Содержание
Четыре на четыре: зачем современным машинам задние подруливающие колеса
- Главная
- Статьи
- Четыре на четыре: зачем современным машинам задние подруливающие колеса
Автор:
Борис Игнашин
Когда японские машины считались самыми-самыми продвинутыми, легенды доносили о том, что в Стране восходящего солнца есть машины, у которых поворачиваются все четыре колеса. Потом в суете обновок те времена как-то забылись. Бурное начало девяностых годов прошло, и в серийном производстве остались только самые нужные из технических решений той поры. Но сейчас интерес к полноуправляемым шасси снова растет, правда, уже на ином техническом уровне, без дополнительных рулевых валов и с заметно упростившейся задней подвеской.
И ладно бы только на Porsche 911 GT3 или Lamborghini Aventador — но ведь на обычном Renault Espace тоже внедряют поворачивающиеся задние колеса. В чем смысл такого технического решения, и ради чего шли на такие сложности производители? И почему о технологии забыли до недавнего времени?
Зачем нужна управляемость
Настройка управляемости всегда считалась очень сложной работой, а машины с идеальным балансом попадали в число лучших. Шасси современных машин, на первый взгляд, мало изменилось в сравнении с восьмидесятыми годами, но отличие есть. И оно отлично себя проявляет, если взглянуть на достигаемые машинами скорости на маневре «переставка» или на гоночной трассе.
Современный семейный хэтчбек способен опередить большую часть суперкаров тридцатилетней давности на автодроме, и не в последнюю очередь за счет тонкой настройки управляемости и отличной «цепкости» шасси. Конечно, и резина, и эластичность моторов тоже играют свою роль, но сейчас в первую очередь поговорим о геометрии.
Нет, речь вовсе не о школьном предмете — я про геометрию шасси. Это набор параметров, описывающих изменения в положении элементов шасси при изменении нагрузки. Суть фокуса в том, что при прохождении поворотов машина наклоняется, да и дорога имеет свой профиль. При правильном расчете параметров геометрии шасси покрышки всегда имеют оптимальный для данных условий контакт с дорогой.
Речь здесь не о максимальной прижимной силе, а о соотношении коэффициента сцепления колес передней и задней оси, правого и левого колес, и о способности колеса в каждый момент воспринимать нагрузку по трем направлениям.
Задача повысить площадь контакта колес с дорогой не так проста, как кажется.
Конечно же, можно «зажать» подвески и сделать перемещения меньше. Это полезно со многих точек зрения, и часто так и поступают, но ведь перемещения можно использовать для благого дела. Например, чтобы колеса в повороте поворачивались сами. Если сложно рассчитать перемещения, то можно немножко подыграть им, поставив рулевое управление и на заднюю ось, создав полноуправляемую машину.
А можно задать перемещение с помощью усложненной подвески — например, многорычажной, которая позволяет настраивать геометрию движения колеса в очень широких пределах и сохранять эти параметры при износе элементов длительное время.
Если вы не гонщик, это не означает, что управляемость для вас не важна. Просто в вашем случае этот термин означает совсем иной набор предпочтительных параметров, нежели идеальная точность и быстрота реакций. Собственно, активная безопасность машины во многом зависит от ее управляемости, и потому над этими параметрами конструкторы автомобилей работают много и продуктивно. А какое отношение это имеет к геометрии шасси?
Как машина поворачивает
Казалось бы, чего проще: повернул передние колеса — и машина повернула. Но на практике все заметно сложнее. Для начала даже на стоящей машине повернутся не только передние колеса. Поскольку у передней подвески есть угол кастора, то передние колеса при повороте поднимутся, каждое на свою высоту. На сколько — зависит от ширины и твердости резины, геометрии подвески и так далее.
Машина в результате получит некоторый крен, в зависимости от высоты центра крена передней и задней подвесок и положения центра масс в этот момент. Задние колеса или даже неразрезной задний мост тоже повернутся — просто в силу того, что при любом изменении положения кузова колеса не просто ходят вверх-вниз, а тоже чуточку, но поворачивают.
В динамике к этой куче параметров добавятся кренящий момент от центра масс машины и уводы резины. Среди всех параметров, которые необходимо рассчитать, для нас наибольшее значение будет иметь мгновенный центр поворота и радиусы поворота передней и задней осей и центра масс. Мгновенный центр поворота совсем не совпадает с геометрическим, который вычислен по правилу Аккермана – точкой, в которой находятся центры окружностей качения всех колес. Более того, в динамике такой точки просто не существует из-за скольжений. Но на рисунках для примера рассмотрена более простая ситуация, чтобы не наводить путаницы.
На первый взгляд, если доворачивать задние колеса в противоположную от передних сторону, то уменьшается радиус поворота машины. Это важно с точки зрения удобства эксплуатации и маневренности. Чем меньше радиус, тем удобнее. Но машины ездят не только на скоростях погрузчиков в торговом центре, так что приходится учитывать и другие факторы.
А что если поворачивать колеса в ту же сторону, что и передние? На первый взгляд, бессмыслица: машина «поедет боком» по большому радиусу, если задние колеса повернуты на меньший угол, чем передние. Сам по себе больший радиус поворота означает, что станет меньше перераспределение нагрузок между правыми и левыми колесами, а значит лучше сцепление колес с дорогой и комфорт.
Но, кажется, того же можно добиться, просто повернув руль на меньший угол? Можно это сделать даже автоматически — благо, рулевые механизмы с переменным шагом сейчас не редкость. Но при повороте задних колес в сторону поворота еще и уменьшается угол увода задней оси, а значит, и склонность к избыточной поворачиваемости. Если совсем просто – машина становится более устойчивой к возникновению заноса. На высоких скоростях это крайне важно.
Схожий эффект можно было бы получить простым увеличением колесной базы. Но размеры машин ограничены — зато с помощью изменения угла поворота задних колес можно получить желаемое, не увеличивая габаритов. А для короткобазной машины это просто спасение: можно сохранить сочетание устойчивости на дороге, характерное для больших машин, не отказываясь от хорошей поворачиваемости.
Не только управлением
Для устойчивости на дороге заднее колесо в повороте должно поворачиваться в сторону поворота передних, а для лучшей маневренности – в противоположную. Если с маневренностью особых сложностей нет, то можно использовать для доворота колес особенности движения машины в повороте. Например, наличие крена. При сжатии подвеска будет доворачивать колесо, и мы получим желаемое.
Но тут есть две проблемы. Во-первых, подвеска таким же образом реагирует на изменение нагрузки, а хотелось бы, чтобы управляемость меньше зависела от нагрузки и больше от собственно крена и боковых усилий. Во-вторых, на заднеприводных машинах очень соблазнительно привязать поворот колес к вектору тяги.
Если усложнять подвеску, вводя рычаги, которые воздействуют на углы установки колес при определенной нагрузке, то мы получим многорычажную подвеску. Да, ту самую, которая появилась на Mercedes W201 и сейчас применяется на большинстве машин С-класса и выше. Причем не только на задней оси, но и на передней.
Именно многорычажная подвеска позволила получить тот же эффект, что и принудительный поворот задней оси, и отказаться от применения сложных систем принудительного поворота на четверть века. Система рычагов в такой подвеске задает сложную траекторию движения колеса в зависимости от продольной, поперечной и вертикальной нагрузок.
Можно довольно точно настроить геометрию шасси с учетом того, как машина будет вести себя при появлении значительных боковых сил, при разном соотношении вертикальной и поперечной нагрузок. Для заднеприводных машин это оказалось серьезным подспорьем в борьбе за лучшую управляемость с самого начала, а переднеприводные примерили подобные технологии чуть позже, с ростом массы, нагрузок и требований уже к их управляемости.
Первые полноуправляемые легковушки
Машины с двумя управляемыми осями создавали вовсе не для отличной управляемости. Такие машины вообще не ездили по шоссе на большой скорости, потому что это были вездеходы. Например, знаменитый Unimog – универсальное шасси повышенной проходимости имеет все четыре управляемых колеса. Разумеется, для того, чтобы лучше ехать по бездорожью и маневрировать в ограниченном пространстве.
На фото: Mercedes-Benz Unimog U 1000
Японские машины начала 80-х годов по сложности конструкции недалеко от них ушли. На Honda Prelude 1987 года была задняя рулевая рейка и вал, связывающий ее с рулевым колесом, и система работала в зависимости от угла поворота колес. На малых углах поворота задние колеса поворачивались в ту же сторону, что и передние, а при больших — в противоположную. Даже в таком виде эффект оказался достаточным, чтобы подобную технологию внедрили и другие японские производители.
На фото: Honda Prelude 1987
Только на следующих поколениях привод задней рулевой рейки стал уже электрическим, а угол поворота зависел и от скорости, на которой совершался маневр. Впрочем, от валов и рейки избавиться не догадались. Конструкции оставались сложными, массивными, объемными и дорогими. Как итог — машины с ними не снискали особой популярности и продавались только на внутреннем японском рынке. Во всем остальном мире безоговорочное лидерство захватили многорычажные подвески.
Почему снова появляются полноуправляемые шасси
Самый очевидный ответ на этот вопрос — снижение цены на приводные механизмы и электронику управления и развитие систем устойчивости и безопасности. На новом технологическом уровне отказались от задних рулевых трапеций и реек. Многорычажные подвески обеспечивают уже достаточный угол доворота колес для реализации нужного эффекта. Осталось оснастить их вместо рычага, отвечающего за доворот колеса, активным электрическим или гидравлическим приводом.
Электроника куда точнее определяет, что происходит в данный момент с машиной, позволяет использовать большие углы доворота, и к тому же дешевле в настройке, чем сложная подвеска. И как дополнительный фактор – то самое улучшение поворачиваемости на малых скоростях. Можно довернуть колеса в противоположную сторону и улучшить маневренность машины на узких улочках.
Не удивлюсь, если подобные системы в ближайшее время будут массово внедряться на машинах от С-класса и выше, причем в сочетании с упрощенной геометрией задней подвески — например, не с многорычажками, а со скручиваемой балкой. Экономический смысл в этом определенно есть, ведь можно получить управляемость, как у более дорогих машин, при меньших затратах. Да и еще один сложный и дорогой изнашиваемый узел «лишним» не будет. Ведь производители авто, кажется, взяли обязательство сделать машину одноразовой.
практика
Новые статьи
Статьи / Обзор
Tucson для бедных или Creta для богатых: обзор Hyundai Mufasa
На Шанхайском автосалоне презентовали новый кроссовер Hyundai, который мог бы заменить ix35, если бы он у нас был. Впрочем, в какой-то мере он его все равно заменит: корейские модели давно з…
526
1
0
19.04.2023
Статьи / Новые авто
Все потенциальные новинки 2023 года в России: гибрид, пикап и премиум под красным флагом
В первой части материала о китайских новинках российского рынка мы назвали те модели, которые появятся в продаже в 2023 году почти со стопроцентной вероятностью. С момента публикации прошла…
1518
1
0
17.04.2023
Статьи / Популярные вопросы
Как продать или купить автомобиль по доверенности и в чем может быть подвох
Иногда в объявлениях о продаже машин встречаются фразы вроде «продается по гендоверенности», «только по генералке» или «продажа по доверенности». Стоит ли обращать внимание на такие варианты…
361
0
2
17.04.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв
30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53
Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан газировки за одну копейку (с сиропом…
9543
9
784
09.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Любителям Volvo, по цене Volvo: тест-драйв обновленной Geely Tugella
Впервые с Geely Tugella мы познакомились ровно два года назад, в ноябре 2020. За эти два года флагманский кроссовер нашел свою, пусть и небольшую, аудиторию, заработал определенную репутацию…
8386
3
864
29.11.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo?
В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в…
7266
8
9
07.04.2023
Зачем задние колеса грузовиков ходят восьмеркой и почему водители это не исправляют
Для работы проектов iXBT.com нужны файлы cookie и сервисы аналитики.
Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей
Политикой в отношении файлов cookie
Довольно частое явление на отечественных грузовиках советское и нынешнее время. Возможно вы наблюдали, как на попутных грузовиках, задние колёса имеют довольно заметный люфт. А если дольше понаблюдать за ними, то будет видна отчётливая восьмёрка. Так почему колёса на задней оси грузовика имеют такой заметный люфт, если исходить из того, что качество отечественного автопрома на довольно высоком уровне. Или это расчёты инженеров?
На самом деле, задние колёса работающие с восьмёркой, это не признак низкого качества металла или просчёты в конструкции при сборке. Появляющиеся искривление колёсного диска завязано на не добросовестном отношении к устройству крепления колеса. Не стоит думать, что данная проблема встречается только на отечественных грузовиках, так как конструкция задней оси частично заимствована у американских и европейских грузовиков.
Конструкция любого штампованного диска состоит из обруча и внутренней пластины, которая крепится гайками к шпилькам установленными на ступице. Прижимная пластина имеет клинья, которые выступают усилителями в момент крепления гаек. Так вот, эти самые клинья и создают проблемы при неправильной установке в момент замены колеса. Неправильная система закручивания гаек на шпильках и приложено усилие создаёт искривление положения диска. Обычно при установке это незаметно, а вот в движении автомобиль, особенно его задняя часть может гулять.
На отечественных автомобилях встречается разное количество клиньев, пять или шесть, на КАМАЗах и МАЗах соответственно. И при неправильной силе затяжки может произойти небольшой люфт, который по правилам не должен превышать 8 мм. А вот если затяжка гаек проводилась с нарушением, то может образоваться восьмёрка. Вследствие чего будет происходить повышенный износ резины задних колес. Так как отечественные грузовики не имели высокой скорости движения, то и опасности — это не представляло во время движения. Сами водители и механики автотранспортного цеха игнорировали установленные нормы и продолжали эксплуатацию транспортного средства.
В данный момент данная проблема не так актуальна, потому как устаревшие ступицы встречаются довольно редко и только на отечественных грузовиках. Поэтому установка задних колёс на грузовик значительно упростилась и больше не наблюдается восьмёрочного состояния. Установка или замена заднего колеса в условиях дороги, довольно хлопотное занятие, особенно если учитывать погодные условия.
Новости
Публикации
Сегодня у меня небольшой обзор кейса для внешнего
подключения жестких дисков. У Orico появилась модель HM35C3, куда можно
устанавливать и 3,5 HDD и 2,5 SSD. Решение универсальное и, на мой…
Новый моющий
пылесос Dreame h22 – это крутой помощник для дома, который помоет за вас полы и соберет
мусор. Оригинальная система сбора воды, отжима ролика и фильтрации обеспечит
чистые полы с…
Для бытовых нужд, когда изредка нужно поправить фасады мебели или закрутить винт в стену, а может быть собрать новую тумбочку или стеллаж не обязательно иметь дорогой и профессиональный…
Небольшая
колонка для большой компании – именно так можно охарактеризовать новинку бренда
ELTRONIC – модель ELTRONIC LOUD 20-77. LOUD по-английски значит «громкий», и
это неспроста. При компактных…
Все, кто хоть раз покупал новую обувь, видел в коробке, помимо самой вожделенной пары ботинок, туфель или кроссовок, небольшие бумажные пакетики наполненными маленькими шарообразными гранулами….
Новая презентация бренда получила довольно звучное название, которое больше подходит для церемонии награждения за заслуги в области фотографии. Тем не менее ключевой упор всей презентации был. ..
Задние колеса — красивые циклы
Красивое заднее колесо Sun CR18 700c Герметичный подшипник 11-скоростная кассета
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Красивое заднее колесо ручной сборки Односкоростной ножной тормоз Алюминий 700c Silver
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Красивое заднее колесо ручной сборки Односкоростной ножной тормоз Герметичный подшипник Необработанный 700c Полностью черный
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Красивое заднее колесо ручной сборки, односкоростное / с фиксированной передачей 700c, герметичный подшипник с высоким фланцем, черный
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0. 00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Заднее колесо ручной сборки, односкоростное / с фиксированной передачей 700c Silver
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Ручная сборка Alex AT470 Бескамерное заднее колесо с одной скоростью / фиксированной передачей 700c Silver
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Alex Adventure 2, бескамерное заднее колесо ручной сборки, односкоростное / с фиксированной передачей 700c, черный
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0. 00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Бескамерное заднее колесо Alex Adventure 2 ручной сборки 26 дюймов, односкоростное / с фиксированной передачей, черный
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Красивое заднее колесо ручной сборки, односкоростной ножной тормоз, алюминий 700c, черный
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше $50
700c Заднее колесо DT Swiss R460 Бескамерный герметичный подшипник Flip-Flop Single Speed с болтовым креплением Черный 32h
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0. 00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Бескамерное заднее колесо Alex AT470 ручной сборки, односкоростное / с фиксированной передачей 700c, черный
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Handsome 700c Silver 3-ступенчатое внутреннее заднее колесо Sturmey Archer S-RF3
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Handsome Rear Wheel Velocity Dyad 700c Shimano RS400 11 Speed Cassette Silver
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0. 00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Заднее колесо ручной сборки Alex AT470 Бескамерное 700c Shimano Tiagra 8-11 Speed Black
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Заднее колесо XOXO Stock 26” Velocity Dyad Герметичный подшипник 11s
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Заднее колесо 700c Sturmey Archer S-RF3, 3 скорости, внутреннее, ручной сборки
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Handsome Rear Wheel Velocity Dyad 700c Shimano Tiagra Black
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0. 00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Заднее колесо 700c, серебристое AT470 Sturmey Archer S-RF3, 3 скорости, внутреннее, ручной сборки
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше $50
Ручная сборка 700c Sturmey Archer, 3-х скоростное внутреннее заднее колесо с переключателем для большого пальца SLS30 RT3
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0.00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
700c Rear Wheel Velocity Dyad S/A S-RF3 3 Speed Internal Ручная сборка Silver
Кол-во: 1
Всего в корзине: $ 0. 00
Посмотреть корзину
Продолжить оформление заказа
Бесплатная доставка свыше 50 долларов США
Задний привод «Классика» Архив
Сортировка по умолчаниюСортировать по популярностиСортировать по среднему рейтингуСортировать по последнимСортировать по цене: от низкой к высокойСортировать по цене: от высокой к низкой
22-дюймовый задний задний привод
3 295,00 $ Добавить в корзину
Добавить в список желаний
Добавить в список желаний
15-дюймовый RWD Standard Poke®
2 995,00 $ Добавить в корзину
Добавить в список желаний
Добавить в список желаний
15-дюймовый RWD Extreme Poke®
2 995,00 $ Подробнее
Добавить в список желаний
Добавить в список желаний
14-дюймовый задний задний привод
2 995,00 $ Добавить в корзину
Добавить в список желаний
Добавить в список желаний
15-дюймовый задний задний привод
2 995,00 $ Добавить в корзину
Добавить в список желаний
Добавить в список желаний
17-дюймовый RWD Extreme Poke®
$3,095. 00 Подробнее
Добавить в список желаний
Добавить в список желаний
17-дюймовый RWD Standard Poke®
3 095,00 $ Добавить в корзину
Добавить в список желаний
Добавить в список желаний
24-дюймовый заднеприводный задний ход
$3795,00 Выбрать опции
Добавить в список желаний
Добавить в список желаний
17-дюймовый задний задний привод
3 095,00 $ Добавить в корзину
Добавить в список желаний
Добавить в список желаний
17-дюймовый RWD Extreme Poke® Reverse
$3,095.00 Подробнее
Добавить в список желаний
Добавить в список желаний
20-дюймовый RWD Standard Poke®
3 195,00 $ Добавить в корзину
Добавить в список желаний
Добавить в список желаний
20-дюймовый задний задний привод
3 195,00 $ Добавить в корзину
Добавить в список желаний
Добавить в список желаний
Благодаря многолетнему опыту работы в отрасли и вдохновению на создание коммерческого предприятия, управляемого коллекционерами старинных автомобилей, родилась компания Texan Wire Wheels. Texan Wire Wheels является ведущим производителем винтажных 83s® и 84s® 30 Spoke Elbow® Wire Wheels . Ознакомьтесь с нашим растущим ассортиментом проволочных колес для продажи.
#TEXANWIREWHEELS
Подпишитесь на Instagram
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К СООБЩЕСТВУ
Будьте в курсе событий Texan Wire Wheels и специальных предложений. Зарегистрируйтесь, чтобы получать наши обновления прямо на ваш почтовый ящик. Это бесплатно! Просто введите свой адрес электронной почты ниже.
ГЛАВНАЯ | О КОМПАНИИ | ТЕХ | ГАРАНТИЯ | МАГАЗИН | ВХОД | ДОСТАВКА | КУЛЬТУРА ПЛИТЫ | ГОРОДСКОЙ | БЛОГ | КОНТАКТ
Следующие товарные знаки Texan Wire Wheels, LLC зарегистрированы в Бюро патентов и товарных знаков США: texanwirewheels.com®, 1.877.SWANG®, Super Poke®, Extreme Poke®, Poke®, ’83s®, ’84s® , ELBOW®, SWANGAS®, GOT SWANGAS?® и SWANG®. Следующие товарные знаки Texan Wire Wheels LLC: Texan Wire Wheels, TWW, логотип TWW, 30-спицевый, If You Ain’t Pokin’… You Must Be Jokin’, Gold, Gorillas, Gorilla Poke, Orangatang Poke, G-8, Ridiculous Poke, Giraffe Poke, G-10 и отличительные конфигурации продуктов с удлиненными проволочными колесами.