Содержание
Двигатели автомобилей ЗАЗ-965а и ЗАЗ-965 «Запорожец»
Категория:
Устройство и работа двигателя
Публикация:
Двигатели автомобилей ЗАЗ-965а и ЗАЗ-965 «Запорожец»
Читать далее:
Рядные двигатели автомобилей ГАЗ и УАЗ
Двигатели автомобилей ЗАЗ-965а и ЗАЗ-965 «Запорожец»
На автомобиле ЗАЗ-965А установлен модернизированный силовой агрегат модели МеМЗ-966 производства Мелитопольского моторного завода, включающий двигатель, сцепление и коробку передач с главной передачей.
Двигатель карбюраторный четырехтактный V-образный четырехцилиндровый с воздушным охлаждением.
Основные показатели двигателя приведены в приложении. Повышение мощности модернизированного двигателя до 27 л. с. достигнуто в основном путем некоторого увеличения диаметра цилиндров.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Все узлы двигателя собраны на общем картере, отлитом из магниевого сплава.
Картер неразъемный, снизу закрыт литой крышкой, имеющей снаружи охлаждающие ребра. К задней плоскости картера винтами присоединена литая крышка, закрывающая распределительные шестерни. В нижнем приливе крышки установлен масляный насос, соединенный с неподвижным маслоприемником. Вал насоса соединяется с валом распределителя зажигания и приводится в действие от шестерни коленчатого вала. К верхней части крышки присоединена маслоналивная горловина. С правой стороны на картере закреплен топливный насос.
Сверху на картере установлены отдельные чугунные цилиндры, расположенные в два ряда под углом 90°. На наружной поверхности каждого цилиндра отлиты охлаждающие ребра. Нижней цилиндрической частью каждый цилиндр точно центрируется в выточке обработанной плоскости картера. Под цилиндром поставлена уплотняющая прокладка.
Сверху на каждую группу из двух цилиндров устанавливается на прокладке общая головка, отлитая из легкого сплава. Головка вместе с цилиндрами прочно присоединяется к картеру с помощью гаек, навернутых на длинные (анкерные) шпильки, закрепленные в картере.
Каждая головка имеет снаружи охлаждающие ребра. Внутри в головке расположены камеры сгорания полуклинового типа, впускные и выпускные каналы с клапанами и сбоку в специальные стальные вставки ввернуты свечи зажигания, входящие внутрь камер сгорания. На головке расположены коромысла клапанов, закрытые сверху штампованной крышкой, которая крепится с помощью скобки. С внутренней стороны к головкам присоединяется общий впускной трубопровод. Спереди и сзади к каждой головке присоединяются выпускные трубопроводы, соединяемые общим трубопроводом с глушителем, расположенным с правой стороны картера двигателя.
В цилиндрах установлены поршни, отлитые из алюминиевого сплава. Поршень имеет юбку овального сечения с несквозпыми разрезами и луженой поверхностью; нижняя нерабочая часть юбки поршня вырезана. Днище поршня имеет вогнутую сферическую форму. В верхних канавках поршня установлены два компрессионных кольца, а в нижнех расположено составное маслосъемное кольцо, состоящее из двух отдельных колец скребкового типа.
Рис. 1. Двигатель автомобиля ЗАЗ-965А «Запорожец»
Компрессионные кольца скручивающиеся, имеют выточку на внутренней верхней кромке. Верхнее кольцо хромированное, нижнее луженое. Маслосъемные кольца устанавливаются на поршень выступающей — скребковой частью вверх. Поршневой палец плавающего типа, закрепляется в бобышках поршня двумя стопорными кольцами. Ось пальца несколько смещена относительно оси цилиндра. В верхней головке шатуна палец установлен на бронзовой втулке.
Шатуны стальные со стержнем двутаврового сечения. Нижняя головка шатуна соединяется с шатунной шейкой коленчатого вала. Крышка крепится к шатуну двугмя болтами. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные трехслойные вкладыши.
Коленчатый вал установлен в передней и задней стенках картера и в средней его перегородке на трех коренных подшипниках, представляющих собой толстостенные втулки из алюминиевого сплава.
Передняя втулка закреплена непосредственно в стенке картера стопорной пластиной.
Задняя втулка установлена в кольцевом корпусе большого диаметра, входящем в выточку стенки картера. Средний подшипник состоит из двух вкладышей, установленных в разъемном кольцевом корпусе, закрепленном в средней перегородке блока. При такой конструкции опор можно монтировать и демонтировать вал через заднюю стенку картера.
Коленчатый вал имеет четыре кривошипа, расположенные попарно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. В соответствии с расположением кривошипов оси правого ряда цилиндров в поперечной плоскости смещены относительно осей левого ряда цилиндров. На крайних кривошипах вала имеются противовесы. Для облегчения вала коренные и шатунные шейки сделаны полыми. От коренных шеек к шатунным в валу просверлены масляные каналы.
К переднему концу коленчатого вала на шпильках с помощью центрального болта крепится маховик, имеющий зубчатый венец для стартера. Передний конец вала уплотнен в картере самоПоджимным сальником. В стенке картера от переднего подшипника имеется маслосливной канал.
На заднем конце коленчатого вала закреплены: шестерня привода распределительного вала, шестерня привода уравновешивающего вала, шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания, маслоотражатель и масляная центрифуга со шкивом привода вентилятора. Центрифуга состоит из корпуса, отражателя и крышки, отлитой вместе со шкивом. Корпус и отражатель крепятся к торцу коленчатого вала наглухо специальным болтом, а крышка присоединяется к корпусу на прокладке с помощью храповика пусковой рукоятки, ввернутого в торец болта. Вал уплотнен в задней крышке картера самоподжимным сальником.
Механизм газораспределения верхнеклапанный. Впускные и выпускные клапаны в каждой головке установлены наклонно в один ряд. Вставные седла клапанов изготовлены из легированного чугуна. Чугунные направляющие втулки клапанов запрессованы в головку. Клапанная пружина крепится на клапане с помощью опорной шайбы и конических разрезных сухариков.
Стальные коромысла клапанов установлены на каждой головке на общей оси в бронзовых втулках.
Ось на головке крепится в стойках. В коромысло через регулировочный винт, закрепляемый контргайкой, упирается дюралюминиевая трубчатая штанга 46 со стальными наконечниками. Нижний наконечник штанги опирается на сухарь, закрепленный в толкателе.
Цилиндрические толкатели из отбеленного чугуна установлены в направляющих каналах приливов картера. Штанги закрыты защитными трубчатыми кожухами, уплотненными внизу резиновыми втулками. В нижней части каждого толкателя и в сухаре сделаны каналы, по которым масло поступает в трубчатые штанги и далее через каналы в регулировочных винтах и коромыслах проходит к их втулкам.
Толкатели опорной поверхностью лежат на кулачках стального распределительного вала крайние шейки вала установлены в стенках картера между обоими рядами цилиндров. К фланцу заднего конца распределительного вала приклепана шестерня, входящая в зацепление с шестерней коленчатого вала.
Распределительный вал сделан полым; внутри него проходит уравновешивающий вал, установленный на двух опорах и приводимый во вращение от шестерни коленчатого вала.
На концах уравновешивающего вала закреплены противовесы. Для фиксации распределительного и уравновешивающего валов в осевом направлении служит упорный штифт с пружиной.
Уравновешивающий вал с противовесами при данном расположении цилиндров двигателя и кривошипов коленчатого вала обеспечивает уравновешивание свободных сил инерции и работу двигателя без сильных вибраций и сотрясений. Порядок чередования тактов в двигателе и схема его работы были рассмотрены ранее.
Числовые значения фаз газораспределения и зазоров в клапанах приведены в приложении.
На автомобилях последних выпусков ЗАЗ-965А (с конца 1966 г.) устанавливают вновь модернизированный силовой агрегат модели МеМЗ-966А. Двигатель имеет мощность 30 л. е., развиваемую при 4800 об /мин. При общей прежней компоновке в конструкцию двигателя’внесены некоторые изменения: увеличен диаметр и форма впускных клапанов, установлена новая головка, улучшено оребрение, увеличен диаметр впускного трубопровода и изменена его форма для крепления нового карбюратора типа К-125 ит.
п. Силовой агрегат МеМЗ-966А устанавливают также на новом автомобиле ЗАЗ-966В «Запорожец».
На автомобиле ЗАЗ-965, выпускаемом ранее, устанавливали силовой агрегат модели МеМЗ-965. Мощность двигателя равна 23 л. с. при числе оборотов 4000 в минуту. Конструкция этого двигателя в основном одинакова с конструкцией, рассмотренной выше. Цилиндры имеют меньший диаметр, в связи с чем уменьшен и литраж двигателя. Днище поршней плоское. В третьей канавке поршня установлено одинарное маслосъемное кольцо. Выпускные трубопроводы с каждой стороны двигателя соединены с двумя отдельными глушителями, расположенными по его бокам. Имеются и другие более мелкие конструктивные отличия.
Присоединительные размеры модернизированного силового агрегата одинаковы со старым агрегатом, что позволяет устанавливать новый агрегат на автомобили предыдущих выпусков.
ЗАЗ 965 технические характеристики
Модификации ЗАЗ 965 и 965А
965 и 965А — стандартная модификация.
965Э/965АЭ «Ялта» — экспортная модификация, отличалась боковыми наклонными молдингами, улучшенной отделкой салона, усиленной шумоизоляцией, а также пепельницей и наружным зеркалом заднего вида с левой стороны. Также на автомобили 965Э/965АЭ «Ялта» дилеры самостоятельно устанавливали радиоприёмник. Импорт осуществлялся через финскую компанию Konela (под названием «Jalta») и бельгийскую Scaldia (под названием «Yalta»).
965Б/965АБ — модификация, предназначенная для инвалидов, с повреждёнными ногами и здоровыми руками.
965Р/965АР — модификация, предназначенная для инвалидов, имеющих одну здоровую руку и одну здоровую ногу.
965С/965АС — почтовый фургон, для сбора писем с правым расположением руля. Автомобиль имел видоизменённые воздухозаборники системы охлаждения. Задние боковые стёкла были заменены металлическими филёнками.
Эксплуатационные характеристики ЗАЗ 965
Максимальная скорость: 90 км/ч
Расход топлива на 100км в смешанном цикле: 5,5 л
Объем бензобака: 30 л
Снаряженная масса автомобиля: 665 кг
Допустимая полная масса: 965 кг
Размер шин и дисков: 135 SR 13
Характеристики двигателя
Модель двигателя: МеМЗ-965
Расположение: сзади, поперечно
Объем двигателя: 746 см3
Мощность: 23 л.
с.
Количество оборотов: 4000
Крутящий момент: 45/2200 н*м
Система питания: карбюратор
Турбонаддув: нет
Расположение цилиндров: V-образное
Количество цилиндров: 4
Диаметр цилиндра: 66 мм
Ход поршня: 54,5 мм
Степень сжатия: 6,5
Количество клапанов на цилиндр: 2
Рекомендуемое топливо: АИ-80
Двигатель МеМЗ-965 имел редкую конфигурацию V4 с рабочим объемом 746 см3 и мощностью 23 л.с., воздушного охлаждения, с распредвалом в развале блока между головками цилиндров. Балансирный вал разместили внутри распредвала, снижавший продольную раскачку мотора от несбалансированного коленвала схемы V4. Расположение двигателя — за задней осью. Частично использовался алюминиевый сплав, а картер был из магниевого сплава.
Оригинальной особенностью автомобиля было консольное вывешивание силового агрегата за три точки на картере трансмиссии — двигатель же сам по себе никаких опор или точек крепления к кузову не имел.
Модификации двигателя
| Двигатель | Коробка | Привод |
| 0.7 л. 23 л.c. бензин | механика | задний |
| 0.9 л. 27 л.c. бензин | механика | задний |
Тормозная система
Передние тормоза: барабанные
Задние тормоза: барабанные
АБС: нет
Рулевое управление
Тип рулевого управления: Шестерня-рейка
Усилитель руля: нет
Трансмиссия
Привод: задний
Количество передач: механическая коробка — 4
Подвеска
Передняя подвеска: независимая, торсионная
Задняя подвеска: независимая, пружинная
Кузов
Тип кузова: седан
Количество дверей: 2
Количество мест: 4
Длина машины: 3330 мм
Ширина машины: 1395 мм
Высота машины: 1450 мм
Колесная база: 2023 мм
Колея передняя: 1144 мм
Колея задняя: 1160 мм
Дорожный просвет (клиренс): 175 мм
Производство
Год выпуска: с 1960 по 1963
«Zaporozhets» ZAZ-965 («Запорожец» ЗАЗ-965)
«Zaporozhets» ZAZ-965 («Запорожец» ЗАЗ-965)
| Производитель | ЗАЗ (Запорожский автомобильный завод) |
| Название модели | «Запорожец» ЗАЗ-965 («Запорожец» ЗАЗ-965) |
| Годы выпуска | 1960 — 1969 |
| Корпус | 2-дверное купе, 4 пассажира |
| Компоновка вагона | 4×2 Задний двигатель, задний привод |
| Двигатель | МеМЗ-965, 4 цил. МеМЗ-966, 4 цил. 0,89 л. 27 л.с. |
| Передача | 4-ступенчатая механическая |
| Максимальная скорость | 90 км/ч |
| Емкость топливного бака | 30 л |
| Расход топлива | 5,5 — 6,5 л/100 км. |
| Размеры | 3330х1395х1450 мм. |
| Грузоподъемность | 300 кг. |
| Собственная масса | 665 кг. |
Автомобиль ЗАЗ 965 выпускался с 1960 по 1963 год. 401, началась в 1956 году. Вслед за растущей тенденцией к использованию городских автомобилей (тогда на них приходилось от 25% до 40% всех продаж автомобилей в Европе) министр, отвечающий за Минавтропром (автомобильное министерство СССР), Николай Строкин выбрал новый Fiat 600 в качестве модель для подражания.
Однако, несмотря на внешнее сходство с «Фиатом», ЗАЗ на самом деле был совершенно другим автомобилем.
Первый опытный образец Москвич-444 разработан МЗМА в октябре 1957 года; в нем использовалось одно и то же стекло для переднего и заднего окон. Его дорожный просвет на колесах диаметром 13 дюймов (330 мм) составлял 200 мм (7,9 дюйма). Прототип сначала был оснащен плоским двухцилиндровым двигателем МД-65, предоставленным Ирбитским мотоциклетным заводом, который был «совершенно неподходящим»: он производил всего 17,5 л.с. (13,0 кВт; 17,7 л.с.) и проехал всего 30 000 км (19 000 миль). между капитальными ремонтами. В результате были начаты поиски другого двигателя, а успех оппозитного VW Type 1 привел к тому, что предпочтение было отдано двигателю с воздушным охлаждением, который НАМИ (Национальный автомобильный институт) имел на чертежной доске. Минавтропром, однако, предпочел 23-сильный (17 кВт; 23 л.с.) задний двигатель V4 объемом 746 куб.67. В результате он имел нехарактерные для автомобильных двигателей характеристики, в том числе блок цилиндров из магниевого сплава.
(Этот двигатель, МеМЗ 965, будет производиться Мелитопольским моторным заводом, МеМЗ.) У него был недостаток, заключающийся в необходимости переделки задней части автомобиля, а также в новой задней подвеске. Влияние конструкторов ЛуАЗа привело к внедрению независимой подвески всех четырех колес. Его передние двери открываются наподобие дверей самоубийц, отчасти для того, чтобы сделать его более доступным для инвалидов.
Одно из основных отличий заключалось в том, что двигатель, который имел компоновку V4 вместо рядного четырехцилиндрового двигателя Fiat, имел воздушное охлаждение. Запорожец также отличался большими колесами и передней подвеской на торсионах. В 1958 году правительство заказало выпуск автомобиля на реформированном заводе ЗАЗ под его окончательным обозначением ЗАЗ-965.[5] Все дальнейшее производство автомобиля велось там.
Новый автомобиль допущен к производству на заводе МеМЗ 28 19 ноября58, [8] изменив название на ЗАЗ (Запорожский автомобилестроительный завод), чтобы отразить новый профиль.
Запорожский завод пополнился Мелитопольским дизель-строительным заводом им. Микояна, входившим в состав комбината «Союзддизель».
Первый автомобиль, получивший название ЗАЗ-965 Запорожец, был сдан 12 июня 1959 года, утвержден 25 июля 1960 года и запущен в производство 25 октября. Запорожец стоил 1800 рублей. Также существовал автомобильный фургон для советской почты, 9-й.65S, с правым рулем и глухими окнами.
Модель 965A была усовершенствованием модели 965 и производилась с ноября 1962 по май 1969 года. Всего было выпущено 322 106 единиц модели 965. Он был оснащен двигателем V4 MeMZ 965 с верхним расположением клапанов объемом 887 куб. См (54,1 куб. Дюйма) с воздушным охлаждением, частично алюминиевой конструкции, мощностью 27 л.с. (20 кВт). С ноября 1966 года некоторые автомобили оснащались чуть более мощным двигателем МеМЗ-965А мощностью 30 л.с. (22 кВт). Скромная мощность двигателя модели 965 породила городскую шутку о том, что он использовался в качестве стартера в советских танках.
Поскольку предполагалось, что советские водители будут выполнять большую часть обслуживания сами, а автомастерских в любом случае не хватало, расположение двигателя V4 под углом 90° оказалось более практичным, особенно в суровых зимних условиях. Более высокий центр тяжести двигателя также обеспечивал превосходное сцепление с дорогой на крутых склонах, хотя это преимущество, которое было сохранено и в более поздних моделях, было достигнуто за счет печально известной устойчивости автомобиля на поворотах.
У 965А были и версии для инвалидов (ЗАЗ-965Б, АВ, АР), а также более роскошный экспортный вариант ЗАЗ-965АЭ «Ялта».
Несмотря на низкий престиж этих автомобилей, они показали непревзойденную доступность и популярность среди советских людей, став «автомобилем для пенсионеров и интеллигенции». Это были самые дешевые автомобили советского производства. Довольно большое их количество было выпущено в вариантах для инвалидов, с измененным рулевым управлением.
В период с ноября 1966 года по май 1969 года одновременно производились 965А и его преемник ЗАЗ966. При производстве 965 закончились, было построено 322 116 штук.
(Из Википедии, свободной энциклопедии)
© Тбилисский автомобильный музей. 2019
Что такое Запорожец?
Что такое Запорожец?
Ларри С. Недавно снова ходил по магазинам. Как вы знаете, у него есть
странное пристрастие
для странных маленьких автомобилей из Европы (особенно из Восточной Европы, это было бы
казаться).
Вот его последняя покупка (по состоянию на 28, 19 сентября)99). Не один, а два
Запорожец. Вот
фотографии первого вместе с одним мистером Коулом Клейпулом:
Это ЗАЗ-965а 1967 года выпуска. Цитировала МэриБет: «Запорожец.
Модель Марк I. Выглядит как
Fiat 600. Двигатель V-4 с воздушным охлаждением, установленный сзади. 4-ступенчатая коробка передач, синхронизатор вкл.
2, 3 и 4.
Двери самоубийц. Газовый обогреватель.
»
Когда Ларри прислал снимок салона, он добавил: «Посмотрите на приборную панель.
установлен кондиционер в
внутренний выстрел….» Замечу, что он, кажется, потерял лезвие
между Германией и
здесь. Обратите также внимание на интересное крепление переключателя указателей поворота.
Ларри на трансмиссии и тому подобное:
В кадре с двигателем следует отметить несколько моментов. Устройство слева
нижний угол
газовый нагреватель и соответствующий топливный насос, шланги и т. д. Охлаждение двигателя
фанат лох, а не
толкатель, и он выпускает отработанный воздух через щель за лицензией
тарелка на палубе
крышка. Имеет отдельные чугунные цилиндры, по 1 головке на ряд с
отдельная трубка слива масла,
1 вал коромысел на банк. Генератор находится за вентилятором, с отдельным
шланг воздушного охлаждения
кормление его (видно около 10 часов с верхнего кожуха). Одинокий
нисходящий поток ствола
карбюратор, ручной дроссель.Литой алюминиевый масляный поддон с электрическим датчиком температуры масла
на тире. [Идиот]
фары для масла и альт. В настоящее время работает около 3 1/2 (сгорел
выпускной клапан №3), но
все равно остается лучшим zaz в городе….
Так что же это за чудо советской техники? Вот
вырезка из
Русская автомобильная страница об этом:
ЗАЗ-965 «Запорожец»
(Различные данные для 965A указаны в скобках)
Годы выпуска: 1960-1963 (1962-1969 ЗАЗ-965А)
Двигатель: МеМЗ-965(966), 26(27)л.с./4000об/мин, воздушного охлаждения V4-цил, 4-х тактный
OHV, 887 куб. см [54 Cu.
В.]
Диаметр цилиндра x ход поршня: 72 x 54,5 мм [2,84 x 2,15 дюйма]
Длина: 3330 мм, ширина: 1395 мм, высота: 1450 мм [131,1″ Д x 54,9″
Ш х 57,1 дюйма
Н]
Колесная база: 2023 мм [79,7 дюйма]
Коробка передач: 4 скорости + задний ход
Вес: 650 кг [1430 фунтов]br> Максимальная скорость: 80(90) км/ч [50(56) миль/ч]
Шины: 5,20-13 дюймов
Емкость топливного бака: 30 л [7,93 галлона США]
Расход топлива: 5,5 л/100 км [42,8 мили/галлон США]
Название «фирмы» (автомобили в Советском Союзе назывались
завод в
которых они были произведены):
Запорожский автомобильный завод , что примерно переводится как:
Запорожский автозавод (теперь понятно, почему «совы» быстро сократили
это на ЗАЗ)
А откуда Запорожец? Нынешняя Украина, оказывается:
ЗАПОРОЖЬЕ — {зах-тьфу-рох’-жух}
Город Запорожье находится на восточном берегу Днепра в
юго-восточный
Украина; его население составляет 89 человек6600 (оценка 1991 г.
).
г. Запорожье — столица Запорожской области (осн. 1990 г., нас.:
2 092 000). Главный
железнодорожный узел, город Запорожье – один из самых
важные промышленные
центры, с металлургическими, ферросплавными, алюминиевыми и магниевыми заводами.
Автомобиль
завод выпускает автомобиль «Запорожец». Большая часть промышленности основана на
дешевый электрический
электроэнергия от комплекса Днепрогэс ГЭС. Плотина, построенная в 1932 г.
восстановлен после повреждений
во Второй мировой войне и получил дальнейшее развитие в 1970-е годы.
Основан в 1770 году как южнорусская крепость на месте
казачья стоянка,
Запорожье называлось Александровском до 1921 года, когда его первоначальное название
был восстановлен. В
XVI-XVII вв., Запорожская Сечь (стойбище), расположенная на
поблизости Хортица
Остров был центром казачьего сопротивления польскому владычеству.
Разлучены при рождении? Ты будешь судьей…
Встречайте новейший Claypool SovAuto: Заз 966 1973 года:
Обратите внимание на красивый внешний вид Corvair.
На самом деле они приходят через NSU.
той эпохи
Очевидно, контрольная маркировка не считается важной частью
дизайн автомобиля в
Запорожские, но гладкие хромированные эмблемы приборной панели есть (по крайней мере, на 966).
…но они, очевидно, весьма оптимистичны в отношении максимальной скорости:
965а имеет 120
спидометр км/ч (75 миль в час) и заявленная максимальная скорость 90 км/ч (56
миль/ч). У 966 есть
захватывающая дух максимальная скорость 140 км/ч (88 миль/ч). Я полагаю
что маленький V4 делает
довольно шумно выше 100 км/час.
Силовая установка выглядит идентичной силовой установке 965a.
Другие значения названия бывшей советской автомобильной компании здесь:
http://www.geocities.com/MotorCity/Speedway/4546/abbr.html
Если на то пошло, этот сайт
переполнен машинами из-за железного занавеса.
Будьте уверены и проверьте Stretch
Лимузин Заз на этом сайте.
Вот еще один (простой) продукт Рабочего Рая, который
Марксизм-ленинизм:
Это Trabant — продукт широко разрекламированной (Восточной) немецкой инженерной мысли.
0,75 л. 23 л.с.
Литой алюминиевый масляный поддон с электрическим датчиком температуры масла