Содержание
Двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением (независимым): принцип работы
Содержание
- Характеристики двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением
- Сферы применения двигателя
- Регулирование частоты вращения
- Двигатель с независимым возбуждением
Двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением – это электродвигатель, у которого обмотки якоря и возбуждения подключаются друг к другу параллельно. Часто по своей функциональности он превосходит агрегаты смешанного и последовательного типов в случаях, если необходимо задать постоянную скорость работы.
Характеристики двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением
Формула общего тока, идущего от источника, выводится согласно первому закону Кирхгофа и имеет вид: I = Iя + Iв, где Iя — ток якоря, Iв – ток возбуждения, а I – ток, который двигатель потребляет от сети. Следует отметить, что при этом Iв не зависит от Iя, т. е. ток возбуждения не зависит от нагрузки. Величина тока в обмотке возбуждения меньше тока якоря и составляет примерно 2-5% от сетевого тока.
В целом, данные электродвигатели отличаются следующими весьма полезными тяговыми параметрами:
- Высокая экономичность (поскольку ток якоря не проходит через обмотку возбуждения).
- Устойчивость и непрерывность рабочего цикла при колебаниях нагрузки в широких пределах (т.к. величина момента сохраняется даже в случае изменения числа оборотов вала).
При недостаточном моменте пуск осуществляется посредством перехода на смешанный тип возбуждения.
Сферы применения двигателя
Поскольку частота вращения подобных двигателей остается почти постоянной даже при изменении нагрузки, а также может изменяться при помощи регулировочного реостата, они широко применяются в работе с:
- вентиляторами;
- насосами;
- шахтными подъемниками;
- подвесными электрическими дорогами;
- станками (токарными, металлорежущими, ткацкими, печатными, листоправильными и пр. ).
Таким образом, этот вид двигателей в основном используется с механизмами, требующими постоянства скорости вращения или ее широкой регулировки.
Регулирование частоты вращения
Регулирование скорости – это целенаправленное изменение скорости электродвигателя в принудительном порядке при помощи специальных устройств или приспособлений. Оно позволяет обеспечить оптимальный режим работы механизма, его рациональное использование, а также уменьшить расход энергии.
Существует три основных способа регулирования скорости двигателя:
- Изменение магнитного потока главных полюсов. Осуществляется при помощи регулировочного реостата: при увеличении его сопротивления магнитный поток главных полюсов и ток возбуждения Iв уменьшаются. При этом увеличивается число оборотов якоря на холостом ходу, а также угол наклона механической характеристики. Жесткость механических характеристик сохраняется. Однако увеличение скорости может привести к механическим повреждениям агрегата и к ухудшению коммутации, поэтому не рекомендуется увеличивать частоту вращения этим методом более чем в два раза.
- Изменение сопротивления цепи якоря. К якорю последовательно подключается регулировочный реостат. Скорость вращения якоря уменьшается при увеличении сопротивления реостата, а наклон механических характеристик увеличивается. Регулировка скорости вышеуказанным способом:
- способствует уменьшению частоты вращения относительно естественной характеристики;
- связана с большой величиной потерь в регулировочном реостате, следовательно, неэкономична.
- Безреостатное изменение подаваемого на якорь напряжения. В этом случае необходимо наличие отдельного источника питания с регулируемым напряжением, например, генератора или управляемого вентиля.
Двигатель с независимым возбуждением
Двигатель постоянного тока независимого возбуждения как раз и реализует третий принцип регулирования скорости. Его отличие в том, что обмотка возбуждения и магнитное поле главных полюсов подключаются к разным источникам. Ток возбуждения является неизменной характеристикой, а магнитное поле меняется. При этом изменяется число оборотов вала на холостом ходу, жесткость характеристики остается прежней.
Таким образом, принцип работы дпт с независимым возбуждением является достаточно сложным вследствие независимой работы двух источников, тем не менее, его главное преимущество – большая экономичность.
Двигатель постоянного тока с независимым возбуждением: конструкция и работа
Содержание
- 1 Особенности конструкции
- 2 Физические процессы
- 3 Рабочие режимы
- 4 Этап пуска
- 5 Способы торможения
- 6 Механические характеристики
Электроприводы с сетевым питанием с постоянными токовыми параметрами могут иметь четыре вида подключения индуктора. Это существенно влияет на силовые и электрические характеристики электропривода. Один из таких способов – отдельное подключение электрообмоток с питанием от внешней электроцепи.
Автоматическое управление электроприводами улучшает рабочие процессы. Надежная автоматизация требует оптимизации не только технической составляющей, но и принципов управления. Для определения последних используется математическая модель двигателя силовой части. Электрические приводные агрегаты предназначены для преобразования электроэнергии в механическую работу. От того, какой способ действия заложен в электрооборудование, зависит его конструкция. На основании вида включения электроцепи статора выделяют четыре типа приводов. К ним относятся двигатели постоянного тока независимого и параллельного возбуждения, а также устройства с последовательным и смешанным включением цепей. О независимом типе приводов будет рассказано в этой статье.
Особенности конструкции
Электродвигатель, работающей от сети с неизменной токовой величиной (ДПТ), как и асинхронный или синхронный двигатель с изменяемым напряжением электропитания, содержит два основных блока: неподвижный статор (или индуктор) и вращающийся якорь (или ротор). Статор обеспечивает формирование основного магнитного поля. Его структурная схема содержит:
- станину, выполненную из литой стали;
- главные полюсы, осуществляющие формирование основного магнитного поля;
- дополнительных полюсов, обеспечивающие хорошую коммутацию.
Стальная станина служит надежным основанием электромотора, на котором крепятся все неподвижные элементы. Она также выступает структурным звеном магнитопровода. Главный полюс состоит из шихтованного сердечника, закрепленного на основании болтовым соединением, и катушек цепи. Его изготовляют в массиве или набирают из электротехнической стали. Для формирования требуемого распределения магнитных силовых линий сердечник оснащается полюсным наконечником. В отдельных местах производят двигатель постоянного тока с распределенными компенсационными электропроводами, размещаемыми в пазах сердечников.
Электроцепи главного полюса конструктивно выполняются в виде сосредоточенных катушек и могут питаться либо от сетевого источника, либо от зажимов якорной обмотки. Двигатели постоянного тока с центальным подключением к электропитанию и являются ДПТ независимого возбуждения. Добавочные полюсы аналогично главным содержат индукционные сосредоточенные катушки и сердечник, выполненный в виде массивного цельного изделия.
Устройство подвижной части электропривода – якоря – предусматривает применение:
- зубчатого сердечника, выполненного из листовой электротехнической стали;
- коллектора, собранного из изолированных друг от друга клинообразных медных пластин.
В пазы на лицевой поверхности зубчатого сердечника укладывается электроцепь ротора и коллектора, насаженного на роторный вал. Коллекторный механизм – это полое изделие цилиндрической формы. Соединение проводов якоря с коллекторным блоком производится к каждой медной пластине двумя концами отдельных частей роторной электрообмотки.
На коллекторе, в щеткодержателях размещаются неподвижные щетки, посредством которых роторные проводники соединяются с центральной электрической цепью. Таким образом обеспечивается независимое возбуждение тяговых двигателей. Щеткодержатель представляет собой щеточный аппарат с траверсой, на котором закреплены щеточные пальцы. Траверса крепится к стационарной части и допускает поворот на некоторый угол вокруг оси вала для регулирования положения щеток.
Коллекторные двигатели постоянного тока симметричны и обладают либо вертикальной, либо горизонтальной осью симметрии. Первая проходит посередине главных полюсов, вторая – межполюсного пространства. Поперечная ось носит название геометрической нейтрали приводного агрегата.
Существует и другой тип электродвигателя – вентильно — приводный механизм или бесколлекторный электропривод. Его отличие состоит в замене щеточно-коллекторного узла на полупроводниковый коммутатор. Это позволяет получать практические достоинства: высокий КПД, надежность, широкий диапазон мощности, пожарную безопасность.
Физические процессы
Действие эл/привода постоянного тока с независимым возбуждением основано на свойствах находящихся под напряжением проводников в магнитном поле. Наглядно это демонстрирует металлическая рамка, подключенная к питающей сети и размещенная в магнитном пространстве. Находясь под напряжением, она начинает вращаться. Это связано с появлением момента при взаимодействии электротока и магнитного поля. На базе этого явления был построен коллекторный двигатель.
Структурная схема ротора предусматривает использование аналогичных токопроводящих рамок, которые формируют роторную эл/обмотку.
Источником магнитных силовых линий служит индуктор с намотанными на его полюсах проводником.
Исследование двигателя постоянного тока показало зависимость мощностных и электро-показателей электромотора от метода подсоединения обмоток индукторного устройства. Руководствуясь определенной схемой включения цепи индуктора, различают последовательное, параллельное, смешанное и независимое возбуждение тяговых двигателей. Приведенные варианты структурной организации индукторного устройства реализовываются в разных типах моторов. Так, схема включения двигателя постоянного тока независимого возбуждения является основой шунтового агрегата, последовательный метод нашел применение в сериесном электромоторе, а смешанный – в компаундном ДПТ.
Рабочие режимы
Преобразование электроэнергии в механическую энергию производится в соответствии с процессами работы двигателя постоянного тока. Они определяются на основе взаимодействия электротока проводников роторного проводника с полем, созданным результирующей магнитодвижущей силой (МДС) всех эл/обмоток привода. Результатом такого взаимодействия является возникновение электромагнитных воздействий на якорные эл/проводники. Под воздействием этих сил возникает электромагнитный момент, обеспечивающий круговое движение вала.
Электродвигатель постоянного тока в любой период времени работает в соответствии с характеристиками и знаком моментных показателей, действующих на вращающийся узел со стороны связанного с ним механизма. В связи с этим выделяют следующие основные режимы работы двигателя:
- двигательный;
- тормозной;
- генераторный.
Каждый из них имеет свои особенности. Двигательный (основной), например, характеризуется совпадением направления электромагнитного момента приводной установки со скоростью, а также встречным направлением ЭДС якоря и его электротока. Тормозной принцип работы тесно связан с генераторным и может реализовываться тремя разными методиками. При торможении также вероятен реверс двигателя постоянного тока.
Этап пуска
Пуск двигателя постоянного тока – это один из самых ответственных этапов функционирования электродвигателя, во время которого повышается риск выхода из строя щеточно-коллекторного узла и даже его возгорания. Запуск всегда начинается с режима короткого замыкания, который характеризуется опасным уровнем начальной токовой нагрузки. Это объясняется наличием электросопротивления только в якорной электроцепи машины. При подключении оборудования к питающей сети электродвижущая сила в роторе не формируется, поскольку он неподвижен.
На старте коллекторный двигатель воспринимает чрезмерные моментные воздействия, инициирующие удары на механические элементы привода. В отдельных случаях имеет место их физическое разрушение. Действие высокого момента на старте продолжается до тех пор, пока роторный вал не наберет нужные обороты. Чтобы двигатель с независимым возбуждением не воспринимал усилия, превышающие допустимый уровень, важно правильно рассчитать электросопротивление.
Какими бы ни были способы пуска двигателя постоянного тока, запуск электромашины должен выполняться с соблюдением двух условий:
- величина моментной нагрузки не должна превышать момент статического усилия;
- максимальные токовые и моментные показатели должны быть меньше допустимых пределов.
Для обеспечения плавного и быстрого пуска индукторный двигатель с сетевым подключением запускают многоступенчатым способом. Количество ступеней выбирается произвольно, оптимально – не более пяти. Схематично пуск двигателя постоянного тока представлен на рисунке:
Для многоступенчатого пуска определяют максимальное или минимальное значение пускового момента: Мп мин = (1,2–1,5) Мс, при этом Мп макс ≤ Мдоп. Каждая ступень имеет собственный показатель. Во время подключения происходит скачок моментной величины до максимума и двигатель с независимым возбуждением начинает разгон. После достижения минимального порога он переключается и часть электросопротивления выводится из роторной эл/цепи. Затем усилие снова увеличивают до Мп макс и цикл повторяется пока мотор не достигнет уровня рабочей скорости.
Способы торможения
Торможение двигателя постоянного тока реализуется разными методами:
- рекуперативным;
- противовключением;
- динамическим.
Рекуперативный способ возникает в тех случаях, когда обороты электромашины становится больше скорости идеального холостого хода (ХХ). Поскольку в этом режиме частота вращения становится выше частоты идеального ХХ, электродвижущая сила ДПТ превышает напряжение питания. Соответственно, электропоток индуктора изменяет свое направление, и электромотор становится генератором, работающим параллельно с сетью. Снижение оборотов возникает только за счет переключения привода на другую характеристику. Рекуперативное торможение не приводит к полной остановке вращающегося механизма, а только ограничивает его частоту вращения. Такой режим возможен только у двигателя с независимым возбуждением.
При противовключении уменьшение оборотов возникает в тех случаях, когда электродвигатель ориентирован на работу в одном направлении, а якорь под воздействием внешнего момента или сил инерции вращается в противоположную сторону. Торможение обеспечивается изменением полярности питания якорной обмотки. Это может вызвать недопустимо большое токовое значение якоря. Для ограничения этого показателя в якорную электроцепь включают резистор с сопротивлением в два раза больше, чем максимальное электросопротивление пускового реостата.
Двигатели с торможением противовключением способны быстро останавливаться в заданный промежуток времени. Среди недостатков отмечают существенные потери по причине больших поправочных электросопротивлений, а также наличие момента при нулевой скорости. Это вызывает затруднения в автоматизации тормозного режима, поскольку может возникнуть реверс двигателя постоянного тока. Поэтому противовключение предпочтительно в реверсивных электрических агрегатах.
Принцип действия динамического торможения основывается на отключении цепи ротора электромотора от питающей сети и ее замыкании на тормозном сопротивлении. Останавливаться подобным способом могут двигатели постоянного тока независимого и параллельного возбуждения, а также машины с включением последовательного вида. Процесс снижения оборотов и рабочие характеристики двигателя одинаковы. Они действуют по принципу генератора, работающему на стабильное сопротивление. В обмотке якоря присутствует только электродвижущая сила, и движение заряженных частиц изменяет направление.
Характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения, в том числе значение токовой и моментной нагрузки, напрямую зависят от тормозного сопротивления. Чем оно меньше, тем величина моментного и токового усилия будет больше. Динамический процесс торможения приводит к полному останову, но по сравнению с противовключением его эффективность заметно ниже.
Механические характеристики
Для определения свойств электромашины для электропривода ориентируются на его технические данные. Наиболее информационным параметром является механическая характеристика двигателя (МХД), показывающая зависимость частоты вращения электромашины от развиваемой ею момента, что соответствует записи n = f(M). При необходимости связывания работы мотора с сетевым питанием полезными будут электромеханические показатели. Они выражают зависимость между оборотами и уровнем электротока в цепях электродвигателя. Функция в этом случае выглядит следующим образом: n =f(I).
Исследование двигателя постоянного тока позволило выявить закономерность между физическими величинами и получить следующее уравнение МХД:
n = nₒ – Δn,
где:
nₒ=U/(Ce*Ф) показатель частоты вращения выходного вала ДПТ при идеальном холостом ходе;
∆n= (M*Rx)/(Ce*Cm*Ф² ) изменение параметра частоты вращения вала при приложении механической нагрузки.
Из формулы МХД видно, что регулирование скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения при неизменном значении моментной нагрузки можно осуществлять одним из следующих методов:
- изменяя показатель напряжения на роторе;
- регулируя уровень электросопротивления в якорной цепи;
- воздействуя на возбуждающий процесс в моторе.
Изменение якорного напряжения выполняют реостатом (на рисунке позиция «а») или усилительно-преобразовательным устройством («б»), при этом значение возбуждающего электропотока является константой.
Это выражается графической зависимостью:
Регулирование сопротивления в роторе выполняют изменением параметра добавочного электросопротивления, включённого последовательно в якорную цепь, как показано на рисунке:
Третий метод изменения оборотов путем воздействия на возбуждающий электропоток осуществляется включением в электроцепь добавочного реостата. При этом напряжение остается константой. Двигатель постоянного тока с подобным типом регулирования имеет следующую электросхему включения и зависимость:
График представляет собой прямую линию, угол наклона которой к оси абсцисс зависит от показателя возбуждающего потока и электросопротивления ротора. При уменьшении электропотока и увеличении сопротивления МХД становится круче.
Двигатели постоянного тока с установившимся рабочим режимом обладают статическими данными. То есть величина их скорости одинакова при равенстве моментов машины и приводимого узла. Когда имеют место переходные режимы, характеристики называют динамическими. Машины постоянного тока с номинальным возбуждающим потоком и отсутствием дополнительных электросопротивлений в электроцепях обмоток обладают естественными МХД. Двигатель постоянного тока с параметрами, отличающимися от номинальных, или ДПТ с добавочным сопротивлением имеют искусственные характеристики. Качественная оценка МХД производится показателем жесткости, который делится на три категории:
- идеально жесткие;
- жесткие;
- мягкие.
В первом случае коллекторный двигатель работает с неизменной частотой вне зависимости от нагрузки. Во втором эти данные при действии номинального моментного усилия уменьшается до 25% от скорости холостого хода. В третьем они снижаются более чем на 25%. Двигатель постоянного тока независимого возбуждения обладает жесткой характеристикой, благодаря чему способен обеспечивать надежный электропривод станочного оборудования, насосов, вентиляторов.
Машины постоянного тока с независимым и параллельным возбуждением
- Основы Главная
- Обзор EM Fields
- Основные машины
- Машины постоянного тока
- Машины переменного тока
- Улучшение дизайна
- Напряжение и крутящий момент
- Коммутация
- Реальные машины
- Раздельное и шунтирующее поле
- Мощность
- Примеры
Поле серии
Модель эквивалентной схемы якоря
машина постоянного тока показана выше. Наведенное напряжение якоря,
\(E_A\) представлен источником напряжения,
подключен через 2 щетки к остальной части цепи. Арматура
сопротивление обмотки \(R_A\) и напряжение на клеммах \(V_T\).
Поведение цепи якоря зависит от потока в
машина, которая традиционно управляется обмоткой возбуждения. Некоторые машины постоянного тока
сконструированы с полем постоянного магнита (ПМ), что приводит к постоянному потоку.
В машине постоянного тока с постоянными магнитами модель цепи якоря является полной моделью цепи.
Мы рассмотрим три типа машин постоянного тока с раневым полем. В машине раненого поля,
поток создается обмоткой возбуждения. Типы машин, которые мы рассмотрим:
- Отдельное возбуждение
- Шунт Возбужденный
- В восторге
Серия
С независимым возбуждением
В машинах с независимым возбуждением обмотка возбуждения независимая
обмотки якоря. Уравнения контура напряжения якоря и обмотки возбуждения:
\[
\begin{выровнено}
V_T & =E_A+I_A R_A \\
V_F & =I_F R_F
\end{выровнено}
\]
Сопротивление цепи возбуждения \(R_F\)
состоит из фактического сопротивления обмотки, \(R_{поле}\)
и переменное сопротивление, \(R_{adj}\), которое может
использоваться для управления током возбуждения.
Поток, создаваемый обмоткой возбуждения, является нелинейной функцией
текущий:
\[
\фи=\фи(I_F)
\]
При более низких уровнях тока зависимость поток-ток является линейной,
но по мере увеличения тока железо в автомате начинает насыщаться. ток поля
(и, следовательно, потоком) можно управлять либо регулировкой сопротивления цепи возбуждения, либо
напряжение питания возбуждения.
Для машины с независимым возбуждением ток якоря равен току якоря
терминальный ток.
С шунтовым возбуждением
С шунтовым возбуждением
возбужденная машина, с ограничением, что напряжение питания обмотки возбуждения
\(V_F\) равно обмотке якоря
напряжение питания, \(V_T\). В этом случае терминал
ток определяется как
\[
I_T=I+A+I_F
\]
Характеристика крутящий момент-скорость
Подстановка уравнений напряжения якоря и крутящего момента
\[
\begin{выровнено}
E_A & =k\phi\omega \\
\ тау & = к \ фи I_A
\end{выровнено}
\] 92}\тау
\]
При анализе уравнения крутящего момента становится очевидным, что
поле машины с независимым возбуждением всегда должно включаться до
напряжение подается на цепь якоря. Если ток возбуждения и поток
ноль, машина теоретически разгонится до бесконечной скорости. (В действительности,
трение будет ограничивать скорость, но может произойти повреждение двигателя. Если здесь
равен нулю, напряжение якоря равно нулю, и приложено полное напряжение на клеммах.
через сопротивление якоря, что приводит к большим токам и возможному перегреву и
выгорание машины).
Двигатель постоянного тока с отдельным возбуждением — Обмен файлами
Сейчас вы подписаны на это сообщение Версия 1.0.0.0 (8,57 КБ) от Создайте модель двигателя постоянного тока с раздельным возбуждением. 1,3 тыс. загрузок Обновлено Посмотреть лицензию Индуктивность якоря L = 0,1 Бэзил Алджорани (2023). Двигатель постоянного тока с отдельным возбуждением (https://www.mathworks.com/matlabcentral/fileexchange/31594-dc-motor-with-separate-excitation), MATLAB Central File Exchange. Создано с помощью Совместимость с любой версией Windows macOS Linux Узнайте больше о Инерции и нагрузках в Справочном центре и ответах MATLAB
Basil Aljorani
За все время: 1277 дюймов>
27 мая 2011 г.
Гн, сопротивление якоря R = 2 Вт, напряжение U = 110 В, момент нагрузки mz = 0,02 Нм, момент
инерции J = 0,1 кг/м2 и электромеханической постоянной двигателя k = 0,3 Вс. Создайте его как
отдельный блок (подсистема) с одним входом (напряжение) и двумя выходами (угловая скорость и
текущий). Цитировать как
Проверено . Совместимость версий MATLAB
R2009a Совместимость с платформами
Категории
>
Трансмиссия Simscape
>
Инерции и нагрузки
>
>
Симскейп Электрик
>
Специализированные энергосистемы
>
Моторные приводы
> Теги
Добавить теги
Control DC Machines Electric_motor_co .