенному давлению температура кипения воды в системе повышается до 102—110°, поэтому в закрытой системе расход воды значительно меньший.
Система охлаждения двигателя Д-36.
Рис. Схема системы охлаждения двигателя Д-36:1 — радиатор; 2 — нижняя полость корпуса термостата; 3 — нижний патрубок термостата; 4 — боковые окна термостата; 5 — тяга; 6 — жалюзи; 7 — сердцевина радиатора; 8 — верхний бак радиатора; 9 — заливная горловина; 10 — пробка; 11 — пароотводная трубка; 12 — подводящий патрубок; 13 — кожух вентилятора; 14, 19, 22 и 30 — шланги; 15 — верхний патрубок корпуса термостата; 16 — основной клапан термостата; 17 — боковая полость корпуса термостата; 18 — уплотнительное кольцо термостата; 20 — термометр; 21 — труба; 23 — водяная рубашка пускового двигателя; 24 — патрубок; 25 — сливной кран рубашки блока; 26 — водяная рубашка головки блока; 27 — водяная рубашка блока цилиндров; 28 — отверстие водораспределительного клапана; 29 — водяной насос; 31 — отводящий патрубок радиатора; 32 — сливной кран радиатора; 33 — нижний бак радиатора.
Двигатель Д-36 имеет закрытую водяную систему охлаждения с принудительной циркуляцией. Водяная рубашка блока цилиндров 27 (рис.) разделена поперечными перегородками на четыре отсека, которые верхними отверстиями сообщаются с водяной рубашкой головки 26 блока, а через боковые отверстия 28 — с водораспределительным каналом. Этот канал расположен с правой стороны блока и соединен с нагнетательной полостью водяного насоса.
Водяная рубашка головки блока сообщается с нижней полостью 2 корпуса термостата, верхний патрубок 15 которого через шланг 14 соединяется с верхним баком радиатора, а нижний патрубок 3 — со всасывающей полостью водяного насоса. С этой же полостью, патрубком 31 и шлангом 30 связан нижний бак 33 радиатора.
Пусковой двигатель имеет систему охлаждения, общую с дизелем. Нижняя часть водяной рубашки 23 пускового двигателя патрубком 24 соединяется с водяной рубашкой головки блока дизеля, а верхняя — через трубу 21 и шланги 19 и 22 — с боковой полостью 17 корпуса термостата.
Систему заполняют водой через заливную горловину радиатора. Сливают воду через краники 25 и 32. Температуру воды в системе охлаждения контролируют термометром, датчик которого установлен в верхнем баке радиатора, а указатель смонтировал на щитке приборов.
В зависимости от теплового режима двигателя вода в системе охлаждения может циркулировать по трем путям, показанным различными стрелками на рисунке.1. При прогреве пускового двигателя. Вода нагревается в водяной рубашке пускового двигателя, вытесняется холодной водой, поступающей из рубашки головки блока дизеля, и по трубе 21 поступает сначала в боковую, а затем в нижнюю полости корпуса термостата и далее снова в рубашку головки блока. Таким образом, при неподвижном коленчатом вале дизеля в системе устанавливается термосифонная циркуляция воды. Горячая вода, поступающая от пускового двигателя в головку блока дизеля, прогревает ее, чем облегчает запуск двигателя.
2. При прогреве дизеля, когда коленчатый вал его прокручивается пусковым двигателем, а также при работе дизеля, когда температура охлаждающей воды не превышает 70°, происходит принудительная циркуляция воды по короткому контуру, минуя радиатор, так как закрыт основной клапан термостата.
3. В прогретом двигателе, когда температура воды в системе повысится до 70°, основной клапан термостата 16 начнет открываться, а боковые клапаны закрываться. Пройдя через рубашку двигателя тем же путем, что и в предыдущем случае, вода из корпуса термостата поступит в радиатор и, охлажденная в нем, будет нагнетаться насосом снова в водяную рубашку двигателя. Пока температура не достигнет 83°, часть воды будет идти через частично открытые боковые клапаны термостата и минует радиатор, благодаря чему обеспечивается регулирование теплового состояния двигателя.
Система охлаждения включает в себя термостат, радиатор, вентилятор и водяной насос. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]
texnika.megapetroleum.ru
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Проверка герметичности системы охлаждения дизеля Д-245, 240, 243 и состояния клапанов пробки радиатора с помощью индикатора ДСО-2.
В корпусе приспособления помещен поплавок, с помощью которого фиксируется момент срабатывания клапанов пробки расширительного бачка, отрегулированных на определенное давление.
При закрытых кранах 3, 13 (рис.5) создается давление в воздушном баллоне. С помощью редуктора оно устанавливается на 0,15...0,16 МПа.
В схему приспособления для проверки клапанов пробки расширительного бачка и герметичности системы охлаждения дизельного двигателя Д-240, 245, 243 тракторов МТЗ входят: редуктор; баллон; кран; манометр; стакан; рамка; зажим; двухходовые краны; регулировочный винт; индикатор; клапаны пробки; винтовой кран.
Снятую с горловины расширительного бачка пробку закрепляют на стакане. При перекрытии крана воздух подается в верхнюю полость стакана.
Нижнюю полость стакана соединяют с индикатором с помощью крана. Давление, действующее на паровой клапан, фиксируется манометром в момент поднятия поплавка в индикаторе.
Затем соединяют индикатор с нижней полостью стакана, а воздух подают из воздушного баллона в верхнюю полость и фиксируют давление, при котором открывается воздушный клапан пробки.
Для проверки герметичности системы охлаждения приспособлением ДСО-2 на горловину расширительного бачка вместо пробки установить насадку приспособления, соединенную с краном.
При закрытых кранах редуктором создают давление 0,6...0,7 МПа и открывают кран. По секундомеру и манометру следят за изменением давления в системе охлаждения.
Одновременно с проверкой герметичности системы можно проверить на работающем моторе и состояние прокладки головки цилиндров. Для этой проверки устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала и наблюдают за показаниями манометра.
Колебание стрелки манометра свидетельствует о поступлении газов из цилиндров в систему охлаждения, т.е. о повреждении прокладки или самой головки цилиндров.
Проверка натяжения ремня привода вентилятора и генератора с помощью приспособления КИ-8920.
Устройство действует по принципу зависимости линейной величины прогиба ремня от угла прогиба при заданном усилии.
Температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируют по указателю температуры, датчик которого установлен в задней части головки цилиндров. Кроме того, в корпусе водяного насоса установлен датчик перегрева охлаждающей жидкости.
Запрещается эксплуатация дизельного двигателя при загорании сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости. Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах 75...95 С.
Открывая пробку расширительного бачка при перегреве двигателя МТЗ, следует помнить, что возможно выбрасывание пара из горловины бачка, которое может привести к ожогу лица и рук.
Смазка „Литол" в подшипниковую полость корпуса насоса заложена при сборке насоса на заводе-изготовителе и не требует пополнения в течение всего периода эксплуатации мотора.
Замена смазки производится только при ремонте водяного насоса.
Параметры водяного насоса, вентилятора и термостата Д-243, 240, 245
Обозначение / Материал / Масса, кг / Твердость рабочих поверхностей
Корпус жидкостного насоса 245-1307025 / СЧ 20 / 3,62 / 170...241 НВ
Валик жидкостного насоса 245-1307053-Г / Сталь 40ХН / 0,363 / 26...32 НRCэ
Шкив жидкостного насоса 245-1307163-Б / СЧ 20 / 2,9 / 170...241 НВ
Крыльчатка жидкостного насоса 240-1307074-В / СЧ 20 / 0,554 / 170...241 НВ
Корпус термостата нижний 245-1306021 / АЛ4 / 0,845 / Не менее 70 НВ
Патрубок жидкостного насоса 245-1307044-Д / АЛ4 / 0,570 / Не менее 70 НВ
Кольцо упорное 260-1307169 / Сталь 40Х13 / 0,03 / 49,5...54 НRCэ
Вентилятор 240-1308040-А / Сталь 20
Водяной насос МТЗ
Детали водяного насоса Д-245, 240, 243: подшипники; распорная втулка; корпус; уплотнение; болт; крыльчатка; шпонка; вентилятор; шкив; вал.
Корпус водяного насоса в сборе должен быть испытан водой под давлением 0,2±0,01 МПа в течение 2 мин. При этом течь или появление капель не допускается.
Площадь прилегания торцовой поверхности опорной втулки корпуса водяного насоса при проверке на краску должна быть не менее 85% при ширине непрерывного кольцевого отпечатка не менее 2 мм.
Крыльчатку балансировать статически. Остаточный дисбаланс не более 6 г/см. Массу следует корректировать сверлением в плоском торце отверстий диаметром 8 мм на радиусе не более 37 мм. Выход сверла не допускается.
Шкив водяного насоса балансировать статически. Остаточный дисбаланс не более 8 г/см.
Массу корректировать сверлением в торце отверстий диаметром 8 мм на диаметре 100-8,0 мм на глубину не более 8 мм.
Толщина перемычек между отверстиями должна быть не менее 5 мм.
Торец уплотняющей шайбы при сборке водяного насоса должен быть покрыт тонким слоем коллоидно-графитовой смазки ОСТ 6.08.430-74.
Подшипниковая полость должна быть заполнена смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-75 массой 35...40 г.
Гайка должна быть затянута моментом 100...120 Нм.
Выступание крыльчатки за торец корпуса водяного насоса Д-240, 240, 245 допускается не более 0,4 мм, а утопание - не более 1 мм.
Биение конических поверхностей ручья шкива водяного насоса допускается не более 0,3 мм при установке индикатора перпендикулярно к образующей конической поверхности.
Торцовое биение фланца шкива водяного насоса трактора МТЗ допускается не более 0,35 мм на крайних точках.
Радиальное биение наружного диаметра ступицы шкива водяного насоса допускается не более 0,15 мм.
Водяной насос в сборе должен быть испытан на производительность на стенде ОР-18003-07. При частоте вращения вала насоса 2600±20 мин-1 и противодавлении 0,03 МПа производительность насоса должна быть не менее 2,25 см3/с.
Расклепанные головки заклепок вентилятора должны иметь высоту не менее 3 мм и диаметр не менее 7 мм.
Зазор между хвостовиком крестовины и лопастью на расстоянии 5 мм вокруг стержня заклепки не допускается, на расстоянии 5...10 мм вокруг стержня заклепки зазор должен быть не более 0,1 мм, а на расстоянии 5 мм от внутренней кромки лопасти - не более 0,2 мм.
Боковые идентичные кромки лопастей вентилятора должны лежать в одной плоскости с допустимым отклонением 3 мм.
Биение боковых кромок лопастей вентилятора допускается не более 3 мм на крайних точках.
Для одного вентилятора разность ширины лопастей в плоскости крестовин не должна превышать 4 мм.
На дизели Д-240 устанавливаются вентиляторы с неравномерным Х-образным расположением лопастей, которые полностью взаимозаменяемы с ранее устанавливаемыми вентиляторами.
Вентилятор в сборе балансировать статически. Остаточный дисбаланс не более 25 г/см.
Массу корректировать приваркой к выпуклой поверхности лопасти стальных пластин круглой или прямоугольной формы толщиной не более 1,5 мм в количестве не более двух на лопасть и не более чем на двух лопастях.
На дизели Д-243, 245 устанавливаются только пластмассовые вентиляторы, балансировка которых произведена при их изготовлении и в эксплуатации её проведения не требуется.
Вентилятор должен быть окрашен в цвет, отличающийся от цвета дизеля.
Термостат должен быть очищен от накипи в кипящем 8...10 % щелочном растворе в течение 15...20 мин, а затем промыт чистой водой.
Температура в момент начала открытия клапана термостата, помещенного в постепенно прогреваемую воду, должна быть 84...87С, а в момент полного открытия клапана 91...95С; высота подъема полностью открытого клапана - не менее 8,5 мм.
Клапан термостата в закрытом положении должен плотно прилегать к седлу; допускаемый зазор между клапаном и седлом 0,1 мм.
Смещение клапана относительно горловины допускается не более 0.5 мм.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________Сервис и регулировки МТЗ-82 __________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов
mtz-sibir.ru
1 — жалюзи; 2 — водяной радиатор; 3 — масляный радиатор; 4 — пробка водяного радиатора; 5 — термостат; 6 — указатель температуры воды; 7 — кран слива воды из блока цилиндров; 9 — водяная рубашка головки цилиндров; 9 — водяная рубашка блока цилиндров; 10 — водяной насос; 11 — вентилятор; 12 — сливной краник; 13 — электродатчик. Условные обозначения: а — направление потока воды при установившемся тепловом режиме; б — направление потока воды при прокручивании двигателя стартером и в период работы двигателя при температуре ниже 70° С.
1 — вентилятор; 2 — ступица шкива; 3 — шпонка сегментная; 4 — валик водяного насоса; 5 — шкив водяного насоса; 6 — кольцо стопорное; 7 — масленка; 8 — пружина упорная сальника; 9 — крыльчатка насоса; 10 — манжета сальника крыльчатки; 11 — обойма сальника; 12 — шайба уплотняющая сальника; 13 — сальник каркасный самоподжимной; 14 — корпус насоса; 15 — ремень вентилятора; 16 — сальник каркасный самоподжимной.
Регулировка натяжения ремня вентилятора. При своевременной правильной регулировке натяжения ремня вентилятора обеспечивается нормальная работа системы охлаждения и увеличивается срок службы ремня.
Натяжение ремня следует проверять ежесменно на протяжении первых 2—3 смен (20—30 часов) работы ремня. После первых 2—3 смен работы ремня натяжение проверять через каждые 60 часов работы (при ТУ № 1).
Натяжение на ветви шкив генератора — шкив коленчатого вала должно быть таким, чтобы при нажатии большим пальцем руки с усилием 3—5 кгс прогиб ремня был в пределах 10—15 мм.
Натяжение ремня можно проверить подвешиванием груза весом 8 кг к лопасти вентилятора на расстоянии 5 мм от края. Вентилятор при этом должен медленно проворачиваться. [Тракторы Беларусь. МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л. 1974 г.]
texnika.megapetroleum.ru
Температура воды в процессе работы двигателя не должна превышать 95°С.
При недопустимом повышении температуры воды нужно проверить уровень ее в радиаторе и натяжение ремня вентилятора, а также убедиться в отсутствии течи.
Воду в систему охлаждения перегретого дизеля доливают постепенно и обязательно при работающем дизеле. От резкого охлаждения могут появиться трещины в головке цилиндров и водяной рубашке блока цилиндров. По этой причине нельзя заливать слишком горячую воду зимой в непрогретый дизель.
Следует своевременно устранять течь воды через шланговые соединения и уплотнения водяного насоса. В случае появления течи из дренажного канала водяного насоса нужно заменить уплотнительную шайбу водяной полости крыльчатки.
Важно содержать в чистоте радиатор и резиновые шланги, периодически очищая от пыли и грязи, не допуская попадания на них масла и топлива.
Систему охлаждения очищают от накипи через 960 ч. работы дизеля, а также при сезонных обслуживаниях. Для удаления накипи применяют водный раствор кальцинированной соды (50-60г. на 1л. Воды). Сначала в систему заливают 2л. Керосина, а потом ее заполняют отфильтрованным раствором. Затем запускают дизель и дают ему проработать 10…12ч. После этого дизель останавливают, сливают из системы раствор и тщательно промывают ее чистой водой.
Ремонт.
Возможные неисправности системы охлаждения в процессе работы приведены в таблице.
Таблица 6.1 Возможные неисправности системы охлаждения
Неисправность | Причина возникновения |
|
Двигатель с | Закрыты шторка или жа- | Открыть шторку или жа- |
жидкостным | люзи радиатора | люзи радиатора |
охлаждением | Мало жидкости в системе | Долить охлаждающую |
перегревается ся | охлаждения | жидкость в радиатор до |
нормального уровня | ||
Слабо натянут ремень вен- | Отрегулировать натяжение | |
вентилятора | ремня вентилятора | |
Замаслен ремень вентиля- | Снять ремень, вытереть | |
вентилятора | его насухо и протереть | |
тальком | ||
Наличие накипи или грязи | Очистить и промыть со- | |
в системе охлаждения | довым раствором систему | |
охлаждения | ||
Перегрузка двигателя | Уменьшить нагрузку дви- | |
гателя, включив понижен- | ||
ную передачу | ||
Не полностью открыт клапан термостата | Заменить термостат | |
Двигатель с воздушным охлаждением перегревается (температура моторного масла выше 120 °С) | Закрыты жалюзи Слабо натянут или оборван ремень вентилятора Замаслен ремень вентилятора Засорена защитная сетка вентилятора или в летнее время не снят дроссельный диск Засорено межреберное пространство цилиндров и их головок Масляный радиатор в летнее время выключен Засорено оребрение масляного радиатора или лопаток вентилятора Перегрузка двигателя | Открыть жалюзи Заменить или отрегулировать ремень вентилятора Снять ремень, вытереть его насухо и протереть тальком Очистить защитную сетку или снять дроссельный диск Очистить межреберное пространство цилиндров и их головок Включить масляный радиатор Очистить масляный радиатор и вентилятор Уменьшить нагрузку на двигатель, включив низкую передачу |
Двигатель с жидкостным охлаждением переохлаждается (в зимний период) | Отсутствует утеплительный чехол Открыта шторка радиатора | Надеть утеплительный чехол Закрыть шторку радиатора |
Характерные дефекты узлов системы охлаждения: износ и повреждения деталей водяного насоса и вентилятора, течь и повреждения радиатора.
Наиболее часто встречающиеся дефекты водяного насоса и вентилятора: износ корпуса, втулок и валиков в местах их сопряжений, корпусов и валиков по посадочным местам под подшипники, валика в сопряжении с крыльчаткой, излом фланцев, трещины деталей, износ и повреждение резьбы.
Износ валиков в сопряжении со втулками, подшипниками, крыльчаткой определяют измерением сопряженных деталей. Об износе можно также судить по качанию валика в сопряженной детали.
Ремонт водяного насоса и вентилятора. Трещины в корпусе водяного насоса и вентилятора, а также в кронштейне и фланце кронштейна водяного насоса заваривают биметаллическим электродом. Применяют нанесение состава на основе эпоксидной смолы ЭД-6.
В случаях заварки мест, образующих водяную рубашку, корпус водяного насоса проверяют на герметичность керосином.
Обломанные части фланца корпуса водяного насоса и вентилятора приваривают чугунным прутком (при газовой сварке) или биметаллическим электродом. После сварка сопрягающиеся плоскости проверяют на плоскостность. При износе корпуса водяного насоса и вентилятора
в сопряжении со втулками валика в корпус запрессовывают втулки, увеличенные по наружному
диаметру, или запрессовывают втулки нормального размера с нанесением на сопрягаемые поверхности состава на основе эпоксидной смолы.
При износе посадочных мест под подшипники ставят стальные кольца (втулки) или наваривают изношенное место (корпус водяного насоса и вентилятор) с последующей обработкой на нормальный размер. Применяют нанесение состава на основе эпоксидной смолы ЭД-6.
Износ шкива вентилятора по ручьям для ремня допускается до 1,0 мм на сторону. Износ проверяют щупом, вводя его между шаблоном, изготовленным по профилю ручья нового шкива, и стенкой ручья изношенного шкива. Резьбу восстанавливают обычным порядком.
В изношенное отверстие под валик в крыльчатке водяного насоса запрессовывают стальную втулку, предварительно расточив отверстие на 4—6 мм. При наличии валиков ремонтного размера или при наращивании шейка валика отверстие в крыльчатке развертывают на ремонтный размер.
Изношенные лопасти крыльчатки наваривают газовой сваркой чугунными прутками. Торец крыльчатки обтачивают до нормального размера. Более рациональный способ — опрессовка крыльчатки термореактивными прессматериалами, например волокнитом. После ремонта крыльчатку водяного насоса статически балансируют.
У крестовины вентилятора (крыльчатки) наблюдаются следующие дефекты: ослабление крепления, погнутость крестовины и лопастей, трещины.
При ослаблении крепления лопастей или при их повреждении крыльчатку переклепывают. При замене лопастей разница в массе отдельных лопастей, приклепываемых па одну крестовину, не должна превышать 3—5 г. Лопасти прочно приклепывают к крестовине вентилятора, хорошо расклепывая головки заклепок.
Разборка радиатора на узлы и ремонт. Чтобы снять баки радиатора, имеющего трубки с гофрированной навивкой, предварительно вынимают все трубки. Для этого трубку передвигают в сторону верхнего бака до упора гофрированной ленты в резиновое уплотнительное кольцо, а когда другой конец трубки выйдет из уплотпительного кольца нижнего бака, его отводят в сторону и вытягивают трубку из верхнего бака. Допускается плавный изгиб трубки в средней части.
Верхний и нижний баки радиатора (чугунные), водяные патрубки и стойки, с трещинами, ремонтируют электросваркой, биметаллическими или пучковыми электродами или малоуглеродистыми электродами методом отжигающих валиков. Трещины заделывают также составом на основе эпоксидной смолы ЭД-6.
Баки радиатора с пробоинами ремонтируют постановкой стальных заплат толщиной 1—2 мм. Заплату можно приваривать к баку электросваркой, крепить винтами, приклеивать клеем БФ-2 или составом на основе эпоксидной смолы.
Штампованные баки радиаторов ремонтируют газовой сваркой или паяют твердым припоем.
После сварки на поверочной плите или поверочной линейкой проверяют плоскостность поверхности прилегания баков радиатора к опорным пластинам. Неплоскостность допускается не более 0,6 мм, у штампованных баков — 1,5 мм на всей длине.
Сварочные швы баков и патрубков проверяют на герметичность водой под давлением 2—3 кгс/см2в течение 3—5 мин или керосином.
Сломанные стойки радиатора ремонтируют сваркой с наложением стальных накладок; предварительно с обеих частей стойки по кромке излома снимают фаску 4 X 45°. К стойке болтами крепят накладку толщиной 4—5 мм и длиной 200—300 мм. Накладку приваривают электросваркой по всему контуру, а затем сваривают стойки в месте излома.
Ремонт и испытание сердцевин радиаторов. При ремонте радиаторов накипь из сердцевины удаляют средствами, указанными на странице 109. Рекомендуется делать это в установках, обеспечивающих циркуляцию раствора через радиатор и подогрев его до температуры 60—80° С. Чистоту трубок проверяют стержнем, изготовленным по размеру и профилю трубок.
Для выявления дефектных трубок или мест их припайки сердцевину испытывают на стенде КП-2002 или КИ-4369.
Сердцевину радиатора можно также испытывать воздухом в приспособлении, состоящем из двух стальных плит, стягиваемых шпильками. Между плитами и опорными пластинами сердцевины устанавливают резиновые прокладки. Сердцевину, установленную в приспособление, укладывают в ванну с водой и накачивают в нее воздух насосом . У радиаторов со съемными трубками с гофрированной навивкой проверяют отдельные трубки.
Если соединение трубок с опорными пластинами негерметично, трубки припаивают. Место пайки зачищают специальной фрезой (рис. 4) или шабером (у трубок
Рис. 5. Припаивание трубок к опорной пластине радиатора.
Рис. 4. Зачистка опорной пластины радиатора.
овальной формы) и покрывают флюсом. Затем трубку припаивают к опорной пластине специальным паяльником, охватывающим выступающий конец трубки по ее контуру (рис. 5). Поврежденные и заглушённые трубки отпаивают от охлаждающих пластин и заменяют новыми. Если требуется удалить более пяти трубок, предварительно отпаивают и снимают опорную пластину, в сторону которой вытаскивают трубки.
Для извлечения трубки из сердцевины в нее вставляют нагретый до 800—850° С металлический стержень (шомпол). После отпаивания конец трубки вместе с шомполом захватывают специальными плоскогубцами и извлекают.
Применяют также отпаивание трубок воздухом, нагретым до температуры 500—600° С, который пропускают через трубку. Шомпол можно нагревать электрическим током.
Концы новых трубок перед постановкой в сердцевину завальцовывают на конус, обжимают.
Торцы новых трубок выравнивают деревянным молотком так, чтобы они лежали в одной плоскости с концами незамененных трубок. Чтобы припаять трубки к охлаждающим пластинам, их нагревают воздухом (или нагретым шомполом).
Выступающие над опорной пластиной концы трубок часто сминаются. Это уменьшает их пропускную способность. Такие трубки выправляют.
Смятые охлаждающие пластины сердцевины радиатора выправляют стальной гребенкой .
После ремонта сердцевину радиатора снова проверяют на герметичность при давлении 1—1,5 кгс/см2 в течение 3—5 мин.
Сломанные трубки радиатора с гофрированной навивкой ремонтируют постановкой муфты длиной не менее 30 мм. Каждую отремонтированную трубку испытывают на герметичность воздухом (или водой). Перед постановкой в уплотнительные кольца концы трубок смазывают маслом. Верхний конец трубки, свободный от гофрировапной ленты на длине 35+5'° мм, вставляют в уплотнительное кольцо верхнего бака до упора в гофрированную ленту. Нижний конец вводят в уплотнительное кольцо нижнего бака и затем всю трубку подают в эту же сторону, пока гофрированная лента ее нижнего конца не упрется в уплотнительное кольцо.
При сборке радиатора двигателя СМД, а также автомобилей на сердцевину ставят верхний и нижний, коллекторы и припаивают их к опорным пластинам, нагревая коллектор паяльной лампой.
После ремонта радиатор проверяют на герметичность.
Термостат очищают от накипи. Поврежденную пружинную коробку запаивают мягким припоем, применяя в качестве флюса канифоль. При испытании термостата начало открытия клапана должно быть при температуре -68—72° С, а полное открытие (на выстоту 9 мм) — при температуре 80—86° С.
Охрана труда
Не пользуйтесь вблизи рабочего места открытым огнём, не курите и не держите каких-либо сильно разогретых предметов. Имеется опасность несчастного случая! Держите наготове огнетушитель.
Следите за нормальной вентиляцией рабочего места. Топливные пары ядовиты.
Топливная система находится под давлением. При вскрытии системы топливо может под давлением вырваться. Соберите топливо тряпкой. Пользуйтесь защитными очками.
При работе с компонентами системы питания дизельного двигателя соблюдайте особые меры предосторожности. В особенной степени это относится к форсункам. Имейте в виду, что давление топлива на выходе из форсунок составляет около 1100 атмосфер. Не допускайте попадания любых частей тела под струю топлива.
turboreferat.ru
Содержание
1.Введение
2.Устройство системы охлаждения двигателя трактора МТЗ-80
3.Принцип работы системы охлаждения двигателя трактора МТЗ-80
4.Техническое обслуживание системы охлаждения
5.Ремонт системы охлаждения двигателя трактора МТЗ-80 (Д-240)
6.Заключение
7.Список использованной литературы
1.Введение
МТЗ-80 «Беларус» и МТЗ-82 «Беларус» — марка универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом с 1974 года по настоящее время (в 2000-х годах — под маркой «Беларус-80» и «Беларус-82»). Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 являются глубокой модернизацией выпускавшихся ранее тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 соответственно. Степень унификации деталей и сборочных единиц у этих тракторов достигает 70 %[2]. Трактор выполнен по традиционной для своего семейства компоновке: полурамная конструкция с несущими картерами узлов трансмиссии, переднее расположение двигателя, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние направляющие колёса уменьшенного диаметра. Трактор МТЗ-80 имеет привод только на задние колёса, а трактор МТЗ-82 — полный привод.
Тракторы выпускались и выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся друг от друга типом и передаточными числами трансмиссии, способом пуска двигателя, привязочными местами для навесного оборудования и внешним оформлением, типом используемой резины, величиной агротехнического просвета, установкой систем обеспечивающую работу на крутых склонах.
Создание семейства тракторов МТЗ-80/82 и Т-70, началось с постановления Совета Министров СССР № 606, о создании универсально-пропашного трактора мощностью 75-80 л.с. тягового класса 1,4. Для ускорения создания и уменьшения затрат на переоборудование основного завода и смежных предприятий, было принято решение о глубокой модернизации трактора МТЗ-50/52. В конструкцию новой машины было внесено множество изменений, основными внешними из которых являются новая обшивка, кабина, а также глубокомодернизированный двигатель повышенной мощности. Уже в 1972 году испытания нового трактора были успешно завершены. Во время испытаний были опеределены агрегатируемые машины и орудия, количество которых составило около 230. А увеличившаяся, из-за повышения оборотов двигателя до 2200, скорость до 33,2 км/ч, позволила более рационально использовать трактор на транспортных работах. На конвейер трактор встал в 1974 году. А в 1975 году, в Кишинёве, на конвейер вышел гусеничный вариант трактора Т-70.
2.Устройство системы охлаждения двигателя трактора МТЗ-80
Радиатор. Радиатор служит для охлаждения воды, поступающей в него из водяной рубашки двигателя. Радиатор системы охлаждения двигателя ( 27) состоит из верхнего и нижнего баков, сердцевины /, двух стоек, пробки 4 радиатора и деталей крепления. Баки и припаянная к ним сердцевина для лучшей проводимости тепла изготовлены из латуни.
Сердцевина радиатора имеет ряд тонких поперечных пластин, через которые пропущено множество плоских вертикальных трубок, припаянных к этим пластинам. Вода, проходящая через сердцевину радиатора, разветвляется на большое число струек. При таком строении сердцевины вода охлаждается интенсивнее благодаря увеличению площади соприкосновения воды со стенками трубок.
Верхний и нижний баки соединены с рубашкой охлаждения двигателя патрубками. В нижнем баке предусмотрен сливной краник для спуска воды из радиатора, а для спуска воды из водяной рубашки двигателя в нижнюю часть блока ввернут краник 11.
В систему охлаждения воду заливают через горловину верхнего бака. В пробку заливной горловины вмонтирован паровоздушный клапан, с помощью которого внутренняя полость радиатора сообщается с атмосферой. Паровоздушный клапан состоит из парового клапана 6 и размещенного внутри него воздушного клапана 5. Паровой клапан под действием пружины плотно закрывает горловину радиатора. Если температура воды в радиаторе повышается до 105°С, то под давлением пара клапан открывается, и избыток пара выходит наружу.
Когда при охлаждении воды и конденсации пара в радиаторе создается разрежение, открывается воздушный клапан и в радиатор заходит атмосферный воздух. Закрывается воз-1ушный клапан под действием пружины, когда явление воздуха внутри радиатора уравновешивается атмосферным. Воздушный клапан позволяет полностью слить воду из системы охлаждения при закрытой крышке горловины и предохраняет трубки радиатора от разрушения под влиянием атмосферного давления при остывании двигателя.
Перед радиатором расположена шторка (у двигателя Д-240) или жалюзи 2 (у двигателя Д-240), с помощью которых можно изменить степень охлаждения радиатора потоком воздуха. Шторка радиатора может опускаться под действием пружины, находящейся в барабане, на который навернута шторка. Для удержания шторки в заданном положении барабан фиксируется стопорным механизмом управления. Для опускания (открытия) шторки нужно нажать на рукоятку управления, расположенную на щитке приборов.
Пластины жалюзи поворачиваются рукояткой, предусмотренной в кабине тракториста.
Вентилятор и водяной насос (28, а). Вентилятор состоит из шести (у двигателя Д-240 из четырех) лопастей, приклепанных к крестовине. Крестовина 8 привернута к шкиву 7, который приводится в движение коленчатым валом с помощью ременной передачи. Шкив шпонкой и гайкой жестко закреплен на валике, который свободно вращается в корпусе 1 водяного насоса на двух шариковых подшипниках. С другой стороны на валик 3 жестко посажена крыльчатка 2 водяного насоса, представляющая собой диск с равномерно расположенными на нем шестью криволинейными лопатками, которые гонят воду в водяную рубашку двигателя.
В месте выхода валика из корпуса насоса предусмотрено сальниковое уплотнение, которое не пропускает воду. Узел уплотнения смонтирован в цилиндрическом кольце крыльчатки и застопорен в ней пружинным кольцом. В него входят текстолитовая уплотняющая шайба и резиновая манжета, которые прижимаются пружиной к упорной втулке. Вода, просочившаяся при работе насоса через уплотнение, сливается через отверстие в корпусе насоса наружу.
Водяной насос закреплен на передней стенке блока цилиндров четырьмя болтами. Между корпусом насоса и блоком установлена паронитовая прокладка. Корпус насоса имеет два патрубка: боковой соединяет полость крыльчатки водяного насоса с нижним патрубком радиатора, а верхний 5 — с корпусом термостата.
Термостат ( 27, о и б) служит для автоматического регулирования температуры воды и для ускорения прогрева двигателя после пуска. Он изготовлен из латуни и состоит из корпуса, гофрированного стакана 12 (гармошки) и штока с двойным клапаном. Внутрь стакана налита легко испаряющаяся жидкость.
При температуре воды менее 70°С основной клапан 14 термостата закрыт, а вспомогательный 13 открыт. Вода циркулирует по малому кругу (минуя радиатор). При температуре воды выше 70 С под давлением испаряющейся жидкости стакан растягивается, а шток и клапаны выдвигаются. Через открывшийся основной клапан вода пройдет в радиатор. При температуре воды выше 85 С вспомогательный клапан полностью закроет боковые отверстия корпуса и прекратит доступ воды из термостата в водяной насос.
а — устройство, б — положение клапанов термостата на холодном двигателе, в — положение клапанов термостата на прогретом двигателе;
1 — сердцевина водяного радиатора, 2 — жалюзи, 3 — масляный радиатор, 4 — пробка радиатора, 5 — воздушный клапан, б — яровой клапан,
7 — термометр, 8 — термостат,
9 —водораспределительный канал,
10 — водяной насос, 11— краник для слива воды из блока цилиндров, 12 — гофрированный стакан, 13 — вспомогательный клапан, 14 — основной клапан.
Водяной насос трактора МТЗ-80 - центробежного типа, объединен с вентилятором. В корпусе насоса вращается чугунная крыльчатка, напрессованная на валик и закрепленная болтом.
Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках. Полость подшипников уплотнена двумя резиновыми манжетами. В корпусе насоса запрессована втулка, к торцевой поверхности которой пружина прижимает текстолитовую уплотняющую шайбу. Шайба двумя выступами входит в пазы крыльчатки. Полированные поверхности втулки и шайбы образуют подвижное уплотнение, защищающее полость подшипников от попадании воды.
Для уплотнения валика установлена резиновая манжета с двумя латунными обоймами, предохраняющими манжету от деформации при вращении. Отдельные капли волы, просочившиеся через втулку корпуса водяного насоса, сливаются через дренажное отверстие в корпусе. Вентилятор крепится к ступице шкива водяного насоса. Валик водяного насоса и вентилятор приводятся вовращение при помощи клиновидного ремня. Подшипники водяного насоса смазываются через пресс-масленку до появления консистентной смазки из контрольного отверстия. Насос установлен на переднем торце блока цилиндров.
Вентилятор МТЗ-80 служит для создания мощного воздушного потока, обдувающего сердцевины водяного и масляного радиатора, а также для охлаждения наружных поверхностей дизельного двигателя.
Вентилятор МТЗ-80 устанавливается на валу водяного насоса и присоединяется к его шкиву при помощи шести болтов. Весь узел охлаждения крепится болтами на передней стенке блока цилиндров трактора.
Кожух вентилятора крепится на задних стойках водяного радиатора. Кожух защищает лопасти вентилятора от повреждения посторонними предметами, направляет воздушный поток на двигатель и в целом улучшает работу вентилятора.
Радиатор МТЗ-80 служит для охлаждения воды, повышение температуры которой происходит в водяной рубашке двигателя. Проходя через радиатор МТЗ-80, вода передает тепло потоку воздуха, которым он обдувается при помощи вентилятора. Внутренняя часть радиатора МТЗ-80 (сердцевина) состоит из вертикальных плоских труб, размещенных в четыре ряда и пропущенных через горизонтально расположенные ряды пластин. Пласти и трубки сердцевины радиатора МТЗ-80 изготавливаются из латуни. Окончания трубок припаиваются к основным пластинам и немного выступают за их края. Для того, чтобы теплоотдача была как можно максимально эффективнее, применяется коридорное расположение трубок по всей глубине радиатора.
К пластинам, размещенных по краям, при помощи болтов крепятся нижний и верхний бачки, изготовленные из латуни. Между бачками и пластинами размещены резиновые прокладки. Для соединения верхнего и нижнего бачков радиатора МТЗ-80 служат стойки, проходящие по обеим сторонам сердцевины. Для циркуляции воды по радиатору, к тыльной части верхнего бачка подведен водоподводящий патрубок. На верху бачка размещена горловина, через которую заливается вода в систему охлаждения. Горловина закрывается специальной крышкой, оснащенная паровоздушным клапаном. На нижнем бачке размещен краник для слива воды и подведен водоотводящий патрубок.
Радиатор устанавливается на трактор при помощи эластичного крепления.
3.Принцип работы системы охлаждения двигателя
трактора МТЗ-80
Система охлаждения служит для отвода тепла от нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима работающего двигателя.
Средняя температура в цилиндрах работающего двигателя около 1000 С. Раскаленные газы в процессе работы нагревают стенки цилиндра, поршня и головки блока.
Если двигатель не охлаждать, то смазка сгорит, в результате чего повысится износ деталей, снизится их прочность, могут возникнуть заклинивание поршней из-за их расширения и другие неисправности.
Значительный отвод тепла от двигателя (переохлаждение) приводит к снижению его мощности и экономичности вследствие ухудшения процесса смесеобразования. При этом увеличиваются потери на трение, так как свойства масла ухудшаются. Для нормальной работы двигателя температура воды должна составлять 80—95 С.
Схема системы охлаждения:
1 — шторка радиаторов, 2 — радиатор, 3 — вентилятор, 4 — термостат, 5 — термометр, 6 — водяная рубашка основного двигателя, 7 — водяная рубашка пускового двигателя, 8 — водораспределительный канал, 9 — водяной насос, 10 — сливной краник
В рассматриваемых двигателях применяется жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией. В эту систему входят водяная рубашка 6 охлаждения блока и головки цилиндров, радиатор 2, водяной насос 9 и вентилятор 3, а также вспомогательные устройства: водо распределительный канал 8, термостат 4, соединительные шланги, краники слива и указатель 5 температуры жидкости (термометр). Охлаждающей жидкостью служит вода.
При работе пускового двигателя до начала проворачивания коленчатого вала основного двигателя происходит термосифонная циркуляция воды. Под действием разности температур вода циркулирует из водяной рубашки цилиндра пускового двигателя в его головку, а затем направляется в водяную рубашку головки блока основного двигателя. Отдав тепло головке блока цилиндров, вода по соединительному патрубку поступает опять в рубашку цилиндра пускового двигателя.
Во время работы основного двигателя принудительная циркуляция воды в системе охлаждения создается центробежным водяным насосом.
Центробежный водяной насос 9 забирает воду из нижнего бака радиатора в водяную рубашку 6 двигателя, где она нагревается от стенок цилиндров. В холодном двигателе вода из водяной рубашки направляется термостатом к водяному насосу, минуя радиатор, в прогретом — в верхний бак радиатора. Проходя из верхнего бака в нижний по многочисленным трубкам, вода охлаждается. Воду охлаждает поток воздуха, создаваемый вентилятором и поступающий между трубками. Из нижнего бака радиатора вода вновь нагнетается насосом в водяную рубашку двигателя.
myunivercity.ru
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Схема системы охлаждения Д-243 трактора МТЗ-82
Охлаждение дизеля Д-243, в соответствии с рисунком, жидкостное с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса.
Температуру охлаждающей жидкости в системе контролируют по дистанционному термометру, датчик которого установлен в головке цилиндров.
Запрещается эксплуатация дизеля при загорании лампы перегрева охлаждающей жидкости.
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах 85-95С.
Для ускорения прогрева двигателя Д-243 после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служит термостат с твердым наполнителем.
Водяной насос, вентилятор и генератор приводятся во вращение от шкива коленчатого вала дизеля при помощи клинового ремня.
Смазка в подшипниковую полость насоса заложена при сборке. Смазывание подшипников насоса не требуется в течение всего периода эксплуатации дизеля.
Система охлаждения дизелей Д-243 трактора МТЗ-82 с запуском от пускового двигателя соединена с системой охлаждения пускового двигателя.
Рубашка охлаждения цилиндра пускового двигателя сообщается с рубашкой охлаждения головки цилиндров дизеля, а рубашка охлаждения головки цилиндра пускового двигателя - с корпусом термостата дизеля.
Электрооборудование и система пуска Д-243
Из агрегатов электрооборудования на двигатель Д-243 и его модификации могут устанавливаться генераторы Г964.3701-1, Г964.3701-1-2 номинальной мощностью 1кВт и номинальным напряжением 14 В, или Г994.3701-1 номинальной мощностью 1 кВт и номинальным напряжением 28 В.
Генератор двигателя Д-243 представляет собой бесконтактную электромашину с односторонним электромагнитным возбуждением и встроенным регулятором напряжения.
Генератор работает параллельно с аккумуляторной батареей и служит для ее подзарядки, а также для питания постоянным током потребителей электроэнергии, установленных на тракторе МТЗ.
Для запуска дизелей применяется электрический стартер или пусковой двигатель.
В пусковое устройство дизелей с запуском от электрического стартера входит также электрофакельный подогреватель.
На двигатели устанавливаются стартеры AZJ 3124 или AZJ 3385, или СТ 142М, или 9142 780, или 24.3708 номинальным напряжением12 В.
По заказу потребителя на дизели могут устанавливаться стартеры AZJ 3352 или AZJ 3381, или СТ142Н, или 9172 780, или 20.3708 номинальным напряжением 12 В.
Стартер Д-243 представляет собой электродвигатель постоянного тока. Включение стартера дистанционное, с помощью электромагнитного реле и включателя стартера.
Электрофакельный подогреватель служит для подогрева всасываемого в цилиндры воздуха с целью облегчения пуска дизеля.
Для обеспечения пуска при низких температурах окружающего воздуха все дизели имеют места для подвода и отвода теплоносителя от предпускового подогревателя.
Пусковые двигатели Д-243 - одноцилиндровые, карбюраторные, двухтактные, с кривошипно-камерной продувкой.
Для ограничения и поддержания постоянной максимальной частоты вращения коленчатого вала пусковые двигатели снабжены однорежимным центробежным регулятором.
Рычаг регулятора соединен с дроссельной заслонкой карбюратора и автоматически регулирует ее прикрытие, поддерживая постоянной частоту вращения коленчатого вала.
Смазка деталей кривошипно-шатунного механизма пусковых двигателей осуществляется маслом, содержащимся в топливной смеси.
Шестерни распределения и их подшипники, детали редуктора смазываются смесью масла моторного и дизельного топлива в соотношении 1:1, заливаемой в корпус редуктора.
Система зажигания пусковых двигателей состоит из магнето правого вращения, свечи зажигания и провода высокого напряжения.
Запуск пусковых двигателей производится электрическим стартером.
Передача вращения от пускового двигателя к дизелю при пуске осуществляется одноступенчатым редуктором при помощи шестерни включения, вводимой в зацепление с венцом маховика дизеля.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
specsts.ru