|
Двигатель Игоря Высоцкого. Буквой F обозначена центробежная сила, ускоряющая жидкость.
Спиральный центробежный двигатель
Спиральный центробежный двигатель
Боковое сечение спирального центробежного двигателя. Rc — радиус колеса (спирали), расстояние от оси вращения до центра сопла; Rз — радиус от оси вращения до центра заборника; Sз — площадь забора жидкости на входе трубки; Sc — площадь сопла на выходе трубки.
Sз · vз · ρз = Sc · vc · ρc (1),
где S — площадь сечения трубки в выбранном месте, v — скорость потока в этом месте, а ρ — его плотность в рассматриваемом сечении.
v = f · (2 · π · r) (2),
где f — частота вращения (обороты в секунду), r — радиус вращения (здесь и далее маленькой буквой r будем обозначать текущий радиус для рассматриваемого в данный момент участка спирали).
Sз / Sc > Rc / Rз (3).
U(r) = Rr∫ aц(x) · dx = Rr∫ (f · 2 · π · x)2 / x · dx = (f · 2 · π)2 · (r – R)2 / 2 = 2 · (f · π · (r – R))2 (4),
где r — радиус вращения рассматриваемого сечения, R = Rc — радиус спирали, равный расстоянию от центра сопла до оси вращения (радиус нулевого потенциала, у оси вращения потенциал максимален), aц — центростремительное ускорение, f — частота вращения спирали вокруг оси.
ΔP = ρ · Uз = ρ · 2 · (f · π · (Rс – Rз))2 (5).
Δvc2 / 2 = (f · 2 · π)2 · (Rс – Rз)2 / 2,
откуда следует, что скорость возле сопла превышает скорость возле заборника на
Δv = f · 2 · π · (Rс – Rз) (6).
Pатм + ρ · vс2 / 2 = ρ · Uз + Pатм + ρ · vт2 / 2,
сократив подобные члены (атмосферное давление), поделив всё на плотность (которая для жидкости является величиной практически неизменной), получаем
(k · vт)2 / 2 = Uз + vт2 / 2.
Переносим скорости в одну часть уравнения и, умножая обе части на 2, получаем
(k · vт)2 – vт2 = 2 · Uз.
Теперь выносим квадрат скорости за скобки и заменяем потенциал на формулу (4):
vт2 · (k2 – 1) = (f · 2 · π · (Rт – Rс))2,
откуда вычисляем скорость потока внутри трубки
vт2 = (2 · π · f · (Rз – Rс))2 / (k2 – 1) (7).
Кстати, если давление на входе спирали будет превышать давление на выходе сопла на ΔP (жидкость подаётся в спираль под давлением), то формула примет следующий вид:
vт2 = ((2 · π · f · (Rз – Rс))2 + 2 · ΔP / ρ) / (k2 – 1) (8).
Таблица 1. Расчёт скорости потока для различных параметров вращения
Спираль или «рога»?
Вариант с твёрдыми шарами (одна ветвь, вид сверху).
Немного истории
Резюме
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
последняя правка 17.11.2009 22:22:13 |
Силы, действующие на детали двигателя при его работе
Категория:
Устройство и работа двигателя
Публикация:
Силы, действующие на детали двигателя при его работе
Читать далее:
Шатун и коленчатый вал
Силы, действующие на детали двигателя при его работе
Силы, действующие в двигателе внутреннего сгорания, можно разделить на движущие силы и силы сопротивления.
Движущие силы — это силы давления газов в цилиндре и силы инерции возвратно-поступательно движущихся частей. Сила тяжести кривошипно-шатунного механизма в двигателях с вертикальным расположением цилиндров при движении поршня вниз способствует его движению, при движении вверх — противодействует.
Силы сопротивления делят на силы полезного и вредного сопротивления. Силами полезного сопротивления являются силы сопротивления потребителя энергии двигателя; силами вредного сопротивления — силы трения поршня и поршневых колец о стенку цилиндра, силы трения в подшипниках, силы трения о воздух и т. п., на преодоление которых затрачивается дополнительная работа.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Главными силами являются силы давления газов и силы инерции в двигателе, а также силы полезного сопротивления потребителя энергии; остальными силами вследствие их относительной малости обычно пренебрегают.
Все силы, действующие в двигателе, переменные во времени.
На кривошипно-шатунный механизм действуют следующие силы.
Рис. 1. Силы, действующие в одноцилиндровом двигателе
Сила N прижимает поршень к стенке цилиндра, что вызывает износ поверхностей.
Она изменяет направление и величину, поочередно прижимая поршень то к одной, то к другой стороне цилиндра. Кроме того, сила N на плече L создает момент, который стремится опрокинуть двигатель. Опрокидывающий момент воспринимается опорами двигателя.
Площадь, ограниченная диаграммой изменения касательных сил по углу поворота коленчатого вала, осью абсцисс и ординатами, проведенными через начало и конец рабочего цикла, представляет собой в масштабе работу двигателя за цикл и соответствует индикаторной работе. Работа сил инерции за цикл равна нулю.
Работа касательных сил затрачивается на преодоление сил сопротивления и изменение частоты вращения коленчатого вала. В период рабочего хода энергия подводится к системе, совершается полезная работа и увеличивается частота вращения коленчатого вала. Избыточная энергия аккумулируется всеми вращающимися массами, главным образом маховиком и потребителем энергии, и возвращается в систему, когда ее не хватает при совершении других тактов двигателя.
Чем больше момент инерции маховика и число цилиндров, тем равномернее вращение вала двигателя.
На рис. 2, в показано изменение крутящего момента Мк двигателей с различным числом цилиндров (от одного до двенадцати). Неравномерность крутящего момента уменьшается с увеличением числа цилиндров, и для восьми- и двенадцатицилиндровых двигателей крутящий момент Мк мало отличается от среднего крутящего момента Мк.ср. Вследствие неравномерности крутящего момента и упругости коленчатого вала в нем возбуждаются крутильные колебания, которые могут нарушить нормальную работу двигателя и привести к поломкам коленчатого вала и других деталей.
Рис. 2. Силы и моменты, действующие в двигателе:
а — индикаторная диаграмма; б — изменение относительных сил и касательной силы Т по углу а поворота коленчатого вала; в — изменение крутящего момента Мк в двигателях с различным числом цилиндров
Крутящий момент вызывает равный по величине, но противоположный по направлению реактивный момент, который передается на опоры и вызывает колебания двигателя.
Вращающиеся массы кривошипа коленчатого вала, смещенные относительно оси вращения, а также массы части шатуна, отнесенной к оси шатунной шейки коленчатого вала, создают центробежную силу. Эта сила, направленная от оси вращения по оси кривошипа, вместе с радиальной силой нагружает подшипники коленчатого вала. Центробежная сила С обычно уравновешивается центробежной силой противовесов, устанавливаемых на коленчатом валу.
В многоцилиндровом двигателе все силы, действующие на детали кривошипно-шатунного механизма одного цилиндра, создают соответствующие моменты относительно центра масс всего двигателя. Переменные силы и моменты в двигателе вызывают его колебание на опорах, вибрацию отдельных деталей и могут привести к нарушению работы и поломкам. Поэтому двигатель стремятся уравновесить, что достигается соответствующим выбором углов между кривошипами коленчатого вала, соответствующим расположением цилиндров и установкой специальных противовесов.
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СИЛА | TecQuipment
Глобальные партнеры по продажам
TM1005 — Эксперимент
Настольный прибор для экспериментов с центробежной силой и угловой скоростью.
Технический паспорт в формате PDF
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СИЛА
Базовый блок поддерживает механизм, вращающийся под прозрачным куполом. Электродвигатель вращает ремень, который вращает поворотный стол под механизмом. Двигатель работает по часовой стрелке и против часовой стрелки и с переменной скоростью. Датчик измеряет скорость вращения механизма.
Механизм имеет три балансира. Два (внешних) рычага удерживают любую из выбранных масс (в комплекте) в любом из пяти радиальных положений. Датчик измеряет центробежную силу, вызванную выбранной массой, когда она вращается вокруг заданных радиусов. Другой (центральный) рычаг удерживает равные и радиально противоположные массы, чтобы уравновесить первую массу. Это предотвращает нежелательные вибрации, которые также могут повлиять на точность измерения.
Прозрачный купол оснащен блокировкой, отключающей питание двигателя.
Это позволяет учащимся видеть, как вращается механизм, и безопасно использовать его, но при этом дает им доступ к изменению масс и их положениям.
Базовый блок включает в себя блок управления двигателем и многострочный дисплей. Управление двигателем включает в себя уникальное направление, грубую и точную регулировку скорости и функции «нажмите, чтобы остановить». Дисплей показывает скорость (скорость) в единицах оборотов в минуту и радианах в секунду. Он также показывает центробежную силу.
Оборудование работает с универсальной системой сбора данных TecQuipment (VDAS® приобретается отдельно). Использование VDAS® обеспечивает точный сбор данных в режиме реального времени, мониторинг и отображение, расчет и построение графиков всех соответствующих параметров на компьютере, что делает тесты быстрыми и надежными.
Результаты обучения
- Нахождение зависимости между центробежной силой, массой вращающегося тела, его расстоянием от оси вращения (радиальным положением) и скоростью вращения.

Подробнее +
VDAS mkII (НАСТОЛЬНАЯ ВЕРСИЯ)
VDAS-B (mkII) — вспомогательное оборудование
Универсальная система сбора данных (VDAS) для настольного монтажа, представляющая собой высокопроизводительный, точный, эффективный и удобный для пользователя программно-аппаратный комплекс для автоматического сбора данных более чем на 90 продуктов TecQuipment.
Рабочий стол
WB1 — Вспомогательный
Прочный рабочий стол TecQuipment WB1 подходит для использования с большинством настольных продуктов TecQuipment.
КОМПЛЕКТ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ СИЛЫ
ES16 — Эксперимент
Демонстрирует взаимосвязь между центробежной силой, радиусом и скоростью вращающихся масс.
Подписаться
ПОДПИСАТЬСЯ НА ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ОТРАСЛИ
Производство лучшего оборудования для инженерного образования более 60 лет.
Что такое центробежные и центростремительные силы?
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
(Изображение предоставлено: Энтони Чинг/Getty Images)
Центростремительные и центробежные силы — это силы, действующие на вращающиеся объекты. Центростремительная сила заставляет объект двигаться по кругу и всегда направлена к центру этого круга. Например, гравитационная сила Солнца является центростремительной силой, удерживающей Земля вращается вокруг нее. Между тем, центробежная сила — это кажущаяся внешняя сила, действующая на объект, который движется по кругу. Примером центробежной силы может быть ощущение, возникающее при езде на карусели, которое заставляет вас лететь наружу.
Разница между центростремительной и центробежной силами
Основное различие между центростремительной и центробежной силами заключается в том, что центростремительная сила — это сила, направленная к центру окружности, которая заставляет объект двигаться по круговой траектории, а центробежная сила — это сила, направленная к центру окружности.
ощущение, которое испытывает объект, когда он движется по этой круговой траектории, причем это ощущение как бы отталкивает его от центра круга.
Люди испытывают на себе действие центробежной силы, когда поворачивают за угол в автомобиле или когда самолет входит в поворот. Это происходит при отжиме стиральной машины или когда дети катаются на каруселях. Однажды она может даже обеспечить искусственную гравитацию для космических кораблей и космических станций — если мы сможем заставить космический корабль вращаться достаточно быстро, центробежная сила может обеспечить некоторое подобие нормального ощущения гравитации.
Но центробежную силу часто путают с ее аналогом, центростремительной силой, потому что они очень тесно связаны — по сути, это две стороны одной медали.
Центростремительная сила — это название, данное любой силе, которая заставляет объект двигаться по кругу — подумайте о камне, привязанном к концу веревки, а другой конец — к чему-то или в вашей руке.
Когда струна закручена, натяжение этой струны не дает камню улететь по прямой линии. Это напряжение направлено внутрь, к центру круга. В качестве другого примера, гравитация Солнца обеспечивает центростремительную силу, которая заставляет планеты двигаться по своим орбитам.
Центростремительная сила всегда направлена перпендикулярно направлению движения объекта. Если вы едете в машине, а дорога изгибается и поворачивает влево, нормальная сила от дороги с креном будет толкать машину влево. Если бы центростремительная сила внезапно исчезла, автомобиль продолжал бы двигаться прямолинейно.
С другой стороны, центробежная сила — это кажущаяся сила, которую ощущает объект, когда он движется по криволинейной траектории, и эта кажущаяся сила направлена в направлении от центра траектории вращения, согласно Кристоферу С. Бэрду. в West Texas A&M University (открывается в новой вкладке).
Центробежная сила направлена наружу, а центростремительная притягивает вращающийся объект внутрь.
(Изображение предоставлено: Future)
Обратите внимание, что хотя центростремительная сила является фактической силой, центробежная сила определяется как кажущаяся сила. Другими словами, при вращении массы на струне струна воздействует на массу внутренней центростремительной силой, в то время как масса «кажется» воздействующей на струну внешней центробежной силой.
«Разница между центростремительной и центробежной силой связана с разными «системами отсчета», то есть с разными точками зрения, с которых вы что-то измеряете», — сказал Эндрю А. Ганс, физик-исследователь из Вашингтонского университета. «Центростремительная сила и центробежная сила на самом деле являются одной и той же силой, только в противоположных направлениях, потому что они воспринимаются из разных систем отсчета».
Если вы наблюдаете за вращающейся системой снаружи, вы видите внутреннюю центростремительную силу, которая заставляет вращающееся тело двигаться по круговой траектории. Однако, если вы являетесь частью вращающейся системы, вы испытываете кажущуюся центробежную силу, отталкивающую вас от центра круга, хотя на самом деле вы ощущаете внутреннюю центростремительную силу, которая не дает вам буквально уйти по касательной.
.
Вернемся к примеру с автомобилем после поворота с креном. Если вы наблюдаете снаружи, вы можете наблюдать центростремительную силу, толкающую автомобиль внутрь к центру, заставляя его двигаться по кругу. Но если вы едете внутри машины, вместо этого вы чувствуете силу, пытающуюся оттолкнуть вас от центра круга — это центробежная сила.
Центробежная сила и законы движения Ньютона
Эта кажущаяся внешняя сила описывается законами движения Ньютона. Первый закон Ньютона гласит, что «тело в состоянии покоя останется в покое, а тело в движении останется в движении, если на него не действует внешняя сила».
Если массивное тело движется в пространстве по прямой линии, его инерция заставит его двигаться по прямой линии, если внешняя сила не заставит его ускориться, замедлиться или изменить направление. Чтобы он двигался по круговой траектории без изменения скорости, к его траектории должна быть приложена непрерывная центростремительная сила. Радиус (r) этой окружности равен массе (m), умноженной на квадрат скорости (v), деленный на центростремительную силу (F), или r = mv^2/F.
2/r.
Третий закон Ньютона гласит, что «на каждое действие есть равное и противоположное противодействие». Точно так же, как гравитация заставляет вас воздействовать на землю, кажется, что земля оказывает равную и противоположную силу на ваши ноги. Когда вы едете в разгоняющемся автомобиле, сиденье оказывает на вас силу, направленную вперед, точно так же, как кажется, что вы оказываете на сиденье силу, направленную назад.
В случае вращающейся системы центростремительная сила притягивает массу внутрь, следуя по кривой траектории, в то время как масса, кажется, выталкивается наружу из-за своей инерции. Однако в каждом из этих случаев прилагается только одна реальная сила, а другая — только кажущаяся сила.
Примеры центростремительной силы
Центростремительная сила используется во многих приложениях. Одним из них является моделирование ускорения космического запуска для подготовки космонавтов. Когда ракета запускается впервые, она настолько загружена топливом и окислителем, что едва может двигаться.
Однако по мере подъема он сжигает топливо с огромной скоростью, постоянно теряя массу. Второй закон Ньютона гласит, что сила равна массе, умноженной на ускорение, или F = ma.
В большинстве случаев масса остается постоянной. Однако у ракеты ее масса резко меняется, а сила — в данном случае тяга ракетных двигателей — остается почти постоянной. Это приводит к тому, что ускорение к концу фазы разгона увеличивается в несколько раз по сравнению с нормальной гравитацией. НАСА использует большие центрифуги (открывается в новой вкладке), чтобы подготовить астронавтов к этому экстремальному ускорению. В этом случае центростремительная сила создается за счет того, что спинка сиденья давит на космонавта внутрь.
Лабораторные центрифуги быстро вращаются и воздействуют центростремительной силой на жидкости, такие как кровь, которые затем разделяются в зависимости от их плотности. (Изображение предоставлено Shutterstock)
Статьи по теме
Другой пример применения центростремительной силы — лабораторные центрифуги, которые используются для ускорения осаждения взвешенных в жидкости частиц.
Одним из распространенных применений этой технологии является подготовка образцов крови для анализа. Согласно Веб-сайт экспериментальных биологических наук Университета Райса (открывается в новой вкладке): «Уникальная структура крови позволяет очень легко отделить эритроциты от плазмы и других форменных элементов с помощью дифференциального центрифугирования».
При нормальной силе тяжести тепловое движение вызывает непрерывное перемешивание, что предотвращает осаждение клеток крови из образца цельной крови. Однако типичная лабораторная центрифуга может достигать ускорений, в 600–2000 раз превышающих ускорение в раз при нормальной гравитации 9.0063 . Это заставляет тяжелые эритроциты оседать на дно и расслаивает различные компоненты раствора на слои в соответствии с их плотностью.
Эта статья была обновлена 11 ноября 2021 г. редактором Live Science Беном Биггсом.
Дополнительные ресурсы
Подробнее об основах центростремительной силы можно прочитать в Технологического университета Суинберна (открывается в новой вкладке).
Это, безусловно, более удобно для расчётов, поэтому именно такой вариант и следует взять за основу. Нельзя не отметить и В.Н.Власова, проанализировавшего и оценившего некоторые параметры такого двигателя и высказавшего ряд интересных идей. Именно его анализ и подтолкнул меня серьёзно заняться центробежным двигателем Высоцкого и двигателем Клема. Сразу скажу, результат оказался весьма неожиданным: если двигатель Высоцкого является именно механическим центробежным двигателем и потому не работоспособен, как и другие чисто механические конструкции, то двигатель Клема на самом деле использует совсем другие принципы, и конус со спиралью играет там гораздо более сложную роль, чем простой центробежный нагнетатель рабочего тела (по некоторым сведениям, в двигателе Клема спиральный канал как таковой вообще не являлся одной деталью или её частью, а формировался при сопряжении поверхностей двух деталей, движущихся друг относительно друга).
Скомпонуем всю спираль (за исключением заборника жидкости) в одной плоскости чуть выше уровня этой жидкости. В результате получился вариант спирали Архимеда, т.е. такой спирали, у которой шаг между витками одинаков по всему радиальному сечению. Допустим, что вся спираль состоит из одной трубки и вращается по часовой стрелке.
На внешнем конце спирали она вылетает из сопла с достаточно высокой скоростью, за счёт чего создаёт реактивную тягу, разгоняющую спираль.
Поскольку жидкости практически несжимаемы, то если рабочее тело всё время будет оставаться в жидком состоянии, ρз ~ ρс, так что плотности можно будет исключить.
Отсюда для обеспечения разгона спирали при безнапорном заборе неподвижной жидкости следует соотношение размеров входного и выходного отверстий:



Попробуем теперь найти «золотую середину» — чтобы сопло не перекрывало поток полностью, но создавало давление, достаточное для достижения нужной скорости истечения струи. Обозначим отношение площади заборника и внутреннего диаметра трубки спирали к площади отверстия сопла Sз / Sс = k. В соответствии с формулой (1) получаем vc = k · vз. Предполагая внутренний диаметр спирали по всей длине до самого сопла одинаковым и равным диаметру заборника, перед входом сопла мы имеем сечение S = Sз и скорость потока vт = vз (vт — это скорость потока жидкости в трубке, и не следует путать её с линейной скоростью самого заборника — это разные вещи). Давление возле сопла повышено относительно атмосферного на входе заборника, однако, если сопло ориентировать строго тангенциально, потенциалы центробежных сил с обоих сторон сопла можно считать одинаковыми и равными 0 (ведь именно сопло мы ранее выбрали в качестве точки отсчёта потенциала).
Кстати, такая ориентация сопла является технически оптимальной, поскольку вся реактивная тяга будет направлена именно на раскрутку спирали. С другой стороны, в заборнике давление равно атмосферному, зато имеется максимальный потенциал, рассчитываемый по формуле (4). На выходе сопла сечением Sc = Sз / k вследствие уравнения непрерывности (точнее, закона сохранения расхода) мы имеем скорость vc = vт · k при атмосферном давлении и нулевом потенциале. Наша цель — найти зависимость возможной скорости течения рабочего тела в трубке спирали от её радиуса и скорости вращения и соотношения диаметров трубки (заборника) и сопла.
Так что эффектный вывод В.Н.Власова о необходимости соотношения Sз < Sс представляется ошибочным!
А из этого следует, что многовитковая спираль вроде бы и не нужна — вполне работоспособной должна быть и следующая конструкция (разве что радиус изгиба трубок возле сопел можно сделать побольше для уменьшения потерь на поворот жидкости перед соплом).
Расчёт специально приведён подробно и ошибок в нём я не нашёл. Это говорит о том, что слепо использовать полученную формулу нельзя, а надо понять её физический смысл и, стало быть, границы применимости. Дело в том, что vТ — это возможная максимальная скорость идеальной жидкости (без трения) относительно спирали при отсутствии дополнительного давления на входе. Кроме того, необходимо напомнить, что жидкость рассматривалась как идеальная несжимаемая, неиспаряемая и сверхтекучая — без трения и без кавитационных эффектов. Поэтому, когда диаметр сопла равен диаметру трубки, никаких препятствий сверхтекучей жидкости нет, и её скорость теоретически может быть бесконечно большой. Если же сопло начинает уменьшаться, то оно будет ограничивать максимальную скорость даже для сверхтекучей жидкости.
Рассчитаем по формуле (7) значения vт для нескольких значений радиуса сопла Rс и скорости вращения f. Площадь сопла Sс при этом будем выбирать так, чтобы соотношение сечений k = Sз / Sс примерно вдвое превосходило соотношение радиусов Rс / Rз с тем, чтобы скорость струи из сопла во столько же раз превышала его линейную скорость для создания реактивной тяги.
2 см2 = 2·10–5 м2
2 см2 = 2·10–5 м2
1 см2 = 10–5 м2
Но, прежде чем заняться изменением фазового состояния, необходимо уточнить геометрию устройства.
е. преобразует тангенциальную скорость того участка трубки, по которому он катится, в свою нормальную скорость, отбирая на этом этапе кинетическую энергию ротора. Если посмотреть на него с точки зрения неподвижной оси вращения ротора, мы увидим, что шарик начинает двигаться не только от центра к периферии, но и вокруг оси вращения вместе с ротором, причём по мере удаления от центра вращения ротора его тангенциальная скорость нарастает, соответствуя тангенциальной скорости проходимого им участка трубки, которая прямо пропорциональна расстоянию до центра вращения. Передавая на завершающем участке траектории свою энергию стенкам трубки, а через неё — ротору, он лишь возвращает эту накопленную энергию обратно. Так что реально никакой прибавки энергии, а значит ускорения и возможности получить дополнительную работу, здесь нет.
Поэтому он не сможет отобрать у ротора так много энергии, но и передаст спирали также немного. Так что конечный результат будет таким же, как и в первом случае: при полном отсутствии трения шарик не наберёт тангенциальной скорости и просто «выпадет» из внешнего конца спирали, но часть энергии спирали (весьма малая) будет израсходована на то, чтобы придать шарику небольшую (по сравнению со скоростью шарика относительно самой спирали) нормальную скорость, перемещая его от центра вращения к периферии. Глядя от оси вращения ротора, мы увидим, что шарик не будет вращаться вокруг этой оси, а просто начнёт смещаться к периферии, чем-то напоминая звукоснимающую головку на граммофонной пластинке.
до н.э.). Однако эолипил работал на пару. А в 1750 г. его гидравлический вариант изобрёл венгерский учёный Янош Сегнер, поэтому сейчас такую конструкцию называют «сегнеровым колесом».

