Содержание
Справочная
Что такое октановое число?
В качестве эталонов для определения октанового числа (ОЧ) бензина используют два углеводорода, один из которых – изооктан – обладает очень высокими антидетонационными свойствами, то есть горит, а не взрывается. Другой – н-гептан – наоборот, при каждом удобном случае норовит бабахнуть. ОЧ изооктана принято считать равным 100, а ОЧ н-гептана – равным нулю. Если эти два соединения смешать в пропорции 92 к 8, то получится горючее с ОЧ, равным 92 – это эталон 92-го бензина. По этому эталону и определяются антидетонационные свойства бензина, претендующего на звание “девяносто второго”.
Так как же его определяют? Наверное, путем сложных химических исследований, всякие колбочки, пробирочки разные, реактивы, лакмусовые бумажки, скажет “чайник-водила”. А на самом деле для определения октанового числа применяют специальную установку – одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия. В установку заливают образец бензина и измеряют детонацию. Затем в ту же установку последовательно заливают смеси изооктана и н-гептана в разных пропорциях, добиваясь того же уровня детонации. Доля изооктана в такой смеси и говорит об октановом числе бензина.
Измеряют его двумя способами – моторным и исследовательским. Моторный метод отличается от исследовательского лишь более жесткими условиями работы двигателя – выше обороты и температура горючей смеси. Поэтому моторное октановое число всегда меньше исследовательского. Это, кстати, вносит путаницу в маркировку бензинов. Раньше товарные сорта бензинов, октановое число которых измерено по исследовательскому методу, снабжали маркировкой с буквой И: например, АИ-93 и АИ-95. А отсутствие буквы И в маркировке бензина – например, А-72, А-76 – однозначно свидетельствовало о моторном методе определения октанового числа.
Сейчас на колонках продают так называемые экспортные бензины А-80, А-92. В их маркировке буква И отсутствует, однако октановое число определено по исследовательскому методу.
Для полного сгорания одного килограмма бензина нужно 14,7 кг воздуха, и образуется при этом 3,1 кг углекислого газа (СО2) и 1,3 кг воды (Н2О).
Что такое сертификат топлива?
Путь бензина от скважины в земле до автомобильного бензобака лежит через нефтеперабатывающий завод. Каждое из этих предприятий обязано получить сертификат на тот или иной вид топлива. Бензин проходит тщательные испытания на соответствие ГОСТ (ТУ) и на основе результатов исследования. Межведомственная комиссия принимает решение о допуске к производству и применению бензинов. А аккредитованные центры при Госстандарте выдают одобренному топливу сертификаты. Сегодня на территории России действуют два стандарта на основные сорта бензина: ГОСТ 2084-77 (А-76, А-91, АИ-93, АИ-95) и ГОСТ 51105-97, разработанный в соответствии с европейскими требованиями к качеству и экологичности топлива. Согласно последнему, принята и европейская терминология: АИ-80 (Normal), АИ-91 (Regular), АИ-95 (Premium), АИ-98 (Super). Однако до тех пор, пока заводы не приведут в соответствие с новоиспеченным стандартом свою продукцию, ГОСТ образца 77 года будет действовать на равных с новым.
Что такое паспорт топлива?
Бензин, как и добропорядочный российский гражданин, обязан иметь паспорт. Выдают ему удостоверение личности не в милиции, а на заводе, где он родился. Однако изменения, происходящие “кое-где у нас порой” с топливом в дороге, в сию бумагу не попадают. Так что документ может быть подлинным, а его владелец поддельным. Сейчас бензиновые паспорта стали вывешивать на бензоколонках и многие наши читатели интересуются, что значат те или иные параметры и как влияют они на здоровье автомобиля.
Слева в документе указаны значения по ГОСТУ или ТУ, справа – фактические, присущие данной партии. Первым в паспорте стоит графа “детонационная стойкость”. Это “самое важное из всех искусств” бензина. Именно эта цифра красуется на самой колонке, откуда выливается огненная жидкость.
Следующая цифра – концентрация свинца, для неэтилированных бензинов не должна быть более 0,013 г. на куб. дм. Конечно, если вас решили обмануть и в резервуарах смесь обильно заправленная тетраэтилсвинцом, то в бумажке данный факт отражения иметь не будет. Но все же, продолжим.
Следующие строчки – температура перегонки – говорят о “легкости” топлива, чем меньше эти значения, тем больше в бензине легких фракций, тем быстрее запустится двигатель зимой.
Далее, важная графа – концентрация смол. Чем ниже, тем лучше, смола – яд для карбюратора, инжектора, впускных клапанов.
“Индукционный период” говорит о способности бензина к длительному хранению. А “испытанию на медной пластинке” топливо подвергается с целью выяснения окислительных коррозионных свойств, которые оно проявит в системе питания автомобиля. Пометка “выд.” означает – испытание выдерживает.
Следующие строчки должны сопровождаться только одним примечанием: “отс.” — отсутствуют кислоты, щелочи, механические примеси и вода. Кстати говоря, если в левой колонке проставлены значения некого ТУ, а не ГОСТ, это означает, что жесткие государственные стандарты, скорее всего, (обычно в допустимых пределах) несколько занижены заводом-производителем.
«Скоропортящийся бензин»: автосервисы «разводят» водителей байками о сроках годности топлива — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
фото АвтоВзгляд
На какие только хитрости и уловки не идут лукавые работники СТО ради того, чтобы вынудить клиента дополнительно раскошелиться и оплатить ненужные ему манипуляции и услуги. Портал «АвтоВзгляд» обнаружил еще один сравнительно честный способ обмана автовладельцев.
Максим Строкер
История эта произошла в одном из достаточно респектабельных сервисцентров, специализирующемся на ремонте и обслуживании автомобилей японских марок. Наш читатель приехал туда ради проведения регулярного ТО. Помимо прочего требовалось заменить и бензиновый фильтр. Мастер, занимавшийся автомобилем нашего героя, демонтировав старый фильтрующий элемент, сообщил находившемуся в ремзоне клиенту странную вещь. Мол, бензин в топливном баке «живет» максимум 12 дней. После этого он начинает разлагаться: в нем образуется осадок, засоряющий топливную систему.
В качестве доказательства ремонтник продемонстрировал емкость с якобы только что слитым из старого фильтра топливом, в котором действительно присутствовала какая-то муть. Особенно поразила автовладельца точная цифра в сообщении профи авторемонта: 12 дней в баке — и бензину конец. Далее мастер стал предлагать на всякий случай промыть бензобак машины, а также топливную магистраль вместе с насосом и форсунками. Суммарные затраты на эти процедуры оказались для хозяина машины не по карману в данный момент. Он отказался от них и покинул сервис после того, как изначально запланированное техобслуживание было выполнено.
Но беспокойство по поводу возможных проблем с личным авто из-за стареющего за 12 дней бензина его не покидало и он обратился к нам. Чтобы разобраться в проблеме, мы обратились за разъяснениями к профессионалам — в «Испытательную лабораторию моторных топлив ОНКО-ВНИИ НП».
фото АвтоВзгляд
Там нам сообщили, что ГОСТ 32513−2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» требует, чтобы бензин сохранял свои основные свойства на протяжении года с момента производства. Причем в любых условиях — хоть в цистерне хранилища нефтепродуктов, хоть в баке автомобиля. Известно, что со временем бензин меняет свои свойства. Он частично испаряется, в нем идет процесс осмоления, вызванный взаимодействием углеводородов с кислородом воздуха. Однако через год сделанный по ГОСТ бензин, например марки АИ−95, останется «95-ым».
Поскольку он изначально выпускается с запасом по всем своим свойствам — как раз на случай длительного хранения. Кроме того, типичный жизненный цикл бензина — от момента его производства до реализации конечному потребителю-автовладельцу — занимает в среднем 14—90 дней. Поэтому говорить о каких-то 12 сутках в баке, после которых моторное топливо якобы портится и теряет свои свойства, просто бессмысленно. Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, считают эксперты ОНКО-ВНИИ НП.
Таким образом портал «АвтоВзгляд» официально заявляет: «страшилки» сервисменов об ужасах якобы стареющего и стремительно разлагающегося в бензобаке топлива не стоят даже минуты времени, затраченной на их выслушивание. Соответственно, не стоит поддаваться на «развод» с навязыванием промывки-прочистки элементов топливной системы авто.
121469
- Лайфхак
- Эксплуатация
Премиалы держат «бомбу» под капотом
83484
- Лайфхак
- Эксплуатация
Премиалы держат «бомбу» под капотом
83484
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
ТО, бензин, цены на топливо, технология, ремонт, техническое обслуживание, дизельное топливо
Химический анализ топлива и исследование свойств | Transportation and Mobility Research
NREL стремится глубже понять, как свойства топлива влияют на работу двигателя.
эффективность и выбросы. Мы достигаем этого, связывая свойства топлива с химическим составом топлива.
и молекулярная структура.
Фото Джо ДельНеро, NREL
Благодаря фундаментальной кинетике, высокопроизводительному компьютерному моделированию и высокой точности
моделирование горения, мы обеспечиваем решающую связь между свойствами топлива
и молекулярная структура, чтобы производители топлива могли ориентироваться на разработку и производство топлива
с правильным химическим составом для предполагаемого применения.
Типы химических анализов топлива
Мы оцениваем ряд видов топлива, включая бензин, дизельное топливо, реактивное и морское топливо.
Анализ бензинового топлива
- Октановое и моторное октановое число по исследовательскому методу
- Давление паров по Рейду
- Теплота парообразования (HOV) с помощью нового внутреннего метода
- Перегонка
- Устойчивость к окислению
- Детальный анализ углеводородов (DHA)
Анализ дизельного топлива
- Цетановое число
- Точка помутнения + родственные методы
- Имитация перегонки
- Вязкость
- Устойчивость к окислению
Анализ реактивного топлива
- Точка замерзания
- Имитация перегонки
- Цетановое число
- Теплота сгорания
- Поверхностное натяжение
- Вязкость
- Точка воспламенения
- Плотность
См. информацию о наших исследованиях экологичного авиационного топлива.
Анализ судового топлива
- Кислотный номер
- Плотность
- Температура вспышки
- Температура застывания
- Суммарные отложения (осадки)
- Вязкость
- Стабильность топливной смеси
См. информацию о наших исследованиях судового топлива.
Подробный анализ углеводородов
Индекс твердых частиц (PMI), полученный с помощью DHA, является широко используемым показателем для
ранжирование склонности бензинов к образованию твердых частиц, в том числе бензинов
содержащие биотопливо. Твердые частицы состоят из мелких частиц, имеющих отрицательное
воздействия на здоровье человека. Их выбросы от легковых и грузовых автомобилей регулируются правительством.
агентств по всему миру.
PMI рассчитывается на основе DHA с учетом свойств каждого отдельного компонента.
Исследования NREL в области химии топлива и сгорания в двигателе показали, что образование частиц
оксигенатов, полученных из биомассы, PMI не точно предсказывает, потому что некоторые оксигенаты
имеют пути реакции с низким энергетическим барьером к образованию сажи. Для дополнительной информации,
см. исследование сгорания двигателя.
Кроме того, спирты, такие как этанол, имеют гораздо более высокое значение HOV, чем бензин, и когда
при смешивании с бензином повышенное испарительное охлаждение может привести к тому, что больше частиц
образуются из ароматических соединений в бензине при некоторых условиях. ДГК также может
использоваться для расчета HOV сложных смесей, таких как смеси бензина и этанола.
Исследования изучают, как предсказать кривую перегонки бензина из ДГК.
а также другие свойства.
Для получения дополнительной информации прочитайте Обзор и перспективы индексов твердых частиц, связывающих состав топлива с
Выбросы твердых частиц, SAE International Journal of Fuels and Lubricants (2022).
Новый метод измерения теплоты испарения бензина
NREL разработала метод измерения HOV по мере испарения топлива с использованием дифференциального
прибор сканирующей калориметрии/термогравиметрического анализа (ДСК/ТГА). Метод имеет
применялись к образцам товарного бензина, а также к смесям спиртов в бензине,
и был модифицирован для обеспечения HOV компонентов дизельного диапазона кипения. Высокое давление
ДСК используется для получения энтальпийных диаграмм реактивного топлива.
Наши комбинированные возможности ДСК/ТГА и ДСК высокого давления могут быть использованы для получения этих
данные, включая измерения теплоемкости при постоянном давлении в зависимости от температуры.
Публикации
Ознакомьтесь с соответствующими исследованиями и просмотрите все публикации NREL о химическом анализе топлива и его свойствах.
Обзор и перспективы индексов твердых частиц, связывающих состав топлива с
Выбросы твердых частиц, Международный журнал топлива и смазочных материалов SAE (2022)
Прогнозы состава на основе моделей для дифференциальной сканирующей калориметрии/термогравиметрии
Система анализа и масс-спектрометрии, используемая для измерения теплоты испарения, Fuel (2022)
Теплота парообразования и выделение частиц при испарении бензина Измеряется
ДСК/ТГА/МС для смесей спиртов с C1 по C4 в смесях коммерческих бензинов , Международная встреча SAE Powertrains Fuels & Lubricants (2019)
Контакты
Определение свойств бензинового топлива с помощью рамановского рассеяния
Свойства бензинового топлива, такие как API, бензол, октановое число и октановое число, должны быть точно и точно измерены, чтобы нефтеперерабатывающие заводы могли ускорить обеспечение качества и быстро вывести бензин на рынок. Для этого лаборатории НПЗ должны анализировать многие сотни проб бензина в день. На нефтеперерабатывающем заводе среднего размера это может быть 250 в день, а на крупном нефтеперерабатывающем заводе это число может достигать 500 в день. Пропускная способность является основной проблемой для этих лабораторий, поскольку скорость обработки образцов зависит от технологии измерения лаборатории.
Как определяются свойства бензинового топлива?
Аналитические инструменты, обычно используемые в нефтегазовой промышленности для определения свойств бензинового топлива, включают газовые хроматографы, моделирующие дистилляторы, устройства для измерения температуры вспышки и замерзания, денситометры, тестеры давления паров, двигатели для испытаний на детонацию для RON и MON и многие другие. Другой метод, твердотельная рамановская спектроскопия, позволяет точно, точно и быстро измерять различные свойства бензина — за считанные секунды.
Измерение октановых чисел, ключевой показатель выпуска бензина на рынок, является хорошим примером того, как рамановское рассеяние может ускорить критические процессы нефтепереработки по сравнению с традиционными методами. Например, спектроскопия комбинационного рассеяния может анализировать 180 образцов за то время, которое требуется детонационным двигателям для анализа одного образца. Рамановский анализ также гибок — лаборатории могут одновременно использовать несколько методов анализа.
Моделирование свойств бензинового топлива
В недавнем эксперименте, проведенном MarqMetrix, было проанализировано 87 образцов бензина с десятью сканированиями на образец. Общее время анализа составляло пять секунд на образец. Сгенерированные спектры были обработаны с помощью SOLO (Eigenvector). Модели были построены с использованием частичного метода наименьших квадратов (PLS) или частичного дискриминантного анализа методом наименьших квадратов (PLSDA). Перекрестная проверка использовалась для оптимизации калибровки модели. Для бензиновых моделей был сохранен набор задержек для определения точности модели. Эталонные данные, использованные для построения модели, были собраны с использованием соответствующего метода ASTM.