|
||||
|
Екатерина - специалист по продаже а/м КАМАЗ
43118-010-10 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 220 000 |
43118-6033-24 (дв.740.55-300 л.с.) | 2 300 000 |
65117-029 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 200 000 |
65117-6010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 2 350 000 |
44108 (дв.740.30-260 л.с.) | 2 160 000 |
44108-6030-24 (дв.740.55,рест.) | 2 200 000 |
65116-010-62 (дв.740.62-280 л.с.) | 1 880 000 |
6460 (дв.740.50-360 л.с.) | 2 180 000 |
45143-011-15 (дв.740.13-260л.с) | 2 180 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,рест.) | 2 190 000 |
65115 (дв.740.62-280 л.с.,3-х стор) | 2 295 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.) | 2 610 000 |
6520 (дв.740.51-320 л.с.,сп.место) | 2 700 000 |
6522-027 (дв.740.51-320 л.с.,6х6) | 3 190 000 |
Нужны самосвалы? Обратите внимание на Ford-65513-02. |
Контактная информация.
г. Набережные Челны, Промкомзона-2, Автодорога №3, база «Партнер плюс».
тел/факс (8552) 388373.
Схема проезда
КАМАЗ поршня и шатуны
КАМАЗ: азотированные коленвалы и вкладыши 0,25
Сборка дизеля КАМАЗ 740.60 с правильным вращением коленвала
Замена поршневых колец авто камаз
Ремонт шатуна двигателя Камаз - восстановление втулки под палец
Подборка новых поршневых колец для новых гильз камаз 740/тепловой зазор
и снова КАМАЗ. Вкладыши PVD. Новые бракованные коленвалы с индексом НХ!
Система смазки двигателя
Пришла поршневая на камаз, ремонт, замена поршневой.
Менять шатун или нет. Сделай Сам!
Также смотрите:
kamaz-parts.ru
Артикул: 7405-1000104
2 025 ₽
Комллект вкладышей нижних головок шатунов для двигателей КАМАЗ-740, КАМАЗ-740.11, КАМАЗ-740.13, КАМАЗ-740.30, КАМАЗ-740.31, КАМАЗ-740.37 , КАМАЗ-7405
В комплект входит 8 нижних и 8 верхних вкладышей.Вкладыши сменные ,тонкостенные, трехслойные с рабочим слоем из свинцовой бронзы.
Производитель: Димитровоградский завод вкладышей (Ульяновская область), дочернее предприятие ОАО "Димитровоградский автоагрегатный завод" - ДААЗ.
Продукция этого завода отличается высоким качеством, комплект поставляется в фирменной упаковке, защищенной от подделок защитной голограммой.
Размеры вкладышей устанавливаются от Р0 до Р7
В продаже имеются все размеры: от Р0 до Р7, цена за комплект.
Справочная информация по размерам вкладышей приведена в таблице.
При заказе Вам следует выбрать нужный размер шатунных вкладышей в выпадающем списке ниже.
Таблица размеров шатунных вкладышей двигателя КАМАЗ 740
Номенклатурный номер | Диаметршейки вала(мм) | Диаметрпостели (мм) | Размер |
740.1000104 | 80 | 85 | Ст |
740.1000104 Р1 | 79,5 | 85 | Р1 |
740.1000104 Р2 | 79 | 85 | Р2 |
740.1000104 Р3 | 80 | 85,5 | Р3 |
740.1000104 Р4 | 79,5 | 85,5 | Р4 |
740.1000104 Р5 | 79 | 85,5 | Р5 |
740.1000104 Р6 | 78,5 | 85 | Р6 |
740.1000104 Р7 | 78 | 85 | Р7 |
Цена: 2 025 ₽
www.kamagregat.ru
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Общее устройство и техническая характеристика двигателя КамАЗа 740.10
2. Устройство кривошипно-шатунного механизма
3. Разборка, ремонт и сборка шатунно-поршневой группы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Акционерное общество (АО) КамАЗ выпускает автомобили с колесными формулами 6x4, 4x2 и 6x6, различающиеся мощностными, размерными и весовыми параметрами. Массовое производство автомобилей семейства КамАЗ и их поступление в автотранспортный комплекс страны началось в 1976 г. В ходе производства совершенствовалась конструкция автомобилей и их составных частей, повышалось их качество, накапливался и изучался передовой опыт эксплуатации и ремонта.
В данной курсовой работе подробно описана конструкция кривошипно-шатунного механизма в двигатели 740.10 автомобиля КамАЗ. Техническая характеристика двигателя приведена в табл.1. По своим экологическим показателям двигатель 740.10 соответствуют требованиям правил ЕЭК ООН уровня EVRO-2. Приведены все необходимые рекомендации завода-изготовителя по регулировкам двигателя и его систем, основным неисправностям, методам их обнаружения и устранения.
Целью курсовой работы является изучение устройства кривошипно-шатунного механизма двигателя КамАЗа 740.10
1. Общее устройство и техническая характеристика двигателя КамАЗа 740.10
На автомобилях КамАЗ устанавливаются восьмицилиндровые, V-образные, четырехтактные дизели модели 740 с жидкостным охлаждением.
Блок-картер двигателя отлит из чугуна и снизу закрыт штампованным поддоном. В расточках блоков установлены гильзы цилиндров «мокрого» типа. Сверху гильзы закрыты индивидуальными головками. Механизм газораспределения верхнеклапанный. В нижней части развала блока установлен распределительный вал. Под ним в коренных опорах — коленчатый вал.
В передней части блока с коленчатым валом установлена гидромуфта привода вентилятора. С правой стороны блока крепятся центробежный фильтр очистки масла, масляный фильтр, маслозаливная горловина и щуп для контроля уровня масла в поддоне. С левой стороны нижней части блока установлен электростартер [3, с.25].
С наружной стороны боковых поверхностей головок цилиндров крепятся выпускные трубопроводы, с внутренней стороны — впускные трубопроводы и водоотводящие трубы. Сверху к впускным трубопроводам крепится фильтр тонкой очистки топлива. На передних концах водоотводящих труб установлены термостаты системы охлаждения двигателя.
В развале блок-картера размещены топливный насос высокого давления, компрессор и насос гидроусилителя рулевого управления.
Указанные конструктивные решения, а также применение автоматической гидромуфты в приводе вентилятора и двух термостатов в системе охлаждения, эффективная очистка масла, топлива и воздуха обеспечивают высокую долговечность деталей и узлов двигателя.
Основные параметры двигателя модели 740.10 приведены в технической характеристике (табл.1)
Таблица 1.
Техническая характеристика
Модель двигателя
740.10
Тип двигателя
С воспламенением от сжатия
Число тактов
Четыре
Число цилиндров
Восемь
Расположение цилиндров
V-образное
Угол развала
90°
Порядок работы цилиндров
1-5-4-2-6-3-7-8
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм
120x120
Рабочий объем, л
10,85
Номинальная мощность брутто, кВт (л. с)
176(240)
Максимальный крутящий момент брутто.Н. м (кгс. м)
833(85)
Частота вращения коленчатого вала, мин:
— номинальная
— при максимальном крутящем моменте
— на холостом ходу, не более:
минимальная
максимальная
2200
1200-1600
600±50
2930
Модель ТНВД
337-40
Модель форсунки
273-30
Давление начала подъема иглы форсунки, МПа (кгс/см): — в эксплуатации, не менее — новой (заводской регулировки)
19,61 (200)
21,37-22,36(218-228)
Высокая литровая мощность и низкий удельный расход топлива достигнуты форсированием двигателя по частоте вращения, применением совершенного смесеобразования, высокой степени сжатия и использованием тороидальной камеры сгорания.
Трудоемкость технического обслуживания двигателя в процессе эксплуатации значительно снижена благодаря применению закрытой системы охлаждения с всесезонной специальной охлаждающей жидкостью, высококачественных моторных масел двухступенчатого воздухоочистителя сухого типа, эффективных топливных и масляных фильтров.
Высокие пусковые качества двигателя при низких температурах обеспечены применением аккумуляторных батарей повышенной емкости, мощного стартера, маловязкого моторного масла и системы предпускового разогрева двигателя.
Двигатель состоит из кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения и систем смазки, охлаждения, разогрева, питания топливом, питания воздухом и выпуска отработавших газов.
2. Устройство кривошипно-шатунного механизма
Коленчатый вал (рис.1) изготовлен из высококачественной стали и имеет пять коренных и четыре шатунные шейки, закаленных ТВЧ, которые связаны между собой щеками и сопрягаются с ними переходными галтелями. Для равномерного чередования рабочих ходов расположение шатунных шеек коленчатого вала выполнено под углом 90°.
К каждой шатунной шейке присоединяются два шатуна: один для правого и один для левого рядов цилиндров (рис.2).
Подвод масла к шатунным шейкам производится от отверстий в коренных шейках 10 прямыми отверстиями 11 [3, с.27].
Для уравновешивания сил инерции и уменьшения вибраций коленчатый вал имеет шесть противовесов, отштампованных заодно со щеками коленчатого вала. Кроме основных противовесов, имеются два дополнительных съемных противовеса 1 и 2. напрессованных на вал, при этом их угловое расположение относительно коленчатого вала определяется шпонками 5 и 6 (рис.1).
В расточку хвостовика коленчатого вала запрессован шариковый подшипник 5 (рис.2).
/>
Рис.1. Коленчатый вал.
/>
/>
Рис.2. Установка упорных полуколец и вкладышей подшипников коленчатого вала.
/>
В полость переднего носка коленчатого вала ввернут жиклер 8. через калибровонное отверстие которого осуществляется смазка шлицевого валика отбора мощности на привод гидромуфты.
От осевых перемещений коленчатый вал зафиксирован двумя верхними полукольцами 1 и двумя нижними полукольцами 2 (рис.2), установленными в проточках задней коренной опоры блока цилиндров, так что сторона с канавками прилегает к упорным торцам вала. На переднем и заднем носках коленчатого вала (рис.1) установлены шестерня 3 привода масляного насоса и ведущая шестерня 4 привода распределительного вата. Задний торец коленчатого вала имеет восемь резьбовых отверстий для болтов крепления маховика, передний носок коленчатого вала имеет восемь отверстий для крепления гасителя крутильных колебаний [3, с.28].
Уплотнение коленчатого вала осуществляется резиновой манжетой 8 (рис.3), с дополнительным уплотняющим элементом — пыльником 9. Манжета размещена в картере маховика 4. Манжета изготовлена из фторкаучука по технологии формования рабочей уплотняющей кромки непосредственно в прессформе.
/>
Рис.3. Установка маховика и манжеты уплотнения коленчатого вала.
/>
Диаметры шеек коленчатого вала: коренных 95±0.011 мм. шатунных 80±0,0095 мм. Для восстановления двигателя предусмотрены восемь ремонтных размеров вкладышей.
Вкладыши 7405.1005170 Р0.7405.1005171 Р0.7405.1005058 РО применяются при восстановлении двигателя без шлифовки коленчатого вала. При необходимости шейки коленчатого вала заполировываются. Допуски на диаметры шеек коленчатого вала, отверстий в блоке цилиндров и отверстий в нижней головке шатуна при проведении ремонта двигателя должны быть такими же, как у номинальных размеров новых двигателей. Коренные и шатунные подшипники изготовлены из стальной ленты покрытой слоем свинцовистой бронзы толщиной 0.3 мм, слоем свинцовооловянистого сплава толщиной 0.022 мм и слоем олова толщиной 0.003 мм. Верхние 3 (рис.2) и нижние 4 вкладыши коренных подшипников не взаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеется отверстие для подвода масла и канавка для его распределения. Оба вкладыша 4 нижней головки шатуна взаимозаменяемы. От проворачивания и бокового смещения вкладыши фиксируются выступами (усами), входящими в пазы, предусмотренные в постелях блока, крышках подшипников и в постелях шатуна. Вкладыши имеют конструктивные отличия, направленные на повышение их работоспособности при форсировке двигателя турбонаддувом, при этом изменена маркировка вкладышей на 7405.1004058 (шатунные), 7405.1005170 и 7405.1005171 (коренные). Поэтому при проведении ремонтного обслуживания не рекомендуется замена вкладышей на серийные с маркировкой 740.100. ., так как при этом произойдет существенное сокращение ресурса двигателя.
Крышки коренных подшипников (рис.4) изготовлены из высокопрочного чугуна марки ВЧ50. Крепление крышек осуществляется с помощью вертикальных и горизонтальных стяжных болтов 3, 4, 5, которые затягиваются по определенной схеме регламентированным моментом.
/>
Рис.4 Установка крышек подшипников коленчатого вала.
/>
Шатун (рис.5) стальной, кованый, стержень 1 имеет двутавровое сечение. Верхняя головка шатуна неразъемная, нижняя выполнена с прямым и плоским разъемом. Шатун окончательно обрабатывают в сборе с крышкой 2. поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка 3, а в нижнюю установлены сменные вкладыши 4. Крышка нижней головки шатуна крепится с помощью гаек 6, навернутых на болты X предварительно запрессованные в стержень шатуна. Затяжка шатунных болтов осуществляется по схеме, определенной в приложении 8. На крышке и стержне шатуна нанесены метки спаренности — трехзначные порядковые номера. Кроме того на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра.
Маховик 1 (Рис.6) закреплен восемью болтами 7 шатуна, (рис.7), изготовленными из легированной стали с двенадцатигранной головкой, на заднем торце коленчатого вала и точно зафиксирован двумя штифтами 10 и установочной втулкой 3 (Рис.6) [3, с.29].
С целью исключения повреждения поверхности маховика под головки болтов устанавливается шайба 6 (рис.7). На обработанную цилиндрическую поверхность маховика напрессован зубчатый венец 2, с которым входит в зацепление шестерня стартера при пуске двигателя (Рис.6).
При выполнении регулировочных работ по установке угла опережения впрыска топлива и величин тепловых зазоров в клапанах маховик фиксируется при помощи фиксатора (рис.7).
/>
Рис.6. Маховик.
При этом конструкция имеет следующие основные отличия от серийной:
— изменен угол расположения паза под фиксатор на наружной поверхности маховика;
— увеличен диаметр расточки для размещения шайбы под болты крепления маховика.
Рассматриваемые двигатели могут комплектоваться различными типами сцеплений. На рис. Маховик показан для диафрагменного сцепления.
/>
Рис.7 Положения ручки фиксатора маховика.
а) при эксплуатации;
б) при регулировки, в зацеплении с маховиком
Гаситель крутильных колебаний закреплен восемью болтами 2 (рис.8) на переднем носке коленчатого вала. С целью исключения повреждения поверхносги корпуса гасителя под болты устанавливается шайба 5. Гаситель состоит из корпуса (см. рисунок) в который установлен с зазором маховик. Снаружи корпус гасителя закрыт крышкой. Герметичность обеспечивается закаткой (сваркой) по стыку корпуса гасителя и крышки. Между корпусом гасителя и маховиком находится высоковязкостная силиконовая жидкость, дозированно заправленная перед заваркой крышки. Центровка гасителя осуществляется шайбой, приваренной к корпусу (рис.9). Гашение крутильных колебаний коленчатого вала происходит путем торможения корпуса гасителя, закрепленного на носке коленчатого вала, относительно маховика в среде силиконовой жидкости. При этом энергия торможения выделяется в виде теплоты. При проведении ремонтных работ категорически запрещается деформировать корпус и крышку гасителя. Гаситель с деформированным корпусом или крышкой к дальнейшей эксплуатации не пригоден [3, с.30].
Поршень 1 (рис.10) отлит из алюминиевого сплава со вставкой из износостойкого чугуна под верхнее компрессионное кольцо.
В головке поршня выполнена тороидальная камера сгорания с вытеснителем в центральной части, она смещена относительно оси поршня в сторону от выточек под клапаны на 5 мм.
Боковая поверхность представляет собой сложную овально-бочкообразную форму с занижением в зоне отверстий под поршневой палец. На юбку нанесено графитовое покрытие.
/>
Рис.8 Установка гасителя крутильных колебаний коленчатого вала.
1 – гаситель; 2 – болт крепления гасителя; 3 – полумуфта отбора мощности;
4 – болт крепления полумуфты; 5 – шайба; 6 – коленчатый вал; 7 – блок цилиндров.
/>/>
Рис.9 Гаситель крутильных колебаний коленчатого вала.
/>
Рис.10 Поршень с шатуном и кольцами в сборе.
1 — поршень; 2 — маслосъемное кольцо; 3 — поршневой палец; 4, 5 — компрессионные кольца; 6 — стопорное кольцо.
В нижней ее части выполнен паз, исключающий при правильной сборке контакт поршня с форсункой охлаждения при нахождении в НМТ.
Поршень комплектуется тремя кольцами, двумя компрессионными и одним маслосъемным. Отличительной его особенностью является уменьшенное расстояние от днища до нижнего торца верхней канавки, которое составляет 17 мм. На двигателях, с целью обеспечения топливной экономичности и экологических показателей, применен селективный подбор поршней для каждого цилиндра по расстоянию от оси поршневого пальца до днища. По указанному параметру поршни разбиты на четыре группы 10, 20, 30 и 40. Каждая последующая группа от предыдущей отличается на 0,11 мм. В запасные части поставляются поршни наибольшей высоты, поэтому во избежание возможного контакта между ними и головками цилиндров в случае замены необходимо контролировать надпоршневой зазор. Если зазор между поршнем и головкой цилиндра после затяжки болтов ее крепления будет менее 0,87 мм необходимо подрезать днище поршня на недостающую до этого значения величину. Поршни двигателей 740.10, 740.11 и 740.13 отличаются друг от друга формой канавок под верхнее компрессионное и маслосъемное кольца, (см. разделы компрессионное и маслосъемное кольца). Установка поршней с двигателей КАМАЗ 740.10 и 7403.10 недопустима. Допускается установка поршней с поршневыми кольцами двигателей 740.11 и 740.13 на двигатель 740.10 [3, с.31].
Компрессионные кольца (рис.10) изготавливаются из высокопрочного, а маслосъемное из серого чугунов. На двигателе 740.10 форма поперечного сечения компрессионных колец односторонняя трапеция, при монтаже наклонный торец с отметкой «верх» должен располагаться со стороны днища поршня. На двигателях 740.10 и 740.13 верхнее компрессионное кольцо имеет форму сечения двухсторонней трапеции с выборкой на верхнем торце, который должен располагаться со стороны днища поршня.
Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца 4 покрыта молибденом и имеет бочкообразную форму. На рабочую поверхность второго компрессионного 5 и маслосъемного колец 2 нанесен хром. Ее форма на втором кольце представляет собой конус с уклоном к нижнему торцу, по этому характерному признаку кольцо получило название «минутное». Минутные кольца применены для снижения расхода масла на угар, их установка в верхнюю канавку не допустима.
Маслосъемное кольцо коробчатого типа с пружинным расширителем, имеющим переменный шаг витков и шлифованную наружную поверхность. Средняя часть расширителя с меньшим шагом витков при установке на поршень должна располагаться в замке кольца. На двигателе модели 740.11 высота кольца — 5 мм а на двигателях 740.10 и 740.13 высота кольца — 4 мм.
Установка поршневых колец с других моделей двигателей КАМАЗ может привести к увеличению расхода масла на угар.
Для исключения возможности применения не взаимозаменяемых деталей цилиндропоршневой группы при проведении ремонтных работ рекомендуется использовать ремонтные комплекты:
7405.1000128-42 — для двигателя 740.10 — 240;
740.13.1000128 и 740.30-1000128 — для двигателей 740.11-260 и 740.13-300.
В ремонтный комплект входят:
— поршень;
— поршневые кольца;
— поршневой палец;
— стопорные кольца поршневого пальца
— гильза цилиндра;
— уплотнительные кольца гильзы цилиндра.
Форсунки охлаждения устанавливаются в картерной части блока цилиндров и обеспечивают подачу масла из главной СГ) масляной магистрали при достижении в ней давления 0,8 — 1,2 кг/см2 (на такое давление отрегулирован клапан, расположенный в каждой из форсунок) во внутреннюю полость поршней.
При сборке двигателя необходимо контролировать правильность положения трубки форсунки относительно гильзы цилиндра и поршня. Контакт с поршнем недопустим [3, с.32].
Поршень с шатуном (рис.10) соединены пальцем 3 плавающего типа, его осевое перемещение ограничено стопорными кольцами 6. Палец изготовлен из хромоникелевой стали, диаметр отверстия 22 мм. Применение пальцев с отверстием 25 мм недопустимо, так как это нарушает балансировку двигателя.
3. Разборка, ремонт и сборка шатунно-поршневой группы
До истечения гарантийного срока не разбирайте двигатель (не снимайте головки цилиндров, масляный картер, не нарушайте пломбы топливного насоса высокого давления и не разбирайте его), в противном случае утрачивается право на гарантийный ремонт двигателя. При необходимости допускается заменять топливопроводы высокого и низкого давления, шланги, фильтры очистки масла, топлива и воздуха, водяной насос, вентилятор, выключатель гидромуфты, внешние крепежные детали, впускные воздухопроводы и выпускные коллекторы, водосборные трубы, форсунки, штанги толкателей, турбокомпрессоры;
Для разборки рекомендуется использовать поворотный стенд Р-770, на котором двигатель имеет возможность поворачиваться вокруг вертикальной и горизонтальной оси.
Перед установкой двигателя на стенд снимите масляный фильтр с теплообменником, вентилятор, выпускные коллекторы, кронштейны передних опор, стартер. Трущиеся поверхности деталей, кроме оговоренных особо, при сборке смазывайте моторным маслом.
Неметаллические прокладки для удобства сборки, при необходимости, ставьте с нанесением на одну из сопрягаемых деталей консистентной смазки. Следите, чтобы прокладки равномерно прилегали к сопрягаемым поверхностям, были плотно зажаты и не выступали за контур сопряженных поверхностей [4, с.10].
При установке резиновые уплотнительные кольца и заходные фаски сопрягаемых деталей смазывайте консистентной смазкой;
Не подгибайте шпильки при надевании на них деталей.
Поршень с кольцами и шатуном в сборе устанавливают в тиски и с помощью съемника И-801.08.000 снимают с поршня кольцо компрессионное верхнее, кольцо компрессионное и кольцо маслосъемное в сборе. При необходимости замены поршня или шатуна вынимают стопорное кольцо поршневого пальца из бобышек поршня и вынимают поршень с шатуном в сборе из тисков.
Нагрев поршень в течение 10 мин в масляной ванне до температуры 80...100 °С, выпрессовывают с помощью выколотки поршневой палец. Детали шатунно-поршневой группы моют и дефектуют.
Поршень бракуют при наличии трещин, прогаров, разрушении днища, вкраплении инородных частиц, а также при износе:
— юбки поршня в плоскости, перпендикулярной оси пальца, на расстоянии 104 мм от днища — до размера менее 119,81 мм;
— отверстия под поршневой палец — до диаметра более 45,02 мм;
— канавки верхнего компрессионного кольца — до размера, измеряемого по вложенным в канавку роликам диаметром 2,96 мм, менее 120,25 мм;
— канавки нижнего компрессионного кольца — до размера, измеряемого аналогично, менее 120,7 мм;
— канавки маслосъемного кольца — до высоты более 5,1 мм;
— наружной поверхности — до диаметра менее 44,99 мм.
Поршневой палец бракуют при наличии сколов, трещин, рисок, забоин и следов коррозии на поверхности и торцах, а также при износе наружной поверхности до диаметра менее 44,99 мм, В последнем случае деталь следует направить на восстановление [4, с.10].
Шатун в сборе бракуют при наличии трещин или обломов, износе торцов нижней головки по ширине до размера менее 33,23 мм. Изгиб и скручивание шатуна определяют с помощью приспособления 30701. При непараллельности осей отверстий головок шатуна на длине 100 мм более 0,06 мм шатун бракуют или направляют на восстановление.
При износе отверстия во втулке верхней головки шатуна до диаметра более 45,04 мм втулку выпрессовывают и устанавливают новую бронзовую втулку таким образом, чтобы масляные отверстия во втулке и шатуне совпадали. Перед установкой втулку охлаждают до температуры минус 50 ° С. Запрессовка втулки не допускается. Отверстие в установленной втулке растачивают до диаметра 45+8; 4 мм при частоте вращения расточной головки 1600 мин и подаче 0,06 мм/ оборот. Восстановленный шатун промывают и обдувают сжатым воздухом. При износе отверстия в верхней головке шатуна под втулку до диаметра более 49,02 мм шатун бракуют или направляют на восстановление. При износе отверстия нижней головки шатуна до диаметра более 85,02 мм его обрабатывают до ремонтного размера 85,5 мм, а при диаметре более 85,535 мм — бракуют или направляют на восстановление.
Перед сборкой шатунно-поршневой группы поршневые пальцы подбирают к шатунам. Поршень нагревают в масле до температуры 80...100°С, помещают в приспособление для сборки и соединяют с шатуном поршневым пальцем, установив шатун так, чтобы выточки под клапаны в поршне и пазы под усы вкладышей на шатуне были расположены с одной стороны. Запрессовка поршневого пальца не допускается. Перед сборкой сопрягаемые поверхности поршневого пальца и отверстий в поршне смазывают тонким слоем чистого моторного масла М ЮГгк [4, с.11].
В канавки поршня устанавливают стопорные кольца поршневого пальца. На поршень с помощью приспособления для снятия и установки колец последовательно устанавливают маслосъемное и компрессионные кольца (рис.10). При монтаже маслосъемного кольца в канавку поршня устанавливают расширитель и затем надевают маслосъемное кольцо так, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца. Компрессионные кольца устанавливают на поршень скошенной стороной и клеймом «верх» к днищу поршня. Замки соседних колец располагают под углом 120 °С. Перед установкой колец удаляют нагар из канавок поршня, а после установки проверяют легкость перемещения колец в канавках.
Шатун также должен свободно перемещаться вокруг оси поршневого пальца. При соблюдении этих требований поршень в сборе с шатуном снимают с приспособления и передают на сборку двигателя.
/>
Рис.11. Разборка головки цилиндров в приспособлении И-801.06.000
1 — винт; 2 — рукоятка; 3 — тарелки клапанов; 4 — штифт; 5 — головка цилиндров.
Головку цилиндров устанавливают на приспособление для разборки-сборки 7831-4044 или верстак. Разогнув усики стопорной шайбы крепления стойки коромысел, отвертывают гайки крепления стоек оси коромысел и снимают стойку коромысел, стопорные шайбы и фиксатор коромысел, а затем — коромысла клапанов со стойки коромысел. Отвернув и сняв гайку 10 регулировочного винта, ввертывают регулировочный винт 8 коромысла, снимают головку цилиндров с приспособления для разборки-сборки и устанавливают на приспособление для снятия-установки клапанов (рис.11) так, чтобы штифты 4 вошли в отверстия под болты крепления головки.
продолжение --PAGE_BREAK--Вращением рукоятки приспособления отжимают тарелки пружин клапанов вместе с втулками и снимают сухари клапанов, тарелки с втулками, наружные и внутренние пружины и шайбы пружин клапанов. С направляющей втулки впускного клапана снимают уплотнительную манжету в сборе, после чего из головки цилиндров извлекают впускные и выпускные клапаны [4, с.13].
При необходимости замены вывертывают следующие детали: ввертыш крепления впускного коллектора, ввертыш крепления водяной трубы, шпильки крепления патрубка выпускного коллектора, шпильки крепления стоек коромысел и шпильки крепления скобы форсунки. Головку цилиндров снимают с приспособления.
Головку цилиндров и снятые детали моют, клапаны, седла и направляющие втулки клапанов очищают от нагара, обдувают детали сжатым воздухом и дефектуют.
Головку цилиндров устанавливают на стенд для опрессовки 470.085 и проверяют под давлением воздуха 0,3 МПа (3 кгс/см) в течение 2 мин герметичность рубашки охлаждения и под давлением 0,6...0,65 МПа (6...6,5 кгс/см) — герметичность масляных каналов. При утечке воздуха головку цилиндров бракуют. Она также подлежит выбраковке при наличии трещин, захватывающих внутренние каналы, полости отверстий под форсунку, направляющие втулки и поверхность сопряжения с блоком цилиндров, при разрушении посадочных мест под седла клапанов и перемычек между ними, при повреждении или гравитационном разрушении поверхности сопряжения с блоком цилиндров [4, с.14].
При наличии выработки или раковин на рабочей поверхности седел клапанов их обрабатывают до выведения дефекта притиркой, не допуская увеличения диаметра седла выпускного клапана более 43 мм, а впускного — 48 мм. При невозможности устранения дефекта седла заменяют.
При наличии трещин, сколов, механических повреждений на поверхности направляющих втулок клапанов, а также при износе отверстия в направляющей втулке до диаметра более 10,04 мм втулку заменяют. Также подлежит замене при прогорании или механическом повреждении уплотнительное кольцо газового стыка.
Крышку головки цилиндров бракуют при наличии обломов и трещин. Неплоскостность поверхности прилегания к головке цилиндров проверяют щупом на поверочной плите. Она должна составлять не более 0,15 мм. В противном случае поверхность обрабатывают до устранения дефекта, снимая слой металла не более 0,5 мм. При невозможности устранения дефекта деталь бракуют.
Коромысло клапана с втулкой в сборе бракуют при наличии обломов или трещин, а также при износе носка коромысла по высоте. Расстояние от горизонтали, проходящей через центр отверстия во втулке коромысла, до носка коромысла, должно быть не более 6,0 мм. При износе отверстия во втулке ее заменяют и обрабатывают под ремонтный размер в соответствии с ремонтным размером стойки коромысел.
Стойку коромысел бракуют при наличии обломов или трещин. При износе опорных поверхностей их обрабатывают до ремонтного размера, при диаметре более 24,66 мм — бракуют.
Клапаны впускной и выпускной бракуют при наличии трещин, обломов, износе или выгорании рабочей фаски клапана. При износе стержня впускного клапана до диаметра менее 9,94 мм, а выпускного — 9,90 мм клапан бракуют или направляют на восстановление. При неравномерном износе торца стержня клапана его обрабатывают до устранения дефекта, не допуская
уменьшения высоты от торца до кольцевой проточки сверх 6,3 мм. При невозможности устранения дефекта клапан бракуют.
После устранения дефектов головку цилиндров в сборе с направляющими втулками клапанов помещают на приспособление для разборки-сборки 7831-4044 или верстак и устанавливают на место, если они были сняты, следующие детали: шпильки крепления патрубка выпускного коллектора (высота выступания шпилек 52±1 мм), шпильки крепления скоб форсунки, шпильки крепления стоек коромысел, ввертыш крепления впускного коллектора и ввертыш крепления водяной трубы. Головку цилиндров снимают с приспособления для сборки и устанавливают на стенд для притирки клапанов седлами клапанов вверх [4, с.15].
Приготовив притирочную пасту из 81% электрокорунда зернистого и 13% парафина, разведенных в моторном масле МЮГгк до сметанообразного состояния, наносят пасту на рабочую поверхность седел клапанов. Установив впускной и выпускной клапаны в головку цилиндров, выполняют их притирку до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм без рисок и разрывов на поверхности пояска. При правильной притирке матовый поясок на седле должен начинаться у основания большого конуса седла.
Головку цилиндров и клапаны укладывают в тару, ячейки которой пронумерованы и обеспечивают сохранение принадлежности клапанов и седел, к которым они притерты. Детали промывают в моющем растворе КМ-1 с пеногасителем ЭАП-40. Концентрация КМ-1 — 5 г/л, ЭАП-40 — 0.2...0.3%. Состав моющего раствора: карбонат натрия — 22,5%, тринатрийфосфат — 18,9%, триполифосфат натрия — 50,6%, сульфонал — 2,3%, синтанол ДТ-7 — 5,7%. Температура моющего раствора 70...80 °С, время выдержки 2 мин.
После мойки головку цилиндров устанавливают на приспособление для снятия-установки клапанов (см. рис.11), смазывают стержни клапанов и рабочие поверхности направляющих втулок чистым моторным маслом и устанавливают клапаны на свои места согласно нумерации после притирки.
На направляющую втулку впускного клапана устанавливают уплотнительную манжету в сборе, устанавливают шайбы пружин клапанов, внутренние и наружные пружины, тарелки пружин клапанов с втулками и вращением рукоятки приспособления сжимают пружины с тарелками и втулками. Установив сухари клапанов, отпускают пружины следя за тем, чтобы сухари вошли во втулку.
Сняв головку цилиндров с приспособления, проверяют герметичность клапанов. Для этого головку цилиндров устанавливают поочередно впускными и выпускными окнами вверх и заливают в них дизельное топливо. Хорошо притертые клапаны не должны пропускать топливо в местах уплотнения в течение 30 с. При подтекании топлива следует постучать резиновым молотком по торцу клапана. Если подтекание не устраняется, клапаны необходимо притереть повторно. Качество притирки можно проверить на карандаш, для чего поперек фаски клапана на равном расстоянии наносят шесть-восемь черточек. Клапан вставляют в седло и, сильно нажав на него, поворачивают на 1/4 оборота. При хорошей притирке все черточки должны быть стерты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кривошипно-шатунный механизм является основным механизмом поршневого двигателя. Он служит для восприятия давления газов в такте рабочего хода и преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из блок-картера, гильз и головок цилиндров, поршней с кольцами и поршневыми пальцами, шатунов, коленчатого вала, коренных и шатунных подшипников и маховика.
Маховик изготовлен из специального серого чугуна. Зубчатый венец напрессован на маховик с предварительным нагревом. Маховик закреплен на заднем торце коленчатого вала болтами и зафиксирован двумя штифтами и установочной втулкой.
Шатуны — стальные, двутаврового сечения. Соединение нижней головки шатуна с крышкой выполнено с прямым плоским разъемом.
Поршни отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава и оснащены чугунной упрочняющей вставкой под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным приработочным покрытием юбки. На поршне установлены два компрессионных и одно маслосъемное кольца. Компрессионные кольца изготовлены из чугуна специального химического состава, сечение кольца представляет собой одностороннюю трапецию. Боковая рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, нижнего — молибденом. Маслосъемное кольцо имеет прямоугольное сечение, витой пружинный расширитель и хромированную рабочую поверхность. При сборке двигателя обеспечивается выступание поршня над уплотнительным торцом гильзы цилиндра.
Поршневые пальцы изготовлены из хромоникелевой стали в виде пустотелых цилиндрических стержней и упрочнены цементацией и закалкой. Осевое перемещение пальца в поршне ограничено стопорными кольцами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аймасов Н.У., Гатауллин Н.И. Двигатели автомобилей КамАЗ. – Набережные Челны, 2002 г.
2. Барун В.Н., Азаматов Р.А. Техническое обслуживание и ремонт Автомобилей КамАЗ. – 2-е изд. перераб и допол. – М.: Транспорт, 1987.
3. Карагодин В.И., Карагодин Д.В. Автомобили КамАЗ: устройство, техническое обслуживание и ремонт. — М.: Транспорт, 2001. — 342 с.
4. Медведков В.И., Билык С.Т. Автомобили КамАЗ – 5320: Учебное пособие. – М.: Издательство ДОСААФ, 1999.
5. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей КамАЗ серии В: Бюллетень, 1996.
www.ronl.ru
КАМАЗ: азотированные коленвалы и вкладыши 0,25
и снова КАМАЗ. Вкладыши PVD. Новые бракованные коленвалы с индексом НХ!
Коренные вкладыши КАМАЗ ДЗВ
Снятие и установка вкладышей на коленвале двигателя Renault
Вкладыши нижних головок шатунов на двигатель КамАЗ Р3 ДЗВ
Комплект шатунных вкладышей КамАЗ (ДЗВ)
Сборка дизеля КАМАЗ 740.60 с правильным вращением коленвала
Замер шеек коленвала Штангенциркулем
Комплект шатунных вкладышей ЯМЗ 238 ДЗВ
Установка вкладышей и бугилей коленчатого вала - Двигатель М30
Также смотрите:
kamaz136.ru
Шатун стальной, кованный, стержень имеет двутавровое сечение. Верхняя головка шатуна неразъемная, нижняя выполнена с прямым и плоским разъемом.
КАРТА ДЕФЕКТАЦИИ ШАТУНА
Таблица 9
НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛИ ИЛИ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ | ОБОЗНАЧЕНИЕ | |||||||
ШАТУН В СБОРЕ | 740.1004 045 | |||||||
№ по каталогу | НАИМЕНОВАНИЕ | МАТЕРИАЛ | ТВЕРДОСТЬ | |||||
740.1004045 740.1004050 740.1004055 740.1004 062-11 740.1004 064-11 | Шатун Крышка шатуна Втулка верхней головки шатуна Болт крепления крышки шатуна Гайка болта крепления крышки шатуна | Сталь40ХН2МА Сталь40хн2ма Бронза БрОС-10-10 Сталь 40ХН2МА ГОСТ 4543-71 Сталь 30 Г1Р ТУ14-1-4459-88 | НВ 245-285 НВ245-285 НВ70 НRСЭ 37,5…40,5 НRСЭ 27…32 | |||||
№ дефекта | Обозначение | ВОЗМОЖНЫЙ ДЕФЕКТ | Размеры, мм | |||||
Номинальный | Предельно допустимый | СПОСОБ РЕМОНТА | ||||||
Без ремонта | Для ремонта | |||||||
1 | Трещины или обломы на шатуне и крышке | _ | _ | _ | Браковать | |||
2 | В | Отдельные забоины размером до 2 мм, риски на плоскости разъема шатуна и крышки | _ | _ | _ | Зачистить | ||
3 | Е,И | Изгиб или скручивание: -непараллельность осей отверстий под втулку верхней головки на длине 100 мм | 0,04 | 0,06 | Не более 0,6 | Править | ||
-отклонение осей отверстий под втулку верхней головки и нижней головки на длине 100 мм | 0,08 | 0,12 | Не более 0,6 | |||||
4 | Л | Износ верхней головки шатуна по ширине | размер Б 44-0,62 | _ | Не менее 43 | Браковать при размере Б менее 43 | ||
5 | Уменьшение расстояния между осями верхней и нижней головок И и Е | 225±0,05 | 224,5 | _ | Браковать при размере менее 224,5 | |||
6 | И | Износ отверстия верхней головки (под втулку) | Ø49 +0,016 | Ø49,024 | _ | 1).Осталивать. 2)Обработать под категорийный размер Ø49,5+0,016 | ||
7 | Г | Износ отверстия втулки верхней головки | Ø45 | Ø45,04 | Более Ø45,04 | Заменить втулку. Обработать в размер Ø45 | ||
8 | Е | Износ отверстия под вкладыши | Ø85 | Ø85,02 | Более 85,02 | 1) Осталивать. 2) Фрезеровать торцы в крышки и шатуна, расточить. 3) Обработать под ремонтный размер Ø85,5 | ||
9 | А | Износ нижней головки по ширине | Размер Д 33,4 | 33,23 | --- | Браковать при размере Д менее 33,23 |
Ремонт шатуна начинают с проверки изгиба и скручивания на контрольном приспособлении с индикаторными головками. При непараллельности осей отверстий верхней и нижней головки шатуна свыше 0,06 на длине 100 мм и отклонении этих же осей свыше 0,12 на длине 100 мм шатун правят.
В случае ослабления посадки втулки верхней головки шатуна по отверстию И заменяют втулку. Изношенную втулку выпрессовывают, новую втулку из бронзы БрОС-10-10 охлаждают в жидком азоте и запрессовывают так, чтобы не допустить ее выступание за поверхности Ж и К.
При износе более 49,02 мм отверстие верхней головки шатуна растачивают до Ø49,5 Н6 и запрессовывают ремонтную втулку Ø49,5 р6, как указано выше. Другой способ: восстанавливают поверхность И осталиванием, затем растачивают резцами до номинального размера.
При износе отверстия втулки верхней головки шатуна Г более допустимого размера Ф45,04 мм втулки заменяют новыми. Отверстия новых втулок растачивают до номинального размера Ø44,98+0.02 мм и затем хонингуют, используя синтетические алмазные хонинговальные бруски 45х3х3х22 марки А М40/28м73 СТ СЭВ 204-75. Обработку выполняют до номинального размера Ø45или ремонтного Ø45,15мм, выдерживая указанное на рис.14 расстояние между осями верхней и нижней головки шатуна.
В случае деформации или износа отверстия нижней головки шатуна более допустимого размера Е поверхность осталивают. После осталивания шлифуют отверстия на внутришлифовальном станке, используя шлифовальный круг ПВ 70х60х20 марка 24А32ПМ36К5А (ГОСТ2424-83). Обрабатывают отверстия размером Ø85мм, а затем хонингуют до Ø85 +0,022 мм брусками из синтетических алмазов марок АМ28М1 И А М40М1 на вертикально–хонинговальном станке, используя в качестве СОЖ смесь из 70% керосина и 30 % верстенного масла. После хонингования шатуны последовательно промывают в керосине и горячей воде, продувают сжатым воздухом (сушат).
РИС. 14. РЕМОНТНЫЙ ЧЕРТЕЖ ШАТУНА В СБОРЕ:
1 – корпус, 2 – втулка, 3 – крышка шатуна
Другой способ восстановления шатуна по отверстию нижней головки – расточка на категорийный размер Ø85,5 с установкой вкладышей ремонтного размера.
Наконец, третий способ – фрезерование плоскости разъема шатуна и крышки на 0,25 мм. Обработку выполняют в приспособлении с гидрозажимом (рис. 15). После обработки шатун собирают, растачивают и хонингуют отверстие нижней головки шатуна до номинального размера. Недостаток этой технологии - изменение межосевого расстояния между отверстиями Е и И. Кроме того, на участках поверхности отверстия нижней головки, прилегающих к плоскости разъема, при расточке остаются черновины.
РИС. 15. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ С ГИДРОЗАЖИМОМ ДЛЯ ФРЕЗЕРОВАНИЯ ПЛОСКОСТЕЙ РАЗЪЕМА ШАТУНОВ И КРЫШЕК:
1 – сектор, 2 – пружина, 3 – плунжер, 4 – втулка, 5 – корпус, 6 – рабочая жидкость,
7 - направляющая
studfiles.net
Маріупольській Будівельний Коледж
Лабораторна робота №2
Тема: Подвижные детали КШМ автомобилей ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ.
Цель: Закрепить теоретические знания по устройству, работе и повышению надежности деталей КШМ, ДВС автомобилей ГАЗ 24-10, ГАЗ 66, МАЗ 5335, ЗИЛ 431410 (131) и КамАЗ 5320 (4310)
Материальное обеспечение: стенды, макеты, плакаты КШМ и двигатели Зил и Газ в разрезе.
Литература: Михайловский Е.В. «Устройство автомобилей», Тур Е.Я. «Устройство автомобиля» и Юрковскийй И.М. «Автомобиль КамАЗ».
План:
1)Поршень: ( материал, диаметр, форма (головки, днища, юбки), СПД, покрытие поверхности).
2)Поршневой палец: (тип, способ крепления, материал, СПД.)
3)Поршневые кольца: (тип, материал, количество, КО и СПД.)
4)Шатун: (материал, сечение стержня, подшипник (тип и материал)).
5) Коленвал: ( материал, тип, покрытие шатунных шеек и крепление маховика.)
Поршень (ЗиЛ-131 и КамАЗ 740)
Поршень воспринимает давление газов при сгорании рабочей смеси и передает его при помощи шатуна коленчатому валу, а также обеспечивает требуемую форму камеры сгорания, герметичность внутрицилиндрового пространства.
Изготавливается из алюминиевого сплава, так как они достаточно прочные, легкие, имеют высокую теплопроводность и хорошие антифрикционные свойства. Для повышения прочности, надежности и обеспечения постоянства размеров и формы поршни изготавливают из алюминиевого сплава подвергают термической обработке – старению.
Поршень состоит из трех основных частей (рис.7): днища 5, уплотняющей части 6 с проточенными в ней канавками для поршневых колец и юбки 7, поверхность которой соприкасается с зеркалом цилиндра. Днище поршня вместе с внутренней поверхностью головки цилиндра, образующее камеру сгорания, непосредственно воспринимает давление газов: оно может быть плоским (двигатель ЗиЛ-131), выпуклым, фасонным (дизели КамАЗ, ЯМЗ).
Поршень представляет собой перевернутый цилиндрический стакан. Верхняя часть – головка, воспринимающая давление газов, делается более толстостенной, а нижняя его часть – юбка является направляющей частью и имеет более тонкие стенки. В юбке поршня имеются приливы – бобышки с отверстиями для поршневого пальца. В головке поршня расположены канавки, в которые вставлены поршневые кольца.
Наибольшее распространение в карбюраторных двигателях получили плоские днища (рис.7,а), отличающиеся относительной простотой изготовления. Днище 5 и уплотняющая часть 6 составляют головку поршня, на которой располагаются поршневые кольца 3 (компрессионные и маслосъемные).
Юбка 7 поршня, имеющая форму конуса овального сечения, является направляющей при его движении в цилиндре. С внутренней стороны она имеет охлаждающие ребра и приливы – бобышки 2 с отверстиями для поршневого пальца 8.
При работе двигателя поршень, нагреваясь, расширится и, если между ним и зеркалом цилиндра не будет необходимого зазора, заклинится в цилиндре, и двигатель прекратит работу. Однако большой зазор между поршнем и зеркалом цилиндра также нежелателен, так как это приводит к прорыву части газов в картер двигателя, падению давления в цилиндре и уменьшению мощности двигателя. Чтобы поршень не заклинивало при прогретом двигателе, головку поршня выполняют меньшего диаметра, чем юбку, а саму юбку в поперечном сечении изготавливают не цилиндрической формы, а в виде эллипса с большей осью его в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.
Для свободного перемещения поршня зазор между поршнем и гильзой при нормальном тепловом режиме (80…95оС) составляет:
ЗиЛ – 131 – 0,03…0,06 мм.
КамАЗ – 740 – 0,089…0,170 мм.
На юбке поршня ряда двигателей с одной стороны сделаны Т- или П-образные тепловые прорези, предупреждающие заклинивание поршня при нагревании. Для предотвращения задиров поршня при нагреве на его поверхности около торцов поршневого пальца делают местные углубления – холодильники 1, которые также способствуют отводу тепла от поршня и улучшают условия его смазывания. Благодаря овальной форме и разрезу юбки предотвращается заклинивание поршня при работе прогретого двигателя. Для улучшения приработки поршней к цилиндрам и устранения возможных задиров поршни покрывают тонким слоем олова.
ЗиЛ – 131 – поршни (рис.7,а), имеющие бочкообразную форму юбки и две П-образные прорези между головкой и юбкой. Такая конструкция обеспечивает большую надежность поршней в результате более равномерного прилегания их с стенкам цилиндров. Покрыты оловом для лучшей приработки и уменьшения износа в первоначальный период работы двигателя.
КамАЗ – 740 – днище поршня (рис.7,б) делают фасонной формы, для лучшего перемешивания воздуха с поступающим в цилиндр топливом. Из высококремнистого алюминиевого сплава со вставкой из износостойкого чугуна.
При переходе поршня через ВМТ он смещается в боковом направлении от одной стенки цилиндра к другой, что сопровождается стуками. Для их устранения на двигателях автомобилей ось отверстия под поршневой палец смещают на 1,6 мм от диаметральной плоскости поршня в правую сторону автомобиля (по ходу движения автомобиля).
Поршни в цилиндры в цилиндры следует устанавливать так, чтобы боковое давление во время рабочего хода испытывала та часть поршня, где нет тепловых прорезей. С этой целью на днище поршня делают метку 4 или стрелку, которая при установке поршня цилиндр, должна быть обращена к передней части двигателя.
Поршневой палец (ЗиЛ-131 и КамАЗ 740)
Поршневой палец служит для шарнирного соединения поршня с шатуном. Он должен быть прочным, легким и износостойким, так как во время работы подвергается трению и большим механическим нагрузкам, переменным по величине и направлению.
Пальцы изготовляют из углеродистой и малоуглеродистой стали в виде пустотелых трубок. Для повышения надежности износостойкости наружную поверхность пальца цементируют или закаливают, а затем тщательно шлифуют и полируют. Пальцы из углеродистой стали закаливают на глубину 1…1,5мм, а изготовленные из малоуглеродистой стали подвергают цементации на глубину 1…1,4мм. После цементации пальцы закаливают и отпускают до определенной твердости. После такой термообработки наружная поверхность пальца твердая, а сердцевина вязкая. В бобышках поршня палец укреплен стопорными кольцами, удерживающими его от осевого смещения. Такой палец называют плавающим, так как он при работе двигателя может повертываться в верхней головке шатуна и бобышках поршня. Плавающие поршневые пальцы равномернее изнашиваются и поэтому долговечнее.
У работающего двигателя поршень из алюминиевого сплава расширяется больше, чем стальной палец, поэтому возможен его стук в бобышках поршня. Для устранения этого явления палец в бобышках устанавливают с натягом 0,01…0,02 мм, нагревая поршень перед сборкой до температуры 70…90оС, что обеспечивает поддержание нормального теплового зазора (0,01…0,03мм) в этом сопряжении на всех режимах работы. При работе двигателя поршень нагревается и палец получает возможность повертываться вокруг своей оси.
Поршневые кольца (ЗиЛ-131 и КамАЗ 740)
Поршневые кольца. Основная функция поршневых колец – уплотнение камеры сгорания и обеспечение герметичности соединения деталей поршень – цилиндр – канавки. Кроме того, при сгорании рабочей смеси значительное количество тепла поглощается поршнем и отводится от него поршневыми кольцами.
а – типы поршневых колец; б – расположение колец на поршне.
Конструктивно поршневое кольцо (рис.8) представляет собой плоскую разрезную пружину с зазором, который называется замком. Замок может быть прямым, косым или ступенчатым. Получили распространение кольца с прямым замком как наиболее простые в изготовлении. Замок позволяет устанавливать кольца на поршень и обеспечивает свободное расширение их при нагревании в процессе работы двигателя.
Поршневые кольца делятся на компрессионные и маслосъемные.
Компрессионные кольца отлиты из серого чугуна, легированного молибденом (ГОСТ 846—48), твердость HRB 98—106. Поверхность двух верхних компрессионных колец хромируется. Маслосъемные кольца составные, состоящие из двух плоских стальных колец и двух расширителей — осевого и радиального. Поверхность плоских стальных колец хромируется.
Часть двигателей в 1964—1965 гг. была выпущена заводом с чугунными маслосъемными кольцами.
Шатун (ЗиЛ-131 и КамАЗ-740 )
Шатун служит для соединения поршня с коленчатым валом и передает ему усилие от давления газов на поршень к коленчатому валу, воспринимаемого поршнем при рабочем ходе, а также сообщает движение поршню при подготовительных тактах.
Изготавливается штамповкой из высококачественной (легированной или углеродистой) стали.
При работе двигателя шатун совершает сложное движение. Он движется возвратно-поступательно вдоль оси цилиндра и качается относительно оси поршневого пальца
1,4 – верхняя и нижняя головка шатуна; 2 – втулка верхней головки; 3 – стержень шатуна; 5 – вкладыши шатунного подшипника; 6 – крышка нижней головки шатуна; 7 – шплинт; 8 – корончатая гайка; 9 – фиксирующий усик вкладыша; 10 – шатунный болт; 11 – отверстие для масла.
Для уменьшения трения в верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая или биметаллическая с бронзовым слоем втулка, а в нижнюю, состоящую из двух частей, установлены тонкостенные вкладыши, представляющие собой стальную ленту, внутренняя поверхность которой покрыта тонким слоем антифрикционного сплава (ЗиЛ-131 – высокооловянистый алюминий, КамАЗ-740 – трехслойная с рабочим слоем из свинцовистой бронзы).
От осевого смещения и провертывания вкладыши удерживаются выступами (усиками) 9, которые входят в канавки нижней головки шатуна и его крышки. В нижней головке шатуна и во вкладыше делается отверстие для периодического выбрызгивания масла на зеркало цилиндра или на распределительный вал.
Обе половинки головки соединяются высокопрочными специальными шатунными болтами 10, гайки которых во избежание самоотвертывания фиксируются. В двигателе ЗиЛ – 131 – момент затяжки гаек – 80…90 Нм. В двигателе КамАЗ – 740 – затяжку гаек производят до удлинения шатунных болтов на 0,25…0,27 мм.
Внутренняя поверхность нижней головки шатуна обработана в сборе с крышкой. Поэтому крышки нижних головок шатунов невзаимозаменяемы. Чтобы их правильно установить, на боковую поверхность нижней головки шатуна и крышки наносят порядковый номер и цифры комплектности, которые должны совпадать при сборке.
В изучаемых двигателях на одной шатунной шейке коленчатого вала закреплено по два шатуна. Для лучшей уравновешенности кривошипно-шатунного механизма разница в массе шатунов не должна превышать 6…8 грамм. В V-образных двигателях на каждой шатунной шейке коленчатого вала расположены два шатуна. В этих двигателях для правильной сборки шатунно-поршневой группы поршни и шатуны устанавливают строго по меткам. На крышке и стержне шатуна дизеля КамАЗ-740 метки выбивают в виде трехзначных номеров. Кроме того, на крышке шатуна выбивают порядковый цилиндра. Так, у двигателя ЗиЛ-131 метка на днище поршня должна быть направлена к передней части двигателя. При этом метка на шатуне для левого ряда цилиндров должна быть направлена в одну сторону с меткой на поршне, а метка на шатуне для правого ряда цилиндров должна быть направлена в противоположную сторону относительно метки на поршне.
Коленвал (ЗиЛ-131 и КамАЗ-740)
Коленчатый вал служит для восприятия усилия от поршня через поршневой палец и шатун, и преобразовывает его в крутящий момент, передаваемы затем через маховик на агрегаты трансмиссии. Кроме того, кривошипы коленчатого вала через шатуны приводят в движение поршни при подготовительных тактах.
Коленчатый вал испытывает большие нагрузки и подвергается скручиванию, изгибу и механическому изнашиванию, изготавливается горячей штамповкой из среднеуглеродистой легированной стали.
а – двигателя автомобиля ЗиЛ-131; б – дизеля ЯМЗ; в – дизеля КамАЗ-740.
1 – передний конец вала; 2 – грязеуловительная полость; 3 – шатунная шейка; 4 – противовесы; 5 – маслоотражатель; 6 – фланец для крепления маховика; 7 – коренная шейка; 8 – щека; 9 – гайка; 10 и 15 – съемные противовесы; 11 – распределительное зубчатое колесо; 12 – установочный штифт; 13 – зубчатое колесо привода масляного насоса; 14 – винт; 16 – шпонка; А – величина перекрытия шеек.
Коленчатый вал состоит из коренных 7 и шатунных шеек 3, противовесов 4, передний конец вала 1 на который устанавливается храповик пусковой рукоятки и задний конец (хвостовик) с маслоотражателем 5, маслосгонной резьбой и фланцем 6 для крепления маховика. Также на передний конец вала устанавливается шестерня привода газораспределительного механизма, шкив привода вентилятора, жидкостного насоса и генератора. Шатунные шейки служат для соединения коленчатого вала с шатунами. Коренные шейки вала входят в подшипники, установленные в блоке цилиндров. Шатунные шейки 3 со щеками 8 образуют кривошипы. Для разгрузки коренных подшипников от центробежных сил служат противовесы.
В щеках 8 коленчатого вала просверлены наклонные каналы для подвода масла от коренных подшипников к масляным полостям 2, выполненных в шатунных шейках в виде каналов большого диаметра, закрываемых резьбовыми заглушками. Эти полости являются грязеуловителями, в которых под действием центробежных сил при вращении коленчатого вала собираются продукты изнашивания, содержащиеся в масле.
Форма коленчатого вала зависит от числа и расположения цилиндров, порядка работы и тактности двигателя. На большинстве автомобильных двигателей применяют полноопорные коленчатые валы, то есть каждая шатунная шейка расположена между двумя коренными. Таким образом, полноопорный вал имеет коренных шеек на одну больше, чем шатунных. Шатунные шейки коленчатого вала располагают так, чтобы одноименные такты (например такты расширения) в разных цилиндрах двигателя происходили через равные промежутки (по углу поворота коленчатого вала), а силы инерции, возникающие в цилиндрах, взаимно уравновешивались. Коленчатые валы двигателей автомобилей ЗиЛ и КамАЗ выполнены по крестообразной схеме (если смотреть с торца вала).
Для повышения износостойкости и долговечности шатунных и коренных шеек их закаливают с нагревом токами высокой частоты, после чего шлифуют и полируют. Переход от шеек к щекам, называемый галтелью, делают плавным, чтобы избежать концентраций напряжений и возможных поломок коленчатого вала. Для повышения жесткости и надежности коленчатых валов применяют перекрытие шеек, характеризуемое величиной А (рис.10,б). Перекрытие шеек составляет 22мм у коленчатого вала двигателя автомобиля ЗиЛ. Размеры шеек коленчатых валов: в двигателе автомобиля КамАЗ диаметр шатунной шейки 80 мм, а коренной 95 мм; в двигателе автомобиля ЗиЛ диаметр шатунной шейки 65,5 мм, а коренной 74,5 мм.
В работающем двигателе нагрузки на шатунные и коренные шейки коленчатого вала очень велики. Для уменьшения трения коренные шейки, как и шатунные, расположены в подшипниках скольжения, которые выполнены в виде тонкостенных вкладышей. Их назначение – уменьшить трение между шейками коленчатого вала и соответствующими опорами и тем самым снизить скорость изнашивания трущихся поверхностей Вкладыши состоят из двух половинок, устанавливаемых в нижней разъемной части шатуна и в гнезде блока и крышке коренного подшипника. От провертывания вкладыши удерживаются выступом, входящим в паз шатунного или коренного подшипника.
Вкладыши изготовляют из сталеалюминиевой ленты. У коренных вкладышей толщина стенки мала (1,9…2.8 мм – для карбюраторных двигателей и 3…6 мм – для дизелей). Широкое использование высокооловянистых сталеалюминиевых вкладышей вызвано тем, что они обладают повышенным сопротивлением усталости, хорошими противозадирными свойствами и коррозионной стойкостью, что увеличивает надежность двигателя.
Вследствие работы сцепления и косозубых зубчатых колес механизма газораспределения возникают силы, стремящиеся сдвинуть коленчатый вал вдоль оси. Особенно большие силы возникают в момент выключения сцепления. Поэтому один из коренных подшипников коленчатого вала делают упорным, воспринимающим осевые нагрузки и удерживающим вал от смещения.
Перемещение вала в продольном (осевом) направлении ограничивается: в автомобиле ЗиЛ – 131 – упорными шайбами с антифрикционным покрытием, которые расположены по обе стороны первого коренного подшипника; в автомобиле КамАЗ – 740 – четырьмя сталеалюминевыми полукольцами, установленными в выточке задней коренной опоры.
Передний конец коленчатого вала уплотнен самоподжимным резиновым сальником, расположенным в крышке блока распределительных зубчатых колес, и маслоотражателем. Масло не может попасть на сальник, так как он защищен специальным корпусом с отогнутыми краями. На ступицу шкива напрессован пылеотражатель, защищающий сальник от пыли и песка. .
Уплотнение заднего конца коленчатого вала состоит из сальника, маслосгонной резьбы и маслоотражательного гребня. Маслосгонная резьба или накатка нарезана в направлении, обратном вращению коленчатого вала. Это способствует отводу масла в поддон. Сальник представляет собой асбестовый шнур, пропитанный антифрикционным составом и покрытый графитом. Сальник состоит из двух половин, помещенных в канавки блока цилиндров и в держатель сальника, привернутый к блоку. В задний торец коленчатого вала запрессован шарикоподшипник вала сцепления. Фланец, отштампованный как одно с коленчатым валом, служит для крепления маховика.
studfiles.net
КАМАЗ: азотированные коленвалы и вкладыши 0,25
и снова КАМАЗ. Вкладыши PVD. Новые бракованные коленвалы с индексом НХ!
Сборка дизеля КАМАЗ 740.60 с правильным вращением коленвала
Снятие и установка вкладышей на коленвале двигателя Renault
Ремонт двигателя, устанавливаем ВКЛАДЫШИ
Расточка и фрезеровка вкладышей
Замена поршневых колец авто камаз
измерение шеек коленвала.mp4
Шлифовка коленвала Камаз
Момент затяжки, динамометрический ключ, прочность крепежа и удобная таблица
Также смотрите:
kamaz136.ru