Содержание
Задняя ось велосипеда: схема, ремонт и обслуживание
Содержание
- Виды велосипедных втулок и их компоненты
- Разборка и обслуживание задней втулки
- Наиболее частые проблемы и пути их устранения
- Комментарии
При выборе байка многие начинающие велосипедисты чаще всего смотрят на задний переключатель, раму, наличие или отсутствие амортизатора. При этом такому важному компоненту, как колёсная втулка, уделяется недостаточное внимание.
Виды велосипедных втулок и их компоненты
Классификация втулок
Существуют два вида втулок – передняя и задняя. Передняя проще устроена и не подвергается таким нагрузкам, как задняя, особенно если на велосипеде установлена вилка с амортизатором. Задняя втулка служит для передачи вращающего момента от педалей к заднему колесу, от неё зависят динамические характеристики байка, поэтому дальше речь пойдёт именно о ней.
Велосипедные втулки различаются по материалу, из которого они изготовлены, а также внутреннему устройству.
Обычно они состоят из оси, ступицы с фланцами, к которым крепятся спицы, и подшипников. Различают следующие виды втулок для заднего колеса:
- Трещоточные, в которых набор звёздочек объединён с храповым механизмом в единое целое. Такие втулки часто ставятся на велосипеды нижнего ценового сегмента.
- Кассетные, в которых набор задних звёзд устанавливается на специальный барабан с помощью шлицевого соединения.
- Планетарные с внутренним переключением передач, в которых шестерёнки расположены внутри корпуса самой втулки. Они имеют высокий вес и стоимость, но надёжны и практически не требуют технического обслуживания.
Втулка задняя кассетная Novatec d042sb-ss
Первые два типа получили наибольшее распространение, а планетарные остаются скорее экзотикой, хотя довольно часто используются в ситибайках.
Втулки с трещоткой дешевле, но менее надёжны и считаются устаревшими, поэтому лучше выбрать вариант с кассетой.
Втулка задняя JOY TECH 434 под трещотку
Подшипники
Важным фактором, на который следует обратить внимание при выборе втулки, является тип подшипников, установленных в них. Наиболее распространённым видом остаются насыпные шарикоподшипники, но более надёжны промышленные подшипники в картриджах.
В первом случае на оси велосипеда крепятся конусные гайки, которые прижимают шарики к чашкам, конструктивно являющимся частью корпуса самой втулки. Узлы с такими подшипниками легко обслуживать и ремонтировать, но они быстро засоряются.
Подшипник промышленный R8RS задней втулки КТ-155
В изделиях на промышленных подшипниках шарики в кассете запрессованы прямо в ступицу. Они отлично подходят для спортивного велосипеда, так как имеют больший коэффициент полезного действия и лучшую защиту от грязи. Другим преимуществом втулок на промподшипниках является то, что они не требуют регулировки осевого зазора и частой смазки, но разобрать их довольно трудно.
Корпус втулки
Как правило, корпусом втулки является ступица колеса. Она имеет фланцы, на которых крепятся спицы, причём из-за наличия на заднем колесе набора звёздочек спицы имеют с одной стороны немного меньшую длину. У втулок с насыпными подшипниками внутренняя поверхность имеет дорожки, по которым двигаются шарики.
Задняя ось
Задняя ось велосипеда представляет собой жёстко зафиксированный в дропаутах стержень с резьбой, который не передаёт крутящий момент, но при этом несёт основную нагрузку при движении велосипеда. Она обычно изготавливается из стали, титанового или алюминиевого сплава, и является неотъемлемым конструктивным элементом втулки.
В зависимости от типа крепления оси могут быть полыми или цельными. Полые используются вместе с эксцентриковыми стяжками, облегчающими установку и демонтаж колеса. Такие оси имеют большую жёсткость и меньший вес.
Эксцентриковые зажимы
Ещё одним способом крепления колеса является фиксация его оси в перьях рамы специальными гайками.
Для рамы с горизонтальными дропаутами больше подойдёт ось на гайках из-за более надёжного и прочного крепления колеса.
Ось втулки задняя Quando KT-262R 175mm на гайках
В некоторых моделях горного велосипеда, а также байков для циклокросса, используются сквозные оси (thru axle), один из концов которых имеет резьбу. Такие оси являются частью конструкции рамы и обычно поставляются вместе с ней.
Толщина задней оси зависит от типа велосипеда, а её длина определяется расстоянием между дропаутами перьев рамы. В некоторых моделях втулок диаметр может меняться с помощью специальных переходников. Обычно применяются такие оси (первое число – диаметр, а второе – длина):
- 10×135 мм – используются в большинстве современных велосипедов;
- 10×130 мм – устанавливаются на шоссейные велосипеды;
- 12×150 мм – велосипедные оси для даунхилла и фри-райда;
- 10×170 мм – такие оси ставятся на фэт-байки;
- 10×120 мм – подходит для скоростного трекового велосипеда.

На велосипедах для экстремального спорта High End уровня могут использоваться специальные оси увеличенной толщины, которые обладают повышенной прочностью.
Разборка и обслуживание задней втулки
Механизм заднего колеса велосипеда нуждается в периодическом техобслуживании и ремонте, и часто у неопытных велосипедистов возникают проблемы при его разборке и сборке. Однако это довольно простая операция, и после небольшой практики она перестаёт вызывать затруднения. Главное – выбрать подходящий инструмент и запастись терпением. Также следует проявить максимум аккуратности, иначе закатившаяся куда-либо маленькая деталь или шарик может доставить серьёзные проблемы, и правильно собрать механизм будет невозможно. Если нет уверенности в своих действиях, то можно даже записать процесс на видео, чтобы при обратной сборке было понятно, куда следует установить тот или иной элемент.
Задняя втулка и её составные части
Все обычные втулки рассчитаны на разборку со стороны, противоположной размещению звёздочек, то есть с левой.
Рассмотрим последовательность действий при разборке изделия на насыпных подшипниках, так как такая конструкция является наиболее распространённой:
- Для начала нужно открутить гайки и отсоединить колесо от рамы. В случае с зажимами на эксцентриках даже не понадобятся инструменты. После того, как колесо снято, можно начинать разборку.
- Теперь следует снять звёздочки, иначе получить полный доступ к внутренней части втулки будет невозможно. Если колесо имеет кассету, то понадобится инструмент под названием хлыст и съёмник. Хлыст накидывается на большую звезду и удерживает её, а съёмник вставляется в кассету и вращается против часовой стрелки. После демонтажа кассеты нужно снять тормозной диск с левой стороны втулки (если установлены дисковые тормоза).
- Для разборки колеса с трещоткой нужен съёмник и ключ с хорошим рычагом. Придётся приложить довольно большое усилие, потому что трещотка закручивалась всё то время, пока вы ездили на велосипеде. Трещотку тоже нужно откручивать против часовой стрелки.

- Для дальнейшей работы понадобятся два ключа. Специальный конусный ключ имеет маленькую толщину, им удерживается конус втулки, а вторым ключом нужно расконтрить левую гайку, которая фиксирует этот конус. Расконтренную гайку можно открутить, и теперь задняя ось велосипеда легко достаётся из втулки, давая доступ к подшипникам и внутренней поверхности ступицы колеса.
- Шарики могут прикрываться металлическими пыльниками. И то, и другое нужно аккуратно извлечь и сложить в какую-нибудь коробочку. Вот и всё, втулка разобрана, теперь можно приступать к техобслуживанию и ремонту.
Схема разборки втулки на промподшипниках даже проще, определённую трудность составляет лишь извлечение кассет с шариками, так как они довольно плотно запрессованы в ступицу. Картридж придётся доставать специальным инструментом или выбивать ударами молотка по оси, но делать это нужно крайне осторожно, чтобы не повредить фланец.
Иногда приходится разбирать сам барабан, на который крепится кассета со звёздами.
В этом случае понадобится особый съёмник со шлицами. Но такая необходимость возникает крайне редко, и в этом случае всё же лучше обратиться в мастерскую.
Техобслуживание задних втулок заключается в удалении старой смазки, очистке деталей от грязи, проверки их целостности и нанесении новой смазки. Нужно тщательно промыть не только подшипники и внутреннюю поверхность ступицы, но и резьбу на гайках и оси, так как в неё часто набивается песок. При закручивании он собирается на поверхности конуса, может вызвать хруст и даже повреждение шариков. Для этого обычно используется бензин, растворитель или специальные моющие средства. После очистки нужно нанести смазку на все подвижные детали.
Сборка втулки происходит в обратном порядке. Если детали не утеряны, то всё пройдёт без каких-либо затруднений.
При установке колеса в дропауты следует обратить внимание на один важный момент: ось со втулкой должны входить в них довольно плотно. Если образуется зазор, то следует вставить проставочные шайбы.
В противном случае перья будут стягиваться и изгибаться при фиксации колеса, что может привести к возникновению постоянных напряжений в перьях и, в конце концов, к разрушению конструкции.
Наиболее частые проблемы и пути их устранения
Люфт
Если контргайки втулки недостаточно сильно затянуты, то во время вращения колеса возникают биения задней оси о подшипники. В результате на дорожках конусов появляются каверны, а шарики деформируются. Если люфт не устранить вовремя, то на конусах и внутренней поверхности втулки образуются сколы. В особо запущенных случаях шарики могут даже выскочить с дорожек и начать вращаться внутри втулки, стачивая ось и разрушая ступицу, тогда придётся заменить весь узел и переспицевать колесо.
Чтобы избежать люфта, необходимо правильно настроить конусы. Для этого нужно постепенно затягивать конусную гайку, стараясь найти такое состояние, в котором колесо свободно вращается без возникновения биений. Когда правильная позиция найдена, следует зафиксировать конус контргайкой.
При законтривании конуса ось часто начинает вращаться, и верное положение теряется, поэтому можно зажать правый конец оси в тиски.
Перетяжка конуса
Эта ситуация обратна предыдущей: конусные гайки затянуты слишком сильно, что вызывает во втулке чрезмерное трение, и колесо теряет накат. В таком случае также требуется регулировка конусов, и все действия аналогичны вышеописанным.
Поломка или искривление оси
Ещё одной часто возникающей проблемой является искривление оси или нарушение её целостности, вызванные некачественными материалами, применяемыми при их изготовлении, либо конструктивными особенностями самой втулки. Такие поломки свойственны в основном втулкам с трещоткой, так как у них опорные подшипники находятся слишком далеко от точки крепления оси в дропаутах перьев рамы. В результате возникает слишком большой рычаг, и при увеличении нагрузки ось приходит в негодность.
Сломанная задняя ось велосипеда
К сожалению, если ось сломалась или погнулась, то придётся поставить новую, так как они не поддаются восстановлению.
Хорошая новость заключается в том, что оси стоят недорого, и их легко заменить. Следует учесть, что производители используют различную резьбу, а конусы могут отличаться по размеру и полноте. Поэтому во время похода в магазин лучше захватить их с собой, чтобы не ошибиться при покупке замены и выбрать то изделие, которое подходит именно к вашей втулке.
Хруст или шум внутри втулки
Шумы, скрип и хруст сигнализируют о том, что вашей втулке пора пройти техобслуживание. И сделать это следует как можно скорее, иначе всё может закончиться очень плачевно. Для начала следует разобрать втулку, поменять смазку и проверить детали на наличие дефектов. Испорченные компоненты нужно заменить. Если после всего этого проблема осталась, то стоит проконсультироваться у специалиста. Возможно, что она возникла из-за низкого качества самой втулки, и придётся ставить новую.
Задняя втулка велосипеда является очень важным и часто недооценённым элементом велосипеда, а её ось подвергается увеличенным нагрузкам.
Песок, грязь, микроскопические обломки и пыль обладают абразивными свойствами, разрушающими металл. Поломки механической части заднего колеса требуют дорогостоящего ремонта или даже замены всего узла, поэтому своевременное и правильное техническое обслуживание втулки существенно продлит жизнь вашего байка и поможет избежать ненужных трат.
Ось заднего колеса в категории «Авто — мото»
Ось втулки заднего колеса на Фэт байк с пром подшипниками
На складе в г. Харьков
Доставка по Украине
295 грн
Купить
Ось ступицы заднего колеса ВАЗ 1118, 2190
Доставка по Украине
400 грн
Купить
Ось заднего колеса Skybike CRDX 200 d=16х1,5-17х230mm, оригинал на мотоцикл
На складе в г. Стрый
Доставка по Украине
180 грн
Купить
Ось в заднее колесо велосипеда на пром подшипнике
На складе в г.
Киев
Доставка по Украине
210 грн
Купить
Ось заднего колеса МТ, Днепр, Урал (Украина)
На складе
Доставка по Украине
264 грн
Купить
Ось заднего колеса Минск (Китай)
На складе
Доставка по Украине
154 грн
Купить
Ось заднего колеса ИЖ (Украина)
На складе
Доставка по Украине
200 грн
Купить
Ось заднего колеса Карпаты
На складе
Доставка по Украине
190 грн
Купить
Ось заднего колеса Минск (Украина)
На складе
Доставка по Украине
200 грн
Купить
Болт на ось заднего колеса xiaomi m365 / pro
На складе
Доставка по Украине
90 грн
Купить
Ось заднего колеса ХВЗ
На складе
Доставка по Украине
по 123 грн
от 2 продавцов
123 грн
Купить
Ось заднего колеса МТВ
На складе
Доставка по Украине
по 110 грн
от 2 продавцов
110 грн
Купить
Ось заднего колеса МТВ на пром подшипниках 6200
На складе
Доставка по Украине
по 264 грн
от 2 продавцов
264 грн
Купить
Ось заднего колеса МТВ под эксцентрик
На складе
Доставка по Украине
по 136 грн
от 2 продавцов
136 грн
Купить
Ось заднего колеса МТВ тайвань темно серая с пыльниками
На складе
Доставка по Украине
по 176 грн
от 2 продавцов
176 грн
Купить
Смотрите также
Вот приводная задних колес для квадроцикла 200-250 сс
Доставка по Украине
2 050 грн
Купить
Ось заднего колеса «MASTER» для СССР велосипед с ножным тормозом по типу «Торпедо»
На складе в г.
Конотоп
Доставка по Украине
86 грн
Купить
Болт на ось заднего колеса Xiaomi Mijia M365 / pro
На складе в г. Белая Церковь
Доставка по Украине
99 грн
Купить
Болт на ось заднего колеса для Xiaomi Mijia M365
На складе в г. Белая Церковь
Доставка по Украине
99 грн
Купить
Ось втулки MTB заднего колеса с пром подшипниками
На складе в г. Харьков
Доставка по Украине
194 грн
Купить
Ось втулки MTB заднего колеса в сборе
На складе в г. Харьков
Доставка по Украине
171 грн
Купить
Ось втулки заднего колеса
На складе в г. Харьков
Доставка по Украине
96 грн
Купить
Ось заднего колеса Himoto для мотоцикла MX400 (MX5050)
На складе в г. Киев
Доставка по Украине
по 330 грн
от 4 продавцов
330 грн
Купить
Набор осей креплений Zelart для изменения положения передних и задних колес в роликах (34568764332)
На складе в г.
Львов
Доставка по Украине
195 грн
Купить
Набор осей креплений Zelart для изменения положения задних колес в роликах (84568764332)
На складе в г. Львов
Доставка по Украине
145 грн
Купить
Ось ступицы заднего колеса Chevrolet Aveo 1.5 8V/1.6 16V левая
Доставка из г. Киев
210 грн
189 грн
Купить
Ось ступицы заднего колеса Chevrolet Aveo 1.5 8V/1.6 16V правая
Доставка из г. Киев
210 грн
189 грн
Купить
Ось ступицы заднего колеса Daewoo Lanos 1.4/1.5/1.6/Nexia 1.5/1.6
Доставка из г. Киев
530 грн
477 грн
Купить
Сальник оси заднего колеса Keeway, Viper, Irbis, Lifan 150-250сс (22*35*7)
На складе в г. Ровно
Доставка по Украине
52 грн
Купить
Колеса и оси — Энергетическое образование
Энергетическое образование
Меню навигации
ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
ИНДЕКС
Поиск
Рис.
1: Пример простой системы с колесом и осью. [1]
Колесо и ось — это тип простой машины, используемой для облегчения задач с точки зрения управления силой за счет применения концепции механического преимущества. Колесо и ось состоят из круглого диска, известного как колесо, со стержнем, проходящим через его центр, известным как ось. Эта система использует угловой момент и крутящий момент для выполнения работы с объектами, как правило, против силы тяжести. Простая машина колеса и оси тесно связана с зубчатыми колесами.
Как и все другие простые машины, система колес и осей изменяет силу, изменяя расстояние, на котором сила должна быть приложена; если входная сила уменьшена до [math]\frac{1}{5}[/math] выходной силы, то сила должна быть приложена на пятикратном расстоянии. Совершаемая работа всегда равна силе, умноженной на расстояние, и она всегда должна быть одной и той же из-за сохранения энергии.
Колесо и ось вращаются с одинаковой скоростью.
Это означает, что и ось, и колесо совершат один полный оборот за одинаковое время (в отличие от того, как работают шестерни). Из-за разницы в размерах радиуса колеса и оси это означает, что расстояние, на которое две части поворачиваются за одно и то же время, различно. Это связано с разницей окружностей самого колеса и оси, которая его поддерживает. Это обеспечивает условия для механического преимущества.
Механическое преимущество
Рис. 2: Механическое преимущество системы колес и осей. [2]
Механическое преимущество этой системы в идеале: [2]
[math]IMA=\frac{R}{r}[/math]
, где [math]R[/math] — радиус колеса, а [math]r[/math] — радиус оси, как показано на рисунке 2.
Системе колес и осей требуется сила, чтобы поднять груз, но эта сила может быть меньше веса объекта. Хотя сила, которую должен приложить человек, может быть не очень большой по сравнению с силой, которую он оказывает на объект, расстояние, которое ему нужно, чтобы повернуть колесо, намного больше, чем расстояние, на которое вращается ось.
В идеале потери при передаче энергии отсутствуют, но в действительности не существует такой вещи, как система со 100% эффективностью. Энергия будет потеряна из-за неконсервативных сил, таких как трение, но системы колес и осей часто имеют очень высокий КПД.
Для дополнительной информации
Для получения дополнительной информации см. соответствующие страницы ниже:
- Механическое преимущество
- Простая машина
- Наклонная плоскость
- Шкив
- Рычаг
- Шестерня
- Случайная страница
Ссылки
- ↑ 2.0 2.1 Гиперфизика. (28 марта 2015 г.). Простые машины [Онлайн]. Доступно: http://hyperphysics.phy-astr.gsu.edu/hbase/mechanics/lever.html#c2
Примеры колес и осей, используемые в повседневной жизни
Ось колеса обозрения
Вы можете увидеть примеры простой машины с колесом и осью в повседневной жизни.
Изучение повседневных примеров может помочь вам понять эту простую машину: это простое механическое устройство с несколькими движущимися частями, используемыми для изменения движения и силы. Колесно-осевая машина представляет собой тип рычага.
Что такое колесо и ось?
Простые механизмы, такие как колесо и ось, используются для перемещения предметов или подъема предметов и людей. Есть две основные части:
- Колесо: Круглый диск или большая закругленная часть снаружи
- Ось: Закругленный цилиндр или меньший закругленный стержень внутри
Ось проходит через центр колеса и может быть прикреплена к другому объекту. Использование колеса и оси — отличная демонстрация причин и следствий.
Общие примеры колес и осей
Использование колес и осей включает подъем тяжелых предметов, быстрое перемещение людей и перемещение частей сложной машины. Есть два основных типа колесных и осевых простых машин.
- Машина, в которой сила приложена к оси
- Машина, в которой сила приложена к колесу
Реклама
Примеры приложения силы к оси
Приложение большой силы к оси приводит колесо в движение Быстрее.
Во всех этих примерах видно, как движение инициируется осью, что приводит к большему движению колеса.
Описание
Диаграмма двигателя автомобильной оси
Источник
Dorling Kindersley / Getty Images
разрешение
Используется по лицензии
. приложите небольшое усилие к колесу, оно проедет большее расстояние и создаст более сильное усилие на оси. Примеры повседневных колес и осей этого типа включают:
- Отвертка
- Дрель
- Ветряная мельница
- Водяное колесо
- Дверная ручка
- Нож для пиццы
- Скейтборд
колесо.
ОПИСАНИЕ
Шеф-повар режет пиццу колесом для пиццы
ИСТОЧНИК
Kondor83 / iStock / Getty Images Plus
РАЗРЕШЕНИЕ
Используется по лицензии
Как работает колесо и ось?
Некоторая сила заставляет двигаться колесо или ось.
Это движение заставляет другую часть машины двигаться. Колесо вращается вокруг оси или точки опоры, поэтому оно может продолжать движение. Вы можете добавить смазку на ось, чтобы уменьшить трение между осью и колесом.
Когда два предмета трутся друг о друга, например, когда тяжелое бревно скользят по земле, это вызывает трение и затрудняет перемещение бревна. Колеса уменьшают или устраняют это трение, например, когда вы кладете тяжелое бревно в тачку. Поскольку трение уменьшается, для перемещения груза требуется меньше энергии.
Реклама
Что такое механическое преимущество?
Механическое преимущество — это термин, используемый для оценки того, насколько хорошо или плохо работает колесно-осевая машина. Механическое преимущество описывает отношение выходной силы, или силы, создаваемой машиной, к входной силе, или силе, прилагаемой к колесу или оси. По сути, он смотрит на то, сколько работы выполняет машина, по сравнению с тем, сколько работы делает человек, чтобы заставить машину работать.


В противном случае перья будут стягиваться и изгибаться при фиксации колеса, что может привести к возникновению постоянных напряжений в перьях и, в конце концов, к разрушению конструкции.