Содержание
Fiat? BMW? Opel? — с чего срисовали Москвич-408/412 — журнал За рулем
Разбираем в основных деталях семейство Москвичей‑408 и -412: что здесь скопировано, а что — оригинальное. Вы удивитесь, насколько эта разработка — советская.
Уникальные версии Москвича-412: пикапы, спорткупе, хэтчбеки
Менее чем через десять лет (по тем временам сравнительно недолгий срок для конвейерной жизни советского автомобиля) после начала выпуска Москвича‑402, пережившего несколько модернизаций, включая создание модели 403, – в серию пошел Москвич‑408 с совершенно иным кузовом. Он оказался продуктом эволюции, а не принципиально новой моделью, – на МЗМА было принято модернизировать машины поэтапно. От 403‑го по наследству перешли двигатель, подвеска и тормоза.
В 1964 году вряд ли кто-то на заводе предполагал, что кузов, подвеска и рулевое управление Москвича‑408 доживут, пусть и в модернизированном виде, до второй половины 1980‑х годов и будут еще долго выпускаться в Ижевске, изрядно подпортив имидж некогда уважаемой модели. Но в середине 1960‑х Москвич‑408 отвечал требованиям времени. Вскоре он получил прогрессивный и крайне удачный двигатель, а с ним и новое имя – Москвич‑412.
Совсем новый кузов Москвича‑408 сочетали с подвеской, рулевым управлением, тормозами и силовым агрегатом предыдущего Москвича‑403. Спереди – двухрычажная подвеска, в основе который лежала конструкция середины 1950‑х годов, вовсе не устаревшая. Аналогичная использовалась на прямых аналогах и ровесниках – седанах Opel Kadett и Fiat 1300/1500. У автомобилей BMW и Ford спереди была уже подвеска McPherson. Мощность двигателя объемом 1,4 литра на Москвиче‑408 удалось поднять до 50 л.с. Однако для машины такого класса этого оказалось уже мало.
С «лица» первые прототипы Москвича‑408 походили на Fiat 1800 образца 1959 года. Его стилистику, правда, уже в измененном, четырехфарном образе, унаследовали и модели Fiat 1300 и 1500.
Первые прототипы Москвича‑408 появились еще в самом начале 1960‑х. В них, как, впрочем, и во многих европейских аналогах тех лет, чувствуется влияние американской стилистики.
Задняя часть Москвича очень похожа на корму всё того же седана Fiat 1800. Впрочем, в подобном стиле делали и иные европейские автомобили тех лет.
Вертикальные задние фонари Москвича‑408 решены в стиле американских автомобилей, модном в конце 1950‑х – начале 1960‑х годов.
Москвич‑408 не копировал ни один европейский аналог и выглядел достойно на их фоне. Постепенно художники МЗМА пришли к оригинальному, очень гармоничному и современному дизайну серийного Москвича‑408. | |||
Ford Taunus 17M Ford Taunus 17M | Opel Kadett A Opel Kadett A | BMW 1500 BMW 1500 | Москвич‑408 Москвич‑408 |
Москвич‑408 получил новый салон с модным в 1960‑е годы спидометром с растянутой шкалой. Руль поначалу был такой же, как у Москвича‑403, но вскоре его цвет изменили на входивший в моду черный. В салоне советского седана угадываются некоторые мотивы Фиата‑1800, но о прямом копировании речь не идет.
На многих зарубежных моделях спереди уже ставили дисковые тормоза, а на Москвиче они появились лишь в 1976 году – с приходом модели 2140. Мощный и динамичный Москвич‑412 – первый советский массовый автомобиль, получивший гидровакуумный усилитель тормозов. Лицензию на узел марки Girling купили у знаменитой британской компании Lucas. Гидровакуумные усилители применяли на большинстве аналогов Москвича, в частности на Фиатах.
Двигатель Москвич‑412 (фото справа) очень похож на BMW М10 (фото слева) — первоначально М115. Немецкий мотор рабочим объемом 1,5 литра (82 × 71 мм) тоже развивал минимум 75 л.с. при 5300 об/мин. Но советский агрегат не был его копией: у немецкого двигателя – чугунный блок цилиндров и иная камера сгорания, а также совершенно другое расположение навесных агрегатов. Наличие съемных гильз в алюминиевом блоке позволяло легко ремонтировать агрегат, и это в наших условиях – очень важное достоинство Москвича. В 1967 году в производство пошел Москвич‑412, главным отличием которого был современный верхневальный двигатель рабочим объемом 1,5 литра (82×70 мм) с алюминиевым блоком цилиндров и запрессованными в него чугунными гильзами. Базовый мотор при 5800 об/мин развивал 75 л.с. – весьма солидно для тех лет. Надежный двигатель имел отличный потенциал для форсировки и увеличения рабочего объема.
Величина переменная
Среднее техническое: обслуживаем Москвич, как 40 лет назад
В 1970 году Москвичи моделей 408 и 412 получили новый дизайн, в том числе заметные изменения в салоне, прямоугольные фары, иную крышку багажника и задние фонари. Машина стала еще современнее и привлекательнее.
Умело используя передовые зарубежные наработки (в первую очередь, двигатель), на МЗМА сделали оригинальный и очень удачный для начала 1970‑х годов автомобиль. Однако – не без слабых мест. В частности, передние барабанные тормоза уже устарели, четырехступенчатая коробка передач была слаба и ненадежна. От этого недостатка, кстати, не избавились до окончания производства последнего заднеприводного семейства Москвич‑2140/2138.
- Чьей копией была Волга ГАЗ-21, узнайте тут.
- Как делали главный автомобиль страны ЗИЛ-111, рассказано здесь.
- Как появился Москвич-402 — символ оттепели, читайте в этой публикации.
- Историю создания первой легковушки СССР — автомобиля НАМИ-1 — читайте тут.
- Из чего сделали первый советский лимузин ЗИС-101, вы узнаете тут.
- С кого срисовали знаменитую «копейку», узнайте тут.
- Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
- О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
- Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
- Какие заокеанские прототипы были у лимузина Чайка ГАЗ-13, мы вспоминали в этой публикации.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
мы на Москвиче — Авторевю
Гонки на олдтаймерах — неспешное барражирование по городским улицам и несколько простых «фигурок»? Нет — очные заезды на трассе Moscow Raceway и борьба вплоть до контактов! Это MCGP, Moscow Classic Grand Prix, а я — среди участников.
Самый свежий автомобиль на стартовой решетке — замыкающая пелотон Лада Веста медицинской службы. Причем некоторых из участников она может и опередить. У кого-то не настроены «вебера», то есть карбюраторы Weber, кто-то не отрывает взгляд от стрелки указателя температуры двигателя, у половины мотор троит на холостых, а я с пятой попытки наконец включаю первую передачу своего ижевского Москвича-412.
Все гонки серии MCGP разбиты на множество классов. Отдельно гоняются «формулы» (в этот раз их набралось 17 штук), по два класса у Волг и у Жигулей в зависимости от двигателей.
А я участвую в объединенных заездах, где собрались иномарки и серьезно доработанные Жигули с Москвичами. Понятно, что бороться с классическими Mini и Porsche 911 серии 930 нереально, — я буду соревноваться только с тремя автомобилями моего зачета Москвич-2000. Все четыре Москвича с двухлитровыми двигателями подготовлены компанией «Старое время» — правда, уровень переделок разный. У меня мотор умеренной форсировки и заниженная подвеска с амортизаторами Плазa от Жигулей — все остальное стандартное. А кирпичный «четыреста двенадцатый» владельца «Старого времени» Александра Смирнова мощнее (150 против 115 л.с.), у него есть блокировка дифференциала, «короткая» главная передача, амортизаторы Koni, а многие «резинки» в подвеске заменены полиуретановыми сайлент-блоками. Накануне в квалификации я уступил ему секунду с круга, но в том и прелесть очной гонки, что здесь может случиться что угодно.
Старт! Эх, хорошо рулится фактически стандартный Иж-412: на 15-дюймовых колесах с шинами Toyo Proxes R1R размерности 195/55 он позволяет очень тонко играть характером поворачиваемости. Все так ожидаемо, что и не скажешь, будто это олдтаймер. Можно резким движением руля сорвать его в небольшое скольжение всеми четырьмя колесами, как в первом быстром повороте трассы Moscow Raceway. Или, наоборот, мягко вставать на дугу и рано открываться, нащупывая предел сцепления шин. А если скорость на дуге слишком велика, достаточно коротко отпустить педаль газа, чтобы Иж взял более крутую траекторию.
Конечно, слабенькие амортизаторы плохо держат цепкие колеса, и, если заехать в повороте на поребрик, Иж начинает скакать — из-за этого пришлось подкорректировать привычные траектории. А отсутствие блокировки дифференциала сильно мешало набирать скорость после закручивающегося правого поворота и при выходе из шиканы на заднюю прямую. Но от этого только интереснее ехать: нужно все время поддерживать темп, не мазать на входах и идеально работать на выходах, ведь мотором свою ошибку не компенсируешь. С ним вообще нужно поаккуратнее. Механики сказали, что предел по оборотам 6500, но я не позволяю себе больше 5700.
За пару кругов до конца 20-минутной гонки я проехал мимо остановившегося на газоне автомобиля Смирнова: подвело сцепление. К этому моменту мой Иж, похоже, тоже начал сдавать. Запах горелого масла был все сильнее, начало подбуксовывать сцепление… Так что финишировал я в щадящем режиме. Ведь итоговый результат складывается по сумме двух гонок.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан
Moscow Classic Grand Prix, Moscow Raceway, Кольцевые гонки, Москвич, ретро
Москвич 412, легендарный автомобиль прошлого
Москвич 412 — шестая модель в многочисленном семействе Москвичей, выпускавшихся в разные годы на заводе ММС и АЗЛК. Аббревиатура и название существенной роли не играли, машины делались посредственно, финансовые условия на заводе были тяжелыми, денег на разработку не хватало. После выпуска серии грузовиков ГАЗ-АА в 38-40 годах завод сразу после начала ВОВ был переведен на производство военных заказов, а с окончанием войны выпуск автомобиля Москвич -400, прототипом которого считался немецкий Opel-Cadet K38.
В 1954 году предприятие МСМА было полностью переведено на выпуск автомобилей отечественной разработки «Москвич 401», которые стали изготавливаться в промышленных масштабах. С тех пор легкового автомобиля в СССР не было, Москвич-401 попался очень кстати. За два года было выпущено 2 миллиона экземпляров. После окончания серийного выпуска 401 модели был запущен Москвич 402, который также выпускался в течение двух лет. А в 1958 году с конвейера сошел Москвич 407, усовершенствованный вариант предыдущей модели. А вслед за ним в производство пошел и Москвич 403, не существенные отличия, но все же пополнившееся семейство советских «Москвичей».
Наконец, в 1964 году на заводе «Муза» началось производство принципиально нового автомобиля «Москвич 408». Автомобиль отличался в первую очередь кузовом, в очертаниях которого уже не было привычных округлых форм. Кузов Москвича 408 имел стремительно летящую форму, он напоминал в миниатюре американские лимузины и был слегка «прибит к земле». В салоне машине было по-прежнему тесно, приходилось сидеть выпрямляясь, без возможности пошевелиться. А ведь советские конструкторы шестидесятых и семидесятых годов даже не учли такой фактор, как удобство пассажира и водителя в салоне, не говоря уже о каком-то эргономичном подходе к решению вопроса.
Когда в 1967 году завершилась разработка очередной модели, то новый автомобиль Москвич 412, характеристики которого в целом немного отличались от предыдущей модели, получил такой же кузов, что и у 408. Однако ходовые качества качества двух моделей отличались, мощнее двигатель москвича 412 значительно добавили в машину динамики, улучшились скоростные показатели, параллельно с увеличением скорости была улучшена тормозная система. Машина становилась все более конкурентоспособной по сравнению с зарубежными аналогами, но ей не хватало показателей безопасности. Тем не менее, Москвич-412 успешно экспортировался в ряд стран соцлагеря, причем довольно крупными партиями.
Долгое время на заводе АЗЛК, уже переименованном из бывшего мисм, производились обе модели, Москвич 412 выпускался в большем количестве. Унификация была почти стопроцентной, а сборка автомобилей ускорялась с каждым днем. Автоматической коробки передач в то время не было, а на Москвич 412 устанавливали четырехступенчатую механическую коробку передач, машина всегда была заднеприводной с сухим дисковым сцеплением, карданным валом с игольчатой кассетой, гипоидным планетарным задним мостом и две дифференцированные полуоси.
Общая длина кузова автомобиля Москвич 412 составляла 4252 мм, при ширине 1552 мм и клиренсе 175 мм. Габариты довольно скромные, но в те годы все автомобилестроение было ориентировано на освобождение мелких земель, а это означало, что автомобили должны были быть компактными. Передняя подвеска москвича 412 была собрана на сайлентблоках, с двумя шаровыми опорами. Из всех агрегатов нарекания вызывала только коробка передач, которая часто сталкивалась с системой. В остальном автомобиль Москвич 412, отзывы о котором в целом неплохие, был признан надежным и современным.
Как установить коробку ваз на москвич
30.06.2018 0 комментариев
Базовая установка электросчетчика — временная. Комбинация для новой кабины. Переключитесь на панель автоматического выключателя. Инструкции по установке своими руками. Найдено 835 видео Загружено 30 марта 2013 Моя мама фанатка москвичей. У нее их было трое и передачи на москвичах всегда с мозгами. Загружено 28.04.2017 Установка ВАЗ КПП на Москвич. Загружено 2 июля 2016 г. Загружено 2 июля 2017 г. Всем привет! В 11 видео ремонт автомобиля АЗЛК МОСКВИЧ 2140 пошагово рассмотрим как снимается кардан. Загружено 5 сентября 2017 г. Демонстрация выполненных работ по замене подрулевых лепестков Москвич-408/412 на ВАЗ-2106 + кожух колонки. Загружено 18.09.2017 Результат замены омской КПП на КПП ВАЗ посредством переходной плиты на автомобиль ИЖ 2126 Ода с двигателем УЗАМ. Добавлено 13.06.2015 Замена Узаму — и ВАЗовскому двигателю! Замена двигателя Москвич на ВАЗО. Загружено 20 декабря 2013 г. Работа короткохвостой шторки сделана из того, что было. Установлен на 412й москвич с двигателем 1.5i. Добавлено 28 февраля 2018 г. Добавлено 4 июля 2016 г. Замена коробки Одовской на Жигулевскую! Поможем с заменой в Вологде). Спасибо за лайки)! Видео от нас)) Добавлено 28.02.2018 Добавлено 12.11.2016 Видео о частичном ремонте коробки передач на Москвиче. Устранение лишних звуков роботы cd. Тот же диагност. Загружено 14 декабря 2015 г. Моя группа в ВК Загружено 14 декабря 2016 г. Как переварить туннель? Да просто засунуть двигатель с коробкой, а потом #Булгар Вварить все на место)) Пиво. Загружено 23 сентября 2017 г. МОСКВИЧ СВАП МОТОР ВАЗ ОЗ. Для проведения данной доработки необходимо будет изготовить переходную пластину, позволяющую совместить отверстия в коробке передач и картере сцепления. Карданный вал необходимо взять от ВАЗа, но подвергнуть небольшой доработке – укоротить и приварить вилку крестовины от Москвича. Чаще всего после доработки кардана необходимо его отбалансировать. Шлицы первичного вала коробки Москвича отличаются от Жигулевских, поэтому необходимо применить диск сцепления и подшипник маховика также от ВАЗа. Для крепления рычагов рукоятки ручника лучше всего использовать жигулёвский кронштейн крепления впускной трубы. Покупая б/у трансмиссию для установки, нужно быть внимательным. Вторичный вал не должен иметь люфта, а его максимальное значение на первичном валу не должно быть больше 0,7 мм. Муфта, подшипник подвесного подшипника, а также крестовины карданного вала должны быть в исправном состоянии. Переходная пластина часто продается на авторынке. Также его можно сделать на заказ. |