Содержание
Тормозные жидкости
Содержание страницы
- 1. Тормозные жидкости отечественного производства
- 2. Зарубежная классификация тормозных жидкостей
Источник материала: Кузнецов А.И., Тимофеев Ф.В., Кузнецов А.А., Кормилицына В.Е. Учебно-справочное пособие. Нефтепродукты. в 2 ч. Часть 1. Классификация, номенклатура, нормативные требования к качеству. Изд. Ульяновский государственный университет, Ульяновск, 2018 г. 249 с.
Тормозными жидкостями называются жидкости, используемые в гидравлических тормозных системах автомобильной техники.
1. Тормозные жидкости отечественного производства
В зависимости от состава тормозные жидкости подразделяются на жидкости гликолевого основания и спиртокасторовые (рис. 1).
Рис. 1. Подразделение тормозных жидкостей по способу производства
Тормозная жидкость «ГТЖ-22М», представляет собой смесь диэтиленгликоля (66%), этилкарбитола (32%), этилцеллозольва (3%) с добавлением антикоррозионной и защитной присадок.
Ядовита. Для придания жидкости желто-зеленой окраски вводится краситель. Обладает хорошими противоизносными и удовлетворительными антикоррозионными свойствами. Рекомендуется к применению на ряде моделей грузовых автомобилей для заправки гидравлических систем привода тормозов и сцеплений. Имеет всесезонное применение во всех климатических зонах, кроме Крайнего Севера.
Тормозная жидкость «Нева», состоит из смеси гликолей и полигликолей (имеет повышенное содержание этилкарбитола до 59%), содержит комплекс присадок антикоррозионного, антиокислительного и противоизносного действия, обладает хорошими низкотемпературными свойствами. Ядовита, имеет окраску от светло-желтого до желтого цвета. Работоспособна до температур эксплуатации минус 40-450С.
Жидкость «Томь», предназначена для применения в гидравлической системе привода тормозов и сцеплений, состоит из этилкарбитола и полиэфира, содержит присадки антикоррозионного действия и повышающие уровень термостабильности. Температура применения от минус 50 до плюс 50 0С.
Смешивается с тормозной жидкостью «Нева» в любых соотношениях.
Тормозная жидкость «БСК», представляет собой смесь бутилового спирта и касторового масла (1:1), содержит краситель. Ядовита. Обладает хорошими противоизносными свойствами, инертна к резино-техническим изделиям. Предназначена для всесезонного применения в гидравлических системах привода тормозов грузовых и легковых автомобилей, кроме автомобилей, оборудованных дисковыми тормозами. При низких температурах выделяет сгустки кристаллов касторового масла. Рекомендуемые температуры применения, не ниже минус 17-20 0С.
Основным компонентом тормозной жидкости марки «РОСДОТ» является борсодержащий полиэфир, содержит антиокислительную присадку. Имеет высокие значения температуры кипения. Совместима с тормозными жидкостями марок «Томь», «Нева». Уровень требований предъявляемых к качеству тормозных жидкостей представлен в таблицах 9 и 10.
2. Зарубежная классификация тормозных жидкостей
Для классификации тормозных жидкостей за рубежом применяют характеристики температур кипения и вязкости.
Наибольшее распространение получила классификация DOT, разработанная Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Данная классификация, основана на соответствии качества тормозных жидкостей требованиям американского федерального стандарта по безопасности автомобилей FMVSS № 116. При классификации различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» («мокрой») – с содержанием воды до 3,5%. Определение вязкости проводят при температурах 100 0С и минус 40 0С. Наибольшее распространение получили тормозные жидкости классов DOT 4, DOT 5 (DOT 5.1). Жидкость класса DOT 3 устаревающая марка, так как была предназначена для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами. Тормозные жидкости, соответствующие классификации DOT 4 предназначены для применения на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами. Тормозные жидкости, соответствующие классификациям DOT 5 (DOT 5.
1) – используют в основном на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, повышенными динамическими и температурными нагрузками.
Таблица 9
| Наименование показателя ___________________________________ | Норма для марки | ||
|---|---|---|---|
| ГТЖ –22М | «Томь» | «БСК» | |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1. Внешний вид | Прозрачная однородная жидкость зеленого цвета без осадка | Прозрачная однородная жидкость от светло-желтого до темно-желтого цвета без осадка, допускается слабая опалесценция | Однородная прозрачная жидкость от красного до оранжево-красного цвета без осадка и механических примесей, допускается слабая опалесценция |
| 2. Вязкость кинематическая, мм2/с: при 70 0С при 50 0С при 100 0С при минус 40 0С при 0 0С | – – ≥ 1,8 ≤ 1800 – | – ≥ 5,0 ≥ 2,0 ≤ 1500 – | ≥ 5,5 ≥ 9,0 – – ≤ 130 |
3. Температура кипения, 0С | ≥ 190 | ≥ 220 | ≥ 115 |
| 4. Температура вспышки в открытом тигле, 0С | ≥ 90 | – | – |
| 5. Массовая доля мех. примесей | – | отсутствие | – |
| 6. Стабильность при высокой температуре, 0С | – | ≤ минус 2 | – |
| 7. Температура кипения увлажненной жидкости, 0С | – | ≥ 160 | – |
| 8. Плотность при 20 0С,кг/м3 | – | – | 870 — 900 |
| 9. Совместимость с тормозной жидкостью «Нева» при соотношении 9:1; 1:1; 1:9 | |||
| а) при температуре минус (45±5) 0С | – | Прозрачная жидкость без расслоения и осадка Прозрачная жидкость без расслоения и осадка | – |
| б) при температуре (55±5) 0С | – | – | |
| Совместимость с водой при температуре минус 40 0С а) внешний вид | Прозрачная жидкость без расслоения и осадка.![]() | – | – |
| б) время прохождения пузырьков воздуха через слой жидкости, с | ≤ 10 | – | – |
| 10. Испаряемость: а) массовая доля летучих веществ, % б) состояние остатка после испарения в) состояние остатка при температуре минус 5 0С | – – – | ≤ 70 отсутствие твердых частиц подвижен | – – – |
| 11. Изменения объема резины марки 7-2462 при 70 0С (марки 51-1524 при 120 0С) в течение 72-х часов, %а) изменение массыб) изменение объемав) изменение внешнего вида резиныг) изменение предела прочности резины марки 51-1524 при 120 0С, % | 0-3 – отсутствие клейкости – | 2-10 (2-10) отсутствие клейкости ≤ 18 | 1-5 5-10 – – |
| 12. Взаимодействие с металлами, изменение массы пластинок мг/см2, не более: | |||
| жесть белая сталь 10 алюминиевый сплав Д-16 чугун СЧ 18-36 латунь Л-63 или Л-62 медь М-1 | – – – – – – | 0,1 0,1 0,1 0,08 0,1 0,2 | 0,2 0,2 0,1 0,2 0,4 0,4 |
| Внешний вид пластинок | – | Отсутствие признаков коррозии в виде точек, шероховатостей, кристаллического осадка; допускается налет, легко стираемый хлопчатобумажной тканью и изменение цвета (цвета побежалости) | Отсутствие раковин и шероховатостей, видимых невооруженным глазом. Допускается изменение цвета |
| Внешний вид тормозной жидкости после испытания | – | Отсутствие сгустков и кристаллов, допускается потемнение | – |
| Значение показателя концентрации водородных ионов (рН) после испытаний, единицы рН | 7,0-10,5 | 7,0-11,5 | ≥ 6,0 ≥ 6,0 |
| 13. Низкотемпературные свойства: состояние жидкости после выдержки при минус 50 0С в течение 5 часов: а) внешний вид б) время прохождения пузырьков воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, с состояние жидкости после выдержки при минус 40 0С в течение 6 часов: а) внешний вид б) время прохождения пузырьков воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, с | Прозрачная жидкость без расслоения и осадка ≤ 35 – – | Прозрачная жидкость без расслоения и осадка ≤ 35 Прозрачная жидкость без расслоения и осадка ≤ 10 | – – – – |
Таблица 10
| Наименование показателя | Норма для марки | |
|---|---|---|
| «Нева А» | «Нева Б» | |
| 1 | 2 | 3 |
1. Внешний вид | Прозрачная однородная жидкость от светло-желтого до темно-желтого цвета без осадка, допускается слабая опалесценция, оранжевый или розовый оттенок | |
| 2. Вязкость кинематическая, мм2/с (сСт), мм2/с: при 50 0С при 100 0С при минус 40 0С | ≥ 5,0 ≥ 2,0 ≤ 1500 | |
| 3. Температура кипения увлажненной жидкости, 0С | ≥ 140 | ≥ 137 |
| 4. Число омыления, мг КОН на 1 г продукта | 12-18 | |
| 5. Массовая доля механических примесей | отсутствие | |
| 6. Стабильность при высокой температуре, 0С | ≤ 3 | ≤ 5 |
| 7. Температура кипения, 0С | ≥ 200 | ≥ 195 |
| 8. Температура кипения увлажненной жидкости, 0С | ≥ 140 | ≥ 137 |
9. Испаряемость:а) массовая доля летучих веществ, % б) состояние остатка после испарения в) состояние остатка при температуре | ≤ 70 отсутствие твердых частиц подвижен | ≤ 75 отсутствие твердых частиц — |
а) изменение объема резины марки 7-2462 при 70 0С, % или резины марки 51-1524 при 125 0С, % б) изменение внешнего вида г) изменение предела прочности резины марки 51-1524, %, не более | 2-10 2-10 отсутствие клейкости и шелушения 18 | 2-10 2-10 отсутствие клейкости и шелушения 25 |
| 7-11,5 | |
| 12. Взаимодействие с металлами, изменение массы пластинок мг/см2, не более: жесть белая сталь 10 алюминиевый сплав Д-16 чугун СЧ 18-36 латунь Л-63 или Л-62 медь М-1 Внешний вид пластинок Внешний вид тормозной жидкости после испытания Значение показателя концентрации водородных ионов (рН) после испытаний | 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 | 0,2 0,2 0,1 0,2 0,5 0,5 |
| Отсутствие признаков коррозии в виде точек, шероховатостей, кристаллического осадка; допускается налет, легко стираемый хлопчатобумажной тканью и изменение цвета латунной и медной пластинок | ||
| Отсутствие сгустков и кристаллов на стенках сосудов и на пластинках, допускается потемнение | ||
| 7,0-11,5 | ||
13. Низкотемпературные свойства:состояние жидкости после выдержки при минус 50 0С в течение 6 часов: а) внешний вид | Прозрачная жидкость без расслоения и осадка | |
| б) время прохождения пузырьков воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, с | 35 | |
| состояние жидкости после выдержки при минус 40 0С в течение 6 суток: а) внешний вид | Прозрачная жидкость без расслоения и осадка | |
| б) время прохождения пузырьков воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, с | 10 | |
| 14. Совместимость с водой при минус 40 0С: а) внешний вид | Прозрачная жидкость без расслоения и осадка | |
| б) время прохождения пузырька воздуха через слой жидкости, сек, не более: | 10 | |
| при плюс 60 0С а) внешний вид | Прозрачная жидкость без расслоения и осадка | |
Также для классификации тормозных жидкостей используются стандарты SAE3 J1703, ISO(DIN) 4925, в которых применен аналогичный DOT принцип классификации.
Кинематическая вязкость тормозных жидкостей DOT 3 DOT 4 и DOT 5 при 100 0С, должна быть не менее 1,5 мм2/с. Требования к остальным характеристикам тормозных жидкостей представлены в таблице 11.
Таблица 11
| № п/п | Стандарт | Точка кипения «сухой», 0С | Точка кипения «мокрой», 0С | Вязкость при минус 40 0С, мм2/с | pH |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | DOT 3 | 205 | 140 | 1500 | 7,0 – 11,5 |
| 2 | DOT 4 | 230 | 155 | 1800 | 7,0 – 11,5 |
| 3 | DOT 5* | 260 | 180 | 900 | 7,0 – 11,5 |
| 4 | DOT 5.1 | 260 | 180 | 900 | 7,0 – 11,5 |
* Тормозная жидкость DOT 5 не гигроскопична. Обладает высокой степенью аэрации. Не применяется в автомобилях с ABS | |||||
По материалам сайта
главного тормозного цилиндра к колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах. Именно этим условием определяются технические требования к свойствам тормозных жидкостей. Состоят они в следующем.
температура тормозной жидкости в наиболее горячих точках системы примерно такова: 60-70ОС при движении по шоссе, 80-100ОС в городе и 100-120ОС на горных дорогах. Но это в среднем, а в напряженных условиях она нередко достигает 150ОС и даже больше, поскольку, например, тормозная колодка при нескольких экстренных торможениях нагревается до 600ОС. Поэтому жидкость в неблагоприятной ситуации
может закипеть, а это грозит катастрофой: объем главного цилиндра невелик (всего 5-15 мл), а как только объем пузырьков пара в системе превысит эту величину, то тормоза полностью откажут. Но и до этого, при малых размерах паровых пробок, эффективность тормозов уже заметно падает.
намного выше критической (то есть 150ОС ), но этим нельзя обольщаться. Вещества, входящие в их состав, по большей части очень гигроскопичны, то есть легко впитывают влагу из воздуха, а резиновые манжеты служат плохой преградой для этого процесса. Точка кипения “увлажненной” жидкости по сравнению с “сухой” намного ниже, она легко падает до критической величины и даже дальше. Поэтому в паспортных данных всегда указывают два значения температуры кипения: без влаги и с содержанием 3,5% воды. Если последняя мала, то в системе с дисковыми тормозами такую жидкость применять не следует. ![]()
для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном холоде. Принято, что ее вязкость не должна превышать 1800 кв.мм/с при 40ОС для обычного исполнения и 1500 кв.мм/с при -55О С для специального северного. При выборе продукта для использования в условиях суровой зимы на это надо обращать внимание.
в тормозных жидкостях, неизбежно вызывают набухание уплотнительных резиновых манжет, однако это воздействие лимитируется действующими техническими нормативами. Тем не менее и здесь есть обстоятельство, которое надо иметь в виду. На очень старых машинах (более четвертьвековой давности выпуска) могут быть манжеты, резина которых не совместима с жидкостями сегодняшних типов. В системах таких автомобилей поневоле надо использовать спиртокасторовые смеси, как это делалось прежде (на ГАЗ-24 резина прежних типов использовалась до 1985 года).
деталей тормозной системы (поршеньков) рабочая жидкость призвана служить естественной смазкой, поскольку других антифрикционных продуктов в их зоне трения нет. Важно и то, что конструктивные элементы из стали и цветных металлов не должны испытывать коррозионного воздействия со стороны веществ, входящих в тормозную жидкость. Все эти требования удовлетворяются применением специальных добавок и присадок в товарных продуктах.
обратимся к реальному ассортименту нашего рынка.
смесь бутилового спирта и касторового масла (50 на 50). Внешняя отличительная особенность — красный цвет. У нее очень низкая температура кипения (всего 115ОС), а также плохая морозостойкость (вязкость 2500 кв.мм/с при — 40ОС, что не соответствует эксплуатационным нормам). БСК
непригодна для современных автомобилей, тем более с дисковыми тормозами, но хорошо смазывает, вследствие чего в гаражной практике эту жидкость часто используют для смачивания замков, петель и т. п. По назначению эту жидкость применяют только в автомобилях старых типов и сельскохозяйственных машинах.
освоения новых материалов (сделана на гликолевой основе). Температура кипения и морозостойкость улучшены по сравнению с БСК, но не дотягивают до современных норм. Главные же недостатки — низкие антикоррозионные свойства и повышенная ядовитость. Внешнее отличие — зеленый или защитный цвет. В автомобильной практике сегодня эта жидкость не применяется и не выпускается, но запасы могут случайно встретиться. ГТЖ-22м может смешиваться с более современными жидкостями, поэтому единственная возможность ее использования — доливка системы в экстремальных ситуациях, когда иного выхода нет. Разумеется,
затем образовавшуюся смесь надо без промедления заменить доброкачественным продуктом.
устаревший и снятый с массового производства (мелкосерийное кое-где сохранилось). Основные компоненты — гликолевый эфир и полиэфир с добавлением антикоррозионной присадки. Температура кипения составляет 195ОС без влаги и 138ОС при содержании 3,5% воды. Норматив морозостойкости выдержан “Нева” имеет цвет от светло-желтого до желтого. Главный недостаток — повышенная гигроскопичность, вследствие чего уже через год эксплуатации температура кипения приближается к критической. Только с учетом этого обстоятельства и можно использовать “Неву”, которая не имеет других ограничений к применению на автомобилях любых марок.
широкого применения. Цвет — в пределах от светло-желтого до желтого, как у “Невы”. В составе “Томи” — концентрированный гликолевый эфир, полиэфир,
бораты, целевые присадки. Температурные свойства продукта улучшены: кипение в “сухом” виде — 220ОС, в “увлажненном” — 155ОС, вязкость при -40ОС не более 1500 кв.мм/с. Насыщение влагой, близкое к критическому, наступает у этой жидкости примерно через два года работы. В целом по эксплуатационным качествам “Томь” по общепринятой международной классификации удовлетворяет современным нормативам DOT-3 — это массовый, “ширпотребный” класс без каких-либо специальных ограничений по применению.
типу. Основной компонент — борсодержащий полиэфир наряду с присадками специального назначения. Цвет — от светло-желтого до светло-коричневого. Показатели кипения таковы: в “сухом” виде — 260ОС, в “увлажненном” — 165ОС, при этом критический показатель (150ОС) достигается только после трех лет нахождения жидкости в гидроприводе тормозной системы. ![]()
всем нормам класса DOT-4, что на сегодня является наиболее высоким уровнем эксплуатационных качеств. “Роса” без ограничений пригодна для использования в современных отечественных и зарубежных автомобилях.
встретить множество импортных тормозных жидкостей (Brake Fluid). Если такая жидкость рекомендована изготовителем для любых машин и при этом имеет маркировку DOT-3 или DOT-4, то ее можно использовать в равной мере и в иномарках, и в отечественных автомобилях. Можно утверждать также, что в состав данного продукта входят различные эфиры, и низкомолекулярные полимеры и целевые присадки. Что же касается эксплуатационных качеств (включая температурные свойства), то при сравнении в соответствующем классе (DOT-З или DOT-4) импортные жидкости примерно идентичны нашей “Томи” или “Росе” и не имеют каких-то особых отличий от них. ![]()
Александр Моисеевич.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Flight AC543 / ACA543 — Air Canada
Удалить объявления
Удалить объявления
.
3 18:0002 EST0047
21:18 PST
18:50 EST
21:18 PST
18:50 EST
21:18 PST
Seattle, WA, United States
18:50 EST
19:18 EST
Время приземления, полученное из ADS-B/Радар.
YYZ/CYYZ)
18:50 EST
19:26 EST
21:18 PST
Время посадки, полученное из данных ADS-B/радара
Сиэтл, Вашингтон, Соединенные Штаты
Landing time derived from ADS-B/Radar data
18:50 EST
18:45 EST
Landing time derived по данным ADS-B/РЛС
18:50 EST
18:48 EST
18:48 EST
8

18:50 EST
18:48 EST
21:18 PST
Time aircraft arrives at gate derived from company/airport information
18:50 EST
19:17 по восточному поясному времени
21:18 PST
19:15 EDT
19:25 EDT
21:37 PDT
Landing time derived from ADS-B/Radar data
Flight history for AC543 доступен в течение 7 дней в рамках нашей подписки Basic .
Подробнее здесь.
Дополнительные полетные данные доступны для покупки. Пожалуйста, проверьте наш API по запросу.
Flickr: Пул наблюдения за самолетами
Сохранить
Сортировка: Дата добавления
Вид:
Световой короб
BOEING 777-300
по pageynufc
G-TUKF TUI Airways Боинг…
от steve60059
9H-QEN Malta Air Boeing…
by steve60059
9H-ZFX Flexjet Embraer EMB-550…
by steve60059
G-JZBI Jet2 Boeing 737-8MG(WL)…
by steve60059
All Nippon Airways (ANA Wings) |…
Деннис HKG
Hawker Sea Fury T.20,…
Гордон Райли
ТОМАС КУК 757-300 D-ABOK(cn918)
Саввас Гарозис
MACEDONIAN AIRLINES MD-82.
..
Саввас Гарозис
Юнайтед Эйрлайнз | Боинг | 787-9…
от TFG Lau
Британские авиалинии | Airbus |…
от TFG Lau
Верджин Атлантик Эйруэйз | Airbus…
от TFG Lau
Катарские авиалинии | Airbus |…
от TFG Lau
Кантас Эйрвейз | Аэробус |…
по TFG Лау
United Airlines 737
Эрик Лихтенштейн
V8-MHB EGLL 16/12/22
by billy_mcnally
Эмирейтс A380, пункт назначения Дубай…
от Annette_747
Polar Air Cargo N702GT
от brontis5
Юнайтед N77543
от brontis5
Polar Air Cargo N702GT
от brontis5
Polar Air Cargo N702GT
от brontis5
Tway Air Boeing 737-8GQ HL8363
от tipekusair
Международный аэропорт Инчхон ICN
от компании tipekusair
SF-9V-SCL-SINGAPORE-787-10-SIN-1.
..
от MDCMD11
IAD
от BartShore
HB-ZWX AgustaWestland A109S…
от rjonsen
SF-VH-VKJ-JETSTAR-787-8-SYD-26…
от MDCMD11
IAD
от BartShore
SF-B-6536-AIR CHINA -…
по MDCMD11
C.15.21
Ричард Маркильюис
ZK324
Ричард Маркильюис
CS-DLB
Ричардмаркильюис
F-15E Strike Eagle на финале
by Richardmarkylewis
Боинг 747SP-21 N747NA Национальный…
Уильям Мускулус
Boeing 747SP-21 N747NA National…
Уильям Мускулус
Rockwell B-1B Lancer 85-0068 US.
..
Уильям Мускулус
Rockwell B-1B Lancer 85-0068 US…
Уильям Мускулус
McDonnell Douglas KC-10A…
Уильям Мускулус
McDonnell Douglas KC-10A…
Уильям Мускулус
Canadair CT-133 Silver Star…
от William Musculus
Lockheed Martin F-35A Lightning…
Уильям Мускулус
McDonnell Douglas KC-10A…
Уильям Мускулус
McDonnell Douglas KC-10A…
Уильям Мускулус
McDonnell Douglas KC-10A…
Уильям Мускулус
Стратотанкер Boeing KC-135R…
Уильям Мускулус
Van’s RV-8 N61ED Private
Уильям Мускулус
Фургон RV-9A N433JD Private
Уильям Мускулус
North American SNJ-5 Texan.
..
Уильям Мускулус
General Dynamics F-16D Fighting…
Уильям Мускулус
General Dynamics F-16D Fighting…
Уильям Мускулус
Van’s RV-4 N784X Private
Уильям Мускулус
Фургон RV-6 N628PV Private
Уильям Мускулус
Г-ВЮМ
by Richardmarkylewis
7T-VKR
Ричард Маркильюис
A6-EVO
Ричардмаркильюис
G-ECOI_18
от GH@BHD
F-WWCF
Ричардмаркильюис
PH-KZK_05
от GH@BHD
A7-ALR EDI 13.11.2022
Майк Стэннерс
Боинг Delta Air Lines.
Температура кипения, 0С
Допускается изменение цвета
Внешний вид
Испаряемость:
Низкотемпературные свойства:
Обладает высокой степенью аэрации. Не применяется в автомобилях с ABS
Поэтому жидкость в неблагоприятной ситуации

БСК
Разумеется,
В составе “Томи” — концентрированный гликолевый эфир, полиэфир,



