Колеса задние: Четыре на четыре: зачем современным машинам задние подруливающие колеса

Содержание

Четыре на четыре: зачем современным машинам задние подруливающие колеса

  • Главная
  • Статьи
  • Четыре на четыре: зачем современным машинам задние подруливающие колеса

Автор:
Борис Игнашин

Когда японские машины считались самыми-самыми продвинутыми, легенды доносили о том, что в Стране восходящего солнца есть машины, у которых поворачиваются все четыре колеса. Потом в суете обновок те времена как-то забылись. Бурное начало девяностых годов прошло, и в серийном производстве остались только самые нужные из технических решений той поры. Но сейчас интерес к полноуправляемым шасси снова растет, правда, уже на ином техническом уровне, без дополнительных рулевых валов и с заметно упростившейся задней подвеской.

И ладно бы только на Porsche 911 GT3 или Lamborghini Aventador — но ведь на обычном Renault Espace тоже внедряют поворачивающиеся задние колеса. В чем смысл такого технического решения, и ради чего шли на такие сложности производители? И почему о технологии забыли до недавнего времени?

Зачем нужна управляемость

Настройка управляемости всегда считалась очень сложной работой, а машины с идеальным балансом попадали в число лучших. Шасси современных машин, на первый взгляд, мало изменилось в сравнении с восьмидесятыми годами, но отличие есть. И оно отлично себя проявляет, если взглянуть на достигаемые машинами скорости на маневре «переставка» или на гоночной трассе.

Современный семейный хэтчбек способен опередить большую часть суперкаров тридцатилетней давности на автодроме, и не в последнюю очередь за счет тонкой настройки управляемости и отличной «цепкости» шасси. Конечно, и резина, и эластичность моторов тоже играют свою роль, но сейчас в первую очередь поговорим о геометрии.

Нет, речь вовсе не о школьном предмете — я про геометрию шасси. Это набор параметров, описывающих изменения в положении элементов шасси при изменении нагрузки. Суть фокуса в том, что при прохождении поворотов машина наклоняется, да и дорога имеет свой профиль. При правильном расчете параметров геометрии шасси покрышки всегда имеют оптимальный для данных условий контакт с дорогой.

Речь здесь не о максимальной прижимной силе, а о соотношении коэффициента сцепления колес передней и задней оси, правого и левого колес, и о способности колеса в каждый момент воспринимать нагрузку по трем направлениям.

Задача повысить площадь контакта колес с дорогой не так проста, как кажется.

Конечно же, можно «зажать» подвески и сделать перемещения меньше. Это полезно со многих точек зрения, и часто так и поступают, но ведь перемещения можно использовать для благого дела. Например, чтобы колеса в повороте поворачивались сами. Если сложно рассчитать перемещения, то можно немножко подыграть им, поставив рулевое управление и на заднюю ось, создав полноуправляемую машину.

А можно задать перемещение с помощью усложненной подвески — например, многорычажной, которая позволяет настраивать геометрию движения колеса в очень широких пределах и сохранять эти параметры при износе элементов длительное время.

Если вы не гонщик, это не означает, что управляемость для вас не важна. Просто в вашем случае этот термин означает совсем иной набор предпочтительных параметров, нежели идеальная точность и быстрота реакций. Собственно, активная безопасность машины во многом зависит от ее управляемости, и потому над этими параметрами конструкторы автомобилей работают много и продуктивно. А какое отношение это имеет к геометрии шасси?

Как машина поворачивает

Казалось бы, чего проще: повернул передние колеса — и машина повернула. Но на практике все заметно сложнее. Для начала даже на стоящей машине повернутся не только передние колеса. Поскольку у передней подвески есть угол кастора, то передние колеса при повороте поднимутся, каждое на свою высоту. На сколько — зависит от ширины и твердости резины, геометрии подвески и так далее.

Машина в результате получит некоторый крен, в зависимости от высоты центра крена передней и задней подвесок и положения центра масс в этот момент. Задние колеса или даже неразрезной задний мост тоже повернутся — просто в силу того, что при любом изменении положения кузова колеса не просто ходят вверх-вниз, а тоже чуточку, но поворачивают.

В динамике к этой куче параметров добавятся кренящий момент от центра масс машины и уводы резины. Среди всех параметров, которые необходимо рассчитать, для нас наибольшее значение будет иметь мгновенный центр поворота и радиусы поворота передней и задней осей и центра масс. Мгновенный центр поворота совсем не совпадает с геометрическим, который вычислен по правилу Аккермана – точкой, в которой находятся центры окружностей качения всех колес. Более того, в динамике такой точки просто не существует из-за скольжений. Но на рисунках для примера рассмотрена более простая ситуация, чтобы не наводить путаницы.

На первый взгляд, если доворачивать задние колеса в противоположную от передних сторону, то уменьшается радиус поворота машины. Это важно с точки зрения удобства эксплуатации и маневренности. Чем меньше радиус, тем удобнее. Но машины ездят не только на скоростях погрузчиков в торговом центре, так что приходится учитывать и другие факторы.

А что если поворачивать колеса в ту же сторону, что и передние? На первый взгляд, бессмыслица: машина «поедет боком» по большому радиусу, если задние колеса повернуты на меньший угол, чем передние. Сам по себе больший радиус поворота означает, что станет меньше перераспределение нагрузок между правыми и левыми колесами, а значит лучше сцепление колес с дорогой и комфорт.

Но, кажется, того же можно добиться, просто повернув руль на меньший угол? Можно это сделать даже автоматически — благо, рулевые механизмы с переменным шагом сейчас не редкость. Но при повороте задних колес в сторону поворота еще и уменьшается угол увода задней оси, а значит, и склонность к избыточной поворачиваемости. Если совсем просто – машина становится более устойчивой к возникновению заноса. На высоких скоростях это крайне важно.

Схожий эффект можно было бы получить простым увеличением колесной базы. Но размеры машин ограничены — зато с помощью изменения угла поворота задних колес можно получить желаемое, не увеличивая габаритов. А для короткобазной машины это просто спасение: можно сохранить сочетание устойчивости на дороге, характерное для больших машин, не отказываясь от хорошей поворачиваемости.

Не только управлением

Для устойчивости на дороге заднее колесо в повороте должно поворачиваться в сторону поворота передних, а для лучшей маневренности – в противоположную. Если с маневренностью особых сложностей нет, то можно использовать для доворота колес особенности движения машины в повороте. Например, наличие крена. При сжатии подвеска будет доворачивать колесо, и мы получим желаемое.

Но тут есть две проблемы. Во-первых, подвеска таким же образом реагирует на изменение нагрузки, а хотелось бы, чтобы управляемость меньше зависела от нагрузки и больше от собственно крена и боковых усилий. Во-вторых, на заднеприводных машинах очень соблазнительно привязать поворот колес к вектору тяги.

Если усложнять подвеску, вводя рычаги, которые воздействуют на углы установки колес при определенной нагрузке, то мы получим многорычажную подвеску. Да, ту самую, которая появилась на Mercedes W201 и сейчас применяется на большинстве машин С-класса и выше. Причем не только на задней оси, но и на передней.

Именно многорычажная подвеска позволила получить тот же эффект, что и принудительный поворот задней оси, и отказаться от применения сложных систем принудительного поворота на четверть века. Система рычагов в такой подвеске задает сложную траекторию движения колеса в зависимости от продольной, поперечной и вертикальной нагрузок.

Можно довольно точно настроить геометрию шасси с учетом того, как машина будет вести себя при появлении значительных боковых сил, при разном соотношении вертикальной и поперечной нагрузок. Для заднеприводных машин это оказалось серьезным подспорьем в борьбе за лучшую управляемость с самого начала, а переднеприводные примерили подобные технологии чуть позже, с ростом массы, нагрузок и требований уже к их управляемости.

Первые полноуправляемые легковушки

Машины с двумя управляемыми осями создавали вовсе не для отличной управляемости. Такие машины вообще не ездили по шоссе на большой скорости, потому что это были вездеходы. Например, знаменитый Unimog – универсальное шасси повышенной проходимости имеет все четыре управляемых колеса. Разумеется, для того, чтобы лучше ехать по бездорожью и маневрировать в ограниченном пространстве.

На фото: Mercedes-Benz Unimog U 1000

Японские машины начала 80-х годов по сложности конструкции недалеко от них ушли. На Honda Prelude 1987 года была задняя рулевая рейка и вал, связывающий ее с рулевым колесом, и система работала в зависимости от угла поворота колес. На малых углах поворота задние колеса поворачивались в ту же сторону, что и передние, а при больших — в противоположную. Даже в таком виде эффект оказался достаточным, чтобы подобную технологию внедрили и другие японские производители.

На фото: Honda Prelude 1987

Только на следующих поколениях привод задней рулевой рейки стал уже электрическим, а угол поворота зависел и от скорости, на которой совершался маневр. Впрочем, от валов и рейки избавиться не догадались. Конструкции оставались сложными, массивными, объемными и дорогими. Как итог — машины с ними не снискали особой популярности и продавались только на внутреннем японском рынке. Во всем остальном мире безоговорочное лидерство захватили многорычажные подвески.

Почему снова появляются полноуправляемые шасси

Самый очевидный ответ на этот вопрос — снижение цены на приводные механизмы и электронику управления и развитие систем устойчивости и безопасности. На новом технологическом уровне отказались от задних рулевых трапеций и реек. Многорычажные подвески обеспечивают уже достаточный угол доворота колес для реализации нужного эффекта. Осталось оснастить их вместо рычага, отвечающего за доворот колеса, активным электрическим или гидравлическим приводом.

Электроника куда точнее определяет, что происходит в данный момент с машиной, позволяет использовать большие углы доворота, и к тому же дешевле в настройке, чем сложная подвеска. И как дополнительный фактор – то самое улучшение поворачиваемости на малых скоростях. Можно довернуть колеса в противоположную сторону и улучшить маневренность машины на узких улочках.

Не удивлюсь, если подобные системы в ближайшее время будут массово внедряться на машинах от С-класса и выше, причем в сочетании с упрощенной геометрией задней подвески — например, не с многорычажками, а со скручиваемой балкой. Экономический смысл в этом определенно есть, ведь можно получить управляемость, как у более дорогих машин, при меньших затратах. Да и еще один сложный и дорогой изнашиваемый узел «лишним» не будет. Ведь производители авто, кажется, взяли обязательство сделать машину одноразовой.

практика

 

Новые статьи

Статьи / Финвопрос

Липовые полисы и мошеннические сайты: как автомобилисту защититься при покупке страховки

По данным Ренессанс Страхования, случаи продажи поддельных полисов каско и ОСАГО участились. Поддельными являются около 4% продаваемых полисов. По данным ТАСС, доля убытков в автостраховании…

137

0

0

14.12.2022

Статьи / Авто и технологии

На краю Европы: от крайнего севера через Уфу на юг России

Наши странники – Алексей Жирухин и Сергей Лысенко – добрались до крайней восточной точки городов Европы, а затем заехали в теплый купеческий город России. Сегодня в рассказе – Уфа и Самара.

379

0

3

13.12.2022

Статьи / Популярные вопросы

Как переоформить автомобиль с электронным ПТС

Мы уже рассказывали, что такое электронный ПТС, как он работает и каковы его преимущества и недостатки. Сегодня же давайте разберемся, как проверить ЭПТС и как переоформить машину с таким п…

688

0

1

12.12.2022

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв

Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет

В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов…

19095

7

205

13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0

Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть…

15046

10

41

13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы!

Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з. ..

12468

26

30

10.08.2022

Нужно ли менять передние и задние колеса местами на экваторе сезона? — журнал За рулем

LADA

УАЗ

Kia

Hyundai

Renault

Toyota

Volkswagen

Skoda

Nissan

ГАЗ

BMW

Mercedes-Benz

Mitsubishi

Mazda

Ford

Все марки

Говорят, что такая замена может продлить срок службы всему комплекту шин. Разбираемся, так ли это и будет ли от этого хоть какая-то выгода автовладельцу.

Срок службы шин

На то, сколько проживут автомобильные шины, влияет множество факторов. Стиль вождения, техническое состояние ходовой части автомобиля, сход-развал колес, давление в шинах, качество самих покрышек, тип привода. Естественно, у дачника, который выезжает на свою фазенду только в теплое время года, шины прослужат гораздо дольше, нежели у агрессивного стритрейсера, привыкшего резко стартовать со светофоров. Гонщик за месяц может стереть протектор до корда, а дачник и десять лет может ездить на одних и те же шинах, пока они не задубеют или не «оквадратятся» после очередной длительной стоянки машины.

Зачем менять

Материалы по теме

Перекачал шины. Теперь у меня снизится расход топлива?

Колеса меняют местами, чтобы они прослужили дольше, по крайней мере водители со стажем часто использовали такой прием раньше. Сегодня же о нем почти забыли.

Дело в том, что шины на передней и задней оси подвергаются разным нагрузкам. От этого степень износа шин спереди и сзади разная. Передние колеса нагружены сильнее, так как спереди под капотом автомобиля стоит тяжелый силовой агрегат. Плюс работа рулем также усиливает износ покрышек. Таким образом, у передних шин стачиваются края протектора, у задних покрышек, в основном, страдает средняя часть. Влияет на степень износа и тип привода. Шины ведущих колес изнашиваются интенсивнее. Ротация колес дает возможность сделать износ всех шин более равномерным.

Как менять

Инструкции по эксплуатации большинства машин предписывают менять колеса местами. Передние ставить назад, задние — вперед. При этом сторону установки колес менять необязательно. И нужно регулярно проверять высоту рисунка протектора и давление в шинах.

Особый случай

Колеса с направленным рисунком протектора шин меняют так, чтобы не изменилось направление вращения колеса. Если, конечно, владелец не готов перебортировать колеса. Для шин с асимметричным рисунком протектора особых рекомендаций нет. А на мощных машинах, у которых колеса задней оси больше, чем передней, перекидывать шины нужно лишь по бортам, справа налево и наоборот. Какой схемы придерживаться? Следуйте рекомендациям изготовителя автомобиля.

Есть ли выгода?

Бывалые водители говорят: своевременно меняя колеса, можно проехать дополнительные 30 000 — 40 000 км на том же комплекте шин. Ну а после купить новый. То есть теоретически покупку можно отсрочить на целый сезон.

Фото: ИТАР-ТАСС

Наше новое видео

Тест Haval Dargo и Mitsubishi Outlander (видео)

На ней остановилась история: тест последней Волги

5 метров, 9 мест, форсированный мотор. .. — это Лады? Да!

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Задние колеса — красивые циклы

Красивое заднее колесо Sun CR18 700c Герметичный подшипник 11-скоростная кассета

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Красивое заднее колесо ручной сборки Односкоростной ножной тормоз Алюминий 700c Silver

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Красивое заднее колесо ручной сборки Односкоростной ножной тормоз Герметичный подшипник Необработанный 700c Полностью черный

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0. 00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Красивое заднее колесо ручной сборки, односкоростное / с фиксированной передачей 700c, герметичный подшипник с высоким фланцем, черный

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Бескамерное заднее колесо Alex AT470 ручной сборки, односкоростное / фиксированное колесо 700c, черный

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Заднее колесо ручной сборки, односкоростное / фиксированное колесо 700c Silver

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0. 00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Красивое заднее колесо ручной сборки, односкоростной ножной тормоз, алюминий 700c, черный

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Бескамерное заднее колесо Alex AT470 ручной сборки, односкоростное / с фиксированной передачей, цвет 700c Silver

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Alex Adventure 2, бескамерное заднее колесо ручной сборки, односкоростное / с фиксированной передачей 700c, черный

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0. 00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Бескамерное заднее колесо Alex Adventure 2 ручной сборки 26 дюймов, односкоростное / с фиксированной передачей, черный

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

700c Заднее колесо DT Swiss R460 Бескамерный герметичный подшипник Flip-Flop Single Speed ​​Bolt-On Black 32h

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Заднее колесо XOXO Stock 26” Velocity Dyad Герметичный подшипник 11s

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0. 00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Handsome 700c Silver 3-скоростное внутреннее заднее колесо Sturmey Archer S-RF3

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Заднее колесо 700c, серебристое AT470 Sturmey Archer S-RF3, 3 скорости, внутреннее, ручной сборки

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Handsome Rear Wheel Velocity Dyad 700c Shimano RS400 11-скоростная кассета Silver

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0. 00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Заднее колесо 700c Sturmey Archer S-RF3, 3 скорости, внутреннее, ручной сборки

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше $50

Ручная сборка 700c Sturmey Archer, 3-х скоростное внутреннее заднее колесо с переключателем для большого пальца SLS30 RT3

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Handsome Rear Wheel Velocity Dyad 700c Shimano Tiagra Black

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0. 00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

700c Rear Wheel Velocity Dyad S/A S-RF3 3 Speed ​​Internal Ручная сборка Silver

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

700c Rear Wheel Velocity Dyad S/A S-RF3 3 Speed ​​Internal Ручная сборка

Кол-во: 1

Всего в корзине: $ 0.00

Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа

Бесплатная доставка свыше 50 долларов США

Задний привод «Классика» Архив

Сортировка по умолчаниюСортировать по популярностиСортировать по среднему рейтингуСортировать по последнимСортировать по цене: от низкой к высокойСортировать по цене: от высокой к низкой

  • 15-дюймовый RWD Standard Poke®

    2 995,00 $ Добавить в корзину

    Добавить в список желаний

    Добавить в список желаний

  • 15-дюймовый RWD Extreme Poke®

    2 995,00 $ Подробнее

    Добавить в список желаний

    Добавить в список желаний

  • 14-дюймовый задний задний привод

    2 995,00 $ Подробнее

    Добавить в список желаний

    Добавить в список желаний

  • 15-дюймовый задний задний привод

    2 995,00 $ Добавить в корзину

    Добавить в список желаний

    Добавить в список желаний

  • 17-дюймовый RWD Extreme Poke®

    $3,095. 00 Подробнее

    Добавить в список желаний

    Добавить в список желаний

  • 17-дюймовый RWD Standard Poke®

    3 095,00 $ Добавить в корзину

    Добавить в список желаний

    Добавить в список желаний

  • 24-дюймовый заднеприводный задний ход

    $3 795,00 Выбрать опции

    Добавить в список желаний

    Добавить в список желаний

  • 17-дюймовый задний задний привод

    3 095,00 $ Добавить в корзину

    Добавить в список желаний

    Добавить в список желаний

  • 17-дюймовый RWD Extreme Poke® Reverse

    $3,095.00 Подробнее

    Добавить в список желаний

    Добавить в список желаний

  • 20-дюймовый RWD Standard Poke®

    3 195,00 $ Добавить в корзину

    Добавить в список желаний

    Добавить в список желаний

  • 20-дюймовый задний задний привод

    3 195,00 $ Добавить в корзину

    Добавить в список желаний

    Добавить в список желаний

  • 22-дюймовый RWD Standard Poke®

    $3 295,00 Подробнее

    Добавить в список желаний

    Добавить в список желаний

Благодаря многолетнему опыту работы в отрасли и вдохновению на создание коммерческого предприятия, управляемого коллекционерами старинных автомобилей, родилась компания Texan Wire Wheels. Texan Wire Wheels является ведущим производителем винтажных 83s® и 84s® 30 Spoke Elbow® Wire Wheels . Ознакомьтесь с нашим растущим ассортиментом проволочных колес для продажи.

#TEXANWIREWHEELS

Подпишитесь на Instagram

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К СООБЩЕСТВУ

Будьте в курсе событий Texan Wire Wheels и специальных предложений. Зарегистрируйтесь, чтобы получать наши обновления прямо на ваш почтовый ящик. Это бесплатно! Просто введите свой адрес электронной почты ниже.

ГЛАВНАЯ | О КОМПАНИИ | ТЕХ | ГАРАНТИЯ | МАГАЗИН | ВХОД | ДОСТАВКА | КУЛЬТУРА ПЛИТЫ | ГОРОДСКОЙ | БЛОГ | КОНТАКТ

Следующие товарные знаки Texan Wire Wheels, LLC зарегистрированы в Бюро по патентам и товарным знакам США: texanwirewheels.com®, 1.877.SWANG®, Super Poke®, Extreme Poke®, Poke®, ’83s®, ’84s® , ELBOW®, SWANGAS®, GOT SWANGAS?® и SWANG®. Следующие товарные знаки Texan Wire Wheels LLC: Texan Wire Wheels, TWW, логотип TWW, 30-спицевый, If You Ain’t Pokin’… You Must Be Jokin’, Gold, Gorillas, Gorilla Poke, Orangatang Poke, G-8, Ridiculous Poke, Giraffe Poke, G-10 и отличительные конфигурации продуктов с удлиненными проволочными колесами.