Контроль качества дорожных работ: Контроль качества дорожно-строительных работ — СДО

Контроль качества дорожных работ

При устройстве дорожных одежд качество работ контролируют в процессе всего цикла строительства. Контроль начинается с проверки качества исходных укладываемых материалов и оценки годности земляного полотна, основания или покрытия, на которые укладывают новый слой материала.

Служба технического контроля строительной организации проверяет качество асфальтобетонного покрытия в процессе его устройства. По окончании строительства проверяют качество готового покрытия, к ровности которого, как правило никаких претензий не возникает, если асфальтоукладчик, которым его ложили был оснащён нивелировкой «САУРО».

Проверку исходных материалов и земляного полотна можно осуществлять по всем показателям или выборочно. Необходимое количество материала отбирают из массы, доставленной на участок строительства, и отправляют в лабораторию.

Проверка качества земляного полотна заключается в определении коэффициента уплотнения грунта, ровности поверхности, определении ширины полотна и уклонов, зернового состава грунта.

При укладке асфальтобетонной смеси на цементогрунтовое, битумогрунтовое и давно уложенное асфальтобетонное основание или. покрытие проверяют, насколько равномерно распределен вяжущий материал по поверхности слоя. У доставленной на строительство асфальтобетонной смеси проверяют ее температуру непосредственно в кузове автомобиля.

Контроль качества асфальтобетонного покрытия в процессе его устройства, т. е. в процессе укладки и уплотнения смеси, включает в себя проверку качества, установки боковых опорных брусьев; ровности и равномерности распределения асфальтобетонной смеси; толщины уложенного слоя;, ширины уложенного покрытия; уклонов покрытия; качества швов в сопряжениях уложенных полос; сцепления слоев покрытия между собой; технологической последовательности работы легких, средних и тяжелых катков, выполнения ими необходимого числа проходов и заданной скорости; температуры уплотняемой смеси; шероховатости поверхности.

Контроль качества готового покрытия включает в себя проверку ровности; коэффициента уплотнения; толщины слоев; прочности сцепления слоев; соответствия свойств асфальтобетона технической документации; шероховатости поверхности.

Ровность покрытия в процессе строительства и при сдаче дороги в эксплуатацию определяют путем измерения просветов под трехметровой рейкой. Рейку прикладывают в трех местах: по оси дороги и в 1 м от кромок проезжей части. Просветы измеряют в точках, расположенных одна от другой и от концов рейки на расстоянии 0,5 м. Просвет между рейкой и покрытием можно устанавливать, например, с помощью клиновой линейки с делениями, которую вводят в зазор до соприкосновения с покрытием и рейкой.

Применяют металлические и деревянные рейки. Деревянные изготовляют с поперечным сечением 4Х10 см.

Установлены следующие нормы ровности. На дорогах I и II категорий не менее 80% просветов, а на остальных дорогах не менее 70% просветов должны быть до 3 мм. Просветы от 3 до 5 мм могут составлять соответственно 15 и 25%- Просветы свыше 5 мм могут составлять не более 5% от общего количества замеров. Максимальный просвет не должен быть более 10 мм.

При устройстве покрытий и сдаче дороги в эксплуатацию можно использовать более совершенные приборы. К ним относятся двух-опорные рейки ПКР-1 и ПКР-5 и многоопорные рейки ПКР-4. Рейка последнего типа имеет записывающее устройство. Рейки сделаны на колесах и применяются для оценки ровности участков дорог протяженностью 5—10 км. На участках протяженностью 10—50 км используют передвижную лабораторию с прибором ПКРС-2.

Показания передвижных реек и приборов переводят в показания обычной рейки.
Контроль качества техники осуществляет специальная комиссия, поэтому в случае выхода из строя дорожной техники лучше обращаться в специализированную организацию. Очень большое значение придаётся прфессиональной пригодности кадров и если специалисты дорожники проходили курсы повышения квалификации по специальности гидравлика, вопросов к ним точно не будет

Установку упорных брусьев и ширину уложенного покрытия проверяют с помощью рулетки. Ширина покрытия не должна отличаться от ширины, установленной документацией, более чем на 10 см.

Уклоны в поперечном и продольном направлениях дороги определяют специальными геодезическими приборами.

Качество швов определяют визуальным осмотром по наличию раковин и трещин. Могут быть также применены трехметровая рейка и приборы по определению шероховатости.

Шероховатость покрытия в процессе строительства устанавливают с помощью игольчатого прибора ПКШ-4. Прибор устанавливают на покрытии. Иголки прибора фиксируют выступы на покрытии.

Важным условием обеспечения безопасности движения автомобилей является выдерживание заданной шероховатости покрытия, которую определяют по размерам выступов, расстоянию между ними и количеству острых выступов.

Шероховатость характеризуют по виду использованного каменного материала и разделяют на особо мелкошероховатую (как наждачная бумага), которая создается каменным материалом с крупностью до 5 мм; мелкошероховатую — с щебнем до 10—15 мм; среднешероховатую — с щебнем до 20 мм.

Лучшее сцепление получается при мелкошероховатой поверхности, которую устраивают на опасных участках движения. Средняя высота выступов в данном случае не менее 3,5 мм и расстояние между ними не более 12 мм. Количество выступов с острыми гранями — не менее 30%.

Шероховатость готового покрытия проверяют по сцеплению колеса автомобиля с покрытием. Для этого используют передвижную лабораторию ПКРС-2 и определяют тормозной путь или замедление лаборатории на мокром покрытии в режиме скольжения при полностью заторможенных колесах.

При отсутствии лаборатории ПКРС-2 определяют сцепление колес методом торможения автомобиля. Для испытаний используют легковой автомобиль «Волга» на ровных прямых участках. Покрытие очищают и промывают. На участке испытаний не должны находиться посторонние лица и транспорт. Тормоза автомобиля должны быть отрегулированы так, чтобы обеспечивалось одновременное их затормаживание.

Температуру смеси контролируют с помощью термометров. В период укладки смесь подвижна и термометр заглубляют до необходимого положения. В процессе уплотнения слой смеси затвердевает и в ней необходимо делать лунку для термометра.

Более простой способ регистрации температуры покрытия в период уплотнения — использование игольчатых термопар. Термопара представляет собой спай двух проводов из разных металлов. При нагревании спая в электрической цепи, состоящей из термопары и милливольтметра или другого электрического регистрирующего прибора, возникает электрический ток. Величина тока соответствует определенной температуре.

Термопару при нажатии рукой вводят в уплотненный слой покрытия и по шкале регистрирующего прибора определяют температуру. Фактическую температуру сравнивают с рекомендуемой. При температуре ниже рекомендуемой по технологии число проходов катков увеличивают.

Электрические термопары можно устанавливать непосредственно на катке.

Взятие проб асфальтобетона из покрытия производят на опытном участке перед уплотнением смеси для уточнения числа проходов катков и их скорости. По окончании всех работ берут пробы с готового покрытия с целью определения соответствия свойств асфальтобетона требованиям стандартов, определения фактической толщины покрытия, коэффициента уплотнения и прочности сцепления слоев.

Пробы асфальтобетона из покрытия вырубают в виде квадратов размером 20X20 см или высверливают керны специальными установками.

В процессе взятия пробы верхний слой осторожно отделяют от нижнего. При этом оценивают прочность сцепления слоев. Если толщина верхнего слоя менее 3 см, вырубки и керны берут вместе с нижним слоем.

На покрытиях из горячих и теплых смесей пробы отбирают через 10 сут. после устройства покрытия, а из холодных смесей — через 30 сут. после открытия движения автомобилей по покрытию.

При ширине покрытия не более 7 м пробы отбирают по три на каждый километр из середины покрытия и из мест сопряжения полос.

Коэффициент уплотнения вычисляют по результатам определения объемной массы, которую находят как среднее результатов испытаний трех-четырех образцов с точностью до 0,01 г/см3. Для образцов, отобранных с одного места, расхождение между результатами не должно превышать 0,02 г/см3.

 

Дистанционные курсы!

Контроль качества проектирования и строительства автомобильных дорог.

Диагностика, оценка состоя, ГОСТы

Товары в корзине: 0 шт
Оформить заказ

  • Автомобильные дороги
    • Проектирование, строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог
      • Контроль качества проектирования и строительства автомобильных дорог. Диагностика, оценка состоя
  • Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при…
  • Схемы входного и операционного контроля качества строительно-монтажных р…
  • Классификатор основных видов дефектов в строительстве и промышленности с…
  • Техническое задание органам управления дорожным хозяйством, выполняющим …
  • Автомобильные дороги. Георадары в дорожном строительстве. Тематическая п…
  • Автомобильные дороги. Обеспечение качества строительства автомобильных д…
  • Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог. Заменен на ОДМ 218.0.000-2003.
  • ВН 10-87 Инструкция по оценке качества содержания (состояния) автомобильных дорог
  • Временное положение Временное положение об оценке технического уровня и качества предпроектной и проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов отрасли «Дорожное хозяйство»
  • Временное положение Временное положение об оценке технического уровня и качества проектов на строительство расширение и реконструкцию предприятий
  • ВСН 19-89 Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог
  • ВСН 29-76 Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог
  • ВСН 55-69 Инструкция по определению требуемой плотности и контролю за уплотнением земляного полотна автомобильных дорог
  • ВСН 6-90 Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.  Заменен на ОДН 218.0.006-2002.
  • Закон 4121-1 Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства
  • Инстpукция Временная инструкция по проведению проверок качества строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений
  • ИСО 10012-1-92 Требования по обеспечению качества измерительного оборудования. Часть 1. Система метрологического подтверждения для измерительного оборудования. Заменен на ИСО 10012:2003.
  • МДС 12-1.98 Рекомендации по созданию систем качества в строительно-монтажных организациях (на базе стандартов ИСО 9000)
  • МДС 12-7.2000 Рекомендации о порядке осуществления государственного контроля за соблюдением требований строительных норм и правил при производстве строительно-монтажных работ на объектах производственного назначения
  • Методические рекомендации Методические рекомендации по улучшению качества дорожных битумов, снижению энергозатрат и повышению производительности бескомпрессорных установок
  • Методические рекомендации Методические рекомендации по статистическому методу контроля и оценки прочности и однородности бетона при строительстве дорожных и аэродромных покрытий
  • Методические рекомендации Методические рекомендации по применению радиоизотопных плотномеров для контроля уплотнения грунтов при строительстве автомобильных дорог
  • ОДМ Оценка свойств асфальтобетона при динамическом нагружении. Методы испытаний
  • ОДМ 218.0.000-2003 Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог (Временное)
  • ОДМ 218.2.003-2009 Методические рекомендации по специализированному прогнозу состояния дорожного покрытия
  • ОДМ 218.7.001-2008 Рекомендации по методам определения физико-химических свойств вязких нефтяных дорожных битумов
  • ОДМ 218.7.001-2009 Рекомендации по осуществлению строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах
  • ОДМ 218.7.002-2008 Рекомендации по методу определения глубины проникания иглы для вязких нефтяных дорожных битумов
  • ОДМ 218.7.003-2008 Рекомендации по методу определения температуры хрупкости вязких нефтяных дорожных битумов по Фраасу
  • ОДМ 218.7.004-2008 Рекомендации по методу определения температуры размягчения вязких нефтяных дорожных битумов по кольцу и шару
  • ОДМ 218.7.005-2008 Рекомендации по методу определения устойчивости к старению вязких нефтяных дорожных битумов
  • ОДМ 218. 7.006-2008 Рекомендации по идентификации продукции дорожного хозяйства, прошедшей подтверждение соответствия (для опытного применения)
  • ОДН 218.0.006-2002 Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог
  • ОДН 218.1.052-2002 Оценка прочности нежестких дорожных одежд
  • Письмо БЕ-19-11/13 Временное положение по приемке законченных строительством объектов. Заменен на Письмо ЛБ-6062/9,Письмо СК-5969/9.
  • Положение Положение об авторском надзоре за строительством предприятий, зданий и сооружений .
  • Положение Положение о службе геодезического контроля Росавтодора
  • Положение Положение о службе лабораторного контроля Росавтодора
  • Пособие Пособие по производственному контролю качества при строительстве автомобильных дорог
  • Пособие Практическое пособие по организации и осуществлению авторского надзора за строительством предприятий, зданий и сооружений
  • Правила Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством федеральных автомобильных дорог
  • Приказ 150 Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог
  • Распоряжение 369-р Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению качества в дорожном хозяйстве на 2006 год
  • РД 03-65-94 Типовое положение о проектно-конструкторской инспекции
  • Рекомендации Рекомендации по определению прочности земляного полотна и его основания методом одноповерхностного вращательного среза
  • Руководство Руководство по оценке ровности дорожных покрытий толчкомером
  • СП 11-110-99 Авторский надзор за строительством зданий и сооружений
  • СП 53-101-98 Изготовление и контроль качества стальных строительных конструкций
  • СТО МАДИ 02066517. 1-2006 Дороги автомобильные общего пользования. Диагностика. Определение продольного микропрофиля дорожной поверхности и международного показателя ровности IRI. Общие требования и порядок проведения
  • СТП 002-95 Система обеспечения качества при реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги

Контроль качества в строительстве дорог и автомагистралей

by mohdsuhel

Контроль качества в строительстве дорог и автомагистралей используется для получения улучшенных и единых стандартов дорожного строительства. Контроль качества строительных материалов и продукта является важным требованием.

Контроль качества является неотъемлемой частью любого производственного процесса, и контроль качества в строительстве дорог и автомагистралей не является исключением. Из-за значительного увеличения интенсивности трафика в последнее время потребность в контроле качества этих спецификаций значительно возросла. Повышение уровня обслуживания дорог и автомагистралей приводит к значительной экономии эксплуатационных расходов транспортных средств, к положительной реакции участников дорожного движения и общественного мнения.

Дополнительные затраты на осуществление контроля качества составляют всего лишь минуту, т.е. 1-2 процента от общей стоимости строительства, и, следовательно, дают больше преимуществ. А прямая и косвенная экономическая отдача от контроля качества может составлять от 5 до 10 от общей стоимости строительства.

Оглавление

Требование контроля качества дорожного строительства

Главным образом оценки и спецификации дорожного строительства обеспечивают основу для эффективного контроля качества. Кроме того, организации создают системы управления качеством, должным образом обученный персонал и надлежащие агентства по мониторингу для осуществления контроля качества.

Для осуществления возможных улучшений и реализации контроля качества и методов строительства необходима периодическая оценка данных контроля качества.

Типы контроля качества в дорожном строительстве

1. Процесс контроля качества

Проектировщик принимает решения относительно типа процедуры строительства, оборудования и объема работ, необходимых для получения желаемого результата.

2. Конечный контроль качества

В результате контроля качества в строительстве дорог и автомагистралей строительное агентство может быть подрядчиком, иметь полную свободу действий в выборе методов строительства дорог и оборудования для достижения желаемого конечного продукта. В спецификации типа конечного результата инженер по качеству регулярно проводит испытания готовой работы, чтобы оценить, соответствует ли она требуемым спецификациям или нет.

3. Частота и объем испытаний на месте

Частота и объем испытаний в нормальных условиях являются минимально необходимым соображением. А для ненормальных условий, где обнаружены чрезмерные отклонения, провести дополнительное тестирование.

4. Критерии приемки объекта

Для различных видов работ критерии приемки могут основываться на минимальных значениях или статистическом анализе, если это считается целесообразным. Для эффективного контроля качества материалов и работ при строительстве дорог обычно необходимо установить критерии приемлемости в контрактных документах.

                  Испытание   Метод испытания Минимальная частота
Лос-Анджелес Значение абразивного износа/Совокупное значение удара   IS:2368
 (Часть 4-1963)
Одно испытание на 50-100 м3 заполнителя
Качество вяжущего IS:73-1961 По требованию
Величина зачистки
заполнителя
IS:6241-1 971 До
Водопоглощение
Заполнителя
IS:2386
(Part3-1963)
Do`
Индекс хлопьевидности
Заполнителя
IS:238 ​​6
(Часть 1 – 1963)
Do
Сито Анализ наполнителя Do Один тест на 5 м3 наполнителя
Сортировка смеси   IS:2386                                                                          На каждые 100 тонн смеси

Обучение по контролю качества:

Для повышения осведомленности сотрудников отдела и обновления их знаний о методах тестирования следует проводить регулярные семинары по контролю качества.

Для информирования участников об основных потребностях, таких как требуемые критерии приемки испытаний, спецификации, частота испытаний и методология испытаний для понимания системы контроля качества и работы региональных и полевых лабораторий.

Учебные центры на проектной площадке:

Обычно имеются центральные, региональные и полевые испытательные центры. Региональные лаборатории находятся на уровне кружка и возглавляются инженером по качеству

. Кроме того, они должны предоставить все возможности для обучения всего персонала отдела контроля качества в регионе.

Критические параметры при контроле качества дорожного строительства:

Следующие пункты контроля качества в процессе строительства должны быть учтены

  1. Расчетные пропорции смеси, полученные в лаборатории, должны основываться на репрезентативных образцах материала, фактически имеющихся на объекте.
  2. Комбинированная градация заполнителя и содержание вяжущего вещества должны удовлетворять критериям проектирования соответствующих спецификаций IRC.
  3. В необходимых местах нанести грунтовочный слой на подготовленное основание с указанной нормой перед укладкой битумной поверхности
  4. Достаточная мощность смесительной установки для получения смеси надлежащего и однородного качества.
  5. Количество заполнителей различных размеров должно подаваться в таких пропорциях, чтобы полученная комбинация соответствовала формуле смешения работ.
  6. Для получения равномерного распределения вяжущего и однородной смеси время перемешивания должно быть как можно короче.
  7. Допускается отклонение +0,3 % содержания вяжущего по массе всей смеси.
  8. Самосвал доставил смесь на площадку, распределил и уплотнил ее до получения ковра необходимой толщины. Самоходные механические асфальтоукладчики выполняют укладку, снабженную стяжками для укладки трамбовки и финишной отделки смеси. Верность уклону, поперечному сечению и линии.
  9. Сразу после укладки смеси приступают к прокатке виброкатками 8-10 т со скоростью не более 5 км/ч. окончательная прокатка должна продолжаться до тех пор, пока смесь полностью не уплотнится и на поверхности не останется следов от катка. Плотность смеси не менее 90 процентов от лабораторной плотности. Во время прокатки каток должен быть влажным, чтобы смесь не прилипала к роликам и не захватывалась.
  10. Движение по ковру допускается только тогда, когда ковер после окончательной прокатки остынет до температуры окружающей среды.
  11. Готовая поверхность должна быть проверена в ходе производственного контроля качества на линии, регулярность и класс.

Контроль качества бетонного покрытия:

  1. В соответствии с указаниями, приведенными в IRC: 15-2002, устройство покрытия должно соответствовать этому.
  2. Стандартные спецификации и свод правил для строительства бетонных дорог
  3. В отношении инструментов, оборудования и приспособлений подрядчик должен соблюдать IRC:43-1972.

Пропорции смеси для бетона должен быть предварительно определен на основе прочности в соответствии с рекомендациями, приведенными в IRC: 59-1976 и IRC: 44-1972.

Проверка качества материала

Цемент Физические и
химические испытания
IS:269-1967
Крупные и мелкие заполнители                                       Градиация Содержание влаги Мелкий заполнитель  IS:2386 (   IS:2386 Часть 3 1963 IS:2386 Часть 2 1963 
Крупнозернистый
Совокупный
Прочность Лос-Анджелес, Испытание на истирание/ совокупное значение ударной вязкости, щелочь Реакционная способность заполнителя  IS:2386Часть 5 1963
Вода Химическая активность IS:425-1964

Обеспечение качества – Pavement Interactive

Качество стало одним из наиболее важных факторов, влияющих на принятие решения потребителем при выборе среди конкурирующих продуктов и услуг. Это справедливо не только для индивидуальных потребителей, но и для крупных корпораций, государственных организаций и налогоплательщиков как группы. В самом широком смысле качество — это степень совершенства: степень, в которой что-либо соответствует своему назначению. В узком смысле качество продукта или услуги определяется как соответствие требованиям, отсутствие дефектов или загрязнений или просто степень удовлетворенности потребителя.

Рис. 1. Взятие сердцевины дорожного покрытия для контроля качества плотности

Рис. 2. Взятие сердцевины дорожного покрытия для контроля качества плотности

Рисунок 3: Использование печи NCAT для определения содержания асфальта

AASHTO и FHWA придерживаются определений, которые обозначают «обеспечение качества» как всеобъемлющий термин, включая «контроль качества», «независимое обеспечение» и «приемку» в качестве трех его ключевых компонентов (TRB, 19).99 [1] ):

  • Обеспечение качества . Все запланированные и систематические действия, необходимые для обеспечения уверенности в том, что продукт или установка будут удовлетворительно работать в эксплуатации. Обеспечение качества решает общую проблему получения качества услуги, продукта или объекта наиболее эффективным, экономичным и удовлетворительным способом. В этом широком контексте обеспечение качества включает постоянную оценку деятельности по планированию, проектированию, разработке планов и спецификаций, рекламе и заключению контрактов, строительству и техническому обслуживанию, а также взаимодействия этих видов деятельности.
  • Контроль качества . Действия и соображения по обеспечению качества, необходимые для оценки производственных и строительных процессов с целью контроля уровня качества конечного продукта. Эта концепция контроля качества обычно включает отбор проб и тестирование подрядчиком для мониторинга процесса, но обычно не включает приемочный отбор и тестирование агентством/владельцем. Также называется контролем процесса.
  • Приемка . Отбор проб, испытания и оценка результатов испытаний для определения того, является ли качество произведенного материала или конструкции приемлемым с точки зрения спецификаций.
  • Независимое заверение . Инструмент управления, который требует, чтобы третья сторона, не отвечающая непосредственно за контроль процесса или приемку, предоставила независимую оценку продукта и/или надежность результатов испытаний, полученных в результате контроля процесса и приемочных испытаний. Результаты независимых контрольных испытаний не должны использоваться в качестве основы для приемки продукции.

Контроль качества, приемка и независимая проверка являются совершенно отдельными компонентами обеспечения качества. Трудно, если вообще возможно, воздействовать на один компонент исключительно посредством действий внутри другого компонента. Например, процедуры приемки — это, по сути, методы мониторинга, используемые для определения того, соответствует ли конкретный процесс стандартам качества. Как таковые, их можно использовать для принятия или отклонения материала в зависимости от его качества, но их никогда не следует использовать в качестве метода контроля или улучшения качества; качество не обязательно улучшится только за счет усиленного или более строгого контроля.