Содержание
Трансмиссионное масло для МКПП (механической трансмиссии): функции, спецификации
Зачем нужно трансмиссионное масло
Как и моторные смазочные материалы, трансмиссионные выполняют ряд функций. Среди них:
- смазка и предотвращение износа трущихся поверхностей;
- снижение ударных нагрузок;
- уменьшение потерь мощности, связанных с преодолением трения;
- антикоррозионная защита агрегатов;
- отвод тепла и продуктов износа.
Дополнительно трансмиссионное масло для МКПП позволяет снизить уровень шума от входящих в зацепление зубчатых пар. Кроме КПП, трансмиссионная жидкость заливается в другие агрегаты: раздаточные коробки, мосты, дифференциалы.
Особенности работы МКПП
Конструктивно механическая коробка переключения передач состоит из корпуса, крышки с механизмом выбора передач, валов, закрепленных на них зубчатых шестерен и синхронизаторов. Валов может быть два или три. Последний вариант встречается на заднеприводных легковых машинах и грузовиках.
Крутящий момент через муфту сцепления воспринимается ведущим (первичным) валом. Рычаг переключения передач приводит в движение синхронизатор, который совмещает скорости вала и нужной шестерни и входит с ней в зацепление. В результате крутящий момент передается на ведомый вал, а от него через шестерню главной передачи на ведущие колеса. Работа в условиях постоянного зацепления зубчатых пар без качественного смазочного материла сопровождается повышенным износом деталей.
Выбор масла для механической КПП
При выборе состава для механической коробки передач руководствуйтесь классификацией API, согласно которой существует несколько классов смазочных материалов.
- GL-1. Базовое масло с минимальным содержанием антиокислительных и противопенных присадок. Подходит коробкам грузовых автомобилей без синхронизаторов.
- GL-2. Масла включают противоизносные присадки. Предназначены для средненагруженных сельскохозяйственных машин.
- GL-3. Процент содержания противоизносных присадок позволяет использовать масло в средненагруженных агрегатах грузовых автомобилей.

- GL-4. Содержание противозадирных присадок увеличено до 4 %. Масло способно работать в тяжелонагруженных парах трения. Применяется в КПП с синхронизаторами и без них.
- GL-5. Увеличенное содержание противозадирных, противоизносных и других эффективных присадок позволяет использовать масло при самых высоких нагрузках.
- GL-6. Рабочая жидкость с большим содержанием противозадирных присадок для высокоскоростных гипоидных передач.
Дополнительно предусмотрен класс МТ-1 с повышенным уровнем термической стабильности для автобусов и мощных тягачей. Наиболее востребованы сегодня трансмиссионные масла GL-4 и GL-5 либо смешанного типа.
Кроме соответствия API, учитывается вязкость по SAE. Обозначение этого параметра схоже с классификацией моторных масел. Цифры в сочетании с литерой W означают зимнее масло и соответствуют определенной температуре застывания. Цифровое обозначение принадлежит летнему типу, а последовательное сочетание цифр и буквы W указывает на всесезонный вариант.
Последний тип получил большее распространение, поскольку замена трансмиссионного масла по окончании сезона многими признается затратной и нецелесообразной.
Периодичность замены
При определении периодичности замены масла в механической КПП учитывается несколько факторов. Сначала нужно посмотреть рекомендации производителя автомобиля. При этом стоит помнить, что они разработаны для нормальных условий эксплуатации. В их числе хорошие дорожные условия, недопущение перегруза, спокойный стиль вождения, умеренный климат, нормальная влажность. С уменьшением совпадений с реальностью сокращается и интервал замены.
На ресурс залитого в КПП состава влияет его тип: минеральное масло, полусинтетика или синтетика. Минеральное масло быстрее других утрачивает рабочие свойства, синтетическое служит максимально долго. Но и оно со временем теряет свои качества. Необходимо учитывать также пробег и степень износа агрегата.
Не забывайте периодически проверять состояние трансмиссионного масла.
Если оно почернело, присутствуют следы механических взвесей или пены, необходимость замены очевидна.
Диагностика уровня масла
Проверка уровня трансмиссионного масла осуществляется с помощью щупа. Его нижняя часть снабжена насечками и надписями, которые соответствуют минимальному и максимальному уровням. Протрите чистым материалом щуп, вставьте его до упора, после чего выньте и определите, до какой отметки доходит жидкость. При минимальном показателе приведите уровень масла в норму.
У коробок некоторых транспортных средств масляный щуп не предусмотрен. В этих случаях надо отвернуть пробку специального отверстия. При нормальном уровне масло должно показаться через резьбовое соединение. Во всех случаях диагностика проводится на ровной поверхности спустя несколько минут после остановки двигателя.
Замена масла в механической КПП
Выполнить процедуру замены масла в МКПП можно на СТО или собственными силами. В этом нет ничего сложного. Начинать работу желательно после определенного пробега, когда масло обрело оптимальную текучесть.
Необходимо поставить автомобиль на ровное место, открыть заливную горловину, сливную пробку и дать отработке полностью стечь в подставленную емкость. Далее нужно вкрутить сливную пробку обратно и залить свежее масло. Для этого может потребоваться большой шприц с куском шланга либо другое приспособление. Уровень масла отслеживается с помощью щупа либо контрольного отверстия.
Когда нужен долив масла
Недостаток масла в КПП обычно сопровождается шумом со стороны агрегата. Проблема решается восстановлением требуемого уровня смазочного материала. Процедура стандартна: работа проводится на ровной площадке после того, как масло в агрегате отстоялось. Понадобятся шланг, шприц или воронка. Доливать надо только тот состав, который залит в агрегат. Смешение разных типов недопустимо. Если Вы не знаете, на каком масле Вы ездите, лучше поменять его полностью.
Каталог трансмиссионных масел ROLF для МКПП
Трансмиссионное масло для МКПП ROLF Transmission 75W-85 GL-4
скачать описание
Где купить
Трансмиссионное масло для МКПП ROLF Transmission 75W-90 GL-4
скачать описание
Где купить
Трансмиссионное масло для МКПП ROLF Transmission 75W-90 GL-5
скачать описание
Где купить
Трансмиссионное масло для МКПП ROLF Transmission Plus 75W-90 GL-4/GL-5
скачать описание
Где купить
Трансмиссионное масло для МКПП ROLF Transmission 80W-90 GL-5
скачать описание
Где купить
Наши новости :: КАК ВЫБРАТЬ ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО
Водители, внимательно относящиеся к своему железному коню, знают, насколько важно своевременно и правильно обслуживать коробку переключения передач.
Основным в этом деле является замена трансмиссионного масла. А известно ли вам, как правильно его выбрать, какое оно бывает и как трактуется маркировка? Пополнить запас знаний поможет наш материал.
Содержание статьи
- Для чего необходимо трансмиссионное масло?
- Какие виды трансмиссионных масел бывают
- Что значит маркировка
- Масло для МКПП
- Масло для АКПП
- Когда необходима замена масла
Техническое обслуживание автомобиля включает целый комплекс мероприятий. Не на последнем месте в списке должно находиться обслуживание коробки передач. В первую очередь, своевременная замена масла. Однако многие начинающие автолюбители не знают, как выбрать трансмиссионное масло. Даже автолюбители со стажем не всегда могут уверенно трактовать значение маркировки. Между тем, от правильности выбора напрямую зависит срок службы агрегата.
Для чего необходимо трансмиссионное масло?
Трансмиссия – это то, что связывает ведущие колеса и двигатель.
На трансмиссию возложена функция передачи крутящего момента к колесам, его направление и величина, а также перераспределение.
Трансмиссия различается по видам. Выделяют:
- механическую, когда переключение между ступенями осуществляется водителем вручную;
- автоматическую, при которой переход происходит без участия водителя;
- роботизированную, представляющую механическую КП, переключаемую автоматизированной системой;
- вариаторную, переключаемую посредством фрикционов.
Трансмиссионное масло применяется в самой коробке передач, раздатке, в ведущем и промежуточном мостах, а также в реечных и червячных передачах рулевого управления. Вращающийся момент, таким образом, передается с помощью масла или зубчатых механизмов. Основных задач несколько. Это образование пленки, снижающей износ постоянно соприкасающихся частей, отвод тепла, возникающего при трении. Также состав защищает от коррозии, снижает нагрузки от ударов, выводит продукты износа.
Выполнять поставленные задачи позволяют особые характеристики масла для трансмиссии. Это пожаробезопасность и устойчивость к высоким температурам, антипенные качества, смазывающие, температурно-вязкостные и другие.
В состав жидкости входит базовая основа и присадки. Со временем качества состава изменяются, присадки перестают действовать. Учитывая высокий температурный режим (до 150 градусов), происходит вспенивание.
Какие виды трансмиссионных масел бывают
Разновидность смазки подбирают в зависимости от типа трансмиссии в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя автомобиля. Например, в некоторых переднеприводных авто рекомендовано использовать моторное масло для КП. В автоматические коробки заливается специальная жидкость – ATF. Ряд легковых и грузовых авто с разными типами привода требуют специального трансмиссионного масла.
Но и здесь техжидкости различаются в зависимости от температуры, вязкости, набора присадок.
Выделяются три разновидности:
- Минеральное – недорогой и доступный вариант.
Обладает хорошей вязкостью, стойкостью к окислению. Справится с защитой от износа и предотвращении загрязнений. Однако загустевает при низких температурах, создавая нагрузку на мотор. - Синтетическое – наиболее дорогостоящий вариант, отлично справляется с работой при низких температурах, не теряя качеств.
- Полусинтетическое – минеральное с присадками. Подходит большинству моделей, соединяя характеристики синтетического и минерального масел.
Выбор осуществляется исходя из двух критериев: удельные нагрузки и скольжение.
Теряются смазочные свойства, детали, находящиеся в трении, подвергаются перегреву, образованию нагара. Это приводит к сбоям в работе. В итоге трансмиссия выходит из строя.
Что значит маркировка
Трансмиссионные масла разделяются по вязкости – SAE и условиям эксплуатации автомобиля – API.
По вязкости разделяются на летние, зимние и всесезонные. W обозначает допустимость использования в зимний период. SAE 70w – при температуре от -55, 75w – от -40, 80w – от -26, 85w – от минус 12.
Летние — 90, 140, 250. Всесезонные — 75w-90, 75w-140, 80w-90 и 85w-140.
По API делятся на классы, обозначаемые как GLили русский аналог — ТМ.
GL-1 – минеральная основа без присадок, используется в механических коробках переключения передач без синхронизаторов. Как правило, предназначено грузовым машинам.
GL-2 – состав с присадками, снижающими трение, для работы на низких скоростях.
GL-3 –содержит присадки, снижающие износ, применяется для грузовых авто, работающих в условиях тяжелых и средних нагрузок.
GL-4 – содержит высокий процент присадок, использующийся в коробках переключения передач разного типа.
Масло для МКПП
При поиске смазочного материала для МКПП необходимо руководствоваться рекомендациями изготовителя автомобиля. Если не представляется возможным узнать название, для легковых авто рекомендуетсяGL-4. Присадки, используемые в GL-5, обладают высокими противозадирными свойствами, что исключает их применение в КПП с синхронизаторами.
Коробка с гипоидной передачей и ведущий мост предполагает применениеGL-5.GL-4, залитый в эти механизмы, вызывает шум и течь сальников.
При выборе важнейшим являются вязкость, назначение, характеристики присадок, нежели вид– минеральное, синтетическое или полусинтетическое.
Считается, что оптимальным является всесезонный состав SAE 80w-90.
GL-5 – также имеет повышенный уровень содержания присадок, используется в механизмах, подверженных тяжелым нагрузкам.
GL-6 – предназначается для мощных моторов и гипоидных передач.
Распространены два типа — GL-4 и GL-5.
Масло для АКПП
В отличие от МКПП, где нагрузки повышенные, связь с двигателем жесткая, в АКПП смягчает передачу крутящего момента гидротрансформатор. В этом случае используетсяATF – Automatic Transmission Fluids. Это жидкость, окрашенная в яркий цвет, чаще всего, красный. Единых рецептов нет, каждая КП имеет специально разработанный состав, который и следует применять.
Для вариаторов также предусмотрено специализированное масло.
Для роботизированных коробок с двойным сцеплением часто применяются разные типы жидкостей для каждого из узлов.
Когда необходима замена масла
Периодичность устанавливает завод-изготовитель. Разбег варьируется от 20 до 300 тысяч км пробега. В среднем, период составляет 40-50 тысяч для МКПП и 60 – для АКПП. Некоторые КПП не требуют замены смазочного материала, за исключением случаев ремонта.
Однако срок службы жидкости уменьшается при эксплуатации в тяжелых условиях, куда входят перепады температуры, морозы, влажность воздуха. Также сокращает период эксплуатации агрессивная манера езды.
Периодически проверяйте состояние визуально. Если присутствует запах гари, жидкость приобрела темный цвет, ее требуется срочно заменить.
Соблюдайте нехитрые правила, продлевающие жизнь КП:
- Двигайтесь плавно, постепенно набирая и снижая скорость, придерживаясь скоростного режима в пределах 100-120 километров в час.
- Даже если мануал гласит, что замена техжидкости КП не требуется вообще, проверяйте уровень и состояние жидкости каждые 10000 км.
Объем должен соответствовать указаниям инструкции для модели, уровень в АКПП определяется щупом, в МКПП нужно ориентироваться по краю горловины маслозаливного отверстия. - Управляйте правильно: в АКПП в соответствии с правилами переключения, в МКПП – плавно отжимая сцепление.
- Заливайте масло, исходя из принятых требований. Не экспериментируйте и не смешивайте разные смазочные материалы КП.
- Контролируйте состояние системы, проверяя потеки и следы под авто.
- Вовремя производите замену техжидкости.
Gear Lubes and Synthetic Gear Oil
В этом выпуске Lube Notes я отвечу на многочисленные вопросы, которые я получаю из месяца в месяц о трансмиссионных маслах. Из вопросов, которые я получаю, я понимаю, что люди не совсем уверены, что такое трансмиссионные смазки и чем именно они отличаются от моторных масел. Я хочу кратко представить трансмиссионные смазки и обсудить их систему классификации. Затем мы рассмотрим правильное применение трансмиссионных смазок.
Во-первых, для понимания функции зубчатых смазок важно иметь небольшое представление о зубчатых передачах (пожалуйста, обратитесь к рисунку 1 на следующей странице для обсуждения). Зубчатые колеса передают движение и мощность от одного вращающегося вала к другому вращающемуся валу, обеспечивая множество применений передачи мощности. Существует несколько типов и различных геометрических форм зубчатых колес, но я буду рассматривать только автомобильные приложения. На рисунке 1 показаны прямозубые, конические и гипоидные шестерни; солнечная и планетарная передачи будут обсуждаться с системами автоматической трансмиссии. Цилиндрические зубчатые колеса представляют собой простые зубчатые колеса с легко зацепляющимися зубьями, которые передают мощность между параллельными валами. Конические шестерни позволяют пересекающимся валам передавать мощность. Гипоидные передачи облегчают передачу мощности между непересекающимися валами под прямым углом. Важной концепцией, которую необходимо усвоить в этих зубчатых передачах, является контактное и скользящее движение.
Цилиндрические и конические шестерни находятся в зацеплении и катятся в движении, тогда как шестерня и кольцо в гипоидных передачах соприкасаются и скользят. Это скользящее действие позволяет гипоидным передачам передавать большую мощность (сила распределяется по площади скольжения), обеспечивая меньшие дифференциалы в автомобилях и грузовиках.
Типы зубчатых передач (графика предоставлена AMSOIL)
Конструкция и принцип действия нефтяного/синтетического трансмиссионного масла
С этим кратким введением в зубчатые колеса мы можем перейти к разработке и назначению трансмиссионных смазок. Трансмиссионные смазки должны обеспечивать следующие характеристики:
- Обеспечивать правильное переключение передач в механических коробках передач при любых температурах
- Поддерживать разделение жидкости с движущимися металлическими поверхностями
- Снижать трение и износ
- Смазывать соответствующие подшипники
- Предотвращает задиры высоконагруженных зубчатых колес
- Обеспечивает поток жидкости при низких температурах
- Отводит тепло во время работы для поддержания безопасных температур
- Деэмульгирует (отдельно от воды) не допускать попадания пузырьков воздуха
- Совместимость со всеми уплотнениями
Трансмиссионная смазка представляет собой сложный продукт, выполняющий множество функций, игнорирование любой из этих функций может привести к повреждению компонентов.
Классификация нефтяных и синтетических трансмиссионных масел
Американский институт нефти (API) устанавливает следующую классификацию транспортных смазочных материалов:
- GL-1–GL-3 обозначают редукторные смазки для легких нагрузок на спиральные и конические шестерни. Этой классификации обычно соответствует моторное масло
- . GL-4 обозначает тип рабочих характеристик зубчатых передач, особенно гипоидных, в легковых автомобилях и другой автомобильной технике, работающей в условиях высокой скорости/низкого крутящего момента и низкой скорости/высокого крутящего момента.
- GL-5 обозначает тип эксплуатационных характеристик зубчатых передач, особенно гипоидных, в легковых автомобилях и другом автомобильном оборудовании, работающем в условиях высокой скорости/ударной нагрузки, высокой скорости/низкого крутящего момента и низкой скорости/высокого крутящего момента.
Общество автомобильных инженеров (SAE) устанавливает систему классификации трансмиссионных смазок по классам вязкости.
Точные значения для классов вязкости выходят за рамки этой статьи, однако важно понимать обозначение. Gear Lubes используют такое обозначение, как 75W-9.0 для обозначения класса вязкости. 75W — это зимний рейтинг, который определяет характеристики масла при низких температурах. 90 — рабочая вязкость (измерена при 210ºF). Чем ниже число W, тем лучше смазочное масло работает в холодную погоду. Чем выше второе число, тем вязче (гуще) масло. Производители оговаривают требуемые классификации GL и SAE для конкретного редуктора. Рекомендация основывается на геометрии (прямолинейная, коническая, гипоидная и т. д.), а также на нагрузке и условиях окружающей среды.
Автомобильные приложения обычно сводятся к трансмиссиям и дифференциалам. Материалы, используемые в конструкции таких компонентов, как синхронизаторы трансмиссии, могут потребовать различных типов добавок в трансмиссионных смазках.
Смазочные материалы для зубчатых передач изготавливаются путем выбора базовых масел из нефти или, в случае синтетических смазочных материалов для трансмиссионных масел, синтетических масел с последующим добавлением определенных химических веществ для достижения номинальной классификации.
Присадки состоят из противоизносных, антипенных, антиокислительных, деэмульгаторов, ингибиторов коррозии, модификаторов трения, присадок для улучшения вязкости и противозадирных присадок, а также специальных присадок, где это необходимо. Конкретные составы определяются производителем, и все трансмиссионные смазки не созданы одинаковыми.
OEM-производители (производители оригинального оборудования) определяют требуемые смазочные материалы для зубчатых передач в своей продукции. Вы можете найти указанную трансмиссионную смазку в руководстве пользователя, и, как правило, это трансмиссионная смазка, которую вы должны использовать. Ищите рейтинг вязкости, например 75W-90, и классификацию, например GL-4 или GL-5.
Классическая ошибка потребителей — покупать более густую трансмиссионную смазку, чтобы получить «лучшую» защиту. Хотя бывают случаи, когда используется 75W-140 или 75W-110 вместо указанного 75W-9.0, такое изменение должно производиться только по рекомендации специалиста по смазке.
Частота отказов шестерен очень низкая, но частота отказов подшипников не так низка. Подшипники лучше смазываются более жидким маслом, поэтому переход на более густую смазку в шестернях увеличивает вероятность выхода подшипников из строя. Буксировка — это использование автомобиля в тяжелых условиях, и, в зависимости от общего общего веса автомобиля (включая прицеп), может быть целесообразным использовать более тяжелое трансмиссионное масло. Действие переключения передач трансмиссии может привести к забиванию шестерен в дифференциале при буксировке тяжелых грузов. Более густые зубчатые смазки обеспечивают лучшее поглощение ударов на поверхности шестерни и предотвращают заедание или коробление зубьев шестерни. Некоторые производители трансмиссионных смазок начали предлагать 75W-110, чтобы обеспечить лучшую защиту при буксировке тяжелых грузов, не жертвуя такой же топливной эффективностью, как 75W-140. Если вы планируете использовать свой автомобиль для буксировки тяжелых грузов, мой совет — не гадать.
Свяжитесь со специалистом по смазке и получите рекомендацию, подходящую для вашего автомобиля и условий вождения.
Трансмиссия не имеет ничего общего с дифференциалом, и редукторная смазка GL-5 требуется редко. Когда есть спецификация на трансмиссионную смазку, она обычно соответствует GL-4. Трансмиссионные смазки GL-4 содержат меньше противозадирных присадок и подходят для латунных сплавов. В некоторых трансмиссиях используются латунные синхронизаторы, а противозадирные присадки на основе серы могут реагировать с латунью и разрушать синхронизаторы. В настоящее время во многих механических коробках передач используется жидкость для автоматических трансмиссий или моторное масло. Другие даже используют определенные жидкости для синхронизаторов, разработанные производителями. Лучшая политика — придерживаться рекомендаций производителя трансмиссии.
Нефтяное или синтетическое трансмиссионное масло?
При выборе трансмиссионного масла для вашего автомобиля вам придется выбирать между нефтяным и синтетическим трансмиссионным маслом.
Среди специалистов по смазке нет споров по этому вопросу; синтетическое трансмиссионное масло значительно лучше в каждой измеряемой категории. Крупные автотранспортные компании, такие как UPS, например, используют только синтетическое трансмиссионное масло для лучшей экономии топлива и продления срока службы оборудования.
В следующей статье я планирую провести подробное сравнение между нефтяным и синтетическим трансмиссионным маслом.
Смазка шестерен | КХК
ВЕРШИНА
Знание передач
Технический справочник по шестерням
Смазка шестерен
>
>
>
Назначение смазки шестерен:
1.
Способствовать скольжению между зубьями для снижения коэффициента трения μ.
2. Ограничьте повышение температуры, вызванное трением качения и скольжения.
Чтобы избежать таких проблем, как износ зубьев и преждевременный выход из строя, необходимо выбрать правильную смазку.
13.1 Методы смазки
Обычно используются три метода смазки редукторов:
(1) Консистентная смазка.
(2) Смазка разбрызгиванием (метод масляной ванны).
(3) Смазка с принудительной циркуляцией масла.
Не существует единственного лучшего смазочного материала и метода. Выбор зависит от тангенциальной скорости (м/с) и скорости вращения (об/мин).
На низких скоростях хорошим выбором является консистентная смазка. Для средних и высоких скоростей больше подходят смазка разбрызгиванием и смазка с принудительной циркуляцией масла, но есть и исключения.
Иногда по соображениям технического обслуживания консистентная смазка используется даже при высоких оборотах.
В таблице 13.1 представлены смазочные материалы, методы и их применение.
диапазона скоростей.
Смазка консистентной смазкой может применяться при низких скоростях/низких нагрузках, однако важно периодически наносить смазку, особенно для передач открытого типа. Поскольку с течением времени смазочные материалы уменьшаются или истощаются, необходимы периодические проверки замены или доливки масла. Использование смазочных материалов в неподходящих условиях приводит к повреждению зубьев шестерни. При использовании шестерен на высокой скорости/тяжелой нагрузке или при использовании легко изнашиваемых шестерен, таких как
червячные передачи
или винтовые передачи, следует соблюдать осторожность при выборе правильного типа смазки; Количество и методы. Особенно важен правильный выбор смазочного материала.
Таблица 13.
1-1 Диапазоны тангенциальной скорости (м-с) для
прямозубые шестерни
и
конические шестерни
Таблица 13.1-2 Диапазоны скорости скольжения (м-с) для червячных колес
Ниже приводится краткое описание трех методов смазки.
(1) Консистентная смазка
Консистентная смазка
подходит для любой открытой или закрытой зубчатой передачи, если она работает на низкой скорости. В отношении смазки есть три основных момента:
— Выбор смазки с подходящим конусом проникновения.
Смазка с хорошей текучестью особенно эффективна в закрытой системе.
– Не подходит для использования при высокой нагрузке и длительной работе.
Охлаждающий эффект смазки не так хорош, как у смазочного масла. Таким образом, это может стать проблемой с повышением температуры при высокой нагрузке и длительных режимах работы.
– Надлежащее количество смазки
Для работы должно быть достаточно смазки.
Однако слишком много смазки может быть вредным, особенно в закрытой системе. Излишняя смазка вызовет волнение, вязкое сопротивление и приведет к потере мощности.
(2) Смазка разбрызгиванием (метод масляной ванны)
Смазка разбрызгиванием используется в закрытой системе. Вращающиеся шестерни разбрызгивают смазку на зубчатую передачу и подшипники. Для эффективной работы требуется тангенциальная скорость не менее 3 м/с. Однако у смазывания разбрызгиванием есть несколько проблем, две из которых связаны с ограничением уровня масла и температуры.
1. Уровень масла
При слишком высоком уровне масла будут возникать избыточные потери при перемешивании. С другой стороны, не будет эффективной смазки или способности охлаждать шестерни, если уровень слишком низкий. В Таблице 13.2 показаны ориентиры для надлежащего уровня масла. Кроме того, уровень масла во время работы необходимо контролировать, в отличие от статического уровня, поскольку уровень масла будет падать, когда шестерни находятся в движении.
Эту проблему можно решить, подняв статический уровень смазки в масляном поддоне.
2. Ограничение температуры
Температура зубчатой передачи может повышаться из-за потерь на трение в шестернях, подшипниках и перемешивании смазки. Повышение температуры может вызвать одну или несколько из следующих проблем:
– Более низкая вязкость смазки
– Ускоренная деградация смазочного материала
— Деформация корпуса, шестерен и валов
— Уменьшен люфт
Новые высокоэффективные смазочные материалы выдерживают температуру до 80°С – 90 С град.
Эту температуру можно считать пределом. Если ожидается, что температура смазочного материала превысит этот предел, к коробке передач следует добавить охлаждающие ребра или в систему должен быть встроен охлаждающий вентилятор.
Таблица 13.2 Достаточный уровень масла
h = глубина зуба, b = ширина торца, d2 = контрольный диаметр червячного колеса, d1 = контрольный диаметр червяка
(3) Смазка с принудительной циркуляцией масла
Смазка с принудительной циркуляцией масла подает смазку на контактную часть зубьев с помощью масляного насоса.
Различают капельный, распылительный и масляный способы нанесения.
– Метод падения
Масляный насос используется для всасывания смазочного материала, а затем подачи его непосредственно на контактную часть шестерен через напорную трубу.
– Метод распыления
Масляный насос используется для распыления смазки непосредственно на контактную поверхность шестерен.
– Метод масляного тумана
Смазка смешивается со сжатым воздухом, образуя масляный туман, который распыляется на контактную поверхность шестерен. Он особенно подходит для высокоскоростных передач.
Масляный бак, насос, фильтр, трубопроводы и другие устройства, необходимые в системе принудительной смазки маслом. Поэтому он используется только для специальных высокоскоростных или больших коробок передач.
Фильтруя и охлаждая циркулирующую смазку, можно поддерживать необходимую вязкость и чистоту. Это считается лучшим способом смазки шестерен.
13.2 Смазочные материалы для зубчатых передач
На контактной поверхности зубьев должна образовываться масляная пленка для минимизации трения и предотвращения сухого контакта металла с металлом. Смазка должна иметь свойства, указанные в таблице 13.3.
Таблица 13.3 Свойства, которыми должен обладать смазочный материал
(1) Вязкость смазки
Правильная вязкость является наиболее важным фактором при выборе подходящего смазочного материала. Класс вязкости промышленных смазочных материалов регулируется JIS K 2001. В таблице 13.4 указан класс вязкости промышленных смазочных материалов по ISO.
Таблица 13.4 Класс вязкости промышленного смазочного материала по ISO (JIS K 2001)
(2) Выбор смазки
Трансмиссионные масла классифицируются по назначению: 2 типа для промышленного применения, 3 типа для автомобильного применения, а также классифицируются по классу вязкости.
(Таблица 13.5 – создана на основе данных JIS K 2219 – 1993: Стандарты трансмиссионных масел.)
Таблица 13.5 Типы трансмиссионных масел и их использование
Практично выбирать смазку, следуя информации в каталоге, техническом руководстве или информации с веб-сайта производителя масла, а также следуя стандартам JIS, JGMA и AGMA. В Таблице 13.6 указана надлежащая вязкость для закрытых передач, рекомендованная производителем масла.
Таблица 13.6 Рекомендуемая вязкость для закрытых зубчатых передач
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Применяется для цилиндрических зубчатых колес,
косозубые шестерни
, конические и спирально-конические передачи, где рабочая температура (температура масла) должна быть в пределах от 10 до 50°С.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. Применяется циркуляционная смазка или смазка разбрызгиванием.
После принятия решения о том, какой класс вязкости выбрать, принимая во внимание использование (для цилиндрических зубчатых колес, червячных пар и т.
д.) и условий использования (размеры механического оборудования, температура окружающей среды и т. д.), затем выберите соответствующий смазочный материал.
Таблица 13.7 Список некоторых индустриальных масел от типичных производителей масел
(3) Выбор смазочных материалов для червячной пары
После выбора надлежащей вязкости в соответствии с использованием (применение цилиндрических зубчатых передач, червячных передач и т. д.) и условиями (размер используемого устройства, температура окружающей среды и т. д.) проверьте марку смазочных материалов по информации о продукте, предлагаемой производителями масел.
В таблице 13.8 указаны справочные значения надлежащей вязкости, рекомендованные в соответствии с расчетами прочности (JGMA405-01(1976)). В таблице 13.9 перечислены некоторые типичные смазочные материалы, используемые для червячных передач.
Таблица 13.8 Справочная вязкость для смазки червячной передачи
Таблица 13.

Обладает хорошей вязкостью, стойкостью к окислению. Справится с защитой от износа и предотвращении загрязнений. Однако загустевает при низких температурах, создавая нагрузку на мотор.
Объем должен соответствовать указаниям инструкции для модели, уровень в АКПП определяется щупом, в МКПП нужно ориентироваться по краю горловины маслозаливного отверстия.