Класс подшипников: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Содержание

Класс точности подшипников — таблица соответствия, описание -Справочная информация

Одним из параметров подшипника, влияющим на качественную, надежную и продолжительную работу любого механизма, является класс точности подшипника.

Что это такое, на что он влияет и как его выбрать, рассмотрим ниже.

Классы точности подшипников. Их влияние на работу механизмов

Параметр, показывающий степень фактических отклонения размеров конкретного экземпляра от номинальных значений, называется классом точности. Обозначается знаком в виде цифры.

Все выпускаемые российские подшипники согласно ГОСТ 520-2011 (Общие Технические Условия) идентифицируются по точности изготовления входящих в него деталей и некоторых параметров всего узла на 6 классов:

  • нормальный (0) — нормальная точность изготовления;
  • 6 (или 6Х) — повышенная;
  • 5 — высокая;
  • 4 — прецизионная;
  • 2 — сверхпрецизионная.

Определения (оценки) не официальные.

Перечислены в порядке повышения точности изготовления.

Набор классов может меняться в зависимости от типов опор (шариковые или роликовые, радиальные или радиально-упорные, роликовые конические и т. д.).

Класс точности влияет на многие эксплуатационные характеристики подшипника. Вот некоторые из них:

  • предельно допустимая скорость вращения. В каталогах на подшипники она дается для класса точности «0». Если нужна выше, нужно брать более высокие классы;
  • точность вращения. Точность вращения (радиальные и осевые биения) выбираемой опоры должна быть выше требований по биениям, предъявляемым к подшипниковому узлу механизма. Для большинства механизмов в машиностроении используются класс «0»
  • уровень вибрации и шум. При переходе к более высокому классу точности уровень вибрации снижается примерно на 2 дБ
  • трение и соответствующий нагрев.
  • стоимость. С повышением точности цена возрастает — от «0» до 4 класса в 4-5 раз, а для 2-го и того выше.

Знак, обозначающий класс точности подшипника, согласно ГОСТ 3325-89 указывается в условном обозначении подшипника слева от основного обозначения, прямо перед знаком тире. Например, 24-3000203, где  3000203 — обозначение основное, 4 — класс точности, 2 — группа радиального зазора.

Параметры подшипника, определяемые его классом точности

С целью обеспечения высокого качества и полной взаимозаменяемости подшипниковых опор  ГОСТ 520-2011для каждого класса точности устанавливает:

  • предельные отклонения (допуски) посадочного отверстия и ширины внутреннего кольца, отклонения его формы и взаимного расположения элементов кольца и др.;
  • допуски наружного диаметра и ширины наружного кольца, отклонения от формы и расположения, другие параметры;
  • радиальные и осевые биения наружного и внутреннего колец собранного подшипника, монтажную высоту отдельных видов и многих других показателей.

Только что были перечислены основные требования к подшипникам, связанные с принадлежностью их к определенным классам точности. Но …

Внимание. ГОСТ 520-2011 обязывает потребителя подшипника любого класса точности (разработчика документации на весь механизм) при разработке документации выполнять требования ГОСТ 3325-85 «Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов».

Параметры посадочных поверхностей валов и корпусов, сопрягаемых с подшипником

Согласно ГОСТ 3325-85 на посадочные поверхности и упорные торцы валов, стальных или чугунных корпусов, которые предназначены для установки подшипниковых опор качения устанавливаются:

  • поля допусков и требования по отклонениям форм шеек валов и отверстий, их торцовых поверхностей;
  • шероховатости поверхностей под подшипники;
  • рекомендуемые посадки.

Показатели выбираются по таблицам ГОСТ 3325 с учетом диаметра шейки вала и отверстия в корпусе с учетом конкретного класса точности подшипника.

Кроме того должны быть учтены и рекомендации этого стандарта по видам нагружения, выбору посадок и монтажу подшипников качения.

Только при выполнении этих требований будет обеспечена нормальная работа подшипниковых опор в пределах заданной долговечности.

Классы точности импортных подшипников и их соответствие российскому ГОСТ

ГОСТ 520-2011 устанавливает определенные соответствия российских классов точности и классов точности подшипников по международным и национальным стандартам — ИСО 462 (1), ИСО 199 (6), ДИН 620 (2), AFBMA стандарты 19. 1 (5) и 20 (3), JISB B 1514 (4).

Покажем эти соответствия в следующих таблицах.

Радиально-упорные ш/п, шариковые и роликовые подшипники

ГОСТ 520

ДИН 620(3)

ИСО 492(2)

AFBMA 20(4)

JISB 1514(5)

SKF*

0 (норм)

P0

норм

ABEC-1

RBEC-1

0

6

P6

6

ABEC-3

RBEC-3

6

P6

5

P5

5

ABEC-5

5

P5

4

P4

4

ABEC-7

4

P4

2

P2

2

ABEC-9

2

* В обозначении класса точности подшипников SKF подразумевается и точность вращения, плюс есть дополнительные знаки, указывающие на группы зазора или принадлежность к специальным классам (SP, UP).

Радиальные конические подшипники

ГОСТ 520

ДИН 620(3)

ИСО 492(2)

AFBMA 20(4)

JISB 1514(5)

норм

P0

норм

K

0

6X

P6X

6X

N

6X

5

P5

5

C

5

4

P4

4

B

4

2

2

A

Упорно-радиальные, упорные

ГОСТ 520

ДИН 620 (3)

ИСО 199 (7)

норм

P0

норм

6

P6

6

5

P5

5

4

P4

4

2

От точности опор зависят качество работы и долговечность машин в целом. Самыми «ходовыми» в машиностроении являются подшипники 0 и 6 классов. 5 и 6 используются при повышенных скоростях вращения (шпиндели шлифовальных и высокоточных расточных станков).

Деление подшипниковых опор по классам точности позволяет обеспечить подбор изделия с оптимальным соотношением точности, технических характеристик и стоимости, не делать чрезмерно дорогих закупок.

Подшипники. Классы точности по стандартам ГОСТ, ISO и ABEC – повышаем скорость подшипников

Точность по ГОСТ

Класс точности по ГОСТ — это значение предельных погрешностей формы, размера, расположения поверхностей подшипников, характеризующиеся в порядке повышения точности.

Классы точности подшипников по ГОСТ 520-2002

(в порядке увеличения класса)
По ГОСТ установлены следующие классы точности подшипников: 8, 7, 0 — (нормальный), 6, 5, 4, Т, 2. Эти классы классифицируют шариковые, роликово-радиальные и шариковые радиально-упорные подшипники;
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, 2 — применяются для упорно-радиальных и упорных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6X, 6, 5, 4, 2 — применяется для роликовых конических подшипников.
Во всех классах подшипников нормальный класс точности обозначается цифрой «0».
В неответственных узлах применяются подшипники класса точности 8 и 7 ниже класса 0.
Если специальные требования отсутствуют, класс точности 0 не указывается.
Абсолютная точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте обозначается буквой «У». Например: 7У-7508.

На что влияет точность изготовления подшипников?

  • Скорость вращения
  • Срок эксплуатации
  • Вибрация
  • Значение трения при вращении
  • Тепловыделение

В справочных материалах приводится предельная частота вращения подшипников. Она соответствует классу точности 0.

Повышаем скорость подшипников

Чтобы повысить скорость шариковых подшипников в 1,5 раз, используйте класс точности 5. Чтобы повысить скорость в 2 раза — класс точности 4.
Чтобы повысить скорость радиально-упорных подшипников с коническими роликами и упорных шарикоподшипников в 1,1 раза, используйте класс точности 5. Чтобы повысить скорость таких подшипников в 1,2 раза — класс точности 4.
Требования к компонентам подшипников, как внутренним, так и внешним, растут вместе с повышением класса точности.
Наиболее распространенными в машиностроении и автомобилестроении стали подшипники 6 и 5 класса точности по ГОСТ.
Принципиально важную роль играет класс точности в подшипниковых узлах. В работе с ними наиболее важна точность, высокая скорость вращения и минимальное трение при вращении.
Подшипники классов 2 и 4 используются в исключительных случаях. Это могут быть высокоскоростные шпиндельные подшипниковые узлы, станки с повышенной точностью
При ремонте и демонтаже оборудования старого образца, можно встретить подшипники с классом точности обозначенными буквами Н-, П-, ВП-, В-, АВ-, А-, СА-, С-. Это обозначение — устаревший стандарт.
В этом случае необходимо подобрать новый аналогичный современный подшипник. Чтобы вам легче было подобрать подшипник нового образца ниже представлена таблица:
Устаревший класс точности подшипников и соответствующий современный класс точности по ГОСТ 520-2002 в порядке возрастания.

Стандарты ГОСТ, ISO, ABEC

Межгосударственный стандарт ГОСТ 520-2002
(Подшипники качения. Общие технические условия). В 2002 году был принят межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Действует на территории СНГ
ISO (International Organization for Standardization)
«Международная организация по стандартизации». Действует международный стандарт ISO-492.
ABEC (Annular Bearing Engineering Committee)
Комитет по разработке подшипников, является частью американской ассоциации производителей подшипников (ABMA). Маркировка ABEC используется для указания точности изготовления прецизионных подшипников.
Стандарты соответствия классов точности подшипников: ГОСТ, ISO и ABEC

Классы точности подшипников SKF

Класс точности для игольчатых подшипников.

Игольчатые подшипники обозначаются в виде трех сомножителей 00х00х00 (dхDхB), где d — внутренний диаметр,
D — наружный диаметр
B — ширина подшипника в мм в порядке перечисления.
Спереди условного обозначения стоит цифра, обозначающая степень точности роликов по ГОСТ 6870.
Например, 3ККЗ0х35х46Е. В работе с такими подшипниками используются ролики со степенями точности: 5, 3, 2. Степень точности 2 в условном обозначении не проставляется.

Шарики

Всего существует 11 степеней точности шариков по стандарту ГОСТ 3722-2014 : G 3; G 5; G 10; G 16; G 20; G 24; G 28; G 40; G 60; G 100; G 200. (по порядку снижения точности)
Для стальных шариков существует классификация точности по стандарту DIN 5401: G700, G600, G500, G300, G200, G100, G80, G40, G28, G20, G16, G10, G5, G3 (по порядку увеличения точности)
Важно: с ростом точности шарика снижается отклонение от размера и формы!

Ролики

6 степеней точности для роликов цилиндрических коротких:> IV, IIIA, III, IIA, II, I.
3 степени точности для роликов цилиндрических длинных:
III, II, I.
(по порядку повышения точности)

«Иголки»

Для игольчатых роликов существует 3 степени точности:
4, 3, 2
(по порядку повышения)
О классе точности простым языком.
Зайдя в спортивный магазин, вы увидите отдел запчастей для скейтов и роликов. Это и есть те самые подшипники. В основном это изделия трех классов — АВЕС 3, АВЕС 5 и АВЕС 7.
Консультант вам подскажет, чем выше класс подшипника, тем выше его качество, а следовательно, и выше цена. В действительности классы АВЕС (1, 3, 5, 7, 9) определяют только допустимые отклонения от основных заданных размеров.
ABEC — система классификации подшипников, которой пользуются в США. Она распространена у скейтеров и роллеров.
Допустимые отклонения влияют на качество, но в меньшей степени, чем, материалы, из которых изготавливается конструкция крышек. Также важен и тип смазки, и качество шлифовки дорожки, по которым катятся шарики. Плотно ли подшипник садится на ось и сидит в колесе важно не меньше: погрешности в посадке приводят к уменьшению скорости.
Опытный специалист скажет, что класс не менее важен, чем производитель подшипника. Между АВЕС 1 и АВЕС 5 можно почувствовать разницу, разогнавшись до 32 000 оборотов в минуту, что соответствует скорости больше 500 км/ч.
Стандарт подшипника для скейтборда — 8х22х7мм: международная маркировка — 608ZZ, аналог по ГОСТу — 80018.

Оставить заявку или получить обратную связь вы можете написав нам на [email protected] или позвонив по бесплатному номеру 8 800 550-72-52. Специалисты отдела продаж подберут оборудование, проконсультируют по возникшим вопросам и проконтролируют поставку.

Допуски и точность подшипников — GMN Bearing USA

Стандарты допусков подшипников обеспечивают постоянство в производстве подшипников и гарантируют однородность продукта.

Когда вы слышите такие слова, как ABEC, микроны, отклонение, DIN, ANSI… У вас кружится голова? В этой статье разобраны все модные словечки, которые могут ввести вас в замешательство, и вы узнаете, что вам нужно знать о точности подшипников.

Классы точности подшипников

Первое, что нужно понять, это классы прецизионных подшипников и их значение.

Высокоточные подшипники (ABEC 7 и выше) изготавливаются с самыми строгими допусками и допускают отклонения размеров всего на микроны.

Сравнение стандартов ANSI, DIN и ISO на подшипники

Международная организация по стандартизации (ISO) используется на международном уровне для конкретных допусков на граничные размеры подшипников качения.

В США Американский национальный институт стандартов (ANSI) осуществляет надзор за стандартами и системами соответствия. Инженерный комитет по кольцевым подшипникам (ABEC) является общепринятым в отрасли стандартом допусков шарикоподшипников.

Для европейских стандартов вы обычно видите, что представлен Deutsches Institut für Normung (DIN).

Here is the comparison between each standard organization:

ANSI Standard* DIN 620* ISO 492*
ABEC 1 P0  Class Normal
ABEC 3 P6 Класс 6
ABEC 5 P5 Класс 5
ABEC 7 P4 Класс 4
ABEC 9 P2 Класс 2

ПРЕДИСЛОВИЕ СТАВИТЕЛЬНЫХ СТАРЕЦИИ И СПАСПОНТАЦИЯ СТОРОНА. .

Обратите внимание: некоторые производители подшипников создали свои собственные индивидуальные и фирменные стандарты допусков (например, P4+), в этой статье мы сосредоточимся только на международно признанных стандартах.

Что входит в стандарты допусков при производстве подшипников?

Классы точности подшипников включают стандарты формы, посадки, функции и соответствующих рабочих характеристик подшипников.

This includes but is not limited to:

  • Inner Diameter
  • Outer Diameter
  • Width
  • Radial Runout
  • Face Runout
  • Axial Runout
  • Profile of a Surface
  • And more

Действительно ли важны классы точности подшипников?

Вот интересный момент, касающийся классов точности подшипников и эксплуатационных характеристик: каждый подшипник может работать с одним и тем же максимальным числом оборотов в минуту. Разница заключается в следующем: Сколько процентов времени необходимо достичь этого максимального числа оборотов во время работы?

Низкоточные подшипники могут быть авантюрой

Если вы разрабатываете приложение, которое требует жестких допусков, высоких оборотов и должно работать надежно, то вы, вероятно, не захотите играть с низкоточным подшипником.

По мере того, как приложение достигает все более и более высоких оборотов, каждый микрон параллельности, биения, профиля поверхности и т. д. имеет значение.

Для стабильной работы на высоких скоростях настоятельно рекомендуется использовать прецизионный подшипник класса ABEC 7 или выше.

Процесс разработки стандартов на подшипники

В Соединенных Штатах стандартные допуски на подшипники представляются в ANSI Американской ассоциацией производителей подшипников (ABMA). ANSI также является утверждающим органом этих стандартов.

Эти стандарты создаются и контролируются ABEC, группой под управлением ABMA.

ABEC и ABMA несут вес в отрасли и являются основными ответственными за допуски подшипников в Соединенных Штатах.

Все организации по стандартизации подшипников, включая DIN и ISO, работают вместе для достижения общей цели создания эквивалентных допусков подшипников по всему миру. Эта цель достигается, когда пользователи могут доверять стандартам подшипников и могут успешно использовать прецизионные подшипники во многих отраслях промышленности по всему миру.

Как понимать классы прецизионных подшипников

Для классов точности ABEC, чем выше число ABEC, тем жестче допуск изготовленного подшипника.

Вот шкала ABEC в порядке от свободной к плотной: ABEC 1, ABEC 3, ABEC 5, ABEC 7 и ABEC 9.

Однако классы DIN и ISO противоположны шкале ABEC. Чем выше число, тем слабее допуск.

Вот шкала DIN и ISO 492 от свободного до плотного, соответственно: P0, P6, P5, P4, P3 и P2. И ИСО 492: Класс Нормальный, Класс 6, Класс 5, Класс 4, Класс 2.

Ценообразование и составление бюджета для прецизионных подшипников

Обычно при переходе от ABEC 3 к ABEC 5 в ценах наблюдаются большие скачки, а затем снова от от ABEC 5 до ABEC 7.

Когда прецизионная обработка подшипников только начиналась, постоянно производились только подшипники ABEC 1. По мере роста опыта и технологий обработки росли стабильность и надежность. Теперь подшипники ABEC 7 и ABEC 9 производятся относительно легко.

Чем выше требования к надежности, биению, частоте вращения и т. д., тем больше оправдана стоимость высокоточного подшипника.

Стандарты точности Помощь в инженерии

В инженерии допуск подшипника — это только половина уравнения. У нас есть несколько калькуляторов, которые помогают инженеру выбрать правильную стратегию допуска для сопрягаемых компонентов подшипника.

Например, наш калькулятор стандартов и оборотов использует стандарты допусков ABEC для сопоставления размеров, необходимых для вала и корпуса.

Если вам нужна помощь в разработке стратегии определения допусков, свяжитесь с нами, и один из наших инженеров будет рад вам помочь.

Уровни точности. Выбирайте с умом: насколько быстро должны работать ваши подшипники

Подшипник качения состоит из: двух колец, известных как внутреннее и внешнее относительное расстояние клеткой. На самом базовом уровне подшипник качения уменьшает трение при вращении и поддерживает радиальные и осевые нагрузки. Каждый элемент изготавливается с определенным допуском, и сумма допусков на геометрию и форму определяет, грубо говоря, уровень производительности подшипника – оценку нагрузки, которую он может нести в осевом и/или радиальном направлении, предельную скорость, шум и т. д.

Долгое время массово производились только подшипники с широкими допусками, однако в настоящее время технологии значительно продвинулись вперед, и детали могут изготавливаться с очень жесткими допусками, что позволяет регулярно производить подшипники с чрезвычайно высокими эксплуатационными характеристиками.

Итак, как узнать, имеет ли подшипник широкий допуск или жесткий допуск?

Инженерный комитет по кольцевым подшипникам (ABEC) создал рейтинговую систему, которая стала отраслевым стандартом для допусков шариковых и роликовых подшипников. ABEC включает пять классов допусков: 1, 3, 5, 7 и 9.где 1 — самый широкий, а 9 — самый узкий. Таким образом, подшипники с более высоким рейтингом ABEC имеют более жесткие допуски, а это означает лучшую точность, более высокую эффективность и потенциал для применения в приложениях, требующих высоких скоростей.

Важно отметить, что подшипник более высокого класса ABEC не означает, что подшипник может выдерживать более высокую нагрузку, скорее он может выдерживать ту же нагрузку, что и аналогичный подшипник с более низким номиналом, но с более высокой скоростью, благодаря своей более контролируемое биение и меньший люфт. ISO имеет эквивалентный стандарт (ISO 492) для допусков подшипников, соответствующих рейтингам ABEC, следующим образом: нормальный класс 6x (самый плотный), 6, 5, 4 и 2.

Классы допусков ABEC определяют как допуски размера, так и формы для отдельных внутреннего и наружного колец. . Важнейшие характеристики колец включают отверстие (или внутренний диаметр внутреннего кольца), внешний диаметр наружного кольца, ширину кольца и дорожки качения каждого кольца. Допуски формы включают округлость, конусность, биение и параллельность.

Как узнать, нужен ли мне подшипник ABEC 7 или ABEC 3 для моего применения?

В целом подшипник является очень точным механизмом, и технические характеристики конструкции являются основным фактором при выборе подшипника. На самом деле, выбор подшипника со слишком большим допуском для применения может повлиять на максимальный крутящий момент, который он может выдержать, или вызвать дисбаланс нагрузки на высокой скорости и, в конечном итоге, повлиять на срок его службы. И наоборот, подшипник со слишком высоким допуском для применения, вероятно, будет работать лучше, но и будет стоить значительно дороже.

Подавляющее большинство (более 98%) шарикоподшипников, продаваемых каждый год, относятся к классам ABEC 1-3 — с допусками до 4 th знаков после запятой! – и может удовлетворить подавляющее большинство приложений. Подшипники более высоких классов, называемых высокими/супер/сверхвысокими/ультрапрецизионными (попадающими в классы ABEC 5,7,9), имеют гораздо более жесткие допуски, которые требуют более точной обработки и более длительного времени производства. Эти подшипники доступны в более ограниченном количестве и имеют цены в 4-5 раз выше, чем подшипники ABEC 1-3.

В частности, благодаря меньшему биению и осевому зазору, подшипник ABEC 7 будет работать лучше и дольше на высоких скоростях, чем подшипник ABEC 3. Итак, если вам нужен сверхточный и долговечный подшипник, то подшипник ABEC 7, вероятно, вам подойдет. Подшипники ABEC с высоким рейтингом применяются в станкостроительном, аэрокосмическом, медицинском оборудовании и т. д.

И наоборот, если ваше приложение не требует чрезвычайно высоких допусков, подшипник ABEC 1-3, вероятно, будет лучшим выбором. Например, подшипники с рейтингом ABEC 1-3 используются в автомобилях, электродвигателях, коробках передач и в большинстве промышленных применений.

При окончательном анализе, выбирая подшипник на основе его рейтинга ABEC, всегда помните о области применения, тщательно учитывайте технические характеристики конструкции (как быстро это произойдет?!), не забывая при этом о желаемом сроке службы. Сопоставьте эти соображения с компромиссом между стоимостью и производительностью стандарта и выберите подшипник, который лучше всего подходит для вашего применения.

Мы в Emerson Bearing знаем, что выбор правильного подшипника имеет важное значение для вашего успеха. У нас есть многолетний опыт поставки высококачественных подшипников для различных отраслей промышленности, и наша техническая команда всегда готова помочь вам выбрать подшипники, подходящие для вашего применения.