Двигатель 236 и 238 — Стр 7
При износе накладок ведомых дисков торец муфты выключения сцепления упрется в торец крышки подшипника первичного вала коробки передач; в этом случае изношенные накладки ведомых дисков заменить новыми.
Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления приведет к выходу из строя нажимного подшипника и усиленной пробуксовке ведомых дисков. Свободный ход муфты выключения сцепления (размер «А») регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения сцепления в соответствии с указанием инструкции по эксплуатации транспортных средств.
ВНИМАНИЕ! РЕГУЛИРОВКА СВОБОДНОГО ХОДА МУФТЫ ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВОЧНЫМИ ГАЙКАМИ ОТТЯЖНЫХ РЫЧАГОВ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
После регулировок проверить сцепление на отсутствие «ведения»; эту проверку проводить на работающем двигателе при включенной первой передаче и выключенном сцеплении.
РЕГУЛИРОВКА ПОЛОЖЕНИЯ УПОРНОГО КОЛЬЦА ОТТЯЖНЫХ РЫЧАГОВ
При сборке нажимного диска с кожухом в сборе отрегулировать положение упорного кольца. Эту регулировку производить в приспособлении, имеющем установочный размер 27±0,1 мм (рис. 30) регулировочными гайками 6 оттяжных рычагов при фиксированном положении кожуха и нажимного диска. Регулировкой обеспечить размер «В», равный 64±0,1 мм, при этом упорные поверхности всех четырех оттяжных рычагов 5 должны одновременно касаться упорного кольца 4. Перекос упорного кольца приведет к неравномерному отходу нажимного диска при выключении сцепления или ненормальной его работе.
После регулировки положения упорного кольца регулировочными гайками 6 установить стопорные 7 и опорные 8 пластины регулировочных гаек. Завернуть все восемь болтов крепления стопорных и опорных пластин, установив пружинные шайбы под головки болтов.
В случае использования нажимного диска с кожухом в комплекте с ведомыми дисками после ремонта, на которых установлены фрикционные накладки толщиной 4,15 мм, при регулировке положения упорного кольца размер «В» установить равным 67±0,1 мм.
61
Рис. 30. Приспособление для сборки нажимного диска с кожухом в сборе:
1 – подставка; 2 – направляющий штифт; 3 – болт крепления кожуха; 4 – упорное кольцо оттяжных рычагов; 5 – оттяжной рычаг; 6 – регулировочная гайка; 7 – стопорная пластина; 8 – опорная пластина; 9 – нажимной диск
ЭКСПЛУАТАЦИЯ СЦЕПЛЕНИЯ
С целью предотвращения повышенного износа деталей сцепления и возможных его отказов при эксплуатации автомобилей обеспечить следующее:
1.Трогание с места осуществлять с минимальной возможной частотой вращения коленчатого вала двигателя; при этом в коробке передач должна быть включена 1-я или 2-я передача в зависимости от нагрузки автомобиля и дорожных условий.
2.Регулирование скорости автомобиля с помощью пробуксовки сцепления не допускается.
3.После трогания автомобиля с места не держать ногу на педали сцепления.
4.Не допускать эксплуатацию автомобиля с неисправным и не отрегулированным приводом выключения сцепления. Регулировку привода выключения сцепления на автомобиле производить в соответствии с указаниями руководства по эксплуатации автомобиля.
5.При эксплуатации автомобилей и других транспортных средств в тяжелых дорожных условиях, особенно после многократных троганий с места при преодолении препятствий движению, проверять наличие свободного хода муфты выключения сцепления.
62
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ФРИКЦИОННОГО, СУХОГО
ДВУХДИСКОВОГО СЦЕПЛЕНИЯ
В эксплуатации периодически проводить регулировку свободного хода муфты выключения сцепления. Свободный ход муфты выключения сцепления регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения сцепления.
Свободный ход муфты выключения, определяемый зазором между упорным кольцом и подшипником муфты (3,2-4,0 мм), регулировать в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации соответствующего транспортного средства.
После регулировки проверить сцепление на «отсутствие ведения», эту проверку производить на работающем двигателе при включенной первой передаче и выключенном сцеплении.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
При техническом обслуживании проверять крепление коробки передач к двигателю и состояние ее подвески, поддерживать нормальный уровень масла в коробке и своевременно заменять его согласно таблице смазки.
Уровень масла в картере коробки передач должен быть не ниже нижней кромки контрольного отверстия 3 (рис. 32). Масло из картера коробки передач сливать в горячем состоянии через сливное отверстие, закрытое пробкой 4. После слива масла очистить магнит сливной пробки. После слива масла отвернуть болты и снять крышку 2 заборника масляного насоса, очистить и промыть сетку, после чего крышку установить на место. При установке крышки заборника обратить внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.
Коробку передач промывать индустриальным маслом И-12А или И-20А по ГОСТ 20799-88; 2,5-3 л его залить в картер коробки, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение (см. рис. 31), пустить двигатель на 7-8 минут, после чего остановить его, слить промывочное масло и залить свежее.
63
Рис. 31. Схема положений рычага передач ЯМЗ-236Н
Рис. 32. Пробки на коробке передач ЯМЗ-236П:
1 — маслозаливное отверстие; 2- крышка заборника масляного насоса; 3 — контрольное отверстие уровня масла; 4 — сливное отверстие
64
Категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом во избежание отказа в работе масляного насоса из-за недостаточного разряжения на всасывании и, как следствие, выхода из строя коробки передач. В случае полной переборки коробки передач масляный насос перед установкой смазать применяемым в коробке передач маслом.
При буксировке автомобиля с неработающим двигателем первичный и промежуточный валы коробки передач не вращаются, масляный насос в этом случае не работает и не подает смазку в подшипники шестерен вторичного вала и на конусные поверхности синхронизаторов, что вызовет задиры поверхностей скольжения, износ колец синхронизаторов и ведет к выходу из строя всей коробки передач, Для проведения буксировки выключить сцепление и включить прямую (четвертую) передачу в коробке передач или отсоединить коробку от трансмиссии. Буксировка автомобиля на расстояние свыше 20 км без отсоединения карданного вала или выжима сцепления с включенной прямой передачей не допускается.
Для предупреждения преждевременного износа трущихся пар рекомендуется перед пуском двигателя при температуре окружающей среды ниже минус 30º С подогреть коробку передач. Если это не представляется возможным, то на время длительной остановки двигателя масло из картера слить, а перед пуском двигателя это масло подогреть и залить в коробку через отверстие в верхней крышке.
Для плавного и легкого переключения и предохранения зубьев промежуточного вала и шестерни первой передачи и заднего хода от торцевого износа, а также предохранения колец синхронизаторов от износа правильно регулировать сцепление и не допускать его «ведения».
65
Таблица 5
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ И КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Причина | Способ устранения |
Сцепление пробуксовывает* | |
|
|
Отсутствует свободный ход муф- | Отрегулировать свободный ход |
ты сцепления и сцепление час- | педали выключения сцепления |
тично выключено |
|
Износ фрикционных накладок | Заменить ведомых диски в сборе и |
ведомых дисков | отрегулировать свободный ход муф- |
| ты выключения сцепления |
Фрикционные накладки ведо- | Удалить смазку растворителем или |
мого диска пропитаны маслом | заменить ведомые диски в сборе и |
| отрегулировать свободный ход муф- |
| ты выключения сцепления |
Неполное выключение сцепления (ведение)**
Механизм выключения сцепления не обеспечивает полного хода муфты выключения
Коробление нажимного диска
Заедание среднего диска в пазах маховика
Проверить регулировку и установку педали и гидроили пневмоусилителей механизма выключения
Заменить нажимной диск в сборе с кожухом
Обеспечить свободное перемещение среднего диска
Повышенный нагрев коробки передач при работе***
Неисправный масляный насос | Отремонтировать насос или заме- |
| нить исправным |
Повышенный шум при работе коробки передач
Перекос оси первичного и вто- | Проверить затяжку и при необхо- |
ричного вала из-за ослабления | димости подтянуть болты крепления |
затяжки болтов крепления кар- | картера сцепления к картеру махо- |
тера сцепления к картеру махо- | вика и болты крепления задней |
вика и болтов крепления задней | опоры коробки передач |
опоры коробки передач |
|
Невключение или тугое включение второй, третьей, четвертой и пятой передач
Износ конусных колец синхроЗаменить неисправный синхрони- | |
низаторов | затор |
Поломка обоймы синхронизатора Заменить неисправный синхронизатор
66
| Причина |
| Способ устранения |
| |
Неполное | выключение | сцепле- | Отрегулировать | свободный | ход |
ния (ведение)* |
| педали выключения сцепления |
| ||
| Невключение или включение |
|
| ||
| со скрежетом первой передачи |
|
| ||
Неполное | выключение | сцепле- | Отрегулировать | свободный | ход |
ния (ведение)* |
| педали выключения сцепления |
|
Неполное зацепление зубьев Отрегулировать механизм управлешестерен (на автомобилях МАЗ) ния переключением передач таким образом, чтобы тяги механизма обеспечивали полное включение
передач в коробке
Самовыключение передач
Износ или скол зубьев зубчатых Заменить неисправные детали муфт кареток синхронизаторов и шестерен
*«Пробуксовка» сцепления выявляется, как правило, при максимальных загрузках двигателя, когда скорость автомобиля не повышается в соответствии с повышением числа оборотов двигателя. Причиной пробуксовки включенного сцепления могут быть: отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления (сцепление частично выключено, независимо от водителя), фрикционные накладки ведомых дисков имеют предельный износ, на поверхность трения сцепления попало масло, недостаточное усилие нажимных пружин, ненормальная работа привода выключения сцепления транспортного средства.
**«Ведение» оцепления проявляется в моменты переключения передач, когда затруднено выключение или включение передач, особенно включение несинхронизированных передач. В этих случаях при полностью выжатой педали выключения сцепления на первичный вал коробки передач частично передается крутящий момент двигателя. Причинами «ведения» сцепления могут быть: недостаточный рабочий ход муфты выключения сцепления (свободный ход при этом увеличен), коробление дисков, ненормальная работа механизма регулировки отхода среднего ведущего механизма.
***Прежде чем искать причину неисправности, убедиться
вналичии достаточного количества масла в картере.
67
ПРИЛОЖЕНИЯ
МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Затяжка резьбовых соединений должна проводиться с помощью динамометрических ключей.
Резьбовое соединение | Момент затяжки | |
Н·м (кгс·м) | ||
|
Болты крепления крышек коренных |
| |
подшипников: | 430-470 (43-47) | |
− | вертикальные | |
− | горизонтальные | 100-120 (10-12) |
Болты крепления крышек шатунов | 200-220 (20-22) | |
Болты крепления картера маховика | 100-125 (10-12,5) | |
Болты крепления маховика | 200-220 (20-22) | |
Болты крепления кронштейна передней |
| |
опоры двигателя | 90-110 (9-11) | |
Болты крепления верхней крышки |
| |
блока цилиндров | 25-32 (2,5-3,2) | |
Гайки шпилек крепления |
| |
головки цилиндров | 240-260 (24-26) | |
Гайки крепления стоек осей коромысел | 120-150 (12-15) | |
Болт скобы крепления стартера | 70-90 (7-9) | |
Болты крепления кронштейнов стартера | 45-62 (4,5-6,2) | |
Болты стартера с фланцевым креплением М12 | 98,1–122,6 (10–12,5) | |
Болты крепления топливопроводов низкого |
| |
давления: |
| |
− | М10 | 20-25 (2-2,5) |
− | М14 | 40-50 (4-5) |
− | М16 | 48-50 (4,8-6) |
Гайки скоб крепления форсунок | 50-62 (5-6,2) | |
Гайка крепления муфты опережения |
| |
впрыскивания | 130-150 (13-15) | |
Штуцеры ТНВД | 100-120 (10-12) | |
Гайки распылителей форсунок | 60-80 (6-8) | |
Штуцер форсунки | 80-100 (8-10) | |
Гайка крепления шестерни | 270-300 (27-30) | |
распределительного вала | ||
Гайка крепления ведомой шестерни | 140-180 (14-18) | |
привода топливного насоса | ||
68 |
|
|
Резьбовое соединение | Момент затяжки | |
Н·м (кгс·м) | ||
|
Резьбовые соединения муфты привода |
|
топливного насоса высокого давления: |
|
− болты крепления пластин к |
|
ведомой полумуфте | 32-40 (3,2-4,0) |
− остальные | 44-60 (4,4-6,0) |
Пробка сливная масляного картера | 140-160 (14-16) |
Гайка крепления ступицы шкива водяного | 100-140 (10-14) |
насоса | |
Гайки шпилек крепления боковины шкива |
|
водяного насоса | 18-25 (1,8-2,5) |
Гайки оси шкива натяжного устройства |
|
привода компрессора пневмотормозов | 120-150 (12-15) |
Гайка болта — натяжителя натяжного | 10-20 (1-2) |
устройства привода компрессора | |
Болты крепления картера сцепления к | 140-160 (14-16) |
картеру коробки передач | |
Болты крепления картера сцепления к | 98-108 (10-11) |
картеру маховика | |
Болты крепления верхней крышки |
|
коробки передач | 36-50 (3,6-5,0) |
С 1996 г. на двигатели ЯМЗ-236М2, ЯМ3238М2 всех комплектаций и исполнений могут устанавливаться ведомые диски сцепления: передний 238-1601130-Б, задний 238-1601131; или два диска измененной конструкции 238-1601130-Г2. На двигатели выпуска с марта 1993 г. можно установить два диска измененной конструкции 238-1601130-Г2 взамен двух дисков переднего 238-1601130-Б и заднего 238-1601131. На двигатели выпуска до марта 1993 года при установке ведомых дисков измененной конструкции 238-1601130-Г2 проверить зазор между болтами крепления маховика и диском, который должен быть не менее 1,5 мм. При необходимости подрезать торцы головок указанных болтов до обеспечения указанного размера.
Торец удлиненной части ступицы диска измененной конструкции имеет маркировку «238-1601130-Г2».
При установке дисков измененной конструкции следует выполнять следующие условия: диск к маховику – маркированной стороной ступицы к двигателю; диск к нажимному диску — маркированной стороной ступицы к коробке передач.
69
МАРКИРОВАНИЕ И ПЛОМБИРОВАНИЕ
Маркирование двигателя осуществляется на заводской табличке (см. рис. 32а), установленной на верхней площадке в передней части блока цилиндров.
| -03 94082 | 1,40 | Рис. 32а. Заводская |
|
|
| табличка двигателя |
236М2-4 | А0283756 | ЯМЗ-236М2-4 |
На табличке размещена следующая информация:
1Товарный знак предприятия-изготовителя.
2Знак соответствия национальным стандартам с обозначением организации, выдавшей стандарт.
3Знак официального утверждения.
4Соответствиеправилам24R-03 скоэффициентомпоглощения.
5Модель и комплектация двигателя.
6Год выпуска двигателя. Обозначается цифрой или буквой, что соответствует: 9 – 2009 г., А – 2010 г.
7Порядковый номер из семи цифр.
Кроме того, год выпуска и порядковый номер двигателя продублированы на площадке левого ряда блока цилиндров в задней части двигателя.
Модель топливного насоса высокого давления, его номер и дата выпуска выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса с левой стороны.
На топливном насосе высокого давления в сборе с регулятором частоты вращения устанавливаются шесть пломб завода-изготовителя: на винтах крепления крышки корпуса топливного насоса высокого давления и крышке смотрового люка, на винте подрегулировки номинальной мощности, болте ограничения максимальной частоты вращения.
Маркирование коробок передач — выбивается модель коробки передач, заводской номер и дата выпуска на заднем торце картера на коробках передач типа ЯМЗ-236 и ЯМЗ-2361; на специальной площадке картера с левой стороны — типа ЯМЗ-238ВМ
ВНИМАНИЕ! СНЯТИЕ ПЛОМБ В ГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
70
Установка коленчатого вала ЯМЗ 238
- Главная org/ListItem»>Статьи
- Установка коленчатого вала ЯМЗ 238
Купить Двигатель и запчасти ЯМЗ или Сделать Фирменный Ремонт ЯМЗ просто:
— Позвонить на 8-800-1000-629 (Бесплатно по РФ)
— Отправить Заявку через сайт, добавив в Корзину
— Отправить запрос на электронную почту: [email protected]
Компания ООО «Ярдизель Сервис» — Официальный поставщик оригинальных Двигателей и Запчастей ЯМЗ, ТМЗ, Камаз, ММЗ в Российской Федерации. Фирменные двигатели напрямую с завода-изготовителя.
Гарантия завода-изготовителя — 1 год
— Быстрая отгрузка любой Транспортной компании по всей России
— Своя доставка автотранспортом по всей территории РФ
— Осуществляем установку двигателей и переоборудование техники с выездом нашего мастера
— Производим капитальный и восстановительный ремонт ваших двигателей с оригинальными запчастями
— Для регионов России телефоны работают 24/7 без выходных
Установка коленчатого вала ЯМЗ 238
Коленчатый вал двигателя постоянно подвержен значительным механическим нагрузкам. Он изготовлен из особого вида стали. Для увеличения износостойкости вся его поверхность азотирована. Конструкционно этот узел состоит из пяти коренных и четырех шатунных шеек, которые в процессе работы смазываются под давлением.
От правильности установки коленвала ЯМЗ 238 будет зависеть срок эксплуатации мотора в целом. Поэтому на качество его монтажа следует обращать самое пристальное внимание. Прежде всего необходимо убедиться, что все вкладыши (коренные, шатунные) соответствуют размерам шеек коленвала. Следует учитывать, что при установке коленвала ЯМЗ 238 надо соблюдать чистоту как внешних, так и внутренних поверхностей. Для предотвращения случайных задиров и облегчения вращения на все трущиеся детали должна быть нанесена моторная смазка.
Далее проверяется правильность монтажа маховика. Для этого совмещаются соответствующие метки. Крышки подшипников (коренных) ни в коем случае нельзя менять местами. Чтобы без ошибок выполнить их установку, следует обращать внимание на совпадающие клейма. Следующей операцией будет правильная затяжка коренных подшипников коленвала ЯМЗ 238. Она начинается с равномерной подтяжки вертикальных болтов. Чтобы предотвратить перекосы, перетяжки, этот прием проводится в два этапа. Таким же способом затягиваются и все горизонтальные болты.
Коленчатый вал ЯМЗ 238М
1 — болт; 2 — шайба; 3 — шкив; 4 — противовес передний; 5 — гайка; 6 — шайба; 7 — маслоотражатель; 8 — вал коленчатый; 9 — вкладыши шатунных подшипников; 10 — комплект вкладышей; 11 — вкладыш шатунного подшипника; 12 — вкладыш подшипника коленчатого вала верхний; 13 — полукольцо коленвала; 14 — пластина; 15 — болт крепления маховика; 16 — пластина; 17 — маховик; 18 — обод; 19 — шайба; 20 — болт; 21 — маслоотражатель; 22 — вкладыш подшипника коленчато вала нижний; 23 — заглушка; 24 — вал коленчатый с вкладышами подшипников; 25 — шестерня распределительная; 26 — шпонка.
Установка и правильная затяжка упорного коренного подшипника коленвала требует большего времени и внимательности.