Содержание
Сколько масла в коробке МТЗ-80
Залив масла осуществляется через отверстие, расположенное на корпусе коробки передач слева, в этом же отверстии расположен мерный щуп, для контроля уровня масла. Объем масла в трансмиссии составляет ~40 литров.
Основные заправочные объемы МТЗ 82 и МТЗ 80
В первую очередь трактористу необходимо знать, сколько топлива может вместиться в топливный бак и сколько масла в МТЗ 82 в двигателе. Объем топливного бака 120 литров. Но они не единственные. Имеется еще бак пускового двигателя ПД-10. В него вмещается 1,9 литров.
Дополнительный карбюраторный двигатель необходим для пуска двигателя. Он обеспечивает легкий старт даже в сложных условиях при низкой температуре. Он состоит из одноступенчатого редуктора и электрического стартера с подогревателем.
МТЗ 82 может оснащаться одним из двух силовых агрегатов: Д240 и Д240Л. Что касаемо заправочных объемов, то разница между ними лишь в том, что Д240 имеет 20-литровую охлаждающую систему, а Д240Л – 22-литровую.
Заправочные емкости МТЗ 82:
- Объем картера моторного масла — 15 л.
- Корпус трансмиссии, с учетом коробки передач и заднего моста — 40 л.
- Передний ведущий мост – 1,7 л.
- Колесный редуктор ПМ – 1,7 л. каждый.
- Верхняя коническая пара колесных редукторов переднего моста – по 0,3 каждый.
- Гидроусилитель руля – 6 л.
- Топливный насос – 0,2 л.
- Пусковой двигатель, редуктор – 0,4 л.
Марки и заправочный объем
Емкость узлов не является предопределяющей для заправки. Заливать в систему необходимо определенное количество масла или смазки. Прежде чем заливать жидкость или смазывать узлы, необходимо уточнить, какую марку необходимо использовать.
При работе трактора в холодное время года при температуре до +5 С необходимо использовать моторное масло М-8ДМ, которое соответствует ГОСТ 8581-78. Заливать необходимо 12 литров. То же количествао смазки, но уже марки масел М-10ДМ по ГОСТ 8581-78 необходимо обновить при температуре окружающего воздуха +5 С и более. Менять смазку необходимо каждый 500 мч. Использовать можно и альтернативные варианты: М-10Г2К и М-10Г2. Первый образец меняется каждые 250 мч, а второй 500 мч.
В топливный насос можно заливать одно из вышеперечисленных масел. Причиной замены жидкости в узле может стать его ремонт. В остальных случаях заливать его не требуется. В топливный насос вмещается 0,25 л моторного масла.
Воздухоочиститель – еще один узел трактора, который требует наличия моторного масла. Но здесь есть особенность. Можно добавлять отработку, дав ему отстояться. Замена производится каждый 500 мч. Но обязательно знать, сколько литров масла добавлять. В этом случае — 1,5 л.
Заправочная емкость силовой передачи – 40 литров. Система заправляется полностью. При каждом очередном плановом то необходимо заменить 40 литров трансмиссионного масла ТАп-15В, ТСп-10 или ТСп-15К. Можно дублировать другим — ТАД-17.
Колесный редуктор вмещает 3,7 л того же масла, что и в трансмиссию. В отличие от других элементов, в редуктор необходимо заполнять сразу в двух точках. Колесные редуктор, верхняя коническая пара, опора привода и приводной шкив заправляются Тап-15В и другими аналогичными маслами.
Все гидроагрегаты и ГОРУ заправляются модернизированным моторным маслом М-10Г2. Можно использовать и другие: М-8Г2К или М-10Г2К. Это же касается и гидроусилителя руля, туда заправляется такое же масло.
Смазка подшипника обводки выполняется Литолом-24. В качестве альтернативы можно использовать многоцелевую пластичную дублирующую смазку марки LCP-GM. Выполнять это необходимо как при эксплуатации, так и техническом обслуживании. Чтобы заполнить 0,2 литра рабочего объема, необходимо использовать специальный шприц. Нескольких нагнетаний будет достаточно.
Литол-24 можно назвать универсальной смазкой. Его используют в подшипнике ступицы в количестве 0,4 л, поворотном кулаке, шестерне раскоса, втулках, шарнирах, подшипниках в различном количестве.
При добавлении в насос отработанного дизельного масла необходимо учитывать, что зимой, когда температура опускается ниже -20 градусов оно может замерзнуть, поэтому актуально использовать веретенную смазку АУ. При температуре -55 актуально разбавление дизельным топливом на 15%.
Технические характеристики трактора МТЗ 82
Масса конструкционная, кг | 3750 |
Масса в состоянии отгрузки с завода, кг | 3850 |
Масса эксплуатационная, кг | 4000 |
Масса максимально допустимая (полная), кг | 6500 |
База, мм | 2450 |
Габаритные размеры: длина, мм | 3930 |
Габаритные размеры: ширина, мм | 1970 |
Габаритные размеры: высота, мм | 2800 |
Колея по передним колесам (min), мм | 1430 |
Колея по передним колесам (max), мм | 1990 |
Колея по задним колесам (min), мм | 1400 |
Колея по задним колесам (max), мм | 2100 |
Наименьший радиус поворота, м | 4,5 |
Агротехнический просвет трактора под рукавами передних и задних полуосей, не менее, мм | 645 |
Размеры шин передних колес | 11,2-20 |
Размеры шин задних колес | 15,5 R38 |
Удельное давление на грунт, кПа | 140 |
Емкость топливного бака, л | 130 |
Скорость движения: транспортная, км/ч max | 34,3 |
Скорость движения: рабочая, км/ч max | 15,6 |
Грузоподъемность, кг | 3200 |
Марка | ММЗ |
Модель | Д-243 |
Тип | 4-х тактный, дизельный, безнаддувный |
Число цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндра, мм | 110 |
Ход поршня, мм | 125 |
Рабочий объем, л | 4,75 |
Номинальная частота вращения, об/мин | 2200 |
Мощность номинальная, кВт (л. с.) | 59,6 (81) |
Крутящий момент при номинальной мощности, Н.м | 258.700012 |
Максимальный крутящий момент, Н.м | 298 |
Коэффициент запаса крутящего момента, % | 15 |
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/кВт.ч | 229 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт.ч | 226 |
Мощность генератора номинальная, кВт | 1,15 |
Номинальное напряжение электропотребителей бортовой электросети, В | 12 |
Номинальное напряжение системы электропуска, В | 12 (24 – под заказ) |
Муфта сцепления | Фрикционная, однодисковая |
Коробка передач | Механическая |
Число передач вперед | 18 |
Число передач назад | 4 |
Тип моста | Разрезная, раздвижная балка |
Тип колесного редуктора | Конический |
Тип дифференциала | Самоблокирующийся повышенного трения |
Привод ПВМ | Два карданных вала с промежуточной опорой |
Управление ПВМ | Механическое |
Тип моста | Составной |
Тип колесного редуктора | Цилиндрический |
Тип дифференциала | Конический с четырьмя сателлитами |
Привод ЗМ | Постоянный |
Рабочие | – |
Рабочие на задние колеса | Дисковые, сухие |
Стояночные | – |
Стояночные на задние колеса | Дисковые, сухие |
Пневмопривод управления тормозами прицепов | + |
Тип | Унифицированная |
Дополнительное сиденье | под заказ |
Отопитель | + |
Задний ВОМ | + |
– задний ВОМ независимый I (при номинальной частоте двигателя), об/мин | 540 |
– задний ВОМ независимый II (при номинальной частоте двигателя), об/мин | 1000 |
– задний ВОМ синхронный I, об/м пути | 3,4 |
Тип | Гидрообъемное |
Тип механизма поворота | Гидроцилиндр и рулевая трапеция |
ГНС задняя | + |
– тип задней ГНС | Раздельно-агрегатная |
– грузоподъемность на оси шарниров нижних тяг задней ГНС, кгс | 3200 |
– количество гидровыводов задней ГНС | 3 |
Тип насоса | Шестеренный |
Рабочий объем насоса, см3/об | 32 |
Максимальное давление, МПа | 20 |
Производительность насоса, л/мин | 45 |
Емкость гидросистемы, л | 25 |
Тип | Колесная |
Колесная формула | 4х4 |
Сливные и заливные отверстия МТЗ
В данной статье рассмотрим все сливные и заливные отверстия (пробки) на тракторе МТЗ 82 и объем жидкостей во всех системах трактора. Сразу оговоримся, что бьем указывается номинальный, в действительности он может отличаться. Причиной этому могут служить многие факторы: вязкость жидкостей, температурные и временные условия слива жидкостей, конструктивные особенности механизмов и узлов трактора МТЗ 82.
Начнем с двигателя трактора. Дизель трактора имеет как сливное отверстие, так и заливное, а так же отверстие для контроля уровня масла(щуп).
Сливная пробка расположена на картере двигателя снизу трактора. Заливается моторное масло в горловину, расположенную справа двигателя ближе к кабине трактора МТЗ.Щуп находится рядом с заливной горловиной. Объем масла в картере двигателя трактора ~15 литров.
Перейдем к коробке передач и заднему мосту. Трактор МТЗ 82 имеет общую ванну корпуса КПП и заднего моста, т. е. корпуса сообщаются, следовательно слив, залив и контроль уровня масла происходит через одни и те же отверстия.
Сливная пробка расположена на корпусе КПП трактора справа внизу, ориентиром может служить раздаточная коробка- пробка расположена под ней.
Залив масла осуществляется через отверстие, расположенное на корпусе коробки передач слева, в этом же отверстии расположен мерный щуп, для контроля уровня масла. Объем масла в трансмиссии составляет ~40 литров.
Промежуточная опора. Найти пробки не составит труда. Слив находится снизу, залив и контроль через пробку на корпусе посередине. Объем масла~0.2 литра.
Дальше рассмотрим передний ведущий мост. В корпус ПВМ масло заливается и сливается через пробки, расположенные в передней части трактора, ближе к правому чулку. Они находятся друг под другом, верхняя пробка так же служит контрольной (мерной). Объем масла составляет ~ 1.8 литра.
Бортовые редукторы так же имеют сливные, заливные пробки. Сливная находится на нижней части корпуса посередине. Заливная расположена ближе к передней части корпуса, по высоте почти по середине. Заливная пробка является мерной. Обьем масла ~2.4 литра на каждый редуктор.
Заливная пробка верхней конической пары находится спереди крышки, (слева сзади крышки). Объем масла составляет ~0.3 литра на каждую пару.
Для контроля уровня масла в гидросистеме на гидробаке имеется мерное окошко. Заливается через отверстие, которое находится сверху гидробака над контрольный окошком. Слить масло из гидросистемы можно при помощи пробки, которая расположена с правой стороны трактора, в нижней части гидробака.Ориентиром могут служить пара гидровыходов. Объем масла в гидросистеме составляет ~20 литров.
В заключении скажем про систему охлаждения. Объем охлаждающей жидкости в системе трактора МТЗ 82 составляет ~20 литров. Контроль можно осуществить через расширительный бачок, который расположен в передней части трактора перед радиатором под капотом,заливается охлаждающая жидкость через верхний бачок радиатора, он находится под капотом,в передней части. Сливается охлаждающая жидкость через краник, который находится на блоке цилиндров справа. Ориентиром послужит маслозаливная горловина двигателя и масляный фильтр дизеля, краник находится между ними.
youtube.com/embed/RevWuas4mRM» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen» data-mce-fragment=»1″>
✅ Сколько масла в двигателе мтз 80
Заправочные объемы МТЗ-80 и МТЗ-82, марки масел
Как и любая другая техника, тракторы марки МТЗ-80 требуют соблюдения правил эксплуатации, своевременного проведения технического обслуживания и ремонта. К числу регламентных операций, выполняемых как при обслуживании, так и в процессе эксплуатации, относится контроль за уровнем топлива и рабочих жидкостей и поддержание их требуемого объема.
К числу рабочих жидкостей и смазочных материалов, обеспечивающих паспортные технические характеристики, надежную и безотказную работу МТЗ, относятся:
- моторное масло для двигателя, топливного насоса, воздухоочистителя и гидросистемы;
- трансмиссионное масло для коробки перемены передач и колесного редуктора трансмиссии;
- консистентные смазки для подшипниковых узлов;
- охлаждающая жидкость для системы охлаждения двигателя.
Классификация масел
С учетом области использования смазочных материалов они классифицируются как рабочие жидкости для гидравлических систем разного типа:
- Летательных аппаратов, речной, наземной и морской техники.
- Амортизаторных и гидротормозных устройств.
- Промышленного оборудования.
Масло классифицируется по типу производства — синтетическое, минеральное с присадками и без них. Смазка также может различаться по цветовым характеристикам: к примеру, синтетические и минеральные масла обладают красным цветом и не могут смешиваться друг с другом. Масла желтого цвета, напротив, могут смешиваться с маслами красного. Синтетические вещества зеленого оттенка смешивать с другими смазками нельзя. Аналогичные ограничения налагаются на минеральные масла того же цвета.
Гидросистемы импортных автомобилей заправляются синтетическими смазками — полигликолем, полиальфаолефином, сложными эфирами. Преимуществом жидкостей является высокое качество и стабильность индекса вязкости, обеспечивающая длительный срок эксплуатации системы без понижения ее работоспособности. Масла для гидравлики иностранного и отечественного производства нельзя смешивать.
Марки и заправочный объем
При выполнении технического обслуживания не следует руководствоваться данными таблицы объемов емкостей, т.к. в большинстве случаев объем заправляемой жидкости меньше.
Расчет объема смазывающе-охлаждающих жидкостей (СОЖ) выполняется с учетом обеспечения требуемого режима агрегатов, а объем предназначенных для них емкостей учитывает нагрев и температурные расширения при работе, объем соединяющих агрегаты и емкости трактов и магистралей, способ применения СОЖ.
Например, для комбинированной смазки деталей двигателя используется заливаемое в картер двигателя масло. К трущимся поверхностям (шейки коленчатого и распределительного вала, втулки промежуточной шестерни и шестерни топливного насоса) оно подается под давлением непрерывно, клапанный механизм смазывается под пульсирующим давлением, остальные детали смазываются разбрызгиванием.
Количество заправляемых материалов и их марка должны соответствовать указанному в техническом руководстве на трактор, с учетом времени года и температуры воздуха.
В качестве моторного масла для установленных на тракторах МТЗ дизелей применяются марки М-8ДМ (для работы при температуре ниже +5°С) и М-10ДМ (при температуре выше +5°С).
Допускается применение марки масел М-10Г2К и М-10Г2 с аналогичными характеристиками. Объем заливки в картер двигателя составляет 12 л.
Для смазки топливного насоса четырехплунжерного и воздухоочистителя также применяется моторное масло перечисленных марок. Объем заправки для первого составляет 0,25, для второго — 1,5 л.
При низких температурах — от -40°С и ниже — допускается разбавление масла на 15% дизельным топливом для смазки топливного насоса.
Картеры механизмов силовой передачи заправляются полностью, для плановой замены требуется 40 л трансмиссионного масла марок ТАп-15В, ТСп-10, ТСп-15К или ТАД-17. Эти же марки используют для колесного редуктора, верхней конической пары, опоры привода и приводного шкива, эти механизмы также заполняются в полном объеме.
К силовой передаче относится и понижающий редуктор, выполненный в одном корпусе с механизмом сцепления. Сухое сцепление фрикционного типа установлено в сухом отсеке корпуса, смазка в устройстве механизма сцепления требуется только для выжимного подшипника, для этого применяют солидол или ЛИТОЛ-24. Попадание масла из отсека понижающего редуктора в сухой отсек недопустимо.
Для узлов гидросистемы и гидроусилителя руля применяются марки моторного масла:
Смазка подшипников многих узлов — втулок, шарниров, ступиц, опоры карданной передачи и других — выполняется пластичными консистентными смазочными материалами ЛИТОЛ-24, солидол или LCP-GM. Эти материалы заливают с помощью специального шприца через тавотницы.
Правила использования заправочных емкостей МТЗ-80 и МТЗ-82
Из каких компонентов состоят емкости для заправки? Как правильно пользоваться заправочными емкостями тракторов Беларусь?
Эффективная и продуктивная работа трактора МТЗ, впрочем, как и иной техники сельскохозяйственного назначения, невозможна без качественного топлива и смазочных материалов, определённый запас которых всегда должен находиться в заправочной ёмкости транспортного средства. О том, что из себя представляет данный агрегат, его особенностях, заправке и обслуживании и пойдёт речь в этом материале.
Особенности использования заправочных ёмкостей
Очень важно использовать правильный тип топлива – это обеспечит качественную и надёжную работу всех узлов и агрегатов. Подбирать его следует в зависимости от температурного режима, помня, что температура застывания самого топлива примерно на 10 градусов должна быть ниже, чем температура окружающего воздуха. Для заливки в бак можно использовать летний вариант топлива – для температуры 0 градусов и более, зимний – для минус 20 и 30 градусов (две разновидности) и арктический – для минус 50 градусов по Цельсию и ниже. При этом использование иных разновидностей топлива с большей вязкостью (масло соляркового типа) или же меньшей (например, керосин) является хоть и возможным в крайних случаях, но совсем нежелательным, поскольку это существенно ухудшает функционирование как фильтрующего комплекса в частности, так и всей топливной аппаратуры в целом.
Топливо, перед заправкой в трактор, должно отстояться на протяжении не менее 48 часов, быть максимально чистым и не иметь в своём составе воды или каких-либо механических примесей.
Заправку рекомендуется выполнять в конце рабочего дня, следя за тем, чтобы баки не оставались пустыми на длительный временной промежуток – это может привести к формированию конденсата, переходящего со временем в коррозию. Особо стоит следить за тем, чтобы выработка топлива не доходила до отметки оголения заборной трубки, поскольку это вызовет завоздушивание системы питания, с её последующим ремонтом (длительным и весьма дорогостоящим) – топлива в баке должно оставаться не менее 5-20 литров.
Заключение
Заправочные ёмкости – элемент, важность и актуальность которого переоценить крайне сложно. От того, в каком состоянии они пребывают, зависит и эффективность эксплуатации трактора, а также его продуктивность. Для поддержания работоспособности системы на должном уровне, необходимо проводить её периодический осмотр и профилактику, вовремя сливать скапливающийся отстой и конденсат, а также, при необходимости, выполнять замену повреждённых или вышедших из строя компонентов.
Основные свойства
Масла для гидравлики должны обладать определенными свойствами, дабы выполнять заявленные функции:
- Антиокислительными.
- Вязкостно-температурными.
- Антипенными.
- Деэмульгирующими.
- Фильтрующими.
- Противоизносными.
- Антикоррозионными.
При наличии перечисленных свойств смазка для гидравлики обладает устойчивостью к окислению и вязкостью, позволяющей работать в различных температурных режимах. Длительный срок эксплуатации при высоких нагрузках обеспечивается минимальным пенообразованием, защитой системы от мусора и способностью отделять воду. В состав масел входят антиокислительные присадки, понижающие затраты энергии на гидравлический привод.
Заправочные объемы на тракторе МТЗ-82
Для каждого вида заправочного материала в конструкции трактора предусмотрены отдельные емкости (баки и бачки). Объем и место установки заправочных баков определены конструкторами с учетом различных режимов работы и простоты доступа.
Основные объемы для смазочных материалов:
- система смазки двигателя — 12 л;
- картер топливного насоса — 0,2 л;
- корпуса КПП и заднего моста — 40 л;
- корпус переднего ведущего моста — 1,7 л;
- корпус колесного редуктора переднего моста — 2×1,7 л;
- раздельно-агрегатная гидросистема — 22 л;
- корпус верхней конической пары колесного редуктора — 2×0,3 л;
- промежуточная опора карданного вала — 0,2 л;
- гидроусилитель рулевого управления — 6 л;
- объем топливного бака МТЗ-80 составляет 100 л.
МТЗ 82 пользуется большой популярностью среди владельцев сельхоз техники
На стенках баков и картеров есть отметки минимального и максимального уровня смазочной жидкости. При достижении минимальной отметки эксплуатировать агрегат нельзя, это может привести к его поломке. Расчет объема смазочных жидкостей осуществляется с учетом необходимого режима работы агрегатов, а объем резервуаров, предназначенных для них, учитывает нагрев и тепловое расширение при работе, объем соединительных агрегатов, условия эксплуатации трактора и многое другое.
Масло для гидравлики. Какое масло заливать в гидравлику?
Гидравлика МТЗ-82 Беларус является важной составляющей в конструкции универсально-пропашного колесного трактора тягового класса 1,4 тс, предназначенного для выполнения самых разных сельскохозяйственных работ с навесным, полуприцепным и гидрофицированным прицепным оборудованием. Гидравлическая система позволяет выполнять трудоемкие работы в агрегате с бульдозерами, экскаваторами, погрузчиками, ямокопателями, а также используется для привода стационарных сельхозмашин.
В корпус ГУР (гидроусилителя рулевого управления) трактора МТЗ-80,82 заливается моторное масло следующих марок: летом М10Г2 либо М10В2, зимой М8Г2 либо М8В2 (ГОСТ 8581-78).
Основные заправочные объемы МТЗ 82 и МТЗ 80
В первую очередь трактористу необходимо знать, сколько топлива может вместиться в топливный бак и сколько масла в МТЗ 82 в двигателе. Объем топливного бака 120 литров. Но они не единственные. Имеется еще бак пускового двигателя ПД-10. В него вмещается 1,9 литров.
Дополнительный карбюраторный двигатель необходим для пуска двигателя. Он обеспечивает легкий старт даже в сложных условиях при низкой температуре. Он состоит из одноступенчатого редуктора и электрического стартера с подогревателем.
МТЗ 82 может оснащаться одним из двух силовых агрегатов: Д240 и Д240Л. Что касаемо заправочных объемов, то разница между ними лишь в том, что Д240 имеет 20-литровую охлаждающую систему, а Д240Л – 22-литровую.
Заправочные емкости МТЗ 82:
- Объем картера моторного масла – 15л.
- Корпус трансмиссии, с учетом коробки передач и заднего моста – 40 л.
- Передний ведущий мост – 1,7 л.
- Колесный редуктор ПМ – 1,7 л. каждый.
- Верхняя коническая пара колесных редукторов переднего моста – по 0,3 каждый.
- Гидроусилитель руля – 6 л.
- Топливный насос – 0,2 л.
- Пусковой двигатель, редуктор – 0,4 л.
Контроль расхода топлива сельскохозяйственных тракторов со счетчиками топлива DFM
Перейти к содержимому
Контроль расхода топлива сельскохозяйственных тракторов со счетчиками топлива DFM
Заказчик: Агрофирма «Мир» (Украина)
Задача: Контроль расхода топлива
Техника: Тракторы МТЗ и John Deere для сельского хозяйства
Решение: Счетчики топлива DFM (автономные счетчики топлива)
Результат: Снижение расхода топлива на 20-30 %
Заказчик
Агрофирма «Мир» создана в 2001 году на базе колхоза, просуществовавшего 60 лет. За эти годы «Мир» стал ведущим агропредприятием Кировоградской области Украины.
«Мир» специализируется на растениеводстве (пшеница, кукуруза, подсолнечник, свекла, горох) и животноводстве, производстве молока и сахара.
Факторами, обуславливающими успешную работу компании, являются: обновление парка и регулярное техническое обслуживание, внедрение современных методов контроля моточасов и расхода топлива.
70+ служащие
4500+ га пашни
30+ машины
16+ лет успешной работы
Техника
«Мир» в основном использует тракторы МТЗ-80 и John Deere 8310R.
Трактор МТЗ-80 с культиватором – надежная и проверенная сельскохозяйственная машина. Он сошел с конвейера в 1974 году и эксплуатируется до сих пор. Мощность двигателя трактора 80 л.с. (4 цилиндра, рабочий объем 4,75 л). Норма расхода топлива 5,5 л/ч.
Современный трактор John Deere 8310R выпускается с 2011 года. Оснащен 6-цилиндровым двигателем (рабочий объем 9 л, мощность двигателя 310 л.с.). Норма расхода топлива 60,2 л/ч.
Задача
Ранее все тракторы агрокомпании были оборудованы системой телематики техники (АВЛ), в которую входили датчики контроля топливного бака и устройства GPS слежения за автотранспортом другого производителя. Телематические данные были отправлены в программное обеспечение для онлайн-слежения.
Однако сельскохозяйственные машины работают на пересеченной местности, что вызывает заметные колебания уровня топлива в баке. Следовательно, данные об объеме топлива, полученные от топливного зонда, не были надежными для определения краткосрочного (для участка, в день/неделю) расхода топлива. Также такая система слежения не позволяет обнаружить и предотвратить хищения топлива из топливопроводов и обратки трактора.
Руководство агрофирмы «Мир» приняло решение о внедрении прямого метода измерения расхода топлива и оснащении тракторов датчиками расхода топлива. При этом онлайн-отслеживание положения по GPS не требовалось, поэтому в качестве решения руководство выбрало счетчики топлива DFM (автономные расходомеры топлива).
Решение
Счетчики расхода топлива DFM монтируются в топливопроводы подачи и обратки дизеля и измеряют реальный расход топлива.
Информация о расходе топлива и наработке двигателя выводится с ЖК-дисплея счетчика топлива и записывается вручную. Ответственное лицо по специальному журналу проверяет текущий расход топлива и записывает значения Счетчиков: общий расход топлива, общее количество моточасов, моточасов в режимах «Холостой ход», «Оптимальный» и «Перегрузка».
DFM также регистрирует попытки несанкционированного доступа и вмешательства, информацию можно в любой момент проверить на дисплее расходомера.
Конкретная модель счетчика топлива и схема установки выбирается в зависимости от объема расхода топлива и характеристик системы топливоподачи трактора. Однокамерные счетчики топлива DFM 100B устанавливались на тракторы МТЗ-80, однокамерные DFM 250B – на тракторы John Deere 8310R. Установка расходомера не препятствует протеканию топлива по линии подачи. Автономный расходомер питается от встроенного аккумулятора и не требует подключения к бортовой сети трактора.
Расходомер топлива автономный DFM 100B
Расходомер топлива автономный DFM 250B
Артем Пепелявев , Технотон
«Основным требованием сельскохозяйственной компании был точный контроль расхода топлива в суровых условиях. Довольно часто наши клиенты запрашивают решение с минимальными дополнительными эксплуатационными затратами, если речь идет о технике, которая эксплуатируется в пределах заданной территории.
Технотон предложил установить автономные расходомеры топлива DFM. Это позволяет внедрить эффективную систему контроля топлива без установки устройства слежения за автотранспортом и оплаты абонентской платы за услуги телематики. Данные модели расходомеров пользуются большим спросом в парках сельхозтехники».
Результат
Автономные расходомеры топлива DFM были установлены на 16 тракторов в начале 2016 года. После установки экономия топлива достигала 20-30 % (в зависимости от модели и технического состояния двигателя). На возврат затрат на приобретение и установку расходомеров ушло 2 месяца.
Владимир Гавруш,
директор агрофирмы «Мир»
«Расходомеры топлива Технотон — надежные и точные приборы. Данные о реальном расходе топлива мы получаем после установки расходомеров на тракторы МТЗ и John Deere. Теперь мы можем оптимизировать затраты на топливо и, как следствие, повысить рентабельность. Продукция
Технотон – это современное высокотехнологичное оборудование, доступное и надежное.
Планируем установку расходомеров топлива DFM на другие трактора и машины парка нашей компании».
Влияние предварительного нагрева топлива на характеристики двигателя биодизельного топлива на отработанном животном жире в двигателе с воспламенением от сжатия
1. Альтарази Ю.С., Ю Дж., Гирес Э., Гафир М.Ф.А., Лукас Дж., Юсаф Т. Влияние биотоплива на характеристики двигателей и характеристики выбросов: обзор. Энергия. 2022;238:121910. doi: 10.1016/j.energy.2021.121910. [CrossRef] [Google Scholar]
2. Шринивасан Г.Р., Джамбулингам Р. Всестороннее исследование биодизельного топлива, полученного из отходов животных жиров — обзор. Дж. Окружающая среда. науч. Технол. 2018;11:157–166. [Академия Google]
3. Мунир М., Ахмад М., Саид М., Васим А., Низами А.С., Султана С., Зафар М., Рехан М., Сринивасан Г.Р., Али А.М. и др. Производство биодизеля из нового масла семян каперсов несъедобных ( Capparis spinosa L. ) с использованием катализатора ZrO 2 , легированного медью-никелем. Продлить. Поддерживать. Energy Rev. 2020; 138:110558. doi: 10.1016/j.rser.2020.110558. [CrossRef] [Google Scholar]
4. Хосейни С.С., Наджафи Г., Гобадиан Б., Мамат Р., Эбади М.Т., Юсаф Т. Масло семян Ailanthus altissima (райское дерево): характеристика и оптимизация производства биодизеля с помощью ультразвука. Топливо. 2018;220:621–630. doi: 10.1016/j.fuel.2018.01.094. [CrossRef] [Google Scholar]
5. Ядав К.К., Кришнан С., Гупта Н., Прасад С., Амин М.А., Кабрал-Пинто М.М., Шарма Г.К., Марзуки Р., Чон Б.Х., Кумар С. и др. Обзор оценки потенциала возобновляемой биоэнергетики для устойчивого развития: светлое будущее в энергетической практике Индии. ACS Sustain. хим. англ. 2021;9:16007–16030. doi: 10.1021/acssuschemeng.1c03114. [CrossRef] [Google Scholar]
6. Шринивасан Г.Р., Шанкар В., Чандра Сехаран С., Мунир М., Балакришнан Д., Моханам А., Джамбулингам Р. Влияние состава жирных кислот на оптимизацию процесса и оценку характеристик биодизеля, полученного из отходов животного жира. Источники энергии Часть A. 2020:1–19. doi: 10.1080/15567036.2020.1771477. [CrossRef] [Google Scholar]
7. Россон Э., Сгарбосса П., Педриелли Ф., Моззон М., Бертани Р. Биожидкости из необработанных отходов животных жиров: альтернативный возобновляемый источник энергии. Преобразование биомассы. Биорефин. 2020;11:1475–1490. doi: 10.1007/s13399-020-00634-z. [CrossRef] [Google Scholar]
8. Кумар Р., Ким Т.Х., Басак Б., Патил С.М., Ким Х.Х., Ан Ю., Ядав К.К., Кабрал-Пинто М.М., Чон Б.Х. Новые подходы к предварительной обработке лигноцеллюлозной биомассы и анаэробным биопроцессам для устойчивого производства биотоплива. Дж. Чистый. Произв. 2021;333:130180. doi: 10.1016/j.jclepro.2021.130180. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
9. Карагёз М., Агбулут Ю., Сарыдемир С. Отходы в энергию: производство пиролизного масла из отработанных шин и всесторонний анализ его пригодности для использования в дизельных двигателях. Топливо. 2020;275:117844. doi: 10.1016/j.fuel.2020.117844. [CrossRef] [Google Scholar]
10. Кумар В., Арора Н., Пандей С., Джайсвал К.К., Нанда М., Власкин М.С., Чаухан П.К. Предварительная обработка вредоносного цветения водорослей с помощью микроволновой печи для микробиологического подхода к биопереработке нефти. Преобразование биомассы. Биорефин. 2020;12:3097–3105. дои: 10.1007/s13399-020-00941-5. [CrossRef] [Google Scholar]
11. Ramos M., Dias A.P.S., Puna J.F., Gomes J., Bordado J.C. Процессы производства биодизеля и устойчивое сырье. Энергии. 2019;12:4408. doi: 10.3390/en12234408. [CrossRef] [Google Scholar]
12. Ранджита Дж., Рагхавендра С.Г., Виджаялакшми С., Дипанрадж Б. Производство, оптимизация и характеристики двигателя биодизельного топлива из говяжьего жира, полученного из кожи и отходов бойни. Преобразование биомассы. Биорефин. 2019;10:675–688. doi: 10.1007/s13399-019-00501-6. [CrossRef] [Google Scholar]
13. Чериан Э., Яжини Д., Виктор М., Баскар Г. Производство биодизеля из свиного жира с использованием нанокомпозита оксида кальция, легированного оксидом алюминия, в качестве гетерогенного катализатора. Источники энергии, часть A. 2021; 43:1386–1395. doi: 10.1080/15567036.2019.1637971. [CrossRef] [Google Scholar]
14. Пинци С., Лейва Д., Лопес-Гарсия И., Редель-Масиас М.Д., Дорадо М. П. Последние тенденции в сырье для производства биодизеля. Биотопливо Биопрод. Биорефин. 2014; 8: 126–143. doi: 10.1002/bbb.1435. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
15. Нуху С., Ково А. Производство и характеристика биодизеля из куриного жира. Ш. Дж. Агрик. науч. 2015;5:22–29. [Google Scholar]
16. Дев С., Саха С., Кураде М.Б., Салама Э.С., Эль-Далатони М.М., Ха Г.С., Чанг С.В., Чон Б.Х. Перспективы анаэробного сбраживания для биометанирования в холодных условиях. Продлить. Поддерживать. Energy Rev. 2019; 103:85–95. doi: 10.1016/j.rser.2018.12.034. [CrossRef] [Google Scholar]
17. Тангарадж Б., Соломон П.Р., Муниянди Б., Ранганатан С., Лин Л. Катализ в производстве биодизеля — обзор. Чистая энергия. 2019;3:2–23. doi: 10.1093/ce/zky020. [CrossRef] [Google Scholar]
18. Суреш Т., Сивараджасекар Н., Баласубрамани К. Усовершенствованное производство биодизельного топлива с помощью ультразвука из отходов мясной промышленности (свиной жир) с использованием нанокатализатора из зеленого оксида меди: сравнение поверхности отклика и моделирования нейронной сети. Продлить. Энергия. 2021; 164: 897–907. doi: 10.1016/j.renene.2020.09.112. [CrossRef] [Google Scholar]
19. Резания С., Коррани З.С., Габрис М.А., Чо Дж., Ядав К.К., Кабрал-Пинто М.М.С., Алам Дж., Ахамед М., Ноде Х.Р. Пена фосфата лантана как новый гетерогенный нанокатализатор для производства биодизеля из отработанного кулинарного масла. Продлить. Энергия. 2021; 176: 228–236. doi: 10.1016/j.renene.2021.05.060. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
20. Kurniati S., Soeparman S., Yuwono S.S., Hakim L., Syam S. Новый процесс производства биодизеля calophyllum inophyllum с электромагнитной индукцией. Энергии. 2019;12:383. doi: 10.3390/en12030383. [CrossRef] [Google Scholar]
21. Кодате С.В., Ядав А.К., Кумар Г.Н. Анализ сгорания, производительности и выбросов предварительно нагретого биодизеля KOME в качестве альтернативного топлива для дизельного двигателя. Дж. Терм. Анальный. Калорим. 2020;141:2335–2345. doi: 10.1007/s10973-020-09814-5. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
22. Мохсин Р., Маджид З.А., Шихнан А.Х., Насри Н.С., Шарер З. Влияние биодизельных смесей на характеристики двигателя и выбросы выхлопных газов для дизельного двухтопливного двигателя. Преобразование энергии. Управление 2014; 88: 821–828. doi: 10.1016/j.enconman.2014.09.027. [CrossRef] [Google Scholar]
23. Рашедул Х.К., Масюки Х.Х., Калам М.А., Ашрафул А.М., Рахман С.А., Шахир С.А. Влияние присадок на свойства, производительность и выбросы двигателя с воспламенением от сжатия, работающего на биодизельном топливе. Преобразование энергии. Управление 2014; 88: 348–364. doi: 10.1016/j.enconman.2014.08.034. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
24. Басак Б., Патил С., Кумар Р., Ха Г.С., Пак Ю.К., Али Хан М., Кумар Ядав К., Фаллата А.М., Чон Б.Х. Интегрированное гидротермальное и глубокое эвтектическое фракционирование лигноцеллюлозных биокомпонентов с помощью растворителя для повышения доступности и эффективного преобразования при анаэробном сбраживании. Биоресурс. Технол. 2022;351:127034. doi: 10.1016/j.biortech.2022.127034. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Николичи А., Пана С., Негуреску Н., Сернат А., Нуту С. Серия конференций IOP: Материаловедение и инженерия. Том 444. Издательство IOP; Бристоль, Великобритания: 2018 г. Использование животных жиров в дизельном двигателе; п. 072003. № 7. [Google Scholar]
26. Чернат А., Пана К., Негуреску Н., Лазарою Г., Нуту К., Фуиореску Д., Тома М., Николичи А. Сжигание предварительно нагретых смесей сырых животных жиров и дизельного топлива в дизельном двигателе. Дж. Терм. Анальный. Калорим. 2019;140:2369–2375. doi: 10.1007/s10973-019-08972-5. [CrossRef] [Google Scholar]
27. Правина В., Картикеян С., Илаккия М., Ганеш С.В. Серия конференций IOP: Материаловедение и инженерия. Том 912. Издательство IOP; Бристоль, Великобритания: 2020 г. Экспериментальное исследование предварительного нагревания биотоплива Azadirachta indica и анализ его эффективности в двигателе с воспламенением; п. 042026. № 4. [Google Scholar]
28. Лю К., Квон Дж.Х., Прабху С.М., Ха Г.С., Хан М.А., Пак Ю.К., Чон Б.Х. Эффективность промывки почвы, загрязненной дизельным топливом, с различной концентрацией ПАВ твин 80, рН и соотношением бентонита. Окружающая среда. Рез. 2022;214:113830. doi: 10.1016/j.envres.2022.113830. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Mourad M., Noureldenn E.H. Преимущества использования энергии выхлопных газов для предварительного нагрева биодизельного топлива для увеличения выбросов и производительности двигателя. Дж. Мех. Энергия инж. 2019;3:157–168. дои: 10.30464/jmee.2019.3.2.157. [CrossRef] [Google Scholar]
30. Bayrakceken H. Влияние использования предварительно нагретого биодизеля из животного жира на производительность двигателя и выбросы в дизельном двигателе. Энергетическое образование. науч. Технол. Часть A-Науки об энергетике. Рез. 2011; 28:133–142. [Google Scholar]
31. Ассоциация официальных агрохимиков. Хорвиц В. Официальные методы анализа. Том 222 Ассоциация официальных химиков-аналитиков; Вашингтон, округ Колумбия, США: 1975. [Google Scholar]
32. Christie W.W. Получение сложноэфирных производных жирных кислот для хроматографического анализа. Доп. Липидный методол. 1993;2:111. [Google Scholar]
33. Catarino M., Ferreira E., Dias A.P.S., Gomes J. Сухая очистка биодизельного топлива с использованием коллоидного сорбента кремнезема. хим. англ. Дж. 2020; 386:123930. doi: 10.1016/j.cej.2019.123930. [CrossRef] [Google Scholar]
34. Джамбулингам Р., Сринивасан Г.Р., Палани С., Мунир М., Саид М., Моханам А. Оптимизация процесса производства биодизельного топлива из отходов говяжьего жира с использованием этанола в качестве сорастворителя. СН заявл. науч. 2020;2:1454. doi: 10.1007/s42452-020-03243-7. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
35. Шринивасан Г.Р., Шанкар В., Джамбулингам Р. Экспериментальное исследование влияния доминирующих эфиров жирных кислот на характеристики двигателя биодизеля из отходов говяжьего жира. Энергетическое исследование. Эксплойт. 2019;37:1098–1124. doi: 10. 1177/0144598718821791. [CrossRef] [Google Scholar]
36. Альтман Д. Г., Бланд Дж. М. Стандартные отклонения и стандартные ошибки. БМЖ. 2005; 331:903. doi: 10.1136/bmj.331.7521.903. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Хассани Х., Годси М., Хауэлл Г. Примечание о стандартном отклонении и стандартной ошибке. Учат. Мат. Его заявл. Междунар. Дж. ИМА. 2010;29: 108–112. doi: 10.1093/teamat/hrq003. [CrossRef] [Google Scholar]
38. Янг Р.А. Жир, энергия и выживание млекопитающих. Являюсь. Зоол. 1976; 16: 699–710. doi: 10.1093/icb/16.4.699. [CrossRef] [Google Scholar]
39. Gunstone F.D., Harwood JL. The Lipid Handbook with CD-ROM. КПР Пресс; Бока-Ратон, Флорида, США: 2007. [Google Scholar]
40. Williams M.A. Bailey’s Industrial Oil and Fat Products. Джон Уайли и сыновья; Хобокен, Нью-Джерси, США: 2005 г. Извлечение масел и жиров из семян масличных культур и жировых материалов. [Академия Google]
41. Вудгейт С., Ван Дер Вин Дж. Роль переработки и переработки жира в животноводстве Европейского Союза. Биотехнология. Агрон. Общество окружающей среды. 2004; 8: 283–294. [Google Scholar]
42. Ма Ф., Клементс Л.Д., Ханна М.А. Биодизельное топливо из животных жиров. Дополнительные исследования по переэтерификации говяжьего жира. Инд.Инж. хим. Рез. 1998; 37: 3768–3771. doi: 10.1021/ie980162s. [CrossRef] [Google Scholar]
43. Озгюнай Х., Чолак С., Зенгин Г., Сари О., Сарикахья Х., Юсеер Л. Исследование производительности и выбросов биодизеля из предварительного обмездления кожевенной промышленности. Управление отходами. 2007;27:1897–1901. doi: 10.1016/j.wasman.2006.08.014. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Алаа Х., Джамиль Ф., Аль-Хадж Л., Мьинт М.Т.З., Махмуд Э., Ахмад М.Н., Хасан А.О., Рафик С. Производство биодизельного топлива на катализаторе, приготовленном из финиковых ям, полученных из биомассы. Биотехнолог. Отчет 2018; 20:00284. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
45. Алмаси С., Гобадиан Б., Наджафи Г.Х., Юсаф Т., Дегани Суфи М., Хосейни С.С. Оптимизация процесса производства биодизельного топлива с использованием ультразвука из одного генотипа рапса (TERI (OE) R-983) в качестве нового сырья с использованием методологии поверхности отклика. Энергии. 2019;12:2656. doi: 10.3390/en12142656. [CrossRef] [Google Scholar]
46. Альхассан Ю., Кумар Н., Бугае И.М., Пали Х.С., Каткар П. Переэтерификация хлопкового масла в биодизель с помощью сорастворителей: влияние условий реакции на качество метиловых эфиров жирных кислот. Преобразование энергии. Управление 2014; 84: 640–648. doi: 10.1016/j.enconman.2014.04.080. [CrossRef] [Google Scholar]
47. Агарвал М., Сингх К., Упадхьяя С., Чаурасия С.П. Влияние параметров реакции на выход и характеристики биодизеля, полученного из различных растительных масел; Материалы Chemeca 2011: Создание лучшего мира; Отель Сидней Хилтон, Новый Южный Уэльс, Австралия. 18–21 сентября 2011 г. [Google Scholar]
48. Ан Ю., Пак С., Джи М.-К., Ха Г.-С., Чон Б.-Х., Чой Дж. Потенциал производства биодизеля из микроводорослей, культивируемых в кислых шахтных стоках и сточных водах животноводства. Дж. Окружающая среда. Управление 2022;314:115031. doi: 10.1016/j.jenvman.2022.115031. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. Walle Mekonen M., Sahoo N. Совместное влияние давления впрыска топлива и отверстий форсунки на характеристики предварительно нагретого метилового эфира пальмового масла, используемого в дизельном двигателе. Биотопливо. 2020;11:19–35. дои: 10.1080/17597269.2018.1519759. [CrossRef] [Google Scholar]
50. Сринивасан Г.Р., Палани С., Мунир М., Саид М., Тангавелу Л., Моханам А., Джамбулингам Р. Исследование характеристик двигателя на биодизельном топливе из говяжьего жира, полученном путем переэтерификации сорастворителя на основе этанола. Источники энергии Часть A. 2020:1–21. doi: 10.1080/15567036.2020.1826014. [CrossRef] [Google Scholar]
51. Раман Л.А., Дипанрадж Б. , Раджакумар С., Сивасубраманян В. Экспериментальное исследование производительности, сгорания и анализа выбросов дизельного двигателя с непосредственным впрыском топлива, работающего на биодизельном топливе из рапсового масла. Топливо. 2019;246:69–74. doi: 10.1016/j.fuel.2019.02.106. [CrossRef] [Google Scholar]
52. Сюэ Дж. Характеристики сгорания, характеристики двигателя и выбросы биодизельного топлива из отработанного пищевого масла в дизельном двигателе. Продлить. Поддерживать. Energy Rev. 2013; 23:350–365. doi: 10.1016/j.rser.2013.02.039. [CrossRef] [Google Scholar]
53. Хейвуд Дж. Б. Основы двигателя внутреннего сгорания. Образование Макгроу-Хилл; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2018. [Google Scholar]
54. Ал-Ивайзи С.Х., Юсаф Т., Салех К., Юсиф Б. Влияние эмульгированного водного топлива, содержащего пресноводные микроводоросли, на характеристики дизельного двигателя, сгорание, вибрацию и выбросы. Энергии. 2019;12:2546. doi: 10.3390/en12132546. [CrossRef] [Google Scholar]
55. Сиаваш Н.К., Наджафи Г., Хассан-Бейги С.Р., Ахмадиан Х., Гобадиан Б., Юсаф Т., Мазлан М. Частотно-временной анализ шума дизельного двигателя с использованием смесей биодизельного топлива. Устойчивость. 2021;13:3489. doi: 10.3390/su13063489. [CrossRef] [Google Scholar]
56. Джамбулингам Р., Шанкар В., Палани С., Шринивасан Г.Р. Влияние доминирующих эфиров жирных кислот на характеристики выбросов биодизельного топлива из отходов животного происхождения в двигателе с воспламенением. Передний. Энергия рез. 2019;7:63. doi: 10.3389/fenrg.2019.00063. [CrossRef] [Google Scholar]
57. Раззак Л., Фарук М., Муджтаба М.А., Шер Ф., Фархан М., Хассан М.Т., Судагар М.Э.М., Атабани А.Е., Калам М.А., Имран М. Моделирование вязкости и плотности тройных смесей этанол-дизель-биодизель для устойчивой окружающей среды. Устойчивость. 2020;12:5186. doi: 10.3390/su12125186. [CrossRef] [Google Scholar]
58. Ge J.C., Wu G., Yoo B.O., Choi N.J. Влияние момента впрыска на сгорание, выбросы и морфологию частиц в старом дизельном двигателе, работающем на тройных смесях, при работе на низких оборотах холостого хода. Энергия. 2022;253:124150. doi: 10.1016/j.energy.2022.124150. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
59. Ge J.C., Wu G., Choi N.J. Сравнительное исследование времени пилотного и основного впрыска и бинарных смесей дизель/этанол на сгорание, выбросы и микроструктуру частиц, выбрасываемых дизельными двигателями. Топливо. 2022;313:122658. doi: 10.1016/j.fuel.2021.122658. [CrossRef] [Google Scholar]
60. Ибрагим С.М., Абед К.А., Гад М.С., Абу Хашиш Х.М. Экспериментальное исследование влияния предварительно нагретого масла египетской ятрофы и биодизеля на производительность и выбросы дизельного двигателя. Междунар. Дж. Мех. Мехатрон. англ. 2020;20:59–69. [Google Scholar]
61. Рэй С.К., Пракаш О. Биодизель, извлеченный из отработанного растительного масла, как альтернативное топливо для дизельного двигателя: оценка производительности двигателя мощностью 5 кВт. В: Чаттопадхьяй Дж., Сингх Р., Пракаш О., редакторы. Возобновляемая энергетика и ее инновационные технологии. Том 1. Спрингер; Сингапур: 2019. С. 219–229. [Google Scholar]
62. Хиари К., Авад С., Лубар К., Тарабет Л., Махмуд Р., Тазерут М. Экспериментальное исследование биодизеля фисташкового чечевицы в качестве топлива для дизельного двигателя с непосредственным впрыском топлива. Преобразование энергии. Управление 2016;108:392–399. doi: 10.1016/j.enconman.2015.11.021. [CrossRef] [Google Scholar]
63. Абдель-Рахман А.А. О выбросах двигателей внутреннего сгорания: Обзор. Междунар. Дж. Энерджи Рез. 1998; 22: 483–513. doi: 10.1002/(SICI)1099-114X(199805)22:6<483::AID-ER377>3.0.CO;2-Z. [CrossRef] [Google Scholar]
64. Adler J., Bandhauer T. Работа дизельного двигателя при высоких температурах охлаждающей жидкости. Дж. Энерджи Рез. Технол. 2017;139:062203. doi: 10.1115/1.4036771. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
65. Valizadeh S., Jang S.H., Rhee G.H., Lee J., Show P.L., Khan M.A., Jeon B.H., Lin K.Y.A., Ko C.H., Chen W.H., et al. Получение биоводорода из мебельных отходов путем каталитической газификации в воздухе на сверхстабильном цеолите Y-типа, насыщенном никелем.