Мотор запорожца: Почему у «Запорожца» двигатель размещался сзади

Содержание

ЗАЗ-965 – скопирован или нет? — журнал За рулем

Сопоставление советских (и даже постсоветских) автомобилей с зарубежными всегда вызывало много споров. Что наши конструкторы позаимствовали у иностранцев, а что придумали сами? Тема горяча до сих пор. Наш историк Сергей Канунников решил разобраться в этом на примере Запорожца, без излишних эмоций и максимально объективно – основываясь на фактах.

Первый подопытный – ЗАЗ‑965, эпохальный для страны автомобиль. Запорожец, спроектированный в конце 1950‑х совместными усилиями НАМИ и МЗМА, стал, по сути, родоначальником нового в СССР класса микролитражек (по тогдашней терминологии). В качестве прототипов советской машины обычно поминают немецкий Volkswagen Käfer (Жук) и итальянский Fiat 600. И в целом это правильно. Но – насколько? Давайте разбираться.

ЗАЗ‑965, 1960 год. Заднемоторная компоновка. Двигатель – воздушного охлаждения, четырехцилиндровый, V‑образный. Рабочий объем 0,76 литра, мощность 23 л.с., позднее – 0,9 литра, 27 л.с. Подвеска независимая: спереди – поперечные торсионы, сзади – пружины. Кузов несущий.

ЗАЗ‑965, 1960 год. Заднемоторная компоновка. Двигатель – воздушного охлаждения, четырехцилиндровый, V‑образный. Рабочий объем 0,76 литра, мощность 23 л.с., позднее – 0,9 литра, 27 л.с. Подвеска независимая: спереди – поперечные торсионы, сзади – пружины. Кузов несущий.

Volkswagen Käfer, 1936 год, очередной раз модернизирован в 1953‑м – далее приведены данные этой версии. Двигатель – воздушного охлаждения, оппозитный, рабочий объем 1,1 литра, мощность 30 л.с. Подвеска всех колес – независимая, торсионная. В основе Жука – корытообразный пол-платформа. У ЗАЗ‑965 конструкция совсем другая – несущий кузов с лонжеронами.

Volkswagen Käfer, 1936 год, очередной раз модернизирован в 1953‑м – далее приведены данные этой версии. Двигатель – воздушного охлаждения, оппозитный, рабочий объем 1,1 литра, мощность 30 л. с. Подвеска всех колес – независимая, торсионная. В основе Жука – корытообразный пол-платформа. У ЗАЗ‑965 конструкция совсем другая – несущий кузов с лонжеронами.

Fiat 600, 1955 год. Двигатель – рядный, четырехцилиндровый, водяного охлаждения. Рабочий объем 0,63 литра, мощность 21 л.с. Подвеска независимая: спереди – на поперечной рессоре, сзади – пружинная. Кузов несущий.

Fiat 600, 1955 год. Двигатель – рядный, четырехцилиндровый, водяного охлаждения. Рабочий объем 0,63 литра, мощность 21 л.с. Подвеска независимая: спереди – на поперечной рессоре, сзади – пружинная. Кузов несущий.

Подвеску Запорожец заимствовал у обоих зарубежных прототипов. Передняя [1] – на поперечных торсионах, как у Фольксвагена, а задняя [2] – «итальянская», пружинная, с продольными рычагами: такая схема больше подходила для относительно высоких моторов, итальянского рядного и советского V‑образного. Низкий оппозитный мотор был только у Фольксвагена.

Подвеску Запорожец заимствовал у обоих зарубежных прототипов. Передняя [1] – на поперечных торсионах, как у Фольксвагена, а задняя [2] – «итальянская», пружинная, с продольными рычагами: такая схема больше подходила для относительно высоких моторов, итальянского рядного и советского V‑образного. Низкий оппозитный мотор был только у Фольксвагена.

Двигатель Запорожца [1] – V‑образный, четырехцилиндровый, воздушного охлаждения: никакого отношения ни к итальянскому рядному жидкостному мотору, ни к немецкому оппозитному воздушнику он не имел. Но некий, пусть и немного отдаленный, аналог все-таки был – это V‑образная трехлитровая «восьмерка» чехословацкого седана Tatra 87 [2]. Создатели ЗАЗ‑965 рассказывали мне, что чешский мотор внимательно изучали в НАМИ. Но уменьшенной копией татровского наш двигатель, конечно, не был: эти моторы объемом 0,76 и 3,0 литра совсем разные и по «геометрии» – диаметру цилиндра и ходу поршня.

Скопировали или нет?

По дизайну ЗАЗ‑965 близок к Фиату. Как, впрочем, и некоторые другие микролитражки тех лет – скажем, Mitsubishi 500. Разобранный Fiat 600 стоял в зале, где работали конструкторы-кузовщики МЗМА, – и именно итальянская конструкция послужила основой нового советского автомобиля, хотя внешне машины заметно различались.

Fiat 600, несомненно, оказал влияние не только на конструкцию кузова, но и на дизайн советской микролитражки. Видно это, в частности, по деталям интерьера – например, по комбинации приборов.

Конечно, Запорожец не получился бы конструктивно столь удачным без заимствования передовых на тот момент зарубежных технических решений, приспособленных нашими инженерами к возможностям отечественной промышленности и к специфическим условиям эксплуатации. Благодаря многим подсмотренным решениям в СССР в 1960 году и появился вполне приличный для того времени микролитражный автомобиль европейского уровня.

Речь – о конструкции. Надежность, долговечность и сборочное качество – это отдельный разговор.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Устройство двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Автор фото Max schwalbe, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» карбюраторный, четырехтактный, V-образный, верхнеклапанный, с уравновешивающим механизмом, с рабочим объемом 1197 см3, имеет 4 отдельных цилиндра, которые укреплены на картере под углом 90° попарно.

Охлаждение двигателя МеМЗ-968Н воздушное, производится от осевого вентилятора, который расположен в развале цилиндров.

Головки цилиндров и цилиндры двигателя автомобиля ЗАЗ-968М с целью увеличения площади охлаждения обладают оребренной поверхностью.

Объем камеры сгорания 41,2-43,7 см3.

Устройство двигателя МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец» см. здесь.

Компоновка ДВС выделяется удобством и простотой обслуживания. Узлы двигателя, которые требуют регулировки либо ухода (свечи 8, распределитель зажигания 34, воздушный фильтр, генератор 28, карбюратор 33, регулировочные винты коромысел, стартер, центробежный маслоочиститель), установлены в легкодоступном месте.

Карбюратор с одной камерой обеспечивает равномерную работу двигателя «Запорожца» сразу же после пуска, высокую приемистость, уверенный пуск и экономичность двигателя.

При нормально заряженном аккумуляторе, использовании зимнего масла и правильной регулировке системы зажигания двигатель без подогрева запускается от стартера при температуре окружающего воздуха до -15° C с одной-двух попыток.

У смазочной системы двигателя МеМЗ-968Н есть механический полнопоточный центробежный маслоочиститель. Через него проходит все масло двигателя. Для обеспечения хороших смазывающих свойств, стойкости против окисления, а также для работы двигателя в большом диапазоне температур, масло имеет комплекс присадок.

Цилиндры двигателя нумеруются от вентилятора: с левой стороны 1-й и 2-й, с правой — 3-й и 4-й. Порядок работы цилиндров: 1—3—4—2 (см. схему на рисунке).

Порядок работы цилиндров двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец.

Картер 36 двигателя МеМЗ-968Н имеет туннельный тип, в нем установлен коленвал 2 на трех опорах. Коленвал отлит из специального высокопрочного чугуна. Поршни 7 отлиты из сплава алюминия. У них имеются по два компрессионных кольца и одно маслосъемное кольцо, которое состоит из двух дисков и расширителей – радиального и осевого. Шатуны 3 имеют двутавровое сечение. Нижняя головка шатуна является разъемной, с тонкостенными вкладышами, в верхнюю головку запрессована втулка. Картер снизу закрыт масляным картером 1, который отлит из магниевого сплава. В трех расточках картера установлен распредвал. Внутри него находится вал 46 балансирного механизма.

Головка цилиндров ДВС автомобиля ЗАЗ-968М общая на два цилиндра. На каждый цилиндр имеется по одному выпускному и впускному клапану.

Затягивание гаек крепления головки цилиндров осуществляется в два приема: сначала предварительная затяжка с усилием около 16-20 Н·м (1,6-2 кгс·м), затем окончательная затяжка с усилием около 40-50 Н·м (4-5 кгс·м) в порядке, который указан на рисунке.

Порядок затяжки гаек головок цилиндров двигателя МеМЗ-968Н на автомобиле ЗАЗ-968М Запорожец.

Привод балансирного и распределительного валов осуществляется косозубыми зубчатыми колесами 45 и 47 от коленчатого вала.

Продольный, а также поперечный разрезы двигателя МеМЗ-968Н, изображенные на рисунках, дают представление об устройстве ДВС ЗАЗ-968М, а также представление о приводе агрегатов.

Поперечный и продольный разрезы двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 — Картер масляный; 2 — Вал коленчатый; 3 — Шатун; 4 — Датчик давления масла; 5 — Цилиндр; 6 — Термостат; 7 — Поршень; 8 — Свеча зажигания; 9 — Головка цилиндров; 10 — Штанга толкателя; 11 — Толкатель впускного клапана первого и второго цилиндров; 12 — Направляющий аппарат вентилятора; 13 — Ремень вентилятора; 14 — Трубка отсоса картерных газов; 15 — Топливный насос; 16 — Щуп масляный; 17 — Сливная пробка; 18 — Храповик; 19 — Маслоотражатель; 20 — Манжета коленчатого вала; 21 — Крышка центробежного маслоочистителя; 22 — Колесо балансирного вала; 23 — Подшипник балансирного вала; 24 — Упорная шайба; 25 — Втулка балансирного вала; 26 — Колесо привода распределительного вала; 27 — Фланец упорный; 28 — Генератор; 29 — Кожух верхний; 30 — Впускная труба; 31 — Прокладка карбюратора; 32 — Проставка карбюратора; 33 — Карбюратор; 34 — Распределитель зажигания; 35 — Масляный радиатор; 36 — Картер двигателя; 37 — Маховик; 38 — Масляный насос; 39 — Маслоприемник; 40 — Средняя опора; 41 — Вкладыш среднего подшипника; 42 — Передняя опора; 43 — Подшипник передней опоры; 44 — Прокладка крышки распределительных шестерен; 45 — Зубчатое колесо привода распредвала; 46 — Вал балансирного механизма; 47 — Колесо зубчатое привода балансирного вала; 48 — Крышка распределительных шестерен; 49 — Корпус центробежного маслоочистителя; 50 — Прокладка крышки центробежного маслоочистнтеля; 51 — Маслоотражатель; 52 — Болт крепления корпуса центробежного маслоочистителя.

На крышке распределительных зубчатых колес в верхней части находится направляющий аппарат 12 вентилятора с рабочим колесом и генератором в сборе. Осуществление привода вентилятора происходит с помощью клиновидного ремня 13 от крышки 21 центробежного маслоочистителя, которая смонтирована на переднем конце коленвала.

Передняя часть двигателя автомобиля «Запорожец» ЗАЗ-968М закрыта крышкой 48 распределительных зубчатых колес, закрепленной болтами к картеру. У крышки с правой стороны стоит топливный насос 15 с приводом.

Осуществление привода топливного насоса происходит штангой от кулачка-гайки распредвала.

Привод масляного насоса и прерывателя-распределителя осуществляется от зубчатого колеса, который выполнен на распределительном валу. Компоновка привода сделана отдельным узлом. Установка производится в вертикальную расточку двигательного картера.

Прерыватель-распределитель 34 стоит на корпусе привода и к нему крепится пластиной.

Чтобы правильно установить момент зажигания, на крышке и корпусе центробежного маслоочистителя сделаны установочные метки.

Масляный насос 38 крепится болтами к нижней части картера.

Подобная компоновка обеспечивает жесткость, прочность, надежность и компактность конструкции, а также дает возможность уменьшить массу двигателя внутреннего сгорания.

  • Рабочий цикл и порядок работы цилиндров двигателя МеМЗ-968Н
  • Картер двигателя МеМЗ-968Н
  • Головка цилиндров
  • Кривошипные механизмы
  • Шатуны, поршни и цилиндры
  • Газораспределительный и балансирный механизмы: Распределительный и балансирный валы
  • Клапанный механизм

Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики

Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики

Перейти к основному содержанию

Пожертвовать сейчас

Один музей, две локации

Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса.
Посещать

Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне
Центр Удвар-Хази в Вирджинии
Запланируйте экскурсию
Запланируйте групповое посещение

В музее и онлайн

Откройте для себя наши выставки и участвуйте в программах лично или виртуально.
Как дела

События
Выставки
IMAX

Погрузитесь глубоко в воздух и космос

Просмотрите наши коллекции, истории, исследования и контент по запросу.
Исследовать

Истории
Темы
Коллекции
По требованию
Для исследователей

Для учителей и родителей

Подарите своим ученикам Музей авиации и космонавтики, где бы вы ни находились.
Учиться

Программы
Образовательные ресурсы
Запланируйте экскурсию
Профессиональное развитие педагога
Образовательная ежемесячная тема

Будь искрой

Ваша поддержка поможет финансировать выставки, образовательные программы и усилия по сохранению.
Давать

Становиться участником
Стена чести
Способы дать
Провести мероприятие

  • О
  • отдел новостей
  • Поддерживать
  • Втягиваться
  • Контакт
  • Провести мероприятие
  • Будьте в курсе последних историй и событий с нашей рассылкой

    Национальный музей авиации и космонавтики

  • 6-я улица и проспект Независимости SW

  • Вашингтон, округ Колумбия 20560

  • 202-633-2214

  • 10:00 — 17:30

  • Требуется бесплатный вход с ограниченным временем
  • Центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи

  • 14390 Музей авиации и космонавтики Parkway

  • Шантильи, Вирджиния 20151

  • 703-572-4118

  • 10:00 — 17:30

  • Конфиденциальность
  • Условия использования
  • 15 вещей, которые вы не знали о мотоклубе «Казаки»

    Несмотря на то, что они существуют уже 50 лет, будучи основанными в 1969 году, «Казаки» вызывают особенно много споров с момента их участия в перестрелке в Вако в 2015 году.

    Клуб казаков имеет восточноевропейское происхождение и, вероятно, вдохновлен так называемыми русскими казачьими всадниками — внушавшими страх конными воинами, находившимися на добровольной службе у русского царя во времена Советского Союза. Однако, в отличие от российских казаков, которые были включены в дополнение к государственным службам и были щедрыми и героическими сторонниками государства, заявление о миссии Казачьего МК, похоже, не указывает в этом направлении.

    Техасские казаки, какими мы их знаем сегодня, — печально известный мотоклуб, стремящийся отделить автономную территорию от Техаса. Вот 15 фактов об этом печально известном мотоклубе, которых вы не знали.

    15 Понимание происхождения казаков

    через The Asian Today Online

    Название «казаки» восходит к славянам 15-го века, которые жили в восточной части украинского анклава ныне распавшегося Советского Союза. Первоначально это название присваивалось небольшим татарским племенам или группам, которые, поскольку жили по соседству с Днепром и пользовались полуавтономной независимостью от России.

    Еще недавно термин относился к самоуправляющимся воинским общинам русских воинов, часто едущих верхом на лошадях (казачьих всадниках), связанных братством и героизмом. Это братство, вероятно, вдохновило техасского MC взять это имя.

    14 основных принципов казаков

    через Pinterest

    В отличие от своих современников, Bandidos, которые также базируются в Техасе и немного более авторитетны, казаки придерживаются своих собственных правил, которых члены должны строго придерживаться. Например, члену запрещается носить знаки различия, которые изображают его как сторонника превосходства белой расы, как это обычно называют такие организации вне закона, как «Ангелы ада» и Bandidos. Их братство и единство отражены в девизе их клуба — «Мы заботимся о своих».

    13 Они ездят только на Harley-Davidsons

    via Pinterest

    Как и большинство всеамериканских мотоклубов, казаки любят демонстрировать свой патриотизм через мотоциклы, на которых они ездят. Итак, каждый член МС «Казаки» должен владеть и ездить на Harley-Davidson.

    12 Инцидент в Вако

    Via wikipedia.org

    В Далласе и Остине расположены крупнейшие мотоклубы Техаса, а расположенный между ними ресторан Twin Peaks был удобным местом для мотоциклетного саммита. Однако в мае 2015 года в Вако произошла кровавая сцена между бандидосами и казаками, которые давно находятся в территориальном соперничестве.

    По их собственным словам, конфликт разгорелся в основном из-за того, что Bandidos хотели продемонстрировать свое превосходство над Вако. Но, как сообщается, он был запущен случайно, после того, как чья-то нога попала на парковку. В результате инцидента 9 человек погибли, а 177 членов байкерских банд задержаны.

    11 Иерархические регалии казаков.век. Высшему рангу, президенту (хозяину в России) был предоставлен мандат на создание групп под их началом. Как и у большинства MC, у них есть собственная закодированная униформа с нашивками, обозначающими их ранги, а также многие другие клубные регалии.

    Точно так же русским казакам, после того как они были признаны боевой службой в России в то время, разрешили создавать стандартные знаки различия, значки и все регалии, с которыми они себя идентифицируют.

    10 Роль официальных лиц клуба

    Дэнни «Дизель» Бойетт и его жена Нина на собрании мотоклуба «Казаки».

    С момента своего основания в 1969 году в МС «Казаки» произошла относительно плавная смена лидеров. Каждое отделение (региональное отделение) возглавляет президент, и они встречаются только тогда, когда есть законодательные вопросы для обсуждения, которые касаются их деятельности. Хотя известно, что они не настроены против Америки, казаки часто критикуют политику правительства в отношении групп, считающихся вне закона мотоциклетными группами (OMG).

    Via gq.com

    С точки зрения закона, казаки, и в том же духе Bandidos классифицируются в полицейских файлах как Outlaw Motorcycle Group (OMG). После всего сказанного и сделанного, страх широкой публики открыто смешивается с этой группой.

    Тем не менее, существует не так много документации о техасских казаках США, за исключением того факта, что их число экспоненциально увеличивается с каждым днем.

    8 Их Братство

    Через Washington Post

    Язык тела говорит сам за себя. Казаки считают себя одной большой семьей, и если у кого-то из них случится беда, они все объединятся в их поддержку. У них есть конституция со статьями, которые предусматривают членские взносы в клуб. Такие деньги используются для решения проблем, которые могут возникнуть на их пути.

    По словам одного из казаков: «Если ты казак и твой дом сгорит, мы тебе в эту ночь крышу над головой и одежду на спину дадим. И так было всегда. »

    СВЯЗАННЫЕ: 15 вещей, которые вы не знали о мотоклубах с одним процентом

    7 региональных съездов

    Через theglobeandmail.com

    Мотоциклетные клубы обычно проводят национальные или региональные съезды для обсуждения проблем своих членов. как информировать других членов о соответствующей государственной политике. Различные байкерские группы получают открытые приглашения на такие съезды. За последнее десятилетие в США были смягчены незначительные ограничения для мотоциклетных групп, которые вносят положительный вклад в окружающее их сообщество.

    6 Казаки на стороне бизнеса

    Через nbcnews.com

    Без сомнения, техасские казаки всегда были высокообразованными, капиталистическими и предприимчивыми. Их семьи относительно свободны и широко заняты. Хотя экономические данные за пределами группы считаются подозрительными, наследие сомнительных догм подобных байкерских клубов всегда имело место. А по образу жизни казаков можно отнести к состоятельным элитарным.

    СВЯЗАННО: 15 правил, которым должны следовать члены мотоклуба2020

    5 Религиозная принадлежность

    через Pinterest

    Мало что известно о том, что происходит во внутренних кругах группы. Обычно их операции заметают под ковер и держат в абсолютной секретности. Хотя некоторые говорят, что они православные христиане, большинство из них хотели бы принять свои собственные идеологии, которые идут параллельно пути других христианских конфессий.

    4 Вне закона00, что делает их вторым по величине байкерским клубом в Техасе после Bandidos. А до инцидента в Вако у казаков не было серьезных скандалов с правоохранителями. На самом деле, согласно интервью GQ, Bandidos могли быть теми, кто инициировал конфликт в Вако, который привел к тому, что имя Казаков было смолено.

    3 Чувствительность к моральным ценностям

    Через gq.com

    Инцидент в Вако только еще больше подмочил репутацию этих байкеров. Казаки хотели бы, чтобы их считали не преступной группировкой, а просто клубом байкеров. Они утверждают, что несут христианскую (православную) моральную ответственность не заниматься проституцией, незаконным оборотом наркотиков или жестоким обращением с детьми.

    СВЯЗАННО: 24 мотоциклетных клуба со всего мира (и что они представляют)

    2 Культура, которая вдохновляет казаков Среди техасских казаков есть и те, кто утверждает, что ведет свое мифическое происхождение от древней самоуправляющейся татарской общины Понтийских степей. Тогдашние казаки Центральной России в те первые годы пользовались полувоенными привилегиями. Возможно, именно это вдохновляет нынешних казаков Техаса.

    1 Критерии вступления в казаки

    Через dailymail.co.uk

    Учитывая предосудительный характер этой мотоциклетной группы, критерии вступления в клуб окутаны тайной.