Износ зубьев: Классификация повреждений зубчатых передач — Ассоциация EAM

Содержание

Классификация повреждений зубчатых передач — Ассоциация EAM

материал предоставил к.т.н. СИДОРОВ Владимир Анатольевич
Безотказность зубчатых передач — определяющий фактор надёжности работы механического оборудования. Для определения причин их повреждения необходимо соблюдать последовательность осмотра, определять возможность использования при различных видах износа. Зубчатое колесо необходимо заменять в случае обнаружения классифицированного дефекта, характеристики которого выходят за пределы установленных значений.

Зубчатые передачи широко используют в механическом оборудовании для преобразования параметров вращательного движения. Срок их службы определяет показатели безотказности работы механизма и является одним из критических звеньев дерева отказов. Отказы механического оборудования из-за износа или разрушения зубчатых колес приводят к наиболее длительным простоям и требуют больших затрат для восстановления работоспособности. Предупредить аварийное разрушение зубьев и увеличить срок службы передачи позволяют своевременные ремонтные мероприятия, обоснованные результатами визуального износа.

В процессе эксплуатации невозможно контролировать физические процессы, происходящие в зоне контакта зубчатого зацепления. В тоже время вид износа, характер разрушения и распределение действующих сил позволяют получить информацию о параметрах их эксплуатации и характере старения.

В научной литературе и стандартах различного уровня описаны виды повреждений зубчатых передач и требования, обеспечивающие длительную работу зубчатого зацепления. Известная классификация повреждений зубчатых передач не является единой, а при определении причин и характера разрушения используют различную терминологию. Опыт решения практических задач определения причин повреждений и разрушений требует разработки классификации повреждений зубчатых передач на единой методической основе.

Классификация повреждений зубчатых передач с целью определения причин разрушения или износа и предупреждения их развития на стадии эксплуатации должна учитывать следующие варианты соотношения сроков службы самих передач и узлов, в которые они входят:

  1. Срок службы зубчатой передачи превышает сроки службы опорных подшипников и вала, что наиболее приемлемо для длительной эксплуатации. При этом о существовании зубчатой передачи «забывают» и поломка происходит неожиданно, через значительный промежуток времени (5-15 лет с начала эксплуатации).
  2. Срок службы зубчатой передачи соизмерим со сроком службы опорных подшипников и вала, что приводит к увеличению объёма ремонтных работ и снижению наработки на отказ. Этот вариант требует постоянного контроля за состоянием зубчатых передач, для исключения внезапных отказов и предупредительной замены зубчатых колес.
  3. Срок службы зубчатой передачи меньше срока службы опорных подшипников и вала, что требует изменения качества изготовления, монтажа или условий эксплуатации. Если причины ускоренного износа не установлены и принятые меры не эффективны, тогда ежеквартальные замены становятся постоянными.

Определение причины повреждения позволяет разработать рациональные методы воздействия на зубчатые передачи для повышения их долговечности. В практике работы ремонтных служб промышленных предприятий основным методом оценки степени работоспособности и состояния зубчатых передач является визуальный осмотр. Вибрационный контроль в данном случае является индикаторным методом, позволяющим зафиксировать отклонения в работе зубчатого зацепления. Более эффективно оценивать степень повреждения и обосновывать необходимость замены зубчатых колес путем непосредственного осмотра зубьев (рисунок 1). При этом большее внимание уделяют характеру повреждений и расположению пятна контакта на рабочих поверхностях зубьев.

Рисунок 1 — Общий вид мультипликатора, подготовленного к визуальному осмотру

На работоспособность зубчатых передач влияют как внешние факторы, определяющие передаваемые крутящие моменты и характер вращения зубчатых колес, так и внутренние, зависящие от технического состояния механизма. Взаимодействие внешних и внутренних факторов создает многообразие возможных повреждений зубчатых передач. Несмотря на неизменность в процессе эксплуатации передаточного отношения зубчатой передачи, данные факторы изменяются, приводя к преобладанию определенного вида износа или повреждения. При определении причин повреждения необходимо рассматривать зубчатое колесо как деталь, имеющую посадочную поверхность, несущие элементы и контактную взаимодействующую поверхность. Необходимо соблюдать следующую последовательность осмотра: посадочная поверхность, торцевая и рабочая поверхность зубьев, осмотр противоположной стороны зубчатого колеса.

На работоспособность зубчатого зацепления влияют такие внешние факторы:

  1. Значение прилагаемой силовой нагрузки определяет следующий характер повреждений на рабочей поверхности:

      Промежуточными проявлениями действующих сил являются: отслаивание частиц металла с рабочей поверхности зубьев; наклёп из-за сильных ударов при наличии зазора в зацеплении.

    • Характер прилагаемой силовой нагрузки связан с постоянством или непостоянством частоты вращения, изменением направления вращения, значением динамической составляющей. Динамические удары часто приводят к изломам зубьев (рисунок 5). При увеличении частоты вращения увеличиваются требования к точности изготовления и установки зубчатых передач, в противном случае — увеличивается износ зубьев. В нереверсивных передачах в обязательном порядке следует осматривать обратную (нерабочую) поверхность зуба. На ней могут проявляться ошибки изготовления или монтажа. Например, из-за малого бокового зазора на обратной поверхности зуба могут появиться следы контакта (рисунок 6).

      Рисунок 5 — Излом зубьев из-за воздействия динамических ударов

      Рисунок 6 — Пятно контакта на нерабочей поверхности зуба колеса

    • Наличие абразивных частиц или веществ вызывающих коррозию приводит к абразивному износу, коррозии поверхности зубьев, способствует возникновению газовой или жидкостной эрозии. Основная причина коррозии — наличие воды в смазочном материале — проявляется в виде равномерного (рисунок 7а) или неравномерного слоя (рисунок 7б) ржавчины на поверхности зубьев. Степень коррозии может быть различной. Её легко оценивать визуально.

      Рисунок 7 — Следы коррозии на поверхности зубьев:

      а) равномерный слой;

      б) неравномерный слой

      Первоначальное проявление абразивного износа — появление царапин или рисок на рабочей поверхности в направлении движения абразивного материала (рисунок 8). В данном случае поверхность рабочего колеса шестерённого маслонасоса, повреждена продуктами износа, присутствующими в смазочном материале. Развитию абразивного износа способствует использование пластичной или загрязнённой смазки, являющейся аккумулятором абразивных частиц. В дальнейшем у изношенных передач повышаются зазоры в зацеплении, усиливаются шум, вибрация и динамические перегрузки; искажается форма зуба; уменьшаются размеры поперечного сечения и прочность зуба. Основные меры предупреждения — защита от загрязнения, применение магнитных фильтров и повышение качества фильтрации масла. Несвоевременно обнаруженный абразивный износ ликвидируют заменой колеса (рисунок 9).

      Рисунок 8 — Начальная стадия абразивного износа колеса шестерённого насоса — появление рисок на рабочей поверхности зубьев

      исунок 9 — Предельная стадия абразивного износа кремальерной шестерни

На работоспособность зубчатого зацепления влияют такие внутренние факторы

:

  1. Неподвижность посадочных поверхностей зубчатого колеса и вала удовлетворяет проектным требованиям в том случае, если сопрягаемые детали неподвижны при приложении нагрузки (рисунок 10а). Появление малых перемещений сопрягаемых деталей приводит к фреттинг-коррозии, проявляющейся в виде темных пятен на посадочной поверхности детали (рисунок 10б).

    Рисунок 10 — Состояние посадочных поверхностей зубчатого колеса и вала:

    а) неподвижная посадка;

    б) малые перемещения сопрягаемых деталей

    В дальнейшем появляются следы взаимного перемещения сопрягаемых поверхностей в виде блестящих полированных участков поверхности. Это увеличивает скорость развития процессов износа, создавая предпосылки для возникновения ударов на последней стадии развития повреждения. При раскрытии стыка сопрягаемых деталей жёсткость соединения уменьшается, возникают динамические удары, приводящие к наклепу и разрушению.

  2. Характер взаимодействия контактирующих поверхностей определяется видом трения на контактирующих поверхностях. Если преобладает жидкостное трение, обеспечивающее минимальный коэффициент трения, и происходит полное разделение контактирующих поверхностей слоем масла, то состояние оценивают как хорошее. В этом случае преобладающим является окислительный износ (рисунок 11). Возникновение граничного трения приводит к контакту двух деталей, проявляясь в полировании рабочей поверхности зубчатых передач (рисунок 12). Наиболее часто граничное трение проявляется на начальной стадии приработки новых зубчатых колёс.

    Рисунок 11 — Окислительный износ поверхности зубчатой передачи при жидкостном трении

    Рисунок 12 — Полированная поверхность зуба — признак граничного трения

    Отсутствие смазки между контактирующими поверхностями приводит к повышению температуры, разрушению поверхностных твёрдых плёнок окислов и возникновению адгезионных связей между контактирующими зубьями. Силы на площадках контактов должны быть достаточными для разрушения твёрдых плёнок окислов. Для тяжелонагруженных высокоскоростных зубчатых передач наиболее характерное проявление — вырывы металла на вершинах зубьев (рисунок 13).

    Рисунок 13 — Вырывы металла на вершинах зубьев — схватывание поверхности при отсутствии разделительной масляной пленки

    Для их предотвращения рекомендуют обеспечить постоянное смазывание контактирующих поверхностей, в том числе, путем правильного выбора смазочного материала. Такие повреждения нарушают характер зацепления зубьев, увеличивают скорость износа и создают концентраторы напряжений на поверхности зубьев, способствующие развитию усталостных трещин и сколов.

  3. Взаимное расположение деталей оценивают по пятну контакта, характеристики которого обычно приведены в правилах технической эксплуатации, учебниках и пособиях. Необходимо отметить, что повлиять на расположение пятна контакта в редукторе (при нерегулируемых валах) невозможно. Пятно контакта является одним из критериев качества изготовления и сборки зубчатой передачи. Правильное, равномерно расположенное по высоте и длине зуба расположение пятна контакта показано на рисунке 14. Непараллельное расположение осей зацепления при уменьшенном расстоянии между осями зубчатых колёс происходит из-за износа посадочных мест подшипников валов зубчатых передач и приводит к сокращению пятна контакта до недопустимых размеров (рисунок 15). Несоосность валов можно зафиксировать по характеру износа элементов зубчатой муфты (рисунок 16).

    Рисунок 14 — Равномерное расположение пятна контакта по длине и высоте зуба

    Рисунок 15 — Сокращение пятна контакта из-за непараллельного расположение осей зацепления при уменьшенном расстоянии между осями зубчатых колес

    Рисунок 16 — Неравномерный износ зубьев зубчатой муфты при несоосности валов

    Отклонения в расположении валов и зубчатых колес приводит к нарушению равномерности воздействия прилагаемых сил. Она может проявляться в неравномерном распределении сил по длине зуба (рисунок 17) и равномерном по окружности зубчатого колеса. Неравномерное распределение сил по окружности зубчатого колеса возможно из-за его эксцентричного расположения. Отклонения могут быть настолько велики, что приведут к нарушению контакта зубчатого зацепления (рисунок 18). Неравномерность распределения сил приводит к образованию локальных сколов зубьев в ограниченном секторе (рисунок 5).

    Рисунок 17 — Неравномерное распределение действующих сил по длине зуба и равномерное распределение по окружности зубчатого колеса

    Рисунок 18 — Повреждения конического колеса при выходе зубьев из зацепления

  4. Накопление усталостных повреждений проявляется в зарождении, развитии и реализации трещин. Приводит к разрушению зубьев (рисунок 19).

    Рисунок 19 — Локальные разрушения зубьев из-за реализации усталостных трещин

Часто зубчатые зацепления испытывают комбинированное воздействие нескольких факторов, один из которых становится доминирующим. Например, вид рабочей поверхности зубчатой передачи редуктора бесцентрового токарного станка (рисунок 20) позволил установить следующее:

  • в масле, применяемом для смазки, присутствует вода, используемая в качестве охлаждающей жидкости при резании, о чём свидетельствуют следы коррозии;
  • напряжения, возникающие на площадках контакта при трении качения, превышают предел выносливости. Этому способствует снижение несущей способности масляной пленки из-за наличия воды в масле. В результате на рабочей поверхности зубьев возникло осповидное выкрашивание;
  • напряжения, возникающие на площадках контакта, не превышают предел текучести, о чем свидетельствует отсутствие следов пластической деформации;
  • при работе зубчатой передачи возникало трение скольжения из-за возможности относительного смещения контактирующих поверхностей в процессе взаимодействия, на что указывает полированная поверхность;
  • при изготовлении зубчатой передачи были отклонения в технологии изготовления, из-за чего появились волнистые линии на рабочей поверхности.

Рисунок 20 — Общий вид рабочей поверхности зубчатой передачи редуктора бесцентрового токарного станка

Результаты анализа влияния на работоспособность зубчатого зацепления внутренних и внешних факторов позволяют следующим образом классифицировать пределы использования зубчатых передач при различных видах износа.

Зубчатое колесо необходимо заменить:

  • при изломе зуба, наличии трещин возле основания зуба, пластической деформации материала зуба;
  • при осповидном выкрашивании с повреждением рабочей поверхности зубьев более чем на 20% и глубине ямок выкрашивания более 5% толщины зуба;
  • при абразивном износе зуба на 10-20% от его толщины;
  • при наклёпе, задирах на рабочей поверхности зуба и повреждении более 20% площади рабочей поверхности;
  • при наличии цветов побежалости на рабочей поверхности зубьев;
  • при размере пятна контакта менее 25-60% по высоте и 30-80% по ширине зуба.
Предложенная классификация повреждений позволяет последовательно исследовать отклонения в работе зубчатых передач и принимать своевременные решения по увеличению срока службы зубчатых передач.


4
6
голоса

Рейтинг статьи

Предельный допустимый износ зубчатого колеса в процентах от толщины зуба по делительной окружности

 

+———————————————+——————-+

¦        
Место установки передачи          
¦Предельный износ,

+———————————————+——————-+

¦Механизмы
подъема и изменения вылета стрелы
¦15                
¦
+———————————————+——————-+

¦Открытые
передачи механизмов поворота и    
¦30            
    ¦
¦передвижения                               
¦                  
¦
+———————————————+——————-+

¦Зубчатые
колеса редукторов механизмов пово-
¦25                
¦
¦рота и передвижения                        
¦  
                ¦
+———————————————+——————-+

 

Примечания. 1. Замер
толщины зубьев производится зубомером.

2. Шестерни зубчатых
пар с предельным износом зубьев подлежат
замене, а парные с ними зубчатые колеса
с износом зубьев до 50% предельно
допустимого износа могут не заменяться.

3. При замене
зубчатых колес работающие с ними в паре
шестерни заменяются независимо от
величины их износа.

 

Замена изношенных
колес быстроходных ступеней редукторов,
работающих с окружной скоростью более
8 м/с, должна производиться парами.

Расположение пятен
касания на головках зубьев выше начальной
окружности или на ножках ниже начальной
окружности соответственно указывает
на увеличение или уменьшение межцентрового
расстояния валов против допустимого.

Расположение пятен
касания как на рабочем, так и на нерабочем
профилях у одного или противоположных
краев зубьев при вращении зубчатой пары
в обоих направлениях соответственно
указывает на непараллельность или
перекос валов.

Повышенный износ
головок зубьев и их деформация являются
признаком нарушения бокового зазора.

При неравномерном
износе зубьев по длине следует проверить
правильность положения валов зубчатой
передачи, а также их кривизну.

Бандажированные
зубчатые колеса с ослабленной посадкой
венца (обода) на диске перепрессовываются
с постановкой нового венца.

При обнаружении
необычного шума, повышения температуры
свыше допустимых пределов и других
ненормальных явлений редуктор следует
вскрыть и устранить обнаруженные
дефекты.

1.6.2. Технические
требования на ремонт

При ремонте зубчатых
колес разрешается восстановление
изношенных по толщине зубьев наплавкой.
Наплавленный металл должен соответствовать
материалу шестерни. Шестерни,
восстановленные наплавкой зуба,
обязательно подвергаются термообработке.

На зубчатом колесе
допускается не более 25% заваренных спиц,
разделенных одной и более целой спицей.

Вставные зубья на
шестернях и зубчатых колесах основных
механизмов крана не допускаются.

Заварка трещин в
ободе и спицах стальных колес допускается
при условии применения технологии,
исключающей появление усадочных
напряжений.

Заварка трещин в
чугунных колесах допускается только с
общим подогревом и специальными
электродами.

Правка ободов
литых зубчатых колес допускается для
стальных колес, работающих с окружной
скоростью не выше 2 м/с, при условии
применения подогрева (не ниже 850 °С).

Величины пятен
касания в процентах от величины элементов
зуба должны быть не менее значений,
указанных в таблице 18.

 

Таблица
18

 

Изнашивание зубов – причины и профилактика

Зубная эмаль – самая твердая структура в организме, даже тверже, чем кость. Он предназначен для того, чтобы выдерживать кусающие и жевательные нагрузки на протяжении всей жизни. Однако со временем могут возникать различные формы износа зубов.


Износ зубов

Это видео является полезным введением в тему износа зубов. Истирание зубов, эрозия зубов, истирание зубов и абфракция зубов — это четыре основных типа износа зубов, которые мы рассмотрим ниже.


Нормальная стираемость зубов

Когда постоянные резцы впервые прорезываются через десну, на режущем крае каждого зуба будут видны три небольших округлых бугорка. Они известны как мамелоны и естественным образом стираются в начале жизни зуба.


Истирание зубов

Истирание зубов – это тип износа зубов, вызванный контактом зубов, обычно там, где зубы встречаются на жевательных кромках. Четко очерченные, острые, плоские и блестящие следы износа, известные как «фасетки», появляются на бугорках или гребнях моляров и премоляров. Истирание передних зубов приводит к совпадению рисунка износа между верхними и нижними зубами. Скрежетание зубами (бруксизм) является основной причиной этого типа износа зубов.

Способы предотвращения стирания зубов

  • упражнения для снятия стресса, который является основной причиной скрежетания зубами
  • релаксационные терапии — йога, массаж, медитация
  • имейте в виду — зубы должны соприкасаться только тогда, когда вы жуете или глотаете
  • обратиться за помощью — разговорная терапия для снижения сильной тревоги/стресс
  • принять теплую ванну перед сном, чтобы расслабить мышцы челюсти
  • носить защитную ночную капу для зубов
  • пройти обследование на апноэ во сне, связанное со скрежетанием зубами
  • пройти обследование и лечение неправильного положения зубов, чтобы выровнять силы жевания и жевания

Эрозия зубов

             

Эрозия зубов возникает, когда кислоты стирают эмаль зубов. Зубная эмаль белая. Дентин, чувствительная ткань, расположенная под эмалью, имеет желтый цвет. По мере потери зубной эмали зубы приобретают более желтый оттенок и могут становиться более чувствительными. Зубы также могут казаться тоньше или меньше, чем обычно, а края передних зубов могут иметь прозрачный вид.

Четыре основные причины эрозии зубов

  1. Желудочный рефлюкс — Здоровье пищеварительной системы может повлиять на зубы. У тех, кто страдает гастроэзофагеальным рефлюксом, также известным как кислотный рефлюкс или ГЭРБ, желудочная кислота попадает в рот в течение дня. Когда эти желудочные кислоты попадают в горло и в рот, они могут стирать зубную эмаль, обычно на внутренней поверхности зубов, а также на жевательных поверхностях коренных зубов.
  2. Булимия — Люди с булимией могут тайно переедать, съедая большое количество пищи, а затем очищаться, чтобы избавиться от лишних калорий. При этом кислоты, связанные с чисткой зубов, оказывают эрозионное воздействие на зубы. Чаще всего поражается внутренняя часть верхних зубов.
  3. Злоупотребление газированными напитками — шипение снижает рН и повышает кислотность любого напитка. Проглатывание газированных напитков приводит к разрушению структуры зуба на передней поверхности верхних зубов, в результате чего возле линии десен появляется желтоватая вогнутая область. Объединение или оставление напитка во рту приводит к большему износу зубов на жевательной поверхности нижних коренных зубов.
  4. Злоупотребление цитрусовыми — Сосание лимонов, лаймов или сильно кислых фруктов может привести к эрозии передней поверхности зубной эмали на передних зубах. Высокое содержание кислоты во многих фруктах и ​​фруктовых соках может со временем привести к ослаблению и деминерализации зубной эмали.

Способы предотвращения эрозии зубов

  • предотвращение сухости во рту, чтобы обеспечить достаточное количество слюны для буферизации кислот во рту и реминерализации зубной эмали
  • использовать зубные пасты, укрепляющие зубы, чтобы сделать их более устойчивыми к кислотам во рту
  • регулярно посещать стоматолога для выявления признаков эрозии зубов
  • обратиться за помощью к врачу для лечения основных причин кислотного рефлюкса
  • избегайте нездорового поведения, связанного с контролем веса, например вызывания рвоты у себя
  • обратиться за помощью к родственнику, другу или врачу при первых признаках расстройства пищевого поведения
  • ограничьте или избегайте спортивных напитков из-за большого количества сахара, который образует кислоты во рту
  • Умеренно пейте газированные напитки, не более одного раза в день, включая газированные напитки, чайный гриб, газированную воду и любые шипучие напитки
  • быстро пить газированные, сладкие или фруктовые напитки, чтобы сократить время контакта сахара и кислоты с зубами
  • лимитированные фруктовые соки
  • используйте соломинку при употреблении вредных напитков, чтобы кислота не попала на зубы
  • не полощите рот газированными напитками и не собирайте их вместе
  • избегайте кислых конфет
  • после кислых блюд или напитков прополощите рот водой, выпейте молока или съешьте кусочек твердого сыра, чтобы нейтрализовать кислоты во рту
  • подождите 30 минут перед чисткой зубов после употребления газированных напитков или употребления кислых фруктов, когда зубная эмаль, недавно подвергшаяся воздействию кислоты, легче стирается
  • никогда не сосать лимоны, лаймы или любые сильнокислые фрукты

Стирание зубов

    

Истирание зубов – это прогрессирующая потеря структуры зуба, вызванная механическими воздействиями, отличными от жевания. Чаще всего это связано с неправильной техникой чистки зубов и приводит к стиранию тканей зуба на стыке коронки и корня зуба вблизи линии десны. Истирание зубов также наблюдается у людей, которые используют свои зубы в качестве инструмента (например, чтобы снимать крышки с бутылок, раскалывать семечки, держать булавки, зажимы или гвозди). Те, кто придерживается грубой диеты, могут вызвать износ зубов, который можно классифицировать как истирание зубов. Длительное использование украшений для языка также может вызвать стирание зубов, когда украшения ударяются о зубы или трутся о них.

Способы предотвращения стирания зубов

  • Применять правильную технику чистки зубов — использовать ручку и избегать энергичных горизонтальных движений жесткой зубной щеткой
  • учитывают уровень абразивности зубной пасты
  • выберите зубную пасту со свойствами, укрепляющими зубы и повышающими устойчивость зубной эмали к абразивным воздействиям
  • Зубы

  • не следует использовать в качестве инструмента для захвата или удержания предметов
  • следует избегать длительного использования украшений для языка
  • выберите пластиковый или металлический язычок

Абфракция зубов

При приложении больших или неравномерных усилий зубы могут сгибаться, что приводит к разрушению структуры зуба и образованию клиновидных насечек на линии десны. Эта выемка видна на шейке зуба и может быть обнаружена, когда ноготь зацепится за эту область. Этому процессу способствуют механическое напряжение при сжатии или скрежетании, а также кислоты во рту.

Способы профилактики абфракции зубов

  • переместить смещенные зубы так, чтобы зубы хорошо сцеплялись, а усилие жевания было равномерным
  • имеют выборочную форму зубов, чтобы уменьшить или устранить чрезмерное жевательное усилие на отдельные зубы
  • избегать сжимания или растирания
  • принять антистрессовую или расслабляющую терапию
  • носить ночной щиток по мере необходимости
  • ограничьте потребление кислых продуктов и напитков
  • при наличии показаний поставьте зубные пломбы в области абфракции, чтобы укрепить структуру зуба и предотвратить более глубокие насечки 

Понимание различных причин износа зубов и способов его предотвращения является ключевым фактором в сохранении здоровой улыбки. Наша команда Lorne Park Dental Associates регулярно проверяет ранние признаки износа зубов и при необходимости предлагает профилактические стратегии. Свяжитесь с нами сегодня.

Износ зубьев

Износ зубьев

Пропуск ссылок и навигация с помощью клавиатуры

  • Перейти к содержимому
  • Используйте клавиши Tab и клавиши курсора для перемещения по странице (дополнительная информация)

Печать

Категория: Здоровье полости рта и зубов

Тема: Заболевания полости рта

Стираемость зубов — это необратимая потеря структуры зуба, которая часто бывает болезненной, неприглядной и нарушает функцию зубов. Повреждение также может быть дорогостоящим и трудным для ремонта. Существует 3 вида износа зубов: истирание, истирание и эрозия. Иногда бывает трудно определить тип присутствующего износа зубов, потому что разные типы часто встречаются вместе.

  • Истирание: физический износ зубов, вызванный чем-то иным, чем контакт зубов друг с другом, т. е. чрезмерно усердная или неуместная чистка зубов, многократное использование зубочистки или размещение шпилек между зубами.
  • Истирание: потеря структуры зуба в результате контакта зубов с зубами, например, при скрежетании зубами.
  • Эрозия зубов: растворение зубной эмали из-за присутствия кислот во рту.

Признаки и симптомы эрозии зубов

К первым признакам эрозии зубов относятся:

  • зубы кажутся желтыми из-за более темной ткани, проступающей сквозь истонченную зубную эмаль
  • зубы кажутся блестящими и гладкими из-за износа поверхности зуба
  • зубы стали короче
  • пломбы располагаются выше, чем окружающая поверхность зуба
  • жевательные поверхности зубов с гладкими вогнутыми кратерами и/или
  • чувствительных зубов.

Причины эрозии зубов

Причиной эрозии зубов является воздействие кислоты. Многие напитки, включая безалкогольные напитки, энергетические напитки, спортивные напитки, алкоголь и фруктовые соки, содержат кислоты. Большинство этих напитков также имеют высокое содержание сахара, который может вызвать разрушение зубов.

Диета с высоким содержанием кислых продуктов и напитков может привести к износу зубов. Чем ниже рН продукта, тем он более кислый. Любая еда или напитки с рН ниже пяти могут вызвать стирание зубов и повышенную чувствительность зубов.

рН некоторых распространенных продуктов питания и напитков указан ниже:

9022 4

90 225 pH 2,2

Молоко рН 6,9
Ароматизированное молоко рН 6,7
Водопроводная вода pH 6,0
Сыр чеддер pH 5,9
Кофе pH 5,0
Пиво pH 4,5
Апельсиновый сок рН 3,5
Яблочный сок pH 3,4
Грейпфрут pH 3,3
Соленья pH 3,2 90 276
Спортивные энергетические напитки pH 3,0
Обычные безалкогольные напитки pH 2,7
Кола pH 2,5
Красное вино pH 2,5
Лимонный сок
Уксус pH 2,0

Другие факторы, способствующие эрозии, включают:

  • сухость во рту, которая увеличивает риск повреждения кислотой, и/или
  • желудочная кислота, попадающая на зубы из-за рвоты при таких состояниях, как булимия, утреннее недомогание и желудочный рефлюкс.

Предотвращение эрозии зубов

  • Соблюдайте сбалансированную диету и сократите количество кислых и сладких продуктов и напитков. Старайтесь ограничивать перекусы.
  • Ешьте продукты, которые действуют как буфер, быстрее нейтрализуя рН слюны (например, молочные продукты содержат белок, называемый казеином, который защищает зубы от кислоты).
  • Избегайте держать или «полоскать» кислые напитки вокруг рта, так как это увеличивает вероятность разрушения зубов и износа зубов.
  • Во время питья по возможности используйте соломинку, так как это сводит к минимуму контакт напитка с зубами.
  • Жуйте жевательную резинку без сахара, чтобы стимулировать выделение слюны и вымывать кислоты.
  • Часто пейте много воды в течение дня, особенно во время физических упражнений. Если есть возможность, пейте фторированную воду.
  • Избегайте напитков с кофеином, так как кофеин вызывает обезвоживание.
  • Не чистите зубы сразу после еды или питья кислых или сладких продуктов или напитков, так как зубная эмаль размягчается и ее можно «стереть».