Автомобили пожарные связи и освещения: Автомобиль связи и освещения (АСО): назначение и ТТХ

Автомобиль связи и освещения (АСО): назначение и ТТХ

Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) – это пожарный автомобиль, оборудованный электросиловой установкой, средствами обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи, а также освещения места пожара или аварии.

Автомобиль связи и освещения АСО-20 на шасси КамАЗ-43114

Для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между руководителем тушения пожара (РТП) и штабом пожаротушения, начальником тыла, начальниками боевых участков, и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой пожарных подразделений и получения от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения управления силами и средствами используются радиостанции, громкоговорящие установки, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, электромегафоны. Обычно все эти средства имеются на основных пожарных автомобилях, однако, зачастую при тушении крупных пожаров, с привлечением значительного количества сил и средств, возникают ситуации, когда стандартных средств и способов организации связи, становится недостаточно для полноценной организации связи на пожаре. Это же утверждение справедливо и для организации освещения места пожара в ночное время. В таких случаях привлекаются специализированные пожарные автомобили – автомобили связи и освещения.

Такие автомобили оборудованы значительным ассортиментом средств обеспечения радио и телефонной связи, а так же средствами освещения.

Первые отечественные АСО были созданы в московской и ленинградской пожарной охране в начале прошлого века.

Назначение

Пожарные автомобили связи и освещения предназначены для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования; могут обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование.

АСО является специальным пожарным автомобилем и используется на месте пожара при проведении аварийно-спасательных работ.

Конструктивные особенности

Автомобили АСО состоят из следующих основных частей:

  • базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки;
  • кабины водителя;
  • салона, который должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и для радиотелефонистов;
  • электросиловой установки;
  • средств радиосвязи и проводной телефонной связи;
  • аппаратуры звукозаписи и звукоусиления;
  • средств вычислительной техники;
  • стационарной осветительной мачты.

Вариант боевого развертывания АСО-20 (НЕФАЗ-4208)

1 – АСО-20; 2 – кабельная катушка; 3 – прожектор; 4 – соединительная муфта; 5 – коробка распределительная

По своему конструктивному исполнению пожарные автомобиле связи и освещения во многом напоминают пожарные автомобили газодымозащитной службы: на нем также установлена электросиловая установка с устройством защитного отключения, имеются коммутационные и распределительные устройства, силовые кабельные катушки, осветительная мачта.

Дальнейшее развитие АСО получили в виде пожарных автомобилей технической службы, связи и освещения. В дополнение к функциям АСО, данные автомобили так же оборудуются оборудованием и инструментом соответственно для пожарных автомобилей технической службы.

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены основные ТТХ пожарных автомобилей связи и освещения когда-либо стоявших на вооружении подразделений пожарной охраны СССР и РФ.

МодельБоевой расчетМакс скоростьМасса полнаяШассиМощность генератораКоличество стационарных прожекторовКоличество переносных прожекторов
АСО-5(66)905855650ГАЗ-66519
АСО-12(2705)5350012
АСО-16(3250)66600ЗиЛ-325016
АСО-16(3205)67090ПАЗ-320516
АСО-20(43101)68012000КамАЗ-4310120
АСО-20(43203)680Урал-43203-0120
АСО-12(66)90А5855780ГАЗ-66124

История

Давно замечено, что ночью яркое пламя рядом с темными предметами или кромешной тьмой еще не охваченных огнем помещений, где уже отключено электричество, создает сильный контраст освещенности. Чтобы не искать впотьмах очаг возгорания, пожарным требуется специальный источник света.

С древности и до недавних пор они шли в темные закоулки горящих домов с факелами (смоляными, восковыми, магниевыми, керосиновыми) и фонарями (свечными, ацетиленовыми и др.). Столь слабые источники света не позволяли осветить значительное пространство, к тому же их пламя, случалось, само способствовало распространению огня. Так что пожарным в ночное время приходилось действовать с большим риском, нежели днем. Чтобы повысить эффективность пожаротушения в темное время суток, применили новинку XX веке — электрические прожекторы. Однако, прежде чем они стали пригодными для этого вида деятельности, специалистам различных отраслей техники пришлось изрядно потрудиться.

Сначала прожекторы заимствовали в армии, на флоте и железной дороге. Одни (дальнего действия) фокусировали лучи в узком пучке, обеспечивая небольшое, но очень яркое пятно. Другие же (ближнего действия) достаточно хорошо освещали предметы на малом расстоянии в широкой зоне. Их называли прожекторами заливающего света (ПЗС). Особенностью обоих типов было круглое световое пятно. И если первые не годились из-за чрезмерной концентрации лучистого потока, то вторые, хотя и подходили, но слишком уж рассеивали свет.

Пожарным требовался прожектор с конусообразным пучком света, дававшим эллиптическое пятно на плоской поверхности: не слишком высокое, но достаточно широкое. Создать нужный отражатель с двумя сопряженными параболическими поверхностями оказалось слишком уж сложной задачей. Поэтому решили вместо одного «идеального» светильника применять несколько ПЗС с углом рассеяния 30-40 градусов. Их ставили в ряд и освещали горящее здание. Поначалу применяли ПЗС типов ВЭО-ХІV-4 (диаметром 46 см с лампой мощностью 1000 Вт) и ВЭО-ХХVІІ (соответственно 35 см и 500 Вт).

Первый отечественный прожекторный ход изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны (ЛГПО) в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрический генератор мощностью 5 кВт напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп напряжением 12 В. Иногда их подключали к автомобильному аккумулятору. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Развертывая освещение, старались подключать трансформатор к ближайшей подстанции. Бойцы с небольшими прожекторами (диаметром до 35 см) проникали в здание, освещая пожарным путь к очагу возгорания.

Эффект такого освещения помещений горящих объектов оказался высоким и показал целесообразность создания специальных машин. В этом снова отличилась ЛГПО. Вот как поступили ее специалисты.

Прожекторный автомобиль сделали из автобуса ЗИС-8 (шасси АМО-4, позднее ЗИС-11). За спинкой водительского сидения расположили распределительную коробку от ПМГ-1. Салон разделили на три отсека: передний, средний, задний. В последнем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов диаметром 35 см с лампами мощностью 500 Вт. В средний – поместили 12 переносных прожекторов диаметром 25 см с лампами по 250 Вт (каждый с проводом длиной 40 м) и два – диаметром 50 см и лампами по 1000 Вт. Там же положили две распределительные коробки. Провода в восьми бобинах по 50 м втиснули в ящики, подвешенные к подножкам машины. В переднем отсеке был пульт управления освещением, три скамьи, в их коробах лежали защитные костюмы, сапоги, амуниция и приборы личной защиты, на полу стоял трансформатор. Как же использовалась эта машина на пожаре?

Пожарный автомобиль освещения, созданный ЛГПО на шасси ЗИС-5

Подъехав к горящему объекту, из автомобиля вытаскивали прожектора, устанавливали их на треноги и подсоединяли к ним провода. Трансформатор подключали к электроподстанции или генератору, после чего включали прожектора. При необходимости носимыми прожекторами освещали внутренние помещения горящего здания. При изменении ситуации прожектора переносили на другие места. Потушив пожар и обеспечив отъезд пожарных, укладывали прожектора, провода и прочие принадлежности на свои места. Лишь после этого покидали пожарище.

Пожарные сразу нашли применение «светоносному» автобусу. Ночные бдения осветителей стали для них нормой жизни. Об одном эпизоде рассказал ветеран пожарной обороны Санкт-Петербурга Н.Г. Лукашевич:

Мне запомнился пожар в ночь с 31 августа на 1 сентября 1935 года. Было пасмурно, но без дождя. В дежурке мы вспоминали свои учебные года. Вдруг после 10 вечера поступил сигнал о возгорании на заводе «Нефтегаз», что по шоссе Энтузиастов, 132. Приехали быстро. Сполохи пламени на пяти объектах и кромешная тьма вокруг них не радовали. Горели трех- и пятиэтажные корпуса, слесарная мастерская, огромная емкость с нефтепродуктами и еще что-то. Около нашей машины остановился осветительный автобус, Из него сразу же начали вытаскивать прожектора. Их устанавливали на треногах поближе к горящим объектам и прокладывали провода. По команде включили свет, и во дворе «Нефтегаза» стало все видно. Наш расчет охлаждал емкость с бензолом. На ее стенке красовалась метровая надпись «№ 10». Мы с четырех сторон поливали эту «кастрюлю» из стволов и видели, что делают другие расчеты. К окнам корпусов приладили лестницы. Первыми внутрь проникли осветители с небольшими прожекторами за которыми тащились провода. Окна осветились, но не пламенем, а электрическим светом. Следом пошли пожарные с брандспойтами и шанцевым инструментом. Все расчеты действовали согласовано, и грозный пожар удалось локализовать, а через пять часов и вовсе погасить. Освещение не отключали, покуда пожарные собирали свое имущество и уезжали с территории завода. Когда наша машина отъезжала, я увидел, что осветители тоже начали свертывать свою технику.

Всего на горящие объекты подали 29 стволов. Воду брали из магистрали и искусственного водоема. Никто из «тушил» не пострадал. Действия пожарных и осветителей признали правильными, а убытки «Нефтегаза» – минимальными.

Технические характеристики прожекторного автомобиля ЛГПО (ЗИС-11)

Прожекторный автомобиль ЛГПО на шасси ЗИС-11

Базовое шассиЗИС-11
Численность экипажа10 чел.
Прожекторы в задней чести (500 Вт)6 шт.
Выдвижные прожекторы (1000 Вт)2 шт.
Носимые прожекторы (200 Вт)12 шт.
Мощность электрогенератора11,5 кВт
Количество взрывобезопасных ручных фонарей6 шт.
Количество защитных костюмов6 компл.
Количество ручных электропил4 шт.

Успешные действия ленинградских осветителей ночных пожаров побудили наших специалистов приступить к разработке необходимой техники. Так, в 1937 году (именно тогда организовали НИИ противопожарной обороны) завершили проектирование прожекторно-противодымного хода. В машине обтекаемой формы было четыре отсека. В первом сидели шофер командир и боец. Во втором – шесть пожарных, и тут же стояли два носимых прожектора с лампами по 500 Вт. В третьем крепились два выдвижных дыморефулера. В последнем же (с задними дверями) располагались две группы по три прожектора с лампами 500 Вт и 1000 Вт, В комплект входили 10 складных всасывающих рукавов по 2 м длиной и диаметром 280 мм, четыре прорезиненных 20-метровых рукава и другие принадлежности. В кузове располагались электрогенератор, противогазы, шанцевый инструмент и пр.

До Великой Отечественной войны не смогли освоить выпуск таких машин. Лишь в 50-х гг. начали делать автомобили связи и освещения (АСО). Их строили на шасси ЗИС-150, позже – на ГАЗ-66 и ПАЗ-672. В начале 90-х гг. потребовалась более совершенная машина. Вот что рассказал один из ее создателей подполковник Всероссийского НИИ пожарной обороны (ВНИИПО) Ю.Г. Улогов:

В январе 1995 года меня назначили научным руководителем этого проекта. Техническое задание (ТЗ) разработали в руководимом мной подразделении. Мы согласовали его с Главным управлением МВД и будущим изготовителем — подмосковным Жуковским механическим заводом (ЖМЗ), специалисты которого без дополнительного финансирования выпустили конструкторскую документацию. В некоторых технических решениях мы применили авиационные технологии, например, электрогенератор частотой 400 Гц. Это существенно снизило вес генератора и позволило вырабатывать гораздо большую мощность. Опытный образец сделали в апреле. Машину создали в рекордно короткие сроки, ведь со дня начала работ над ТЗ до выезда новинки из цеха не прошло и трех месяцев! Испытания шли почти год. После их завершения 16 февраля 1996 года начался выпуск машин АСО-20.

Вот некоторые технические характеристики новинки: шасси – ПАЗ-3205, колесная формула – 4×2 или 4×4, мощность электрогенератора – 20 или 40 кВт, 2 или 3 прожектора с кварцевыми лампами по 1,5 кВт на мачте высотой до 8 м, три стационарные и до 20 носимых радиостанций. Трудно поверить, что далеким аналогом этого удивительного автомобиля явилась осветительная машина, изготовленная питерскими пожарными в далеком 1929-м…

Источники:

  1. ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения.
  2. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. – СПб: 2006.
  3. Учебное пособие. Пожарная техника. Книга 2. Мобильные средства пожаротушения. Моисеев Ю.Н., Теребнев В.В. – Екатеринбург: ООО «Издательство «Калан», 2015.
  4. Пожарная техника. Безбородько М.Д. – М.: 2004.
  5. Журнал «Техника молодежи» (№ 6, 2002 год).

Пожарный автомобиль связи и освещения

  • Главная страница
  • Энциклопедия

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

Пожарный автомобиль связи и освещения – пожарный автомобиль для доставки на место пожара личного состава, оборудованный средствами связи и освещения. Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) предназначен для освещения места работы пожарно-спасательных подразделений на месте пожара или аварии и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

Первые отечественные АСО появились в Московской и Ленинградской пожарной охране в начале ХХ в. и были созданы силами пожарных. АСО предназначались для обеспечения проводной телефонной связи на месте пожара и радиотелефонной с центром. АСО имели в комплектации оборудование для связи, кабельные катушки с прожекторами, распределительные щиты, питаемые от домовой сети (переменного тока) и от генератора постоянного тока. В СССР наибольшее распространение нашли АСО-12 на шасси ГАЗ-66 производства Варгашинского завода ППО и АСО-12 на шасси ПАЗ-672 производства технических подразделений пожарной охраны страны. Эти автомобили имели стационарно установленный генератор мощностью 12 кВт, напряжением 230 В, 2 стационарные радиостанции с радиусом действия 30 км, соответственно 6 и 4 переносные радиостанции с радиусом действия 2 км, по 2 телефонных аппарата, соответственно 5 и 2 прожектора мощностью 1500 Вт и др. оборудование. В 1993 Иркутское ПО «Восток» изготовило современный АСО-8 на шасси ГАЗ-66 с подбамперным генератором мощностью 8 кВт. Автомобиль имел комплект стационарных и переносных радиостанций, стационарные прожекторы на выдвижной мачте, переносные прожекторы и др. оборудование. В 1995 Жуковский машиностроительный завод совместно с ВНИИПО изготовил АСО-20 на шасси автобуса ПАЗ-3205. На автомобиле впервые был установлен генератор частотой 400 Гц с системой автоматического регулирования частоты и напряжения тока при ступенчатом изменении величины нагрузки. В дальнейшем к производству АСО в России подключились и др. предприятия.

Литература: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения;

НПБ 192-2000. Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний; Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.

Поделиться:

Предыдущая статья

Пожарный автомобиль с насосом высокого давления
Пожарный автомобиль с насосом высокого давления – пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и другим пожарным оборудованием для работы при высоком давлении, ёмкостями для жидких ОТВ и предназначенный для доставки на место пожара личного состава и пожарно-технического вооружения. Основная область применения пожарного автомобиля с насосом высокого давления (АВД) – тушение пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
В СССР первый проект АВД на…

читать полностью

Следующая статья

Пожарный автомобиль технической службы
Пожарный автомобиль технической службы – пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники. Пожарный автомобиль технической службы (АПТС) оснащается станками и специальным оборудованием для выполнения токарных, сверлильных, шлифовальных, слесарных и др. видов работ при проведении технического обслуживания и ремонта пожарной техники. В состав АПТС могут дополнительно включаться отдельные…

читать полностью

Другие разделы портала

  • История

    История

    История возникновения и развития пожарной охраны в регионе. Интересные факты, архивные фотографии и документы. Музеи и памятные места. Ветераны и династии пожарных. Виртуальные экскурсии и фотоальбомы.

    Читать
    полностью

Освещение и история пожарной машины

Пожарные машины, как и полицейские машины, должны добираться до места назначения как можно быстрее и безопаснее, используя любые доступные средства. В США есть закон, согласно которому автомобилисты поворачивают вправо или влево и останавливаются, как только видят мигалки, приближающиеся к ним. Сирены пожарной машины привлекают внимание; огни показывают конкретное местоположение транспортного средства, оба являются важными компонентами, помогающими службам быстрого реагирования добраться до места происшествия в кратчайшие сроки.

В наши дни пожарные делают гораздо больше, чем просто тушат пожары и снимают кошек с деревьев. Им нужен сфокусированный свет на дорожном покрытии, чтобы убрать опасные отходы, на месте происшествия, чтобы потушить пожар, или на определенной части автомобиля, пока их специализированные резаки и разбрасыватели прокладывают проход, чтобы вытащить пассажиров из-под обломков. Они обучены справляться с дополнительными ситуациями, такими как срабатывание подушек безопасности и ожидание взрыва. Extreme Tactical Dynamics имеет множество многофункциональных сигнальных ламп, которые помогают пожарным в случае чрезвычайной ситуации, освещая место происшествия по прибытии и нацеливая на определенную область, чтобы они могли действовать одна из их многочисленных обязанностей.

Наши пожарные/женщины обучены оказанию первой помощи и использованию аппаратов искусственной вентиляции легких, которыми они управляют пострадавшим, если они прибывают на место происшествия до скорой помощи. Таким образом, они ДОЛЖНЫ иметь мощные, надежные и долговечные светодиоды, которые используют яркий постоянный свет для освещения зоны бедствия. Нет ничего более важного, чем СВЕТ, когда при происшествии происходит ночью. У спасателей ДОЛЖНО быть достаточно света, чтобы выполнять работу, к которой они так хорошо подготовлены! У ETD есть эти огни.

Стробирующие огни не только необходимы, но и обязательны для транспортных средств размером с пожарную машину, несущихся по улицам на пути к чрезвычайной ситуации, и это именно то, что есть у ETD! Каждый фонарь, который мы продаем, имеет до 30 шаблонов вспышек (стробирования), которые могут быть подключены для чередования или синхронизации, создавая сложную серию ослепительных мигающих огней, которые хорошо видны на больших расстояниях. Наши самые большие и маленькие фонари имеют стробоскопические функции, будь то для козырька, головного или заднего фонаря, для поверхности, палубы и приборной панели или для крыши любого подразделения быстрого реагирования, ETD имеет именно те стробоскопы, которые сделают вас хорошо виден, поэтому трафик не будет мешать вам!

Пожарные машины должны быть хорошо видны встречным автомобилистам, чтобы каждое транспортное средство могло уйти с дороги этих огромных машин. Установка нескольких полноразмерных световых полос по периметру двойной или тройной кабины этих огромных грузовиков является обычным применением наших длинных световых полос. Установите их сзади и по бокам, чтобы обеспечить полный круг света. Extreme Tactical Dynamics предлагает несколько мощных стержней длиной до 48 дюймов и множество фонарей для поверхностного монтажа, которые превратят грузовик в мигающий маяк света.

Общие цвета и законы пожарных машин

Красные и белые огни используются (с редким синим огненным огнем где-то сзади) на пожарных машинах, служебных грузовиках и внедорожниках. Каждый штат Союза строго регулирует не только цвет света, но и размещение света на машинах скорой помощи. Кроме того, существуют законы, контролирующие использование огней, идущих и даже возвращающихся из аварийной ситуации. Компания Extreme Tactical Dynamics составила в разделе «База знаний» нашего сайта актуальный список нормативных актов, регулирующих использование, цвет и размещение аварийных огней. Большинство пожарных машин полностью оснащены фарами, соответствующими стандартным нормам; просто обязательно ознакомьтесь с правилами вашего штата, прежде чем добавлять что-либо еще или перед оснащением вашего POV или MFV, если вы пожарный-добровольец.

История пожарных машин в Америке

Немного истории может вас заинтересовать. Бенджамин Франклин в 1737 году организовал первую пожарную роту. До этого закон требовал, чтобы при любом пожаре в доме или в очаге под рукой было ведро с водой на случай чрезвычайной ситуации; пожарные были только неорганизованными ковшовыми бригадами. В 1905 году «Популярная механика», тот же журнал, что и сегодня, выступал за использование моторизованных «пожарных» машин вместо повозок, запряженных лошадьми. Автомобильная компания Knox в Спрингфилде, штат Массачусетс, построила первую полностью оборудованную пожарную машину в 1919 году.06, в котором были лестницы, фонари, сирены и т. д. Пожарные стояли на подножках, держась изо всех сил, пока грузовики проезжали мимо гужевых повозок, пешеходов и хаоса на улицах.

Extreme Tactical Dynamics предлагает подходящую аварийную фару для улучшения транспортного средства, независимо от того, является ли оно вашим собственным, закрепленным за вами или частью автопарка полиции или пожарной охраны. От крошечных мощных 3-ваттных стробоскопов, которые можно спрятать в отражателях, до массивных 48-дюймовых потолочных фонарей с многочисленными функциями и опциями и световым потоком на 360° — у нас есть широкий ассортимент высокоэффективных и качественных светильников по самым низким ценам. . Одна пожарная служба обновила старую пожарную машину, добавив 48-дюймовую полноразмерную световую панель с оптикой Linear 1, что снова сделало ее высокопроизводительным дополнением к автопарку!

Extreme Tactical Dynamics предлагает на продажу полный ассортимент светодиодных полос, а также множество других продуктов аварийного освещения.

 

Дополнительная литература

  • Аварийные автомобильные огни для полиции, пожарной охраны, строительства и безопасности

  • Фары полицейской машины

  • Огни скорой помощи и сирены: насколько они полезны?

  • Как правильно выбрать аварийный автомобильный фонарь

  • Модернизация фонарей вашего автопарка

  • Типы креплений аварийных автомобильных фонарей и выбор цвета

  • Временные аварийные огни автомобиля

сек.

169.58 МН Устав

Законодательное собрание Миннесоты

Поиск Законодательный орган

  • Устав Миннесоты 2022 г.
  • ТРАНСПОРТ
  • Глава 169
  • Раздел 169.58

169,57

169.59

  • Поиск Устава штата Миннесота
  • О Уставе Миннесоты
  • Устав 2022 г. Новый, измененный или отмененный
  • 2022 Таблица групп
  • Темы Устава 2022 г. (указатель)

Глава 169

  • Таблица разделов
  • Полный текст главы
  • Список версий

Раздел 169.

58

  • Список версий

Темы

  • Скорая помощь
  • Скорая медицинская помощь
  • Фары (детали автомобилей)
  • Автомобили
  • Отдел общественной безопасности
  • Тихоходные транспортные средства
  • Добровольные пожарные
  • 2021 Подд.