Что такое шатуны: Шатуны — что это? | Блог Автосервиса Oiler

Типы шатунов велосипеда

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

    1. Определение типа системы
    2. Самоизвлекающиеся системы
    3. Двусоставные системы с прижимным соединением
    4. Шатуны системы Campagnolo® Power-Torque™
    5. Шатуны системы Campagnolo® Ultra-Torque™
    6. Шатуны трехсоставных систем
    7. Шатуны системы Campagnolo® Ultra-Torque™
    8. Шатуны односоставных систем

Данная статья призвана помочь определить тип кривошипной (в дальнейшем слово будет опускаться) системы, установленной на вашем велосипеде, и направить на соответствующий материал, где подробно освещен процесс снятия и установки шатунов.

Определение типа системы

Шатуны — это рычаги, соединяющие педали с осью каретки. На шатунах жестко закреплены зубчатые колеса (их ещё называют звездами), которые приводят в движение цепь. Шатуны могут сниматься для их замены, замены или чистки звезд, обслуживания подшипников каретки. За последние годы конструкции систем заметно усложнились. Чтобы понять, как обслуживать систему, необходимо знать тип шатунов и подшипников, установленных в велосипеде.

Если вы не знаете, система какого типа у вас установлена, для определения вы можете либо просмотреть видео выше, либо воспользоваться сведениями, изложенными далее.

Самоизвлекающиеся системы

В самоизвлекающихся системах съемник эргономично встроен в шатун. В них используются кольца с резьбой, которые внешне похожи на пыльники. Однако эти стопорные кольца закручены над болтом, удерживающим шатун, поэтому при раскручивании болта последний давит на кольцо, что, в свою очередь, приводит к выталкиванию шатуна с оси. Никаких дополнительных инструментов для снятия шатунов не требуется. Самоизвлекающиеся системы могут быть как двух-, так и трехсоставными.

По теме: Снятие и установка шатунов самоизвлекающихся систем

Двусоставные системы с прижимным соединением

Многие двусоставные системы Shimano® и некоторые системы FSA® оборудованы шатунами с прижимным соединением. В них левый шатун имеет паз, сжимаемый двумя стяжными болтами, а к правому шатуну прикреплена кареточная ось. Системы такого типа оснащены внешними подшипниками и не требуют съемника.

По теме: Снятие и установка шатунов двухсоставных систем с прижимным соединением

Шатуны системы Campagnolo® Power-Torque™

В шатунах Power-Torque™ ось каретки закреплена на правом шатуне. Чтобы получить доступ к подшипникам или демонтировать шатун с правой стороны, необходимо снимать левый шатун.

По теме: Снятие и установка шатунов системы Campagnolo® Power-Torque™

Шатуны системы Campagnolo® Ultra-Torque™

Ultra-Torque™ — проприетарный тип системы, используемый компаниями Campagnolo® и Fulcrum®. В системе данного типа как левый, так и правый шатуны объединены с половинами оси каретки, на конце каждой из которых нарезаны зубцы. Поскольку внешние чашки являются составной частью подшипников, их нельзя отнести к типу встроенных. Более того, подшипники устанавливаются на шатуны.

Со стороны левой чашечки установлена волнистая шайба. Она компенсирует различия ширины кареточного стакана в разных рамах, а также служит эффективным средством регулировки подшипника.

По теме: Снятие и установка шатунов системы Campagnolo® Ultra-Torque™

Шатуны трехсоставных систем

Они состоят из трех основных частей: левого и правого шатунов, а также оси каретки. Положение оси регулируется посредством установленных на раме подшипников. Для обслуживания подшипников трехсоставных систем необходимо снимать оба шатуна. И на левом, и на правом шатунах имеются стяжные болты.

В трехсоставных системах, как правило, используются два типа соединения: квадратное сечение и шлицевое.

По теме: Снятие и установка шатунов трехсоставных систем

Шатуны системы Campagnolo® Ultra-Torque™

Многие велосипеды для BMX и фристайла оснащены системами особого типа, имеющими 48-шлицевое соединение. Обслуживание подобных систем несколько отличается от обслуживания обычных трехсоставных систем.

По теме: Снятие и установка шатунов трехсоставных систем для BMX

Шатуны односоставных систем

Односоставные системы встречаются на некоторых старых велосипедах марки Schwinn®, на детских велосипедах и на велосипедах для BMX. В этих системах шатуны и ось каретки выполнены в виде единого узла.

По теме: Обслуживание односоставной каретки

Типы велосипедных систем. Шатуны и звезды (2012 год)

Система шатунов и звезд является одним из важнейших (после рамы и вилки) элементов велосипеда. Только благодаря ней усилие от ног велосипедиста передается к колесам, приводя велосипед в движение. Если бы в свое время ее не изобрели, ездили бы мы до сих пор на самокатах. Согласитесь, намного эффективнее и приятнее вращать педали, чем то и дело прыгать, отталкиваясь ногой от земли.

Система состоит из таких компонентов: два шатуна, паук и звезды. Интегрированные системы включают также ось. Остановимся на каждой составляющей подробнее.

Шатуны

Шатуны системы представляют собой рычаги, которые связывают педаль и звезды. При их изготовлении применяются разные материалы. Это может быть сталь, высокопрочный алюминий или карбон. Также предпринимались попытки использовать титан, но широкого распространения такие шатуны не получили. Зато алюминиевые – самые популярные. Они изготавливаются методом холодной ковки или фрезерованием.

Форма шатуна бывает разная. Это либо некое подобие швеллера, то есть П-образная форма в разрезе, либо в шатуне имеется полость, что дает возможность облегчить конструкцию без потери жесткости.

У шатуна есть такой параметр, как длина. Она измеряется между центрами осей педали и каретки. Значения здесь стандартизированы, величины – от 160 мм до 190 мм. Базовая длина – 170 мм. Подбирать длину шатунов следует в зависимости от роста велосипедиста и его стиля езды. Логично, что невысоким людям будет удобнее использовать короткие шатуны, а высоким – более длинные. На двухподвесах, предназначенных для экстремального катания, предпочтительнее использовать короткие шатуны ради увеличения дорожного просвета. Таким образом, снижается вероятность достать педалью до земли при полном срабатывании подвески.

 

Паук

Является связующим звеном между шатуном и звездами. Бывают съемные, несъемные и цельные с шатуном. В некоторых системах его функции могут быть возложены на первую звезду системы. На рынке встречаются модели систем со встроенным датчиком  измерения мощности. Этот датчик расположен как раз в пауке.

Вариантов конструкции существует несколько. Есть пауки, предназначенные для одной, двух, трех и даже четырех звезд. В настоящее время самыми распространенными являются пауки на три и на две звезды. Тип крепления – от трех до пяти лапок.

Если звезды прикреплены к системе бонками (специальные болты), то их при необходимости можно поменять. Такую возможность предоставляют системы высоких уровней, а более дешевые выполняются неразборными – система меняется только целиком. Отверстия для крепления звезд (на каждой лапке паука по отверстию) расположены в соответствии с параметром BCD. Его придерживаются все производители.

Ведущие звезды

Для чего предназначены, думаю, объяснять не нужно. Ну ладно, расскажу. Они передают усилие от педалей-шатунов-паука на цепь. Просто, правда? Материалы в их производстве используются разные – сталь, алюминий, композит, титан. Возможны даже вариации: на бюджетных велосипедах часть звезд из алюминия, а часть – из стали.

Самые часто используемые – алюминиевые. По сравнению со стальными они, во-первых, легче, а во-вторых, прочнее на изгиб. Цена, конечно, тоже выше, но превосходство звезд из крылатого металла над стальными огромно. Стальные, кстати, бывают разные. Между звездами из этого материала может быть целая пропасть: компоненты начального уровня намного мягче звезд любительского уровня, а это напрямую влияет на четкость переключения и ресурс.

Кроме материалов звезды различаются формой и количеством зубцов. В некоторых видах велоспорта используются овальные звезды. В основном, в системе такая звезда одна, так как переключаться при использовании такой форме сложнее. Подбирать их нужно в зависимости от манеры педалирования конкретного спортсмена.

Все звезды, кроме односкоростных систем, то есть не подразумевающих переключение передач, имеют на себе сложный рисунок из выемок, проточек и бугорков. Это делается для повышения качества переключения. Данные элементы направляют цепь, помогают ей переходить со звезды на звезду максимально точно. На зубьях также есть насечки, некоторые из них имеют пониженный профиль, что помогает цепи сходить с большей звезды на меньшую.

На внешней звезде есть пин, предотвращающий заклинивание цепи между шатуном и самой звездой при соскоке цепи. Не будь его, при застревании цепи велосипед из наземного транспорта превращался бы в воздушный. Вот только лететь байкер долго не сможет, а посадка вряд ли будет мягкой и приятной.

При установке звезд на паук следует учитывать их ориентацию относительно друг друга. Чтобы не возникало сомнений, производители нанесли специальные метки. Выстроив их в одну линию, вы установите комплект звезд правильно.

С формой наконец-то закончили, перейдем к количеству зубьев. Традиционное сочетание для МТВ – 44-32-22 и 48-36-24. Бывают и другие варианты, но разница между соседними звездами не должна превышать 12, а для шоссейных комплектов – 14. В противном случае велика вероятность нечеткой работы, соскакиваний и закусываний цепи. Кому это понравится? Так что эксперименты здесь неуместны.

При выборе системы нужно учитывать стандарт крепления ее к каретке. Помните, на советских велосипедах были клинья в шатунах, которые все время разбалтывались? Такая конструкция, к сожалению, до сих пор используется на очень дешевых «базарных» велосипедах, в том числе отечественных. Это один из стандартов крепления, но он безнадежно устарел, поэтому рассматривать его не будем – нервы дороже. Остановимся лучше на более современных стандартах кареток и систем, применяемых ныне на велосипедах.

Квадрат

Квадрат является обезьяной, если проводить аналогию с Дарвиновской теорией эволюции, среди стандартов крепления картриджных кареток. Старый, но еще не изживший себя. Преимуществами такого крепления являются дешевизна, приемлемый уровень надежности и простота в эксплуатации. Часто собирать / разбирать узел не рекомендуется, так как крепление быстро приводит в негодность посадочное место шатуна. В целом же, оно обеспечивает достаточно прочное соединение. При появлении люфта нужно как можно скорее подтянуть фиксирующий болт, иначе придется менять шатун.

Octalink

Стандарт разработан компанией Shimano и предлагается в двух исполнениях –  MTB и Road, которые различаются длиной шлицев. Жесткость выше, а вес меньше, если сравнивать с квадратом. Что любопытно, шлицы на оси каретки предназначены только для правильной установки шатунов, а при вращении они не несут никакой нагрузки – шатуны посажены на конус. Интересно, что шатуны под этот стандарт выпускают многие производители компонентов (кроме Shimano это широко известные FSA, Ritchey и др. ), а вот каретки – только Shimano.

ISIS

Данный стандарт крепления создан компанией Race Face, как ответный ход на  Octalink. Он немного тяжелее шимановской разработки, зато шлицы полноценно работают, обеспечивая высочайшую надежность соединения. Примечательно, что ISIS имеет открытый промышленный стандарт, то есть любой производитель может свободно выпускать такие каретки, не отчисляя процент держателю патента.

Оба шлицевых стандарта (Octalink и ISIS) не совместимы между собой. Более того, у каждого из них по-разному сконструирован болт крепления шатуна к оси каретки.

Интегрированные системы

Этот тип систем отличается от вышеописанных тем, что в своем составе они содержат еще и вал каретки, который впрессовывается в один из шатунов, преимущественно в правый. Вал выполнен в виде трубки, то есть полый, и имеет больший диаметр по сравнению с традиционными валами каретки. Чашки каретки в таких системах раздельные, с внешними промподшипниками. Между чашками устанавливается пластиковая проставка. Алгоритм сборки таков: чашки вкручиваются в раму вместе с проставкой, после сквозь них продевается вал и фиксируется болтом (болтами) другого шатуна.

Такая конструкция выгоднее тем, что за счет большей разнесенности подшипников такая конструкция жестче, да и сами подшипники работают лучше. Однако, износ их выше, чем подшипников в каретках под квадрат.

Существует несколько разновидностей интегрированных систем. Кроме стандартной (для МТВ) предлагается вариант для шоссейных велосипедов, у которых длина кареточного стакана 70 мм, и экстремальных байков, в связи с повышенными нагрузками требующих более прочную конструкцию – длина кареточного стакана на таких велосипедах составляет 83 мм.

Отдельно хотелось бы выделить стандарт BB30, разработанный инженерами Cannondale. Система шатунов здесь остается практически неизменной, отличия же в том, что подшипники не вкручиваются в раму, а запрессовываются в нее. Понятное дело, рама должна быть для этого предназначена. Диаметр оси каретки имеет еще больший диаметр (30 мм), а материал – алюминий, а не сталь. Еще легче и жестче.

Самое приятное при покупке интегрированной системы – отсутствие проблем совместимости. Размеры чашек одинаковые вне зависимости от длины стакана каретки или модели системы. Chainline будет в любом случае правильный.

Экстрим

В зависимости от условий катания на паук, кроме звезд, может крепиться и другое оборудование. Для жестких дисциплин вместо внешней звезды характерна установка рокринга – пластикового или металлического «блина», принимающего на себя все удары судьбы. В определенных дисциплинах – даунхилл или дерт-джампинг – система имеет только одну звезду и дополнена успокоителем, задачей которого является удерживать цепь на звезде при любых условиях.

Ширина каретки

Ширина каретки горных велосипедов бывает разная. Об этом нужно помнить при покупке. У большинства моделей велосипедов этот показатель равен 73 или 68 мм. В комплектацию многих систем входят проставочные кольца, благодаря которым можно подрегулировать систему под разную ширину кареточного стакана.

Удачного вам выбора!

Анатомическое распределение палочек и колбочек — неврология

NCBI Книжная полка. Служба Национальной медицинской библиотеки, Национальных институтов здоровья.

Purves D, Augustine GJ, Fitzpatrick D и др., редакторы. Неврология. 2-е издание. Сандерленд (Массачусетс): Sinauer Associates; 2001.

  • По соглашению с издателем эта книга доступна через функцию поиска, но не может быть просмотрена.

Показать подробности

Критерий поиска

Распределение палочек и колбочек по поверхности сетчатки также имеет важные последствия для зрения (). Несмотря на то, что при типичном дневном освещении преобладает колбочковое зрение, общее количество палочек в сетчатке человека (91 миллион) намного превышает количество колбочек (примерно 4,5 миллиона). В результате плотность палочек намного больше, чем колбочек на большей части сетчатки. Однако это соотношение резко меняется в центральной ямке, узкоспециализированной области центральной сетчатки диаметром около 1,2 миллиметра. В центральной ямке плотность колбочек увеличивается почти в 200 раз, достигая в ее центре самой высокой плотности упаковки рецепторов в сетчатке. Эта высокая плотность достигается за счет уменьшения диаметра внешних сегментов колбочек, так что фовеальные колбочки по своему внешнему виду напоминают стержни. Увеличение плотности колбочек в ямке сопровождается резким снижением плотности палочек. Фактически центральные 300 мкм ямки, называемые фовеолами, полностью свободны от палочек.

Рисунок 11.10

Распределение палочек и колбочек в сетчатке человека. График показывает, что колбочки присутствуют с низкой плотностью по всей сетчатке с острым пиком в центре центральной ямки. Наоборот, палочки присутствуют с высокой плотностью на большей части сетчатки, (подробнее. ..)

Рисунок 11.11

Схематическое поперечное сечение центральной ямки человека. Вышележащие клеточные слои и кровеносные сосуды смещаются таким образом, что световые лучи подвергаются минимальному рассеянию, прежде чем они попадут на внешние сегменты колбочек в центре центральной ямки, (далее…)

Чрезвычайно высокая плотность рецепторов колбочек в центральной ямке и взаимосвязь один к одному с биполярными клетками и ганглиозными клетками сетчатки (см. выше) наделяют эту область (и систему колбочек в целом) способностью обеспечивать высокие зрительные острота. По мере того, как плотность колбочек уменьшается с эксцентриситетом, а степень конвергенции на ганглиозных клетках сетчатки увеличивается, острота зрения заметно снижается. Всего на 6° эксцентричнее линии взгляда острота зрения снижается на 75%, и этот факт можно легко оценить, попробовав прочитать слова на любой строке этой страницы за пределами того слова, на котором зациклено внимание. Ограничение остроты зрения такой маленькой областью сетчатки является основной причиной того, что люди тратят так много времени на перемещение глаз (и головы) — по сути, направляя ямки двух глаз на интересующие объекты (см. главу 20). . Это также является причиной того, что расстройства, влияющие на функционирование центральной ямки, оказывают столь разрушительное воздействие на зрение (см. вставку C). И наоборот, исключение палочек из ямки и их присутствие в высокой плотности вдали от ямки объясняют, почему порог обнаружения светового раздражителя ниже за пределами области центрального зрения. Тусклый предмет (например, слабую звезду) легче увидеть, отводя взгляд от него, так что раздражитель попадает на наиболее богатую палочками область сетчатки (см.).

Еще одна анатомическая особенность ямки (что буквально означает «ямка»), которая способствует высокой остроте зрения колбочковой системы, заключается в том, что слои клеточных тел и отростков, которые покрывают фоторецепторы в других областях сетчатки, смещены вокруг ямки , и особенно фовеола (см. ). В результате световые лучи подвергаются минимальному рассеянию, прежде чем попадут на фоторецепторы. Наконец, другой потенциальный источник оптических искажений, лежащий на пути света к рецепторам, — кровеносные сосуды сетчатки — отводятся от фовеолы. Таким образом, эта центральная область ямки зависит от нижележащего сосудистой оболочки и пигментного эпителия для оксигенации и метаболического поддержания.

По соглашению с издателем эта книга доступна через функцию поиска, но не может быть просмотрена.

Copyright © 2001, Sinauer Associates, Inc.

Идентификатор книжной полки: NBK10848

  • СИТАЙТЕ ЭТУ СТРАНИЦУ
  • Отключить глянцевые ссылки

Недавнее мероприятие

.

Запись активности отключена.

Включить запись

Подробнее…

Жезл | клетка сетчатки | Britannica

Ключевые люди:
Джордж Уолд
Похожие темы:
родопсин
скотопсин
порфиропсин
люмиродопсин
прелюмиродопсин

Просмотреть весь связанный контент →

палочка , один из двух типов фоторецептивных клеток в сетчатке глаза позвоночных животных. Палочки функционируют как специализированные нейроны, преобразующие зрительные стимулы в виде фотонов (частиц света) в химические и электрические стимулы, которые могут быть обработаны центральной нервной системой. Палочки стимулируются светом в широком диапазоне интенсивностей и отвечают за восприятие размера, формы и яркости зрительных образов. Они не воспринимают цвет и мелкие детали — задачи, выполняемые другим основным типом светочувствительных клеток — колбочками. Палочки гораздо более чувствительны к свету, чем колбочки, а также их гораздо больше. Человеческий глаз содержит около 130 миллионов палочек и около 7 миллионов колбочек.

Палочки имеют удлиненную структуру и состоят из четырех отдельных областей: наружного сегмента, внутреннего сегмента, тела клетки и синаптической области. Внешний сегмент содержит аппарат фототрансдукции. Он состоит из ряда плотно упакованных мембранных дисков, содержащих молекулу фоторецептора родопсин. Было показано, что генетические мутации в молекуле родопсина вызывают определенные формы пигментного ретинита, наследственного дегенеративного заболевания пигментов сетчатки. Синаптическая область — это место, где палочка передает информацию промежуточным нейронам сетчатки. Эти нейроны соединяются с ганглиозными нейронами, аксоны которых образуют примерно один миллион волокон зрительного нерва.

Britannica Quiz

Человеческое тело: правда или вымысел?

Родопсин состоит из белка под названием опсин и светочувствительного химического вещества, полученного из витамина А, 11- цис--ретинальдегида. Фотоны света, попадающие в глаз, вызывают изомеризацию 11- цис -ретинальдегида (изменение конфигурации) с образованием полностью транс--ретинальдегида. Эта изомеризация активирует белок опсин, который затем взаимодействует с небольшим белком, называемым трансдуцином, и активирует его. Ассоциация опсина с трансдуцином связывает внешний стимул света с внутренним биохимическим путем, который в конечном итоге изменяет высвобождение нейротрансмиттеров из синаптической области клетки. Это изменяет возбуждение промежуточных нейронов сетчатки и влияет на электрические импульсы, посылаемые по зрительному нерву в мозг.