Дорожных одежд классификация: 26. Дорожные одежд, классификация.

Содержание

Классификация дорожных одежд






Навигация:
Главная → Все категории → Проектирование дорог

Классификация дорожных одежд

Классификация дорожных одежд

Для обеспечения быстрого, удобного и безопасного движения автомобилей независимо от погодных условий на проезжей части автомобильных дорог устраивают дорожную одежду.

Рис. 1. Конструкция дорожной одежды.

В дорожной одежде различают следующие конструктивные слои.

Покрытие— верхний слой, непосредственно воспринимающий вертикальные и горизонтальные усилия от колес автомобиля и подвергающийся воздействию атмосферных факторов. Покрытие может состоять из одного или двух слоев, из которых верхний должен обладать наибольшей износоустойчивостью на истирание под действием колес транспортных средств.

Основание — несущая часть дорожной одежды, назначение которой — передать сосредоточенные нагрузки от колес автотранспорта, несколько трансформированные покрытием, земляному полотну автомобильной дороги. Так как напряжения от подвижной нагрузки с глубиной постепенно уменьшаются, основание может состоять из двух и более слоев из различных материалов, характеризуемых различной деформативностью. В местах с возможной повышенной влажностью грунтов земляного полотна нижние слои должны состоять из хорошо дренирующего материала для обеспечения быстрого отвода воды от основания одежды.

Одним из важнейших условий прочности дорожной одежды в целом является требование, чтобы деформация нижних слоев под действием нагрузки от проезжающего транспорота не была больше деформации вышележащего слоя. Поэтому при определении толщины этих слоев учитывают прочность и деформативность смежных слоев дорожной одежды и земляного полотна.

Дорожные одежды в зависимости от свойств составляющих их материалов разделяют на три типа:
— упруго-жесткие, у. которых материал обладает значительным сопротивлением изгибу. Сюда относятся одежды из цементобетона в виде жесткой плиты, лежащей на упругом основании. В этой плите при движении транспорта возникают основные напряжения и деформации изгиба;
— полужесткие, верхние слои которых состоят из материалов (щебня, гравия), связанных вяжущими (битумом, дегтем, цементом) и в которых, кроме напряжений сжатия, под действием нагрузки возникают также растягивающие напряжения изгиба;
— нежесткие, состоящие из слоев несвязных материалов, не сопротивляющихся изгибу, в которых распределение нагрузки при передаче ее нижележащим слоям обусловливается главным образом величиной внутреннего трения.

Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
Главная → Все категории → Проектирование дорог

  • Исполнительные чертежи
  • Рабочие чертежи и их составление
  • Оценка трассы и применение ЭВМ
  • Проектирование организации и определение стоимости работ
  • Проектирование размещения гражданских и технических зданий на дороге

Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум





Технологическая классификация дорожных одежд


Строительные машины и оборудование, справочник

Технологическая классификация дорожных одежд

Дорожная одежда, как правило, состоит из покрытия, основания и дополнительных слоев основания. Дорожную одежду считают прочной, если под действием многократно повторяющихся нагрузок от движущегося транспорта она сохраняет в течение заданного срока службы сплошную и достаточно ровную поверхность покрытия.

Возникающие в дорожной одежде вертикальные и горизонтальные напряжения затухают с глубиной. Это позволяет строить дорожную одежду из нескольких различных по прочности слоев в соответствии с действующими на них нагрузками.

Покрытие — верхний слой дорожной одежды, который может состоять из слоя износа, периодически возобновляемого по мере его истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия. Оно должно быть наиболее прочным, износо- и термостойким, водонепроницаемым, ровным и шероховатым.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Для снижения расхода дорожно-строительных материалов применяют покрытия, состоящие из двух слоев. Нижний слой 2 (рис. 9.1), непосредственно не подвергаемый воздействию колес автомобилей, строят из менее прочных материалов, чем верхний слой.

Рис. 9.1. Конструкции дорожной одежды с асфальтобетонными покрытиями (размеры в см):
1 — верхний слой покрытия; 2 — нижний слой покрытия; 3 — верхний слой основания; 4 — основание; 5 — дополнительный слой основания

Основание — несущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок на грунт земляного полотна. Основание, как правило, состоит из двух или более прочных слоев, из которых верхние часто укреплены вяжущим с целью создания достаточно прочного слоя под покрытием. Для нижних слоев можно применять менее прочные и менее морозостойкие материалы, но при этом водоустойчивые и неразмокаемые.

Ниже приведена классификация оснований.

Когда основание не может полностью удовлетворить всем требованиям, его укладывают на дополнительный слой, который можно устраивать из разных материалов.

Дополнительный слой основания — нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняющий наряду с передачей нагрузок на земляное полотно также функции морозозащитные, дренирующие, выравнивающие и защиты от заиливания.

Главными факторами, от которых зависит выбор конструкции дорожной одежды, являются интенсивность и состав движения. Чем больше интенсивность движения автомобилей по дороге, тем быстрее изнашивается покрытие, следовательно, в этом случае должно быть устроено более капитальное, прочное и совершенное покрытие. На дорогах с меньшей интенсивностью движения покрытие изнашивается меньше, поэтому оно может быть облегченного типа. В тех случаях, когда интенсивность движения в данный период небольшая, но через 5—10 лет предполагается ее увеличение, устраивают покрытия переходного типа, которые после усиления могут быть отнесены к усовершенствованным. При малой интенсивности движения устраивают покрытия низшего типа.

Рекламные предложения:



Читать далее: Механизация строительства оснований из минеральных материалов, обработанных вяжущими

Категория: —
Механизация дорожных оснований и покрытий

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Классификационный номер дорожного покрытия (PCN) | SKYbrary Aviation Safety

Определение

Классификационный номер покрытия (PCN) — это число, которое выражает несущую способность покрытия для неограниченных операций.

Источник: FAA AC 150/5335-5

Описание

PCN — это стандарт Международной организации гражданской авиации (ИКАО), используемый в сочетании с классификационным номером воздушного судна (ACN) для обозначения прочности взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки или фартук. Это помогает гарантировать, что они не подвергаются чрезмерному износу, тем самым продлевая их срок службы.

PCN — это ACN наиболее опасного воздушного судна, которое может использовать покрытие на регулярной основе (регулярность определяется эксплуатантом). Значения PCN публикуются в Сборниках аэронавигационной информации (AIP), часть AD (аэродромы).

PCN на самом деле выражается как код из пяти частей, разделенных косой чертой, описывающий соответствующий участок дорожного покрытия.

Первая часть  – это числовое значение PCN , указывающее несущую способность покрытия. Всегда сообщается как целое число, округленное от определенной емкости. Значение рассчитывается на основе ряда факторов, таких как геометрия самолета и схема движения дорожного покрытия, и не обязательно является прямой несущей способностью покрытия.

Вторая часть представляет собой букву : либо R , либо F , в зависимости от того, имеет ли само покрытие жесткую (чаще всего бетонную) или гибкую (чаще всего асфальтовую) конструкцию.

Третья часть  – это еще одна буква от A до D , выражающая прочность того, что находится под участком дорожного покрытия, известным как земляное полотно. Таким образом, земляное полотно категории А будет очень прочным (например, как глина, стабилизированная бетоном). Земляное полотно категории D будет очень слабым (например, неуплотненный грунт).

Нежесткие покрытия имеют четыре категории основания:

  • A. Высокая прочность – CBR 15 (Все CBR выше 13%).
  • B. Средняя крепость — CBR 10 (для CBR от 8% до 13%).
  • C. Низкая прочность – CBR 6 (для CBR от 4% до 8%).
  • D. Сверхнизкая прочность – CBR 3 (для CBR ниже 4%).

Примечание. Калифорнийский коэффициент несущей способности (CBR) представляет собой тест на проникновение для оценки механической прочности естественного грунта, земляного полотна и слоев основания под новой проезжей частью. Выполняется путем измерения давления, необходимого для проникновения в грунт или заполнитель с помощью плунжера стандартной площади. Затем измеренное давление делится на давление, необходимое для достижения равного проникновения в стандартный щебень. Затем результат умножается на 100 и выражается в процентах.

Жесткие покрытия имеют четыре категории грунтового основания:

  • A. Высокая прочность – грунтовое основание k = 150 МН/м3 (все значения k выше 120 МН/м3).
  • B. Средняя прочность – k = 80 МН/м3 (для значений от 60 до 120 МН/м3).
  • C. Низкая прочность – k = 40 МН/м3 (для значений от 25 до 60 МН/м3).
  • D. Сверхнизкая прочность – k = 20 МН/м3 (все значения k ниже 25 МН/м3).

Четвертая часть  является либо буквой , либо номер  с единицами, выражающими максимальное давление в шинах, которое может выдержать дорожное покрытие. Можно использовать следующие буквы:

  • W (неограниченно) — без ограничения давления в шинах.
  • Х (высокое) — максимальное давление в шинах 1,75 МПа.
  • Y (средний) — максимальное давление в шинах 1,25 МПа.
  • Z (низкое) — максимальное давление в шинах 0,5 МПа.

Пятая часть  – это письмо  , описывающее метод, с помощью которого было получено первое значение:

  • T  указывает на техническую оценку.
  • U  обозначает использование — режим физического тестирования.

Пример:

PCN 80/R/B/W/T означает, что

  • значение несущей способности нижележащего покрытия равно 80 (безразмерно)
  • покрытие жесткое (R)
  • покрытие находится на земляном полотне средней прочности (В)
  • покрытие не имеет ограничений по давлению в шинах (W)
  • значение 80 было рассчитано с помощью технической оценки (T)

Связанные статьи

  • Классификационный номер воздушного судна (ACN)
  • Справочный код аэродрома ИКАО

Расшифровка PCN для прочности покрытия аэропорта

Аэропорты

Кори Кеслер

31. 10.2022

4 минуты

Кори Кеслер, PE

Стандарт отчетности по прочности аэропортового покрытия развивался с годами по мере того, как новые типы самолетов, конфигурации шасси и международные поездки увеличивали потребность в стандартизированном методе отчетности. Менеджеры аэропортов часто получают звонки от чартерных пилотов, которые спрашивают о прочности дорожного покрытия в их аэропортах. С помощью метода «классификационный номер воздушного судна — классификационный номер покрытия» (ACN-PCN) руководители аэропортов могут определить, могут ли их покрытия поддерживать посадку самолетов в их аэропорту. Однако метод ACN-PCN является новой концепцией для многих руководителей аэропортов. К счастью, есть несколько полезных советов, которые помогут вам понять прочность дорожного покрытия с помощью метода ACN-PCN.

Необходимость стандартизации

В прошлом метод определения прочности дорожного покрытия в Соединенных Штатах основывался на конфигурации шасси и весе самолета. Обычно это обозначалось как максимальное одноколесное, двухколесное, двойное тандемное и двойное двойное тандемное, выраженное в тысячах фунтов. Если у самолета была определенная конфигурация шасси, или международный пилот привык к другому стандарту или единицам, было сложно определить, сможет ли ваше покрытие выдержать самолет.

Однажды я получил запрос от управляющего аэропортом о самолете С-130, который хотел приземлиться в их аэропорту для проведения военных учений. C-130 имел одинарную тандемную конфигурацию шестерни, которая в прошлом не была одной из распространенных конфигураций шестерни для определения прочности дорожного покрытия. В аэропорту имелась информация о прочности дорожного покрытия при нагрузках на одинарное и двойное колеса, однако вес C-130 находился между этими двумя значениями. Дать быстрый и правильный ответ руководству аэропорта было невозможно, и нам нужно было провести исследования и выполнить дополнительные расчеты.

Чтобы смягчить подобные ситуации, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала единый международный метод отчетности о прочности дорожного покрытия, который использует один номер и категорию грунтового основания независимо от конфигурации шасси. Этот метод представлял собой метод классификационного номера воздушного судна-классификационного номера покрытия (ACN-PCN). Проще говоря, если ACN вашего самолета ниже, чем PCN покрытия, покрытие может поддерживать ваш самолет.

В середине 2000-х годов FAA начало требовать, чтобы прочность покрытия взлетно-посадочных полос сообщалась с использованием метода ACN-PCN.

Что такое классификационный номер воздушного судна (ACN)?

Классификационный номер воздушного судна (ACN) представляет собой число, отражающее влияние воздушного судна на конструкцию покрытия при стандартной прочности земляного полотна. Рейтинг прочности грунтового основания: A, B, C или D; где A является самым высоким, а D — самым низким. ACN самолета при данном весе увеличивается по мере уменьшения прочности грунтового основания.

ACN Определено

Классификационный номер воздушного судна (ACN) представляет собой число, отражающее воздействие воздушного судна на конструкцию покрытия при стандартной прочности земляного полотна. Рейтинг прочности грунтового основания: A, B, C или D; где A является самым высоким, а D — самым низким. ACN самолета при данном весе увеличивается по мере уменьшения прочности грунтового основания.

ACN рассчитывается производителем самолета для каждой категории грунтового основания и указывается в руководстве по летной эксплуатации самолета. Если пилот не знает ACN своего самолета, он может найти его там. Ниже приведен пример информации, которая должна быть у пилота для определения ACN своего самолета.

ACN для гибкого покрытия. Источник: Руководство по планированию аэропортов Embraer 175

. Что такое классификационный номер покрытия (PCN)?

Классификационный номер покрытия — это номер, который показывает несущую способность покрытия при неограниченной эксплуатации.

PCN рассчитывается с использованием:

  • Прочность грунтового основания.
  • Тип покрытия.
  • Толщина покрытия.
  • Состав парка воздушных судов.
  • Воздушные операции.

Пятичастный код

PCN сообщается как пятичастный код и включает следующую информацию:

  1. Числовое значение PCN
  2. Тип покрытия (R или F), жесткое или гибкое
  3. Категория основания (A, B, C или D)
  4. Допустимое давление в шинах (W,X,Y или Z)
  5. Метод расчета (A или T), авиационный или технический

Программное обеспечение, предоставленное FAA и ICAO, рассчитывает PCN на основе этих факторов. После учета всех этих факторов код PCN сообщается для различных участков покрытия на аэродроме.

Например, если код PCN для участка покрытия 32/F/B/X/T, это означает:

  • Значение PCN равно 32
  • Гибкое покрытие (F)
  • Основание категории B
  • Допустимое давление в шинах X=218 psi
  • Технический метод (Мы рекомендуем использовать Технический метод для расчета метода PCN для ваших дорожных покрытий. Ваш консультант может помочь вам с этими расчетами. )

Два полезных совета для менеджеров аэропортов

Многие аэропорты имеют различные участки покрытия на летном поле, что приводит к различным кодам PCN. Ваши коды PCN могут даже отличаться на одной взлетно-посадочной полосе. На рисунке ниже показан пример различных кодов PCN на аэродроме. Используя только эту информацию, может быть сложно сообщить пилоту о прочности вашего дорожного покрытия. Ниже приведены несколько полезных советов, которые помогут вам в использовании метода ACN-PCN.

Примечание. Очень важно указывать весь код PCN (32/F/B/X/T), а не только значение PCN (32). ACN для самолета изменяется в зависимости от прочности грунтового основания. Например, ACN самолета 737-800 варьируется от 43 до 55 в зависимости от категории грунтового основания.

Пример карты PCN

1. Упростите карту PCN вашего аэродрома

Сгруппируйте покрытия вдоль типового маршрута посадки, руления и стоянки в единый код PCN. Это обеспечит простую справочную информацию для определения того, выдержит ли покрытие аэродрома самолет, на котором он, вероятно, будет работать. Например, вы могли недавно реконструировать свою взлетно-посадочную полосу в соответствии с текущими стандартами проектирования, но ваши рулежные дорожки планируется реконструировать в ближайшие годы. В этом случае вы хотели бы использовать рассчитанный код PCN рулежных дорожек при рассмотрении того, насколько тяжелым может быть самолет для использования в аэропорту. Если самолет приземлится, он, скорее всего, вырулит и припаркуется на FBO или перроне аэропорта.

Упрощенная карта PCN

2. Сохраните список или таблицу

Сохраните список или таблицу (см. пример ниже) значений ACN для самолетов, основанных на вашей категории грунтового основания, которые могут захотеть приземлиться в вашем аэропорту. Неплохо включить в свой список самолеты с необычной конфигурацией шасси, такие как C-130.

Самолет Полная масса (фунты) Основание PCN (B)
Кинг Эйр В100 11 500 2
Цитата-525 10 500 4
Цитата V 16 500 7
Цитата X 36 000 11
Gulfstream G-II 66 000 20
Gulfstream G-V 91 000 28
С-5 770 000 28
С-130 155 000 30
B737-800 174 000 45
А321-200 197 000 52

Реальные сценарии PCN и ACN

Предположим, ваш консультант любезно предоставил карту кодов PCN вашего аэродрома на основе категории грунтового основания «B» и таблицу ACN для различных самолетов, соответствующих вашей категории грунтового основания. в аэропорту. Чартерный пилот G-V звонит, чтобы спросить о прочности дорожного покрытия. Вы обращаетесь к своей таблице и видите, что G-V имеет ACN, равный 28. Ваша карта PCN указывает, что ваша взлетно-посадочная полоса, рулежная дорожка и перрон имеют коды PCN, равные 30. В этом случае, поскольку у вас есть все нежесткие покрытия, вы должны сообщить пилоту: что прочность вашего покрытия составляет 30/F/B/X/T. Поскольку ваш PCN больше, чем ACN, ваши покрытия могут поддерживать самолет.

И наоборот, на следующий день вам звонит пилот 737, который хочет прилететь. Зная, что ваш PCN равен 30, вы обращаетесь к таблице и видите, что 737 имеет ACN 45 для вашей категории грунтового основания. Если после сообщения пилоту вашего кода PCN они все еще указывают, что собираются приземлиться, это должно вызвать тревогу, и вы можете уточнить или попросить их подтвердить свои намерения. (Оба примера см. в таблице выше)

Хорошей практикой является всегда сообщать пилоту код PCN покрытия, а не сообщать ему конкретно, что ваш аэропорт может обслуживать их самолеты.