Содержание
Особенности генераторов МТЗ
На технике МТЗ устанавливаются трехфазные генераторы.
Устройства находятся в кронштейне справа от мотора.
Генератор приводится в движение от коленвала.
Переменный ток в выпрямителе генератора МТЗ 80 преобразуется в постоянный.
Основные детали устройства:
- Статор;
- Ротор.
При изготовлении статора из схемы генератора МТЗ используются стальные листы.
Катушки прикрепляются к выступу и связываются последовательно. Фазы соединяются по треугольной схеме.
Ротор также состоит из электротехнических листов.
Выполнена запчасть в форме шестиконечной звезды, напрессованной на вал.
Составные элементы ротора:
- Крышки;
- Шарикоподшипники;
- Шкив;
- Две лапы.
Все детали соединяются согласно схеме подключения генератора МТЗ.
Профилактический осмотр
Для бесперебойной работы генератора на МТЗ 80 необходимо постоянно следить за креплениями и состоянием механизма.
Нужно проверять натяжение ремня, а также своевременно чистить детали и корпус.
Пыль и грязь удаляются щеткой или смоченной тряпкой.
На приборной панели есть контрольная лампа, свидетельствующая о состоянии генератора. Устройство проверяют каждый раз перед работой на тракторе.
Если генератор МТЗ 80 исправен, при замыкании массы контролька загорается.
Признаки неисправностей
К плюсу аккумулятора через лампочку на 12 вольт присоединяем клемму «Ш».
Для выявления неисправности генератора МТЗ 80 необходимо заглушить двигатель и отключить провода. Для проверки обмотки статора минусовой провод аккумулятора прикрепляют к клемме «М».
Если подключенная лампа не горит, значит, статор неисправен. Вероятно, разорвалась, окислилась или прогнила обмотка.
Затем отрицательный провод аккумулятора присоедините к любой из клемм генератора МТЗ 80, а лампу к плюсу.
Контролька не должна гореть. В противном случае необходимо проверить диоды.
С помощью подключения к генератору МТЗ контрольной лампы выявляют следующие поломки:
- Выход из строя выпрямителя;
- Дефекты изоляции блока и корпуса;
- Короткое замыкание.
Контрольную лампу подключают согласно схеме генератора МТЗ.
Для проверки устройства подключите амперметр.
Показания на приборе разрядного тока при номинальной частоте коленвала свидетельствуют о неисправностях:
- Плохо натянут ремень;
- Оборвались провода в схеме подключения генератора МТЗ;
- Обрывы в цепи обмотки;
- Окислились зажимы.
Если прибор зафиксировал большой зарядный ток, обратите внимание на состояние аккумулятора.
Поломка возникает при коротком замыкании пластин.
Посторонние шумы при подключении генератора МТЗ указывают на недостаточный затяг крепления гаек приводного шкива. Также стуки могут появиться из-за износа шарикоподшипников.
Испытания генератора на МТЗ 80 выполняют на специальных стендах. Проверяют напряжение без нагрузки.
Схема подключения генератора мтз; как подключить генератор на тракторе т-40, проверка исправности тракторного генератора
МТЗ – самые распространенные тракторы в России. Их используют в строительстве, обустройстве города и сельхоз работ. Периодически им необходимо обслуживание, и особенно в переборке нуждается тракторный генератор. Ниже вы узнаете основные этапы подключения, разборки и диагностики поломок.
Конструкция и принцип работы
Для начала нужно разобраться в том, где расположен генератор МТЗ. Он находится на боковинке картера и крепится на поворотном основании. В верхней точке происходит фиксация ремня генератора, который и передает крутящий момента.
Ремешок также необходим, чтобы вращать емкость с охлаждайкой. Если же он обрывается, работа всех систем автоматически прекращается.
С торцов крышки генератора находятся отверстия для наддува воздуха.
Схема из сервисного мануала выглядит так:
Сердцем агрегата выступает статор. Внутри него установлен сердечник из штампованных пластин с обмоткой.
Обмотка образует фазы, соединенные последовательно по схеме треугольник. В статоре заключен подшипник с зафиксированным валом. Он запрессован в пакет из штампованных пластин. В съемные крышки вмонтированы опоры. Мысок вала оборудован крыльчаткой-вентилятором для активного охлаждения.
В агрегате предусмотрены катушки возбуждения. На них подается ток от аккумулятора, что и вводит систему в работу.
Если аккумулятор в технике отсутствует, то можно перевести генератор в режим параллельного возбуждения. В этом случае он будет работать независимо.
Кстати, по этой причине генератор называют самовозбуждающимся.
Итак, принцип работы выглядит следующим образом:
- Сначала запускается ротор. Своими колебаниями он создает магнитное поле, воздействующее на статор.
- Электромагнитные импульсы создают в статоре трехфазный переменный ток, который в дальнейшем инвертируется в постоянный. В некоторых вариациях необходимо подключить дополнительное реле.
youtube.com/embed/6TWl4VyHR-o?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Схема подключения генератора
Итак, схема подключения автомобильного генератора необходима каждому трактористу, чтобы ввести его в эксплуатацию прямо «в поле».
Описание процесса
Подключение генератора МТЗ 80 – процедура несложная. Делается она в несколько этапов:
- Генератор болтами крепится к боковинке двигателя.
- Затем происходит натяжение ремня и окончательная фиксация болтом.
- После необходимо подключить электрику. Крепится она стандартным способом «клемма-болт». Вот электросхема генератора.
А как проверить генератор на МТЗ? Нужно повернуть ключ зажигания. Если загорелась красная лампа – значит была допущена ошибка. Она говорит о недостаточном заряде. Нужно еще раз проверить схему подключения.
Проверка обмотки
Генератор на МТЗ 82 все еще не запускается, возможно, проблема не в подключении, а в самой обмотке. Тогда понадобится диагностика системы.
Для этого нужно отключить генератор от мотора и полностью зарядить аккумулятор. Итак, минус нужно бросить на контакт М, а плюс на Ш.
Если катушка исправна, лампочка будет очень тускло гореть. Яркий свет говорит о серьезных проблемах.
Также могут понадобиться дополнительные тесты:
- Минус на М, а плюс — на В. Необходимо в цепь включить и индикаторную лампочку. Если все хорошо, гореть она не будет. В случае пробоя диода или плюсового вывода на корпус индикация будет заметной.
- Минус на любой контакт переменного напряжения, а плюс на В-колодку. Результат, как и ранее, определяется по лампочке.
- Положительный на М, а отрицательный на переменные контакты. Если горит лампа, значит в диоде пробой.
Также не будет лишним убедится в работоспособности самой лампочки. Иногда она не горит, потому что сломана.
ТО устройства на МТЗ
Чтобы органы управления и сам генератор не выходили из строя, лучше регулярно проводить обслуживание.
В первую очередь, необходимо регулярно удалять масло и пыль, которые оседают под крышкой. Пыль лучше продувать компрессором, но подойдет и обычная ветошь. Если грязь забила щели, понадобится разборка и протирка. Делать ее нужно той же ветошью, смоченной в бензине. Вату или синтетику для уборк использовать не стоит.
Регулярно нужно осматривать клеммы на предмет окислов. Как только они появляются, их нужно удалить механически наждачной бумагой или напильником. Действовать стоит аккуратно, только чтобы снялась оксидная пленка. Также можно смазать контакты медной или силиконовой смазкой.
Периодически осматривайте крыльчатку и шкивы. Любые трещины или сколы говорят о скором капитальном ремонте. Лучше их сразу заменить, чтобы не было аварийных ситуаций. Аналогично рекомендуется проверять натяжку ремня.
После того, как подключить генератор получилось и был запущен двигатель, смотрите на контрольную лампочку. Он должна сразу же гаснуть. На некоторых тракторах МТЗ мигание вхолостую – норма, если вращение не достигло 1,4 тысячи оборотов.
Частые неполадки и их диагностика
1 Итак, контрольная лампочка не гаснет, что же делать? Не паниковать и сразу проверить натяжение ремня. Если оно в порядке – тогда необходимо проверить контакты на окислы. Если после чистки работоспособность не восстановилась, нужно проверить напряжение на выходе. Оно не должно быть ниже 12,5 вольт.
2 Если слышен посторонний шум и стук во время работы – проблема в ослаблении гайки фиксации шкива. Однако возможно и разрушение подшипника. Диагностируется обычной разборкой. Подшипник будет заметно хрустеть при износе и его понадобится заменить. Гайку можно смазать уплотнителем резьбы и покрепче затянуть.
Главное, чтобы не была нарушена посадка на шкиве.