Маркировка кранов: Маркировка автокранов

Маркировка шаровых кранов

Шаровой кран – это изделие сантехнического
рынка которое быстро и основательно вошло в бытовой мир. Так сказать, всерьёз и
надолго.

Шаровой кран

Сейчас рынок имеет множество предложений от различных
производителей. Среди этого «букета» ассортимента все труднее сориентироваться
в том, какое соответствует категории цена/качество.

Сегодня уберем множество белых пятен, которые
относятся к маркировке шаровых кранов. Смотрите также видео-версию статьи здесь.
    Первым делом необходимо понять какой размер изделия.

Обозначение типоразмеров шарового кранаDN — номинальный диаметр — этим обозначением
определяется типоразмер трубопроводной арматуры. Диаметр номинальный принимается
для всех элементов трубопроводов (в основном металлических). Номинальные
диаметры для шаровых кранов определены в ДСТУ ГОСТ 28338:2008 «Соединения
трубопроводов и арматура. Проходы условные (размеры номинальные)». Ранее диаметр
крана обозначался условным значением Ду.

½» — зачастую типоразмер крана дублируется также в
дюймах. На малых диаметрах обозначающие дюймы штрихи могут опускаться.

   Следующей очень важной категорией маркировки есть обозначение давления. Существует несколько видов: PN, WOG, WSP, MOP.

Обозначение давления на корпусе шарового крана

PN — номинальное давление — это максимальное давление
рабочей среды с температурой 20°C, при котором допустима продолжительная изделия,
а данном случае шарового крана. Обозначение PN пришло
на замену условному давлению Pу. 

Обозначение WOG и WSP на теле шарового крана

Заводы-импортеры шаровых кранов в Соединенные
Штаты Америки, наносят на свою продукцию дополнительную маркировку по давлению —
WOG и
WSP (иногда SWP).

Знак WOG
— показывает, что клапан можно инсталлировать в
разные системы, с различными рабочими средами: вода (Water), масло (Oil), газ (Gas). И обозначает
максимальное рабочее давление водяного пара при 100°F. Маркируется в единицах измерения psi (фунт-сила на квадратный дюйм). Например, 400WOG. 

Этот стандарт можно приравнять к европейским:

400WOG –
PN30

600WOG –
PN40

1000WOG –
PN63

1500WOG –
PN100

WSP (Working Steam Pressure) — показывает давление водяного пара и отражает
максимальный номинальный уровень давления для крана при максимально высокой
температуре. Маркируется так, как и предыдущий параметр – 150WSP (иногда CWP).

Обозначение CWP, WOG и WSP на теле шаровых кранов

Если сказать простым языком, WOG и WSP — это
значения давления для малых и больших температур. Клапан, рассчитанный на
600WOG / 150WSP, должен выдерживать 600 фунтов на квадратный дюйм в
водопроводной или газовой трубе и 150, когда он инсталлирован в системе подачи
пара. Значение WOG всегда выше. 

Еще одним видом маркировки относящуюся к
давлению есть МОР.

Обозначение давление на шаровом кране

Аналог PN. Измеряется в барах. Применяется для газовой арматуры. Обозначение МОР5 – показывает, что максимальное рабочее давление шарового крана – 5 бар.

   Из какого материала производится корпус крана дает понять следующая маркировка.

Маркировка материала корпуса

СW617N
маркировка
материала корпуса. CW617N –
марка латуни по европейскому стандарту EN12165.

Знак даты производства

05/11 — обозначение времени, когда кран был выпущен. Первое число показывает месяц, второе – год. Данная маркировка важна с точки
зрения контроля качества выпускаемой серийной продукции.

Made in
Italy
— место, где был произведен продукт. Именно такая
«дословная» маркировка указывает на место происхождения шарового крана.

Маркировка страны производства

 

Никакое иное обозначение, даже «ITALY», не означает, что шаровой кран имеет
итальянские корни (например).

Надпись «ITALY» на шаровом кране

   

Иногда наносят знаки различных стандартов.
Рассмотрим основные.

Знак UL
Listed

Стандарт родом из США. UL выдается в Underwriters Laboratories. Наличие такого знака показывает, что изделие было протестировано в
национальной испытательной лаборатории и соответствует требованиям стандартов
безопасности продукции.

Размещение знака UL на рукоятке шарового крана

 Стандарт NSF 372 — был введен в 2011 году для
установления процедур по удовлетворению требований к содержанию свинца на
уровне 0,25% с использованием среднего расчетного значения площади поверхности
или просто использования всех материалов без свинца для областей,
контактирующих с питьевой водой.

Знак CSA

Canadian Standard Association — это канадский государственный
департамент, который регламентирует степень продукции.

Товары со знаком CSA, проходят независимое
тестирование, а после получают сертификаты на соответствие стандартам
безопасности и производительности. Этот канадский стандарт требует очень
жестких процедур контроля качества. Подтверждение качества по такому стандарту –
это постоянный процесс. Лабораторные испытание, а также проверка производства.

Знак NL на корпусе крана

 

Все изделия с маркировкой «NL» или «LF» производятся
из латуни или меди не содержащих свинца.  

Знак CE

Знак СЕ говорит, что продукция удовлетворяет
требования нормативов и директив ЕС. СЕ – это неформальная гарантия
безопасности товаров. Она обязательна для всех приходящих в Европу товаров,
подпадающих под директивы. Но с другой стороны является добровольной в качестве
сертификация на соответствие стандартам качества.

В этой статье я рассмотрел основные маркировки шаровых кранов. 
Больше из мира сантехники Вы можете узнать из моего видео-блога на Youtube.

Типы шаровых кранов: особенности выбора

В. Поляков, С. Шовкопляс

Рынок водопроводной арматуры предлагает широкий выбор шаровых кранов для водопровода разных типоразмеров, конструкций и исполнений. Их цены могут различаться в разы. Наряду с высококачественными изделиями торговля может предлагать менее качественную арматуру практически по одной и той же цене. На что нужно обращать внимание при выборе шаровых кранов для внутридомовых водопроводных сетей?

Шаровые краны во внутридомовых водопроводных сетях сейчас практически полностью вытеснили пробковые конусные краны благодаря своей надежности и долговечности, которая на порядок выше, чем у старых конструкций. Главное, чем обеспечивается надежность шаровых кранов в качестве запорной арматуры по сравнению с затворами с конусной пробкой – рабочая среда (вода) с твердыми абразивными частицами пропускается в шаровом кране мимо уплотняемых поверхностей через отверстие в сферическом затворе, на проход, а в кране с конусной пробкой –вокруг нее.

Притертая пробка конусного крана уже через несколько циклов открывания/закрывания может потерять герметичность из-за абразивного воздействия нерастворимых механических примесей в рабочей среде, омывающей уплотняющую поверхность. Кроме того, пробковые краны имеют значительное гидравлическое сопротивление.

Шаровые же краны (с полнопроходным сечением, которое примерно совпадает с условным диаметром трубы Ду) в открытом виде практически не оказывают сопротивления потоку. Частично проходные шаровые краны – специальное решение, которое применяется там, где нужно намеренно ограничить поток.

Частично проходные шаровые краны различают на:

  • стандартнопроходные – круглое отверстие в сферическом затворе такой арматуры на один типоразмер меньше внутреннего диаметра трубопровода, пропускная способность шарового крана составляет от 70 до 90% потока;
  • неполнопроходные – отверстие для пропуска потока значительно меньше внутреннего диаметра трубы, пропускная способность такого шарового крана снижается до 40-70%.

Шаровый кран предназначен для полного перекрывания потока, работает в режиме открыто/закрыто и не предназначен для дросселирования потока! Более того, производители шаровых кранов снимают их с гарантии, если у неисправного крана обнаруживаются признаки того, что он использовался для частичного перекрывания потока (в качестве регулировочного вентиля).

Шаровые краны были разработаны довольно давно, но лишь с появлением надежных уплотнений приобрели широкую популярность и массовый спрос. Уплотнения, применяемые в водопроводных шаровых кранах, изготавливаются из износостойкого нитрил-бутадиенового синтетического каучука (NBR, как правило, черного цвета) или тефлона (политетрафторэтилен, фторопласт, как правило, белого или желтоватого цвета) с термоприсадками и с добавками антифрикционных веществ (например, графита или дисульфида молибдена).

Благодаря улучшению технологии производства сферических затворов и современным материалам для уплотнений было достигнута высокая надежность, снижены усилия поворота затвора, повышена герметичность и обеспечена долговечность шаровых водопроводных кранов, что обусловило массовый спрос на них и предложение от большого числа фирм-изготовителей.

Главный элемент устройства шарового крана – подвижный и гладкий затвор сферической формы со сквозным круглым отверстием, служащим для прохода потока вещества, см. рис. 1.

Рис. 1. Схема водопроводного шарового крана

Сферический затвор (поз. 2) располагается в центральной части корпуса крана между седлами (поз. 3) – двумя спрофилированными уплотнительными кольцами. Затвор, в свою очередь, закреплен на поворотном штоке (поз. 5) с ручкой-рычагом (поз. 12) или двулепестковой ручкой (ручкой «баттерфляй»,«бабочка», поз. 6).

Для полного открывания или закрывания шарового крана нужно в определенную сторону повернуть затвор ручкой на 90° до упора.

В закрытом положении пропускное отверстие в шаровом затворе располагается перпендикулярно оси корпуса и трубопровода. При открывании затвора отверстие в нем занимает положение вдоль оси трубы, создавая свободный проток через корпус крана. Положение ручки сразу позволяет понять, закрыт или открыт кран – в открытом положении рычаг или лепестки ручки-бабочки располагаются вдоль трубы (корпуса крана) и поперек – когда поток перекрыт.

Виды шаровых кранов

Помимо отношения диаметра пропускного отверстия по отношению к диаметру условного прохода Ду трубопровода шаровые краны (условно) подразделяют по различным признакам.

По способу крепления к трубе шаровые водопроводные краны делят на:

Муфтовые – присоединяются к трубам внутренней конической или цилиндрической резьбой. Обычно применяются во внутриквартирных и внутридомовых коммуникациях небольших диаметров (до 50 мм).

Сварные – присоединяются к трубам с помощью сварки. Это обеспечивает максимальную герметичность стыков и используется на ответственных и труднодоступных участках протяженных наружных магистралей. К этому виду арматуры относят и пластиковые шаровые краны, в которые ввариваются трубы из синтетического материала, например, полипропилена.

Фланцевые – монтируются на трубах с диаметром, как правило, более 50 мм с помощью разборных или неразборных фланцев. Фланцевый крепеж применяют там, где возможен частый монтаж/демонтаж трубопроводной арматуры, а также в помещениях, где запрещены сварочные работы.

Комбинированные – присоединяются к трубам разными способами. Такие изделия применяются в системах коммуникаций с разными соединениями – резьба/сварка, фланец/сварка и т. п., включая хомуты. По материалу корпуса краны шаровые разделяются на:

Латунные – также называемые металлическими, они встраиваются в стальные и пластиковые трубопроводы.

Пластиковые – встраиваются в трубопроводы из сантехнической пластмассы.

Силуминовые – изготавливаются из более дешевого и менее качественного аналога латуни – силумина, сплава алюминия с кремнием. Такие изделия отличаются хрупкостью и требуют осторожности при монтаже. Из-за склонности к образованию трещин их рекомендуется использовать только в трубопроводах холодной воды.

Порошковые – изготавливаются из цветных материалов методами порошковой металлургии – спекания под давлением; склонны к растрескиванию корпуса и срыву ниток резьбы.

По конструкции запорного элемента шаровые краны бывают:

С плавающим шаром – в таких изделиях сферическая пробка не плотно соединена со шпинделем и относительно него может смещаться. Под действием давления входного потока, закрытый затвор прижимается к уплотнительному кольцу на выходе, тем самым, перекрывая кран. Такая арматура используется в трубопроводах диаметром не более 200 мм, поскольку на линиях с большими диаметрами и давлением, затвор создает слишком высокую нагрузку на уплотнениях и работа крана затрудняется.

С шаром в опорах – в таких изделиях сферическая пробка имеет специальные опоры. Осевой выступ (цапфа) в нижней части шара входит в особое углубление, а седла под действием давления прижимаются к поверхности шарового затвора. Благодаря опорам усилия, необходимые для управления краном, значительно уменьшаются, что позволяет применять менее мощные приводные устройства, чем в случае с кранами с плавающим шаром. Из-за более сложной конструкции устройства такого типа стоят намного дороже обычных шаровых кранов.

С дополнительными функциями – например, для стравливания воздуха, с дренажем, с фильтром, с регулятором и т. д.

Материал корпуса шарового крана

Самое главное, на что следует обратить внимание при приобретении шарового крана для водопровода – это материал корпуса. Для внутридомового водопровода лучшим материалом признана латунь, а не цинково-алюминиевый сплав (ЦАМ), предлагаемый некоторыми недобросовестными производителями. Сплав ЦАМ содержит порядка 96-98% цинка, 2-3% алюминия и до 1% меди и значительно легче латуни (удельный вес ЦАМ – 6,7 г/см3, а у латуни 8,4÷8,7 г/см3). Цинково-алюминиевые изделия широко применяют в автомобильной промышленности (карбюраторы, арматура для масло- и бензопроводов), но использовать их для водопроводов нельзя. Кран из ЦАМ в домовом водопроводе просто рассыплется через год-два на куски (рис. 2). Причина этого довольно проста – цинк на самом деле корродирует в воде самым первым из других металлов в изделии. Для масла и углеводородных жидкостей ЦАМ имеет достаточную коррозионную стойкость, а в воде – нет, цинк защищает другие металлы от коррозии, соединяясь с водой первым.

Рис. 2. Кран из цинково-алюминиевого сплава (ЦАМ) через 2 года эксплуатации

Отличить, сделан ли кран из латуни или из ЦАМ можно по весу: кран из ЦАМ заметно легче. Но сравнивать по весу конструктивно подобные краны надо без ручек – недобросовестные производители часто «компенсируют» недостаток веса применением более массивного рычага (ручки) из крашеного черного металла.

Латунь имеет характерную желтизну. Если шкуркой или надфилем слегка снять гальванопокрытие на корпусе крана, то можно увидеть, латунь ли это. Цвет ЦАМ – серебристый, не меняющийся при окислении. Безопаснее всего приобретать кран, у которого естественный цвет латуни виден на каком-либо участке без гальванопокрытия, (рис. 3).

Рис. 3. Естественный цвет латуни виден на резьбовом патрубке крана Valtec Base

Качественные латунные шаровые краны обычно изготавливают методом горячего объемного прессования из свинцовосодержащей латуни марки CW617N по EN 12165, похожей по составу на латунь марки ЛС59-2 по ГОСТ 15527. Это способ предпочтительнее центробежного литья под давлением, так как горячепрессованные детали намного прочнее литых. Латунные детали кранов из прутка (шаровой затвор, шток, сальниковая гайка), как правило, делаются из латуни марки CW614N (ЛС 58-3), см. таблицу 1. Краны с корпусами из нержавеющей стали применяются в пищевой промышленности и излишне дороги для водопроводной арматуры.

Таблица 1. Состав латуни для водопроводных шаровых кранов

Сальниковые узлы

Сальниковый узел шарового крана обеспечивает его герметичность по отношению к внешней среде. Конструктивные решения этих узлов могут быть различными (таблица 2) и во многом именно они определяют эксплуатационные свойства крана.

Таблица 2. Распространенные конструкции сальниковых узлов шаровых кранов

Самой надежной и практичной на сегодня день признана конструкция с прижимной гайкой с наружной резьбой, см. поз. 7, таблица 2, она применяется, в частности, в кране Valtec Base.

При выборе крана следует учитывать, что шаровые краны с неремонтопригодными сальниковыми узлами прослужат до первой протечки по штоку, после чего весь кран подлежит замене.

У крана, в котором шток вставлен снаружи, а не изнутри корпуса, давление может выбить этот шток. С одной стороны, такое решение делает кран ремонтопригодным, но с другой стороны, имеется опасность выбивания штока давлением рабочей среды. Сальниковая гайка может не удержать шток от выдавливания – незаконтренное резьбовое соединение под действием продольной силы в условиях знакопеременных нагрузок и вибрации стремится к раскручиванию даже при самотормозящей резьбе.

При вибрации сила трения в резьбе существенно ослабевает, что ведет к самопроизвольному раскручиванию. Такая же проблема возникает в накидных гайках обжимных фитингов. Именно поэтому их полагается время от времени докручивать.

Сила давления рабочей среды стремится вытолкнуть шток шарового крана из сальникового патрубка. Если шток вставлен изнутри – эту выталкивающую силу воспринимает буртик штока, опирающийся на корпус крана (рис. 4; поз. 5, 7 табл. 2).

Когда шток вставлен снаружи, выталкивающую силу воспринимает резьба сальниковой гайки (рис. 5). Вибрации крана и знакопеременные температурные нагрузки приводят к самопроизвольному откручиванию сальниковой гайки и появлению течи. При отсутствии должного контроля гайка может частично выйти из резьбового зацепления. В этом случае при малейшем скачке давления часть резьбы, оставшаяся в зацеплении, будет смята и шток будет выбит из крана.

Самый неудачный вариант сальникового узла – если опорный буртик штока смещен вверх и прижимается сальниковой гайкой (рис. 6). В этом случае, по замыслу конструкторов, сальниковая гайка одновременно выполняет функцию ограничителя хода штока и прижимного элемента в уплотнении.

Кроме возможного выбивания штока давлением, в данной конструкции добавляется опасность полного заклинивания шара штоком. Это может произойти при пережатии уплотнения сальниковой гайкой.

Шаровый затвор

В большинстве латунных шаровых кранов для внутридомовых водопроводов затвор представляет собой шар (рис. 7 А). Иногда снизу затвора выполняют круговую проточку (рис. 7. Б). При этом под затвором образуется «отстойник», где неизбежно будет скапливаться шлам. Если в кране с обычным шаром расстояние от поверхности затвора до стенки корпуса везде примерно одинаковое, то в шаре с проточкой появляется зона малых скоростей потока, что приводит к осаждению нерастворимых частиц.

Иногда шар обтачивают в псевдокуб, протачивая еще и его боковые стороны (рис. 7 В). Это решение применимо для кранов, которые редко используются для открывания/закрывания потока, поскольку кромки боковых проточек при частом повороте затвора могут деформировать или повредить кольца седельных колец, что существенно сократит срок службы крана.

Для борьбы с пресловутой «сальмонеллой» и устранения застойной зоны в нижней глухой проточке, как показано на рис. 7 Б, производители в последнее время стали выпускать краны со сквозным отверстием в нижней части шарового затвора (рис. 7 Г). Однако в этом случае сальниковый узел при открытом кране может подвергаться воздействию гидравлических ударов без их ослабления.

Рис. 7. Сечения шаровых затворов

Для уплотнений шаровых кранов применяется тефлон, он почти полностью вытеснил остальные материалы. Тефлон – достаточно дорогой материал, поэтому на нем пытаются сэкономить. Толщина тефлоновых колец в седлах крана может быть настолько мала, что при повышении температуры тефлон из кольца превратится в некую волнообразную структуру, не способную выполнять функцию уплотнения.

Уплотнительные элементы из тефлона дешевых марок отличает зернистость и шероховатость, что заметно визуально. Такой тефлон прослужит недолго, так как может выкрашиваться кромками шарового затвора.

Тефлоновые седельные кольца предварительно обжаты. Рабочая кромка кольца при этом деформируется, принимая сферическую форму. В связи с этим, шаровой кран должен открываться и закрываться с некоторым усилием. Если кран открывается совершенно свободно, это свидетельствует либо о недостаточном усилии предварительного обжатия, либо о том, что под седельные кольца установлены «демпферы» из эластомера. Эластомеры имеют меньшую температурную стойкость и долговечность сравнительно с тефлоном, т. к. эластомер со временем уменьшает предварительное поджатие, его материал «релаксирует» и впоследствии теряет свои уплотняющие свойства.

Шаровой затвор постоянно находится под воздействием потока рабочей среды, в которой могут присутствовать нерастворимые абразивные частицы, «бомбардирующие» поверхность затвора. Поэтому важно, чтобы наружная поверхность затвора имела высокую твердость. Особенно страдает шаровый затвор, если его используют для регулирования потока и устанавливают в промежуточном положении (рис. 8).

Рис. 8. Шаровой затвор крана после года интенсивной эксплуатации

Для снижения абразивного износа поверхность затвора, как правило, имеет полированное твердое гальванопокрытие из хрома. Хром наносится на медную или никелевую подложку. Её отсутствие резко снижает срок службы крана. При гальванизации хром осаждается в виде «островков», между которыми имеется сетка микротрещин. При эксплуатации эти микротрещины заполняются продуктами коррозии подслоя (медь или никель) и таким образом получается прочное монолитное покрытие.

В последнее время появились шаровые краны с тефлоновым покрытием шарового затвора. Тефлоновое покрытие предназначено в основном для уменьшения трения при повороте затвора. Даже кратковременная эксплуатация этих кранов выявляет крайне низкую стойкость такого покрытия из-за недостаточной твердости тефлона в условиях потока рабочей среды с механическими включениями. Часто для затвора используется не коррозионностойкая латунь, а черный металл. Это можно проверить отверткой с магнитным наконечником. Качественный сферический затвор должен быть отлично отполирован и быть зеркально-блестящим, а не матовым.

Конструкция шарового крана

Несмотря на кажущуюся простоту, шаровый кран имеет ряд конструктивных особенностей.

Рис. 9. Продольный распил корпуса шарового крана

На рис. 9 видны следующие элементы конструкции корпуса:

а – резьба, соединяющая корпус крана с резьбовой полумуфтой, должна иметь не менее трех ниток. Как правило, это метрическая резьба с шагом 1,25 мм;
b – длину присоединительной трубной резьбы для кранов из горячепрессованной латуни допускается уменьшать на 10%. В частности, для кранов с номинальным диаметром 1/2″ размер «b» должен составлять не менее 11 мм;
с – минимальная ширина буртика, ограничивающего присоединяемую трубу в муфтовом патрубке крана при завинчивании;
d – минимальная толщина стенки корпуса для заявленного номинального давления (PN) у литых кранов «d» должна быть примерно втрое больше по
сравнению с кранами с горячепрессованными корпусами.

Рис. 10. Регулирование потока шаровым краном

Регулирование потока шаровым краном не допускается, поскольку кроме активного износа уплотняющей поверхности (см. рис. 8) шаровые краны имеют весьма тонкую стенку корпуса. Она способна выдержать заявленные в паспорте давления и температуру, но, при попытках использовать шаровой кран в качестве регулирующего органа, стенка не в состоянии противостоять длительному воздействию кавитации дросселированного потока и разрушению стенок корпуса абразивными частицами (рис. 10) в напорной зоне.

Крепление рукояти

Даже такая незначительная особенность, как способ крепления рукояти шарового крана, может сказаться на его долговечности и безопасной эксплуатации.

Рис. 11. Узлы крепления рукоятки шарового крана

На рис. 11 представлены наиболее распространенные конструктивные решения этого узла. Самым надежным считается крепление с самоконтрящейся гайкой (рис. 11 В). Интегрированное в гайку полиэтиленовое кольцо с внутренним диаметром, меньшим, чем диаметра штока, предотвращает самопроизвольное откручивание гайки из-за переменных усилий и вибрации трубопровода. Крепление рукояти обычной гайкой (рис. 11 Б) требует обслуживания: время от времени гайку приходится подтягивать. Слабая затяжка гайки превращает рукоять в рычаг, которым можно сломать шток. Наименее удачным является узел, в котором рукоять крепится винтом (рис. 11 А). Внутренняя продольная резьба в штоке значительно его ослабляет, т. к. ее живое сечение (по впадинам резьбы) чрезвычайно мало (рис. 12).

Рис. 12. Излом штока по внутренней резьбе

Виды шаровых кранов

Компании, производящие шаровые краны для внутридомовых водопроводных инженерных систем, обычно предлагают нескольких серий кранов разных типоразмеров, каждая из которых рекомендована для строго определенных условий эксплуатации. В таблице 3 приводится перечень типов шаровых кранов VALTEC, которые многие годы успешно эксплуатируются в нашей стране.

Таблица 3. Серии шаровых кранов производства VALTEC

Маркировка на корпусе шарового крана

На внешних сторонах корпуса шарового крана производители обязательно наносят ряд обозначений (см. рис. 13). Все маркировочные символы должны быть максимально четкими. Расплывчатость и нечеткость обозначений может свидетельствовать об изношенности форм или о том, что перед покупателем – дешевая подделка.

Рис. 13. Маркировка на корпусе шаровых кранов

На шаровом кране обычно указываются:

Эмблема (торговый знак, клеймо) компании-производителя – обязательный атрибут качественного изделия.
DN – номинальный диаметр, который может быть указан в миллиметрах (15, 20, 25, 32, 40 и 50 мм), или в дюймах (например, ½, ¾, 1, 1 ¼, 1 ½ и 2”).
PN – рабочее давление в барах. В зависимости от диаметра и конструктивных особенностей конкретного изделия, это значение может находиться в пределах от 15 до 40 бар.
Материал корпуса – марка латуни по EN.
Дата производства изделия – 04/11.

Устранение неисправностей шаровых кранов

Несмотря на простоту конструкции и длительный ресурс, запорная арматура шарового типа может сломаться. В определенный момент шаровые краны могут перестать герметично перекрывать воду или поворачиваются с большим трудом. Это первые признаки износа таких изделий, длительность эксплуатации которых часто уменьшается из-за жесткости воды, к тому же содержащей механические загрязнения и абразивные частицы.

Видео. Устранение неисправности в шаровом кране VALTEC BASE

С течением времени соли откладываются на внутренних частях изделия, в том числе – и на запорной сфере, и она при повороте начинает царапать уплотняющие кольца. Со временем вся поверхность затворной сферы будет постепенно покрываться налетом, контаминанты могут внедряться в поверхность уплотнителя, которые затем царапают сферическую поверхность затвора. В результате этих двух процессов герметичность крана может нарушиться. Почему шаровой кран не пригоден для регулирования потоков и должен эксплуатироваться в полностью открытом/закрытом положении, описано выше.

Процесс осаждения солей жесткости на поверхность затвора быстрее протекает в трубопроводах систем горячего водоснабжения и отопления. Особенно – в централизованных городских сетях, где качество теплоносителя обычно оставляет желать лучшего. В процессе монтажа перед кранами рекомендуется устанавливать фильтр грубой очистки воды. Это несколько защитит запорный элемент от износа мелкими частицами ржавчины.

Защитить шаровые краны от налета можно только путем качественной водоподготовки. В качестве профилактики, раз в квартал, а лучше – раз в месяц, шаровый кран нужно несколько раз проворачивать из одного крайнего положения в другое, чем снять отложения.

Если шаровый кран внезапно перестал работать вообще, то дело может быть не во внутренних неисправностях, а в поломке его ручки (рычага) и износа ее посадочного отверстия. Чтобы убедиться в исправности самого крана нужно открутить крепежный винт, снять рукоять и попробовать провернуть шток изделия разводным ключом или плоскогубцами. Если шток заблокирован, то арматурный элемент надо заменить.

Если при повороте ручки в положение «закрыто» вода продолжает поступать, то вероятнее всего произошло налипание солей на затворную сферу. Такой кран нужно заменить. Для восстановления частичного функционирования нужно несколько раз повернуть ручку в крайние положения, если необходимо – с использованием инструмента, соблюдая осторожность, чтобы не сломать изделие.

Если шаровый кран потек по штоку, то поступать в этой ситуации нужно в зависимости от конструкции сальникового узла (см. табл. 2). Резиновые уплотнительные кольца со временем теряют свои герметизирующие свойства, теряют эластичность, вследствие чего возможно протекание. Исправить эту неполадку можно только на шаровых кранах с сальниковой гайкой. Для этого ее нужно подтянуть, предварительно сняв ручку изделия. Если кран не снабжен сальниковой гайкой, его придется менять на новый целиком. Кроме того, течь может возникнуть и по причине появления трещины в корпусе или по резьбовой муфте. Такие неисправности характерны для дешевых изделий из довольно хрупкого силумина – со временем микротрещины, образованные при монтаже и затяжке резьбы, разрастаются. Очевидно, что такой кран нужно заменить как можно быстрее.

В целом же шаровые краны – надежные и долговечные изделия для водопроводных внутридомовых систем. Это явно не то устройство, на котором можно сэкономить – последствия от того, что кран, отсекающий магистраль, неожиданно перестанет исправно функционировать, очевидно, будут дороже разницы в цене между качественным изделием и дешевой подделкой. Выбрав кран от изготовителя с проверенной репутацией, следует применить его точно по назначению и соблюсти рекомендации по эксплуатации и монтажу. В таком случае шаровый кран прослужит долгое время без поломок и неожиданностей.

Читайте статьи и новости в Telegram-канале AW-Therm. Подписывайтесь на YouTube-канал.


Переглянуто: 58 195


Вас може зацікавити:

  • Системы отопления

Вам також може сподобатися

Темперування бетону: використання у будівлях для створення комфортних умов


Котли на дровах, пелетах та деревній трісці для домогосподарства


Сонячні панелі: використання новітніх технологій та «лайфхаки»


Тонка водяна «тепла підлога» – особливості устрою


Идентификация, проверка и маркировка кранов, когда идентификационные данные, предоставленные производителем, недоступны.

23 февраля 2004 г.

Г-н Дональд В. Шелафо
Международный союз инженеров по эксплуатации
P.O. BOX 40008
990 Kalamath Street
Denver, Colorado 80204-0008

Re: Если бирка с идентификационным номером производителя отсутствует на секции решетчатой ​​стрелы и эта бирка не может быть заменена или не может быть подтверждена идентичность секции стрелы, будет ли идентификация, проверка и маркировка секции стрелы независимым инспектором соответствуют требованиям §1926.550?

Уважаемый г-н Шелафо!

Это ответ на Ваше письмо от 8 октября 2003 г. в Управление по охране труда (OSHA). Вы запрашиваете уточнение требования стандарта на краны, §1926.550, Краны, деррик-краны, подъемники, лифты и конвейеры. Приносим извинения за задержку с ответом.

Мы перефразировали ваш вопрос следующим образом:

Вопрос: Сценарий: на решетчатой ​​секции стрелы отсутствует бирка с идентификационным номером производителя. Запасную бирку нельзя получить у производителя, потому что он больше не работает. Точно так же невозможно подтвердить подлинность секции стрелы. В этой ситуации я бы нанял независимого инспектора: удостоверил, что стрела находится в исправном состоянии; промаркируйте стрелу, указав ее размер, производителя и модель крана, с которым будет использоваться стрела; и предоставьте документацию, указывающую дату осмотра, метод идентификации, модель крана и серийный номер, с которым будет использоваться стрела. Соответствует ли это требованиям OSHA?

Ответ:
В связи с вашим вопросом возникают две проблемы: (1) требования к идентификации и использованию секций стрелы и (2) проверка компонентов крана на наличие дефектов.

Требования к идентификации/использованию
Раздел 1926.550(b)(2) требует: предписано ANSI B30.5-1968.

Упомянутый стандарт ANSI B30.5 содержит раздел 5.1.9.1(d), который требует, чтобы: производитель.

Если оригинальные идентификационные данные, предоставленные производителем, отсутствуют и производитель недоступен, идентификация должна выполняться лицом, способным выполнять эту работу. Аналогичным образом, если рекомендации производителя относительно использования этих компонентов неизвестны и недоступны у производителя, необходимо привлечь лицо, способное сделать такие определения. Такой квалификацией должен обладать зарегистрированный профессиональный инженер, знакомый с проектированием кранов.

Требования к осмотру
В зависимости от типа используемого крана он должен быть осмотрен в соответствии с применимыми согласованными стандартами и/или инструкциями производителя, как указано в §1926.550(b)-(f).

Раздел 1926.550(a) требует, чтобы компетентное лицо ежегодно осматривало кран перед каждым использованием и во время использования. В нем указано:

(5) Работодатель должен назначить компетентное лицо, которое должно проверять все машины и оборудование перед каждым использованием и во время использования, чтобы убедиться, что они находятся в безопасном рабочем состоянии. Любые недостатки должны быть устранены или дефектные детали заменены перед дальнейшим использованием.
(6) Тщательный ежегодный осмотр грузоподъемного оборудования должен проводиться компетентным лицом либо государственным или частным агентством, признанным Министерством труда США. Работодатель должен вести учет дат и результатов проверок каждой грузоподъемной машины и единицы оборудования.

Раздел 1926.32 определяет компетентное лицо как:

…тот, кто способен идентифицировать существующие и предсказуемые опасности в окружающей среде или рабочих условиях, которые являются антисанитарными, опасными или опасными для сотрудников, и который имеет полномочия принимать незамедлительные меры по их устранению. меры по их устранению.

Лицо, проводящее осмотр, должно пройти этот тест. Обратите внимание, что простого факта «независимости» лица недостаточно — инспектор должен обладать необходимыми техническими знаниями для проведения компетентной проверки.

Если вам нужна дополнительная информация, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам по факсу (202-693-1689) по адресу: Министерство труда США, OSHA, Управление строительства, [Управление строительных стандартов и рекомендаций]. Вы также можете связаться с нами по почте в указанном выше офисе, комната N3468, 200 авеню Конституции, северо-запад, Вашингтон, округ Колумбия 20210, хотя мы будем получать корреспонденцию по почте с задержкой.

С уважением,

Рассел Б. Суонсон, директор
Управление строительства

 

 


 

 

Почему Маркировка грузоподъемности имеет решающее значение для безопасности подвесных погрузочно-разгрузочных работ

Все компоненты подвесной погрузочно-разгрузочной системы, включая краны, подъемники и монорельсы — разработаны и изготовлены производителем оригинального оборудования (OEM) для поддержки максимальной номинальной нагрузки. Грузоподъемность каждой конкретной единицы оборудования, обычно измеряемая в тоннах, никогда не должна превышаться. Их грузоподъемность также является ключевым фактором в определении рабочего цикла данного компонента погрузочно-разгрузочных работ.

В качестве меры безопасности важно убедиться, что каждый компонент снабжен табличками, известными как маркировка грузоподъемности, которые уведомляют оператора о максимальной нагрузке, для которой оборудование спроектировано и изготовлено производителем. Обеспечивая визуальное напоминание о максимальной грузоподъемности подвесного подъемного оборудования, снижается вероятность того, что оператор попытается поднять что-то более тяжелое. Это повышает как безопасность работы, так и безопасность персонала, работающего вблизи крана, подъемника или монорельсовой системы.

Существует ряд требований, касающихся надлежащего использования и нанесения маркировки грузоподъемности:

  • Номер стандарта Управления по охране труда и технике безопасности OSHA 1910.179(b)(5) относится к маркировке грузоподъемности как к «маркировке номинальной нагрузки» и гласит: «Номинальная грузоподъемность крана должна быть четко обозначена на каждой стороне крана, а если кран имеет более одной подъемной единицы, на каждой лебедке или на грузовом блоке должна быть указана номинальная грузоподъемность, и эта маркировка должна быть четко читаемой. от земли или пола».
  • Стандарт Американского общества инженеров-механиков ASME B30.17-1.1.1 «Краны» гласит: «Номинальная нагрузка должна быть отмечена на каждой стороне крана, и если кран имеет более одной подъемной единицы, каждая лебедка должна иметь свою номинальная нагрузка указана на подъемнике и его грузовом блоке таким образом, чтобы маркировка номинальной нагрузки была различима с земли или пола».
  • Стандарт ASME B30.17-1.1.2 для монорельсов гласит: «Номинальная нагрузка монорельса должна быть указана на монорельсе, и если маркировка должна быть читаема с земли или пола».
  • В стандарте ASME B30.16-1.1.1 по подъемникам указано: «Номинальная нагрузка подъемника должна быть указана на подъемнике или его грузовом блоке и должна быть читаема с земли или пола».

Передовая практика нанесения маркировки емкости включает использование простого и ясного языка с жирным шрифтом, достаточно крупным, чтобы его можно было увидеть на расстоянии. В частности, на подъемниках размещение маркировки номинальной грузоподъемности как на подъемнике, так и на его грузовом блоке (хотя, если маркируется только один из двух, это должен быть грузовой блок). Крупная, хорошо заметная маркировка особенно важна для мостовых кранов, которые должны быть маркированы с обеих сторон, чтобы их было видно с обоих направлений. Точно так же на монорельсах номинальная нагрузка должна быть четко обозначена с каждой стороны системы.

Перед использованием крана, подъемника или монорельсовой системы оператор должен осмотреть и проверить наличие и разборчивость маркировки грузоподъемности на каждом компоненте в качестве одного из нескольких пунктов предэксплуатационного контрольного списка. При обнаружении проблемы блок (или блоки) следует немедленно вывести из эксплуатации.

Хотите узнать больше о безопасности подъема над головой? Три члена Overhead Alliance — Американская ассоциация производителей кранов (CMAA), Институт производителей подъемников (HMI) и Ассоциация производителей монорельсов (MMA) — предлагают подробные ресурсы, стандарты, спецификации и контрольные списки безопасности, относящиеся к такого рода оборудование. Кроме того, эти трое недавно получили статус послов в Альянсе кранов, подъемников и монорельсовой дороги OSHA (CHM) и будут продвигать совместные программы с федеральным агентством, повышая осведомленность об инициативах OSHA, информационно-разъяснительной работе, коммуникации, обучении и обучении, а также предоставляя информацию и рекомендации.