Классификация дорожных одежд: 26. Дорожные одежд, классификация.

Лекция №11 Тема: «Классификация дорожных одежд»


Лекция №11

Тема: «Классификация дорожных одежд»



 

Дорожная одежда – уложенная на поверхность земляного полотна конструкция, которая состоит, как правило, из нескольких слоёв различных материалов, обладающих необходимой прочностью, ровностью и шероховатостью и обеспечивающая безопасное движение автомобилей с расчётными скоростями.






  

Напряжения от колёс автомобилей в дорожной одежде затухают с глубиной, что позволяет проектировать её многослойной, применяя в отдельных её слоях материалы различной прочности.


 

Конструктивные слои дорожной одежды



 

 

 


1-поверхностная обработка (слой износа)

2-верхний слой покрытия


3-нижний слой покрытия

4-верхний слой основания


5-нижний слой основания

6-дополнительный слой


основания

7-подстилающий грунт


(рабочий слой земляного полотна)

 

 


Покрытие дорожной одежды – верхний, наиболее прочный конструктивный слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие транспортных средств и природно-климатических факторов.

Покрытие обеспечивает необходимые транспортно-эксплуатационные качества дороги (ровность, коэффициент сцепления).


В конструкции покрытия, помимо основного слоя, обеспечивающего необходимые качества, предусматривается запасная толщина (слой износа), не учитываемая при расчёте прочности и периодически восстанавливаемая по мере истирания. 

Основание – несущая прочная часть одежды, устраиваемая из каменных материалов или грунта, обработанного вяжущими материалами. Распределяет нагрузку, воспринятую от покрытия в подстилающий грунт.


Дополнительные слои основания – из материалов, устойчивых при увлажнении, –  устраиваются с целью обеспечения морозоустойчивости, дренажа, противодействия  пучинообразованию. 

Подстилающий грунт (рабочий слой земляного полотна) – тщательно уплотнённые слои земляного полотна, на которые укладывают дорожную одежду.


 

Классификация дорожных одежд


 



Типы

дорожных одежд





Основные виды

покрытий




Категории

дорог




Капитальные


Цементобетонные монолитные

Железобетонные или


армобетонные сборные

Асфальтобетонные





1-4

 

1-4


1-4



Облегчённые


Асфальтобетонные

Дёгтебетонные


Из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими



3, 4 и на первой стадии двухстадийного строительства дорог 2 категории

4 и 5 категорий





Переходные


Щебёночные и гравийные; из грунтов  и местных малопрочных каменных материалов, Обработанных вяжущими


4, 5 и на первой стадии двухстадийного строительства дорог 3 категории


Низшие


Из грунтов, укреплённых или улучшенных добавками


5 на первой стадии двухстадийного строительства дорог 4 категории



 

Дорожная одежда должна обеспечить высокую надёжность и требуемые транспортно-эксплуатационные показателями в течение срока службы (между капитальными ремонтами).


Для капитальных типов – 15 лет.

Для облегчённых типов – 10 лет.


Для переходных типов – 6-8 лет.

Контрольные вопросы:



  1. Классификация дорожной одежды автомобильной дороги.

жүктеу/скачать 51 Kb.


Достарыңызбен бөлісу:

Дорожные одежды

Дорожные одежды

Среди нормативных документов, регламентирующих качество дорожных ограждений, следует выделить СНиП 2.05.02-85. Рассмотрим более подробно некоторые положения данного документа.

Итак, согласно СНиП 2.05.02-85, как рассматривалось ранее, дорожные ограждения по условиям применения разделяются на две группы. К ограждениям первой группы относятся барьерные конструкции (высотой не менее 0,75 м) и парапеты (высотой не менее 0,6 м), и предназначенные для предотвращения вынужденных съездов транспортных средств на опасных участках дороги, с мостов, путепроводов, а также столкновений со встречными транспортными средствами и наездов на массивные препятствия и сооружения.

К ограждениям второй группы относятся сетки, конструкции перильного типа и т. п. (высотой 0,8 – 1,5 м), предназначенные для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть.

Подробнее…

Песчаные слои широко применяются в качестве оснований дорожных одежд.

Прочность и дренирующая способность слоев из песка зависят от их гранулометрического состава. Крупные пески имеют большие модули упругости и деформации и большие значения коэффициента фильтрации. Мелкие и пылеватые пески менее прочны.

Свойства песка оказывают существенное влияние на технологию производства работ по устройству верхнего слоя, предусматривающую, что движение дорожных машин происходит по слою песка. Слои из пылеватых и мелких песков разрушаются движением машин.

Технология устройства песчаного слоя состоит из следующих основных операций: транспортировка песка к месту производства работ; разравнивание; уплотнение песка с доувлажнением.

Подробнее. ..

Строительство автомобильных дорог оказывает значительное влияние на окружающую среду. В результате возведения земляного полотна, строительства мостов изменяется ладшафт местности; строительство водоотводных сооружений, выемок, разработка резервов изменяют протекание гидрологических процессов; вырубка лесов, корчевание пней, срезка кустов, нарушение почвенно-растительного слоя в границах полосы отвода вдоль всей автомобильной дороги, в местах разработки карьеров также действует на гидрологические, геокреологические, биологические и биохимические процессы; строительство жилых зданий, производственных предприятий дорожно-строительной отрасли, эксплуатации котельных, приготовление асфальтобетонных смесей приводят к ликвидации растительности, а заселение местности – к резкому уменьшению в прилегающих районах количества животных и растений.

Подробнее…

Дорожные ограждения – важнейший элемент дорожной инфраструктуры, повышающий безопасность движения. В случае «вылета» автомобиля за пределы дороги, он, врезавшись в дорожное ограждение, не возвращается на полосу движения, а повреждения у него при этом будут минимальны. Особенно актуально это для мостов и дорог, проходящих по высокой насыпи. Мостовые ограждения остановят автомобиль, не дав ему упасть с большой высоты. Барьерные ограждения устанавливаются в центре дороги, разделяя собой встречные полосы движения, и предназначены для того, чтобы предотвратить переезд автомобиля через разделительную полосу и столкновение его со встречным транспортом).

Подробнее…

Слои из песчано-гравийных смесей используют в большинстве случаев в качестве конструктивных слоев дорожной одежды дорог низких категорий. Также используют как дренажные основания для дорог разных категорий.

Эти слои по прочности значительно уступают слоям из каменных материалов и асфальтовым бетонам, что облегчает их использование в верхних слоях дорожной одежды.

Подробнее…

Асфальтобетонные слои используют для устройства капитальных и облегченных усовершенствованных покрытий на дорогах І-ІІІ категорий.

Прочность асфальтобетонных покрытий в значительной мере определяет прочность одежды в целом, ровность и шероховатость покрытия. Свойства материала в значительной мере определяют свойства асфальтобетонных слоев и технологию их устройства. Чем больше вязкость вяжущего, тем больше больше температура смеси должна быть в период укладки и уплотнения слоя и тем больше времени нужно для уплотнения.

В зависимости от прочности каменных материалов в асфальтобетоне выбирают тип катков. При выборе типа катка выходят из необходимости уменьшения дробления камня при укатке.

Подробнее…

Контроль качества является важной частью технологии строительства, он направлен на обеспечение высокого качества работ, выполнения технологических норм и правил, обеспечения минимальных трат ресурсов. Контроль сопровождает каждую технологическую операцию.

В дорожном строительстве выделяют три вида контроля: входной, операционный, приемочный.

Входной контроль проектно-сметной документации предусматривает проверку ее комплексности и качества. Качество проектных решений проверяют соответственно инструкций о последовательности проведения экспертизы проектов и смет на строительство (СН 213-73).

Подробнее…

Go Top

Асфальтоукладчики — ACN/PCN — Классификационный номер дорожного покрытия

Некоторые рекомендации по назначению PCN Формат отчета PCN

ИКАО требует, чтобы прочность покрытий для воздушных судов массой более 12 500 фунтов (5 700 кг) предоставлялась с использованием метода ACN-PCN путем предоставления всей следующей информации:

  • Классификационный номер покрытия
  • Тип покрытия
  • Категория прочности земляного полотна
  • Категория максимально допустимого давления в шинах или значение максимально допустимого давления в шинах
  • Метод оценки

Несущая способность покрытий аэродромов должна быть измерена, проанализирована, оценена и зарегистрирована, чтобы можно было контролировать эксплуатационный вес самолетов, которым разрешено использовать покрытия. Номер PCN ​​указывает на пригодность участка покрытия для неограниченных полетов любого воздушного судна, у которого ACN и давление в шинах не превышают пределов, указанных в формате PCN для указанного типа покрытия и категории прочности грунтового основания. Метод оценки покрытия PCN остается на усмотрение аэропорта с одобрения регулирующего CAA. Некоторые рекомендации по выбору соответствующего PCN приведены в главе 3 «Оценка покрытий» Руководства по проектированию аэродромов. Хотя ИКАО не дает конкретных нормативных указаний о том, как определить PCN, в ней говорится, что PCN должен отражать взаимосвязь между допустимая нагрузка т.е. ACN
критических, т.е. наиболее повреждающих воздушных судов и структурного покрытия
жизнь:

  1. PCN должен основываться на значениях ACN наиболее повреждающего(их) самолета(ов)
    которые используют тротуар на регулярной основе (регулярный определяется
    оператор).
  2. При определении PCN необходимо учитывать количество покрытий в течение срока службы покрытия.

Пожалуйста. Обратите внимание, что самый разрушительный самолет не обязательно должен быть
самолетов в составе флота с самым высоким ACN. критический
самолет для оценки PCN — это самолет, который нанес наибольшие повреждения из всех самолетов.
в составе автопарка. Аналитическая техническая оценка предпочтительнее эмпирических методов (т. е. метода CBR), позволяющая выявить истинную прочность материала с использованием калиброванных критериев разрушения для всех материалов дорожного покрытия и грунтового основания.

В наиболее фундаментальных терминах определение рейтинга с точки зрения PCN представляет собой процесс принятия решения о максимально допустимой полной массе выбранного критического самолета для покрытия, зная его ACN при этом весе, сообщая его как PCN. Этот процесс может быть таким же простым, как знание эксплуатационной полной массы каждого самолета, который в настоящее время использует покрытие, и поиск его ACN (называемый методом использования самолета). Этот метод можно применять при ограниченных знаниях существующих характеристик воздушных судов и покрытий. Второй метод более сложен и называется технической оценкой. Для успешного проведения технической оценки требуется глубокое знание дорожного покрытия и движения по нему, а также базовое понимание инженерных методов, используемых при проектировании дорожного покрытия.

Система отчетности PCN ИКАО о прочности покрытия включает публикацию пяти (5) кодов прочности в форме 51 FDWT для нежестких покрытий или 62 R/B/W/T для жестких бетонных покрытий. При желании PCN могут быть опубликованы с точностью до 1/10 целого числа.
Вкратце, первое число представляет собой сообщаемое значение PCN по шкале от 1 до примерно 130, где 1 соответствует слабому покрытию, а 130 — очень прочному покрытию. Вторая часть кода представляет собой букву «F» для нежестких дорожных покрытий или «R» для жестких дорожных покрытий. Третья часть представляет собой буквенный код A, B, C или D, указывающий на прочность грунтового основания/несущую способность, где A представляет собой высокую несущую способность, а D — очень низкую прочность. Четвертая часть указывает ограничение давления в шинах в МПа, если применимо (X, Y, Z, иначе W). Пятая и последняя часть кода PCN указывает метод оценки, используемый для определения прочности покрытия — «T», если получено на основе инженерного исследования, или «U», если основано на удовлетворительном использовании самолета.

PCN
Числовое значение
Тип покрытия Прочность основания
Категория
Допустимое давление в шинах (пересмотрено
пределы)
Метод PCN
Определение
31 R – Жесткий
F – гибкий
А — Высокий
Б – средний
С – Низкий
D – Сверхнизкий
Вт – без ограничений
X – высокое, ограничено 1,75 МПа
Y – средний, ограничен до 1,25 МПа
Z – низкое, ограничено 0,5 МПа
Т – Технический
U – Использование самолета

Пример сообщения PCN
Нежесткое дорожное покрытие с CBR грунтового основания 7, числовым значением 31, определенным техническим методом, и имеющим допустимое давление в шинах 1,6 МПа указывается как 31/F/C /Х/Т.

Новое давление в шинах
категории и обозначения
Пределы давления в шинах были недавно пересмотрены, чтобы приспособиться к давлению в шинах современных самолетов. Результаты двух независимых серий полномасштабных испытаний показали, что повышение давления в шинах с 15 бар до 17,5 бар не оказало значительного неблагоприятного воздействия на колееобразование на дорожном покрытии при температурах HMA, характерных для эксплуатации в аэропортах в жарком и умеренном климате. Колейность как меры в испытаниях не повлияла на конструктивную способность нижних слоев конструкций дорожного покрытия. То есть срок службы дорожного покрытия не уменьшился бы вследствие повышения давления в шинах. Результаты исследования ACI состояния дорожного покрытия в аэропортах по всему миру во всех климатических регионах подтверждают выводы полномасштабных испытаний. В 2010 году Группа по изучению дорожного покрытия группы экспертов ИКАО по аэродромам пришла к консенсусу в отношении того, что категории давления в шинах можно официально и навсегда изменить, чтобы они в большей степени соответствовали давлению в шинах существующих и будущих самолетов, не влияя при этом на результаты аэродромных исследований.

Перегрузки самолетов
выходит за пределы опубликованных пределов и рекомендации ИКАО по перегрузке
В течение срока службы покрытия существует вероятность того, что текущий или будущий транспорт будет нагружать покрытие таким образом, что установленный рейтинг PCN будет превышен. Нагрузки, превышающие исходную проектную или расчетную нагрузку, могут сократить срок службы дорожного покрытия, в то время как меньшие нагрузки обычно оказывают минимальное влияние на износ дорожного покрытия. Воздушным судам с грузоподъемностью, превышающей заявленные номинальные нагрузки на покрытие, все же может быть разрешено использовать покрытие при условии одобрения эксплуатационного органа аэропорта.

Покрытия, если они перегружены сверх их первоначальной расчетной прочности, могут очень быстро испортиться, что приведет как к FOD, так и к проблемам безопасности на неровностях для самолетов. Согласно пункту 19.1 «Эксплуатация с перегрузкой» Приложения 14 ИКАО, случайные движения (5 процентов) воздушных судов по нежестким покрытиям со значениями ACN не более чем на 10 процентов выше сообщаемого PCN не должны оказывать неблагоприятного воздействия на покрытие. Для жестких покрытий ACN не должен превышать сообщаемый PCN на 5 процентов. Перегрузки, выходящие за эти пределы, должны основываться на результатах подробного инженерного исследования, в ходе которого сравнивается нагрузка отдельного самолета с конструкционными возможностями покрытия. Администрация аэропорта должна полностью понимать последствия разрешения эксплуатации с перегрузкой с точки зрения возможного ускоренного износа конструкции и сокращения срока службы покрытия. Если допустимы перегрузки, администрация аэропорта должна регулярно осматривать дорожное покрытие, чтобы убедиться в отсутствии неприемлемых структурных повреждений.

Спина

что такое ACN/PCN — AVISAV — Эксплуатация

Классификационные номера ACN/PCN

 

ACN и PCN обозначают классификационный номер воздушного судна и классификационный номер покрытия соответственно. Эти два числа были разработаны для выражения определенных ценностей в авиации и регулирования определенных областей авиации с целью повышения безопасности и повышения эффективности.

(узнайте больше об этом и многом другом в нашем курсе «Планирование международных поездок»)

 

Что такое ACN/PCN?

Согласно документу FAA AC 150/5335-5C, ACN/PCN — это метод, разработанный Международной организацией гражданской авиации и используемый для классификации несущей способности покрытия перрона, взлетно-посадочной полосы и рулежной дорожки.

Этот документ, доступный на официальном сайте FAA, содержит подробные инструкции, необходимые для расчета этих значений. А именно значения ACN рассчитываются для определения PCN через программу COMFAA.

 

В этом документе также содержится информация о правилах и положениях, касающихся изменения данных аэропорта. Они относятся к общему весу и классификационному номеру дорожного покрытия, указанным в элементах данных с 35 по 38 и элементе данных 39 соответственно. Вы можете найти больше информации о дизайне программного обеспечения здесь.

 

Назначение ACN/PCN

Основной целью метода присвоения классификационного номера воздушного судна и классификационного номера покрытия является защита взлетно-посадочной полосы, перрона и рулежной дорожки от чрезмерного износа. Наконец, эти методы, при правильном применении, продлевают срок службы этих сегментов аэропорта. Таким образом, они также повышают безопасность всех заинтересованных сторон, участвующих в процессах воздушного движения, особенно наземной деятельности.

 

PCN

Можно сказать, что классификационный номер покрытия соответствует классификационному номеру воздушного судна «наиболее опасного воздушного судна». Это самолет с наиболее требовательным ACN, который регулярно использует перронное покрытие, рулежную дорожку или взлетно-посадочную полосу.

Значения PCN можно найти в документе CAA CAP 1054 Aeronautical Information Management.

Курс Virtual Aviation Trainer (Train the Trainer)

Части кода PCN

PCN — это номер, который легко узнать благодаря пятизначному коду. Код отличается косой чертой. Он четко описывает соответствующее покрытие, то есть его несущую способность.

Детали PCN

Первая часть кода PCN — это его числовое значение. Он указывает на несущую способность той или иной части дорожной одежды. Эта часть представляет собой целое число, основанное на геометрии самолета, характере дорожного движения и других факторах. Следовательно, это число не отражает чистую несущую способность покрытия.

Вторая часть кода PCN — это буква. Это может быть буква «R» или буква «F». R означает «жесткий», а F означает «гибкий». Бетонные покрытия имеют маркировку «R», а асфальтовые покрытия имеют маркировку «F» в своем коде PCN.

Третьей частью кода PCN могут быть буквы A, B, C или D. Эти буквы обозначают грунтовое основание дорожного покрытия. «А» обозначает очень прочное основание, обычно смесь бетона и глины. Земляное полотно «D» обозначает очень слабые, неплотные типы грунта.

Четвертая часть кода PCN может быть буквой или цифрой. Он показывает максимальное давление в шинах, поддерживаемое дорожным покрытием. Буквы включают W, обозначающую неограниченное давление, X, обозначающую высокое давление, до 1,75 МПа; Y, обозначающий способность к среднему давлению до 1,25 МПа, и Z, обозначающий низкое давление, до 0,5 МПа.

Пятая часть кода PCN снова буква. Он отмечает метод, используемый для получения кода. Если в пятой части стоит буква «Т», это означает, что использовалась техническая оценка. Если он содержит букву «U», применялись физические испытания.

 

Пример кода PCN

Если код PCN говорит «70/R/B/Y/T», это означает, что несущая способность нижележащего покрытия равна 70, покрытие жесткое, находится на грунте средней прочности (земляном полотне), предельное давление в шинах до 1,25 МПа, т.е. среднее, результаты получены в результате технической оценки.

 

Код ACN

В соответствии с документом FAA AC 150/5335-5 , CAN означает классификационный номер воздушного судна и показывает влияние воздушного судна на данное покрытие при заданной конфигурации.

ACN определяется для каждого самолета отдельно. Также проводятся тесты на взаимосвязь каждого самолета и каждого отдельного покрытия. Есть много факторов, влияющих на АКН. К ним относятся конструкция шасси, расстояние между колесами, вес самолета и т. д.

Каждый производитель рассчитывает ACN для каждого нового самолета. Они должны опубликовать результаты в руководстве по летной эксплуатации. В каждой таблице, представленной для каждого воздушного судна, должны быть указаны два значения, т. е. два ACN для двух разных весов. Первый показывает максимальный общий вес самолета и его ACN, а второй показывает ACN при пустом самолете.

 

Типы покрытия

Кроме того, номер ACN зависит от типа покрытия. Существует два основных типа тротуаров и несколько подтипов. Это гибкое и жесткое дорожное покрытие. Кроме того, еще одним важным значением является номер CBR. Это означает коэффициент подшипника Калифорнии. Это число показывает результат испытания на проникновение естественной механической прочности грунта.

Существует несколько типов нежестких покрытий. К ним относятся дорожное покрытие А, которое имеет высокую прочность, с маркой CBR 15; Б дорожное покрытие средней прочности CBR 10; C дорожное покрытие низкой прочности и CBR 6; и покрытие D со сверхнизкой прочностью и CBR 3.