Содержание
ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним | Поурочные планы по ПДД 4 класс
ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним
Цель занятия: Сформировать у младших школьников представление о значении новых терминов: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности. Научить правилам дисциплинированного поведения на улице, сформировать чувство предвидения опасности при пересечении проезжей части.
Новые слова: Улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности.
Содержание занятия
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками Учитель напоминает учащимся, что в России принято правостороннее движение. Вместе с учениками они вспоминают, что это такое.
По дорогам движется много машин. Чтобы они не сталкивались, на проезжей части дороги наносят дорожную разметку, т. е. рисуют линии и стрелки. Сплошная белая линия (одна или две) разделяет проезжую часть дороги и нужна для того, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в противоположном. Учитель объясняет, что такое движение транспорта называется двусторонним.
Если машины едут только в одном направлении по всей ширине проезжей части, то такое движение называется односторонним. Двигаться навстречу транспортному потоку на таких дорогах запрещено.
Учитель просит вспомнить учащихся, что они знают о дороге и её основных элементах.
Понятие «улица» включает в себя всё, что мы видим перед собой: дома, тротуары, газоны, проезжую часть, по которой движется транспорт, трамвайные пути, обочины, дворовые территории.
Дорога — это часть улицы, обустроенная и предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов. Она включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, тротуары, обочины.
Проезжая часть — это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта.
Тротуар — это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Машины по тротуарам ездить не могут.
Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочинам. Иногда на обочину могут заезжать и машины.
Для отвода воды вдоль дороги обустраивают специальные канавы, называемые кюветами. Пешеходная дорожка — это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов.Велосипедная дорожка — это часть дороги, предназначенная для движения только велосипедистов. При отсутствии тротуара или пешеходной дорожки по неё могут двигаться и пешеходы.
Иногда тротуара отделяются от проезжей части газонами, на которых высаживают деревья или цветы.
На больших дорогах (автомагистралях) делают широкую разделительную полосу, иногда с газоном или кустами, которая разделяет транспортные потоки противоположных направлений. Пешеходам и транспорту находиться на разделительной полосе запрещено.
При переходе широкой проезжей части пешеходы иногда не успевают завершить переход. Тогда на середине дороги обустраивают специальные островки безопасности, на которых они могут дождаться, когда вновь загорится зелёный сигнал светофора и завершить переход. Учитель ещё раз подчеркивает, что по проезжей части дороги с большой скоростью движутся автомобили, поэтому выходить на неё опасно, особенно перед близко идущим транспортом. Машина не может остановиться сразу. После нажатия на педаль тормоза она ещё некоторое время продолжает движение по инерции и может наехать на пешехода. Поэтому переходить проезжую часть можно, только убедившись, что машина далеко.
Учитель задает вопрос учащимся: «Как правильно переходить проезжую часть?». В местах, где есть светофор, пешеходный переход «зебра», отсутствует или находится далеко транспорт. При этом не надо бежать, а посмотрев в обе стороны, спокойно переходить дорогу.
Ходить надо по тротуарам с правой стороны, чтобы не мешать движению других пешеходов. Нельзя двигаться рядом с проезжей частью по бордюрному камню, ездить на самокатах, роликовых коньках, санках. Играть на тротуаре нельзя — это мешает движению пешеходов. Играть и кататься на велосипедах, самокатах, скейтбордах, роликовых коньках можно только во дворах, на детских или спортивных площадках, на стадионах. На велосипедах можно ездить по проезжей части дороги только с 14 лет.
В том случае, если вдоль дороги проложена пешеходная дорожка, нужно ходить по ней, придерживаясь правой стороны.
Если дорога не имеет тротуара или пешеходной дорожки, то можно ходить по обочине. При этом двигаться надо по левой стороне дороги навстречу транспорту, чтобы можно было его видеть и принять меры предосторожности, отступая в сторону от проезжей части.
Учитель подчеркивает, что даже по тротуару ходить надо осторожно, быть внимательным, потому что машина может неожиданно выехать со двора.
Учитель объясняет учащимся, почему они не должны выходить на проезжую часть широких дорог без сопровождения взрослых. Транспорт там движется в несколько рядов, и водители могут не заметить одиноко стоящего на проезжей части ребенка из-за его маленького роста. Это может закончиться аварией. Поэтому, переходя дорогу со взрослыми, дети должны крепко держать их за руку.
На широкой проезжей части дороги с двусторонним движением, если пешеходы не успели ее перейти, они могут остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, чтобы пропустить приближающийся транспорт.
Особенно опасно устраивать на проезжей части велосипедные гонки, играть в мяч, кататься на коньках или лыжах, прицепившись к машине сзади. Чаще всего это заканчивается для детей трагически.
Затем учитель напоминает учащимся, что раньше они знакомились с термином — перекресток. Перекресток — это место пересечения дорог. Перекресток — это очень опасный участок дороги, так как транспорт на нем движется в разных направлениях. В целях безопасности водителям и пешеходам надо знать и соблюдать правила проезда и перехода перекрестка.
Перекрестки бывают разные. Есть перекрестки четырехсторонние, улицы на которых пересекаются под прямым или острым углом. Трехсторонние перекрестки напоминают буквы «Т» или «Y». Перекрестки, где пересекаются или берут начало несколько улиц, называются площадью.
Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками, называется кварталом.
Перекресток, где движением управляют светофоры или регулировщик, называется регулируемым. Если на перекрестке нет регулировщика или светофоров — он называется нерегулируемым(неуправляемым).
Учитель обращает внимание учащихся на то, что при переходе нерегулируемого перекрестка надо быть очень внимательным. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно.
Переходить дорогу на регулируемом перекрестке тоже непросто, потому что там установлены сразу несколько светофоров. У каждого из них сигналы красного, желтого и зеленого цвета могут быть с двух, трех и четырех сторон. Переходя проезжую часть на таком перекрестке (дети должны это делать со взрослыми), надо смотреть на светофор для пешеходов.
В конце своего объяснения учитель еще раз уточняет правила перехода перекрестка и дает установку на их осмысление, осознание и запоминание.
1. Смотреть надо на пешеходный светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части дороги, которую собираешься перейти.
2. Регулируемый перекресток со светофором и пешеходным переходом «зебра» следует переходить на зеленый сигнал, руководствуясь правилом: остановиться перед проезжей частью, посмотреть назад, вперед, налево, направо и убедиться в безопасности.
3. Нерегулируемый перекресток следует переходить по пешеходному переходу «зебра» по тому же правилу.
4. Переходить проезжую часть дороги на регулируемом и нерегулируемом перекрестке необходимо только прямо, поперек движению машин, а не наискосок.
2. Практическое задание Учитель предлагает ученикам самостоятельно разгадать кроссворд. Победителем будет признан ученик, ответивший быстрее и правильнее всех.
По вертикали: Место пересечения дорог.
По горизонтали (по порядку):
Место, где пересекаются или берут начало сразу несколько дорог.
Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.
Участник дорожного движения, передвигающийся по тротуару.
Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками.
Дорожная разметка, обозначающая место пересечения проезжей части пешеходами. Техническое устройство, регулирующее движение транспортных средств и пешеходов Канава вдоль дороги, предназначенная для отвода воды.
Элемент дороги, примыкающий к проезжей части, по которому могут двигаться пешеходы при отсутствии тротуара.
Человек в форменной одежде и с жезлом в руке, обеспечивающий порядок на дорогах.
Игра
Учащиеся разбиваются на две группы по3-5 человек — водителей и пешеходов. В руках у водителей — рисунки с изображенными на них транспортными средствами. У одного из учащихся в руках три кружка — красного, желтого и зеленого цветов — он будет изображать светофор.
При включении зеленого сигнала светофора движение начинают транспортные средства и пешеходы. При этом транспорт создает помехи движению пешеходов, совершая повороты. Затем учащиеся меняются местами.
4. Вопросы для закрепления знаний
1. Где должны ходить пешеходы?
2. Где можно ходить пешеходам, если тротуар или пешеходная дорожка отсутствуют?
3. Где должны ездить машины?
4. Почему нельзя играть в снежки на тротуарах?
5. Где можно кататься на велосипедах или самокатах?
6. Со скольки лет можно ездить на велосипеде по проезжей части дороги?
7. Какое движение называют двусторонним, а какое — односторонним?
8. Объясните термин «правостороннее движение»?
9. Какие виды перекрестков вы знаете?
10. Какой перекресток называется «площадью»?
11. Что называется кварталом?
Материал по правилам дорожного движения.Беседа 2.
Беседа 2. Элементы улиц и дорог (1час)
Цель: Продолжать формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; повторить сведения о дороге и ее главных составных частях; ознакомить с разметкой улиц и дорог.
Содержание: Для чего служит дорога? Дорога соединяет между собой города, поселки, предприятия и т.д.
Дорогу, которая проходит по городу или любому населенному пункту, называют улицей. Она имеет главные составные части: проезжую часть (по ней движется транспорт) и тротуар.
Проезжая часть -это часть дороги, по которой движется транспорт. Она имеет «дорожную одежду», состоящую из основания и покрытия.
В ПДД «Проезжая часть» трактуется как — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Иногда проезжая часть разделяется полосой зеленых насаждений — бульваром — на две части, две полосы движения. По краям проезжей части тянутся полосы, покрытые асфальтом,— тротуары. Они предназначены для пешеходов. Тротуар немного возвышается над проезжей частью. Делается это для того, чтобы четко определить границу между проезжей частью и тротуаром. На некоторых улицах, где особенно много пешеходов, тротуары отделяют от проезжей части металлическими ограждениями — они предупреждают неожиданный выход пешеходов на проезжую часть, и поэтому устанавливаются у кромки тротуаров в наиболее опасных местах, где особенно интенсивное движение. Эти металлические ограждения окрашены обычно в красный или желтый цвет. Категорически запрещается перепрыгивать через эти ограждения, пролезать под ними. Появление в этих местах человека на проезжей части улицы явится полной неожиданностью для водителя и может привести к несчастному случаю.
В ПДД «Тротуар» трактуется как — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Далее Петя Светофоров раскрывает понятие «дорога». Дорога состоит из трех главных элементов: проезжей части, обочин и кюветов.
Проезжая часть — основная часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств.
Вдоль дороги по обе ее стороны тянутся обочины, которые служат для остановки автомобилей и движения пешеходов (при отсутствии тротуаров). Обочины бывают грунтовые и асфальтированные.
За обочинами прорыты канавы, которые называются кюветами; Они нужны для отвода воды от дороги. Сейчас вдоль дорог, особенно в населенных пунктах, устраиваются обособленные от проезжей части пешеходные, а также велосипедные дорожки. На таких дорогах движение упорядоченное, а значит, и безопасное.
Петя Светофоров уверен, что все дети знают: пешеходы ходят только по тротуару или по обочине дороги! Затем Петя Светофоров знакомит ребят с дорожной разметкой. Лучшему регулированию движения встречных потоков машин служит сплошная или прерывистая белая линия, которая разделяет дорогу посередине. Сплошную линию водителям пересекать запрещено, а прерывистую разрешается при обгоне, объезде, повороте налево и развороте.
Посадочная площадка также отделяется линией (сплошной). Она ограничивает участок для посадки и высадки пассажиров из транспорта общего пользования. Движение транспортных средств по этой площадке запрещено даже при отсутствии на ней пассажиров.
Переходы через улицу или дорогу обозначаются линиями на проезжей части и знаками. Белые линий перехода называют зеброй. Если линии пешеходного перехода есть только на одной стороне перекрестка, то переходить улицу можно лишь по указанному пешеходному переходу.
С целью закрепления знаний детей о безопасном движении по улицам и дорогам Петя Светофоров предлагает игру.
Часть ребят изображает пешеходов, а часть — водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофера и получить автомобиль. Ребята-водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГАИ» (3 человека из числа старших учеников), и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами, колясками, они идут к перекрестку.
Комиссия задает вопросы водителям:
На какой свет могут двигаться машины? (На зеленый.)
При каком свете двигаться нельзя? (При красном.)
Что такое проезжая часть? (Это часть улицы, где едут машины.)
Что такое пешеходный тротуар? (Часть улицы, где ходят пешеходы.)
Какие это знаки? («Пешеходный переход», «Дети». Указатель «Переход».)
Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зеленый кружок) и талоны, члены комиссии поздравляют их .Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут к регулируемому перекрестку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрестку.
У перекрестка:
-Внимание, сейчас начнется движение по улицам, следите за светофором.
Подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила движения,
Управления (на площадке и на улице)
Цель: Познакомить учащихся с элементами улиц и дорог, с перекрестками и с разметкой проезжей части.
На улице определить элементы улиц и дорог (тротуар, проезжая часть, обочина, трамвайное полотно, пешеходный переход), виды перекрестков и разметку проезжей части улиц (дорог).
Задания и вопросы:
1.Подготовьте самые интересные вопросы для своих товарищей по теме: «Улица, дорога».
Сделайте из пластилина, картона, Цветной бумаги/природного материала макет городской улицы (проезжую часть, тротуары). Вылепите из пластилина фигурки пешеходов, автомобили. Расставьте фигурки там, где им положено идти или ехать.
Различные компоненты конструкции дорожного покрытия
Содержание
Различные компоненты дороги играют важную роль в обеспечении безопасности и срока службы дороги. Компоненты дороги проектируются в соответствии с проектными и функциональными требованиями. Эти геометрические компоненты разработаны в соответствии с трафиком региона. Дизайн и геометрия различных элементов поперечного сечения являются важными аспектами, которые необходимо учитывать в этом отношении. Ниже приведены различные компоненты, которые необходимо учитывать при строительстве шоссе.
Элементы конструкции дорожного покрытия
Проезжая часть
Проезжая часть обычно состоит из нескольких полос движения вместе с любой связанной обочиной, но может быть и единственной полосой по ширине. Линии движения — это линии, по которым транспорт может свободно двигаться без каких-либо ограничений. Проезжая часть разделена на однополосную и двухполосную. Дорога с односторонним движением имеет одну проезжую часть с 1, 2 или более полосами движения вместе с любыми соответствующими пешеходными дорожками и обочинами дорог. Дорога с двусторонним движением имеет две проезжие части, разделенные центральной разделительной полосой.
Проезжая часть
Поперечный уклон
Поперечный уклон, поперечный уклон или выпуклость – это геометрическая характеристика поверхностей дорожного покрытия: поперечный уклон по отношению к горизонту. Это очень важный фактор безопасности. Поперечный уклон предусмотрен для обеспечения уклона дренажа, чтобы вода стекала с поверхности в дренажную систему, такую как уличный желоб или канава. Неправильный поперечный уклон будет способствовать аквапланированию. На прямых участках обычных двухполосных дорог поперечное сечение дорожного покрытия обычно самое высокое в центре и стекает в обе стороны. В горизонтальных кривых поперечный уклон переходит в вираж, чтобы уменьшить усилие на руле и боковую силу, необходимую для прохождения кривой.
Поперечный уклон
Медианы
Срединная полоса или центральная полоса — это зарезервированная зона, которая разделяет противоположные полосы движения на разделенных дорогах, таких как разделенные шоссе, дороги с двусторонним движением, автострады и автомагистрали. Они представляют собой физическое или окрашенное разделение, предназначенное для разделения двух проезжих частей. В основном используется для дифференциации транспортных средств по скорости. Они являются преимуществом для пешеходов, поскольку могут служить убежищем для пешеходов, пересекающих улицу в середине квартала или на перекрестках. Они обеспечивают пространство для уличных деревьев и другого ландшафтного дизайна, что, в свою очередь, может помочь снизить скорость, изменив характер улицы. Они также имеют преимущества для безопасности автомобилистов, когда заменяют центральные полосы поворота. Желаемые повороты должны быть тщательно обеспечены, чтобы автомобилисты не были вынуждены двигаться по неподходящим маршрутам, таким как жилые улицы, или чтобы не создавалось небезопасных условий разворота.
Медианы
Бордюры
Бордюр представляет собой вертикальный или наклонный элемент, установленный вдоль края тротуара или обочины для придания прочности и защиты края тротуара. В дорожном строительстве он указывает на границу между тротуаром и обочиной, а иногда и на остров, или на пешеходную дорожку, или на парковочное место. Они предназначены для предотвращения выезда транспортных средств с тротуара. Они предусмотрены при наличии значительного количества пешеходного трафика. Их укладывают на высоте 20 см над кромкой тротуара с крутым откосом. Как правило, они сооружаются из тесаного камня или цементобетонных плит. Бордюр и поверхность дороги рядом с краем вместе образуют боковой канал, по которому поступает дождевая вода, стекающая с поверхности дороги.
Бордюры
Окраины дорог
Окраины дорог – это часть дороги за пределами проезжей части, а на проезжей части их обычно называют обочинами дорог. Различные элементы, образующие обочину дороги, включают:
- Обочины
- Линии парковки
- Автобусный отсек
- Подъездные дороги
- Велосипедная дорожка
- Пешеходная дорожка
- Ограждение
Обочина дороги
Ширина проезжей части
Ширина проезжей части проезжая часть или ширина тротуара зависит от ширины полосы движения и количества полос движения. Ширина полосы движения зависит от ширины транспортного средства и клиренса. Боковой зазор повышает скорость работы и безопасность. Максимально допустимая ширина автомобиля составляет 2,44 м, а желательный боковой просвет для однополосного движения — 0,68 м 9 .0003 Ширина проезжей части
Ширина проезжей части
Ширина образования или проезжей части представляет собой сумму ширин тротуаров или проезжей части, включая разделители и обочины. Это не включает дополнительную землю при формировании/вырубке.
Ширина проезжей части
Полоса отвода
Полоса отвода (ПО) или ширина земли – это ширина земли, отведенной под дорогу вдоль ее трассы. Она должна быть достаточной для размещения всех элементов поперечного сечения автомагистрали и может разумно обеспечивать дальнейшее развитие. Факторы, влияющие на ширину полосы отвода.
- Ширина пласта
- Глубина насыпи и глубина выемки
- Боковые откосы насыпи или выемка
- Дренажная система
- Учет расстояния до участка
- Будущее расширение и подъездные дороги.
Полоса отвода
Дренаж
Поверхность дорожного покрытия должна быть абсолютно непроницаемой для предотвращения просачивания воды в слои дорожного покрытия. Кроме того, как геометрия, так и текстура поверхности дорожного покрытия должны способствовать отводу воды с поверхности за меньшее время
Дренаж
Заключение
Все компоненты, описанные выше, должны использоваться в соответствии с топографией и функциональными требованиями для получения качественной дороги.
Автомагистрали — часть автомагистралей
Исследование строительных работ
05 мая 2020 г.
Какие
Компоненты автомобильных дорог?
Компонент шоссе означает, что
элемент работы, который требуется, чтобы сделать шоссе. Компоненты
шоссе включает
1. Полоса отчуждения (ПО)
2. Ширина проезжей части
3.
Поперечный уклон или изгиб
4. Проезжая часть или тротуар
5. Бордюры
6.
Обочина дороги
Эти
компонент не менее важен по сравнению с геометрическим дизайном означает геометрию
компонент или элемент дизайна под влиянием психологии водителя
транспортные средства, характеристики транспортного средства и трафик на шоссе. Если
мы используем все эти компоненты умело, чем обеспечиваем безопасность дорожного движения.
Типовой чертеж проезжей части |
Основные элементы шоссе
кратко объясняются
1. Полоса отчуждения (ПО)
Полоса отчуждения – это общая площадь земли, отведенная под строительство
проезжей части по ее створу.
Ширина полосы отвода регулируется
по:
—
Ширина формирования: Зависит от категории
шоссе и ширина проезжей части и обочин дороги.
—
Высота насыпи или глубина выемки:
определяется топографией и вертикальным расположением.
—
Боковые откосы насыпи или выемки: зависит от
высота склона, тип грунта и т. д.
—
Дренажная система и ее
осадки, топография и т. д.
—
Соображения относительно расстояния видимости: на поворотах и т. д.
ограничение видимости на внутренней стороне кривой из-за
наличие некоторых препятствий, таких как строительные конструкции и т. д.
—
Резерв земли для будущего расширения: часть земли должна быть
приобрели заранее, предвидя будущие события, такие как расширение дороги.
2. Ширина проезжей части
Ширина проезжей части определяется как
ширина дороги должна быть достаточной для размещения всех элементов поперечного сечения проезжей части, любое расширение в будущем
дорога и любые объекты коммунального хозяйства, которые будут установлены вдоль
проезжая часть. ПЗ – площадь дороги, отведенная под вагоны + прочее
предметы первой необходимости + будущее расширение
3.
Поперечный уклон или изгиб
Поперечный уклон/изгиб — это уклон, который
обеспечивается в поперечном направлении тротуара или проезжей части.
поперечный уклон предусмотрен для отвода дождевой воды с дорожного покрытия. Если мы
Неправильный поперечный уклон приводит к затоплению водой
дорожного покрытия, что приводит к ухудшению состояния дороги.
величина уклона зависит от типа катания, вида материалов
используется для дорожного строительства и интенсивность осадков в
область, край. Как правило, значение поперечного уклона варьируется от 2%-4%
4. Проезжая часть или тротуар
Участок или район шоссе или дороги, по которой
движение предназначено для движения, называется тротуаром или проезжей частью. Ширина проезжей части или ширина тротуара
зависит от ширины полосы движения
и количество полос движения . Ширина
полоса движения зависит от ширины автомобиля и клиренса. Сторона
зазор повышает скорость работы и безопасность.
Максимум
допустимая ширина автомобиля 2,44 и
желательный боковой просвет для однополосного движения 0,68 м. Это требует
минимальная ширина полосы движения 3,75 м для
одноместный переулок дорога . Трафик
полоса определяется как проезжая часть или тротуар, который предназначен для
движение по одной полосе движения. Однако требуется боковой зазор.
около 0,53 м с обеих сторон и 1,06 м в центре. Поэтому двухполосная дорога
требуется минимум 3,5 метра на каждый
переулок .
5. Бордюры
Бордюры обозначают границу
между тротуаром и обочиной. Бордюры желательно соорудить
для городских дорог.
6. Обочина дороги
Часть
Дорога за проезжей частью известна как обочина дороги. Различные элементы, образующие
обочина дороги обочина дороги включает:
а)
Плечи
б)
Автобус
Отсеки
в)
Парковка
переулки
г)
Тротуары
или пешеходные дорожки
Плечи: Эти
предусмотрены вдоль края дороги и предназначены для размещения остановившихся
транспортных средств, служат аварийной полосой для транспортных средств и обеспечивают боковую поддержку
для базовых и поверхностных слоев. Они также служат полосой обслуживания для транспортных средств.