Обзор МАЗ-4370 история модели
«Зубрёнок» (МАЗ-437040) — бортовой тентовый автомобиль на маленьких колесах, с мазовской кабиной и грузоподъемностью 5 т.
Чем советская автопромышленность отличалась от зарубежной? Отсутствием машин с малой погрузочной высотой. Первым отечественным грузовичком такого типа стала нижегородская «Газель» грузоподъемностью 1,5 т. Затем появился зиловский «Бычок» грузоподъемностью 3 т. Вслед за ними минчане разработали и начали выпускать МАЗ-437040, но уже грузоподъемностью 5 т. Заметим, что его появление в программе завода, традиционно ориентированного на производство полноразмерных двухосных автомобилей, стало своего рода сенсацией.
Рычажная регулировка рулевой колонки сегодня для МАЗа прошлый век
Машина предназначена для использования на городских и пригородных перевозках в качестве развозного автомобиля. Несмотря на довольно приличные грузоподъемность и габариты, она получилась достаточно маневренной, о чем можно судить по радиусу поворота 7,8 м при габаритной длине свыше 7 м. На нашей модификации установлен дизель семейства Д-245 мощностью 136 л.с., оснащенный турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Коробка передач – зиловская. Кабина – стандартная мазовская, а вот мосты, рама, подвеска и колеса – оригинальные. Кабина крепится к раме практически жестко, но вопреки этому и благодаря передней подвеске комфорт на месте водителя при движении очень даже хороший. С пневмоподрессоренным сиденьем автомобиль очень приятно выглядит с точки зрения плавности хода.
Зато с точки зрения шума и вибрации он смотрится уже не так красиво. Вибрация от двигателя досаждает при работе на всех оборотах меньше 1 700–1 800 мин-1. И только при большей частоте вращения вибрация пропадает и появляется ощущение движения как в нормальной машине. Видимо, сказывается, что двигатель создавался для трактора, на котором попутно выполнял функции рамы всей машины, соответственно и уравновешивали его ровно настолько, чтобы не мог растрясти пятитонную конструкцию. Здесь же ситуация другая.
Обод руля не загораживает комбинацию приборов
Автомобиль «обут» в шины с посадочным диаметром 17,5 дюйма – размер для наших машин достаточно редкий. Хотя отечественные шинные заводы уже начали выпуск покрышек этой размерности. Пример – наша машина, на ней стоят шины 235/75R17,5 Ярославского завода модели Я-478. До появления отечественной резины МАЗ ставил Continental. Кстати, уавтомобилей с малой погрузочной высотой с ходимостью шин есть проблемы. Например, 16-дюймовые шины на «Бычке» редко живут больше 30 тыс. км. Для грузовика это, согласитесь, весьма мало. У «Зубрёнка» такой проблемы нет. Правда, есть другая – ресурс редуктора заднего моста.
По информации, полученной от официальных дилеров Минского автозавода, занимающихся реализацией и обслуживанием МАЗ-437040, ресурс редуктора не превышает 100 тыс. км. Завод знает об этой проблеме и ведет интенсивные работы по ее решению. Надеемся, что скоро она будет снята.
Рабочее место водителя подробно описывать не будем – оно такое же, как на любом МАЗе, поскольку кабина одна и та же.
Даже старая кабина просторна для трёх человек
Получив машину, ознакомившись со всем необходимым для управления, заводим и трогаемся в путь, на Дмитровский автополигон. Во время движения сразу же обнаруживаем, что есть проблема с переключением передач. Особенно при включении четвертой передачи. Нет четкого разграничения ходов выбора передач по линиям: первая-задний ход, вторая-третья и четвертая-пятая. Возможно, это с непривычки, и удастся быстро освоиться…
Добравшись до полигона, оснастив автомобиль необходимой аппаратурой для замеров, выезжаем на тестирование пустой машины. Проехав маршрут имитации городского движения по типично зимней, обледенелой и заснеженной дороге, можем отметить, что механизм выбора передач в коробке на редкость неудачен. Создается впечатление, что конструкторы при его проектировании сделали все возможное, чтобы водитель стал фокусником. Общий язык с рычагом переключения передач найти, хоть и с трудом, но удалось, может быть только потому, что в детстве любимой игрой был именно набор фокусника. Хотя периодически рычаг проявлял свой норов, столь искусно заложенный в него конструкторами.
На высшей передаче при скоростях 50–60 км/ч автомобиль в снаряженном состоянии успешно справляется с подъемами на маршруте. Но при этом появилось ощущение, что для мотора эта масса автомобиля является предельной. Расход топлива 20,2 л/100 км по такой дороге – это неплохо. Несколько пониженная средняя скорость на маршруте объясняется скользким дорожным покрытием, но никак не плохими динамическими свойствами.
Далее, на динамометрической дороге снимаем расходы топлива на установившихся режимах, начиная с максимальной скорости, которую может развить наш автомобиль на такой дороге (заснеженная и обледенелая, высота снежного покрова достигала местами 5 см). Максимальная скорость получилась 98,4 км/ч, что весьма неплохо.
Возвращаемся на весовую, загружаем положенные в сумме с весом водителя, аппаратуры и оператора 5 000 кг балласта и продолжаем тестирование. Для такого автомобиля 5 т – своего рода эталон грузовика времен Советского Союза. Тогда считалось, что грузоподъемность бортового грузового автомобиля равна его снаряженному весу.
Механизм подъёма кабины надёжно защищён от грязи
Выехав на маршрут имитации городского движения, сразу почувствовали увеличение массы машины. Этим же, в основном, объясняется и уменьшение средней скорости на маршруте. Подъемы пришлось преодолевать на четвертой передаче при тех же скоростях, темп разгона упал, а на подъеме в 4% потребовалась третья передача, и максимальная скорость, развиваемая на ней автомобилем, оказалась на 15 км/ч меньше заданной в методике испытаний. Кстати,«Зубрёнок» в этом не одинок: этот подъем большинство тестируемых с полной нагрузкой машин преодолевают на меньшей, чем задано, скорости.
В целом, для груженой машины динамику можно признать удовлетворительной. Далее, выезжаем на динамометрическую дорогу и проводим замеры, аналогичные пустомуавтомобилю. С полной нагрузкой максимальная скорость упала до 82,3 км/ч, что не удивительно на таком покрытии. На чистом асфальте скорость была бы существенно выше, но весна еще не успела вступить в свои права, и нашему «малышу» досталась чисто зимняя дорога. Сказалась она и на расходах топлива. На сухом асфальте они будут значительно меньше, чем при наших замерах.
Проработав с машиной неделю, с удовольствием говорим, что в отличие от экземпляров, опробованных нашими коллегами из других изданий в прошлые годы, наш МАЗ-437040 работал вполне достойно и не подбрасывал никаких сюрпризов с неисправностями. В целом «Зубрёнок» оказался неплохим бортовым среднетоннажным автомобилем. А за сравнительно невысокую цену – чуть больше 10 тыс. евро – можно простить некоторые «слабости». Что подтверждает и рынок – он пользуется хорошим спросом.
Кардан маз 4370 длина
20 лет назад с конвейера Минского автозавода впервые сошла одна из самых популярных моделей марки – МАЗ-4370 или, как его еще называют «Зубренок». Это бескапотные грузовики с низкой рамой, способные перевозить 4-6 тонн в зависимости от модификации. Собственно самих модификаций насчитывается немало, но нас интересует тот факт, что существует три возможных длины колесной базы (3, 3. 7 и 4.2 м) и четыре варианта коробок передач, поэтому для кардана МАЗ-4370 длина, это понятие «растяжимое», в том числе и буквально.
Существующие размеры карданных валов на «Зубренок»
Вполне очевидно, что даже при колесной формуле 4х2 одним карданным валом здесь не обойтись. Привод всех 4370-ых, это составная передача, и длина ее может значительно отличаться даже в пределах одной модификации.
На сегодня существуют основные заводские оригинальные кардан-передачи следующих размеров – 1776, 2142, 2225, 2246, 2642, 2665,2746 и 2775, 3113 мм. Длина коротких одинарных валов варьируется в пределах от 477 до 983. Необходимо также учесть, что свободный ход, то есть. Расстояние, на которое может сдвигаться шлицевое соединение, тоже бывает разным – 87-92 мм. Шарниры обычно используются стандарта 146 мм, а на отдельных модификациях 140.5 мм.
От чего зависит длина кардана
Общий размер кардан передачи должен быть таким, чтобы в сжатом состоянии она помещалась между сопрягаемыми агрегатами при незагруженном автомобиле. В данном случае подразумевается, что кардан должен спокойно проходить между фланцами коробки передач и редуктора ведущего моста. Но, при всей присущей жесткости рама автомобиля во время изменения нагрузки, при маневрировании, наборе и сбросе скорости, а также проездах неровностей деформируется. Соответственно, меняется и расстояние между узлами.
Чтобы карданная передача не работала «внатяг» ее и оснащают подвижным в продольном направлении шлицевым соединением. Длина шлицевого, а точнее величина, на которую могут смежаться относительно друг друга составляющие кардана, определяется амплитудой возможного изменения нагрузки. Так как в нашем случае максимум грузоподъемности машины порядка 6 тонн, то очень значительных деформаций рамы, а вместе с этим смещений прикрепленных к ней КПП и задней оси не будет, поэтому свободный ход у карданов «Зубрят» небольшой.
Отличия в размерах компонентов
Стоит отметить еще одну интересную особенность – часто при общей одинаковой длине, составляющие карданной передачи могут иметь разные габариты. То есть, если на автомобиле установлен кардан МАЗ-4370, длина которого 2665 мм, то по заводскому стандарту у нее должна быть короткая часть 902 мм. Но в реальности, можно подобрать валы с другой длиной, лишь бы сохранить требования к общей длине, физическим характеристикам и конструктиву.
Бывает и так, что одни и те же короткие валы используют в передачах разного размера, в частности на карданах 4370-2201006 и 4370-2201006-010 короткая часть одинаковая – 962 мм, но при этом сами передачи в сжатом состоянии имеют длину 2725 и 2225 мм соответственно. Это значит, что длинные части будут сильно отличаться.
Такой разброс объясняется большим разнообразием модификаций и различиями в оснащении. Дело в том, что все длинные карданные валы и составные передачи имеют приличный вес. И при работе, то есть, при передаче вращения иннерционость весьма существенная. Чтобы вес и центробежная сила не способствовали отклонениям и увеличению нагрузки на соединения, и не привели к преждевременному износу и повреждениям, используются промежуточные опоры с подвесными подшипниками.
Такой подшипник размещается в оптимальной близости от центра кардан-передачи и места соединения ее основных валов-составляющих, а промопора, в которой он фиксируется, крепиться к раме. Вот только из-за других компонентов конструкции автомобиля на разных модификациях точки размещения промежуточных опор отличаются, соответственно, приходиться варьировать длину карданов, чтобы гарантировать хороший баланс и надежную фиксацию.
Как правильно выбрать кардан для МАЗ-4370 по длине
Лучше всего сразу обдумать, какая трансмиссия вам больше всего подходит, и если потом случаются поломки, то использовать идентичные запчасти. Их можно купить в нашем интернет-магазине ООО «Лидер» с гарантией и доставкой по хорошей цене, достаточно вбить в поисковую строку сайта каталожный номер кардана.
Если вдруг случилось так, что номера вы не знаете, просто измерьте передачу (вал) в сжатом и раздвинутом состоянии и выберите идентичную из нашего каталога. Если даже старый кардан не сохранился, или же нужна альтернатива в связи с изменившимися условиями эксплуатации, позвоните или напишите нашим менеджерам, и они постараются вам помочь.