Какие виды транспорта: Виды транспорта — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Транспорт мира. Роль транспорта в хозяйстве, его виды


С.151


Вспомните


1. Какие существуют виды транспорта?


Ответ:


Виды транспорта: наземный (железнодорожный, автомобильный и трубопроводный), водный (морской и речной) и воздушный (самолётный и вертолётный).


2. Какова роль транспорта в хозяйстве страны?


Ответ:


Транспорт не создаёт материальных богатств. Но он обеспечивает работу всех сфер жизни современного общества. В среднем за год на нашей планете перевозится более 1 трлн. пассажиров и около 100 млрд. т грузов.


3. В чём состоят достоинства и недостатки каждого из видов транспорта?


Ответ:


Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200–300 км), главный плюс этого вида транспорта — хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери». Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке. Необходимо отметить и скорость доставки грузов и пассажиров, по своим скоростным характеристикам он уступает только воздушному.


Основными недостатками являются:


1) высокая себестоимость перевозок;


2) вероятность кражи груза и угона самого транспортного средства;


3) малая грузоподъемность;


4) плохое состояние дорог и незначительная их протяженность;


5) дорогое обслуживание, большая стоимость материально-технической базы;


6) автотранспорт экологически неблагоприятен, что сокращает возможность его использования.


Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов в любую погоду. Организация перевозок этим видом транспорта регулярна и осуществляется на большие расстояния. Ключевым преимуществом является сравнительно невысокая себестоимость и наличие скидок. Также положительным аспектом является возможность прокладки железнодорожных путей сообщения практически на любой территории страны и высокая провозная и пропускная способность железных дорог. Железнодорожный транспорт характеризуют относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.


Для объективности оценки необходимо перечислить недостатки, к ним относят: ограниченное количество перевозчиков, невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей.


Использование железнодорожного транспорта выгодно при перевозках грузов (каменный уголь, минеральные удобрения, металлы и т. п.) на дальние и средние расстояния, между предприятиями, имеющими железнодорожные пути. В некоторых случаях использование железнодорожного транспорта выгодно даже при незначительном грузообороте.


Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами, он является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. По сравнению с другими типами транспорта морской транспорт имеет ряд позитивных отличий в обеспечении массовых межконтинентальных перевозок.


Для этого транспорта характерны: низкая себестоимость перевозок, неограниченная пропускная способность.


К недостаткам морского транспорта относятся:


1) зависимость от природных и навигационных условий;


2) необходимость строительства сложного портового хозяйства;


3) низкая скорость и жесткие требования к упаковке.


Морской транспорт связан с заграничными перевозками и доставкой грузов по импорту и экспорту в страны с торговыми связями.


Внутренний водный транспорт характеризуется низкими грузовыми тарифами и является важным звеном общей транспортной системы в тех районах, где есть реки.


Речной транспорт отличает большая провозная способность, невысокая себестоимость перевозок, малые капитальные вложения.


Недостатки заключаются в ограничении использования подвижного состава, связанном с сезонностью работы, удлинениям маршрутов следования грузов, небольшой скоростью перевозок. Речной транспорт эффективен в районах, где нет других видов транспорта.


Воздушный транспорт. Основное преимущество — скорость. Также воздушный транспорт отличает возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.


Воздушный транспорт занимается в основном пассажирскими перевозками, грузовые перевозки, осуществляемые им, по сравнению с объемом перевозок, осуществляемых другими видами транспорта, имеют небольшой вес.


Воздушный транспорт занимается доставкой грузов в промышленные центры и доставкой в северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты и других ценных грузов.


Высокая себестоимость перевозок — главный недостаток этого вида транспорта. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий.


Трубопроводный транспорт. Трубопроводы делят на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Этот тип транспорта предоставляет низкую себестоимость при высокой пропускной способности и большой степени сохранности грузов. Недостатком трубопроводного транспорта является небольшое количество грузов, подлежащих транспортировке. Трубопроводный транспорт занимается перекачкой нефти и газа с месторождений, перемещением продуктов перегонки нефти.


Как вы думаете


Какие виды транспорта являются наиболее перспективными в современном мире?


Ответ:


Наиболее перспективными видами транспорта на данный момент являются трубопроводный, автомобильный и железнодорожный. Именно на них, в настоящий период времени ложится наибольшая нагрузка.


С.155


Проверим знания


1. Какие существуют виды транспорта?


Ответ:


Виды транспорта: наземный (железнодорожный, автомобильный и трубопроводный), водный (морской и речной) и воздушный (самолётный и вертолётный).


2. Что такое густота транспортной сети?


Ответ:


Важной характеристикой дорожной сети является её густота. Густота, или плотность, транспортной сети — это протяжённость дорог, приходящаяся на единицу площади.


3. Какие страны и регионы мира выделяются по густоте транспортной сети?


Ответ:


Наибольшую густоту железнодорожной сети имеют европейские страны. А первое место занимает Бельгия (более 100 км на 100 км2 площади). В других европейских странах густота железнодорожной сети приближается к 100 км на 1 тыс. км2 площади. В России на этой же площади находится 5 км железных дорог, а в Африке — 2,7 км.


4. Какие виды транспорта являются основными в развивающихся странах?


Ответ:


В развивающихся странах, как правило, большую часть перевозок выполняют один или два традиционных для этой страны видов транспорта. По-прежнему значительную роль во внутренних перевозках играют старые виды: речной и гужевой.


Из современных видов чаще всего бывает развит железнодорожный транспорт, но значительная часть дорог устарела, да к тому же имеет самую разную ширину колеи и другие технические характеристики. Это затрудняет создание единой транспортной системы.


5. Почему мировыми лидерами по грузообороту наземного транспорта являются именно Россия, США и Китай?


Ответ:


Среди стран по грузообороту лидируют США, Китай и Россия, то есть страны, имеющие большие размеры территории и развитую материальную сферу хозяйства.


А теперь более сложные вопросы


1. Почему в транспортной системе Европы особенно велика роль автомобильного транспорта?


Ответ:


В транспортной системе Европы особенно велика роль автомобильного транспорта из-за малых площадей стран и мобильности транспорта.


2. В экономике каких стран велика роль речного транспорта?


Ответ:


Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на:


— Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой),


— США (более 40),


— Бразилию (30 тыс. км).


По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе — Китай, третье — Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.


3. Поясните следующее высказывание: «Благодаря морскому транспорту океаны больше не разделяют страны, а, наоборот, соединяют».


Ответ:


Благодаря развитию морского транспорта Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает около 4/5 всей международной торговли.


4. Какой из океанов играет наибольшую роль в морских перевозках? Почему?


Ответ:


В странах, омываемых водами Атлантический океан и его морей, сосредоточено около 2/5 населения земного шара и производится свыше 4/5 мировой промышленной продукции. По морским путям Атлантический океан проходит около 2/3 грузооборота мирового судоходства. На воды Атлантического океана и его морей приходится 2/5 мирового улова рыбы.


5. Как современные виды транспорта способствуют развитию процесса глобализации?


Ответ:


Сегодня понятие расстояние в глобальном масштабе хозяйственной деятельности перестало быть тем сдерживающим фактором, каким оно было на протяжении последних столетий. В географическом отношении перевозки меж­ду разными странами и даже континентами все больше превращаются в единый технологический процесс. Характер транспортной деятельности означает, что его развитие стимулируется планируемыми потребностями народного хозяйства, т. е. существует тесная взаимосвязь между экономическим ростом и развитием транспорта.


Транспорт может быть либо фактором, способствующим развитию экономики в целом, либо фактором, его ограничивающим, поскольку всевозможные недостатки в функционировании и развитии транспорта вызывают снижение общей эффективности экономики любого государства.


От теории к практике


1. Найдите на картах атласа важнейшие морские каналы. Определите гидрографические объекты, которые они соединяют. На территории каких стран расположены данные каналы?


Ответ:


К международным морским каналам относятся Суэцкий, Панамский и Кильский. Они имеют исключительно большое значение в развитии мирового судоходства. Сооружение этих каналов значительно сократило морские и океанские пути между многими странами мира, что позволило увеличить грузооборот судов, существенно сократить транспортные расходы и время на переход из одного порта в другой.


Значение Суэцкого канала. Суэцкий канал соединяет Средиземное море с Индийским океаном через Красное море. Он расположен на одном из основных оживленных международных морских путей, связывающих страны Европы со странами Среднего и Дальнего Востока, а также со странами Африки, Южной и Юго-Восточной Азии и с Австралией.


Значение Панамского канала. Панамский канал, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, был построен и открыт для плавания в 1914 г. Как один из важнейших мировых водных путей канал имеет большое экономическое и стратегическое значение.


Кильский канал соединяет закрытое Балтийское море с открытым Северным морем. В отличие от Суэцкого и Панамского каналов Кильский канал расположен в стороне от основных мировых водных путей и режим его должен обеспечивать в первую очередь безопасность прибалтийских государств.


Кильский канал был построен в 1895 г. главным образом в стратегических целях.


2. Протяжённость железных дорог в США — 226 тыс. км, в России — 88 тыс. км, Китае — 68 тыс. км. Определите плотность железнодорожной сети указанных стран. Недостающие для расчёта данные найдите в дополнительных источниках географической информации. На основе результатов расчёта постройте столбчатую диаграмму, перечислив страны в порядке уменьшения искомого показателя. Сформулируйте выводы.


Ответ:


Плотность желездорожной сети Китая — 68000км/9598962км2=0,007 км/км2


Плотность желездорожной сети России — 88000км/17125191км2=0,0051 км/км2


Плотность желездорожной сети США — 226000км/9519431км2=0,0237 км/км2.


3. На основе анализа тематических карт атласа выделите страны, в транспортной системе которых значительную роль играет морской транспорт.


Ответ:


Страны, в транспортной системе которых значительную роль играет морской транспорт:


Нидерланды, Япония, США, Сингапур, Китай, Панама, Либерия, Кипр, Багамские острова, Великобритания, Франция, Германия, Россия.

Классификатор видов транспорта Рекомендация N 19 Европейской экономической комиссии ООН

  • Нормативные документы

    • Правила транспортно-экспедиционной деятельности

    • Таможенный кодекс Российской Федерации

    • Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

    • Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности

    • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов

    • Европейское соглашение о международных автомагистралях

    • Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автоперевозки

    • Инкотермс 2000

    • Инкотермс 2010

    • Классификатор видов транспорта

    • Код фрахтовых расходов — КФР. Согласование описания фрахтовых расходов и других сборов

    • Коды для видов груза, упаковки и материала упаковки

    • Конвенция о временном ввозе

    • Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке транспортом (КГПОГ)

    • Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)

    • Конвенция о дорожном движении

    • Конвенция о дорожных знаках и сигналах

    • Конвенция о международной гражданской авиации

    • Конвенция о международной морской организации

    • Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа

    • Конвенция о международных смешанных перевозках грузов

    • Конвенция о таможенном режиме, применяемом к контейнерам

    • Конвенция ООН о морской перевозке грузов

    • Международная конвенция по безопасным контейнерам

    • Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП

    • Типовая форма международной транспортной накладной (CMR). Порядок заполнения

  • Справочник логиста

  • Главная

  • Правовая база

  • Нормативные документы

  • Классификатор видов транспорта

Женева, март 1981 г.

Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли рекомендует применять кодовые обозначения, описанные ниже, в тех случаях, когда имеется необходимость кодированного представления для указания вида транспорта для целей международной торговли.

В работе тринадцатой сессии Рабочей группы приняли участие представители: Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, Польши, Румынии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии и Швеции.

В соответствии с пунктом 11 Положения о круге ведения Комиссии в работе сессии приняли участие представители Бангладеш, Кении и Японии.

На сессии присутствовали также представители следующих специализированных учреждений и других межправительственных и неправительственных организаций: Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО), Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Совета таможенного сотрудничества (СТС), Центрального бюро международных железнодорожных перевозок (ЦБМЖП), Международной торговой палаты (МТП), Международной авиатранспортной ассоциации (ИАТА), Международного союза железных дорог (МСЖД), Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной палаты по судоходству (МПС), Международной федерации транспортно — экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и Международного комитета железнодорожного транспорта (МКЖТ).


  1. История вопроса


    1. Во многих внешнеторговых документах требуется информация о видах транспорта, используемых для перевозки товаров. Необходимость в такой информации может быть вызвана причинами договорного характера, например, в договоре купли — продажи может быть оговорен определенный вид транспорта, или причинами оперативного характера, например, для инструкций по перевозке товаров или уведомления грузополучателя о том, каким видом транспорта прибудут его товары, и т.д. Во многих странах информация о виде транспорта требуется также для транспортной и таможенной статистики.
    2. Транспортные средства, в частности, автотранспортные средства и железнодорожные вагоны часто обозначаются при помощи регистрационного номера. Такие регистрационные номера не содержат каких-либо элементов, указывающих, к какой категории относятся эти транспортные средства (хотя в некоторых случаях формат этого номера может предполагать определенную категорию транспортных средств). Поэтому в регистрационный номер необходимо вносить указание на такую категорию, которая, как правило, соответствует виду транспорта, в котором используются эти транспортные средства, например, грузовой автомобиль — дорога. В документах эта проблема традиционно решается либо с помощью предварительного напечатанного заголовка, либо с помощью записи естественным языком; при других методах обмена данными может потребоваться кодовое обозначение. В идеальном случае один и тот же код должен использоваться для представления вида транспорта и обозначения категории транспортных средств.
    3. Необходимость представления этих сведений в кодированном виде была подтверждена рядом правительств и международных органов и организаций, в том числе Статистическим бюро Организации Объединенных Наций, группами экспертов ЕЭК по смешанным перевозкам и по статистике транспорта, Советом таможенного сотрудничества, Международным союзом железных дорог и Статистическим бюро европейских сообществ. Уже существует большое количество систем классификации, различных по своему совершенству и сложности в зависимости от того, где они используются.
    4. Исходя из результатов исследования таких систем классификации и принимая во внимание точки зрения, высказанные вышеупомянутыми органами и организациями, представляется, что простая структура кодового обозначения, охватывающая основные виды транспорта, была бы достаточной для базового классификатора.
    5. Однако следовало бы предусмотреть определенную степень гибкости применения, а также возможность подразделения основного кода путем добавления второй цифры. Было высказано предположение, что это потребуется, в частности, для решения проблем, связанных с требованием в некоторых странах указывать перевозки по внутренним водным путям отдельно от других водных перевозок. Представители этих стран предложили выделить для этих целей в пределах кодирования от 0 до 9 две отдельные цифры, т.е. одну цифру — для морского транспорта, а другую — для внутреннего водного транспорта, с тем чтобы использовать их в соответствии с критериями, предписанными национальными или региональными правилами.
    6. С другой стороны, представители стран, в которых такое различие не проводится, заявили, что они не смогут согласиться на два различных кода для водного транспорта; кроме того, утверждалось, что орган, выдающий документ, в котором должен быть указан вид транспорта, может не знать или быть не в состоянии применить критерии, установленные такими национальными или региональными правилами. Более того, будущее логическое и иерархическое расширение базового классификатора было бы более затруднительным, если бы один из четырех основных видов транспорта (водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный) представлялся иным образом по сравнению с другими. Исходя из этой точки зрения, было бы более логичным предусмотреть возможность подразделения на уровне второй цифры, что, вероятно, потребовалось бы сделать также и для других видов транспорта. (Нет никаких указаний на то, что для таких целей потребовалось бы более одной дополнительной цифры).
    7. Для того, чтобы согласовать эти различные точки зрения в целях выработки общей рекомендации, необходимо было найти компромиссное решение, и по общему суждению, достичь этого можно было бы лучше всего в рамках основной одноразрядной системы классификации, обладающей определенными возможностями для расширения. В качестве возможной основы были рассмотрены многие существующие классификаторы с одноразрядным кодовым обозначением, однако не был найден ни один, который получил бы международное одобрение или имел бы преимущества, которые оправдывали бы его признание в качестве стандарта, рекомендованного ЕЭК.
    8. Вследствие этого и сознавая потребность в согласованном в международном масштабе классификаторе для представления видов транспорта, а также категорий транспортных средств в целях сбора, передачи и обработки внешнеторговых данных, Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли подготовила настоящую Рекомендацию как часть своей задачи по разработке классификаторов для элементов данных, используемых во внешней торговле. Предпочтение было оказано цифровому классификатору, поскольку использование алфавитных кодов не дает никаких конкретных мнемонических или других преимуществ.

  2. Назначение


    Эта Рекомендация устанавливает классификатор с одноразрядным цифровым кодовым обозначением для представления видов транспорта и определения категорий транспортных средств, соответствующих тому виду транспорта, для которого они предназначены. Эта Рекомендация предусматривает также возможность добавления второго цифрового знака для любой дальнейшей разбивки, введение которой может потребоваться для той или иной страны или для другого конкретного использования.


  3. Область применения


    Эта Рекомендация применяется во всех случаях, когда вид транспорта представляется в кодированном виде в документах, используемых во внешней торговле, и когда основная простая структура кодового обозначения является достаточной. Эти коды могут быть также использованы в качестве отдельной цифры, стоящей перед обозначением транспортных средств, и могут быть подразделены путем добавления второго факультативного цифрового знака.


  4. Терминология


    Для целей настоящей Рекомендации применяются следующие определения:


    • Вид транспорта: метод транспортировки, используемый для перевозки товаров.
    • Транспортные средства: конкретное автотранспортное средство, судно или другой механизм, используемые для перевозки товаров или людей.

     


  5. Описание


    Классификатор состоит из следующих основных одноразрядных цифровых обозначений:













    КодВид транспортаПояснения
    0В принципе этот код не следует применять, поскольку цифра «0» может использоваться для указания отсутствия ввода данных и т.д. В отсутствие этого код может быть использован, когда указание того или иного вида транспорта было бы бесцельным, например, когда это не требуется для статистической отчетности (для образцов,предметов, переданных в дар, личного имущества и т.д.).
    1Морской транспортПредусмотрена возможность использования кода 8 для отдельной отчетности о внутреннем водном транспорте при условии, что будут даны надлежащие определения и правила применения, в частности, когда транспортировка проходит по морскому и внутреннему водному путям.
    2Железнодорожный транспорт
    3Автодорожный транспорт
    4Воздушный транспорт
    5Почтовые отправления(Активный вид транспорта неизвестен). Этот код предусмотрен в силу практических причин, несмотря на то, что это неподлинный вид транспорта. Во многих странах стоимость товара, экспортируемого и импортируемого путем почтовых отправлений, является значительной, однако соответствующий экспортер или импортер не может сказать, каким видом транспорта почтовые грузы пересекают национальную границу.
    6Смешанные перевозки(Активный вид транспорта неизвестен). Этот код предусмотрен в силу практических причин, несмотря на то, что вид транспорта не является подлинным. Он может быть использован в тех случаях, когда грузы перевозятся на основе одного договора о перевозке по крайней мере двумя различными видами транспорта, начиная с того места, где товары принимаются экспедитором, и до указанного места назначения. (Операции по местному вывозу и доставке грузов, осуществляемые в соответствии с условиями договора перевозки каким-либо одним видом транспорта не рассматриваются как смешанная перевозка).
    7Фиксированные транспортные установкиЭтот код применяется к установкам для непрерывной транспортировки, таким, как трубопроводы, воздушные канатные дороги и линии электропередач.
    8Внутренний водный транспортЭтот код используется только в тех случаях, когда этот вид водного транспорта учитывается отдельно в рамках одноразрядного кодового обозначения.
    9Вид транспорта неизвестенЭтот код может быть использован в том случае, когда вид транспорта неизвестен или когда нет никакой информации о нем ко времени выдачи соответствующего документа.

  6. Пояснительные примечания


    1. Критерии применения

      До сего времени не удалось рекомендовать международные критерии для некоторых случаев, например, какой код использовать в том случае, когда перевозка водным транспортом осуществляется частично по внутренним водным путям и частично морем, когда автотранспортные средства и железнодорожные вагоны перевозятся на паромах и т. д., хотя в отдельных случаях используется код «активного» транспортного средства, например, когда автомобиль перевозится на поезде, то указывается железнодорожный транспорт. Например, может оказаться, что для статистических целей подходящим является указание активного вида транспорта во время пересечения границы. При отсутствии согласованных международных критериев выпуск соответствующих инструкций и, в случае необходимости, доведения этих инструкций до сведения других заинтересованных органов, с тем чтобы обеспечить сопоставимость статистических данных т.д., падает на национальные или другие соответствующие власти.
    2. Гибкость применения

      Структура классификатора, предлагаемая в данной Рекомендации, служит для того, чтобы обеспечить максимально возможную гибкость в отношении его применения на национальном уровне, не ставя под угрозу его пригодность для международного использования. Рекомендуемый одноразрядный код может служить, таким образом, основой для международной статистической отчетности и т. д., в то время как второй цифровой знак предназначается для национальных (или региональных) целей.

      Код 8 зарезервирован для того, чтобы вести учет внутреннего водного транспорта отдельно в рамках одноразрядной структуры кодового обозначения. Если внутренний водный транспорт не существует, или он не учитывается отдельно, или если любые другие конкретные коды не применяются (например, если почтовые отправления или смешанные перевозки не признаются в качестве видов транспорта для статистических целей или если не существует международной железнодорожной связи), тогда нет необходимости в том, чтобы эти коды фигурировали в списке элементов, предназначенных для целей сбора статистических данных.
    3. Использование второго цифрового знака

      Допускается, что во многих случаях необходимо будет осуществить дальнейшую разбивку основных кодовых обозначений, и в этих целях, по-видимому, может потребоваться введение второго цифрового знака. Ниже приводятся примеры разбивки:






      для морского транспорта:морской транспорт

      внутренний водный транспорт

      каботажное судоходство

      сплав
      для железнодорожного транспорта:грузовые поезда

      пассажирские поезда
      для автодорожного транспорта:грузы на самоходных автотранспортных средствах

      грузы на трейлерах
      для почтовых отправлений:пересылка писем

      почтовые посылки
      для фиксированных установок:нефтепроводы

      газопроводы

      линии электропередачи

      подвесные канатные дороги


      Имеются примеры разбивки, когда во всех видах транспорта следует указывать, является ли то или иное транспортное средство иностранной или национальной регистрации, перевозятся ли грузы в контейнерах или нет и т. д. Однако в подобных случаях можно было бы рассмотреть другие решения: в первом случае — путем введения отдельного элемента данных «Национальная принадлежность транспортных средств», а во втором случае — путем указания об использовании контейнеров как одного из видов упаковки.

    4. Использование кодов в целях обозначения категории транспортных средств

      Эти коды можно использовать в качестве указателя, стоящего перед конкретным обозначением того или иного транспортного средства, следующим образом:

      • Код 1 (Морской транспорт): для судов — в качестве отдельной цифры перед названиями судов или кодами (например, 1-AMOUR, 1-ULCZ)
      • Код 2 (Железнодорожный транспорт): для железнодорожных вагонов — в качестве отдельной цифры перед номерами железнодорожных вагонов (например, 2-01-85-1370315-9)
      • Код 3 (Автодорожный транспорт): для автомобилей — в качестве отдельной цифры перед регистрационными номерами автомобилей (например, 3-СЕ 21201)
      • Код 4 (Воздушный транспорт): для самолетов — в качестве отдельной цифры перед номерами авиарейсов (например, 4-SR101)
      • Код 6 (Смешанные перевозки): в качестве отдельной цифры перед номерами контейнеров, когда контейнеры указываются в качестве транспортных единиц, аналогичных транспортным средствам (например, 6-EACU1234567)

Физиология, активный транспорт — StatPearls

Исаак Чен; Форшинг Луи.

Информация об авторе и организациях

Последнее обновление: 12 сентября 2022 г.

Введение

Существует два основных способа транспорта молекул через любую биологическую мембрану. Это пассивный и активный транспорт. Пассивный транспорт, чаще всего путем диффузии, происходит по градиенту концентрации от высокой к низкой концентрации. Для этого вида транспорта не требуется энергии. Примеры включают диффузию газов через альвеолярные мембраны и диффузию нейротрансмиттеров, таких как ацетилхолин, через синапс или нервно-мышечное соединение. Осмос — это форма пассивного транспорта, когда молекулы воды перемещаются от низкой концентрации растворенного вещества (высокой концентрации воды) к высокой концентрации растворенного вещества или низкой концентрации воды через мембрану, которая не проницаема для растворенного вещества. Существует форма пассивного транспорта, называемая облегченной диффузией. Это происходит, когда молекулы, такие как глюкоза или аминокислоты, переходят от высокой концентрации к низкой концентрации, чему способствуют белки-носители или поры в мембране. Активный транспорт требует энергии для процесса путем транспортировки молекул против градиента концентрации или электрохимического градиента.

Активный транспорт — это процесс, управляемый энергией, при котором мембранные белки переносят молекулы через клетки, в основном классифицируемые как первичные или вторичные, в зависимости от того, как энергия сочетается для подпитки этих механизмов. Первый представляет собой средство, с помощью которого химическая реакция, например, гидролиз АТФ, обеспечивает прямой транспорт молекул для установления специфических градиентов концентрации, как это видно с насосами натрий / калий-АТФаза и водород-АТФаза. Последний использует установленные градиенты для транспортировки других молекул.[1][2] Эти градиенты поддерживают роль других мембранных белков и другие функции клетки и имеют решающее значение для поддержания клеточного и телесного гомеостаза. Таким образом, важность активного транспорта становится очевидной при рассмотрении различных дефектов по всему телу, которые могут проявляться при самых разных заболеваниях, включая муковисцидоз и холеру, и все из-за нарушения некоторых аспектов активного транспорта. [3]

Сотовый уровень

Трансмембранные белки необходимы для обеспечения транспорта определенных веществ через клеточные мембраны, поскольку в противном случае фосфолипидный бислой или электрохимический градиент препятствовали бы их движению. Активный транспорт — это один из способов, с помощью которого клетки осуществляют это движение, действуя против установления равновесия, обычно путем концентрации молекул в зависимости от различных потребностей клетки, например, ионов, сахаров и аминокислот. Первичный/прямой активный транспорт преимущественно использует трансмембранные АТФазы и обычно транспортирует ионы металлов, таких как натрий, калий, магний и кальций, через ионные насосы/каналы. Вторичный активный (связанный) транспорт использует энергию, хранящуюся в электрохимических градиентах, установленных посредством прямого активного транспорта, преимущественно созданного ионами натрия через натрий-калиевую АТФазу, для соответствующего перемещения других молекул против их соответствующих градиентов, в частности, без прямого связывания с АТФ. 2]

Функция

Активный транспорт требует использования энергии (а именно АТФ), поскольку он переводит молекулы из более низкой концентрации в более высокую, т. е. против ее концентрации или электрохимического градиента. Важно отметить, что активный транспорт необходим для гомеостаза ионов и молекул, и значительная часть доступной энергии идет на поддержание этих процессов. В частности, натрий-калиевый насос необходим для поддержания клеточных потенциалов, и его можно увидеть в потенциалах действия нейронов.[4] Вторичные потенциалы действия можно увидеть внутри цепи переноса электронов, где устанавливается электрохимический градиент водорода, вызывающий синтез АТФ. Примером антипортера является натрий-кальциевый антипортер, который существует в миоцитах для поддержания низкой концентрации внутриклеточного кальция, а примером симпортера является натрий-зависимый котранспортер глюкозы, транспортирующий глюкозу/галактозу с двумя ионами натрия в клетку. .[5][6]

Механизм

Пример первичного (опосредованного переносчиком) активного транспорта, натрий-калиевый насос напрямую использует АТФ для доставки трех ионов натрия из клеток и двух ионов калия в них посредством цикла изменения формы белка насос, то есть:

  1. Белок изначально открыт внутрь клетки, что позволяет ионам натрия прилипать к высокоаффинному насосу.

  2. Связывание натрия вызывает фосфорилирование помпы посредством гидролиза АТФ.

  3. Эта химическая модификация помпы заставляет ее претерпевать конформационные изменения, так что вместо этого она открывается наружу клетки. В этой новой конформации помпа теперь имеет низкое сродство к натрию, в результате чего эти ионы высвобождаются во внеклеточное пространство.

  4. Изменение формы также создает среду с высоким сродством к ионам калия на насосе, поэтому ионы калия могут связываться, вызывая высвобождение присоединенной фосфатной группы.

  5. Удаление этой фосфатной группы возвращает помпу в исходное состояние, т. е. обращенную внутрь клетки.

  6. Опять же, насос меняет свое сродство с калия на натрий, поэтому ионы калия отделяются, как ионы натрия снаружи. Теперь помпа может связываться с натрием, как и раньше, и повторять процесс.[7][8]

Установление электрохимического градиента после этого процесса в основном происходит через каналы оттока калия, которые обеспечивают диффузию калия по градиенту его концентрации. Затем такие электрохимические градиенты могут служить для питания вторичного активного транспорта. Вторичный активный транспорт использует котранспортеры для транспортировки нескольких растворенных веществ, и их можно разделить в зависимости от того, являются ли используемые транспортеры симпортерами или антипортерами, т. Е. Транспортирующими растворенные вещества в одном или разных направлениях. Антипортер использует энергетически выгодное движение одного растворенного вещества вниз по его градиенту, чтобы обеспечить энергетически невыгодное движение другого растворенного вещества против его градиента. Натриево-кальциевый обменник, например, переносит три иона натрия в клетку в обмен на один выход кальция, что достигается благодаря ранее установленному градиенту концентрации натрия.[5] Симпортер, как и антипортер, извлекает выгоду из движения растворенного вещества вниз по его градиенту, чтобы облегчить восходящее движение другого растворенного вещества против его градиента, но оба движутся к одному и тому же месту.

Патофизиология

Поскольку активный транспорт является неотъемлемым процессом для клеток по всему телу, множество заболеваний имеют компонент аномального активного транспорта, часто в форме мутации, которая ухудшает или усиливает функцию.

Тип I (дистальный) ацидоз почечных канальцев (ПТА) является ярким примером нарушения активного транспорта, при котором ионы водорода не могут секретироваться в мочу альфа-интеркалированными клетками почек (которые содержат водород-ионные АТФазы и водородно-калиевые АТФазы). АТФазы) [11]. Как следствие повышенной щелочности мочи дистальный ПТА увеличивает вероятность образования камней в почках.[9]] Нарушение функции активного транспорта ионов водорода во вставочных клетках собирательных трубочек обусловливает все известные генетические причины ацидоза дистальных почечных канальцев.

Другим дефектом почечных канальцев является синдром Барттера, аутосомно-рецессивный дефект реабсорбции котранспортера хлорида натрия-калия-хлорида (NKCC) в почках, что в конечном итоге приводит к гипокалиемии и метаболическому алкалозу. Обычно белок NKCC использует движение натрия по градиенту его концентрации (установленному натрий-калиевой АТФазой с другой стороны) для котранспорта калия и хлорида, поэтому этот дефект предотвращает реабсорбцию всех этих трех ионов.

Муковисцидоз (МВ) — это аутосомно-рецессивное заболевание, распространенное среди представителей европеоидной расы, при котором CFTR (ген регулятора проводимости кистозного фиброза), который обычно кодирует АТФ-управляемый хлоридный канал, мутирует, что приводит к неправильной укладке белка и невозможности его транспортировки в клеточной мембраны для выполнения своих функций. Белок CFTR позволяет хлоридам выходить из клеток, а следом за ними – молекулы натрия и воды. Это движение воды из клеток увлажняет поверхность слизистой оболочки и разжижает выделения, чтобы они могли очищаться от трубчатых структур, таких как бронхиальные проходы и секреторные протоки. При муковисцидозе обезвоженная поверхность слизистой оболочки с небольшим количеством хлоридов и воды приводит к образованию густой слизи, что позволяет бактериям расти и пищеварительным ферментам двигаться по протокам поджелудочной железы. В результате возникают рецидивирующие легочные инфекции, недостаточность поджелудочной железы, мальабсорбция и стеаторея.[10][11] Диагноз муковисцидоза ставится при повышенной концентрации хлоридов в пилокарпин-индуцированном потовом тесте.[12]

Также косвенно стимулирует канал CFTR холерный токсин, который обычно потребляется с загрязненной водой или сырой пищей, что резко снижает абсорбцию в просвете кишечника и, таким образом, приводит к обильной водянистой диарее.[13][3]

Клиническое значение

Наглядным примером важности активного транспорта является использование сердечных гликозидов, таких как дигоксин, которые ингибируют натрий-калиевую АТФазу в клетках сердца. Используя первичный активный транспорт, этот белок обычно выталкивает натрий из миоцитов в обмен на калий в клетки. В присутствии сердечного гликозида внутриклеточный натрий будет выше. Это косвенно ингибирует натрий-кальциевый обменник, который обычно приносит натрий в клетку в обмен на выход кальция. Таким образом, больше кальция не может покинуть клетку, поэтому большее количество кальция может действовать внутриклеточно, чтобы стимулировать сердечную сократимость или положительную инотропию, что подразумевает его использование при заболеваниях, с снижением инотропии, таких как сердечная недостаточность. Поскольку калий остается во внеклеточном пространстве, он может накапливаться и вызывать гиперкалиемию.[14][15]

Вышеупомянутые дефекты почечных канальцев, такие как синдром Барттера, имеют те же клеточные механизмы, что и многие диуретики, которые могут воздействовать на одни и те же каналы. Подобно синдрому Бартера, петлевые диуретики также блокируют натриево-калиево-хлоридно-хлоридные каналы почек, предотвращая реабсорбцию солей и вытекающей из них воды, помогая при лечении отеков и гипертонии. Аналогичным образом действуют тиазидные диуретики, блокируя хлоридно-натриевые каналы почек.

Активный транспорт также может быть необходим для эффективности некоторых лекарств. Аминогликозиды транспортируются в клетки с помощью кислородозависимого активного транспорта, поэтому они не могут воздействовать на анаэробные бактерии.[14]

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Гек П., Хайнц Э. Вторичный активный транспорт: вводные замечания. почки инт. 1989 сент.; 36(3):334-41. [PubMed: 2687559]

2.

Невериски Д.Л., Эбботт Г.В. Взаимодействие ионного канала с транспортером. Crit Rev Biochem Mol Biol. 2015 июль-август;51(4):257-67. [Бесплатная статья PMC: PMC5215868] [PubMed: 27098917]

3.

Hübner CA, Jentsch TJ. Болезни ионных каналов. Хум Мол Жене. 2002 01 октября; 11 (20): 2435-45. [PubMed: 12351579]

4.

Чен И, Луи Ф. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 8 августа 2022 г. Нейроанатомия, потенциал действия нейронов. [В паблике: 31536246]

5.

Ю С.П., Чой Д.В. Обменные токи Na(+)-Ca2+ в нейронах коры: сопутствующее прямое и обратное действие и действие глутамата. Евр Джей Нейроски. 1997 июнь;9(6):1273-81. [PubMed: 9215711]

6.

Райт Э.М., Лу Д.Д., Панайотова-Хейерманн М., Лостао М.П., ​​Хираяма Б.Х., Маккензи Б., Бурер К., Зампиги Г. «Активный» транспорт сахара у эукариот. J Эксперт Биол. 1994 ноябрь; 196:197-212. [PubMed: 7823022]

7.

Clausen MV, Hilbers F, Poulsen H. Структура и функция изоформ Na,K-АТФазы в норме и при патологии. Фронт Физиол. 2017;8:371. [PMC бесплатная статья: PMC5459889] [PubMed: 28634454]

8.

Morth JP, Pedersen BP, Toustrup-Jensen MS, Sørensen TL, Petersen J, Andersen JP, Vilsen B, Nissen P. Кристаллическая структура натрий-калиевый насос. Природа. 2007 г., 13 декабря; 450(7172):1043-9. [PubMed: 18075585]

9.

Букалев В.М. Нефролитиаз при почечно-канальцевом ацидозе. Дж Урол. 1989 марта; 141 (3 часть 2): 731-7. [PubMed: 2645431]

10.

Ассис Д.Н., Фридман С.Д. Желудочно-кишечные расстройства при кистозном фиброзе. Клин Грудь Med. 2016 март; 37(1):109-18. [PubMed: 26857772]

11.

Edwards QT, Seibert D, Macri C, Covington C, Tilghman J. Оценка этнической принадлежности при консультировании перед зачатием: генетика – что должны знать практикующие медсестры. Практика медсестер J Am Acad. 2004 ноябрь; 16 (11): 472-80. [PubMed: 15617360]

12.

Пагадуан Дж. В., Али М., Доулин М., Суо Л., Уорд Т., Руиз Ф., Деварадж С. Пересмотр результатов теста на хлориды пота на основе последних рекомендаций по диагностике муковисцидоза. Практическая лаборатория Мед. 2018 март;10:34-37. [Бесплатная статья PMC: PMC5760465] [PubMed: 29326970]

13.

Goodman BE, Percy WH. МВТР при муковисцидозе и холере: от мембранного транспорта к клинической практике. Adv Physiol Educ. 2005 июнь; 29 (2): 75-82. [PubMed: 15905150]

14.

Бабула П., Масарик М., Адам В., Провазник И., Кизек Р. От Na+/K+-АТФазы и сердечных гликозидов до цитотоксичности и лечения рака. Противораковые агенты Med Chem. 2013 сен; 13 (7): 1069-87. [PubMed: 23537048]

15.

Ambrosy AP, Butler J, Ahmed A, Vaduganathan M, van Veldhuisen DJ, Colucci WS, Gheorghiade M. Использование дигоксина у пациентов с ухудшением хронической сердечной недостаточности: пересмотр старого Препарат для снижения госпитализации. J Am Coll Кардиол. 2014 13 мая; 63 (18): 1823-32. [В паблике: 24613328]

Учебное пособие по механизмам транспорта

Инструменты для творчества скоро будут вдохновлять!

Присоединяйтесь к списку рассылки, чтобы узнать, когда мы запустимся.

Биология

AP Биология

Раздел 2: Структура и функция клетки

Механизмы транспорта Учебное пособие

Шринити Махадеван

Мембранный транспорт относится к набору транспортных механизмов, которые контролируют движение растворенных веществ, таких как ионы и небольшие молекулы через биологические мембраны.

Содержание

Введение:

Способность клетки транспортировать молекулы внутрь себя и наружу имеет решающее значение.

Небольшие молекулы, практически всегда простые ионы, такие как водород, калий или натрий, могут проходить через плазматическую мембрану. Пассивная диффузия может позволить ионам проходить через поры, образованные мембранными белками. В этом случае белок, обеспечивающий этот транспорт, известен как ионный канал. Ионный насос представляет собой трансмембранный белок, который использует энергию, обычно получаемую из АТФ, для активного перемещения ионов с одной стороны плазматической мембраны на другую.

Поскольку мембранный транспорт очень важен, клетки используют различные транспортные методы. Простая диффузия, усиленная диффузия и активный перенос — это три типа процессов.

Типы транспортных механизмов

В клетке есть четыре типа транспортных механизмов. Это простая диффузия, облегченная диффузия, первично-активный транспорт и вторично-активный транспорт.

Пассивный транспорт

  • Чтобы понять, как вещества пассивно проходят через клеточные мембраны, нам необходимо понять градиенты концентрации и диффузию.
  • Градиент концентрации – это разница концентрации вещества в помещении.
  • Молекулы (или ионы) диффундируют из места их большей концентрации в места с меньшей концентрацией до тех пор, пока они не будут равномерно распределены в пространстве (когда молекула движется таким образом, она движется по градиенту концентрации).
  • Три распространенных типа пассивного транспорта включают простую диффузию, осмос и облегченную диффузию.

● Распространение

Молекулы могут проходить непосредственно через мембрану при простой диффузии. Диффузия происходит в нижней части градиента концентрации, ограничивая максимальную концентрацию молекулы внутри клетки (или вне клетки, если это отходы). Скорость диффузии молекул также ограничивает эффективность диффузии.
В результате, хотя диффузия является адекватным транспортным механизмом для некоторых веществ (таких как вода), клетка должна полагаться на другие механизмы для удовлетворения большинства своих потребностей в транспорте.

● Облегченная диффузия

Облегченная диффузия использует мембранные белковые каналы, чтобы позволить заряженным молекулам легко входить и выходить из клетки, которые в противном случае были бы неспособны сделать это. Небольшие ионы, такие как K, Na и Cl, больше всего активируют эти каналы. Количество доступных белковых каналов ограничивает скорость вспомогательного транспорта, тогда как градиент концентрации определяет только скорость диффузии.

Источник

Активный транспорт

  • Хотя активный транспорт требует затрат энергии для переноса молекулы с одной стороны мембраны на другую, это единственный вид транспорта, который может транспортировать молекулы вверх и вниз по градиенту концентрации.

  • Активный транспорт, как и облегченный транспорт, ограничивается количеством присутствующих белковых переносчиков. Нас интересуют два основных и вторичных активных транспорта.

    Первичный активный транспорт включает использование энергии (обычно от гидролиза АТФ) для создания конформационных изменений в мембранном белке, что приводит к молекулярному транспорту через белок. Насос Na-K является наиболее известным примером этого. Насос Na-K представляет собой антипорт, который одновременно переносит как K, так и Na в клетку и из нее при использовании АТФ.

    Вторичный активный транспорт включает энергию для создания градиента через клеточную мембрану, которая впоследствии используется для транспорта интересующей молекулы до градиента ее концентрации.

  • Механизм вторичного транспорта Na — глюкозы: Насос Na-K является первым шагом в другой системе вторичного активного транспорта, создающей высокий градиент Na через клеточную мембрану. Белок симпорта глюкозы-Na затем транспортирует глюкозу через градиент Na в клетку.

Источник

  • В эпителиальных клетках кишечника человека этот механизм используется иначе. Эти клетки используют скоординированное действие симпортера Na-глюкозы, пермеаз глюкозы (диффузионного белка с помощью глюкозы) и насосов Na-K для приема глюкозы и Na из кишечника и переноса их в кровоток. Плотные связи соединяют эпителиальные клетки, препятствуя просачиванию из кишечника в кровоток без фильтрации эпителиальными клетками.

● Эндоцитоз

Клеточная мембрана оборачивается вокруг части внешней среды, образуя вокруг нее почти идеальные сферы и втягивая в клетку мембраносвязанные везикулы, называемые эндосомами. Различают разные виды эндоцитоза. При пиноцитозе везикулы маленькие и содержат жидкость. При фагоцитозе везикулы крупнее и содержат твердые вещества.

При рецептор-опосредованном эндоцитозе вещества связываются со специфическими рецепторами снаружи клеточной мембраны, которые запускают процесс формирования оболочки. Холестерин поступает в клетки последним путем.

Источник

● Экзоцитоз

Во время экзоцитоза внутриклеточно синтезированный материал, упакованный в мембраносвязанные везикулы, экспортируется из клетки после того, как везикулы сливаются с наружной мембраной. Материалы, экспортируемые таким образом, представляют собой специфические для клеток белковые продукты, нейротрансмиттеры и различные другие молекулы.

Заключение:

  • Белки-переносчики транспортируют вещества в клетки и из клеток.
  • Клетка не должна расходовать энергию для использования пассивных транспортных путей.
  • Пассивный транспорт можно разделить на простую диффузию и вспомогательную диффузию.
  • Пути активного транспорта требуют использования клеткой энергии, запасенной в АТФ.

Часто задаваемые вопросы:

1. Какие существуют типы транспортных механизмов?

Различные типы транспортных механизмов:

  • Распространение
  • Облегченное распространение
  • Активный транспорт
  • Na — механизм вторичного транспорта глюкозы

2. Что такое транспортные механизмы в биологии?

Фраза «транспорт» относится к перемещению чего-либо из одного места в другое. Его можно использовать как термин действия для описания транспортировки, перемещения или передачи чего-либо из одного места в другое. Действие или средства, с помощью которых молекулы, ионы или субстраты переносятся через биологическую мембрану, такую ​​как плазматическая мембрана, в биологии называют транспортом.

3. Какие есть 6 видов транспорта?

6 видов транспорта

  • Простая диффузия
  • Эндоцитоз
  • Экзоцитоз
  • Облегченное распространение
  • Осмос
  • Активный транспорт

4. Какие существуют три типа клеточного транспорта?

Три типа клеточного транспорта:

  • Простая диффузия
  • Осмос
  • Облегченное распространение

Мы надеемся, что вам понравился этот урок, и вы узнали что-то интересное о Механизмы транспорта! Присоединяйтесь к нашему сообществу Discord, чтобы получить ответы на любые вопросы и пообщаться с другими учениками, такими же, как и вы! Не забудьте загрузить наше приложение, чтобы испытать наши веселые классы виртуальной реальности — мы обещаем, это делает учебу намного веселее! 😎

Источники:

  1. Клеточный транспорт https://www.