Содержание
Послевоенные электровозы отечественных узкоколейных дорог
Младший брат
Страница подготовлена Дмитрием
Зиновьевым. © 2002-03, Дмитрий Зиновьев
|| Довоенные
электровозы || Список
электрифицированных УЖД… || Другие узкоколейные локомотивы…
Послевоенные электровозы
После Великой Отечественной войны были электрифицированы железные
дороги Шатурского транспортного управления (см. фото из архива
А. Филипова справа), Оленинская в Калининской области (9-км участок) и
Белоручейская (в Вологодской). Две последние еще работали на
электрической тяге в 1975 году. УЖД от Калининского завода
стройматериалов до песчаных карьеров также была полностью
электрифицированной, хотя к 1993 г. электровозы использовались только
на заводской территории.
В первую очередь на электрифицированных ж. д. использовались
переоборудованные шахтные электровозы. Переоборудование состояло в
том, что на шасси ставили кабину и стандартную сцепку, а на крышу
выносили токосъемник. Оазисы подобных электровозов были на
торфопредприятии Тоотси в Эстонии (на фото
слева), на заводе в Вербилках (Подмосковье) и в
Зарайске.
К10 и К14
Самые интересные электровозы находятся, пожалуй, в Зарайске, на
кирпичном заводе (вывоз глины; серия локомотивов К10). Там их
переделали так, что они похожи на кабину от дирижабля, то есть кабину
надстроили на всю длина электровоза. При погрузке используют боковые
токоприемники.
Электровозы К10 и К14 выпускаются одним из украинских заводов (каким?)
на колею 600/750/900 мм (К14 — на 750 и 900 мм). Сцепная масса К10 -
10 т., К14 — 14 т. (отсюда и числа «10» и «14» в названиях
серий). Мощность — 66 и 90 кВт. Сила тяги — 19 и 27 тонн. Скорость
12,2 и 11,5 км/ч (максимальная — 25 км/ч).
См. фото Ю. Акимова и В. Попова.
Кроме Зарайска, К10 и К14 эксплуатировались в Тоотси в
Эстонии. К14М-750 (обратите внимание на индекс «М») работает в Твери
на КСМ. Там же стоит ещё один недействующий К14М.
Всплеск разработок оригинальных узкоколейных электровозов пришелся на 60-е
годы. Работы велись Минлесхозом («лесники») и Минтопом («торфяники»).
Электровозы фирмы «Фиат Савильяно»
В 1949 г. в Сатку поступили 10 электровозов итальянской фирмы
«Фиат Савильяно» (ныне принадлежит фирме ALSTOM) на колею
1000 мм и напряжение 600 В. Больше о них ничего не известно.
НЭВЗ
В 1949 г. в Сатку поступили 10 электровозов НЭВЗа на колею 1000 мм и
напряжение 600 В. Больше о них ничего не известно.
П-КО-1
В 1951 г. НЭВЗ построил первый узкоколейный электровоз
однофазнопостоянного тока П-КО-1 для торфяной промышленности (по
заказу министерства электростанций). Электровоз был оборудован
однофазным трансформатором на 280 кВт и закрытым ртутным выпрямителем
и был расчитан на работу
под напряжением 6 кВ промышленной частоты. Ходовая часть для него была
заимствована от серийного промышленного электровоза постоянного тока
(600 В; аналогична ходовой части тепловоза ТУ2.), она имела две двухосные тележки с четырьмя тяговыми
электродвигателями по 55 кВт / 600 В каждый. Суммарная мощность
тяговых двигателей 248 кВт. Сцепной вес П-КО-1 был 28 т. (7 т. на
ось). Жесткая база 2.000 мм, расстояние между шкворнями тележек
5.200 мм, длина электровоза между буферами 10.400 мм, ширина 2.650 мм,
диаметр движущих колёс 900 мм. Высота электровоза от головки рельс до
рабочей поверхности лыжи токоприёмника: в опущеном положении 3.680 мм,
в рабочем положении 3.840 — 5.800 мм. Электровоз развивал скорость до
50 км/ч. Наименьший радиус вписывания кривую 60 м. Часовое тяговое
усилие 4.760 кг.
Электровоз был снабжен одним серийным пантографом типа ДЖ-5. Кузов
цельнометаллический, вагонного типа, с двумя постами
управления.
П-КО-1 работал в Шатурском транспортном управлении (см. фото из
архива А. Филипова слева) и водил составы весом до 500 т.
Электровозы производства ГДР
В 1957 г. в Сатку поступило почти полсотни электровозов марки EL3
производства ГДР на колею 1000 мм и напряжение 600 В. EL3 -
сочлённый 2-хсекционный электровоз типа B-B-B. В 1967 г. Саткинский
комбинат получил ещё 43 таких электровоза. 15 из них используются до
настоящего времени.
Похожие электровозы типа Bo-Bo эксплуатируются в Димитрове на
Украине. Там они используют напряжение 1400 В. Марка этих электровозов
на данный момент неизвестна.
ЭТ
у-4 / ЭКоу-4
В 1959 г. Демиховский завод изготовил два электровоза трехфазного
тока ЭТу-4 и два электровоза однофазного тока (50 Гц / 10
кВ) ЭКоу-4.
Сцепной вес ЭТу-4 был 20 т., максимальная скорость — 30
км/ч, два электродвигателя постоянного тока, часовая мощность 100
кВт. ЭТу-4 имели дополнительный дизельный двигатель 1Д6.
Сцепной вес ЭКоу-4 был 18 т., скорость 40 км/ч, два
электродвигателя постоянного тока, часовая мощность 80 кВт. Имелась
также возможность питать локомотив от тягового аккумулятора.
Все четыре электровоза работали в 1959 г. на Оленинской УЖД.
ЭД-16, ЭД-18, ТЭУ-1
Электротепловозы двойной тяги переменного тока ЭД-16 (слева), ЭД-18
(справа) и ТЭУ-1 были спроектированы ВНИИТП и построены Демиховским
заводом в 1961 г. для работы на Шатурском торфопредприятии, обслуживавшем
Шатурскую электростанцию.
Сцепной вес ЭД-16 был 20 т., максимальная скорость 40
км/ч. Электровоз запитывался от переменного тока промышленной частоты
(6 кВ). Имелось два электродвигателя постоянного тока, часовая мощность
80 кВт, и дизельный двигатель 2Д6. ЭД-16 потерпел крушение и был
разрезан. Тележки использовались для создания прототипной самоходной
электростанции ЭСУ-0.
ТЭУ-1 представлял из себя четырехосный электротепловоз переменного
тока (6 кВ). Он имел кузов вагонного типа с двумя кабинами. Групповой
привод осуществлялся от одного асинхронного тягового двигателя или от
дизеля, установленного внутри кузова. ТЭУ-1 имел сцепной вес 18 т. при
мощности в контактном режиме 220 кВт, в автономном режиме — 150 л.с.
ТТХ электровоза ЭД-18 автору неизвестны.
ЭЛ-1 / ЭЛ-2
В 1975 году на Оленинской УЖД Минлесхоза проходили испытания и
работали три электровоза производства Демиховского завода.
Электровоз трехфазного тока («два провода — земля», 10 кВ) ЭЛ-1 был
создан на базе самоходной электростанции СЭП-2М того же
завода. Выбор трехфазной системы оправдывался тем, что она позволяла
одновременно использовать контактную сеть как высоковольтную линию для
подачи электроэнергии в лес.
Трансформатор ТМ-100-10/0,4 понижал напряжение до 400 В для питания
двух тяговых двигателей трехфазного тока АК-72-4. Для возможности
использования электровоза по усам, где нет контактной сети, на
электровозе был установлен силовой агрегат, состоявший из дизельного
двигателя Д-54 и синхронного генератора СГ-60/6. Электровоз был
снабжен двумя пантографами 1-го Ленинградского завода ВАРЗ (на рисунке
почему-то виден всего один; где истина?)
ЭЛ-2 создавался на базе тепловоза ТУэ-4. В отличие от
ЭЛ-1, ЭЛ-2 оборудован 4 тяговыми двигателями постоянного тока
типа ДК-801А. Для преобразования переменного тока напряжением 10 кВ в
постоянный 250 В на электровозе устанавливается понижающий
трансформатор и мотогенераторный агрегат, состоящий из трёхфазного
асинхронного электродвигателя и генератора постоянного тока.
Сцепной вес электровозов ЭЛ 16 т. (4 т. на ось).
Жесткая база ЭЛ-2 1.500 мм. Расстояние между шкворнями тележек 3.200
мм. Диаметр движущих колёс 750 мм. Длина ЭЛ-2 между буферами 7.800
мм. Ширина 2.200 мм. Наименьший радиус вписывания ЭЛ-2 в кривую 50 м.
Максимальная скорость ЭЛ-1 22,5 км/ч, ЭЛ-2 — 35 км/ч. Часовое тяговое
усилие обоих электровозов 3.600 кг.
ЧС-11
Электровозы ЧС-11 (по чехословацкой классификации — тип 17Е; они же
К2К; они же 5424-0) были выпущены заводами «Шкода» в Пльзени либо в
Дубнице-над-Вахом в 1966
году (впоследствии их выпуск продолжался и в 1967 г.) Это карьерные
электровозы с кабиной (колея 914 мм, напряжение постоянного тока 1,5 кВ).
Локомотивы ЧС-11 под номерами 01-12 работают на УЖД
Боржоми-Бакуриани.
В середине 80-х гг. по крайней мере один из бакурианских ЧС-11 был
«задрапирован» с неизвестной целью (см. фото во втором ряду справа).
|
|
|
---|---|---|
Фотографии
N. Griffiths, 1999 | ||
|
|
|
ЧС11 «дома» | Фотографии Б. Мусихина и неизвестного
автора |
Электропоезд «Турист»
Электропоезд «Турист» рижского завода RVR с неизвестными ТТХ и колеей
(предположительно 914 мм) используется в Новоафонской пещере в
Абхазии. Подробнее — в фотоотчете О. Прута и на сайте Новоафонской пещеры. Вероятно, был выпущен
в единственном экземпляре (1977 г.) Фото слева прислано Т. Алтбергсом.
ПЭУ1
Электровозы ПЭУ-1 колеи 750 мм производились Днепропетровским
электровозостроительным заводом
специально для УЖД Пролетарск-Сулюкты в
Киргизии (021, 023). Кроме того, ПЭУ-1 (и ПЭУ-2) работали в Текели. Имеет кузов
вагонного типа с двумя кабинами по
концам. Тележки двухосные несочлененные. Схема цепей управления позволяет
следующие режимы работы: тяговый с последовательным и
последовательно-параллельным соединением тяговых двигателей,
электрического реостатного тормоза. Характеристика: 2о-2о (передняя
ось на рисунке не изображена по странной прихоти художника), напряжение
550 В, сцепной вес 30 т., часовая мощность 252 кВт, скорость 45
км/ч. Всего построено не менее 24 электровозов.
Рисунок из книги «Электровозы и тяговые агрегаты промышленных
железных дорог». Фото из архива завода (прислал А. Сийг).
Согласно журналу «Локомотив», в 1988 г. Днепропетровский завод
построил двухсекционный узкоколейный электровоз ПЭУ-2 (фото прислал
А. Порев).
I0-КП
Локомотивы этой серии, вероятно, принадлежат к классу горно-шахтных
электровозов. Осевая формула 2о-2о. Известно, что они использовались
на УЖД в Стоянове во Львовской области
(см. фото В. Венделина).
II-КП-2А/2Б, II-КП-3А
Электровозы серий II-КП-2А/2Б напряжения 550 В и колеи 750 мм имели
кузов будочной формы с одной центральной кабиной машиниста. Осевая
формула 2о-2о. Вес 35 т., часовая мощность у 2А — 224 кВт, у 2Б — 220
кВт, скорость 50 км/ч. Существовали также варианты II-КП-А и II-КП-3А
для колеи 1000 мм.
Горношахтные и рудничные электровозы
Есть еще целое семейство горношахтных и рудничных электровозов типа
АМ8Д, АРП10(Г), АРП14-900, АРП28, АРВ7, АРВ8, МРД900
(аккумуляторные) и ЭК10 (контактный).
Новочеркасский завод НЭВЗ выпускает электровозы неизвестной марки на
колеи 550, 600 и 900 мм (см. веб-сайт
завода).
Шахтные электровозы типа EL5 на колеи 600, 750 и 900 мм поставлялись в
СССР немецкой фирмой «HANS BEIMLER» (Hennigsdorf) с 1982 по 1992
г. в количестве 1234 шт. Они были расчитаны на постоянное напряжение
1400 В.
Источники и ресурсы
- Т. Алтбергс, частная переписка
- Э. Алиев, частная переписка
- Е. А. Ашкенази, «Эксплуатация узкоколейных локомотивов»
- Baryonyx, частная переписка
- Болашенко С., частная переписка
- J. Jindra, частная переписка
- И. Копайсов, частная переписка и веб-сайт
- Е. Крашенников, Д. Марков, А. Фрейндлинг, «Лесотранспортные
машины», ГизКАССР, Петрозаводск, 1958 - R. Lehmuth, частная переписка
- А. Малиновский, частная переписка
- А. Порев, частная переписка
- О. Прут, частная переписка
- А. Филипов, «Малая Октябрьская железная дорога», С.-Пб. 1998
- «Электровозы и тяговые агрегаты промышленных железных дорог»
- «Железные дороги СССР. Прошлое, настоящее, будушее». Фотоальбом
Дизельный двигатель — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Cтраница 3
Дизельные двигатели более теплонапряжены, чем карбюраторные.
[31]
Дизельные двигатели ( дизели) являются разновидностью двигателей внутреннего сгорания. Воспламенение топлива в них происходит при впрыске топлива в воздух, нагретый до высокой температуры за счет сжатия поршнем.
[32]
Дизельный двигатель с непосредственным впрыском работает жестко со стуками. Это вредно отражается на подшипниках и других деталях двигателя.
[33]
Дизельный двигатель 2Д6 четырехтактный, шестицилиндровый с вертикальным расположением цилиндров, с прямоструйным смесеобразованием.
[34]
Дизельные двигатели отличаются от других двигателей внутреннего сгорания очень большим разнообразием типов, конструкций, способов смесеобразования, назначений и условий эксплуатации.
[35]
Дизельные двигатели имеют только верхнеклапанные газораспределительные механизмы, так как при высоких степенях сжатия они позволяют получить рациональную форму камеры сгорания.
[36]
Дизельные двигатели на больших частотах вращения коленчатого вала работают с дымлением вследствие уменьшения времени, приходящегося на процессы смесеобразования и сгорания. Частота вращения, при которой дизельный двигатель начинает работать с дымлением, называется частотой начала дымления ян.
[37]
Схема движения агрегата на склоне.
[38] |
Дизельный двигатель оборудован пусковым устройством с управлением из кабины трактора, с места водителя.
[39]
Схема системы питания двигателя ЯМЗ-236.
[40] |
Дизельные двигатели с непосредственным впрыском имеют наименьшую по сравнению с дизельными двигателями других типов поверхность стенок камеры сгорания.
[41]
Дизельные двигатели имеют целый ряд существенных отличий от бензиновых. Во-первых, топливо засасывается насосом высокого давления из бака и подается через топливный фильтр непосредственно в форсунки. Через форсунки топливо попадает в предкамеру соответствующего цилиндра. В дизельном двигателе отсутствует система зажигания, поэтому для остановке двигателя предусмотрен специальный магнитный клапан. При выключении зажигания на нем исчезает напряжение и он прекрывает доступ топлива в систему.
[42]
Дизельные двигатели смазываются специальным маслом, имеющим маркировку CD. Замена масла и фильтра производится также, как и на бензиновых автомобилях.
[43]
Дизельный двигатель по конструкции очень напоминает бензиновый, но рассчитан на более дешевые и низкокачественные продукты перегонки нефти, чем бензин.
[44]
Дизельные двигатели изготовляются большими по мощности по сравнению с нефтяными и находят широкое применение па нефтебазах. Техническая характеристика дизельных двигателей приведена в табя.
[45]
Страницы:
1
2
3
4
НИЗКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОБАВКИ
НИЗКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОБАВКИ
Низкотехнологичные дополнения Zozer Games, Низкотехнологичное оружие , Fast Magic и Архаичное огнестрельное оружие предоставляют детали для настроек в нижней части таблицы Технического уровня, а также для фэнтези настройки. |
PDF СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ $4,99 Low Tech Weapons — аппаратное дополнение к ролевой игре Cepheus Engine. Low Tech Weapons предоставляет вам огромное количество нового оружия ближнего боя, которое можно без суеты добавить прямо в ваш Cepheus Engine или SF RPG на основе 2D6. Большинство из них основаны на смертоносном оружии, изобретенном и использовавшемся в Древний и Средневековый периоды. На низкотехнологичных планетах, TL 1-3, это оружие может иметь альтернативные названия. Они дадут больше разнообразия, чем нынешнее распространение копья, кинжала, абордажной сабли, меча. Катапульты, баллисты и требушеты также включены! |
PDF СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ $2,99 Для тех, кто хочет использовать Cepheus Engine в качестве набора правил для фэнтезийного сеттинга, Fast Magic предлагает полную импровизационную магическую систему. легко адаптируется к настройкам судьи, а во-вторых, отражает легкий подход самого Cepheus Engine. Персонаж игрока не должен пассивно ждать возможности использовать заклинание из своего списка заклинаний. Вместо этого он может адаптировать свою магию к каждой ситуации, играя гораздо более активную роль в игре. Мы предоставляем очень четкие, хорошо объясненные инструкции, которые гарантируют, что и судья, и игрок понимают возможности и ограничения мага. Быстрая магия проста в освоении и во время игровой сессии быстро и легко применяется. ОБЗОРЫ |
PDF СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ $1,99 Архаическое огнестрельное оружие предоставляет вам ряд огнестрельного оружия с черным порохом из истории Земли, которое можно без проблем добавить прямо в ваш двигатель Cepheus или фантастическую ролевую игру на основе 2D6. Судья может использовать эту книгу несколькими способами:
ОБЗОРЫ |
FANTASY COMPANION (сборник)
ЗАКАЗАТЬ КОПИЮ НА МЯГКОЙ ОБЛОЖКЕ ЗДЕСЬ 9,67 $ В ЭТОТ КОМПЛЕКТ НЕОБХОДИМО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ, БЫСТРАЯ МАГИЯ И АРХАИЧНОЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ В ОДНУ КНИГУ В МЯГКОЙ ОБЛОПКЕ!! Fantasy Companion — это не сеттинг и не полноценный фэнтезийный аддон, вместо этого он дает вам оружие и магию, которые могут вам понадобиться для вашего исторического или фэнтезийного сеттинга, в котором используется ролевая игра Cepheus Engine. Эта книга разделена на четыре части: Низкотехнологичное оружие (ножи, мечи, топоры и многое другое из культур со всего мира), Архаичное огнестрельное оружие (оружие эпохи пороха для ваших исторических или фэнтезийных сеттингов), Быстрая магия (целая импровизированная магическая система, с карьерой Мага) и Навыки и Персонажи (Советы по использованию навыков Цефея в фэнтезийных и исторических играх). PDF-файлы Low Tech, Archaic Firearms и Fast Magic будут отправлены вам по запросу после того, как вы отправите квитанцию Lulu по адресу [email protected]. |
Враждебные правила
Заказ через Lulu: Мягкая обложка, цветная внутренняя отделка, 237 страниц ОБЗОРЫ Alegis Downport: В целом, я думаю, что обновленная враждебная настройка и новая книга правил делают одну из лучших доступных настроек Cepheus Engine / 2D6, и я настоятельно рекомендую вам взглянуть на нее. Книга «Правила» станет фантастическим дополнением к вашей игровой библиотеке, и Пол Эллиотт, Ян Стед и их команда заслуживают похвалы за создание такого превосходного издания… ПОДРОБНЕЕ Эрик Ф: Что делает правила враждебной ролевой игры pdf такими хорошими, так это внутренняя согласованность правил враждебной игры. 2d6, сделанный Zozer Games, сделан превосходно, а у Пола Эллиота простой стиль письма, который делает эту книгу правил легкой для понимания. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ. | PDF $17,99 90 003 Мягкая обложка (цветная, с цветным фоном) 17,49 фунтов стерлингов Добро пожаловать в суровую ретро-вселенную HOSTILE, которая теперь пополняется собственной специальной книгой правил. Основанные на движке Cepheus, эти правила добавляют реалистичные боевые правила из популярной игры Modern War от Zozer Games, а также специальные правила из некоторых из восемнадцати дополнений HOSTILE. В сочетании с сопутствующей книгой HOSTILE Setting вы получите полноценную самостоятельную научно-фантастическую игру в стиле ретро-будущего. |