Содержание
Материалы валов
Выбор материала
и термической обработки валов и осей
определяется критериями их работоспособности,
в том числе критериями работоспособности
цапф с опорами.
Основными материалами
для валов служат углеродистые и
легированные стали благодаря высоким
механическим характеристикам, способности
к упрочнению и лёгкости получения
цилиндрических заготовок прокаткой.
Для большинства
валов применяют термически обрабатываемые
среднеуглеродистые и легированные
стали 45, 40Х. Для высоконапряжённых валов
ответственных машин применяют легированные
стали: 40ХН, 40ХН2МА, 30ХГТ и др. Валы из этих
сталей обычно подвергают улучшению,
закалке с высоким отпуском или
поверхностной закалке с нагревом ТВЧ
и низким отпуском (шлицевые валы).
Быстроходные валы,
вращающиеся в подшипниках скольжения,
требуют весьма высокой твёрдости цапф;
их изготовляют из цементируемых сталей
20Х, 12ХН3А, 18ХГТ или азотируемых сталей
типа 38Х2МЮА. Высокую износостойкость
имеют хромированные валы.
Для изготовления
валов чаще всего применяют углеродистые
и легированные стали (табл. 1) в виде
проката или поковок.
Для большинства валов применяют
термически обработанные среднеуглеродистые
и легированные стали 45, 45Х, для
высоконагруженных
валов отечественных машин — легированные
стали 40ХН, 20Х,
12ХНЗА. Применение легированных сталей
дает возможность при необходимости
ограничить массу и габаритные размеры
вала, повысить стойкость
шлицевых соединений, а также зубцов при
выполнении
конструкций
вал- шестерня, червячный вал.
Таблица 1
Механические характеристики наиболее распространенных материалов валов
Марка стали | Диаметр заготовки, мм, не более | Твердость НВ, не ниже | Механические МПа | Коэффи- циенты | |||||
45 40Х 40ХН 20Х | Любой < 120 <80 < 200 < <200 < 120 | 180 240 270 240 270 270 197 | 600 800 900 800 900 920 650 | 320 550 650 650 750 750 400 | 280 300 390 390 450 450 240 | 250 350 380 360 410 420 300 | 150 210 230 210 240 250 160 | 0,05 0,1 0,1 0,1 0,15 0,15 0,15 | 0 0,05 0,05 0,05 0,08 0,08 0,08 |
2.
Ориентировочный расчет валов
2.1. Ориентировочный расчёт быстроходного (входного) вала
Ориентировочный
расчет производится для определения
приближенных диаметров ступеней вала
на этапе разработки эскизного проекта.
Этот расчет обычно
производится по условию прочности на
кручение по пониженным допускаемым
напряжениям кручения.
Диаметры (мм)
различных участков валов редуктора
(Рис.2.1) определяют по следующим формулам:
(2.1),
где Т
– крутящий момент на рассматриваемом
валу;
— допускаемые
напряжения на кручение, которые
рекомендуется принимать для быстроходных
валов (ведущих валов редуктора) 12 …15
Мпа и для тихоходных (ведомых) валов
20…30 Мпа.
(2.2)
(2.3)
Высоту буртика t,
координату фаски подшипника r
и размер фаски f
(мм) принимают
в зависимости от диаметра d
посадочной поверхности по таблице 2.
Вычисленные
значения диаметров округляют в ближайшую
сторону до стандартных.
Рис.2.1
Быстроходный
вал
Таблица 2
d | 17…24 | 25…30 | 32…40 | 42…50 | 52…60 | 62…70 | 71…85 |
t | 2 | 2.2 | 2.5 | 2.8 | 3 | 3.3 | 3.5 |
r | 1. 6 | 2 | 2.5 | 3 | 3 | 3.5 | 3.5 |
f | 1 | 1 | 1.2 | 1.6 | 2 | 2 | 2.5 |
описание, материалы валов, уплотнение вала.
—
Вал насоса является базовой деталью ротора, на которую при работе насоса действует нагрузка. Максимальный диаметр его обычно выбирают в месте посадки рабочих колес, дальше к обеим концам ступенчато уменьшают для установки втулок и других деталей ротора.
Основные детали центробежного насоса это: рабочее колесо, вал, корпус, уплотнения и подшипники. Эти соединяются вустройстве насоса.
Содержание статьи
- Материалы вала насоса
- Жесткость
- Уплотнение вала насоса
- Видео по теме
Уступ для упора рабочих колес должен быть выполнен строго перпендикулярно оси насоса. Оси шпоночных пазов должны лежать в плоскости проходящей через ось вала.
В качестве заготовок для вала насоса применяют прокат или поковку. Заготовки валов крупных насосов должны проходить дефектоскопию для выявления скрытых дефектов.
Для изготовления валов насосов, перекачивающих холодную воду, можно использовать сталь 40, 45 или 40Х.
Для валов горячеводных насосов материал должен сохранять свои механические свойства при температуре перекачиваемой жидкости и иметь коэффициент линейного расширения, мало отличный от коэффициента линейного расширения материала других деталей ротора.
Валы насосов, перекачивающих агрессивные жидкости, можно изготавливать из обычных материалов. Однако в этом случае необходимо предусмотреть надежную защиту вала втулками из коррозионностойкого материала.
Жесткость вала насоса
Вал водяного насоса должен иметь достаточную прочность и жесткость, при которых гарантируется отсутствие недопустимых деформаций, нарушающих устойчивую работу ротора.
Под действием собственного веса и веса насаженных деталей вал имеет определенный статический прогиб. При вращении вала даже при тщательной балансировке, всегда имеет место остаточный небаланс, вызывающий дополнительную нагрузку на вал от действия центробежной силы. Кроме того, при работе на ротор действуют гидромеханические силы в радиальном и осевом направлениях. Под действием этих сил ось вала получает дополнительный динамический прогиб, который зависит от частоты вращения вала насоса.
При некоторой частоте вращения динамический прогиб может достигнуть такого значения, что вал водяного насоса станет динамически неустойчивым и начнет вибрировать. В этом случае обычно частота возмущающей силы совпадает с частотой собственных колебаний ротора, и наступает явление резонанса. Частота вращения вала насоса, соответствующая возникновению резонанса, называется критической частотой вращения (nкр).
Ротор работающий с частотой вращения ниже критической, называю «жёсткими», а роторы работающие при сверхкритических частотах — «гибкими».
В насосах ставят роторы обоих типов. Рабочую частоту вращения n рекомендуют выбирать равной
(1,4 — 1,25) nкр < n < (0,7 — 0,8) nкр
Для обеспечения надежной в вибрационном отношении работы ротора рабочее число оборотов n должно отличаться от критического nкр на 25-30% в ту или другую сторону.
Методы расчетов критического числа оборотов как приближенные, так и точные в настоящее время хорошо разработаны.
Уплотнение вала насоса
При работе насоса возникают протечки, через которые жидкость уходит из рабочей полости насоса. Чтобы избежать этого на валу насоса устанавливают уплотнение.
Уплотнение вала разделяют на 3 типа:
Сальниковое уплотнение /сальниковая набивка.
Сальниковое уплотнение вала насоса является одним из самых простых, недорогих и доступных типов уплотнений.
Конструктивно сальник в насосе — это уплотнение, которое представляет собой шнур, уложенный в канавку корпуса насоса на валу. Сальниковое уплотнение обматывается вокруг вала, если это шнур или натягивается на вал центробежного насоса если это кольца, затем уплотнение поджимается шайбой или втулкой, которая крепится винтами к корпусу насоса.
Название сальниковое сохранилось со времен первого использования этого типа уплотнения, когда уплотняющим элементом выступала веревка, пропитанная жиром.
Для работы сальникового уплотнения необходима минимальная протечка рабочей среды насоса. Такое уплотнения способно работать только в смоченном состоянии, поэтому при монтаже не допускается сильно затягивать сальниковую набивку. При недостатке жидкости уплотнение вала насоса перегревается и разрушается в процессе работы насоса.
Поскольку для работы сальникового уплотнения необходима протечка, то такой тип уплотнения не способен обеспечить полной герметичности
Манжеты.
Манжетные уплотнения появились со времен освоения резины и пришли на смену сальниковым.
Конструктивно манжетное уплотнение представляет собой эластичную манжету, надетую на вал насоса. Манжета уплотняется на валу за счет установленного пружинного кольца и давления жидкости в корпусе насоса.
Торцевые уплотнение вала насоса.
Самым современным типом уплотнения на сегодняшний день является торцевое уплотнение.
Торцевое уплотнение вала насоса – это герметизирующие устройства, относящиеся к контактному типу уплотнений с парой трения поверхностей двух деталей друг об друга.
Торцевое уплотнение вала насоса представляет собой сборочную единицу, состоящую из двух основных частей:
неподвижного элемента, который крепится в корпусе насоса и уплотняет место установки
подвижного элемента, который крепится на валу и герметизирует вал.
Между этими двумя элементами расположены находятся 2 кольца из графита или керамики, поджатые пружинами для обеспечения герметичности. Трущуюся пару колец называют парой трения.
Торцевое уплотнение работает в условиях минимального расхода смазывающего вещества, смазкой в данном случает выступает рабочая среда.
Торцевые уплотнения имеют большой срок службы и не допускают протечек.
Видео по теме
Вал является одной из основных деталей центробежного насоса, вентилятора или двигателя. От выбора материала и конструкции вала зависит эффективность передачи крутящего момента, а следовательно и коэффициент полезного действия двигателя.
Вал передает момент от двигателя к насосу и обеспечивает работу, в зависимости от типа агрегата, по перемещению грунтовых вод, химически агрессивных сред или обычной чистой воды для обеспечения системы водоснабжения.
Вместе со статьей «Вал насоса: описание, материалы валов, уплотнение вала.» читают:
Какой материал вала лучше всего подходит для моего применения?
Дата публикации
Автор
Мэтт Моури
Если вы посетите веб-сайты большинства производителей подшипников для линейного перемещения, вы увидите ассортимент различных материалов вала. Возьмем, к примеру, предложения продукции drylin: анодированный алюминий, цементируемая сталь, несколько нержавеющих материалов, углеродное волокно… с чего вы вообще начинаете, когда начинаете работать над новым проектом? В этом посте я подробно расскажу о каждом материале шахты и кратко, как в блоге. Хотя вы можете слышать, как я упоминаю линейные подшипники скольжения повсюду, я обязательно укажу, как рециркуляционные шарикоподшипники могут использоваться на этих материалах вала, на тот случай, если вы используете рециркуляционные шарикоподшипники в своем проекте.
Твердоанодированный алюминий (6061-T6)
Твердоанодированный алюминий с бесцентровой шлифовкой десятилетиями использовался по умолчанию для изготовления валов с линейными подшипниками скольжения. Многие из его характеристик идут рука об руку с основными преимуществами подшипников скольжения: они легкие, немагнитные, легко поддаются механической обработке и устойчивы к коррозии во многих средах. Это также обеспечивает серьезное экономическое преимущество по сравнению с нержавеющей сталью, особенно в тех случаях, когда требуется солевое распыление или когда может потребоваться устойчивость к промывке. Обратите внимание, что большинство алюминиевых валов имеют длину от шести до двенадцати футов, которые затем сокращаются до более коротких по вашему заказу. Это означает, что срезанные концы больше не будут анодироваться, что приведет к появлению на картине необработанного алюминия.
Существуют исключения, когда детали могут быть отшлифованы, отрезаны по длине и даже подвергнуты механической обработке перед анодированием, но обычно это требуется для больших объемов работ и не является рентабельным для каждого проекта. При этом детали по-прежнему необходимо каким-то образом удерживать на стойках для анодирования, и если нет небольшого отверстия или приспособления для их удержания, все равно будет область без анодирования, что может быть не идеальным для подводного или чувствительные лабораторные приложения. У нас также были клиенты, которые снимали и повторно анодировали детали, чтобы удовлетворить их требования; однако это проблематично для допуска внешнего диаметра самого вала. Как только вы лишите древко твердой оболочки, вы больше не сможете восстановить его первоначальный размер. Следовательно, размер вала может быть меньше, что увеличивает зазор в самой подшипниковой системе. Следует отметить, что igus® не рекомендует применение при температуре выше 365F (180C), в этом случае рекомендуется использовать стальной вал.
Если вы используете подшипники скольжения, выбирайте материалы, которые лучше всего подходят для алюминия. Если вы используете подшипники igus®, по умолчанию обычно используется материал J200 или J. Имейте в виду, что шарикоподшипники не могут работать на алюминии и могут повредить вал из-за высокого поверхностного давления в шарикоподшипниках. Чтобы узнать больше о вкладышах drylin®, нажмите здесь.
Серия 300 Нержавеющая сталь: 304 и 316
Семейство 300-й серии лучше всего подходит для коррозионной стойкости, поскольку оно лучше, чем твердый анодированный алюминий, хромированная сталь или нержавеющая сталь 400-й серии, которые предлагают многие линейные поставщики. Нержавеющая сталь 316, в частности, является абсолютно лучшим возможным решением для высококоррозионных применений и обычно используется во многих приложениях морской промышленности, которые мы видим в igus® — парусные дроны, направляющие валы для водометов в крупномасштабных водных объектах, и множество сидений и мебели, разработанных для яхт и моторных лодок. Если вам нужна устойчивость к хлоридам и хлоратам, 316 будет вашим лучшим решением.
В качестве более дешевой альтернативы для применений, не подвергающихся воздействию солей или хлоридов, материал 304 примерно на 20–30 % меньше, чем аналогичный материал 316. Мы видим, что 304 часто используется в упаковке, пищевой промышленности и лабораторных приложениях. Важно иметь в виду, что серия 300 не может быть закалена и поэтому не подходит для рециркуляционных шарикоподшипников — только для подшипников скольжения. Рекомендуемые материалы футеровки из сухого материала: T500(X) для высоких температур и коррозионной стойкости, A160 для соответствия FDA и E7 для более общих применений.
Нержавеющая сталь серии 400
Это семейство, особенно комплект 420C или 440C, необходимо для рециркуляционных шарикоподшипников, поскольку поверхностная твердость вала составляет 50RC+ по шкале твердости Роквелла, что требуется для выдерживать высокое давление между точками шарикоподшипников. Эта твердость фактически делает эти материалы популярными для столовых приборов, ножей и хирургических инструментов. Тем не менее, будьте осторожны при проектировании любых канавок под стопорные кольца или резьбовых отверстий в этой закаленной области, поскольку многие механические мастерские не будут цитировать попытки фрезерования или сверления этой закаленной поверхности, или они будут взимать плату за специальный инструмент. Еще один недостаток серии 400 — она не обладает такой же коррозионной стойкостью, как серия 300, что делает ее подверженной коррозии в соленой воде и в средах с умеренной и высокой кислотностью. Тем не менее, вы можете сэкономить несколько долларов, используя серию 400 вместо серии 300, если ваше приложение не подвержено коррозии. Последнее преимущество изделий из нержавеющей стали серии 400 по сравнению с изделиями из нержавеющей стали серии 300 заключается в том, что они меньше прогибаются при работе без поддержки и при более высоких нагрузках.
Помимо преимуществ для шарикоподшипников, эти валы отлично подходят для материалов скольжения drylin T500(X), приложений, требующих высоких температур и химической стойкости, материала A160 для соответствия FDA и материала E7 для более общих применений.
Хромированная углеродистая сталь
Хромированные валы из стали 1060 или 1055 не так широко используются в Северной Америке, как в Европе, но доступны в качестве материала с умеренной коррозионной стойкостью для химической промывки, в то время как по более низкой цене, чем даже нержавеющая сталь 400-й серии. Причина, по которой некоторые клиенты могут выбрать хромированный вал, заключается в том, что он имеет тщательно отполированную и блестящую поверхность, тогда как изделия из нержавеющей стали иногда могут иметь более матовую или даже тусклую поверхность. Поскольку хромированная углеродистая сталь закалена до RC60 и выше, ее можно использовать и для шарикоподшипников. Если вы используете компоненты Drylin, вкладыши T500 (X) являются лучшими вариантами вкладышей по сроку службы и трению на этом материале.
Закаленная углеродистая сталь (1060/1055)
Эта рабочая лошадка индустрии линейных подшипников, особенно шарикоподшипников, закалена до RC60 и выше и является опорой для линейных шарикоподшипников; однако это не всегда так выгодно, когда речь идет о самосмазывающихся подшипниках скольжения, где преобладают алюминиевые валы или валы из нержавеющей стали. Поскольку линейные подшипники скольжения не требуют масла, сталь будет со временем эффективно подвергаться коррозии, если не в идеальных условиях, что делает шарикоподшипники более подходящими, поскольку они требуют обслуживания и плановой смазки. При этом закаленная углеродистая сталь является более жестким материалом, чем алюминий, хотя большинство инженеров и производителей подшипников скольжения по-прежнему будут предлагать клиентам изделия из нержавеющей стали, если алюминий не будет достаточно жестким для определенных неподдерживаемых применений. Если вы используете компоненты Drylin, E7 является отличным материалом футеровки для работы всухую с закаленной углеродистой сталью.
Углеродное волокно
Углеродное волокно — очень необычный материал для линейных валов, но его можно приобрести, по крайней мере, в компании igus®. В большинстве приложений, в которых используется вал из углеродного волокна, используется либо немагнитный материал (часто в оборудовании для медицинской визуализации), либо что-то, что требует сверхмалого веса и прочности. Вал диаметром 20 мм весит всего 0,17 кг, поэтому по сравнению со стальным валом диаметром 20 мм, который весит 2,46 кг, разница в весе огромная.
Еще одна вещь, которую следует учитывать, это то, что цена на углеродное волокно очень высока по сравнению с другими материалами, указанными выше, примерно в пять раз дороже алюминия и в полтора раза дороже нержавеющей стали 316. Если вы ищете легкий вал, который не будет таким дорогим, другим возможным решением может быть полый алюминиевый вал (AWMR), который почти вдвое тяжелее (в приведенном выше примере это будет 0,32 кг), но все же намного легче. чем сталь. Насколько мне известно, линейные шарикоподшипники не могут работать на этом материале, хотя пластиковые подшипники скольжения могут. Наши стандартные вкладыши JUM iglide® J хорошо работают с этим материалом, как и наши запрессовываемые подшипники L250.
Для вашего линейного проекта доступно много материалов, и я надеюсь, что вся эта информация не слишком утомительна; тем не менее, я надеюсь, что это помогло сузить ваш выбор. Линейные подшипники скольжения работают по-разному с разными материалами вала, поэтому правильное знание того, какой материал вала лучше всего подходит для конкретного линейного подшипника, имеет важное значение для обеспечения максимально эффективной работы в вашем приложении.
Если вам все еще интересны линейные подшипники и возможность использования линейных подшипников скольжения, я настоятельно рекомендую посмотреть это видео о том, как использовать конфигуратор линейных подшипников drylin , в котором сравниваются различные материалы по сроку службы и требованиям к силе трения.
Чтобы узнать больше о материалах валов igus®, нажмите здесь. Если у вас есть вопрос о том, какой материал лучше всего подходит для вашего применения, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нашему менеджеру по продукции drylin® здесь.
Общий | Выбор материала вала | Практик-механик
Вставка
Горячекатаный
#1
Мне нужно сделать новый вал для шкивов переменной скорости на моем токарном станке.
Вал имеет длину 1000 x 12 дюймов с шагом около 1 дюйма на каждом конце до 0,984 дюйма (25 мм) для подшипников.
Вал имеет подшипники на концах, а затем к нему прикреплены два шкива с центральным шкивом, который скользит в осевом направлении, поэтому крутящий момент не передается.
Поскольку этот токарный станок не работает, мне придется использовать свой меньший 10-дюймовый South Bend, чтобы сделать его. Имея это в виду, какой материал вы, ребята, порекомендуете? doc 0,03″ с 4140, так как у меня будет только максимальный doc 0,006″, ребята, вы думаете, что это будет проблемой? Или у вас есть какие-либо другие рекомендации по материалам? Необходимо просверлить два отверстия 3/16 дюйма для штифтов шкива. (Я никогда не работал с 4140).
Спасибо
4ГСР
Алмаз
#2
Холоднотянутые 1018, 4140 или TP и G 1144 хороший выбор. Держитесь подальше от 12L14, 1215, 1020 Горячая отделка.
Холоднотянутый и TP&G, используйте размерный материал, просто отполируйте его наждаком, работает лучше, чем новый!
Кен
АйронРеб
Нержавеющая сталь
#3
Stress Proof — отличный материал для валов для вашего применения, он имеет размер, гладкую поверхность и отлично обрабатывается. Он также не очень дорог.
ХуФлунгДунг
Алмаз
#4
Макс. DOC = 0,006″? Ручной сверлильный двигатель заедает больше! Что не так с вашим токарным станком?
Кайл Смит
Нержавеющая сталь
#5
4GSR сказал:
Холоднотянутые 1018, 4140 или TP и G 1144 хороший выбор. Держитесь подальше от 12L14, 1215, 1020 Горячая отделка.
Холоднотянутый и TP&G, используйте размерный материал, просто отполируйте его наждаком, работает лучше, чем новый!
Кен
Нажмите, чтобы развернуть. ..
Почему 1018 вместо 12L14 или 1215 в этом приложении?
4140 — хороший выбор для большинства валов, Stressproof или 1144 отлично подходят для механической обработки. Честно говоря, подойдет любая сталь, я бы выбрал ту, которую легче всего обрабатывать.
Уиллберд
Запрещено
#6
Минимальный DOC предназначен для сценариев «идеального мира»… вы стремитесь оставить столько же для финишного прохода, но при необходимости можно обойтись и меньшим DOC.
То, из чего вы это делаете, может во многом зависеть от того, что вы можете достать. Я не вижу причин, по которым 12L14 не будет работать, но холоднокатаный стержень может быть менее 1 дюйма, если вы возьмете что-то немного больше, вы можете перевернуть весь диаметр между центрами и получить почти 0 биения. звоните, если вы знаете человека, который может выполнять государственную работу :-).0006
Билл
Кайл Смит
Нержавеющая сталь
#7
OT: Уиллберд Я иногда хожу в Блейксли, чтобы поесть в Sam’s Place, недалеко от вас.
NJ_Toolnut
Алюминий
#8
+1 на TGP Stressproof. Я бы взял его здесь:
Speedy Metals — 1″ {A} Rd Stressproof (или эквивалент) Точеный, шлифованный и полированный (+000/-.001)
Это не штекер для них, но я купил небольшой В прошлом у них было много TGP Stressproof, и я был доволен материалом и обслуживанием. Они могут быть не самыми дешевыми, но они доставили очень быстро, и продукт был в пределах рекламируемых допусков. Среди прочего, я сделал замену вала резцедержателя для мой Aloris CX из этого материала, и было очень легко нарезать одноточечную резьбу с помощью HSS.0006
Стэн
Вставка
Горячекатаный
#9
Только что заказал 1144 Stressproof.
.006 Док не вместимость моей машины. Я начинаю с материала толщиной 1 дюйм, поэтому для достижения 0,984 дюйма за один проход будет 0,006 дюйма 9.0006
силарк37
Нержавеющая сталь
#10
Вам следует проверить контейнер для металлолома на окружной свалке. Если на нем есть ржавчина или он будет притягивать магнит, он будет работать. Если напильник не режется, бросьте его обратно в кучу. Избегайте осей грузовиков и концов арматуры. Ваше приложение будет работать почти со всем. С уважением, Кларк
Титан
#11
4140 — это хорошо, а защита от стресса — отличная штука.
Из стрессоустойчивых материалов изготавливаю запасные части для зерноуборочных комбайнов. Я сгибаю шпиндели на 80 градусов с усилием около 40 тонн и температурой 1100 градусов по Фаренгейту.
На этом изображении вал диаметром 2,250 дюйма, на котором изображена неисправная деталь из-за слабых заводских сварных швов.
Дэн Кассаро
Алюминий
#12
.006 Док не вместимость моей машины. Я начинаю с 1-дюймового материала, чтобы добраться до 0,984 дюйма за один проход будет 0,006 дюйма
Нажмите, чтобы развернуть…
0,984 + 0,006 + 0,006 не равно 1,000
Что я упускаю?
Вставка
Горячекатаный
№13
Дэн Кассаро сказал:
.984 + . 006 + .006 не равно 1.000
Что я упускаю?Нажмите, чтобы развернуть…
Извините 0,008″
олдброк
Горячекатаный
№14
Для этого приложения я бы использовал 1045, повернутый и заземленный. Петр
бхигдог
Нержавеющая сталь
№15
У McMaster есть почти все, что вам нужно, от 1040 до свободной обработки до A-2 до буровой штанги и шлифовки по размеру, допуски от -0,003 до -0,0002.