Содержание
Датчик холостого хода на ВАЗ 2109 (инжектор, карбюратор): замена своими руками, диагностика неисправности, чистка
Содержание:
- Принцип работы
- Функции
- Признаки неисправности
- Замена или чистка
При наличии проблем в работе датчика холостого хода, с управлением вашим ВАЗ 2109 могут возникнуть сложности. Чтобы определить поломку и научиться грамотно менять датчик, ознакомим вас с основными положениями.
Внешний вид устройства
Принцип работы
Не совсем правильно называть датчик холостого хода именно датчиком. Ведь они являются измерительными приборами, которые обрабатывают и преобразуют информацию, выводят ее на механические или электронные указатели на приборной панели.
Правильно называть датчик холостого хода регулятором, либо просто РХХ. РХХ играет важную роль в работе двигателя, поскольку обеспечивает слаженное и правильное поведение силового агрегата.
Увы, системы самодиагностики на ВАЗ 2109 не совершенны, потому при выходе из строя регулятора холостого хода автомобиль вас об этом не уведомляет даже элементарным включением сигнальной лампы Check Engine. Потому ориентироваться приходится по признакам поломки.
Работает РХХ следующим образом. При включении замка зажигания шток на датчике выдвигается до упора, упирается при этом в специальное отверстие дроссельного патрубка. РХХ начинает считывать шаги и клапан возвращается в изначальное положение. При работающем моторе при повышении или уменьшении количества шагов происходит изменение объема воздуха, поступающего через отверстие. Следовательно, в двигатель идет необходимое количество воздуха, обеспечивающее стабильную работу мотора на холостых.
Функции
РХХ регулирует количество поступающего в двигатель воздуха при закрытой дроссельной заслонке. Это говорит о том, что РХХ выполняет функции автоматической регулировки заданных оборотов мотора при холостом ходу.
Также регулятор принимает участие в процессе прогрева мотора до оптимальных рабочих температур зимой. Диапазон рабочих температур у РХХ достаточно широкий — от -40 до +130 градусов по Цельсию.
РХХ, при столь важных функциях, имеет небольшие размеры и состоит из трех основных элементов:
- Шаговый электромотор;
- Пружина;
- Шток с конусообразной иглой на конце.
Регулятор холостого хода установлен на корпусе дроссельного узла парой винтов.
Расположение РХХ
Признаки неисправности
Игнорировать признаки выхода из строя датчика холостого хода на вашем инжекторном или карбюраторном ВАЗ 2109 ни в коем случае нельзя. Сначала это будет доставлять дискомфорт в вождении, но вскоре может стать причиной серьезной аварии.
Существует несколько основных симптомов, которые могут указывать на проблемы с РХХ:
- Обороты самопроизвольно начинают то увеличиваться, то уменьшаться;
- При включении холодного силового агрегата не повышаются обороты;
- При использовании дополнительных электрозависимых устройств, таких как фары или отопитель, на холостом ходу сразу начинают падать обороты;
- При выключении передачи или на холостом ходу двигатель может заглохнуть.
Это не полный перечень возможных симптомов, но все они косвенные. Потому чтобы убедиться, что проблема кроется именно в РХХ, а не других узлах двигателя, необходимо проверить текущее состояние датчика.
Проверка состояния
Чтобы проверить текущее состояние вашего РХХ на автомобиле ВАЗ 2109, выполните несколько последовательных действий.
Шаг проверки | Ваши действия |
Шаг первый | Включите ручной тормоз на автомобиле, установите противокаты под колеса. Безопасность всегда должна стоять на первом месте во время ремонта машины своими руками |
Шаг второй | Необходимо добраться до искомого датчика, отключить его от питательной колодки с проводами, а затем с помощью вольтметра проверить наличие напряжения. Минус ставится на двигатель, а плюс устанавливается на выводы колодки проводов А и D |
Шаг третий | Включите зажигание, проверьте показатели напряжения. В норме они составляют около 12Вольт. Если вольтметр показывает меньшие значения, возможна проблема с уровнем заряда аккумуляторной батареи. Если напряжения совсем нет, придется проверить весь ЭБУ и электрическую цепь. Не исключены обрывы. |
Шаг четвертый | Проведите еще одну проверку при включенном зажигании. Проверьте поочередно выводы AB и CD. В нормальном состоянии сопротивление на них должно составлять примерно 53 Ом. Если РХХ работает нормально, измерительный прибор покажет бесконечное сопротивление |
Шаг пятый | При снятом регуляторе холостого хода и включенном зажигании подключите к нему колодку с питание. Если при этом конусная игла выдвинулась, все с устройством хорошо. Если же не выдвигается конусообразная игла, тогда РХХ вышел из строя и требует замены |
youtube.com/embed/yj3rXyRVerI?rel=1&wmode=transparent» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>
Определив, что старый датчик холостого хода уже отработал свое на ВАЗ 2109, ему требуется замена. Процедура вполне выполнима без посторонней помощи.
Снятие РХХ
Замена или чистка
Практика показывает, что в достаточно большом количестве случаев простая чистка регулятора холостого хода позволяет восстановить его работоспособность. Потому советуем первым делом опробовать этот метод. А если он результата не даст, тогда не составит никакого труда заменить устройство.
- Купите емкость с очистителем для карбюратора. При этом ваш двигатель вполне может быть инжекторным. Просто данный состав отлично подходит для чистки РХХ и не только.
- Отключите от датчика колодку с проводами, открутите два крепежа и извлеките непосредственно сам пострадавший регулятор.
- Зачистите регулятор от накопившегося мусора, загрязнений, очистите обязательно саму иглу и пружину. Делать это нужно средством для чистки карбюратора. Используйте подручные средства, дабы привести в порядок достаточно компактное устройство.
- Обязательно очистите посадочное гнездо регулятора холостого хода на дроссельном узле. Именно туда входит конусообразная игла датчика ХХ.
- Завершив мероприятия по очистке устройства, верните его на место и проверьте в работе.
- Если чистка не принесла желаемого результата, двигатель продолжает вести себя неадекватно, придется приобрести новый регулятор и установить его на место старого датчика.
- Обязательно перед заменой обесточьте автомобиль, отключив минусовую клемму с аккумуляторной батареи, затем отключите колодку с питающими проводами, открутите крепежные винты и снимите устройство.
- Выполните сборку, действуя в обратной последовательности.
Разборка узла для чистки или замены
Здесь главное действовать аккуратно и не переусердствовать с карбюраторным очистителем, если сначала решили попробовать зачистить устройство. В остальном замена РХХ не вызывает проблем даже у новичков.
Загрузка …
Share this article:
Датчик холостого хода ваз 2109 карбюратор: принцип работы, устранение неисправности
Недавно столкнулся с такой проблемой: Жигули с карбюратораторной системой питания перестали работать на холостом ходу. Машина заводится на подсосе и работает. Все хорошо,можно ездить, но как только убираешь подсос и снимаешь ногу с педали газа- двигатель глохнет. Конечно, машина на ходу, но очень тяжело, особенно на светофорах при езде по городу, когда постоянно нужно то разогнаться, то затормозить ездить без холостого хода. Когда машина прогревается до рабочей температуры, она может не глохнуть на холостом ходу, но ужасно трястись на холостом ходу, обороты двигателя при этом порядка 500-600 оборотов в минуту.Нужно срочно восстановить нормальную работу холостого хода автомобиля ,давайте рассмотрим как.
В интернете много статей, объясняющих причину, почему не работает холостой ход на девятке. 90% таких статей рассматривают только манипуляции с электромагнитным клапаном холостого хода. Действительно, проблемы с клапаном очень часто бывают причиной пропадания холостого хода, однако бывают и другие причины. Делюсь опытом, потому что и сам просидел далеко не один час в поисках нормального материала, но натыкался только на сотни статей, которые как один разбирались с ЭПХХ.
Итак идем по порядку: на Вашем Ваз 2109 пропал холостой ход, с нажатой педалью газа машина работает, как только её отпускаете глохнет. Причина этого явления в следующем. В карбюраторе есть специальная система холостого хода: топливный канал холостого хода с жиклером, воздушный канал холостого хода и электромагнитный клапан. Когда машина работает на холостом ходу, то горючая смесь поступает в двигатель через канал холостого хода. Дроссельная заслонка закрыта, и поэтому разряжение в двигателе огромное и оно через канал холостого хода засасывает горючую смесь в двигатель. Топливный и воздушный жиклер имеют специальные отверстия, определенного диаметра, которые подобраны для устойчивой работы двигателя на холостом ходу. Почему холостой ход может пропасть?
Все просто: либо не поступает топливо через топливный канал холостого хода, либо где-то в системе есть подсос воздуха и выдерживается неправильное соотношение бензин/воздух в горючей смеси.
За подачу топлива как раз и отвечает электромагнитный клапан холостого хода (далее по тексту ЭПХХ). Если клапан не работает, топливо на холостом ходу не будет поступать в пространство за дроссельной заслонкой карбюратора.
Снимаем крышку воздушного фильтра с карбюратора.
Снимаем воздушный фильтрСнимаем крышку воздушного фильтра
Проверка клапана проста: включаем зажигание и снимаем-одеваем фишку на клапан. Должны быть слышны четкие щелчки.
Снимаем-одеваем фишку клапана
Если клапан отлично щелкает, это говорит о том, что электромагнитная катушка внутри клапана исправна, но для проверки жиклера, клапан все равно необходимо выкрутить ключом на 13.
Выкручиваем ЭПХХ
Снимаем жиклер с корпуса клапана и проверяем не засорен ли он. Ртом проверяем как воздух проходит через него.
ЭПХХ Ваз 2109Топливный жиклер холостого хода
Далее проделываем следующую вещь: затыкаем пальцем отверстие ЭПХХ в корпусе карбюратора и заводим машину.
Заводим Ваз 2109 без ЭПХХ
Это мы делаем для того, чтобы если какой-то мусор и был перед топливным жиклером, то мы прогоняем его из канала холостого хода. Обращаем внимание на уплотнительную резинку ЭПХХ, если она треснутая, перекошенная, или неплотно прижимается к карбюратору то через неё будет идти подсос воздуха и холостой ход соответственно работать не будет.
Если Ваш ЭПХХ не щелкает при поднесении к нему фишки, проверяем, есть ли на нем напряжение. Если напряжения нет – проверяйте экономайзер и концевой дроссельной заслонки карбюратора.
Если напряжение есть, а клапан не щелкает и не чем его заменить (например Вы в дороге), проделываем следующее: снимаем жиклер с корпуса клапана и отламываем пластмассовую иглу,
Отламываем запорную иглу ЭПХХ
ставим жиклер на место и все, одевать провод на ЭПХХ теперь не нужно. Это чревато детонацией, когда будете глушить горячей двигатель, но в дороге или если срочно нужно починить – вполне приемлемый вариант.
Если манипуляции с ЭПХХ не помогли, идем дальше. Круг поиска сузился – где-то подсос воздуха. Легко сказать, но трудно найти, однако выбора у нас нет. Проверяем по порядку:
1. Как прижата крышка карбюратора к корпусу карбюратора,целостность бумажной прокладки между ними.
Проверяем надежность крепления крышки карбюратора
2. Прокладка между карбюратором и впускным коллектором двигателя.
Прокладка между карбюратором и впускным коллектором
3. Целостность шланга от впускного коллектора к вакуумному усилителю тормозов.
Смотрим шланг от вакуумного усилителя тормозов
4. Проверяем целостность шланга от карбюратора к вакуум-корректору распределителя зажигания
Шланг к вакуум-корректоруШланг к вакуум-корректору
5. Проверяем стоит ли заглушка на трубке позади карбюратора, если ее нет, проверяем пальцем, есть ли засасывание воздуха через нее. Если воздух засасывается, то трубку необходимо заглушить. Находите трубку подходящего диаметра, вкручиваете в нее болт, другой стороной одеваете на отвод карбюратора
Трубка позади карбюратора
В моем случае получилось так, что именно эта заглушка отвалилась, и двигатель стал глохнуть на холостом ходу. Поставил заглушку и, о чудо, у заработдевятки опять заработал холостой ход.
Игольчатые и электромагнитные клапана карбюратора ваз 2109
«Самара» (ВАЗ 2109), сам по себе — автомобиль долговечный и надежный. А если что-то и «летает», то это, как правило, результат экстремальных температур или неправильной эксплуатации. Но время не щадит никого, даже автомобили. Поэтому в один прекрасный день он может просто не запуститься. И причина такой неисправности может быть не в двигателе, не в зажигании. Часто к таким повреждениям приводит выход из строя клапанов.
Осмотр и ремонт клапанов
Проверка клапанов — обязательный процесс диагностики автомобиля. Поможет отсеять некоторые варианты причин неисправности
Часто бывает так, что игольчатый клапан карбюратора ВАЗ 2109 иногда может просто «залипнуть». И это вызывает проблемы. Если топливный игольчатый клапан неисправен, его необходимо очистить или заменить.
Бывает, что клапан перестает работать в очень жаркую погоду. Это может выражаться в том, что машина заводится, но через десять-двадцать секунд двигатель глохнет. Внешне определить причину очень проблематично.
Иногда в таких случаях помогает постукивание по крышке карбюратора, а затем производится несколько ударов по ручному приводу топливного насоса.
Когда игольчатый клапан прекращает свою работу в закрытом состоянии, то видимо ничего не происходит и никаких звуков вы не услышите. А открытый клапан дает звук бензина, заполняющего поплавковую камеру.
Процесс замены игольчатого клапана карбюратора ВАЗ 2109
Рекомендуем не издеваться над автомобилем и заменить клапан. В противном случае рано или поздно вам придется заняться более серьезным ремонтом карбюратора ВАЗ 2109..
Внимание! Замена осуществляется только на холодном автомобиле.
- Необходимо ослабить болты крепления троса и оплетки привода «подсос». После этого его можно свободно снять с карбюратора.
- Теперь нужно до упора хомуты снять с карбюратора шланг, подающий бензин и «обратку». Можно отсоединить провод от клапана экономайзера принудительного холостого хода.
- Когда вы это сделаете, вам нужно открутить пять винтов, которые крепят крышку карбюратора. Очень важно не повредить ни прокладку, ни поплавки. Теперь можно снять крышку.
- Переверните крышку так, чтобы поплавки оказались вверху. После этого можно взять шило и надавить на ось поплавков, чтобы снять их. Делаем все аккуратно, во избежание повреждения язычков. В противном случае уровень топлива может быть нарушен.
- Теперь снимите старый клапан. Новые сделаны таким образом, что его игла по сути является отдельной деталью. Это очень удобно, так как теперь уздечка легко надевается на язык.
- Перед установкой нового клапана обязательно замочите новую иглу на десять минут в бензине.
- Установите новый клапан.
- Иглу надевают на уздечку языка. При этом он вставляется в сам корпус. Далее устанавливаются поплавки, с совмещением отверстий под ось кронштейна и поплавки. Возвращаемся на законное место, ось плывет.
- Теперь крышку можно вернуть на место. Но в идеале помыть еще и топливный фильтр. Для этого откручиваем пробку, которая находится напротив входного отверстия и вытаскиваем фильтр. После этого его промывают в бензине и ставят на место.
- Закрутите винты на крышке карбюратора.
- Возвращаем на место шланги и кабель, прикручиваем.
Рекомендуемый артикул: Новые автомобили до 500 000 рублей в хорошей комплектации
После этого проблем с залипанием клапана точно не будет. При необходимости проверить электромагнитный клапан карбюратора ВАЗ 2109.
Проверка электромагнитного клапана карбюратора ВАЗ 2109 и его блока управления
В карбюратор ВАЗ 2109 установлен электромагнитный клапан и его блок управления. Этот блок включает вентиль в 1900 об/мин и отключается при 2100 об/мин. Как только двигатель достигнет заданной частоты вращения коленчатого вала, произойдет разрыв в цепи электропитания электромагнитного клапана карбюратора ВАЗ 2109 и подача бензина прекратится.
И наоборот, при снижении частоты вращения до 1900 об/мин цепь снова замыкается и подача топлива восстанавливается. Для того, чтобы проверить правильность работы электромагнитного клапана ВАЗ 2109, выполните следующие действия:
- включить двигатель и прогреть его до рабочей температуры;
- затем следует отсоединить разъем от провода клапана и замкнуть его на массу;
- Постепенно увеличить обороты двигателя до 2100 и зафиксировать их в этой точке.
- при достижении двигателем 2100 об/мин вы почувствуете появление автоколебательного режима с пульсацией оборотов. Это связано с тем, что подача топлива прекратилась — клапан закрыт.
- как только клапан закрывается, то естественное постепенное снижение оборотов до 19Далее следует 00 оборотов, и как только эта отметка будет достигнута, электромагнитный клапан автоматически откроется и топливо снова начнет поступать в двигатель — начнутся обороты до 2100 об/мин.
В большинстве случаев режим включения/выключения клапана является циклическим процессом и происходит каждые 1-2 секунды. Итак, если вы не увидели этого цикличного процесса при проверке, но уверены, что клапан исправен, то вам следует разобраться с блоком управления. Или поменять клапан на новый для большей уверенности.
Рекомендуемый артикул: Панель приборов ВАЗ 2114 (обозначение, описание и схема)
Для проверки блока управления электромагнитным клапаном карбюратора ВАЗ 2109 следует подготовить дополнительный провод, длины которого должно хватить от нашего клапана до батареи, а именно к плюсовой клемме. Кроме того, требуется контрольная лампа напряжения. Далее необходимо проделать следующие действия:
- отсоединить кабель питания от электромагнитного клапана карбюратора ВАЗ 2109 и предварительно подготовленным проводом подключить клапан к клемме аккумулятора, не тревожа мотор;
- Питающий кабель клапана, который был отключен, подключите к плюсовой клемме контрольной лампы, а минус к массе.
- запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу при частоте вращения коленчатого вала 850-900 об/мин, при этом контрольная лампа должна гореть.
- постепенно увеличивайте скорость до 2100 оборотов и при достижении этой отметки лампа погаснет, а уменьшив скорость до 1900, она загорится снова.
На данном этапе проводится проверка электромагнитного клапана карбюратора ВАЗ 2109кончено. При обнаружении неисправности следует заменить либо клапан, либо блок управления клапаном.
| |||||||||||||||||||||||||||||
Общая информация: Блок управления экономайзером холостого хода (БЭУР) 5003. 3761 предназначен для включения/выключения режима холостого хода Блок управления экономайзером холостого хода (БЭУР) 5003.3761 выпускается в едином климатическом исполнении О2.1 Применяемость: автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, «Таврия» и Блок управления экономайзером холостого хода (БЭУР) 5003.3761 обеспечивает: Агрегат 5003. 3761 устанавливается на предусмотренное для него место в автомобиле с помощью Гарантийный срок эксплуатации 3 года со дня ввода в эксплуатацию или с
Технические характеристики:
|