Содержание
новые правила для участников дорожного движения
Автоновости
Дмитрий Сергеев
разобрался в нормах для электросамокатов
Профиль автора
Правительство РФ внесло изменения в правила дорожного движения. Они касаются тех, кто водит электросамокаты, электроскутеры и любые устройства с электродвигателем.
Изменения вступили в силу 1 марта 2023 года. Расскажу подробности.
Как было раньше
Раньше правила дорожного движения относили тех, кто управляет самокатами, к пешеходам. Для них действовали те же указания:
- Перемещаться по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам.
- В отсутствие тротуаров и дорожек — по обочинам дорог или краю проезжей части навстречу движению.
- В темное время суток носить светоотражающие элементы на одежде.
Электросамокат мог считаться транспортным средством, только если на нем стоял двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 см³ или электродвигатель мощностью больше 4 кВт, а конструкция предполагала скорость выше 50 км/ч. Если водитель такого самоката нарушал ПДД, его могли привлечь к административной ответственности: например, за езду в нетрезвом виде.
Примечание к ст. 12.1 КоАП РФ
В КоАП для водителей электросамокатов ничего не изменилось. Изменения внесли только в ПДД.
Рассылка для автолюбителей и тех, кто подумывает ими стать
Главное о том, сколько стоит владеть машиной, к чему быть готовым и как отстаивать свои права, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Что изменилось в ПДД
Обозначили статус электротранспорта и его владельцев. В ПДД появился новый термин: «средство индивидуальной мобильности», СИМ. Это транспортные средства с двигателем, который приводит в движение одно или несколько колес или роликов: электросамокаты, электровелосипеды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другой аналогичный транспорт. Мощность двигателя не имеет значения: если он есть, самокат или велосипед считают СИМ.
абз. 56 п. 1.2 ПДД
На средствах индивидуальной мобильности нельзя передвигаться быстрее 25 км/ч, при этом на них должны быть фары или фонари.
На человека, который управляет СИМ, не распространяются общие обязанности водителей:
- Он не должен предъявлять документы.
- За нарушения ПДД отвечает как пешеход.
- Если уедет с места ДТП, его не привлекут к ответственности.
Раздел 2 ПДД
Определили, кто и где может ездить на электросамокатах. В возрасте от 7 до 14 лет на СИМ можно ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон. Там же могут передвигаться дети младше 7 лет, но только в сопровождении взрослых.
п. 24 ПДД
В возрасте старше 14 лет на СИМ тяжелее 35 кг и велосипедах нужно двигаться по велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов. Если такой инфраструктуры нет или она недоступна, можно двигаться по обочине, а если нет и ее — по правой стороне проезжей части.
На электросамокатах и аналогичном транспорте массой не выше 35 кг можно ездить в пешеходных зонах. А также по тротуарам и пешеходным дорожкам — но только в следующих случаях:
- Когда невозможно двигаться по велосипедным, велопешеходным дорожкам и полосе для велосипедистов. Если есть тротуар или пешеходная дорожка, на таком самокате выезжать на обочину или проезжую часть нельзя.
- Если нужно сопровождать ребенка младше 14 лет, который тоже едет на СИМ.
6 историй о том, как велосипеды и самокаты стали поводом посудиться
На практике это работает так: если вы выехали на электросамокате массой выше 35 кг на территорию, где нет велодорожек или полосы для велосипедистов, то можете ехать только по обочине — или по проезжей части, если обочины нет. В такой же ситуации на самокате легче 35 кг можно ехать по тротуару или пешеходной дорожке. И только когда их нет — выезжать на обочину или дорогу.
Для движения по проезжей части на СИМ должны быть тормоза, звуковой сигнал, фары белого цвета и световозвращатели — белые спереди и красные сзади. Кроме того, по новым правилам СИМ могут двигаться только на дорогах, где разрешено движение велосипедистов и скорость ограничена 60 км/ч. То есть на дорогу с максимальной разрешенной скоростью 90 км/ч на электросамокате выезжать нельзя.
Уточнили правила движения для СИМ. Если человек на электросамокате создает помехи движению пешеходов, он должен двигаться с их скоростью или спешиться. Еще при езде на СИМ обязательно выполнять требования регулировщика и следовать сигналам светофора: в виде силуэта пешехода — при движении по тротуару, велосипеда — на велодорожке.
Тем, кто управляет СИМ, запрещено:
- перевозить груз, который мешает управлять или выступает за габариты транспорта больше чем на полметра по длине или ширине;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией;
- перевозить детей до 7 лет без специально оборудованных мест;
- поворачивать налево или разворачиваться, если на дороге больше одной полосы в одну сторону или есть трамвайное движение;
- пересекать дорогу по пешеходным переходам не спешиваясь.
Также они обязаны держаться за руль — хотя бы одной рукой.
Еще в ПДД появился новый знак 3.35 — «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено».
В зоне действия такого знака человеку на электросамокате придется спешиться В зоне действия такого знака человеку на электросамокате придется спешиться
С точки зрения КоАП человек, который управляет СИМ, остался пешеходом.
Ответственность за нарушение любого из перечисленных выше правил для него возможна только по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ. Санкция — предупреждение или штраф 500 Р.
Что изменилось для других участников движения
Для водителей. Теперь при выезде на дорогу с прилегающей территории придется уступать дорогу не только транспорту и пешеходам, но и средствам индивидуальной мобильности. Когда загорается зеленый, нужно дождаться, чтобы пешеходный переход пересекли и пешеходы, и люди на СИМ.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Дворец Творчества Детей и Молодежи г.Ангарск
Лето весело встречай, но правила дорожного движения не забывай.
Лето – пора каникул, ребята подолгу гуляют одни на улице, многие катаются на велосипедах, скутерах. В период летних школьных каникул идет увеличение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей. В преддверии летних каникул напомните ребятам о правилах безопасного нахождения на дороге.
Поэтому очень важно, чтобы все участники дорожного движения соблюдали правила безопасности на дорогах.
Велосипед — удобное и экологические чистое транспортное средство, с помощью которого можно максимально быстро добраться до места назначения или же просто отлично провести время с друзьями за городом. Для того чтобы ездить на нем, не существует возрастных ограничений. Мало кто знает, что человек, управляющий любым транспортным средством, – это водитель. Если человек катит транспортное средство по дороге, а не едет на нем, значит он пешеход.
Основные правила дорожного движения для велосипедистов.
Машины передвигаются на внушительной скорости, и безопасно маневрировать между ними не сможет даже самый опытный владелец двухколесного транспорта. Тем, кто все же решил ехать по проезжей части, стоит придерживаться крайней правой полосы. Можно также ехать по обочине, если это не создает неудобств пешеходам и другим участникам дорожного движения. Правила дорожного движения для велосипедистов не включают возможность перемещения по автомагистрали. Здесь запрещено передвигаться пешеходам, всадникам, а также любым транспортным средствам, которые не способны развивать скорость движения свыше 40 километров в час. Передвижение по скоростной автомагистрали может оказаться опасным для здоровья и жизни.
Существуют особые правила для велосипедистов, которые передвигаются группами. Таким путешественникам необходимо разделиться на несколько колонн по 10 человек. Расстояние между отдельными группами велосипедистов должно составлять минимум 100 метров.. Если группа велосипедистов перемещается по проезжей части в темное время суток, каждое транспортное средство необходимо оснастить фонарями. Передний свет должен быть белым, а задний — красным. Это поможет другим участникам движения понять, по какой траектории движется группа велосипедистов.
Чего нельзя делать велосипедистам?
Велосипедистам запрещено выезжать на проезжую часть, если рядом имеется специально оборудованная велосипедная дорожка. Передвигаться на неисправном транспортном средстве не рекомендуется. Движение велосипедистов по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам допускается лишь в крайних случаях. При этом водитель должен придерживаться минимальной скорости, чтобы не подвергать опасности других участников движения. Передвигаться по оживленной трасе запрещено без специальных элементов защиты. Таковыми являются шлем, налокотники и наколенники. Выезжать на дорогу лица, которым еще не исполнилось 14 лет, могут лишь в сопровождении взрослых. Каждый должен передвигаться на велосипеде, держась крепко за руль хотя бы одной рукой. Перевозить на раме пассажиров или габаритный груз запрещено. Дети младше семи лет ездят в специально оборудованном кресле с ремнями безопасности. Буксировать велосипед по проезжей части нельзя. Транспортировать неисправное средство можно только лишь вручную.
Проведите с детьми!
Здравствуй, лето!
Цель: Снизить уровень детского дорожнотранспортного травматизма во время летних
каникул; повторить основные правила дорожного движения.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый день, ребята! У вас долгие летние каникулы, и чтобы вы не допускали
ошибок на дорогах, мы сегодня повторим с вами основные правила дорожного движения.
Обыгрывание дорожнотранспортных ситуаций.
Ведущий: Ребята второго класса подготовили нам сценки, вы все внимательно смотрите, а
потом ответите на вопросы все ли дети делали верно?
а) Ситуация 1: «Пешеход переходит дорогу» (Три человека обыгрывают ситуацию, два
из них исполняют роль машин, а один ребенок пешеход)
Ведущий: Что неверно сделал пешеход? Кто может рассказать, как нужно переходить
дорогу? (выслушиваются ответы детей)
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо,
Налево гляди, направо гляди,
И если машин не увидишь – иди!!!
б) Ситуация 2: «Пассажиры в автобусе». (Четыре человека обыгрывают ситуацию:
один водитель и три пассажира. При резком торможении автобуса пассажиры
наступают друг другу на ноги. Что в этом случаи должны сделать пассажиры?)
Ведущий: Как должен был поступить тот пассажир, который наступил первый на ногу
другому пассажиру? Что ребята сделали верно, а что неверно? (выслушиваются ответы
детей). Все мы знаем, что нельзя шуметь в транспорте, сорить, всегда нужно уступать
место инвалидам, пожилым людям, женщинам с маленькими детьми.
в) Ситуация 3: «Дети играют около проезжей части»
Ведущий:
Чтобы правила движенья
Лучше вы могли узнать,
Эти вредные советы
Предлагаю прочитать.
Если ты на тротуаре
Вдруг решил в футбол сыграть,
Смело ты за мяч хватайся,
Не забудь друзей позвать.
Пусть водители увидят,
Как играешь ты умело,
Тормозят пусть восхищаясь
Мастерством твоей игры.
(Дети обыгрывают дорожнотранспортное происшествие по вине детей, которые играли
около дороги. )
Занятие по правилам дорожного движения «Здравствуй, лето!»
Ведущий: Что дети сделали неверно? Расскажите где можно играть, а где нет?
Мне, бесспорно, вывод ясен,
Что для жизни пас опасен,
Не дороги, а дворы –
Место для такой игры.
Игра – «Водители»
Ведущий: Правила таковы: Две команды стоят напротив друг друга. Между ними обручи,
имитирующие дорожные кольца. Каждый игрок из команды движется навстречу друг
другу, избегая столкновений. Для этого они должны объезжать по кольцам. Побеждает та
команда, которая быстрее переедет на противоположную сторону.
Игра «Попробуй ответь!»
Ведущий: Сейчас вам ученица 2 класса задаст вопросы, а вы постарайтесь ответить.
Слушайте внимательно.
Ученица: 1. Безбилетный пассажир. (Заяц)
- Человек, пользующийся транспортом. (Пассажир)
- Место для посадки и высадки пассажиров. (Остановка)
- Подземный вид городского транспорта.
(Метро)
- Продавец билетов в транспорте. (Кондуктор)
- Устройство в автомобиле для безопасности водителя и пассажиров. (Ремень)
- Место вдоль улицы, где идут пешеходы. (Тротуар)
- Игра «Собери дорожный знак»
Ведущий: У нас будет три команды. Каждой команде дается дорожный знак в разобранном
виде. Знак нужно склеить. Выигрывает тот, кто верно склеит дорожный знак.
- Конкурс. «Кто больше назовет правил дорожного движения»
Ведущий: Нужно три команды. Каждый из участников команд называет ПДД, выигрывает
тот, кто больше назовет таких правил.
- Игра «Быстрая машина» Правила игры: Участвуют 3 команды. Дети ставят ноги на
ширине плеч. В каждой команде есть мяч, который дети по команде начинают передавать
под ногами другому игроку. Мяч должен пройти два круга.
- Игра «Автогонки»
Правила игры: Играют 4 игрока. К веревке длиной 67 м привязывается машинка. По
команде “Марш” дети начинают тянуть веревки. Выигрывает тот, чья машинка быстрей
пересчет финишную линию.
- Эстафета «Собери слово» Правила игры: Участвует 3 команды. Собирают слова
(водитель, пассажир, светофор). Каждый участник из команды должен допрыгать в мешке
Занятие по правилам дорожного движения «Здравствуй, лето!»
до стойки, взять карточку с одной буквой и вернуться назад, отдать мешок следующему
игроку. Когда все буквы будут собраны, нужно составить слово.
- Конкурс. «Несуществующий знак»
Ведущий: Вам нужно придумать и нарисовать свой дорожный знак, который не существует
на самом деле, и придумать ему название. (Участвует три команды)
Ведущий:
Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Леша с Любой ходят парой.
Где идут? По тротуару.
Футбол – хорошая игра
На стадионе, детвора.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Подведение итогов.
Вопросы:
1. Прекращение движения автомобиля на время до 5 минут. 2. Сопровождает грузы. 3. Персональная машина. 4. Автомобиль, который выезжает справа на перекрестке равнозначных дорог. 5.Расстояние, на которое просматривается дорога впереди. 6. Управляет транспортным средством. 7. Участок дороги шириной 2,75 метра. 8. Прилегает к внешнему краю проезжей части. 9. Вид транспорта, приводимый в движение мускулами человека. 10. Средство для смазывания двигателей. 11. Грузовик с несколькими прицепами. 12. Обгон без выезда на встречную полосу. 13. Слой льда на дороге. 14. Вместо светофора. 15. Вид сцепки для буксировки. 16. Регулирует движение. 17. Пешеходный, подземный, надземный, наземный. 18. Дорога для скоростного движения. 19. Путь трамвая и поезда. 20. Разделяет полосы. 21. Маркировка на дороге. 22. Организованная группа людей или машин на дороге. 23. Табличка, устанавливаемая рядом с дорогой и сообщающая правила проезда участки дороги, или парковки на нем. 24. Км/ч. 25. Элемент дороги, прилегающий к проезжей части и предназначенный для движения пешеходов. 26. Помост для проведения одной дороги над другой. 27. Двухколесный механический вид транспорта. 28. За него в нетрезвом состоянии лишают прав. 29. Штраф, если с мая по октябрь на загородных дорогах фары… . 30. Перемещение одним транспортным средством другое на сцепке или частичной погрузкой. 31. Водосточная канава по обе стороны дороги.
Они создали материал, которого нет на Земле. Это только начало истории. : Планета Деньги : NPR
По
Пэдди Хёрш
Пиксбей
Pixbay
Звучит как сюжет научно-фантастического фильма: люди разрушают Землю, оставляют огромные шрамы на ее коре и загрязняют воздух и землю, добывая и очищая ключевой элемент, необходимый для технического прогресса. Однажды ученые, изучающие инопланетный метеорит, обнаруживают уникальный металл, который сводит на нет необходимость во всех этих раскопках и загрязнении. Лучше всего то, что металл можно воспроизвести в лаборатории с использованием исходных материалов. Мир спасен!
Итак, мы немного расширили историю. Во-первых, никаких инопланетян (если только вы не знаете чего-то, чего не знаем мы). Но в остальном правда. Две команды ученых — одна в Северо-восточном университете в Бостоне; другой в Кембриджском университете в Великобритании — недавно объявили, что им удалось изготовить в лаборатории материал, который не существует в природе на Земле. Его — до сих пор — находили только в метеоритах.
Мы поговорили с Лаурой Хендерсон Льюис, одним из профессоров Северо-восточной команды, и она сказала нам, что материал, обнаруженный в метеоритах, представляет собой комбинацию двух неблагородных металлов, никеля и железа, которые охлаждались в течение миллионов лет в виде метеороидов и астероиды летели сквозь космос. В результате этого процесса было создано уникальное соединение с особым набором характеристик, которые делают его идеальным для использования в высокотехнологичных постоянных магнитах, которые являются важным компонентом широкого спектра передовых машин, от электромобилей до турбин космических челноков.
Соединение называется тетратенит, и тот факт, что ученые нашли способ получить его в лаборатории, имеет огромное значение. Если синтетический тетратенит будет работать в промышленности, он может значительно удешевить экологически чистые энергетические технологии. Это также может всколыхнуть рынок редкоземельных металлов, на котором в настоящее время доминирует Китай, и вызвать сейсмический сдвиг в промышленном балансе между Китаем и Западом.
Земной, но такой редкий
Как все наши читатели, несомненно, помнят из своих школьных уроков естествознания, магниты являются важным компонентом любого механизма, работающего на электричестве: они являются каналом, который преобразует электрическую энергию в механическое действие.
Большинство магнитов, таких как, например, магнит в часах на батарейках, висящих на стене вашего офиса, довольно дешевы и просты в изготовлении. С другой стороны, постоянные магниты, которые используются в современных машинах, должны выдерживать огромные давления и температуры в течение длительных периодов времени. И чтобы приобрести эти свойства, им нужен особый ингредиент: редкоземельные элементы.
Редкоземельные элементы не так уж редки. Это элементы, которые можно найти по всему миру. Трудная часть извлекает их. Во-первых, вы должны выкопать их из земли. Это достаточно сложно. Затем их нужно отделить: обычно они комбинируются с другими элементами или материалами. Разрушение этих соединений и их переработка для получения исходных элементов — дорогое и грязное дело.
Китайский синдром
Раньше США были лидером в мире редкоземельных элементов, но в 1980-х годах Китай обнаружил в своих границах огромное месторождение этих элементов. Джонатан Хикави — президент Stormcrow Capital, инвестиционной компании, которая отслеживает рынки редкоземельных элементов. У него есть хорошая история об этом открытии.
«Несколько китайских компаний открыли шахты во внутренней Монголии, и это были шахты по добыче железной руды, и они производили отходы, которые попадали в их хвостохранилища», — говорит Хикави. «Японцы покупали большое количество этого железа, и они спросили: «Можем ли мы взять образцы из кучи отходов?» А китайцы сказали: «Конечно, бери сколько хочешь». Чуть позже японцы вернулись и сказали: «Мы хотели бы купить отходы». И китайцы сказали: «Ну, а почему бы нам не продать его вам? Я имею в виду, это отходы. Что мы будем с ним делать?» Оказывается, он был богат редкоземельными элементами».
Китайцы быстро сообразили и сами начали добывать эти редкие элементы. Они могли сделать это намного дешевле, чем кто-либо другой, потому что их трудозатраты были намного ниже, и они были готовы мириться с затратами на охрану окружающей среды, которые были немалыми. Довольно скоро, говорит Хикави, производство в США прекратилось, и Китай фактически захватил рынок. Сегодня Китай контролирует более 71% мировой добычи и 87% мировых мощностей по переработке редкоземельных элементов.
Два из этих редкоземельных металлов, неодим и празеодим, являются ключевыми компонентами в производстве постоянных магнитов, а это означает, что Китай теперь также доминирует на рынке постоянных магнитов, производя более 80 процентов этих высококачественных инструментов. Десять лет назад это не казалось проблемой. Китай был добровольным и готовым к сотрудничеству торговым партнером, очевидно, настолько безопасным, что в 2004 году США фактически передали производство магнитов, используемых в системах наведения для американских крылатых ракет и высокоточных бомб, китайской компании.
«У нас было производство в США, — говорит Лаура Льюис. «Magnaquench, дочерняя компания General Motors. Она находилась в Андерсоне, штат Индиана, и оптом поставлялась в Китай. Это был краткосрочный взгляд на экономику: прибыль сразу, но затем мы потеряли наши возможности в будущем».
Сегодня отношения с Китаем более напряженные. И потребность как в редкоземельных элементах, так и в постоянных магнитах возрастает по мере того, как мы переходим к экономике чистой энергии.
США осознали, что они находятся в значительном стратегическом невыгодном положении по сравнению с Китаем в этой жизненно важной сфере для его экономики и национальной безопасности. Компания возобновила бездействующую шахту по добыче редкоземельных элементов в Калифорнии и ищет новые потенциальные участки добычи в Аризоне, Неваде и Вайоминге. Но для запуска этих шахт потребуется более десяти лет.
Изменивший правила игры
Вот почему открытие синтетического тетратенита так волнует, говорит Джонатан Хикави. Соединение настолько прочное, что производители могут изготавливать из него постоянные магниты для всех механизмов, кроме самых требовательных. Если это произойдет, США смогут сами заполнить огромную часть рынка магнитов и сократить свою потребность в некоторых редкоземельных элементах. И это приведет к огромным изменениям в отношениях Америки с Китаем. США больше не будут обязаны конкурентам за эти ключевые материалы или зависеть от них в отношении некоторых деталей, необходимых для производства жизненно важных технологий.
Однако есть и обратная сторона. Редкоземельные элементы используются не только в производстве постоянных магнитов. Они используются в оптоволокне, в сканерах радиации, в телевизорах, в персональной электронике. Хикави говорит, что если большая часть рынка редкоземельных элементов исчезнет из-за тетратенита, производство всех этих других важных редкоземельных элементов может быть нарушено. Их производство может стать значительно дороже, что может привести к увеличению стоимости ряда потребительских и промышленных товаров.
Далеко
Но пройдет много времени, прежде чем тетратенит сможет разрушить существующие рынки, говорит Лаура Льюис. Она говорит, что предстоит еще много испытаний, чтобы выяснить, является ли лабораторный тетратенит таким же выносливым и полезным, как космический материал. И даже если он окажется таким же хорошим, пройдет лет пять-восемь «крутить педали до упора», прежде чем кто-нибудь сможет сделать из него постоянные магниты.
Тем временем китайские конкуренты усердно работают над собственным источником редкоземельных элементов. США инвестируют в шахты в Австралии; в Малайзии продолжаются исследования, а японцы изучают способы извлечения элементов из грязи, добытой на морском дне. Джонатан Хикави говорит, что если страны готовы инвестировать в добычу редкоземельных элементов и мириться с последствиями для окружающей среды, нет никаких причин, по которым они не могут уравнять правила игры с Китаем.
«Если бы мы были готовы платить достаточно за производство этих вещей, вы могли бы решить эти проблемы и производить эти вещи экологически ответственным образом», — говорит он. «Это не хуже, чем, например, добыча и производство алюминия».
Когда мы достигнем конца таблицы Менделеева? | Наука
Сколько еще мест осталось за столом?
JDawnInk/iStock
Учителям химии недавно пришлось обновить декор своих классов, объявив, что ученые подтвердили открытие четырех новых элементов в периодической таблице. Пока еще безымянные элементы 113, 115, 117 и 118 заполнили оставшиеся пробелы в нижней части знаменитой диаграммы — дорожной карты строительных блоков материи, которая успешно служила химикам почти полтора столетия.
Официальное подтверждение, предоставленное Международным союзом теоретической и прикладной химии (IUPAC), готовилось годами, поскольку эти сверхтяжелые элементы очень нестабильны и их сложно создать. Но у ученых были веские основания полагать, что они существуют, отчасти потому, что периодическая таблица до сих пор была удивительно последовательной. Попытки создать элементы 119 и 120, которые будут начинать новую строку, уже предпринимаются.
Но сколько именно элементов существует, остается одной из самых постоянных загадок химии, тем более что наше современное понимание физики выявило аномалии даже у опытных игроков.
«В таблице Менделеева начинают появляться трещины, — говорит Уолтер Лавленд, химик из Университета штата Орегон.
Современное воплощение периодической таблицы элементов организовано по строкам на основе атомного номера — числа протонов в ядре атома — и по столбцам на основе орбит их самых удаленных электронов, которые, в свою очередь, обычно определяют их личности. Мягкие металлы, склонные к сильным реакциям с другими, например литий и калий, живут в одном столбце. Неметаллические реактивные элементы, такие как фтор и йод, обитают в другом.
Французский геолог Александр-Эмиль Бегуйе де Шанкуртуа был первым, кто обнаружил, что элементы могут быть сгруппированы в повторяющиеся структуры. Он изобразил известные в 1862 году элементы, упорядоченные по их весу, в виде спирали, обернутой вокруг цилиндра ( см. иллюстрацию ниже ). Элементы, расположенные вертикально на одной линии друг с другом на этом цилиндре, имели сходные характеристики.
Но именно организационная схема, созданная Дмитрием Менделеевым, вспыльчивым русским, утверждавшим, что видел во сне группы элементов, выдержала испытание временем. Его периодическая таблица 1871 года не была идеальной; например, он предсказал восемь элементов, которых не существует. Однако он также правильно предсказал галлий (теперь используемый в лазерах), германий (теперь используемый в транзисторах) и другие все более тяжелые элементы.
Периодическая таблица Менделеева легко приняла совершенно новую колонку для благородных газов, таких как гелий, который ускользал от обнаружения до конца 19-го века из-за их склонности не реагировать с другими элементами.
Современная периодическая таблица более или менее соответствует квантовой физике, введенной в 20-м веке для объяснения поведения субатомных частиц, таких как протоны и электроны. Кроме того, группы в основном сохранились, поскольку были подтверждены более тяжелые элементы. Борий — название, данное 107-му элементу после его открытия в 19 г.81 настолько хорошо сочетается с другими так называемыми переходными металлами, которые его окружают, что один из исследователей, открывших его, заявил, что «борий скучен».
Но впереди могут быть интересные времена.
Один открытый вопрос касается лантана и актиния, которые имеют меньше общего с другими членами соответствующих групп, чем лютеций и лоуренсий. IUPAC недавно назначил целевую группу для изучения этого вопроса. Даже гелий, элемент 2, не является простым — существует альтернативная версия периодической таблицы, в которой гелий помещается с бериллием и магнием вместо его соседей из инертных газов, исходя из расположения всех его электронов, а не только самых удаленных.
«В начале, середине и конце периодической таблицы есть проблемы», — говорит Эрик Шерри, историк химического факультета Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Специальная теория относительности Эйнштейна, опубликованная спустя десятилетия после таблицы Менделеева, также внесла в систему некоторые пробелы. Согласно теории относительности, масса частицы увеличивается с увеличением ее скорости. Это может привести к тому, что отрицательно заряженные электроны, вращающиеся вокруг положительно заряженного ядра атома, будут вести себя странно, влияя на свойства элемента.
Возьмем золото: ядро состоит из 79 положительно заряженных протонов, поэтому, чтобы не упасть внутрь, электроны золота должны вращаться со скоростью, превышающей половину скорости света. Это делает их более массивными и вытягивает на более узкую орбиту с более низкой энергией. В этой конфигурации электроны поглощают синий свет, а не отражают его, придавая обручальным кольцам характерный блеск.
Печально известный физик, играющий на бонго, Ричард Фейнман, как говорят, прибегнул к теории относительности, чтобы предсказать конец периодической таблицы на элементе 137. Для Фейнмана 137 было «магическим числом» — оно появилось без видимой причины в других областях физики. . Его расчеты показали, что электроны в элементах выше 137 должны двигаться быстрее скорости света и, таким образом, нарушать правила относительности, чтобы избежать столкновения с ядром.
Более поздние расчеты с тех пор отменили это ограничение. Фейнман рассматривал ядро как единую точку. Пусть это будет шар из частиц, и элементы могут продолжать существовать примерно до 173. Тогда начинается ад. Атомы за этим пределом могут существовать, но только как странные существа, способные вызывать электроны из пустого пространства.
Проблема не только в относительности. Положительно заряженные протоны отталкиваются друг от друга, поэтому чем больше вы упаковываете ядро, тем менее стабильным оно становится. Уран с атомным номером 92, является последним элементом, достаточно стабильным, чтобы встречаться в природе на Земле. У каждого элемента за его пределами есть ядро, которое быстро распадается, а их периоды полураспада — время, необходимое для распада половины материала, — могут составлять минуты, секунды или даже доли секунды.
Более тяжелые и нестабильные элементы могут существовать где-то еще во Вселенной, например внутри плотных нейтронных звезд, но ученые могут изучать их здесь, только сталкивая более легкие атомы, чтобы получить более тяжелые, а затем просеивая цепочку распада.
«Мы действительно не знаем, какой самый тяжелый элемент может существовать», — говорит физик-ядерщик Витольд Назаревич из Мичиганского государственного университета.
Теория предсказывает, что наступит момент, когда наши ядра, созданные в лаборатории, не будут жить достаточно долго, чтобы сформировать настоящий атом. Радиоактивное ядро, которое распадается менее чем за десять триллионных долей секунды, не успеет собрать вокруг себя электроны и создать новый элемент.
Тем не менее, многие ученые ожидают, что в дальнейшем будут существовать островки стабильности, где сверхтяжелые элементы имеют относительно долгоживущие ядра. Загрузка некоторых сверхтяжелых атомов большим количеством дополнительных нейтронов может обеспечить стабильность, предотвращая деформацию ядер, богатых протонами. Например, ожидается, что элемент 114 будет иметь магически стабильное число нейтронов, равное 184. Также было предсказано, что элементы 120 и 126 могут быть более долговечными.
Но некоторые заявления о сверхтяжелой стабильности уже развалились. В конце 1960-х химик Эдвард Андерс предположил, что ксенон в метеорите, упавшем на мексиканскую землю, появился в результате распада загадочного элемента между 112 и 119, который был бы достаточно стабилен, чтобы встречаться в природе. Потратив годы на сужение своего поиска, он в конце концов отказался от своей гипотезы в 1980-х годах.
Предсказать потенциальную стабильность тяжелых элементов непросто. Расчеты, требующие огромных вычислительных мощностей, не проводились для многих известных игроков. И даже если они это сделают, это совершенно новая область для ядерной физики, где даже небольшие изменения во входных данных могут оказать сильное влияние на ожидаемые результаты.
Одно можно сказать наверняка: создание каждого нового элемента будет становиться все труднее не только потому, что короткоживущие атомы труднее обнаружить, но и потому, что для создания сверхтяжелых атомов могут потребоваться пучки атомов, которые сами по себе радиоактивны. Независимо от того, наступит конец периодической таблицы или нет, может наступить конец нашей способности создавать новые.
«Я думаю, что мы еще далеко от конца таблицы Менделеева», — говорит Шерри. «Ограничивающим фактором сейчас, кажется, является человеческая изобретательность».
Примечание редактора: Принадлежность Витольда Назаревича исправлена.
Периодическая таблица Рекомендуемая литература
Сказка о семи элементах
Авторитетный отчет о ранней истории периодической таблицы можно найти в книге Эрика Шерри «Повесть о семи элементах» , в которой подробно рассматриваются споры, связанные с открытием семи элементов.
Периодическая таблица
Читатели, интересующиеся Холокостом, должны взять копию трогательных мемуаров Примо Леви, Периодическая таблица. Кроме того, убедительную автобиографию, в которой периодическая таблица описывает жизнь одного из самых любимых в мире неврологов, см. в статье Оливера Сакса New York Times «Моя периодическая таблица ».
Исчезающая ложка: и другие правдивые рассказы о безумии, любви и истории мира из Периодической таблицы элементов
Сэм Кин отправляет своих читателей в живую и хаотичную возню сквозь стихии в «Исчезающая ложка».