Мтз 82 система охлаждения схема: Система охлаждения МТЗ 82:схема,объём и устранение неполадок

Система охлаждения дизеля МТЗ

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Проверка герметичности системы охлаждения дизеля Д-245, 240, 243 и
состояния клапанов пробки радиатора с помощью индикатора ДСО-2.

В корпусе приспособления помещен поплавок, с помощью которого
фиксируется момент срабатывания клапанов пробки расширительного бачка,
отрегулированных на определенное давление.

При закрытых кранах 3, 13 (рис.5) создается давление в воздушном
баллоне. С помощью редуктора оно устанавливается на 0,15…0,16 МПа.

В схему приспособления для проверки клапанов пробки расширительного
бачка и герметичности системы охлаждения дизельного двигателя Д-240,
245, 243 тракторов МТЗ входят: редуктор; баллон; кран; манометр; стакан;
рамка; зажим; двухходовые краны; регулировочный винт; индикатор; клапаны
пробки; винтовой кран.

Снятую с горловины расширительного бачка пробку закрепляют на стакане.
При перекрытии крана воздух подается в верхнюю полость стакана.

Нижнюю полость стакана соединяют с индикатором с помощью крана.
Давление, действующее на паровой клапан, фиксируется манометром в момент
поднятия поплавка в индикаторе.

Затем соединяют индикатор с нижней полостью стакана, а воздух подают из
воздушного баллона в верхнюю полость и фиксируют давление, при котором
открывается воздушный клапан пробки.

Для проверки герметичности системы охлаждения приспособлением ДСО-2 на
горловину расширительного бачка вместо пробки установить насадку
приспособления, соединенную с краном.

При закрытых кранах редуктором
создают давление 0,6…0,7 МПа и открывают кран. По секундомеру и
манометру следят за изменением давления в системе охлаждения.

Одновременно с проверкой герметичности системы можно проверить на
работающем моторе и состояние прокладки головки цилиндров. Для этой
проверки устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала и
наблюдают за показаниями манометра.

Колебание стрелки манометра
свидетельствует о поступлении газов из цилиндров в систему охлаждения,
т.е. о повреждении прокладки или самой головки цилиндров.

Проверка натяжения ремня привода вентилятора и генератора с помощью
приспособления КИ-8920.

Устройство действует по принципу зависимости линейной величины прогиба
ремня от угла прогиба при заданном усилии.

Температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируют по
указателю температуры, датчик которого установлен в задней части
головки цилиндров. Кроме того, в корпусе водяного насоса установлен
датчик перегрева охлаждающей жидкости.

Запрещается эксплуатация дизельного двигателя при загорании
сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости. Температура охлаждающей
жидкости
в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах 75…95 С.

Открывая пробку расширительного бачка при перегреве двигателя МТЗ,
следует помнить, что возможно выбрасывание пара из горловины бачка,
которое
может привести к ожогу лица и рук.

Смазка „Литол» в подшипниковую полость корпуса насоса заложена при
сборке насоса на заводе-изготовителе и не требует пополнения в течение
всего
периода эксплуатации мотора.

Замена смазки производится только при ремонте водяного насоса.

Параметры водяного насоса, вентилятора и термостата Д-243, 240, 245

Обозначение / Материал / Масса, кг / Твердость рабочих поверхностей

Корпус жидкостного насоса 245-1307025 / СЧ 20 / 3,62 / 170…241 НВ

Валик жидкостного насоса 245-1307053-Г / Сталь 40ХН / 0,363 / 26…32
НRCэ

Шкив жидкостного насоса 245-1307163-Б / СЧ 20 / 2,9 / 170…241 НВ

Крыльчатка жидкостного насоса 240-1307074-В / СЧ 20 / 0,554 / 170…241
НВ

Корпус термостата нижний 245-1306021 / АЛ4 / 0,845 / Не менее 70 НВ

Патрубок жидкостного насоса 245-1307044-Д / АЛ4 / 0,570 / Не менее 70 НВ

Кольцо упорное 260-1307169 / Сталь 40Х13 / 0,03 / 49,5…54 НRCэ

Вентилятор 240-1308040-А / Сталь 20

Водяной насос МТЗ

Детали водяного насоса Д-245, 240, 243: подшипники; распорная втулка;
корпус; уплотнение; болт; крыльчатка; шпонка; вентилятор; шкив; вал.

Корпус водяного насоса в сборе должен быть испытан водой под давлением
0,2±0,01 МПа в течение 2 мин. При этом течь или появление капель не
допускается.

Площадь прилегания торцовой поверхности опорной втулки корпуса водяного
насоса при проверке на краску должна быть не менее 85% при ширине
непрерывного кольцевого отпечатка не менее 2 мм.

Крыльчатку балансировать статически. Остаточный дисбаланс не более 6
г/см. Массу следует корректировать сверлением в плоском торце отверстий
диаметром 8 мм на радиусе не более 37 мм. Выход сверла не допускается.

Шкив водяного насоса балансировать статически. Остаточный дисбаланс не
более 8 г/см.

Массу корректировать сверлением в торце отверстий диаметром 8 мм на
диаметре 100-8,0 мм на глубину не более 8 мм.

Толщина перемычек между отверстиями должна быть не менее 5 мм.

Торец уплотняющей шайбы при сборке водяного насоса должен быть покрыт
тонким слоем коллоидно-графитовой смазки ОСТ 6.08. 430-74.

Подшипниковая полость должна быть заполнена смазкой Литол-24 ГОСТ
21150-75 массой 35…40 г.

Гайка должна быть затянута моментом 100…120 Нм.

Выступание крыльчатки за торец корпуса водяного насоса Д-240, 240, 245
допускается не более 0,4 мм, а утопание — не более 1 мм.

Биение конических поверхностей ручья шкива водяного насоса допускается
не более 0,3 мм при установке индикатора перпендикулярно к образующей
конической поверхности.

Торцовое биение фланца шкива водяного насоса трактора МТЗ допускается не
более 0,35 мм на крайних точках.

Радиальное биение наружного диаметра ступицы шкива водяного насоса
допускается не более 0,15 мм.

Водяной насос в сборе должен быть испытан на производительность на
стенде ОР-18003-07. При частоте вращения вала насоса 2600±20 мин-1 и
противодавлении 0,03 МПа производительность насоса должна быть не менее
2,25 см3/с.

Расклепанные головки заклепок вентилятора должны иметь высоту не менее 3
мм и диаметр не менее 7 мм.

Зазор между хвостовиком крестовины и лопастью на расстоянии 5 мм вокруг
стержня заклепки не допускается, на расстоянии 5…10 мм вокруг стержня
заклепки зазор должен быть не более 0,1 мм, а на расстоянии 5 мм от
внутренней кромки лопасти — не более 0,2 мм.

Боковые идентичные кромки лопастей вентилятора должны лежать в одной
плоскости с допустимым отклонением 3 мм.

Биение боковых кромок лопастей вентилятора допускается не более 3 мм на
крайних точках.

Для одного вентилятора разность ширины лопастей в плоскости крестовин не
должна превышать 4 мм.

На дизели Д-240 устанавливаются вентиляторы с неравномерным Х-образным
расположением лопастей, которые полностью взаимозаменяемы с ранее
устанавливаемыми вентиляторами.

Вентилятор в сборе балансировать статически. Остаточный дисбаланс не
более 25 г/см.

Массу корректировать приваркой к выпуклой поверхности
лопасти стальных пластин круглой или прямоугольной формы толщиной не
более 1,5 мм в количестве не более двух на лопасть и не более чем на
двух
лопастях.

На дизели Д-243, 245 устанавливаются только пластмассовые вентиляторы,
балансировка которых произведена при их изготовлении и в эксплуатации её
проведения не требуется.

Вентилятор должен быть окрашен в цвет, отличающийся от цвета дизеля.

Термостат должен быть очищен от накипи в кипящем 8…10 % щелочном
растворе в течение 15…20 мин, а затем промыт чистой водой.

Температура в момент начала открытия клапана термостата, помещенного в
постепенно прогреваемую воду, должна быть 84…87С, а в момент полного
открытия клапана 91…95С; высота подъема полностью открытого клапана —
не менее 8,5 мм.

Клапан термостата в закрытом положении должен плотно прилегать к седлу;
допускаемый зазор между клапаном и седлом 0,1 мм.

Смещение клапана относительно горловины допускается не более 0.5 мм.

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82

  • Органы управления и приборы
  • Работа с сельхозмашинами
  • Техническое обслуживание дизеля Д-243
  • Регулировки сцепления
  • Рулевое управление
  • Тормоза трактора Беларус
  • Вал отбора мощности ВОМ
  • Передний мост
  • Ремонт переднего ведущего моста
  • Гидравлическая система и задняя навеска
  • Электрооборудование
  • Техническое обслуживание

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82. 1, 80.1, 80.2, 82.2

  • Органы управления и приборы
  • Управление коробкой передач и ВОМ
  • Управление задней навеской
  • Элементы кабины
  • Элементы электрооборудования
  • Сцепление
  • Коробка передач
  • Управление КПП и ходоуменьшителем
  • Реверс-редуктор
  • Задний мост трактора Беларус
  • Блокировка дифференциала заднего моста
  • Задний вал отбора мощности
  • Тормоза трактора Беларус
  • Пневмосистема
  • ПВМ с коническими колесными редукторами
  • ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
  • Привод ПВМ
  • Ходовая система
  • Гидрообъемное рулевое управление
  • Гидроусилитель рулевого управления
  • Гидравлическая навесная система
  • Регулировки задней навески
  • Кабина Беларус
  • Техническое обслуживание
  • Обслуживание двигателя
  • Техобслуживание трансмиссии
  • Сервисное обслуживание ПВМ
  • Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
  • Обслуживание переднего моста
  • Обслуживание пневмосистемы и тормозов

Ремонт МТЗ-80

  • Ремонт головки блока цилиндров
  • Ремонт поршневой группы Д-240
  • Ремонт топливной аппаратуры
  • Ремонт пускового двигателя
  • Ремонт рулевого управления
  • Ремонт переднего моста
  • Ремонт сцепления и понижающего редуктора
  • Ремонт КПП
  • Ремонт заднего моста
  • Ремонт ВОМ
  • Ремонт гидросистемы задней навески
  • Ремонт электрооборудования

Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221

  • Управление и приборы
  • Коробка передач
  • Сцепление
  • Обслуживание двигателя Д-260
  • Задний мост
  • Рабочие тормоза
  • Пневмооборудование
  • Вал отбора мощности
  • Передний ведущий мост
  • Навесная гидросистема
  • Электронное управление задней навеской
  • Заднее навесное устройство
  • Рулевое управление

Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320

  • Органы управления и приборы
  • Дизельный двигатель
  • Сцепление и КПП
  • Задний мост
  • Тормоза
  • Задний вал отбора мощности
  • Передний ведущий мост
  • Рулевое управление
  • Навесное и сцепное устройство
  • Гидросистема
  • Электрооборудование
  • Агрегатирование

Эксплуатация и сервис тракторов

  • Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
  • Механизм газораспределения
  • Система питания дизельных двигателей
  • Система регулирования тракторных двигателей
  • Система охлаждения тракторных двигателей
  • Система пуска дизелей
  • Силовые передачи тракторов
  • Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
  • Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
  • Ходовая часть и управление трактора
  • Ходовая и рулевое управление колесных тракторов

Радиатор водяного охлаждения и термостат двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, 82

Система охлаждения МТЗ-82, 80: Устройство, обслуживание, советы

Система охлаждения дизеля (рис. 12) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. В систему охлаждения входят следующие основные узлы и агрегаты: водяной радиатор 2, водяной насос 6, вентилятор 8, термостат 4, термометр 5, шторка 9 и, кроме того, водоподводящий 3 и водоотводящий 7 патрубки, шланги, соединительная арматура, сливные краники и др.

Рис. 12. Схема системы охлаждения:

1 — пробка радиатора, 2 — радиатор. 3 — водоподводящий патрубок; 4 — гермостат; 5- термометр; 6 — водяной насос; 7 — водоотводящий патрубок; 8 — вентилятор; 9 — шторка; 10 — краник слива воды из радиатора

Радиатор

2 предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке дизеля. Вода, проходя через радиатор, отдает тепло обдувающему его потоку воздуха. Сердцевина радиатора состоит из четырех рядов вертикальных плоских трубок, пропущенных через ряд спаянных с ними горизонтальных пластин. Трубки и пластины сердцевины изготовлены из латуни. Концы трубок припаяны к крайним (основным) более толстым пластинам и несколько выступают над их поверхностью. Улучшению условий теплоотдачи способствует ступенчатое (коридорное) расположение трубок по глубине радиатора.

К крайним пластинам на болтах прикреплены верхний и нижний латунные бачки. Между пластинами и бачками установлены резиновые прокладки. По обеим сторонам сердцевины проходят стойки, соединяющие бачки радиатора. К задней стенке верхнего бачка присоединен водоподводящий патрубок 3. На верхней части бачка расположена заливная горловина, закрытая пробкой 1 с паровоздушным клапаном. К задней стенке нижнего бачка присоединены водоотводящий патрубок 7 и сливной краник 10.

Крепление радиатора на тракторе эластичное: к переднему брусу при помощи опоры с резиновыми амортизаторами, а в верхней части — растяжками к головке блока цилиндров.

Вентилятор

8 создает интенсивный воздушный поток, обдувающий сердцевины масляного и водяного радиаторов и охлаждающий наружные поверхности дизеля. Вентилятор смонтирован в одном узле с водяным насосом и расположен на его валу. Вентилятор присоединен шестью болтами к шкиву 5 (рис. 13) насоса, а весь узел (вентилятор -водяной насос) прикреплен болтами к верхней части передней стенки блока цилиндров. С задней стороны к стойкам водяного радиатора крепится кожух вентилятора. Кожух улучшает работу вентилятора, предохраняет лопасти вентилятора от попадания посторонних предметов и направляет поток воздуха на дизель.

Рис. 13. Водяной насос и вентилятор:

1 — вентилятор, 2 — ступица; 3 — шпонка; 4 — вал насоса; 5 — шкив; 6 — стопорное кольцо; 7 — масленка; 8 — пружина; 9 — крыльчатка; 10 — манжета; 11 — обойма; 12 — уплотнительная шайба; 13 и 16 — сальники; 14 — корпус; 15 — ремень вентилятора.

Водяной насос

(рис. 13) центробежного типа. Он предназначен для создания активной циркуляции воды в системе охлаждения и за счет этого более полного отвода тепла от нагретых деталей дизеля. Крыльчатка 9 насоса установлена на валик 4, зафиксирована от проворачивания лыской и закреплена на валике торцевым болтом. Валик вместе с крыльчаткой вращается на двух шариковых подшипниках. Пространство в корпусе между подшипниками заполняется смазкой через масленку. Водяная и масляная полости насоса разделены между собой дополнительным торцевым уплотнением, смонтированным в крыльчатке. Уплотнение состоит из текстолитовой шайбы, находящейся в контакте с тщательно обработанным торцом упорной втулки, которая запрессована в корпус насоса, а также резиновой манжеты 10, охватывающей валик, и поджимающей пружины 8. Для лучшего уплотнения на резиновую манжету надеты обоймы 11.

Крыльчатка 9 помещается в профилированной полости корпуса 14 насоса. При вращении крыльчатки на входе в эту полость создается разрежение, передаваемое в приемную камеру, которая патрубком соединена с нижним бачком радиатора. Благодаря разряжению вода попадает на лопатки крыльчатки и под давлением поступает в спиральный канал, так называемую улитку, образованную вокруг крыльчатки в корпусе насоса.

Отсюда вода нагнетается в продольный канал системы охлаждения блока цилиндров.

Водяной насос и вентилятор приводятся во вращение от шкива коленчатого вала дизеля при помощи клиновидного ремня 15, который также вращает и ротор генератора. При номинальной частоте вращения дизеля, равной 2200 об/мин, водяной насос и вентилятор развивают 2600 об/мин.

Термостат

автоматически поддерживает температуру воды в заданных пределах и ускоряет прогрев дизеля после пуска. Он состоит из корпуса (рис. 14), датчика термостата 6 с твердым наполнителем, верхнего основного 5 и нижнего вспомогательного 2 клапанов. Корпус термостата отштампован из латуни. В боковой его поверхности сделано два окна 3. Верхний торец корпуса служит седлом для основного клапана 5, а отбортовка нижнего — для закрепления корпуса в коробке термостата. К верхней части датчика 6 прикреплены основной клапан и рычаг вспомогательного клапана.

Рис. 14. Термостат

1 — корпус; 2 — вспомогательный клапан; 3 — окно для прохода воды; 4 — стержень датчика; 5 — основной клапан; 6 — датчик.

Термостат помещен в корпус и установлен на выходе из рубашки охлаждения блока цилиндров. Термостат с твердым наполнителем имеет меньшую чувствительность к изменению давления в системе и большие перестановочные усилия в сравнении с сильфонным.

Когда температура охлаждающей жидкости меньше 70°С, основной клапан 5 закрыт, и жидкость через окна поступает по патрубку в насос, а затем в водяную рубашку блока. Следовательно, жидкость не проходит через радиатор и поэтому быстро нагревается. Когда же температура охлаждающей жидкости больше 70°С, увеличивается объем смеси церезина с алюминиевой пудрой, выдвигается поршень с установленным на нем основным клапаном и открывается проход охлаждающей жидкости в радиатор. При этом вспомогательный клапан перекрывает окна для прохода жидкости в водяной насос, минуя радиатор.

Шторка

, установленная перед водяным радиатором, позволяет изменять количество проходящего через радиатор воздуха и тем самым регулировать в некоторых пределах температуру охлаждающей жидкости. Управляют шторкой с рабочего места тракториста при помощи рукоятки, связанной тросом с передвижным валиком шторки. Температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируют по показаниям дистанционного электрического термометра, датчик которого установлен в головке цилиндров, а указатель — на щитке приборов в кабине.

Техническое обслуживание системы охлаждения

прежде всего предполагает контроль за состоянием соединений, исправностью всех сборочных единиц и агрегатов, уровнем и качеством заливаемой в систему охлаждающей жидкости.

Заполнять систему охлаждения нужно только чистой водой. Особое внимание следует обращать на жесткость воды. Жесткая (содержащая много минеральных солей) вода образует на стенках водяной рубашки накипь, которая является плохим проводником тепла, замедляет теплоотдачу от стенок и головки блока цилиндров, ухудшает циркуляцию, что приводит к перегреву дизеля. Для заполнения системы охлаждения лучше всего применять мягкую (дождевую или снеговую) воду. Если же такой воды нет, жесткую воду необходимо умягчить кипячением или добавкой 10. 12 г стиральной соды на 10 л воды с тщательным перемешиванием до полного растворения ее и последующим отстоем в течение 2. 3 ч.

Гидросистема

Трактор укомплектован универсальной раздельно-агрегатной гидросистемой, емкость бака которой составляет 25,5 литра (+/-0,5 л). Данные подачи насоса (при номинальной частоте вращения коленвала) составляют не менее 45 л/ мин. Максимальное давление в гидравлической системе – 20 -2 Мпа.

Гидросистема комплектуется шестеренчатым насосом НШ32А-3 (или НШ32М-3 правого вращения). Подача агрегата составляет не менее 45 литров в минуту. Привод насоса – от силового агрегата через приводные шестерни вала отбора мощности.

Источник фото: like-sumy.com.ua Фото МТЗ-82.1

Система охлаждения МТЗ 82:схема,объём и устранение неполадок

Функцией системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания является обеспечение теплового рабочего баланса, при котором все детали механизмов без заклинивания с учётом тепловых расширений и обеспечением оптимального скольжения во всех трущихся поверхностях. Фактор температурного режима работы агрегата влияет на износ деталей двигателя, выдаваемую мощность и расход топлива и как следствие на все эксплуатационные показатели.

Для дизельного двигателя Д 240 оптимальным режимом работы есть температура 80 – 95 ̊ С.

Дополнительной функцией системы является отопление кабины трактора МТЗ 80 (82) в холодное время года через дополнительный теплообменник – печку оборудованный нагнетательным вентилятором с электродвигателем.

Ходовая часть

Ходовая система трактора МТЗ 82.1 построена по колесной формуле 4х4 таким образом, что обеспечивает высокие ходовые качества, простоту управления и обслуживание трактора. Подвеска задних колес — жесткая, передних колес — балансирующая, это объясняется двойной задачи: движения и управления передних колес.

Передний ведущий мост МТЗ 82.1 — с главной передачей, самоблокирующимся дифференциалом, конечными передачами, с коническими колесными редукторами, можно, при необходимости, отключить для экономии топлива.

Устройство системы охлаждения двигателя МТЗ 80(82) и его модификаций

Дизель Д-240 оснащён закрытой системой охлаждения с принудительной циркуляцией теплообменной жидкости с объёмом 20 литров и в версии дизеля с пусковым двигателем ПД 10 -22 литра.

Закрытая система изолирована крышкой с паровоздушным клапаном от внешней атмосферной среды. Для циркуляции система оснащена центробежным насосом, создающим поток жидкости увеличивая теплообменные показатели.

Водяная рубашка

Полости в блоке и головке газораспределения между внутренней и наружной стенкой детали называются водяной рубашкой двигателя и соединены термостойкой металоасбестовой прокладкой. Циркуляция жидкости в полостях обеспечивает теплообмен и подержание термического баланса рабочих цилиндров поршневой группы и газораспределительного механизма.

Водяной насос и вентилятор

Помпа обеспечивает циркуляцию жидкости по системе со скоростью, при которой разница температуры на входе в рубашку двигателя и выходе составляет 4-8 ̊ С. Система охлаждения Д 240 оснащена насосом центробежного типа, чугунный корпус которого присоединён к передней фронтальной стенки блока цилиндров объединяясь своей нагнетательной полостью с водяной рубашкой. Всасывающий патрубок, раздвоенный для работы по малому кругу охлаждения в режиме «нагрева двигателя» и по большому кругу в режиме « охлаждения двигателя ». Привод узла осуществляется через шкив клиноременной передачи. Одновременно на противоположном конце оси вращения крыльчатки насоса, за приводным шкивом установлен лопастной вентилятор, увеличивающий поток воздуха, проходящий через теплообменник – радиатор для охлаждения нагретой жидкости.

Частота вращения вентилятора и помпы, при номинальных оборотах 2200 об/минуту дизеля Д-240, составляет 2600 об/минуту.

Радиатор

Впереди двигателя между рулевой колонкой и вентилятором размещён радиатор системы, своим фронтальным расположением улавливающий встречный поток воздуха при движении машины. Радиатор выполняет функцию основного теплообменника системы. Узел состоит из верхней и нижней латунных ёмкостей, которые соединены охлаждающими трубками. Трубки спаяны между собой теплоотводящими пластинами увеличивающие рабочую площадь теплообмена узла. Верхняя ёмкость оснащена заливной горловиной и подводящим патрубком, по которому нагретая двигателем жидкость поступает к узлу для охлаждения. Для сохранения оптимального давления в системе крышка горловины оснащена паровоздушным клапаном. Нижняя ёмкость имеет сливной кран и патрубок для отвода охлаждённой жидкости к одному из всасывающих трубопроводов помпы. Передняя фронтальная сторона радиатора оснащена управляемой шторкой, жалюзи которой регулируют проход воздуха для теплообмена. Управление осуществляется рукояткой из кабины трактора, связанной тросом с передвижным валиком шторки. Обратная фронтальная сторона радиатора оснащена диффузором, обеспечивающим ускорение движения воздуха через теплообменник.

Паровоздушный клапан в крышке предохраняет радиатор от разрушения в результате воздействия парового давления или разрежения в системе. При увеличении давления пара выше 0,05 мПа срабатывает паровой клапан, пропуская пар в атмосферу. Возникшее разрежение от 0,001 до 0,0012 мПа устраняется открытием воздушного клапана устройства.

Термостат

Функция устройства заключается в автоматическом регулировании процессов теплообмена в системе. Узел принимает нагретую жидкость из блока и переключением термоклапана направляет её по «малому» или «большому» охлаждающему циклу. Малый цикл заключается в прохождении жидкости от нагнетательной полости помпы через блок цилиндров и головку газораспределения к термостату и обратно к всасывающему патрубку насоса, не проходя через радиатор. Так работает система в процессе нагревания двигателя. После достижения температуры в системе выше 70 ̊ С клапан термостата срабатывает и направляет жидкость по большому циклу, открывая патрубок на охлаждение в радиаторе. Таким образом, термостат ускоряет процесс нагревания охлаждающей жидкости и автоматически поддерживает её температуру в нужных пределах.

Принцип работы клапана узла заключается в расширении наполнителя, имеющего достаточный коэффициент расширения. При нагревании наполнитель своим изменением объёма действует через толкатель на клапан, открывая его. При остывании наполнитель уменьшает свой объём — соответственно клапан закрывается.

Датчик температуры

С помощью датчика осуществляется контроль теплового режима дизеля. Устройство состоит из термопары установленной в блоке двигателя и указателя температуры размещённого на панели управления трактора. Старые модели МТЗ 80(82) комплектуются механическим прибором, современные трактора — датчиками электрического типа.

Охлаждающая жидкость

Специальные незамерзающие охлаждающие жидкости (тосол и антифриз) своим химическим составом и физическими свойствами максимально соответствуют условиям для создания теплового баланса работы двигателя. Однако основной используемой теплообменной жидкостью, осуществляющей отвод тепла от цилиндров и ГБЦ двигателя трактора МТЗ 80(82) остаётся обычная вода. Рекомендуется использовать мягкую воду для охлаждения, что уменьшает образования накипи. Для смягчения можно добавлять кальцинированную соду 10 грамм на 10 литров воды. Раствор перемешивают, после отстаивания используют в охлаждении двигателя. Самый простой способ смягчения это предварительное кипячение в течение 30 минут. При необходимости слить воду с двигателя её собирают в отдельную ёмкость для последующего использования, так как в процессе рабочих нагревов минеральные соли образующие накипь выпали в осадок. Кроме образования накипи, недостатком воды является довольно высокая температура замерзания — 0 ̊ С, что заставляет производить слив с системы в холодное время года предупреждая разрушение деталей под действием расширения воды при замерзании.

Технические характеристики

Передний ведущий мост — с возможностью регулирования колеи передних колес посредством выдвижения кулаков, с коническими редукторами.

Тормоза: рабочие — дисковые, на валах ведущих шестерен бортовых передач;

Стояночный тормоз – дисковый, связан тормозным валом с крестовиной дифференциала, независимым ручным управлением.

Привод тормозов прицепа — пневматический, сблокированный с управлением тормозами трактора.

Муфта сцепления — фрикционная, однодисковая, постоянно-замкнутого типа с механическим управлением. Накладки муфты сцепления – безасбестовые (по заказу металлокерамические).

Коробка передач — механическая, ступенчатая, с механическим понижающим редуктором.

Задний мост — с главной передачей, дифференциалом и конечными передачами, также имеющий возможность изменения колеи, путем сдваивания колес с помощью проставки.

Неполадки и неисправности в системе

Признаком неисправности системы является перегрев двигателя. Первой причиной может быть снижение уровня охлаждающей жидкости в результате течи соединительных резиновых патрубков. После обнаружения причины течи её устраняют затяжкой уплотнительных хомутов или заменой патрубков при их порывах.

Внимание! Для проверки уровня жидкости крышку радиатора открывают осторожно, так как кипяток может выплеснуться из горловины и нанести ожоги. Перед открытием двигателю дают немного остыть, затем, став с наветренной стороны в защитных рукавицах, открывают крышку.

Панель с комбинированным датчиком

Современная версия щитка приборов с каталожным номером 80-3805021-Б устанавливается на поздних версиях модификаций тракторов МТЗ 80.1(80.2,82.1,82.2), а также на основную массу модельного ряда тракторов Минского Завода — МТЗ 1221,1025,952,892,1522,1021 и других современных моделях.

Панель имеет аналогичную конструкцию и размещение — сигнализирующих ламп, тумблеров, тахоспидометра и отличается от щитка с автономными датчиками заменой всех датчиков одним комплексным прибором КД 8071-3 комбинация приборов (АР 71. 3801-01), включающим в себя стрелочные шкалы указывающие:

  • температуру жидкости 1 с сигнальной лампой аварийного значения
  • уровень топлива 4
  • давление масла 2 в двигателе с сигнальной лампой аварийного значения
  • давление воздуха 3
  • напряжение в электросети 5

Дополнительно в комплектации щитка с комбинированным прибором встроена система звуковой сигнализации — зуммер для оповещения при аварийном снижении давления масла или недопустимом повышении температуры охлаждающей жидкости в дизеле.

источник

Работа системы в зимнее время

При ночном снижении температуры ниже 0 ̊ С и использовании в охлаждающих системах воды после остановки двигателя по окончании работ производят слив жидкости из радиатора и блока, открывая соответствующие сливные краны, дабы избежать размораживания узлов и деталей, участвующих в охлаждении. Обычно эта техническая процедура регламентируется отдельным приказом по предприятию с утверждением даты начала действия и ответственных исполнительных лиц.

При работе в холодное время, для облегчения пуска двигателя практикуют подогрев охлаждающей жидкости непосредственно в блоке дизеля или отдельно перед заливом в систему. Подогреватель жидкости в системе охлаждения двигателя Д 240 устанавливается с левой стороны трактора вместо заглушки на блоке над стартером на три болта. В моторах Д 240Л это отверстие в блоке используют для соединения охлаждения пускового двигателя ПД 10 с системой охлаждения дизеля. Подогреватель запитывается от общей сети электроснабжения 220 В.

Капот трактора оборудуют утепляющим кожухом для уменьшения контакта с окружающей средой и сохранения теплового баланса двигателя. Рабочую температуру регулируют положением шторки радиатора исходя из режима работы и температуры атмосферного воздуха.

Дополнительно открытием подводящего крана открывают поток нагретой двигателем жидкости в теплообменник печки, обогревающей кабину трактора.

Панель старого образца

Данный щиток приборов (с каталожным артикулом 70Л- 3801010 для трактора с пускачём и 70-3801010 со стартерным пуском) устанавливался с 1974 года на МТЗ 80(82) с малой кабиной. Узел представляет собой корпус из листового металла с проёмом под ось руля.

В передней части на малой наклонной плоскости размещены слева направо отдельные механического типа датчики-указатели:

  • температуры охлаждающей жидкости УК133-В
  • амперметр АП110
  • давления воздуха в пневмосистеме МД 226
  • давления масла в двигателе МД 219
  • тахоспидометр ТХ-135
  • дополнительно на отдельном кронштейне с правой стороны прикреплён датчик уровня топлива в баке УБ 126.

На большой горизонтальной площади размещены ряд цветных сигнализирующих ламп, прикрытых щитком в положении слева направо:

  • включения массы
  • включения сигнала поворота
  • включения дальнего света фар

За лампами, ближе к водителю размещён ряд переключателей:

  • тумблер дальнего и ближнего света
  • тумблер сигнала поворотов
  • кнопка звукового сигнала

По правую сторону места для руля размещены:

  • элемент ПД 50В(20) для контроля за степенью накала спирали электрофакельного подогревателя
  • переключатель управления стартером(23).

В задней торцевой части щитка под крышкой находится блок плавких предохранителей электросистемы трактора и рукоятка переключателя режимов света фар.

На сегодня аналоги этой панели производятся различными производителями, которые могут отличаются дополнительным оборудованием кнопки аварийной остановки и электро-фитиля прикуривателя.

Эксплуатация трактора: система охлаждения

Роль системы охлаждения в безотказной работе трактора

Для безотказной работы дизеля очень важна поддержка правильного температурного режима эксплуатации. Если температурный режим выдерживается, двигатель, как правило, работает долго и без нареканий. А вот нарушение температурного режима из-за неполадок в системе охлаждения влечёт за собой значительное количество поломок дизеля, вплоть до полного его выхода из строя. Для тракторов марки МТЗ 80/82 нормальная работа всех механизмов дизеля обеспечивается при температуре 85–95 °С. Эксплуатация как при более низких, так и при более высоких температурах крайне негативно сказывается на состоянии трактора. В первом случае происходит значительная потеря мощности и, соответственно, перерасход топлива. Во втором — двигатель может просто заклинить, что приведет к механическому разрушению ряда деталей.

Только исправная система охлаждения позволяет трактору постоянно работать в оптимальном температурном режиме.

Что и в каком количестве заливать в систему охлаждения

Безотказную работу самой системы охлаждения гарантируют две составляющие: количество и качество охлаждающей жидкости, залитой в систему.

Основная ошибка операторов при обслуживании системы охлаждения состоит в том, что они, после того как залили в агрегат какую-либо охлаждающую жидкость, считают свои обязанности полностью выполненными. На самом деле всё сложнее и требует чуть больше ответственности и внимания.

В первую очередь обратимся к вопросу качества. Оптимальной охлаждающей жидкостью для дизеля является тосол: в нем нет никаких минеральных добавок и активных веществ, которые вступают в реакцию с системой охлаждения и выводят её из строя. В пользу тосола говорит и тот факт, что новенькие тракторы с завода поставляются покупателям именно с этой охлаждающей жидкостью.

Можно в качестве охлаждающей жидкости использовать и воду, но не любую, как полагают многие, а исключительно мягкую. В естественных условиях — это дождевая или талая вода. Но если под рукой есть только жёсткая колодезная или водопроводная вода, то и её вполне можно смягчить. Для этого необходимо добавить в воду кальцинированную соду (в пропорции 10–12 г соды на 10 литров воды).

Ещё один важный вопрос — количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Его в обязательном порядке необходимо регулярно контролировать. В верхнем бачке радиатора уровень жидкости должен быть на 50–60 мм ниже уровня заливной горловины. Если уровень охлаждающей жидкости будет выше, то, нагреваясь и расширяясь в процессе работы дизеля, она будет вытекать через контрольное сливное отверстие радиатора. Проблема, вроде бы, и не критичная, но приводит к напрасному перерасходу недешёвого тосола, загрязнению окружающей среды (тосол считается активным веществом) и загрязнению других узлов двигателя прилипающей пылью — со всеми вытекающими последствиями. Кстати, операторы часто жалуются на проблему вытекания охлаждающей жидкости через контрольное сливное отверстие радиатора, а ведь сами же её и создают собственной небрежностью.

Система охлаждения трактора МТЗ-82, 80

Из каких элементов состоит система охлаждения на МТЗ-80, 82? Как правильно промыть и заправить систему?

В современных тракторах, работающих зачастую на пределе своих мощностей, эффективная и дееспособная система охлаждения имеет первостепенное значение. Именно она отвечает за своевременный отвод излишков тепла от агрегатов двигательной системы, обеспечивая их бесперебойное функционирование. Именно о данном элементе и его нюансах и пойдёт речь ниже.

Система охлаждения и её конструкция

На тракторах МТЗ используется закрытая система жидкостного охлаждения, основу которой составляют следующие элементы:

  • Водяной насос – являет собой конструкцию центробежного типа, снабжённую всеми необходимыми патрубками и обеспечивающую принудительное циркулирование охлаждающей жидкости внутри системы;
  • Пластинчатый радиатор – отвечает за теплоотдачу от охлаждающей жидкости в окружающую атмосферу;
  • Вентилятор – его вращение формирует воздушные потоки, идущие между радиаторными трубками и пластинами;
  • Охлаждающая рубашка – выполнена в виде двойных стенок, между которыми заливается охлаждающий состав;
  • Трубопроводы – обеспечивают передачу жидкости к теплообменнику от двигателя и обратно;
  • Термостат – отвечает за регулировку интенсивности проводимого охлаждения.

Принцип действия – всё просто и эффективно

Несмотря на довольно замысловатую конструкцию, охлаждающий комплекс трактора работает по очень простому принципу: двигательная помпа закачивает жидкость в охлаждающую рубашку, беря её из нижнего радиаторного бака и вытесняя отработавшую своё жидкость в бак верхний. Циркулируя по сердцевине радиатора жидкость, под воздействием воздуха из вентилятора, охлаждается до оптимальной рабочей температуры, после чего переходит в верхний резервуар, а на её смену помпа вновь закачивает новую охлаждающую жидкость из нижнего.
Если двигатель холодный, термостат отправляет охлаждающую жидкость напрямую в водяной насос, без её поступления в радиатор (имеет место так называемый малый круг циркулирования).

Промывка и заправка охлаждающей системы

Для заправки охлаждающего комплекса рекомендуется использовать тосол – он не содержит в своём составе никаких активных и вредных веществ, способных нанести вред системе или вывести её из строя. В редких, скорее даже крайних, случаях можно залить и воду – талую, дождевую или обычную колодезную, но с добавлением кальцинированной соды (примерно 1-1,2 г на 1 литр воды).

Что же касается объёмов заливки, то для верхнего бардачка уровень жидкости примерно на 5-6 см не должен доходить до уровня заливной горловины. Если жидкости будет налито больше, излишки её будут вытекать сквозь контрольный сливной выход, расположенный на радиаторе. Недолив жидкости негативно скажется на её циркуляции и вызовет скорый перегрев двигателя.

Для продления срока службы охлаждающей системы, примерно через каждые 2000 часов работы её следует промывать. Для этого используется особая смесь, приготовленная из содового раствора и керосина (около 2 литров). При такой промывке мотор должен работать не менее 12 часов кряду, а по её окончании радиатор дополнительно промывают чистой водой.

Возможен также и вариант, когда очистка проводится сжатым под высоким давлением воздухом – данный способ также достаточно эффективен, хотя и требует наличия специального оборудования.

Число передач:
— вперед18
— назад4
Скорость движения, км/ч:
— вперед2 — 34,5
— назад4,1 — 10,1
Задний ВОМ:
— зависимый I, об. /мин.540
— зависимый II, об./мин.1000
— синхронный I, об./мин.3,4