Что такое автомототранспортное средство: А \ КонсультантПлюс

Понятие транспортного средства — Сам себе адвокат

Понятие транспортного средства

Апрель 14, 2022

Tweet

Перечень видов транспортных средств можно найти не только в Правилах дорожного движения, но также в КоАП, УК, отраслевом законодательстве и постановлениях Пленума ВС РФ. В ПДД указано лишь общее определение транспортного средства как устройства, предназначенного для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Под транспортными средствами в примечании к ст. 12.1 КоАП HA  понимаются:
1. подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч;
2. подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч;
3. подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам;
4. тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины;
5.транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
Понятие транспортного средства, закрепленное в КоАП, не подлежит расширительному толкованию.
Вместе с тем надо учесть, что суды трактуют норму примечания к ст. 12.1 КоАП таким образом, что она применяется только к правонарушению, предусмотренному самой этой статьей. Для целей применения других статей гл. 12 КоАП они расширяют понятие транспортного средства (см. далее).
Уголовный закон наряду с автомобилем и трамваем (ч. 1 ст. 264 УК) оперирует таким понятием, как другие механические транспортные средства. Под другими механическими транспортными средствами, согласно примечанию 1 к ст. 264 УК, понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Особенности в правилах учета ДТП. В п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства от 29.06.1995 № 647, под транспортными средствами подразумеваются устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на этих устройствах. В частности, речь идет об автомобиле, мотоцикле, мотороллере, мотоколяске, мопеде, велосипеде с подвесным мотором, мотонартах, трамвае, троллейбусе, тракторе, самоходной машине, а также о гужевом транспорте, за исключением вьючных и верховых животных.
Некоторые виды механических транспортных средств (тракторы, каток, иные дорожно-строительные и самоходные машины) регистрируются не в ГИБДД, а в органах Ростехнадзора.
Согласно Правилам допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденным постановлением Правительства от 12.07.1999 № 796 (далее — Постановление № 796), под самоходными машинами понимаются «тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства)».
В соответствии с постановлением Правительства от 19.09.2020 №  1503 п. 2 Постановления №  796 с 28.09.2021 дополнен следующим текстом: «…к самоходным машинам отнесены коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства».
Разъяснение Пленума ВС РФ. Верховный Суд РФ расширяет понятие транспортного средства по сравнению с тем, которое приведено в КоАП. В соответствии с п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» (далее — Постановление № 25) под механическими транспортными средствами в ст. 264 и 264.1 УК понимаются:
• автомобили;
• автобусы;
• троллейбусы;
• трамваи;
• мотоциклы;
• квадрициклы;
• мопеды;
• тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины;
• иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
И так мы видим, что фактически в целях уголовного преследования определение транспортного средства, которое приводит Пленум ВС РФ, является наиболее полным.

Транспортное средство VS самоходная машина (практический вопрос об уплате утилизационного сбора)

          В своей практике я столкнулся с неопределенностью в вопросе уплаты утилизационного сбора на ввозимую технику, при этом от решения данной задачи напрямую зависел финансовый результат по сделке, так как суммы сбора достаточно велики. Суть вопроса заключается в следующем.

          Как известно, в отношении колесных транспортных средств, а также самоходных машин, ввозимых в РФ, уплачивается утилизационный сбор (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

          Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1291 (ред. от 24.06.2021) «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее Перечень №1291), а Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (ред. от 24.06.2021) «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее Перечень №81).

          Поскольку утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно, последний должен определиться, к какому из вышеуказанных перечней относится ввозимая техника, т. е. является ли она транспортным средством или самоходной машиной?

          Вопрос отнюдь не носит теоретического характера, поскольку, если ввозимая техника определяется как «самоходная машина», то она может не подпадать под перечень №81 и, следовательно, не будет облагаться утилизационным сбором, при этом, если ту же самую технику рассматривать как «транспортное средство», утилизационный сбор подлежит уплате в соответствии с Перечнем №1291.

          Рассмотрим вышеуказанную ситуацию на примере ввоза электромобиля грузового для гольф-полей (не для дорог общего пользования). Электромобиль новый, работающий от аккумуляторов 72 в (в комплекте с аккумуляторами, встроенным зарядным устройством, размеры – 3.02 х 1.26 х 1.33 м, снаряженной массой 686 кг, грузоподъёмностью 408 кг, мощность электромотора – 22.4 л.с. (16.7 квт), макс. скорость – 26.6 км/ч), классифицируемых по коду 8704900001 ТН ВЭД ЕАЭС.

          Для того чтобы разобраться, к какой категории относится вышеуказанная техника, обратимся к понятийному аппарату, который содержится в  статье 2 Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов (заключено в г. Москве 15 августа 2014 г.).

          В данной статье указано, что паспорт самоходной машины и других видов техники (далее – ПСМ) выдается на имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час) и прицепы к ним.

          На основе приведенного определения можно сделать вывод, что рассматриваемая техника должна быть отнесена к категории «самоходная машина», поскольку:

– имеет мощность электромотора – 22.4 л.с. (16.7 квт) и на нее должен быть оформлен ПСМ;

– является наземным безрельсовым механическим транспортным средством;

– не предназначена для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

– имеет максимальную конструктивную скорость менее 50 км/час.

          Следовательно, для целей определения необходимости уплаты утилизационного сбора и его размера подлежит применению Перечень №81.

          Перечень №81 содержит Раздел XII «Мотовездеходы, снегоболотоходы (классифицируемые по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000).

          Несмотря на то что вышеуказанный раздел содержит код ТН ВЭД ЕАЭС 8704 90 000, в котором классифицируется приведенная в примере техника, на мой взгляд, утилизационный сбор оплате не подлежит.

 

 

 

    Исходя из буквального толкования Перечня, утилизационный сбор подлежит уплате в
отношении конкретного вида транспортных средств (самоходных машин), классифицируемых по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000 ТН ВЭД, а именно, мотовездеходов и снегоболотоходов.

          Поэтому распространение обязанности по уплате утилизационного сбора на всю
самоходную технику, классифицируемую в рамках товарной позиции 8704 90 000 ТН ВЭД, означало бы недопустимое расширение видов (категорий) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24. 1 Закона об отходах производства и потребления.

          Отнесение рассматриваемого товара к тому или иному коду ТН ВЭД не является основанием для взимания утилизационного сбора, поскольку данный сбор не является таможенным платежом. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 №305-ЭС20-6768 по делу № А41-95371/2018. 

          Но возможна и иная точка зрения, в соответствии с которой приводимый пример техники можно отнести к категории «транспортное средство», применяя при этом Перечень №1291.

          В соответствии со сноской 2 к Перечню №1291, категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее –ТР  ТС 018/2011).

          Указанный технический регламент определяет транспортное средство как устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем (п. 6 раздел II «ТР ТС 018/2011).

          Приложением № 1 к Техническому регламенту определен Перечень объектов технического регулирования, согласно которому грузовые транспортные средства классифицируются по следующим категориям:

– Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т;

– Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;

– Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.

          Таким образом, исходя из технических характеристик рассматриваемого электромобиля его можно отнести к транспортным средствам, предназначенным для перевозки грузов, имеющим технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т, поскольку:

– является устройством на колесном ходу;

– имеет технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т;

– предназначен для перевозки людей, грузов.

          Разделом II Перечня №1291 установлены коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств категорий № 1, № 2, № 3. Пунктом 4 Перечня установлен коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств технически допустимой максимальной массой не более 2,5 тонны.

          Следуя вышеуказанной логике, в отношении ввозимого грузового электромобиля подлежит уплате утилизационный сбор.

          Между тем и в данном подходе все неоднозначно. Как ранее указывалось, в основе Перечня №1291 лежат категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, установленные в соответствии с классификацией по ТР ТС 018/2011, которая определяет объекты технического регулирования.

          Однако в силу пункта 2 раздела I технического регламента к объектам технического регулирования, относятся колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее – транспортные средства), а также шасси, т. е., следуя буквальному толкованию данной нормы, из объектов технического регулирования исключается техника, не предназначенная для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.

          В связи с изложенным, возникает вопрос: возможно ли для целей определения необходимости уплаты утилизационного сбора и определения его размера рассматривать технику, по техническим характеристикам, подпадающую под одну из категорий, установленных ТР ТС 018/2011 (L, M, N и O), но не предназначенную для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, как транспортное средство и, как следствие, применять Перечень №1291?

          Если ответить на данный вопрос положительно, то возникает правовая неопределенность: с одной стороны, рассматриваемую нами технику мы относим к транспортным средствам, с другой стороны – таможенный орган в целях осуществления регистрации выдает на нее паспорт самоходной машины, что противоречит логике и явно создает сложности в правоприменении.

          Кроме того, признание приведенной в качестве примера техники транспортным средством породит необходимость решить вопрос: является ли техника объектом технического регулирования по ТР ТС 018/2011 или нет? Нужно ли в отношении данной техники проводить проверку выполнения требований к типам выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) в форме одобрения типа?

          Таким образом, в настоящий момент в законодательстве отсутствует четкий механизм разграничения техники на транспортные средства и самоходные машины, что в целях определения необходимости уплаты утилизационного сбора создает дополнительные финансовые риски для импортеров, связанные с возможностью доначисления таможенным органом неуплаченного утилизационного сбора в течение трех лет с момента ввоза техники.

          До тех пор, пока законодателем не будут определены четкие критерии, позволяющие однозначно ответить на поставленные в настоящей статье вопросы, предприниматели вынуждены в «ручном режиме», принимать рискованные управленческие решения по вопросу уплаты утилизационного сбора.

 

АВТОМОБИЛЬ определение | Кембриджский словарь английского языка

Примеры автомобилей

автомобилей

Он не признал себя виновным по пунктам обвинения в жестоком обращении с животными и погоне за диким животным на автомобиле с целью охоты.

От Миннеаполис Стар Трибьюн