Грм ямз 236: Механизм газораспределения (ГРМ) ЯМЗ 236 купить в Ярославле по выгодной цене

Газораспределительный механизм двигателя ЯМЗ-238

 

 

ТЕМА 1: Газораспределительный
механизм двигателя ЯМЗ-238.

Устройство, неисправности,
техническое обслуживание, ремонт.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


Рисунок
№1. Двигатель ЯМЗ 238

 

В конце
1950-х годах Ярославскому моторному заводу
было предписано разработать более экономичный
четырёхтактный дизельный двигатель взамен
устаревших двухтактных ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206,
а также в рамках дизелизации транспорта.
В итоге ярославские моторы стали штатными
для МАЗ-500, КрАЗ-255Б, КрАЗ-250, КрАЗ-257, КрАЗ-260,
КрАЗ-6322, также устанавливались на тракторы
К-700, на бронетранспортёры, строительную
технику, на электростанции, водный транспорт
и т. д. На начало 1960-х годов двигатель был
весьма современным и имел высокие удельные
показатели.

ЯМЗ-238
— семейство дизельных двигателей для
большегрузных автомобилей, выпускаемых
Ярославским моторным заводом. Пришли
на смену двигателям ЯАЗ-204, ЯАЗ-206.

Двигатели
дизельные, с турбонадувом и без него,
V-образные, шестицилиндровые (ЯМЗ-236) и
восьмицилиндровые (ЯМЗ-238) четырёхтактные,
назначение — оснащение большегрузных
автомобилей («КАМАЗ», «Урал» и т. д.), тракторов
(К-700), бронетранспортёров, строительной
техники и т. д. В это семейство также входит
12-цилиндровый ЯМЗ-240. Базовые версии двигателей
турбонадува не имели.

Данные
дизели имеют широкое распространение
благодаря продолжающемуся уже долгое
время выпуску автомобилей с этими моторами
(МАЗ-500, их модификации и пр.). Несмотря
на посредственные удельные показатели
и устаревшую конструкцию в целом (главным
образом механическая топливная система,
не позволяющая выполнять нормы выше Евро-3
и т. д.), двигатели пользуются спросом
и в наше время (2011-2014 г.) благодаря удовлетворительной
надёжности, высокой ремонтопригодности,
распространению запчастей и низкой цене
в сравнении с заграничными аналогами.
По этим же причинам (особенно по последней)
двигатели ЯМЗ-236/238 устанавливают и на
новые модели техники. Некоторую конкуренцию
ему мог бы составить КАМАЗ-740 схожей мощности,
конструкции, цены, но имеет низкую надёжность
и другие недостатки, хотя и он пользуется

популярностью,
кроме того, пожар на заводе КАМАЗа 1993
года приостановил выпуск этих двигателей
и производители техники, которая оснащалась
ими, стали временно ставить ЯМЗ-236/238 вместо
него, до восстановления выпуска КАМАЗ-740.
По состоянию на 2014 год двигатели были
модернизированы для выполнения норм
Евро-2, −3, обязательных для новых автомобилей,
выпускаемых в России, повышена мощность,
у ЯМЗ-236 до 300 л.с., у ЯМЗ-238 — 400 л.с.

         
По состоянию на 2014 год на Ярославском
моторном заводе (Автодизель) выпускаются
его преемники дизели ЯМЗ-530, однако семейство
236/238 не снято с производства.

         
В конце 2014 года в связи с военными действиями
на Украине ЯМЗ прекратил поставки двигателей
для КрАЗа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ
ЧАСТЬ

1.1 Устройство
газораспределительного механизма двигателя
ЯМЗ 238.

 

Механизм
газораспределения дизельного двигателя
ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и
Краз-255, 6510, Краз-65101 — верхнеклапанный
с нижним, расположением распределительного
вала и приводом клапанов через толкатели,
штанги и коромысла.

 Основными
деталями ГРМ ЯМЗ-238 являются: распределительный
вал с шестерней привода и подшипниками,
толкатели, оси толкателей, штанги, коромысла
с регулировочными винтами, оси коромысел,
клапаны, пружины клапанов с деталями
крепления и направляющие втулки клапанов
(рис. №2).


Рисунок
2. Механизм газораспределения ГРМ ЯМЗ-238

 

1 – 
распределительный вал; 2 – толкатель;
3 – штанга толкателя; 4 – клапан; 5 – направляющая
втулка клапана; 6 – шайба пружин клапана;
7 – наружная пружина; 8 – внутренняя пружина;
9 – тарелка пружин клапана; 10 – втулка
тарелки пружин клапана; 11 – сухарь клапана;
12 – коромысло клапана; 13 – ось коромысла;
14 – регулировочный винт коромысла; 15
– уплотнительная манжета клапана; 16 –
ось толкателей

 Привод
клапанов осуществляется от распредвала
ЯМЗ-238 через роликовые толкатели 2, трубчатые
штанги 3 и коромысла 12 с регулировочными
винтами 14.

 Распределительный
вал дизеля ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229,
6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 – стальной, штампованный,
опорные шейки и кулачки для повышения
износостойкости закалены ТВЧ.

 Расположен
в верхней части картера блока цилиндров
и приводится во вращение от переднего
конца коленчатого вала через пару косозубых
шестерен.

 Шестерни
устанавливаются по меткам, выбитым на
торцах зубчатых венцов.

 Подшипниками
распредвала ЯМЗ-238 служат бронзовые втулки,
запрессованные в расточки блока цилиндров.

 Продольное
смещение вала ограничивается стальным
упорным фланцем, установленным между
ступицей шестерни и передней опорной
шейкой вала.

 После
установки распредвала ЯМЗ-238 с шестерней
в блок цилиндров фланец крепится к переднему
торцу блока болтами с пружинными шайбами.
Осевой люфт вала 0,08…0,21 мм.

 Толкатели
клапана двигателя ЯМЗ-238 – стальные, штампованные,
качающегося типа с роликом для контакта
с кулачками распределительного вала.

 Ролик
установлен на оси, запрессованной в проушины
толкателя и закерненной с двух сторон
от выпадения.

 Между
осью и роликом установлена «плавающая»
втулка из подшипниковой стали.

 В
ступицу толкателя ЯМЗ-238 запрессованы
две тонкостенные бронзовые втулки, пространство
между втулками служит масляной полостью
для подвода масла от оси толкателей к
штангам.

 Для
сопряжения со штангой в расточку толкателя
запрессована стальная закаленная пята.

 Толкатели
ЯМЗ-238 подвешены на трубчатых осях, установленных
в расточках блока цилиндров в чугунных
втулках, из которых передняя запрессована
в блок, остальные установлены с зазором.

 От
продольного перемещения оси стопорятся
спереди выступом упорного фланца распределительного
вала, сзади – картером маховика.

 Штанги
толкателей – стальные, трубчатые с высаженными
на концах сферическими поверхностями.

 Для
повышения износостойкости сферические
поверхности закалены ТВЧ.

 Коромысла
клапанов ЯМЗ-238 – стальные, штампованные,
с запрессованной в ступицу тонкостенной
бронзовой втулкой.

 На
конце длинного плеча коромысла для контакта
с клапаном выполнена пята с цилиндрической
опорной поверхностью, закаленная ТВЧ.

 Короткое
плечо коромысла оканчивается бобышкой
с резьбовым отверстием М12х1, в которое
ввернут регулировочный винт со сферическим
гнездом под штангу на одном конце и пазом
под отвертку на другом конце.

 Винт
стопорится от отворачивания гайкой. Коромысла
установлены на индивидуальные оси и застопорены
от спадания стопорными кольцами с упорными
шайбами.

 Оси
коромысел устанавливаются на головку
цилиндров по двум цилиндрическим штифтам,
запрессованным в оси со стороны опорной
поверхности и крепятся к головке цилиндров
шпильками с гайками.

 Впускные
и выпускные клапаны ЯМЗ-238 автомобилей
МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101
изготовлены из специальных жаропрочных
сталей.

 

 Рабочая
фаска выпускного клапана ЯМЗ-238 наплавлена
жаропрочным сплавом типа «стеллит», к
стержню приварен наконечник из легированной
стали.

 Для
повышения износостойкости торцы стержней
впускных и выпускных клапанов закалены
ТВЧ.

 Клапаны
дизеля ЯМЗ-238 перемещаются в металлокерамических
направляющих втулках, запрессованных
в головку цилиндров.

 На
втулки впускных клапанов установлены
уплотнительные манжеты.

 Клапаны
дизельного двигателя ЯМЗ-238 автомобилей
МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101
поджимаются к седлам двумя цилиндрическими
винтовыми пружинами, имеющими разное
направление навивки.

 Пружины
одним концом упираются в опорные шайбы,
установленные в цековки на головке цилиндров,
а другим – в тарелку пружин, закрепленную
на стержне клапана с помощью промежуточной
втулки и двух конических сухарей.

 Наличие
втулки между тарелкой пружин и клапаном
способствуют повороту клапанов при работе
двигателя, и обеспечивает равномерный
износ фасок и стержней клапанов в процессе
эксплуатации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ

2.1.Неисправности
газораспределительного механизма двигателя
ЯМЗ 238

 

Характерные неисправности газораспределительного
механизма такие: нарушение регулировки
зазора в приводе клапанов, износ или обгорание
рабочих поверхностей впускных и выпускных
клапанов или их седел, поломка клапанной
пружины или штанги толкателя, износ толкателей
или их направляющих, направляющих втулок
клапанов, распределительных шестерен
или деталей цепной передачи, подшипников
распределительного вала. 
           Причины
неисправности и способы их устранения.
Нарушение регулировки зазора в приводе
клапанов заключается в увеличении или
уменьшении зазора между клапаном и толкателем
в нижнеклапанном двигателе и клапаном
и коромыслом в верхнеклапанном двигателе.
Зазор этот должен обеспечивать плотную
посадку и бесшумную работу клапанов.
В процессе работы двигателя вследствие
износа, деформации деталей механизма
газораспределителя величина зазора изменяется.
Как увеличение, так и уменьшение зазора
приводит к нарушению нормальной работы
двигателя. При отсутствии зазора между
клапаном и коромыслом нарушается плотность
посадки клапана. В результате этого во
время рабочего хода поршня газы прорываются
через неплотность. Происходит подгорание
клапанов и их седел. 
Неплотность посадки клапанов можно установить
по внешним признакам. Если неплотность
имеется между впускным клапаном и его
седлом, газы прорываются во впускной
трубопровод, и это сопровождается «чиханием»
в карбюраторе. При неплотном прилегании
выпускного клапана к седлу появляются
выстрелы в глушителе.

 
          Увеличение
зазора между клапаном и коромыслом или
толкателем менее опасно, но также приводит
к нежелательным последствиям. При увеличении
зазора уменьшается период, на который
открывается клапан и уменьшается живое
сечение зазора между клапаном и седлом.
В результате этого ухудшается наполнение
цилиндров свежей рабочей смесью и их
очистка от отработанных газов. При этом
снижается мощность двигателя, ухудшаются
пусковые качества.

 
          Увеличенный
зазор в клапанном механизме легко обнаружить,
прослушивая двигатель при работе. Если
при любых оборотах коленчатого вала в
зоне расположения клапанов прослушивается
металлический стук с высоким тоном и
частотой на фоне общего глухого шума,
это является показателем увеличенного
зазора между клапаном и его приводом. 
Проверка зазора в клапанном механизме
производится, как правило, на холодном
двигателе, но для некоторых двигателей
приводятся справочные по зазорам и для
прогретого двигателя. Регулировка зазора
производится на холодном двигателе при
полностью закрытых клапанах, что соответствует
положению поршня в данном цилиндре в
верхней мертвой точке.

 

 

2.2. Техническое
обслуживание газораспределительного
механизма двигателя ЯМЗ 238.

 

Техническое обслуживание газораспределительного
механизма. В процессе эксплуатации изменяются
тепловые зазоры между коромыслами и наконечниками
стержней клапанов вследствие износа
деталей газораспределительного механизма.
При очень малых зазорах нарушается герметичность
камеры сгорания, уменьшаются компрессия
и мощность дизеля. Клапаны перегреваются,
и фаски их могут прогореть. При значительных
зазорах уменьшается высота подъема клапанов
(менее 13,5 мм), вследствие чего ухудшаются
наполнение и очистка цилиндров.

Для восстановления плотности посадки
клапанов на седла следует периодически
проверять и при необходимости притирать
клапаны, регулировать тепловые зазоры.
Тепловые зазоры в газораспределительном
механизме проверяют и регулируют на ЯМЗ-240Б
через одно ТО-2 (через 480 мото-ч), а на ЯМЗ-238НБ
при ТО-3 (через 960 мото-ч). При необходимости,
но не реже чем через 2000 мото-ч на ЯМЗ-240Б
и не реже чем через 3000 мото-ч на ЯМЗ-238НБ
выполняют притирку клапанов.

Зазоры клапанного механизма регулируют
на холодном дизеле или по истечении 15
мин после его остановки. На дизеле ЯМЗ-240Б
это выполняют в такой последовательности.

Выключают подачу топлива скобой регулятора
частоты вращения.

Отворачивают барашковые гайки и снимают
крышки головок цилиндров.

Тарированным ключом подтягивают гайки
крепления головок цилиндров и проверяют
момент затяжки болтов крепления осей
коромысел.

Снимают крышку лючка с передней крышки
корпуса (рис. И,а ). Цифры, нанесенные на
корпусе гасителя крутильных колебаний
около рисок, указывают номера цилиндров,
на которых можно регулировать зазоры
в клапанном механизме при данном положении
коленчатого вала. В этом случае оба клапана
цилиндра должны быть закрыты. Зазор рекомендуется
регулировать одновременно (при одном
положении коленчатого вала) в трех цилиндрах
в последовательности: 1—5—12; 3—8—10; 2—6—7
и 4—9—11.

Двигатель ЯМЗ 236 технические характеристики, модификации, устройство и основные неисправности





Содержание страницы

Двигатель ЯМЗ 236

На смену морально и технически устаревшим ЯАЗ 204 и 206, была создано семейство новых четырёхтактных, дизельных двигателей. Серийное производство новых моторов началось в 1962 году. Среди них ЯМЗ 236, имеющей наименьшее количество цилиндров — шесть. По сравнению с рядным шести цилиндровым, двухтактным 206, новый V образный мотор, имел лучшие технические характеристики и постепенно вытеснил с рынка устаревшие, двухтактные, дизельные моторы. Очень скоро, новый ДВС приобрёл большую популярность у производителей транспортных средств и стал устанавливаться на огромное количество моделей, различной техники.

Силовой агрегат ЯМЗ 236 использовали на таких видах ТС:

  1. ЗИЛ: 5343, 5417, 6409, 4526, 6303;
  2. ЛАЗ: А1414, 5252, 42078, 5207, 52565;
  3. МАЗ: 4219, 5277, 5337, 5433, 104, 5256, 5336, 5432, 5434, 5516, 5554, 5440, 5551, 6303;
  4. Урал: 4320, 5557, 3255, 4420;
  5. ХТЗ: 17221, Т 150, РТМ 160, 181, 17333, ТС 10;
  6. ЭО: 4225, 33211, 5119;
  7. Раскат ДУ: 85, 84, 101;
  8. Енисей: 954, 959, 860, 950, 957, 1200;
  9. ЧЕТРА: Т11.01, ТМ120, Т9, ТГ121;
  10. КрАЗ 6505, Неман 5201, МЗКТ 8022, ВЭКС 30L, ВЭКС 20К, БЗКТ 8027, ТВЭКС ЕТ2580, ДЗ 122Б, РТМ-160, ВПМ МЛ-119А, ГС 1805, ОрТЗ 150ТЗ, ГС 1402, КС 65, КС 5871, КС 4372, Э30, ДЗ 122, ЕТ 26, АД60, ЛиАЗ5256, ЧТЗ Т10М, ЧТЗ ПК1, ЧТЗ 10М, ACROS530, В 138, Кранэкс ЕК270, Вектор, БКК1.

История создания ЯМЗ 236

История появления универсального, четырёхтактного двигателя, начинается с конца 50 годов. Чтобы поднять экономику СССР после упадка военных лет, нужно было спроектировать двигатель, который бы можно было использовать на разных видах транспортных средств. В то время Ярославский завод, выпускающий моторы, производил два вида дизельных двигателей, это были четырёх цилиндровый ЯАЗ 204 и шести цилиндровый ЯАЗ 206. Это были двухтактные дизельные двигатели, которые не могли удовлетворить, возросшие потребности советского, народного хозяйства.

Инженеры и проектировщики ЯМЗ, смогли в короткий срок выполнить огромный объём работы по разработке четырёхтактного, дизельного мотора. Мало того, они работали не над одним, а сразу над тремя разными двигателями. Одним из них и является, рассматриваемый здесь, шести цилиндровый V образный ЯМЗ 236.

В начале 70-х годов все три двигателя проходили испытания на различных транспортных средствах отечественного производства. А уже в 1962 году был налажен серийный выпуск ЯМЗ 236 и ещё двух других дизельных моторов.

Список модификаций популярного мотора

  1. Основным атмосферным двигателем принято считать ЯМЗ-236М2, дизельный мотор мощностью 180 л., сил, которая выдаётся при 2100 оборотах мин., моментом 667 Нм., при 1300 оборотах мин. Базовый двигатель соответствует Евро 0, он оснащён насосом 60-30, имеет ресурс 25000 часов. Основной базовый двигатель использовали на таких видах транспортных средств: МАЗ 5433, 5337, 5551, Урал 5557, 4320, КС5871, КС4372, ТС10, В138, ЭО5119, Э30, ДУ 85, 84, 101, ДЗ122, ПВ10, Кранэкс ЕК270, ЕТ26, АД60, НВ 10/8М2.
  2. ЯМЗ236А, это модификация базового двигателя, отличия состоят в иной конструкции шкива коленчатого вала и масляного картера, а так же насосом 60-40, на базовой версии используется насос 60-30. Мощность здесь больше на 15 л., сил и составляет 195 л., сил, при тех же 2100 оборотов мин. Момент так же увеличен до 716 Нм., при 1300 оборотов мин. Устанавливается данный аналог на такие ТС: ЗИЛ 4526, 6309, 5343, 5417, 6409, ЛАЗ А1414, 42078, 52565, Неман5201.
  3. ЯМЗ236Б, данная модификация предусматривает установку турбины ТКР 90, кроме этого здесь стоят другие топливные и масляные форсунки, другой насос 607 и другие поршни. Все эти изменения повышают мощность до 250 л., сил, при 2000 оборотах мин., а момент до 1030 Нм., при 1300 оборотов мин. Ресурс работы ДВС составляет 10000 часов, а соответствие европейским экологическим требованиям Евро 0. Использовался силовой агрегат на: ВЭКС 30L, ТМ120 и Т12.
  4. ЯМЗ 236БЕ, очередная модификация базового двигателя. Но тут стоит насос 607-10, изменена конструкция водяного насоса, масляный насос одно секционный, имеется масляно-жидкостный теплообменник. При этом мощность осталась без изменений 250 л., сил, при 200 оборотов мин, момент 1030 Нм., при 1300 оборотов мин. Ресурс данного силового агрегата по заявке производителя составляет 800 тыс., км., реальный ресурс, при правильном обслуживании и бережной эксплуатации может превысить 1 миллион км. Двигатель вписывается в рамки Евро 1. ЯМЗ236Б устанавливали на МАЗ 5432, 5516, 5336, 5434, 6303.
  5. ЯМЗ236БЕ2, это аналог предыдущий модификации, экологический класс которой улучшен до Евро 2. Для достижения европейских требований экологической безопасности установили новые гильзы, верхний выступ над уровнем блока 1.6 миллиметра. Поршневая группа, включая шатуны и пальцы, здесь используется от 7511 модели. На всех моторах под Евро 2, данного семейства, ГБЦ имеют проточку, распределительный вал имеет свою конструкцию, ТН высокого давления 133-30, форсунки типа 267. При всём этом мощность осталась прежняя, а вот крутящий момент увеличился, теперь он при 1300 оборотов мин., составляет 1078 Нм. Ресурс работы двигателя остался на прежнем уровне. Модификация устанавливалась на такие транспортные средства: МАЗ 5432, 5516, 5336, 5434, 6303, МЗКТ 8022, Урал 4320, КрАЗ 6505, БЗКТ 8027, КрАЗ 6510.
  6. ЯМЗ236БК, данная версия проектировалась под комбайны Енисей 860 и Acros 530. Её мощность при 2000 оборотов мин. , равна 250 л., сил, крутящий момент при 1300 оборотов мин., составляет 1030 Нм.
  7. ЯМЗ236Г, аналог атмосферного базового двигателя, его мощность при 1700 оборотов мин., равна 150 л., сил. Экологические показатели соответствуют Евро 0. Отличия от базовой модели в изменённой конструкции помпы и ТНВД 601. Ресурс работы мотора по рекомендации завода изготовителя 8000 часов, в реальности может быть больше. Использовали мотор на: ДУ 85, 84, 101, ЭО 4225, 33211, ДЗ 122Б, ВЭКС 20К, ТВЭКС ЕТ 2580, ГС 1402, ВПМ МЛ 119А.
  8. ЯМЗ236Д, это атмосферная версия базового мотора, проектируемая для сельскохозяйственной техники. Мощность при 2100 оборотов мин., равен 175 л., сил, момент при 1300 оборотов мин., 667 Нм. Ресурс работы этого ДВС составляет 8 тыс., часов. Найти тракторный атмосферник можно на таких марках сельскохозяйственной техники: ХТЗ 17221, ОрТЗ 150, ГС 18.05, Т 150, РТМ 160, ГС 14.02.
  9. ЯМЗ236ДК, это комбайновая модификация базового ДВС. Отличие от базового ДВС в другом ТНВД 608. Мощность этого аналога при 2000 оборотов мин., составляет 185 л., сил. Момент при 1300 оборотов мин., равен 716 Нм. Соответствие экологическим европейским нормам Евро 0. Ресурс работы силового агрегата составляет 8 тыс., часов. Устанавливался движок ЯМЗ236ДК на комбайны таких марок: КС Т11.01, КС 65, ЧЕТРА 121, Енисей 954, 959, 950, 957, 1200.
  10. ЯМЗ236Н, модификация оснащённая турбокомпрессором. Её мощность при 2100 оборотов мин., равна 230 л., сил, момент при 1300 оборотов мин., 882 Нм. На ДВС стоит ТНВД 604, турбина ТКР 90, форсунки для подачи топлива 261, масляные форсунки и поршни изменённой конструкции. Мотор соответствует экологическому классу Евро 0. Двигатель имеет значительные сходства с модификацией ЯМЗ236Б. Ресурс работы ДВС 10 тыс., часов. Использовался силовой агрегат данной комплектации на: БКК 1, ЧТЗБ10М, ПК1.
  11. ЯМЗ236НЕ, турбированная модификация, предыдущего двигателя. Разница в другом ТНВД 60410, здесь имеется масляно-жидкостный теплообменник, помпа и масляный насос имеют другую конструкцию. Мощность и момент идентичны ЯМЗ 236Н. Силовую установку размещали на: МАЗ 5277, 104, 5336, 4219, 5432, 5256, 5561, Волжанин 5270, ЛиАЗ 5256, ЛАЗ 5207, 5252.
  12. ЯМЗ236НЕ2, этот двигатель аналогичный моделе 236БЕ2. Но здесь стоит другой ТНВД 32410. Мощность при 2100 оборотов мин., уменьшена до 230л., сил. Момент 882 Нм при 1300 оборотов мин. Ресурс мотора по заявкам производителя 800000 километров, что соответствует реальным данным. Двигатель встречается на МАЗ 5337, 5433, 5554, 5336, 5432, 5551, Урал 4320, 5557, 3255, 4420, Неман 5201, Волжанин 5270, ЛиАЗ 5256, ЛАЗ 5252.
  13. ЯМЗ236НБ, базой для данной модификации является ЯМЗ 236НЕ. Мощность тут уменьшена и составляет 165 л., сил, при 1800 оборотов мин., момент при 1300 оборотов мин., равен 736 Нм. Здесь модифицирован впускной коллектор, изменена конструкция водяного насоса и шкива коленчатого вала, ТНВД 605-10. Данный силовой аппарат предназначен для ЧЕТРА Т9.
  14. ЯМЗ236НД, видоизменённый 236НЕ. Предназначен для установки на комбайны и тракторы. У него другая конструкция шкива коленчатого вала и вентилятора, ТНВД 605-20.Мощность этого силового агрегата при 1900 оборотов мин., равна 210 л., сил. Крутящий момент при 1300 оборотов мин., составил 882 Нм. Применение этого движка на ЧТЗ Т10М и комбайне Вектор.
  15. ЯМЗ236НК, турбированный двигатель, поддерживающий стандарты Евро 1. Проектировался на базе 236НЕ. Отличается другим ТНВД 605-30, другим шкивом коленчатого вала и масляным картером. Его мощность при 1900 оборотов мин., 185 л., сил, момент при 1300 оборотов мин., равени833 Нм. Предназначен мотор для тракторов: ХТЗ181, Т150, ХТЗ17222.

Описание ДВС ЯМЗ 236

Дизельный мотор ЯМЗ 236 относится к первому семейству четырёхтактных силовых агрегатов Ярославского завода. До этого, здесь выпускались, только двухтактные, дизельные силовые агрегаты. Данный двигатель имеет шесть цилиндров, расположенных двумя рядами. Компоновка цилиндров в моторе V образной формы. Угол развала цилиндров прямой. Такое размещение цилиндров применено, с целью уменьшения веса и длинны двигателя, а так же рационального размещения навесных агрегатов двигателя. В конечном итоге, это положительно сказывается на вес и размеры всего транспортного средства.

Данная компоновка мотора, способствует простоте конструкции и доступности узлов и механизмов ДВС к обслуживанию во время эксплуатации. Всё навесное оборудование, подлежащие регулярному обслуживанию, находиться в доступных местах. Основная его часть расположена впереди мотора, между цилиндрами.

Впереди вверху находится топливный фильтр, электрогенератор и компрессор, обслуживающий тормозную, пневматическую систему.
Эти узлы крепятся к верхней крышки БЦ. Генератор и компрессор приводятся в работу ремнем, который в свою очередь приводиться в действие от шкива вала вентилятора.

Кроме этого впереди находиться гидроусилитель руля и помпа. Они имеют непосредственный привод от коленвала. На переднем боку БЦ слева, находятся фильтры, один центробежный, другой для грубой очистки моторной смазки. Внутри БЦ, на передней крышки коренного подшипника расположился масляный насос. Он имеет прямой шестерёнчатый привод от коленчатого вала.

Стартер для пуска мотора находиться внизу на правом боку мотора. Картер ДВС является ёмкостью для моторного масла, от повреждений и пробоев он надёжно защищён.

На каждом ряду цилиндров расположились ГБЦ. В них находятся форсунки и клапаны ГРС. Сверху газораспределительный механизм накрыт стальной крышкой. В одной из них находится патрубок, необходимый для заливки моторной смазки.

Сбоку наружных поверхностей ГБЦ, крепятся выпускные трубопроводы. С внутренних боков головок, прикреплены водоотводящие и выпускные патрубки. В водоотводящих патрубках устанавливаются термостаты системы охлаждения. Фильтр воздушный, расположился в пауке соединяющем все впускные трубопроводы.

Топливный насос ВД расположен между рядами цилиндров. Вместе с топливным насосом установлены:

  • насос для подкачки горючего;
  • авто-муфта, опережения впрыска горючей смеси;
  • регулятор уровня оборотов.

Сзади БЦ, на торце расположился картер маховика, снизу картера имеется люк, который плотно закрыт крышкой из стали. На маховика размещено сцепление. Позади картера маховика находиться КПП и картер сцепления.

ЯМЗ 236 производятся двух типов турбированные и атмосферные силовые агрегаты. Мощностные характеристики атмосферных версий начинаются от 150 л., сил и оканчиваются форсированным моторами с турбонаддувом мощность которых может достигать 250 лошадиных сил.

ДВС 236 модификации имеет следующие габаритные характеристики:

  • длина ДВС без КПП и сцепления, чуть больше метра 1020 мм., с КПП и сцеплением почти два, точнее 1800 мм.;
  • ширина ЯМЗ 236 1006 мм.;
  • высота дизельного мотора 1195 мм.;
  • вес силового агрегата, в зависимости от комплектации вспомогательного оборудования около 1000 килограммов.

Технические данные

Выпуск ЯМЗ 236 начался в 1962 году, на Ярославском заводе, занимающемся производством моторов для разных технических средств.

  1. Это четырёхтактный, дизельный ДВС, шесть цилиндров которого размещены в два ряда. Конфигурация расположения цилиндров имеет V образный вид. Угол развала между рядами цилиндров составляет 90.
  2. БЦ выполнен из особо прочного серого чугуна. Гильзы цилиндров мокрого типа, имеют непосредственное соприкосновение с охлаждающей жидкостью
  3. Длина хода поршня больше диаметра цилиндра 140 и 130 мм., соответственно. Моторы с такими параметрами отличаются высокой отдачей КПД.
  4. Степень сжатия камер сгорания 16.5:1. Каждый цилиндр оснащён двумя клапанами. Точный объём цилиндров составляет 11150 сантиметров куб.
  5. Мощность мотора зависит от вида, 236 встречаются атмосферные и турбированные. А так же она зависит от комплектации и вида ТНВД. Её разница может составлять от 150 л., сил, до 250 л., сил. Крутящий момент тоже зависит от разницы модификаций, его параметры могут колебаться от 736 до 1078 Нм, при 1300 оборотов мин.
  6. Соответствие европейским экологическим требованиям зависит от конкретной комплектации и модификации и может соответствовать Евро2, Евро1, Евро0.
  7. На дизели с турбонаддувом, устанавливается турбина ТКР 90. Расход горючего применительно к Уралу 4320 на скорости 60 км., час, на 100 км., составляет 35 литров.
  8. Допустимый расход моторной смазки пол процента к расходу горючего.
  9. Количество моторной смазки в моторе с турбиной 24 литра, в атмосферном движке 21 литр. Замену масла необходимо производить после 500 часов работы.
  10. Ресурс работы ДВС напрямую зависит от способов эксплуатации и правильности обслуживания. Если всё выполнять всё как положено, то движок может прослужить более 1 млн., км. Производители дают информацию о 800 тыс., км., безупречной работы.
  11. Масло используемое в двигателе:
    • летом — М10-Г2к;
    • при температуре меньшей чем +5С — М8-Г2к.

Особенности конструкции блока цилиндров ЯМЗ 236

  • БЦ представляет собой отливку из серого, низко-легированного перлитного чугуна. На него монтируются все другие узлы двигателя. Следовательно, БЦ является основной деталью.
  • Гильзы используются мокрого типа, они проходят центровку, относительно двух расточек в блоке снизу и сверху. Правый ряд цилиндров смещён на 35 мм. Эта процедура необходима, для возможности установки двух шатунов, на одну шейку шатунную коленчатого вала.
  • На стенках блока, с внутренней стороны находятся масляные каналы. По ним смазка поступает к шатунным и коренным подшипникам коленвала, распределительного вала, масляно-жидкостному теплообменнику, масляному фильтру.

Устройство ГБЦ

  • ГБЦ мотора представлена в виде чугунной отливки. Крепится она к БЦ, обработанными термически специальными шпильками. Для обеспечения отвода тепла, головка снабжена отдельными каналами водяной рубашки, входящими в общую систему ОЖ.
  • Внутри ГБЦ находятся запрессованные клапаны, с пружинами, коромыслами и топливными форсунками. Сёдла клапанов выполненные из особо прочного чугуна, сделаны, как вставные детали. Сёдла заделываются в гнёзда с большим натягом. Головка и блок цилиндров уплотняются общей, для трёх цилиндров прокладкой.

Особенности конструкции КШМ

  • Коленчатый вал 236 модели выполнен из стали, особо прочной марки 50Г. Метод изготовления коленвала, горячая штамповка. Коренные и латунные шейки закаливались электрическим током высоких частот. Количество коренных опор четыре, шатунных на одну меньше три. Шатунные шейки снабжены специальными внутренними полостями. В них происходит дополнительная, центробежная очистка масла.
  • Щёки коленвала обустроены противовесами, при их помощи происходит регулировка и балансировка коленчатого вала. От осевого смещения, коленчатый вал удерживают бронзовые полукольца в количестве 4 штук. Они устанавливаются в специальных выточках крайней коренной опоры, расположенной сзади. Хвостовик и носок коленчатого вала уплотняются специальными резиновыми сальниками.
  • Маховик отливают из сплава серого чугуна. Он крепится болтами к торцевой, задней части коленвала. Материалом изготовления болтов, является специальная легированная сталь. В конструкцию маховика входит стальной, зубчатый венец. Его назначение, запуск ДВС стартером. Маховик имеет возможность регулировки и балансировки, в отдельности от коленвала. Исходя из этого все маховики заменяемые друг другом.
  • Материалом изготовления шатуна, является коварная сталь марки 40Х. Выполнен шатуна в форме двутавра. Нижняя головка имеет косой разъём, угол которого составляет 55. Нижняя головка шатуна комплектуется съёмными подшипниками скольжения. А в верхнюю головку устанавливается с натягом втулка из сплава стали и бронзы. Наружный диаметр втулки 56 мм.

Особенности устройства поршневой группы

  • Материалом изготовления поршней, для ЯМЗ 236 служит особо прочный, высококремнистый, эвтектический сплав алюминия. Чтобы поршень, лучше приработался к гильзе, его боковую поверхность покрывают очень тонким слоем олова.
  • Юбка поршня, предусматривает специальную выемку, предназначенную для форсунки охлаждения. Внешняя поверхность поршня имеет пять поршневых канавок. Расположенные сверху три канавки, предназначены для компрессионных колец. Канавки сверху и снизу отверстия для поршневого пальца, нужны для установки колец маслосъёмных. Палец, который соединяет поршень с шатуном, пустотелый, плавающий. Это значит что поршень свободно вращается в бобышках поршней и головке шатуна. Такая конструкция обеспечивает долговечность работы ШПГ. Материал изготовления пальцев поршневых, сталь особой прочности 12ХН/ЗА. Их наружная поверхность цементируется, вглубь до 1.4 мм. Все пальцы подвергаются закалки, затем опускаются до плотности НКС 5665. Внешний диаметр пальца равен 50 мм.

Особенности ГРМ ЯМЗ 236

Механизм газораспределения ЯМЗ236 верхнеклапанной, имеет нижнее расположение распределительных валов. Клапана приводятся в работу посредством штанг, толкателей и коромысел.

ГРМ состоит из следующих элементов:

  • вал распределительный, на нём находятся подшипники и шестерня привода;
  • ось толкателей;
  • толкатели;
  • штанги;
  • регулировочные винты с-осями;
  • коромысла;
  • клапаны с направляющими втулками и пружинами.

Материалом изготовления распредвала является углеродистая кованая сталь. Толкатели тоже стальные, штампованные. Клапаны делают из особо прочной, жароупорной стали.

Устройство системы смазки

Система смазки двигателя ЯМЗ 236 комбинированная, разбрызгиванием и под давлением. Давление масла создаёт унифицированный насос, имеющий шестерёнчатую конструкцию. МН имеет две секции, радиаторную и нагнетающую. В функции нагнетающей секции входят задачи по закачиванию масла в масляную магистраль системы смазки. Радиаторная секция в свою очередь прокачивает моторную смазку через радиатор.

Особенности конструкции системы смазки

Система питания 236 мотора разделённого типа. В неё входит: ТНВД, топливоподкачивающий насос, форсунки, муфта для опережения впрыска, топливопровод, топливопровод высокого давления, топливные фильтра. Согласно порядку работы цилиндров двигателя, топливный насос ВД прокачивает горючее по топливным магистралям высокого давления к цилиндрам, в которые через форсунки, парциально, распылённое топливо впрыскивается в камеры сгорания. Излишки солярки, через фильтрующий жиклёр тонкой очистки и перепускной клапан, направляется снова в бак для горючего.

Характерные неисправности ЯМЗ 236

У ЯМЗ 236, как у любой техники есть слабые места:

  1. Рассматриваемая модель двигателя может часто перегреваться. Причиной могут быть вышедшие из строя детали: термостат, помпа, либо грязный радиатор. Прежде всего нужно определить неисправную деталь заменить и всё измениться в лучшую сторону.
  2. Если плавают обороты, то причина в неправильной настройки ТНВД. Скорее всего сбился винт ХХ. Он расположен в задней части ТНВД. Если регулировка ничего не даст, то значит в систему попадает воздух. Определить негерметичное место топливной системы самостоятельно не легко. С этим вопросом лучше обратиться в сервисный центр.
  3. Мотор не набирает обороты. Судя по всему мотору не хватает горючего. Причина либо в неправильной настройки или загрязненном ТНВД, либо в забитых фильтрах или топливной магистрали.
  4. Мотор троит, нестабильно работает. Понятно, что здесь горючее поступает в камеры сгорания с перебоями. Виновником может быть ТНВД, либо вышедшие из строя форсунки или фильтра.
  5. Стук в моторе. Стучать в моторе могут неотрегулированные клапаны. Если с клапанами всё в порядке, значит дело худо. Причиной могут быть изношенные детали ДВС. Это явный признак дорогостоящего капитального ремонта.
  6. Мотор не заводится или заводится и глохнет. Здесь нужно внимательно осмотреть бак для горючего. Там может быть посторонний предмет или вода.
  7. Из выхлопной идёт много дыма. Здесь по цвету дыма можно узнать неисправность. Если дым чёрный, то явно богатая смесь. Нужно винт мощности немного убавить.

Белый дым, признак воды в горючим, или жидкость охлаждения попала в камеру сгорания через трещину в ГБЦ или прокладку головки.

Синий дым говорит о том, что горит моторная смазка. Явный признак износа поршневой группы.

Это список только частых неисправностей, а перечислять все возможные неисправности можно очень долго. Но всё же, двигатель считается долговечным и надёжным мотором. ЯМЗ 236 при адекватной эксплуатации и правильном обслуживании может без хлопот проехать более 1 млн., километров.




Натяжение ремня привода МАЗ

Привод водяного насоса, компрессора и генератора осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит нормальная работа этих агрегатов

Поэтому при повседневном уходе за двигателями следует защищать ремни от масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его.

Особенно тщательно проверяйте натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время они наиболее натянуты.

Натяжение ремней всегда должно быть нормальным, так как как чрезмерное, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу из строя.

Кроме того, чрезмерное натяжение приводного ремня водяного насоса может привести к повреждению подшипников насоса.

Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 7-12 мм (рис. 1)

или 10-15 мм ( рис. 2), а ремень компрессора — на 4-8 мм на короткой ветке (рис. 3)

Проверить натяжение ремней привода генератора, нажав с усилием 40 Н (4 кгс) на середине ветви каждого ремня (рис. 4), при этом ремни привода генератора должны прогибаться на 10 — 15 мм.

Если ремни прогибаются больше или меньше, чем указано, отрегулируйте их натяжение.

Отрегулировать натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМ3-2З6НЕ, НЕ2, ВЕ, ВЕ2 (рис. 1) с натяжителем, для чего:

  • — ослабить болты рычага кронштейна натяжителя;
  • — с помощью ручки Ø12 мм, вставленной в отверстие рычага скобы натяжителя, натянуть ремень;
  • — не ослабляя усилие натяжения, затянуть болты рычага кронштейна натяжителя;
  • — проверить натяжение ремня.

Отрегулировать натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236Н, Б прокладками (рис. 5).

Для натяжения ремня отверните гайки крепления боковины шкива и снимите одну или две прокладки (рис. 5).

Распорки установить с внешней стороны боковины и затянуть гайки последовательно, в несколько приемов, поворачивая шкив после затяжки каждой гайки.

Затем проверьте правильность натяжения ремня.

При замене старого ремня поместите все прокладки между ступицей и боковой стенкой съемного шкива и отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше.

Отрегулировать натяжение ремня компрессора с помощью натяжителя.

Перед регулировкой ослабьте контргайку на один оборот, гайку оси шкива натяжителя на пол-оборота и гайку болта натяжителя на два оборота.

Поверните болт натяжителя, чтобы отрегулировать натяжение ремня.

После регулировки затяните гайку оси и контргайку моментом 120-150 Нм (12-15 кгсм), а гайку болта натяжителя моментом 10-20 Нм (1-2 кгсм), с большим моментом затяжки регулировка будет нарушена из-за перемещения оси шкива.

Отрегулируйте натяжение ремня привода генератора, перемещая генератор относительно оси его крепления.

Перед регулировкой ослабьте болты крепления генератора, гайку крепления стержня генератора и болт крепления генератора к стержню.

Надежно закрепите генератор после регулировки.

При повышенном выхлопе и обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора заменить оба ремня комплектом для обеспечения равномерной нагрузки на них.

ТМ BAUMA — продажа запчастей

Размещено
Размещены на
Наименее дорогой сверху
Самый дорогой сверху
Год выпуска — новые сверху
Год выпуска — старый сверху

2

Связаться с продавцом

2

Связаться с продавцом

379720 Палец жатки подвесной NewHolland NEW HOLLAND к зерновой жатке NEW HOLLAND

5,36 $

грн

200 грн

Прочие рабочие части

Год

Пробег

Электростанция

Украина, г. Черновцы

1

Связаться с продавцом

Коллектор зерноуборочного комбайна CLAAS

1 699,00 ₽

грн

600 грн

Коллектор

Год

Пробег

Электростанция

Украина, г. Черновцы

1

Связаться с продавцом

Ремень приводной зерноуборочного комбайна CLAAS

131,30 $

грн

4900 грн.

Ремень приводной

Год

Пробег

Электростанция

Украина, г. Черновцы

1

Связаться с продавцом

Ремень приводной GATES зерноуборочного комбайна

131,30 $

грн

4900 грн.

Ремень приводной

Год

Пробег

Сила

Украина, г. Черновцы

1

Связаться с продавцом

Ремень приводной CLAAS 061700 Original зерноуборочного комбайна CLAAS

214,40 $

грн

8000 грн.

Ремень приводной

Год

Пробег

Сила

Украина, г. Черновцы

1

Связаться с продавцом

Ремень приводной GATES 1453293 зерноуборочного комбайна CLAAS

428,70 $

грн

16 000 грн.

Ремень приводной

Год

Пробег

Сила

Украина, г. Черновцы

Посмотреть все фотографии (4)

4

Связаться с продавцом

Ремень приводной CLAAS 665832 зерноуборочного комбайна CLAAS

750,30 $

грн

28 000 грн.

Ремень приводной

Год

Пробег

Сила

Украина, г. Черновцы

Связаться с продавцом

Ремень приводной CLAAS 744965 зерноуборочного комбайна CLAAS Lexion

750,30 $

грн

28 000 грн.

Ремень приводной

Год

Пробег

Электростанция

Украина, г. Черновцы

Связаться с продавцом

Ремень приводной CLAAS 667248 ORIGINAL зерноуборочного комбайна CLAAS

750,30 $

грн

28 000 грн.

Ремень приводной

Год

Пробег

Электростанция

Украина, г. Черновцы

2

Связаться с продавцом

Головка блока цилиндров АМКОДОР А-01 Altaec для трактора колесного ДОРМАШЭКСПО Автогрейдер

$160.80

грн

6000 грн.

Головка блока цилиндров

Год

Пробег

Электростанция

Украина, г. Черновцы

1

Связаться с продавцом

Головка блока цилиндров Д-160 / Д-180 для бульдозера ЧТЗ Т-130, Т-170, Б10М 51-02-3СП ЧТЗ для Т-130, Т170 ЧТЗ Челябинский тракторный завод гусеничный трактор

$214.40

грн

8000 грн.

Запасные части

Год
2017

Пробег

Сила

Украина, г. Черновцы

Посмотреть все фотографии (4)

4

Связаться с продавцом

Гидротрансформатор CATERPILLAR 01.0700.239.001, W280 для экскаватора-погрузчика АТЭК АТЭК 999

428,70 $

грн

16 000 грн

Гидротрансформатор

Год

Пробег

Сила

Украина, г. Черновцы

Посмотреть все фото (6)

6

Связаться с продавцом

Навесное устройство CASE IH 1348048C2 CBM Тяга верхняя нависки для трактора колесного CASE IH

321,50 $

грн

12 000 грн.

Быстросъемная муфта

Год

Пробег

Сила

Украина, г. Черновцы

Посмотреть все фотографии (4)

4

Связаться с продавцом

JOHN DEERE RE65292 Оригинальный гидроцилиндр для колесного трактора JOHN DEERE 8-Series

$455,50

грн

17 000 грн.